Дэвид Триллинг: ТУРЦИЯ: В СТАМБУЛЕ ОТМЕТИЛИ СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЕ ТРАГЕДИИ ЕВРЕЙСКИХ БЕЖЕНЦЕВ

Loading

ТУРЦИЯ:  В  СТАМБУЛЕ  ОТМЕТИЛИ

СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЕ  ТРАГЕДИИ  ЕВРЕЙСКИХ

БЕЖЕНЦЕВ

 

 

      Когда Давид Столяр впервые прибыл в 1942 году в Палестину, которая тогда была под контролем Великобритании, никто не придал большого значения рассказанной им истории, хотя он был единственным выжившим пассажиром парохода «Струма», старого проржавевшего судна, потопленного торпедой вблизи турецкого берега вместе с восемью сотнями еврейских беженцев.

Чтобы почтить память погибших минутой молчания, небольшая группа местных активистов собралась 24 февраля 2012 года на мысе Сарайбурну, вблизи залива Золотой Рог, где «Струма» стояла на якоре.

Давид Столяр рассказал по телефону из своего дома в Орегоне, что в разгаре Второй мировой войны гибель «Струмы» не привлекла особого внимания. «Когда кругом умирали миллионы, что такое восемьсот погибших? Мелочь.» Только после войны история этого корабля проникла в газеты и помогла возбудить общественное мнение в поддержку создания независимого государства Израиль.

В 1942 году Столяр был 19-летним еврейским беженцем, спасавшимся из Румынии, вступившей в союз с нацистами. «Струма» была переоборудованным болгарским углевозом, у которого на пути в Палестину испортился паровой двигатель. Турецкие власти задержали судно, и оно стояло в виду мыса Сарайбурну.

800 еврейских беженцев из Восточной Европы, в большинстве женщины и дети, оказались заперты на борту корабля в течение трёх месяцев, пока союзники и нейтральная Турция обсуждали их судьбу. Лондон оказывал давление на турецкое правительство, чтобы оно воспрепятствовало дальнейшему плаванию корабля. Рост еврейского населения в Палестине вызывал возмущение местных арабов и независимых арабских государств – производителей нефти. Опасались, что в знак протеста они могут присоединиться к государствам гитлеровской коалиции. Со своей стороны, турецкие власти были решительно настроены не давать убежища пассажирам «Струмы». Турция не только была перегружена беженцами, но и опасалась, что помощь кораблю поставит под угрозу её статус нейтрального государства.

Плавание в Палестину должно было длиться пять дней, и люди запаслись едой на этот срок, поэтому в течение десяти недель турецким властям приходилось снабжать корабль продовольствием, водой, медикаментами. «Судно было так перегружено, – рассказывал Столяр, – что на палубе не хватало места для всех. Чтобы оно не перевернулось, нам приходилось подниматься наверх посменно.» Его спросили, почему он не попытался спрыгнуть в воду и уплыть на берег. «Вода была очень холодной, – ответил он, – и турецкие полицейские всё время дежурили у бортов.»

В конце концов, 23 февраля 1942 года турецкие власти отбуксировали «Струму» с неисправным двигателем обратно через Босфор в Чёрное море и оставили там дрейфовать без продовольствия и воды.

Рано утром 24 февраля произошёл взрыв. «Будучи брошены в открытом море без еды, воды, топлива, мы понимали, что наш конец близок. Так что я не был удивлён случившимся», говорит Столяр.

Историки изучили Московские архивы и пришли к заключению, что «Струма» была торпедирована советской подводной лодкой, которая приняла её за немецкое траспортное судно. Столяр допускает, что взрыв был осуществлён по сговору между турками и союзниками. Турецкие спасатели появились у места катастрофы лишь 24 часа спустя. Столяр держался на поверхности уцепившись за деревянный обломок. Его продержали в заключении два месяца, но потом дали визу для въезда в Палестину. Попав туда, он поступил сначала в британскую армию, а потом воевал в войне за независимость Израиля (1948).

Ни Турция, ни Россия, ни Великобритания не выразили сожаления по поводу гибели судна и его пассажиров. На собрании 24 февраля руководитель еврейской общины в Стамбуле призвал Анкару принести официальные извинения. Промышленник Исхак Алатон, который пятнадцатилетним мальчишкой помогал доставлять еду и лекарства на борт корабля, сказал, что отказ турецкого правительства принести извинения заслуживает осуждения.

«Турецкий народ должен знать о грехах прошлого и следует иметь мужество, чтобы потребовать от правителей вести себя гуманно», сказал Алатон собравшимся журналистам.

Рифат-Бали, стамбульский историк, много писавший о евреях в Турции, говорит, что трагедия «Струмы» не имела прямого эффекта на малочисленное еврейское население, но он сомневается, что сегодняшнее правительство выразит хотя бы сожаление о случившемся – оно просто не считает себя ответственным за события прошлого.

 

Дэвид Триллинг

Перевёл Игорь Ефимов

 

David Trilling for EurasiaNet’s Weekly Digest. 2012 © EurasiaNet

Print Friendly, PDF & Email