Лев Мадорский: Восстание в Белостокском гетто — вторая Масада. Памяти Мордехая Тененбаума

Loading

В СССР о подвиге еврейского героя забыли, но в Польше, постперестроечной Белоруссии и, особенно, в Израиле Мордехая Тененбаума помнят.

Восстание в Белостокском гетто — вторая Масада

Памяти Мордехая Тененбаума

Лев Мадорский

«У нас нет другого пути, кроме как гордо умереть…»
(Из дневника Мордехая Тененбаума)

О подвиге 960 евреев в Масаде, (1 век н.э.), которые предпочли умереть, но не сдаться осадившим крепость римлянам, мы знаем от Иосифа Флавия. Известны и последние слова руководителя восстания Эльазара бен Яира, которые еврейский историк услышал от двух женщин, скрывшихся во время массового самоубийства. Слова трагичные и яркие, наполненные, воистину, шекспировской силой: «Поскольку мы уже давно решили никогда не быть слугами римлян и никого иного кроме Б-га самого, то настало время исполнить это решение. Мы первыми восстали против римлян и последними закончим войну с ними, и я не могу оценить иначе как милость, которую нам оказывает Б-г, что мы можем умереть храбро и свободными. Пусть наши жёны умрут прежде, чем подвергнутся насилию, а наши дети прежде, чем испытают рабство».

Среди евреев всегда были и есть до сих пор потомки тех великих 960 защитников Масады, которые предпочли смерть рабству. Их подвиг, как и подвиг Маккавеев, навсегда останется не только для иудеев, но и для всех людей, символом несгибаемости, убеждённости, веры. Об одном из таких героев, тёзке Тененбаума, Мордехае Анилевиче, возглавившем Варшавское гетто, я писал несколько лет назад на форуме в разделе «Люди». Хочу вспомнить ещё одного юного героя еврейского сопротивления Мордехая Тененбаума. Мне особенно приятно это делать, так как Мордехай однофамилец, (а, может быть, и не только) уважаемого автора нашего Портала.

Мордехай родился в Варшаве в 1916 году. О его детстве, семье, школьных годах написала сестра Мордехая. Книга вышла в Израиле, в 1974 году. Учитывая сионистские интересы Тененбаума-юноши, можно с достаточной долей уверенности предположить, что в семье соблюдались еврейские традиции. В 1931 году Мордехай поступил в Варшавский университет на факультет языковедения. Специализировался на изучении семитских языков. В 22 года стал членом движения «Паолей Цион», организации сионистов-социалистов, которая возникла в России в 1901 году. В 1938 году перед самым началом войны Тененбаум уже был членом ЦК варшавского отделения сионистской организации «Хе-Хелуц». Попутно замечу, что основателем «Хе-Халуц» России был известный сионист, соратник Жаботинского, и, одновременно, герой России и полный Георгиевский кавалер, Иосиф Трумпельдор. Эта организация, впоследствии ставшая всемирной, готовила еврейскую молодёжь к переселению в «Эрец Исраэл».

В начале войны Тененбаум по заданию «Хе-Халуц» перебирается в Вильно (сегодня Вильнюс), где в то время количество евреев (80 тыс.) составляло, примерно, третью часть населения города. Уже 24 июня 1941 года немцы вошли в город и в первые же недели более 35 тысяч евреев было расстреляно в небольшом дачном местечке Панеряй к югу от Вильнюса. Всего в Панеряй за 4 года было расстреляно от 70 до 100 тыс. евреев. Сегодня там стоит обелиск жертвам расстрела и открыт музей, в котором собраны и продолжают собираться материалы о них. Эти события более подробно описаны в статье Евгения Берковича «Две минуты тишины».

В сентябре 1941 года всех евреев Вильно согнали в гетто. Мордехай проник в расположение гетто и оказал помощь в создании там боевой организации ФПО ( Ферайнигте Партизанер Организацие. идиш.)

Весной 1942 года, по заданию «Хе-Халуц», Тененбаум под прикрытием фальшивых документов на имя татарина ЮсуфаТамарова, возвращается в Варшаву. Здесь он ведёт активную деятельность: помогает наладить связь с организацией сопротивления в Варшавском гетто, издаёт подпольную газету «Фрайхайт».

Хайка Гроссман, 1945 г.

В ноябре 1942 года 24-х летний Тененбаум под теми же документами Тамарова был направлен в Белосток для связи с боевой организацией Белостокского гетто. В Белостоке и его окрестностях (город отошёл в 1939 году после раздела Польши к СССР) проживало более 350 тыс. евреев. На следующий же день после захвата города немцы сожгли еврейский квартал. При этом погибли около 1000 евреев, запертых в синагоге. 50 тыс. евреев были заключены в гетто. Все евреи от 16 до 65 лет обязаны были работать на немецких предприятиях, получая за это в день 350 г. хлеба.

Боевая организация Белостока «Тель-Хай» которую возглавил Тененбаум, наладила связь с бойцами гетто, организовывала саботаж на немецких предприятиях, призывала евреев к активному сопротивлению. Среди ближайших помощников Мордехая Хайка Гроссман и Бронька Винницкая-Клебанская. Эти двадцатилетние девушки с риском для жизни доставляли оружие для бойцов гетто. Оружие либо покупали у поляков, либо воровали у немцев. Поразительными по смелости и дерзости были два нападения бойцов «Тель-Хай» на склады немецкого оружия.

Хайка одна из немногих выжила, переехала после войны в Израиль, написала, вышедшую в 1965 г. в Тель-Авиве, книгу «Люди подполья», рассказывающую о тех событиях, впоследствии стала депутатом Кнессета.

Неравная битва

Это восстание, второе по величине после восстания в Варшавском гетто, началось 16 августа 1943 года и продолжалось около месяца. Когда читаешь о ходе восстания — сдавливает сердце и трудно дышать. Со стороны немцев — три специальных полицейских батальона, сопровождаемые танками, артиллерией и самолётами. Со стороны евреев — 300 истощённых голодом узников гетто, вооружённых карабинами, несколькими автоматами и одним ручным пулемётом. У многих бойцов были только топоры, ножи и косы. Битва была страшная и неравная. Благодаря книге Хайки Гроссман, сохранившимся дневникам самого Мордехая и архивов гетто мы знаем о ходе боёв довольно подробно. 16 августа года немцы при поддержке танков и авиации атаковали гетто. Евреи проявили, воистину, чудеса храбрости и стойкости. Вот несколько наиболее ярких примеров.

18-летняя девушка, совсем девочка, Фрида Рыбаловская сумела отбить у немцев пулемёт.

20-летняя Рена Верник взорвала себя гранатой в окружении немцев и украинских полицейских.

Боевая группа из 12 человек во главе с Иосифом Кове и Юдит Новогрудской встали на пути танков и забросали их гранатами.

Небольшая группа, укрывшаяся в фабрике металлических изделий во главе с З. Фельдером и З. Зильбербергом, отбили три атаки немцев, и немцы сумели их уничтожить только в результате бомбардировки с самолёта.

Руководители восстания Мордехай Тененбаум и Давид Мошкович покончили с собой на пятый день, когда кончились боеприпасы и они были окружены.

Когда представляю себе последние дни и часы Мордехая Тененбаума, этого молодого человека, почти мальчика, который, как и герои Масады, предпочёл «умереть храбро и свободным», то становится горько, страшно и невыносимо обидно. Обидно не только потому, что оборвалась юная жизнь, но и потому, что долгие годы мы ничего не знали о Тененбауме. Мы много слышали о Зое Космодемьянской, Александре Матросове, Николае Гастелло, 28 панфиловцах, многих других героях Отечественной войны. Читали об их подвиге книги и смотрели фильмы. О великом подвиге Мордехая Тененбаума в Советском Союзе молчали, если не считать того, что имя его было внесено в «Чёрную книгу», после войны подготовленную к печати Василием Гроссманом и Ильёй Эренбургом, но так и не изданную в Советском Союзе.

Будем помнить

В СССР о подвиге еврейского героя забыли, но в Польше, постперестроечной Белоруссии и, особенно, в Израиле Мордехая Тененбаума помнят.

Во вторую годовщину восстания (16.08.1945) в Белостоке, на кладбище на ул. Жабьей, установлен каменный обелиск с надписью:

Мемориальная доска в Белостоке

«Памяти 60.000 еврейских братьев из белостокского гетто убитых немцами — посвящают немногие оставшиеся в живых евреи. Народ Израиля жив».

— В сентябре 1945 года правительство Польши наградило Тененбаума посмертно орденом «Крест Грюнвальда», высокой наградой, которая вручается за доблесть и особые заслуги в борьбе с оккупантами.

— В 1947 году, ещё до образования Израиля, в Тель-Авиве были опубликованы переведённые на иврит дневники Мордехая Тененбаума «Листы из пламени».

— 16 сентября 2010 года, в 67 годовщину восстания в гетто, в Белостоке, в зале кинотеатра «Форум» был показан спектакль «Мордехай Тененбаум» по одноимённой пьесе Марты Соколовской. Спектакль рассказал не о трагедии последних дней, а о любви Мордехая и его связной Брони Винницкой-Клебанской.

— На юге Израиля есть кибуц, который носит имя Мордехая Тененбаума.

Подвиг Мордехая Тененбаума и других бойцов, поднявших восстание в Белостоке, бессмертен. Бессмертен, пока мы помним о нём.

Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев для “Лев Мадорский: Восстание в Белостокском гетто — вторая Масада. Памяти Мордехая Тененбаума

  1. Мадорский-Левертову.
    Огромное спасибо, Ефим, за интересную и подробную информацию, которая существенно дополняет статью. Меня поражает оптимизм евреев в той безысходной ситуации. Чем-то напоминает 30-ые годы в Германии, когда многие верили, что постепенно всё как-то образуется и не хотели уезжать, когда это ещё было возможно. Бараша, конечно, обвинять нельзя: он искренне верил в чудо спасения. Впрочем, если выхода нет, то вера в чудо единственное что человеку остаётся. Страшное время, страшные события , страшные люди. Даже писать об этом невыносимо тяжело. Но надо…

  2. Вскоре после прихода немцев в Белосток там был создан юденрат. Его возглавил местный раввин Розенман, а его заместителем стал инженер Эфраим Бараш. Через некоторое время все евреи города были согнаны в гетто. Первый год оккупации прошел относительно спокойно. Гетто превратилось в большой трудовой лагерь. Работали все в возрасте от 15 до 65 лет. Вскоре гетто стало важным производственным центром, работавшим на германскую армию. Бараш был убежден в необходимости производительного труда в гетто как способе спасения жизни евреев. Большинство в гетто поддерживало эту идею. В середине 1942 года в белостокском гетто была создана молодежная подпольная организация во главе с Моредехаем Тенебаумом-Тамаровым, целью которой было создание базы для дальнейшей вооруженной борьбы с немцами. Подпольщики, прибывшие главным образом из Литвы (Вильнюс), были уверены в готовящемся немцами поголовном уничтожении евреев. Однако большинство еврейского населения гетто возражало против вооруженной борьбы, поддержав идею Эфраима Бараша о «спасении через труд». После выборочной «акции» в феврале 1943 года население все еще поддерживало Бараша. Во время «акции» сорокалетний еврей Авраам Меламед выстрелил в немецкого полицейского, немцы немедленно расстреляли 120 ни в чем не виновных евреев и потребовали сдачи Меламеда в их руки. Еврейская полиция гетто предложила за его голову награду в 10 тысяч марок.
    Проблема доносительства – универсальная проблема, она обсуждалась еще со времен танаев(3 век н.э). У Гедалии Аллона это описано так: «Ехала группа евреев по дороге и вдруг к ним пристали язычники (римляне) и говорят: «Дайте нам одного из вас, чтобы мы его казнили, иначе – убьем всех». Что им было делать? Пусть все они до единого будут убиты, это лучше, чем выдать кого-либо. Но если злодеи потребуют какого-либо конкретного человека…, то его можно выдать, чтобы никто больше не пострадал» (Аллон Г. История евреев Эрец-Исраэль в талмудическую эпоху. Т.2.-Иерусалим, 1994). Далее у Аллона рассказывается: «Явились войска, окружили город и предъявили ультиматум: выдайте нам этого человека или мы разрушим город. Рабби Иехошуа бен Леви побеседовал с беглецом и уговорил его отдаться в руки властей» (там же). Однако вывод Аллона из этого не столь очевиден: «Считалось недостойным выдавать человека властям, обвинявшим его в политическом преступлении, даже если из-за этого в опасности была вся община» (там же).
    Три дня после немецкой «акции» вся белостокская еврейская община жила в колоссальном напряжении. Авраам Меламед сдался немцам, «спасая гетто», «на заводах (гетто Белостока) царила радость» (Давидович Л. Война против евреев. — Тель-Авив, 1982).
    В ноябре 1942 года все гетто Белоруссии, кроме минского и белостокского (если считать Белосток Западной Белоруссией), уже были уничтожены. «Все это в огромной степени влияло на мировоззрение евреев Белостока, создавая иллюзию, что их положение особое, избранное, что их гетто спасется благодаря своим отличиям и особенностям» (Тененбаум-Беккер. Мордехай Тененбаум-Тамаров. — Иерусалим, 1974), (имелось в виду: производительный труд на нужды немецкой армии).
    Оптимистические слухи поддерживались и распространялись, пессимистические – отвергались и оспаривались. Вера в экономическую эффективность производства гетто Белостока, которая якобы спасет или отодвинет уничтожение евреев, поддерживалась немцами, ее распространял и руководитель юденрата Эфраим Бараш – «спаситель гетто, знавший, как вести себя с немцами», (Михман Д., Грайф Г. Еврейские лидеры и еврейское сопротивление. — Тель-Авив, 1995).Эта вера «одурманивала людей, ослабляя их противодействие врагу и способность гетто противостоять ему вооруженным путем» (там же), хотя и, понятно, путем гибели большей части людей.
    Эфраим Бараш хотел спасти жителей гетто, хотя бы часть из них, был ослеплен своей иллюзией это выполнить, убеждал подпольщиков не предпринимать самостоятельных действий без согласования с ним. «Я ведь заранее узнаю, если что-то будет происходить», — говорил он им (Гросман. Люди подполья.- Тель-Авив, 1965).
    Несмотря на разногласия между Барашем и подпольщиками установились неплохие отношения, Бараш помогал подпольщикам. Было несколько фактов, оказывавших влияние на взаимоотношения Бараша с подпольем:
    -авторитет Бараша в гетто;
    -в определенной степени уважительность Бараша к мнениям подпольщиков;
    -искренняя вера Бараша в возможность спасения хотя бы части евреев гетто.
    Эта готовность юденрата принести в жертву часть евреев ради спасения жизни остальных подействовала расслабляюще, даже деморализующе на решение подполья по отношению к «акции» февраля 1943 года, когда немцы потребовали от юденрата выдать 6300 евреев. «Акция» продолжалась 7 дней, в ее ходе было убито 12 тысяч человек. Восстание так и не началось. После «акции» отношения между юденратом и подпольщиками были разорваны. Бараш продолжал считать, что оставшиеся в живых после февральской «акции» доживут до конца войны. Подпольщики призывали готовиться к восстанию, чтобы ни один еврей больше не попал живым в руки немцев. Разногласия между подпольщиками и юденратами даже не позволили евреям подготовиться к новой «акции» в августе 1943 года, положившей конец еврейскому гетто Белостока и еврейской жизни в Белостоке вообще. «Таков был конец 200-летней истории евреев Белостока. Следы еврейской жизни и борьбы были стерты с лица земли» (Тененбаум-Ьеккер. Мордехай Тененбаум-Тамаров. — Иерусалим, 1974).

  3. Прекрасно, Лев! Броня Клебанская (зихрона ли-враха) тоже добралась до Израиля, прожила долгую жизнь. О встречах с ней мне рассказывал Толя Кардаш (зихроно ли-враха).

    1. Мадорский- Торпусману
      Броня Клебанская (зихрона ли-враха) тоже добралась до Израиля, прожила долгую жизнь. О встречах с ней мне рассказывал Толя Кардаш (зихроно ли-враха).

      Спасибо, Абрам, за отзыв. Как переводится текст в скобках? И, если можно, подробнее о Кардаше.

        1. Уважаемый Лев!
          Вот две ссылки о Толе:
          Уважаемая Елена! Огромное спасибо!

Обсуждение закрыто.