Исанна Лихтенштейн: Врач и художник. Окончание

Loading

Мир дуален: жизнь и смерть идут параллельно, пересекаясь в финальной точке. Художники своими средствами выражают страх неизбежных изменений, персонифицируют смерть…

Врач и художник

(врач в разных ипостасях)

Исанна Лихтенштейн

Окончание. Начало здесь

Еще одна особенность медиков — их связь по роду работы с людьми, обладающими властью.

Врачи и власть

По воле случая, становясь лейб-медиками, придворными врачами, они нередко оказывали влияние на принятие ответственных решений, становясь в определенной мере государственными деятелями. Одним из заслуживающих внимания был лейб-медик Иван Иванович Лесток (1692— 1767) , (так звучит имя на русском языке), начавший службу у Петра 1. Впоследствии он участвовал в государственном перевороте в пользу Елизаветы Петровны. Считался первым Главным директором медицинской канцелярии, в современном значении министром здравоохранения.

Заметную роль в жизни России играл и другой лейб-медик Петра Первого, Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост (1692 -1755). Он был одним из главных советников и помощников царя в организации Академии наук. 29 ноября 1725 года Блюментроста назначили президентом Академии наук. Лаврентий Лаврентьевич, проходя практику в Голландии, помог договориться о покупке анатомической коллекции Рюйша и создать на ее основе знаменитую Кунсткамеру. Им выполнено еще много полезных дел.

Первым русским по рождению лейб-медиком, был Осип Кириллович Каменецкий (1754-1823), профессор Медико — хирургической академии. Его портрет работы Григория Ивановича Угрюмова (1764-1823), купленный П.М. Третьяковым находится в Третьяковской галерее. Осип Кириллович автор нескольких руководств: «Краткое наставление о лечении простыми средствами болезней, от различных ядов случающихся» (М., 1806 и 1822) и «Наставление, каким образом поступать должно с больными там, где нет лекарей…» (СПб., 1813).

Искушение властью

Одним из героев французской революции был практикующий врач Поль Марат, смерть которого запечатлена на известной картине Давида. Прекрасный врач, сын врача, в годы революции, получив власть, широко и жестоко ею пользовался. До неожиданного перевоплощения служил с 1779 по 1787 года врачом в придворном штате графа д’Артуа, и ничто не предвещало метаморфозы.

Необыкновенно интересна в этом аспекте личность врача Фернана Пьера Гиймарде, написанного Гойей. Гиймарде, француз, родился в 1765 году, происходил из бедной семьи, работал в небольшом селении под Парижем. В период Французской революции стал депутатом Конвента, в качестве которого дважды проголосовал за казнь Людовика XV1.. При голосовании произнес: «Как судья, я голосую за смертную казнь. Как государственный деятель, я тоже голосую за смертную казнь. Итак, я дважды голосую за смертную казнь». Назначенный комиссаром трех северных департаментов, он издал декрет, согласно которому все здания, именовавшиеся храмами, церквами и часовнями», отныне должны использоваться «не для проповеди суеверий, а для общественно полезных целей». Знакомая риторика. Не так ли? В Испанию Гиймарде прибыл в качестве посла Французской республики. Приехав в Мадрид в 1798 году, быстро познакомился и сблизился с друзьями Гойи, купил 32 листа «Капричос» и попросил художника написать свой портрет. Гойя согласился, хотя по выражению писателя Г. Гомес де ла Серна(1888—1963), для него — королевского живописца — «написать» и выставить такой портрет было все равно, что запеть при дворе «Марсельезу» Тем не менее портрет был написан с подчеркнутыми атрибутами французской республики, несмотря на резкий спад революционных настроений, витающую в воздухе реставрацию Бурбонов. Картина хранится в Лувре.

Только ли власть повинна, не в конкретном ли человеке до поры до времени скрывается червоточина? Как иначе понять страшную метаморфозу!

Гримасы судьбы

Трагическая судьба связана с выдающимся французским врачом, масоном и …членом Конвента, с 1789 по 1791годы, одним из десяти членов конституционной ассамблеи, профессором Жосефом Игнасом Гильотеном (1738— 1814). Изучал медицину в Реймсе и Париже, в 1768 году закончил с отличием обучение. Гильотен известен трудами в области анатомии, стал в 30 лет профессором. Ирония судьбы в том, что либерально настроенный врач, будучи противником смертной казни и, не имея возможности добиться ее отмены, задумался, как облегчить последние мгновения осужденных. Не доктор Гильотен изобрел орудие казни. Национальное собрание Франции обратилось к хирургу Анри Луи с просьбой создать или модернизировать новое орудие. Профессор Луи обратился к фортепианному мастеру и механику Тобиасу Шмидту, который по чертежам создал то, что требовалось. Прошло совсем немного времени, и в 1794 году сам доктор Гильотен ожидал казни в тюремной камере. Но после гибели Робеспьера его освободили. По воспоминаниям современников, Гильотен мало показывался в обществе после печальных событий, страдал и молился. Публично выступил лишь единожды с требованием обязательного оспопрививания. Просил изменить укоренившееся название «гильотины», но потерпел неудачу. Потомки сменили фамилию… И так бывает! Портрет Гильотена (1784 г.) работы неизвестного художника хранится в музее Карнавале, Париж, Франция. В Версале в зале для игры в мяч выставлен бюст Жозефа Гильотена работы Анри Теофиля Бульона, 1892 года.

Примерно в тоже время известный французский психиатр Филипп Пинель (1745-1826) реформировал практику лечения больных в психиатрических лечебницах, сняв кандалы. Имя и дела Пинеля вошли в историю как символ гуманности.

А Гильотен? Гримасы истории…

В одном ряду с Пинелем, нельзя не упомянуть одного из самых светлых врачей Х1Х века, доктора Федора Петровича (русское имя) Гааза. Федор Петрович (1780-1853) родился в Германии в интеллигентной семье: дед — доктор медицины, отец — фармацевт, аптекарь. Случайно, живя и работая в Вене окулистом, доктор встретился с князем Репниным, после чего оказался в России, полюбил страну. Теплые отношениями связывали доктора с семьями русских аристократов, например Голицыных и Репниных, в чьих имениях ему приходилось бывать. Голицын познакомил Гааза с матерью, княгиней Наталье Голицыной, прототипом графини в повести А.С. Пушкина « Пиковая дама». Доктор Гааз успешно работал, занимался частной практикой, обзавелся роскошным особняком, собирал произведения искусства и вел достаточно спокойный образ жизни до…определенного времени. Опять же случай все изменил. Доктор познакомился с состоянием тюрем и чудовищным положением заключенных. С этих пор, он отдает свое время, и свои деньги для облегчения участи заключенных. Ему удается добиться уменьшения веса кандалов, использования защитной кожаной прокладки с внутренней стороны как профилактики отморожения, продлить для отдыха сроки пребывания каторжников на пересыльных пунктах, открыть тюремную больницу. И, что очень важно, Гааз привлекает внимание общества к бедственному положению заключенных и пенитенциарной системы в целом. Его девизом служит: «спешите делать добро».

В 2008 году в России Федеральной службой исполнения наказаний введена медаль «Завклад в развитие пенитенциарной медицины России» На медали выбит портрет доктора Гааза. На памятной и наградной медалях, памятнике скульптора Андреева, приведен один и тот же портрет. Известно, что Федор Петрович уклонялся от встреч с художниками. Он не стремился к популярности, он помогал людям! 

Остался верен профессиональному долгу и чести доктор Евгений Сергеевич Боткин, отказавшийся покинуть императора и расстрелянный вместе с семьей Николая Второго.

Так же поступил, войдя с детьми в газовую камеру, доктор Корчак.

В 1953 году во время печально известного «Дела врачей» профессор Ефрем Исаакович Лихтенштейн, находившийся под следствием НКВД, публично, в оперном театре Киева отказался клеймить «врачей-убийц», и поддержать обвинение против арестованного «По делу врачей» учителя, профессора Владимира Харитоновича Василенко.

Так сложилось, что врачи в силу профессии находились и находятся в гуще событий, участвуя в них не только профессионально.

Врачами были Че Гевара, Сальватор Альенде, Го Мо Жо, Клемансо ( студент — медик), Башар Асад… Один врач идет на смерть, верный долгу, другой — бестрепетно отдает приказ УБИВАТЬ.

Если среди писателей было много медиков (Рабле, Чехов, Булгаков, Моэм и многие другие), то художники-врачи практически отсутствуют, несмотря на мифологизацию профессии и практически несомненное сотворчество.

Почему так происходит? Известно, что у художников превалирует пространственно — образное мышление, связанное с правым полушарием, в противовес логико-вербальному, характерному для левого. Врачебная деятельность является в основном вербальной и, следовательно, больше связана с левым полушарием. Впрочем, нет строгого деления функций в зависимости от полушарий. Эта одной из многих нераскрытых тайн мозга.

Врачи: художники-любители и коллекционеры

Известны врачи, любящие и умеющие рисовать, но не достигшие мастерства в этом виде искусства. Например, неплохим рисовальщиком был знаменитый врач-невропатолог, создатель нового направления в науке, Жан Мартен Шарко (1825-1893).

Однако его полотна не идут вровень с достижениями в науке. Он коллекционировал картины, мозаики, гобелены, иконы и барельефы, изображавшие больных с неврологическими расстройствами, и на основе своей коллекции издал (в сотрудничестве с П.Рише) две книги: «Безумие в искусстве» 1887 и «Уродства и болезни в искусстве» 1889.

Известный, в основном, благодаря знакомству с Ван Гогом, доктор Поль Фердинанд Гаше (1828-1909) с детства мечтал о карьере художника. Его предки со стороны отца восходят к известному художнику Яну Мабюсе, псевдоним фламандского живописца Жана де Госсарта (1478-1533). С ранних лет Поль Фердинанд обучался рисованию. Гаше выставлял свои офорты в Салоне «отверженных», подписываясь: Ран ван Рейсел( из Лилля). Любовь к искусству не оставила Поля Фердинанда, он понемногу продолжал рисовать. Профессиональный врач, Гаше посещал студию Густава Курбе, дружил с Сезанном, Писсаро. Его близким знакомым был и Эдуард Мане, одна из последних грустных встреч с художником произошла на консилиуме, когда решался вопрос об ампутации ноги. Лечил Гаше Камилла Писсаро и членов его семьи, ослепшего Домье, оплачивал в трудный период работу натурщиц Огюсту Ренуару. Доктор собрал превосходную коллекцию картин, частично купленных, а больше подаренных неимущими художниками в виде платы за лечение. Переехав в Овер после женитьбы, Гаше в мансарде своего дома создал мастерскую и приглашал работать в ней художников.

Однако карьеру ему суждено было сделать в качестве врача, а не художника.

В клинику доктора Гаше поступил на лечение Ван Гог. Они часто встречались, вели долгие неспешные беседы об искусстве. В какой-то момент у художника возникло желание написать портрет врача, человека со сложным и противоречивым внутренним миром. Их добрые отношения основывались во многом на любви к искусству. В письмах брату Тео Ван Гог писал:

«Господин Гаше, на мой взгляд, так же болен и нервен, как я или ты, к тому же он много старше нас и несколько лет назад потерял жену; но он врач до мозга костей, поэтому его профессия и вера в неё помогают ему сохранять равновесие. Мы с ним уже подружились. Работаю сейчас над его портретом: голова в белой фуражке, очень светлые и яркие волосы; кисти рук тоже светлые, синяя куртка и кобальтовый фон. Он сидит, облокотясь на красный стол, где лежит жёлтая книга и веточка наперстянки с лиловыми цветами» — Винсент Ван Гог, 1890.

Доктору Гаше суждено было сделать посмертный рисунок художника.

В Овере художник написал и портрет доктора Рея, полную противоположность доктору Гаше. Не все врачи, несостоявшиеся художники и любители искусств. Доктор Феликс Рей, практикант, не интересовался искусством, не понимал, с кем доводится общаться, кого лечить. Написанный Ван Гогом портрет небрежно положил на чердак, а затем прикрыл им дырку в курятнике… И только счастливый случай сохранил прекрасное полотно, купленное позднее С.И. Щукиным. В настоящее время картина хранится в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Не знаю, почему, но «прибежищем» картин нередко служит курятник, как произошло позднее (не так благополучно) с произведениями Хаима Сутина и Амедео Модильяни!

Блестящий художник Тулуз-Лотрек интересовался медициной, следил за новинками науки. От Габриеля Тапье, студента — медика часто слышал восторженные отзывы о хирурге Пеане. В мифах древней Греции упоминается легендарный врач Пеан, то как «врачеватель Богов», то, как ученик самого бога врачебного искусства Асклепия. Пеан получил от Латоны, матери Аполлона и Артемиды, целебные корни, которыми успешно лечил болезни богов и людей.

« …Успехи ученика не давали покоя Асклепию, из зависти он приказал травить Пеана. Но благодарный за свое спасение Аид не дал погибнуть своему исцелителю. Он превратил его в растение, корнями которого Пеан так успешно пользовался».

Забавно, как мифы становятся реальностью — через тысячу лет, появился новый реальный человек, врач Жюль Эмиль Пеан, совершающий чудеса благодаря знаниям и смелости.

А до этого была непростая жизнь юноши в семье отца — мельника. Учиться начал поздно в 15 лет, но быстро продвигался, сдав за два года экзамен на аттестат зрелости. Отличался Пеан не только любовью к знаниям, но и эпикурейством, из-за чего не всегда в срок сдавал экзамены. Однако это не помешало его блестящей врачебной карьере. Пеана привлекало все новое, он успешно изобретал. Зажимами Пеана (1862) до сих пор пользуются в хирургии. Он первым 9 апреля 1879 в присутствии врачей выполнил резекцию желудка, создал новый эффективный способ удаления яичников. С помощью кузена Габриеля, Лотреку удалось присутствовать в операционной и наблюдать виртуозную технику хирурга.

Профессору было 62 года, он находился в зените заслуженной славы. Приезжал в клинику в коляске, запряженной парой гнедых, с кучером в ливрее. Все было красиво и помпезно. Лотрек внимательно вглядывался в профессора, особенно восхищался руками — «обе руки были правые». Художник сделал множество набросков и две прекрасные картины — «Операция Пеана» и «Трахеотомия».

Трагической оказалась история портрета замечательного русского врача Карла Андреевича Раухфуса (1835-1915).  Иван Николаевич Крамской писал портрет доктора. Во время одного из сеансов художник почувствовал себя плохо, упал и все усилия Карла Андреевича ни к чему не привели. 5 апреля 1887 года Крамской скончался так и не успев закончить портрет.

Здоровье и болезнь, жизнь и смерть — вечные непреходящие темы с не найденным решением.Смерть не перестала нести на себе отпечаток мистики и тайна её сохранилась. Философы, физики, врачи знают много, успешно движутся в познании сути явления. Но вряд ли картина мира лишится непознанности и таинственности. В живописных полотнах эти мотивы не только присутствуют, но порой доминируют. И здесь, как правило, не обходится без ангелов, демонов, врачей.

Неожиданной для творчества Пабло Пикассо показалась замечательная картина « Знание и милосердие», 1897 года. Полотно написано пятнадцатилетним Пабло по просьбе отца — Хосе Руиса Бласко — профессора, учителя рисования. Дон Хосе послужил моделью врача, ребенка за плату дала бедная женщина, монашеское одеяние брали в одном из монастырей Малаги. Молодой Пабло Пикассо (фамилия матери художника) сумел отобразить горе матери, прощающейся с ребенком. Символично присутствие у постели умирающей врача и монахини, то есть определенный дуализм.

Будучи в Голландии, я естественно вспомнила историю доктора Ван Тюльпа, — настоящее имя Клаус Пиетерзон (1593-1674) — выпускника местного университета. Практически всем Ван Тюльп известен благодаря блестящей картине Рембрандта. Мало кто задумывается о личности врача Ван Тюльпа и о его вкладе в науку. Как многие ученые эпохи Возрождения, Ван Тюльп занимался не только врачеванием, в чем был силен, но и политикой, будучи вначале казначеем, а затем и бургомистром Амстердама. Как врач, Ван Тюльп предложил, ставшую знаменитой эмблему медицины — зажженную свечу, «Светя другим, сгораю сам». С 1628 г. по 1653 был главой Амстердамской гильдии врачей. Он провел сравнительное изучение организма обезьяны и человека, описал впервые мигрень, открыл илеоцекальный клапан, обнаружил вредное действие табака на легочную систему, описал у голландских моряков симптомы болезни, позднее названную Бери-Бери (недостаток в организме витамина В). С таким врачом дружил Рембрандт Ван Рейн. Картина «Анатомия доктора Тульпиуса» впервые подписана полным именем: Рембрандт Хармезон из Лейдена. После этой картины популярность и слава художника неизмеримо возросла. Картина не документальна, на вскрытиях присутствовало обычно больше людей. Аутопсия тела Андриана Андрианса производилась 1 февраля 1632 года профессором Николасом Тюльпом. В то время вскрывать разрешалось только преступников после казни, так случилось и с Адриансом, известным под кличкой «Младенец». 31 января 1632 года он был казнен за воровство. Именно Андрианс изображен на знаменитой картине.

Особняком в искусстве средневековья — изображение смерти. Практически все выдающиеся художники средних веков не только, как и все люди, задумывались о смерти, но и пытались материализовать ее в зримых образах. Показательна в этом аспекте картина Гольбейна младшего. У него смерть появляется между Доктором и пациентом. Гольбейн, видимо, пытается донести, что несмотря на все достижения медицины, она не может предотвратить то, чему нельзя воспрепятствовать: раньше или позже, доктор умрет, как и его пациенты.

С другой стороны художник, тем самым, подчеркивает равенство перед лицом смерти. Дворянин пытается защититься от смерти, но его усилия обречены на провал.

Смерть приблизилась к судье, готовится забрать его жезл — символ профессионального долга. Судья думает о деньгах, а не о справедливости решений. Не думает и о бренности существования, а смерть пришла…

Отдал дань изображению смерти, ее триумфа и Питер Брейгель Старший.

Как-то сложилось, что у многих художников появились разнообразные полотна,посвященные конечности земной жизни в виде картин под названием «Пляски смерти». Они при общей схожей идее различались персонажами, авторством, но везде присутствовала неотвратимая встреча… Несущие гибель эпидемии чумы, ассоциировались в сознании обезумевших от бесконечных смертей людей в наступлении конца мира. Иногда в пораженных чумой городах устраивались пляски до изнеможения, в попытке «обмануть чуму». При этом танцующие нередко падали замертво. Традиция с вариациями существовала довольно долго.

В наше время дань подобным сюжетам отдал знаменитый Густав Климт. «Жизнь и смерть»

На картине четко видна огромная змея, являющаяся непременным атрибутом одной из основных эмблем медицины. К сожалению, сама картина сгорела во время Второй мировой войны, известна лишь по копии и фотографиям.

Интересные философского звучания работы художников разных эпох отражают понимание и восприятие завершения жизни и наступления, не без борьбы, смерти. Подходы к изображению смерти разнятся в зависимости от времени создания, мировоззрения художника, его жизненного опыта и психического состояния.

Осознание бренности жизни, наступления смерти — стимулирует в некоторых случаях человеческую активность. Страх смерти — предмет дискуссий в философии, науке, искусстве, религии. Рождение и смерть — два неизбежных явления в жизни каждого человека. Невозможность понять, узнать, что находится за чертой будоражит мысль, создает гипотезы, предположения, но не находит ответа на тревожные вопросы.

Мир дуален: жизнь и смерть идут параллельно, пересекаясь в финальной точке. Художники своими средствами выражают страх неизбежных изменений, персонифицируют смерть…

Сюжеты смерти многообразны, изображения различны от метафорических образов до фигуративных, натуралистических.

Тема сложная, многоликая, требует усилий специалистов разного профиля, включая врачей, психологов, танатологов.

Использованная литература

1. Дворецкий Л.И. Живопись и медицина Размышления врача о живописи и художниках. Москва, 2010

2. Ван Гог Письма пер. с голланд. Л-М., 1955

3. Лихтенштейн И.Е. Демоны Врубеля Газета «Новости медицины и фармации» 2013, 9 (460)

4. Лихтенштейн Исанна, Врач не только врач «Новости медицины и фармации»2014,4 (488)

5. Талейсник Семён. “Зубная боль” в живописи. Журнал-газета Мастерская 2014, 21 июнь

6. Талейсник Семён. Пародии голландского художника Яна Стена на врачей и пациентов «Семь искусств» 2014 5 (52) май

7. Яковцова А.Ф. , Сорокина И.В., Гольева Н.В., Харьковский национальный медицинский университет, И.И. Яковцева, Харьковская медицинская академия последипломного образования «Живопись, ваяние, зодчество» Газета новости медицины и фармации 15(335) 2010

8. Яковцова А. Ф и др. Медицина и искусство. — Х. : ИД Райдер, 2008.

Print Friendly, PDF & Email

6 комментариев для “Исанна Лихтенштейн: Врач и художник. Окончание

  1. Уважаемая коллега и землячка, Исанна Лихтенштейн! (Украина, Винница, Донецк).
    Мне было весьма приятно и интересно познакомиться с Вашими работами об образе врачей в живописи, теме, продолжающей работы Вашего отца, профессора Е. И. Лихтенштейна. Интересуясь живописью и глядя на многие картины глазами врача, чему посвящены мои обзоры-эссе, я почувствовал родственную душу и общность интересов. Из Ваших работ узнал некоторые нюансы в описании картин художников с изображением врачей, а также любопытные факты из биографий и авторов полотен и их объектов-персонажей.
    Коснувшись только изображений врачей среди картин И.Е. Репина, я понял, сколько интересного и важного для зрителя, интересующегося живописью, а особенно медика могут рассказать эти полотна.
    Так что я рад, что у нас есть некая общность оценки живописи, глазами врачей.
    С благодарностью, СТ

  2. Поздравления Автору!
    Исключительно интересная статья! Кажется, что ей самое место в «Семи искусствах». А какой поразительный портрет доктора Усольцева работы М.Врубеля! Хотя в статье «об очень многом понемногу», но она будит интерес к теме, да и вызывает желание ещё и ещё раз поблагодарить автора за столь интересное эссэ. Почему понемногу? Потому, что политика и медицина были особенно опасно близки в СССР и нацистской Германии. Хотя и это было не новым, если вспомнить действительно способного врача Жана Поля Марата — «друга народа», фигурой в политическом смысле скорее экстремистской, что вполне возможно привело бы его тоже на гильотину, если бы не послала судьба Кордэ…Прекрасная пьеса Петера Вайса «Жизнь и смерть Поля Марата в исполнении труппы Шератонской психиатрической больницы под управлением маркиза Де Сада» удивительно рисует все парадоксы его жизни и смерти.. Но это к слову.
    Во все века положение «придворных врачей” было всегда опасным. В советское время, особенно в годы зрелого сталинизма — 1945-53 — оно стало опасным снова, как и во времена великого террора 1937-го. Так что мужество врачей в те годы не измеряется никакими мерками, оно просто неизмеримо! По прочтении этой статьи-эссе появляются не только мысли о более углублённом изучении истории каждого художника, но и воспоминания о последней главе сталинского террора — «деле врачей». Ещё раз – спасибо автору!

  3. Прочёл с большим интересом. Удивительны биографии этих врачей — от потрясающей самоотверженности (сопряжённой в случае профессора Лихтенштейна с прямым риском для жизни [невозможно забыть его слова «Я слова не просил» в ответ на «вежливый приказ» заклеймить «агентов сиона в белых халатах» — слова, исключительные по героизму в обстановке бившейся в падучей ненависти и юдофобства страны!]) — до служения террору. Позже, впрочем, полное забвение клятвы Гиппократа, начавшись уничтожением «жизней, не представляющих ценности», дошло до Менгеле с коллегами — ну и, конечно, у Снежневского, Лунца , и пр. психиатров союза нерушимого республик свободных, по сути, психиатров-карателей.

    Спасибо автору — галерея замечательных портретов.

  4. Мне не удалось услышать лекции Ефрема Исааковича Лихтенштейна. Он умер, когда я был на 3-м курсе, а профболезни, кафедру которых он возглавлял, изучались тогда на 5-м. Но, я воспитан его книгой «Помнить о больном!». Тему «Медицина и искусство» достойно продолжает Исанна Ефремовна. Спасибо!

  5. Превосходная статья. Феномен высокого представительства врачей в политике, литературе и искусстве требует не только глубокого профессионального изучения, но чрезвычайно интересен для «широких масс трудящихся».

  6. Замечательная работа.
    С порталом сотрудничают ряд врачей, произведения которых не оставляют читателя равнодушным, и профессиональная деятельность которых, естественно, накладывает отпечаток на их творчество и подтверждает многие моменты этой статьи. Достаточно одного перечисления имен: С Талейсник, Е.Минкина-Тайчер, С Чевычелов, И. Деген, В. Каган.
    Спасибо и лучшие пожелания, Исанна Ефремовна.
    М.Ф.

Добавить комментарий для Семён Талейсник Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.