Вскоре черносотенные газеты «Киевлянин» и «Киевские огни» обвинили евреев в стрельбе по добровольческой армии. Три дня пресса нагнетала погромную истерию, публикуя списки домов, из которых якобы стреляли.
Шульгин, Эренбург и другие
Марк Шехтман
В период с 1917 по 1921 год в Украине произошло 1520 погромов. В списке погромщиков лидируют местные украинские банды. Второе место, опережая петлюровцев, поляков и мелкие банды, занимает цвет русского воинства — состоящая наполовину из офицеров добровольческая армия, по которой теперь проникновенно проливает горькие слезы господин Михалков. Послушаешь Никиту Сергеевича — самому плакать хочется. Посмотрите на них — обаятельных, интеллигентных, элегантных, стойких и храбрых. Только «Адъютант его превосходительства» и его благородный генерал чего стоят! А молодой офицер Мики, который чуть не застрелился из-за того, что нечаянно подслушал беседу генералов. Или Высоцкий-Брусенцов в фильме «Служили два товарища»! В том же фильме банда тупых, небритых украинцев, у которых на уме только сало и колбаса. Почитайте «Белую гвардию» Михаила Булгакова. Какие у него русские офицеры — и какие бандиты-украинцы. Разве можно сравнить? А сколько еще подобных книг, фильмов и пьес.
Что же на самом деле тогда представляла собой русская армия? Какими были офицеры? Генералы? Солдаты?
Начнем с генералов. Временно оставляя Киев, генерал Драгомиров обратился к офицерам со следующими словами:
«Мои друзья, вам известна, как и мне, причина нашей временной неудачи на Киевском фронте. Когда вы, мои геройские и бессмертные орлы, снова возьмете Киев, я вам предоставлю возможность расправиться с грязными евреями».
Что он и сделал в октябре 1919 года. Ничуть не лучше был и его коллега Бредов — генерал немецкого происхождения (в командном составе русской армии немецкая прослойка была весьма высокой).
Перед нами весьма приблизительная статистика с 1917 по 1921 год (число погромов):
Банды…………… 989
Деникинцы… 226
Петлюровцы….. 211
Поляки………….. 47
Балаховцы….….. 47
Белые занимают почетное место среди украинских погромщиков. На их долю в абсолютных цифрах приходится лишь 20% всех погромов, но здесь рассматривается период в четыре года, тогда как погромы Добровольческой Армии продолжались лишь несколько месяцев, и за это время белым удалось побить все предыдущие и последующие рекорды.
Осенью 1919 года деникинские войска под командованием генералов Драгомирова и Бредова вновь заняли Киев. Под трехцветными знаменами полки добровольческой армии вступали в город, чеканя шаг и распевая такие куплеты:
Смело мы в бой пойдем
За Русь святую.
И всех жидов побьем
Напропалую!
И еще:
Выпьем за крест святой
И за литургию,
И за лозунг: Бей жидов!
И спасай Россию!
Хорошо знакомый «лозунг» последнего куплета был нанесен по трафарету на дверях каждой солдатской теплушки. Кстати, оригинальный текст первого куплета звучал несколько иначе и, как теперь бы сказали, политкорректно:
«Смело мы в бой пойдем
За Русь святую
И, как один, прольем
Кровь молодую!»
В несоизмеримо меньших масштабах, но все-таки приложила руку к погромам и ведомая «жидокомиссарами» Красная Армия, в которой тоже пели эту песню. Текст, правда, был уже совсем другой:
«Смело мы в бой пойдем
За власть Советов!
И, как один, умрем
В борьбе за это!»
Это не единственный случай использования одной песни по разные стороны фронта. В том же 1919 году, находясь в занятом деникинцами Ростове-на-Дону, молодой композитор Дмитрий Покрасс по заказу одного из белых генералов написал мелодию к маршу Дроздовского полка, начинавшегося такими словами: «Из Румынии походом шел Дроздовский славный полк».
После окончания Гражданской войны у песни появился новый, теперь хорошо известный текст: «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед…»
Но мы отвлеклись. Что же происходило в Киеве?
Гремели полковые оркестры, нарядная толпа рукоплескала марширующим освободителям, а на афишных тумбах красовался плакат, где крючконосый еврей корчился под копытами коня Георгия Победоносца. Население Киева после тяжелых испытаний с радостью встретило Добрармию, на что та ответила грабежами и убийствами.
Что было, то было: среди радостно встречавших попадались и евреи. Одна из киевских евреек, вышедшая встречать деникинцев с цветами, вспоминала:
«Ненависть к евреям объединяла всех, и какая ненависть: «жиды, жидовка, комиссар, комиссарши», «бить, резать и грабить» — в толпе был слышен только один разговор на общую для всех тему: «жид».
16-тилетняя московская школьница Нелли Пташкина, бежавшая от большевиков в Киев (ее отца разыскивала ЧК то ли как бывшего служащего, то ли как крупного буржуя) и ждавшая добровольцев как избавления, записала в свой дневник 22 августа 1919:
«Радостное настроение постепенно сменяется тяжелым предчувствием. Воздух жужжит от несущихся со всех сторон ругательств на евреев: «жид, жид, жид!» Ужасно!… Хочется сердцем и не можется — примкнуть к этой толпе, а между тем и твое сердце радуется русскому флагу, и ты чувствуешь в храбрых освободителях родных и близких. Больно щемит сердце от этой насильной отчужденности».
Еще цитата из воспоминаний:
«Еврейская семья пригласила на ужин двух солдат-добровольцев. Те весело шутили с хозяевами и нахваливали угощенье, а потом один сказал с некоторой мечтательностью: «Вот теперь бы на Подол забраться жидов резать. Самая подходящая погода».
Владимир Галактионович Короленко написал строки, как нельзя лучше характеризовавшие всю Добрармию в ее отношениях с местным населением:
«Большевики отлично «вступают», и уж только потом, когда начинают действовать чрезвычайки, их власть начинает вызывать всеобщее негодование и часто даже омерзение. Деникинцы же вступили с погромом и все время вели себя так, что ни в ком не оставили доброй памяти, такое впечатление, что добровольчество разбито не только физически, но и убито нравственно».
Вскоре черносотенные газеты «Киевлянин» и «Киевские огни» обвинили евреев в стрельбе по добровольческой армии. Три дня пресса нагнетала погромную истерию, публикуя списки домов, из которых якобы стреляли. Евреев обвиняли в стрельбе из засады, они будто бы обливали солдат кипятком, забрасывали их гранатами. Вспыхнувший в итоге погром продолжался шесть дней — с 1 (14) по 6 (20) октября 1919 года. По официальным данным, тогда было убито 600 евреев, но, скорее всего, эта цифра занижена. В отличие от предыдущих, «традиционных» погромов, совершаемых бандитскими шайками, этот был хорошо организован и проводился без лишнего шума. В привыкшем к погромам Киеве деникинцы действовали не по старым шаблонам. Голубая кровь, белая кость — русские офицеры-аристократы и дворяне, купавшие когда-то лошадей в шампанском и бросавшие под ноги цыганским певицам целые состояния, — это не разнузданная чернь с Демиевки и Подола. Дни октября 1919 войдут в историю украинского еврейства как киевский «тихий погром», который теперь вела армия.
Вот как это выглядело. Погром отличался полным отсутствием массовых беспорядков, выбитых стекол и пущенного по ветру пуха из еврейских перин. Обычный эпизод «тихого погрома» — группа солдат, иногда в сопровождении офицера, заходила в еврейскую квартиру, после чего старший произносил речь, обвиняя киевских евреев в большевизме, уклонении от службы в Добрармии (куда их не очень-то брали) и в стрельбе по белым войскам из окон. В качестве компенсаций требовали денег и драгоценностей. Если же таковых не находилось или предложение не удовлетворяло спроса — начинались пытки, имитации расстрела, а то и просто убийства. Бывало и по-другому: элегантный поручик в зеркально начищенных сапогах, затянутый в ремни портупеи (их и сейчас показывают такими в фильмах, сериалах, спектаклях) сидит за роялем с дымящейся папиросой в углу рта и, перебирая клавиши, любезничает с помертвевшей от ужаса хозяйкой, в то время, как его солдаты рыскают по шкафам и комодам и бьют прикладами застигнутых в доме мужчин, а то и пристреливают их во дворе. Вылощенные юнкера говорили дамам комплименты, а потом лихо насиловали их ничуть не хуже своих петлюровских и григорьевских предшественников. Награбленное увозили на автомобилях. Тогда-то Добровольческая армия (Добрармия) и получила новое и вполне заслуженное прозвище — «Грабьармия». Но на Подоле, где комендантом был знаменитый погромщик атаман Струк, обстановка оставалась прежней. Струк успел послужить и большевикам и петлюровцам. Он нападал на пароходы, следовавшие из Чернобыля в Киев, и на его совести многие сотни утопленных в Днепре евреев. Генерал Драгомиров считал Струка отъявленным бандитом, которому место на виселице, однако не спешил обуздать его. Кроме добровольческой армии, в городе рыскали кровожадные банды чеченцев. В отличие от русских они грабили всех, кто попадался на пути, и христиане для них были такими же «неверными собаками», как и евреи. Лишь на шестой день, осознав, что дело зашло слишком далеко и армия, теряя последние остатки морали, становится неуправляемой, генерал Бредов приказал прекратить погром.
И тогда газета «Киевлянин» опубликовала статью Василия Шульгина «Пытка страхом».
Но сначала несколько слов о самом авторе. Одаренный журналист и вместе с тем убежденный монархист и черносотенец Шульгин известен тем, что в разгар знаменитого дела Бейлиса (1913 год) опубликовал в той же газете «Киевлянин» статью «Не могу молчать», где обличил позорные методы русской юстиции. Оправдательный вердикт присяжных в какой-то степени зависел и от этой статьи. Шульгин отнюдь не собирался опровергать ритуальный навет и не претендовал на роль защитника евреев. Цель его статьи — оградить «Союз русского народа» от обвинений в грязном подстрекательстве и лжесвидетельствах. Шульгин стремился перевести погром на государственный уровень, отказаться от низкопробных, средневековых методов, подняв тем самым престиж черной сотни. Вот почему он решил пожертвовать почти проглоченной добычей — Бейлисом.
Но теперь статью «Пытка страхом» Шульгин публиковал совсем с другой целью. Вот несколько отрывков из этой статьи:
«По ночам на улицах Киева наступает средневековая жизнь. Среди мертвой тишины и безмолвия вдруг начинается душераздирающий вопль. Это кричат жиды. Кричат от страха… В темноте улицы появится кучка пробирающихся вооруженных людей со штыками, и, увидев их, огромные пятиэтажные и шестиэтажные дома начинают выть сверху донизу…
Целые улицы, охваченные смертельным страхом, кричат нечеловеческими голосами, дрожа за жизнь… Это подлинный неприкрытый ужас, настоящая пытка, которой подвержено все еврейское население.
Русское население, прислушиваясь к ужасным воплям, вырывающимся из тысячи сердец под влиянием «пытки страхом», думает вот о чем: научатся ли евреи чему-нибудь в эти погромные ночи? Поймут ли они, что значит разрушать государства, которые они не создавали? Поймут ли они, что значит по рецепту «Великого Карла Маркса» натравливать один класс на другой? Поймут ли они, что значит осуществить в России принципы «народоправства»? Поймут ли они, что такое социализм, из лона которого вышли большевики? Поймут ли они, что теперь им следует делать? Проклянут ли они теперь во всех синагогах и молельнях перед лицом всего народа тех своих соплеменников, которые содействовали смуте? Покается ли еврейство, бия себя в грудь и посыпая голову пеплом, покается ли оно в том, что такой-то и такой-то грех совершили сыны Израиля в большевистском безумии?.. Перед евреями стоят два пути: один путь — покаяния, другой — отрицания, обвинение всех, кроме самих себя. И оттого, каким путем они пойдут, зависит их судьба… Неужели эта «пытка страхом» не укажет им истинного пути?..»
Посвященный российскому революционному движению журнал «Былое» издавался в 1906-1907 гг. а затем после десятилетного перерыва — с 1917 до 1926 года, когда был окончательно закрыт уже не царской, а советской цензурой. Журнал этот являлся уникальным сборником интереснейших исторических фактов, о которых сейчас уже мало кто помнит. В первом номере журнала за 1925 год писатель Сергей Дмитриевич Мстиславский (Масловский) приводит отклики из газет «Киевское эхо» и «Киевская жизнь», прореагировавших на статью Шульгина, В «Киевском эхе» отозвался писатель Виктор Финк:
«Я — еврей, не имею другой родины, кроме России, где я родился и где похоронены целые поколения моих предков. Они и я всегда были гонимы здесь, мы всегда жили между страхом и молитвой, но я не имею другой родины. И я люблю ее, потому, что она моя родина. Это глупое и бестолковое объяснение, но я не знаю другого. Я люблю ее так, как, вероятно, горбуны и калеки любят жизнь: изуродованной, больной, тяжелой, безрадостной любовью, любовью без улыбки, любовью людей, которые хотят жить просто потому, что они живы…Я знаю только, что нет жертвы, которой бы не стоило воссоздание России…»
Мстиславский в своей аннотации заключает:
«…Рекорд…я не побоюсь сказать холопства — побил в данном вопросе И.Эренбург, который откликнулся в «Киевской жизни» статьей, названной так: «О чем думает жид?».
«Научились ли евреи чему-нибудь в эти (погромные) ночи? Да, еще сильнее, еще мучительнее научился я любить Россию. О, какая это трудная и прекрасная наука… Любить во что бы то ни стало… Я благословляю Россию, поою жестокую и темную, нищую и неприютную. …Благословляю ее некормящие груди и плетку вруке.…Есть оскорбления, трудно забываемые, и мне тягостно вспоминать рыжий сапог, бивший меня по лицу. В первый раз это был сапог городового, изловившего меня «за революцию», во второй раз красноармеец избил меня «за контрреволюцию». Это был сапог того, кто мнился мне месссией. Я не потерял веры, я не разлюбил…»
Число погибших в погромах за эти пять лет оценивается в 180000–200000 человек (это, по словам Финка, и есть жертва, принесенная для воссоздания России). В литературе встречаются различные оценки вплоть до 400000. Но точное количество жизней, унесенных погромной волной мы уже никогда не узнаем.
В своей знаменитой книге-исповеди «Люди, годы, жизнь» Эренбург вспоминает и о деникинском погроме:
«Во дворе лежал навзничь старик и пустыми глазами глядел на пустое осеннее небо. Может быть, это был молочник Тевье, или его зять, старожил обреченного Егупца (Киев). Рядом была лужица не молока — крови. А ветер беспокойно теребил бороду старика».
В квартиру тестя Эренбурга — доктора Козинцева ворвался молодой офицер и завел речь:
«Христа распяли, Россию продали», но, увидев лежащий на столе портсигар, остановился и деловито спросил «Серебряный?»
Только о том, «что думает жид» — в книге ни слова. Забыл, наверное, Илья Григорьевич…
Ведь столько лет прошло…
Очень интересная статья.
Спасибо автору.
Об антисемитизме Добармии написано у её Главнокомандующего Антона Деникина (судя по всему приличный был человек). Он описал, что был вынужден создавать из немногочисленных евреев-добровольцев спецчасти — вместе со всеми они просто не могли быть из-за антисемитизма.