Белла Езерская: Ионас Кауфман — профиль артиста

Loading

Его профессиональная карьера началась в небольшом театре в Саарбрюкене — городе на западе Германии, с населением 175,5 тысяч человек. Почти два года он выходил на сцену в крошечных ролях.

Ионас Кауфман — профиль артиста

Белла Езерская

Случилось это лет 5-6 тому назад. На оперу «Кармен» в трансляции из Ла Скала я поехала в зал Симфони Спейс. Хотелось еще раз послушать музыку Бизе, и посмотеть еще одну Кармен. Правда, после Элины Гаранчи трудно было представить себе, что нового можно найти в этой роли. Кармен была высокая, несколько тяжеловатая брюнетка с красивым голосом, но без пылкого цыганского темперамента. В общем, неплохая. Шла сцена обольщения. Под Хабанеру Кармен дарила солдатам розы. По цыганскому обычаю подарить розу мужчине — значит предложить свою любовь. Ее взбесило, что смазливый капрал не обращает на нее никакого внимания. Возмущенная, она презрительно швыряет розу к его ногам. Хозе поднимает розу, и прижимает к груди. В этого Хозе нельзя было не влюбиться: высокий статный красавец. Все Хозе, которых я до того видела, были маленького роста и невзрачной внешности. У них были соответствующие голоса, и этого было достаточно. Хозе — партнерская роль. На «Кармен» идут ради Кармен, а не ради Хозе. Смотрю в программку: Ионас Кауфман. Имя незнакомое. Но как хорош!

Влюбившийся Хозе помогает Кармен бежать из под стражи, и попадает на два месяца на гаупвахту. Выйдя на свободу, он находит Кармен в таверне у Лильяса Пастьи, где собираются контрабандисты. Кармен, как обещала, поет и танцует для него. Хозе счастлив. Но раздается звук трубы. Отбой. Хозе вырывается из объятий Кармен и спешит в казарму. Кармен в ярости: она не желает больше видеть мужчину, для которого служба важнее ее любви. Я так подробно пересказываю знакомый сюжет, чтобы дать читателю почувствовать состояние души верноподданного солдата. Он в отчаяньи. Он сам не понимает, что с ним происходит. Он мечется между службой и страстью к женщине, испытанной впервые в жизни. У него — невеста, дом в деревне, старуха-мать, он дорожит службой. И все это бросить? Если он к отбою не явится в казарму, его отдадут под трибунал. Кармен рекрутирует его в контрабандисты. Он не хочет, он приносил присягу. Снова звучит труба. Хозе в спешке одевается, и делает еще одну попытку уговорить Кармен. Это вызывает еще большую ярость. И тогда он поет арию о цветке, который от хранил все эти два месяца. Поет о том, как он мечтал о ней сидя на гаупвахте, о своей любви. У него замечательной красоты тенор. Его пианиссимо исполнены нежности и боли. Кауфман не играет, он живет в роли и, что совершенно невероятно, заставляет поверить в реальность всего происходящего на сцене. Так и хочется крикнуть, как бывало в детстве, от чрезмерного сопереживания: Да беги ты скорей!

Шквал аплодисментов в Ла Скала сливается с аплодисментами в Симфони Спейс. Думаю, что высшая награда актеру, когда люди аплодируют не ему живому на сцене, а его изображению на экране.

 Я вытаскиваю из себя искренние чувство, когда пою. Вы изображаете восторг, героизм, вероломство… и в тот момент, когда публика в потрясении замирает, вы прислушиваетесь к своей душе и с ужасом понимаете, что все эти качества, чувства, мысли живут в вас.

Йонас Кауфман

Опера шла на французском языке, которым Кауфман владеет безупречно. Так же, как испанским, итальянским и английским. Он признался, что хотел бы спеть этого сумасшедшего Германна из «Пиковой дамы», но он поет только на тех языках, на которых говорит. А выучить русский — да еще без акцента, ради одной партии — это, знаете, нужно очень хотеть. Так что Германн пока остается за пределами его интересов. Как и вся русская оперная классика. От отсутствия репертуара Кауфман не страдает: к его услугам мировая оперная классика и лучшие театры мира соревнуются за честь предложить ему контракт.

В 2006 году слава Кауфмана только-только вышла за пределы его родной Германии. Ему было 36 лет— возраст для дебютанта более чем солидный. Это теперь он — лидирующий тенор с мировым именем, поет с лучшими дирижерами и оркестрами и его график расписан до 2017 года.

И все-таки: откуда он взялся такой?

С самого детства биография Кауфмана не несла никакой заданности. Родился он в Мюнхене. Он не был вундеркиндом, а был обыкновенным мальчишкой: гонял в футбол, увлекался роком, рэпом, любил чинить в магнитофоны и проигрыватели. У него была склонность к математике и точным наукам. Правда в детстве он любил петь, вернее орать — громко и экспрессивно. Родители не были музыкантами, но был дед, обожавший Вагнера и передавший эту любовь внуку. В семье был абонемент на Баварскую оперу. Когда его, пятилетнего, повели в первый раз в оперу — это была Мадам Баттерфляй — он испытал настоящий шок. Когда он окончил школу, на семейном совете было решено: пение — не профессия. из тысяч становятся знаменитыми единицы; мальчику нужно получить фундаментальное техническое образование. Он поступил на математический факультет Мюнхенского университета. Но достаточно было двух семестров, чтобы понять, что математика это не то, чем он хотел бы заниматься всю жизнь. И он поступил в Мюнхенскую высшую школу музыки. Он не был слишком старательным студентом, но все же закончил консерваторию с двумя дипломами: оперного и камерного певца. Он не мог реализовать ни один из них.

Его профессиональная карьера началась в небольшом театре в Саарбрюкене — городе на западе Германии, с населением 175,5 тысяч человек. Почти два года он выходил на сцену в крошечных ролях. Ему не доверяли серьезные партии потому, что у него был изначально неправильно поставлен голос. Ему стало трудно петь. Он говорил что он пел, как Микки Маус. Он начал подумывать о возвращении в науку. Однажды дирижер при всех заявил: «тебя не слышно». Это стало последней каплей. Коллега, пожилой бас, сжалился над юношей и дал ему телефон педагога в Трире.

Американский баритон греческого происхождения Майкл Родес был известен не только как певец, но и как выдающийся педагог вокала. Он спас голос не одному вокалисту. Он владел техникой расширения гортани, дающей возможность голосу звучать свободно, без напряжения. Родес обучил Кауфмана совершенно иной технике пения. Он раскрыл его естественный темный баритональный тембр, поставил яркие, «золотые» верхние ноты. Уже три месяца занятий дали потрясающие результаты. Кауфман считает встречу с Родесом судьбоносной. Он многому у него научился. Он сохранил ему благодарность на всю жизнь.

Совмещать работу в Саарбрюкенне и учебу в Трире было трудно. Теперь, когда его голос приобрел красоту силу и гибкость, он решил рискнуть и ушел в свободное плавание. Из Саарбрюккена он увел суженую — ведущую меццо-сопрано Маргарет Йосвиг.

Честь открытия Кауфмана в 2006 году принадлежит МЕТ. Не обошлось без Его Величество Случая: Роландо Виллазон, певший Альфреда в “Травиате», заболел. Дирекция перебрала все возможные теноровые голоса, но угодить капризной примадонне Анжеле Георгиу не могла. Она сама вспомнила и предложила Кауфмана.

Аплодисменты его Альфреду после третьего акта чуть не взорвали зал. Кауфман вспоминает, что у него от волнения подкосились ноги. В этой запетой до дыр партнерской роли не было ничего, что могло бы вызвать такой восторг. А произошло то, что я наблюдала в «Кармен»: эффект потрясения от очень свежего исполнения досконально изученной партии., В том же 2006 году он поет в Венской опере, дебютирует в роли Хозе в Ковент Гардене; в 2008 поет Альфреда в Парижской опере, Богему в Берлине и Манон в Лирической опере в Чикаго. В 2009 он покорил гурманов Венской оперы в партии Каварадосси в Тоске. В этом же году он триумфально вернулся в родной Мюнхен с «Лоэнгрином» который транслировался в прямом эфире на площади перед театром. Он пел Лоэнгрина в Мюнхене и на Байрейтском фестивале. Вся тетралогия «Кольцо Нибелунгов» была поставлена в МЕТ в 2012 году. Кауфмана стал вагнеровским певцом №1. Сбылась шутливая угроза его учителя: «Я из тебя сделаю Лоэнгрина!»

Вагнеровский тенор должен обладать не просто большей силой звука, но и физической выносливостью — иначе не выдержать четырехчасовую героическую партию. Кауфман абсолютно отвечает всем этим требованиям, но при этом, он, бесспорно, певец бельканто. Сочетать Верди, Массе и Пуччини с Вагнером это какой же нужно иметь диапазон! И какую смелость! Любимые роли Кауфмана — Фауст, Хозе и Вертер. Он свободно сочетает такие разные партии, как Зигмунд в «Валькирии» и Рудольф в «Богеме», и считает что это своеобразная гимнастика для голоса. Кауфман очень серьезно относится к своему здоровью: занимается йогой, плаванием, аутотрейнингом, любит пешие и велопрогулки. У него трое детей, и он очень тяжело переносит разлуку с семьей. Он по месяцам не бывает дома и завидует тем, кто работает с 9 до 5, а после пяти проводит время в кругу семьи. Он лишен этого счастья. Живет он с семьей в Цюрихе.

«Вертер» Массне еще раз убедил меня в не только в таланте Кауфмана-певца, но и в его незаурядной способности перевоплощения. Эту сентиментальную оперу Массне написал под впечатлением книги Гете «Страдания молодого Вертера». Массне посетил дом Гете в Вецларе, где был задуман роман, был очень тронут и перечитав его, уже не сомневался, что напишет оперу. История несчастной любви Вертера и Шарлотты с точки зрения современной морали кажется абсурдной. Шарлотта не может нарушить слово, данное умирающей матери — выйти замуж за друга детства, с которым она помолвлена. Вертер и Шарлотта тогда еще не были знакомы. Весь их бурный, но платонический роман длился полгода. За это время Шарлотта вышла замуж. Вернер то уезжал, чтоб забыть ее, то возвращался, потому что не мог жить вдали от нее. Он забрасывал Шарлотту письмами, которые она перечитывала, не отвечая. Возникла та же ситуация, что у Татьяны и Онегина: конфликт между долгом и любовью. Как и у Пушкина, у Гете побеждает чувство долга. Но если Онегин с горя заболел(«Я знаю. век уж мой измерен») то Вертер свел счеты с жизнью. Он стреляется, смертельно ранит себя и у него остается достаточно времени, чтобы спеть предсмертный дуэт с Шарлоттой — Софи Кох. Ничего не поделаешь, таковы условности жанра.

В основе романа Гете лежит его юношеская неразделенная любовь к Шарлотте Буфф, и самоубийство его друга Карла Вильгельма Ерусалема из-за несчастной любви к замужней женщине. На его могилу началось паломничество, его смерть вызвала волну подражательных самоубийств, которая получила название «эффекта Вертера». Современники придали смерти Вертера оттенок борьбы против духовного рабства, произвола и обывательской ограниченности. В спектакле никакого социального оттенка, слава Богу, нет (режиссер Ричард Эйр). А есть нежная платоническая любовь. По роману Вертеру 23 года. Кауфману — вдвое больше. Но он выглядит как настоящий романтический герой и играет так, что зритель верит в его любовь и его страдания и глубоко сочувствует ему. Его пение завораживает. Его красивый тенор звучит ровно во всех регистрах. Он спел знаменитую арию «О не буди меня, дыхание весны» так, что дух захватывало. В зале плакали. Снова произошло чудо сценического перевоплощения, возникшее в результате соединения вокала и драматической игры. Странно, что эта опера, в которой так много замечательных мелодий, не ставилась на сцене МЕТ целых 40 лет!

К сожалению, я ничего не могу сказать о Лоэнгрине и других вагнеровских спектаклях, в которых занят Кауфман, потому что я на Вагнера не хожу.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Белла Езерская: Ионас Кауфман — профиль артиста

  1. Очень интересно. Только опера Саарбрюкена совсем уж не провинциальная. Там начинали многие, сегодня всемирно известные музыканты и певцы. Эта опера где-то «столичная» для большого региона юго-запада Германии Люксембурга и Эльзаса-Лотарингии в центре германо- и франкоязычной Европы..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.