Павел Нерлер: In Memoriam. Памяти Евгения Тоддеса

Loading

In Memoriam
Памяти Евгения Тоддеса

Из информационного письма Мандельштамовского общества

Составитель Павел Нерлер

Заседание Пушкинского кружка. Евгений Тоддес, Лазарь Флейшман, Роман Тименчик. Рига, 1964

В субботу, 29 марта, умер филолог, историк литературы и литературной теории XIX–XX веков Евгений Тоддес.

Евгений Абрамович Тоддес родился в 1941 году, окончил филологический факультет Латвийского университета, где вместе с Лазарем Флейшманом и Романом Тименчиком посещал Пушкинский кружок Льва Cергеевича Сидякова.

Был связан с Тартуским университетом и кругом Юрия Михайловича Лотмана. С 1982 года был деятельным участником Тыняновских чтений, членом редколлегии Тыняновских сборников, впоследствии был членом редколлегии «Нового литературного обозрения».

Составитель и комментатор академических изданий трудов Тынянова и Эйхенбаума. Автор основополагающих статей о творчестве Батюшкова, Пушкина, Вяземского, Мандельштама, Кузмина, Тынянова, Тимура Кибирова.

***

Я увидел Женю Тоддеса в 1962 году в аудиториях филфака Латвийского университета на лекциях заезжего гостя — сотрудника ИМЛИ А.Д. Синявского. Помню лекцию его о Мандельштаме, где среди прочего, было сказано о стихотворении «Декабрист» как источнике стилистики «Кюхли». Я думаю, что эта лекция, как и незадолго до того прочитанная всеми филологами главка о Мандельштаме в книге Эренбурга «Люди, годы, жизнь», стали одним из главных толчков к тому, чтобы, когда мы распределяли темы в основанном весной 1963 года «поперечном» кружке советской литературы, Женя выбрал себе Мандельштама (а другие — Пастернака и Ахматову).

Своими работами о Пушкине, безупречно интеллектуально опрятными, как и своим житейским поведением, он вызывал на подражание, но это-то и заставляло вспомнить слово «неподражаемый». Он, говоря словами поэта, «как никто шутил», умел точным словом и разоблачить, и припечатать. Был непредвзятым и требовательным оценщиком, умел искать сообщительность в несовершенных опусах коллег.

Было трудно удержаться от того, чтобы не спроектировать его внешний облик на портреты Тынянова, тем более, что можно было найти и ряд других совпадений, начиная с того, что после университета, не попав в аспирантуру со свом пятым пунктом, он тоже долго работал корректором. Внимательность его к чужому тексту, расширительно двигаясь от корректуры к другим уровням анализа, была исключительна. У него было такое замечательное свойство, как отсутствие стеснения при фиксации очевидных, выпирающих примет текста, и из очевидностей он делал неочевидные выводы, додумывал туда, где останавливался взгляд искателя оригинальностей. А делу сбережения и присмотра за тыняновским наследием он отдал лучшие годы своей научной биографии, в том числе, создав, вместе с Мариэттой и Александром Чудаковыми образцовый памятник филологического изящества — тыняновскую книгу «Поэтика. История литературы. Кино».

Книгу — незавершенную — о Мандельштаме Тоддес писал, пожалуй, с той весны 1963 года до конца своих рабочих дней. В незавершенности этой есть свой особый смысл, подобно тому, как увидел Тоддес смысл в идеологической неокончательности «Медного всадника». Сейчас, может быть, не время рассуждать о том послании, которое содержится в недовоплощенности замыслов всего этого поколения.

И все же, все же у нас, оставшихся, есть нужда поскорее собрать и прочесть фрагменты этой умной и неторопливой книги.

Роман Тименчик

1949 г. памятен тем, что мы с Женей Т. оказались на одной фотографии — 1 класс Рижской 77-й семилетней школы (фотография временно утеряна).

1977 г. памятен выходом книги: Ю.Н.Тынянов. Поэтика История литературы Кино.

И еще тем, что на моем дарственном экземпляре этой книги знакомыми жуко-буковками:

Чу, все тихо, vai ne, брат Борух?
Тaču кончился этот морок.
Усмехнись, прикури, почитай —
И на полочку. Бог нас спасай.
Е.Т.

И пгочее, и пгочее, -— как любил, передразнивая и вообще, говаривать Е.Т. (С.П.).

Борис Равдин

***

C грустью пришлось осознать, что скончался Евгений Абрамович Тоддес, один из наиболее выдающихся литературоведов последнего полувека.

Ему, полному тёзке великого Баратынского, по-видимому предопределено было заниматься поэзией и поэтикой.

Уже многолетний житель Москвы, он был, наряду с Романом Тименчиком и Лазарем Флейшманом, представителем своего рода «рижской ветви» той не теряющей своей актуальности научной школы, основа которой была заложена в Тарту трудами Юрия Михайловича Лотмана и знаменитыми выпусками сборников «Семиотики».

Как известно, знаменитая тройка рижан естественно распределила между собой преимущественный интерес к трём великим русским поэтам ХХ века: Тименчик занимался Ахматовой, Тоддес Мандельштамом. Флепйшман — Пастернаком.

Это, конечно, не означало ни монополии, ни узости интересов, но лишь определенное, у кого более, а у кого менее явное предпочтение.

Евгений Абрамович был составителем и комментатором академических изданий трудов Юрия Тынянова и Бориса Эйхенбаума, одним из организаторов знаменитых Тыняновских чтений, членом редколлегии и непременным участником Тыняновских сборников. Его глубокие по мысли и широчайшие по охвату материала статьи о тютчевском начале у Мандельштама — начале, которое сам поэт уже в юности выделил как одно из наиболее важных — останутся классикой мандельштамоведения.

К сожалению, даже тому, что он сам когда-то запланировал для себя, уже не суждено осуществиться. И никто не сделает это за него, так, как проанализировал и описал бы он сам.

С уходом Евгения Тодеса мы невозвратно потеряли большую часть нашей жизни и наших надежд.

Юрий Фрейдин

***

Еще одна непоправимая утрата в мандельштамоведении…
Вечная память ученому и человеку Евгению Тоддесу…

 

Дора Черашняя

***

С Женей Тоддесом познакомила и свела работа над томом критической прозы Мандельштама «Слово и культура». Он был один из немногих участников ее обсуждения, за словами и мнением которого не высвечивался никакой второй план. Помогал он не только суждениями, но и материалами, в частности, «Пшеницей человеческой» — щедрый дар, увы, отвергнутый издательством.

Запись в дневнике:

«30 мая 1984. В четверг я встретился с Ж.Тоддесом и он мне передал «Пшеницу человеческую» — для общения с изд-вом <…>. Сам я чудом до нее не добрался (я приостановил просмотр «Накануне» в мае 1922 г., а статья за 7 июня!)».

Еще одна запись:

«21 апреля 1986. Женя Тоддес подарил мне тыняновский сборник — только что вышел в Риге. Там его статья о М. и формальной школе — очень содержательная. Прослеживает всевозможные параллели, и в примечаниях — ценный биографический материал (в т.ч. из фонда Эйхенбаума), там же — обсуждение некоторых вопросов поэтики и истории создания… «Четвертой прозы»!»

Бескорыстный, многознающий и щедрый коллега, трогательный, мягкий и добрый человек.

Как жаль, что идею собрать и издать свои работы о Мандельштаме, он только одобрил, но не осуществил. А какая нужная была бы книга.

Давайте же ее издадим, чтобы перечитывать и, перечитывая, вспоминать, — Женю Тоддеса

Павел Нерлер

Вот библиография — вероятно, неполная — этих его работ:

Е.А. Тоддес
Работы о Мандельштаме. Избранная библиография

1974

Мандельштам и Тютчев // IJSLP. 1974. Vol. XVII. С. 59–85.

Рец.: Путлина И. Опыт современного прочтения О. Мандельштама: [Обзор лит.] // ВЛ. 1991. № 5. С. 220–237.

Мандельштам и Тютчев. Lisse: The Peter de Ridders press, 1974. 29 с. (Ser.: PdR Press publications on Osip Mandel’štam. № 1.)

1986
Мандельштам и опоязовская филология // Тыняновский сборник. Рига, 1986. С. 78-102.

[Изложение выступления на обсуждении стихов Н. Тихонова в Комитете современной литературы ГИИИ // Запись И. Груздева] // Тыняновский сборник: Вторые тыняновские чтения. Рига, 1986. С. 100. (В статье Е. Тоддеса «Мандельштам и опоязовская филология».)

1988

Пшеница человеческая / [Публ., вступ. ст. и примеч. Е. Тоддеса] // Тыняновский сборник: Третьи Тыняновские чтения. Рига, 1988. С. 214–217.

Мандельштам и его издатели // Лит. обозрение. М., 1988. N 5. С. 63-65 (Рец. на кн.: Мандельштам О. Слово и культура. М.: Сов. писатель, 1987).

1991
Поэтическая идеология // Лит. обозрение. М., 1991. N 3. С. 30-43.

1993
Из заметок о Мандельштаме. I // De visu. М., 1993. N 11.С.46-54.

1994
К теме: Мандельштам и Пушкин // Philologia. Рига, 1994. Вып. 1. С. 74-109

Заметки о ранней поэзии Мандельштама // Темы и вариации — Themes and variations: Сб. ст. и материалов к 50-летию Лазаря Флейшмана. Stanford, 1994. С. 283-292.

1997
О.Э. Мандельштам в письмах С.Б.Рудакова к жене (1935-1936) / Вступ. ст. Тоддеса Е.А., Меца А.Г.; Публ. и подгот. текста Ивановой Л.Н., Меца А.Г.; Коммент. Меца А.Г., Тоддеса Е.А., Лекманова О.А. // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома. СПб., 1997. 1993.С. 7-185.

1998
Наблюдения над текстами Мандельштама // Тыняновский сборник.М.,1998. Вып. 10. С. 292-334

1999
Смыслы «Мирного отрывка» // Поэтика. История литературы. Лингвистика. М., 1999. С. 226-234

2005

Несколько слов в связи с комментариями Н. Я. Мандельштам (in medias res) // Шиповник Историко-филологический сборник к 60-летию Р. Д. Тименчика, М.: Водолей Publishers, 2005. С. 439-445.

2008

Батюшков / Мандельштамовская энциклопедия // ВЛ. 2008. № 6. С. 204–221.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.