Леонид Ейльман: О тайне древнего алхимика

Loading

Люди все, что связано с получением золота, сделали тайной: государства скрывают друг от друга рудники, старатели — участки добычи, а уж алхимики — предполагаемые способы добычи или искусственного изготовления тем паче.

О тайне древнего алхимика

Леонид Ейльман

— Рассаживайтесь кружком, поудобнее, — предложил член—корреспондент АН СССР, профессор Давид Чижиков. — Сегодня мы поговорим о самой древней металлургии — металлургии золота. Золото находят в самородном виде, его не надо извлекать из руды химическим путем. Поэтому человек познал золото давным—давно. Я стал изучать металлургию золота после того, как на аффинажной фабрике, где я был главным инженером, произошел таинственный случай: пропало 40 килограммов золота прямо из плавильной ванны. Мне позвонили домой: авария! Потекла золотоаффинажная ванна! Удивительное было в том, что вытекший металл мы не нашли.

— Золото — это наш скользкий друг, — мудро заметил студент Леонид, — но вы о краже золота читаете лекцию или о его металлургии?

— Да, я отвлекся, уж очень мне тогда досталось в связи с его пропажей. Но история металлургии золота полна драматических событий и многочисленных попыток получения его искусственным путем. Это и понятно: оно стало мерилом могущества власти. У власти два мерила: армия и золото! Золото называют благородным, внося эмоциональную окраску в это творение Природы, но скольким преступлениям оно свидетель, потому что является всеобщим универсальным мерилом стоимости товаров!

Люди все, что связано с получением золота, сделали тайной: государства скрывают друг от друга рудники, старатели — участки добычи, а уж алхимики — предполагаемые способы добычи или искусственного изготовления тем паче.

“Химия” — на иврите «кимна«, а “алхимия” образовалось добавкой приставки «ал«, первой буквы ивритского алфавита, чтобы подчеркнуть первичность, важность этой «науки» перед обычной химией.

Из каббалы известно, что буква «ал», или «алеф» (полное название буквы), означает “Б-г”. (иногда произносят “эл”) Следовательно, алхимия есть химия, в реакциях которой должен участвовать Б-г. Поэтому молитвы и заклинания в алхимических опытах имеют важное значение.

Так же можно подойти к толкованию слова «алгебра«. “Гебра” — постижение: постижение божественной логики с помощью букв, скрывающих собой цифры, как в каббале, — постижение Торы.

Но на иврите частица «ал», пришедшая в иврит из шумерского языка, может означать и отрицание.

На поприще изготовления искусственного золота наиболее преуспели египетские жрецы. Золото они оттождествляли с Солнцем, а серебро с луной, ртуть считали жидким серебром и получали ее нагревом красной киновари. Жрецы пользовались рекомендациями так называемой “изумрудной скрижали”— еврейской алхимии и сплавляли цинк с медью и получали так называемые томпаковые латуни. Эти сплавы по цвету ничем не отличались от золота, были легче золота, но, увы, быстро покрывались зеленым налетом, тускнели, и надо было их снова полировать шкурами животных, чтобы появился золотой блеск.

Жрецы уверяли, что это золото темнеет в наказание за грехи людей.

Лишь много позже люди научились отличать золото от этих сплавов и поняли, что “не все золото, что блестит”.

Томпаковая латунь была лишь внешне похожа на золото, но ее удельный вес был намного легче. Понадобился, однако, гений Архимеда, чтобы на этом свойстве золота решить проблему оценки его количества в короне царя Сиракуз Гидеона. Рецепт, изложенный в так называемой “изумрудной скрижали” до нас дошел в переводе с древнего иврита арабами. Этот перевод был сделан в 8 веке, а перевод на латынь был сделан в 12 веке. Сама скрижаль не сохранилась и скорее всего была не изумрудной, а малахитовой. Малахит добывали в рудниках Негева около поселка Тимна.

Казалось странным, что можно нагреть красный камень — киноварь и оттуда потечет серебристая жидкость — ртуть. Так почему же не найти камень, из которого текло бы золото? Ну если не из самого камня, так с помощью камня выделить золото, — считали алхимики. Надо сказать, что в области извлечения золота из содержащей его земли какие-то успехи были достигнуты. Так, Посидониус, переплавляя испанский золотой песок с землей «стиптерия» — это предположительно окись серебра, квасцы, железный купорос, получая сплав серебра с золотом.

Теофраст писал: надо добавлять поваренную соль и селитру в расплав серебра и золота, чтобы их разделить. То же советовал Плиний.

Однако попытки искусственного получения золота были безнадежны, хотя время от времени распространялись слухи об удачах.

Так, пастор Франсуа Прелатти уверил барона Жюля де Рэ (Синяя Борода) в том, что владеет способом получения золота. Но для этого ему нужна кровь молодых девушек. Алчный и сластолюбивый барон согласился на дьявольское предложение монаха. Они сгубили более трехсот девушек, пока епископ Нанта не сжег Жюля де Рэ на костре в октябре 1440 года.

Как же удалось Прелатти обмануть барона? Или это только страшная легенда? Нет! Это быль. Дело в том, что Прелатти обнаружил в замке барона Машкуль золотую кварцевую жилу, которую тайно разрабатывал.

Наиболее проницательным оказался английский монарх Генрих 1V, который издал закон, запрещающий превращение простого металла в золото. Это, правда, не помешало Генриху 1V превратить свои медные деньги в серебряные. Он увидел у алхимика, что натертая ртутью медь приобретает серебряный оттенок. Но ртуть быстро стиралась, особенно с выступающих частей рельефа монеты. Поэтому нос королевского профиля становился красным. Его и прозвали «Красный Нос».

Короли стали сурово обходиться с алхимиками: поплатилась жизнью Мария Зиглерин, которую герцог Люксембургский сжег в клетке. Иногда погибал и химик. Так, во Франции был сожжен Жан Барилло, который разработал амальгамный процесс золочения: раствор золота и ртути наносили на какой—либо металл, затем раствор нагревали, ртуть испарялась, оставив тонкое золотое покрытие на металле.

Шло время, но приблизиться к разгадке тайны синтеза золота алхимики не смогли. Алхимики прибегали к разного рода уловкам. Некоторые из них считали, что Пророки Израиля знали секреты получения золота и поэтому называли себя их именами, чтоб их души им помогли. Тысячи раз открытый и вновь закрытый «философский камень» — этот таинственный ключ к превращению в золото всего того, к чему он прикасался, — оказался выдумкой отчаявшихся мудрецов, так и не сознавшихся в своем поражении. С оформлением химии как самостоятельной науки алхимии был вынесен окончательный приговор.

Но меня очень заинтересовала в свое время история парижского нотариуса Николя Фламеля (1330-1418 годы). Лет до пятидесяти этот нотариус был беден и вдруг разбогател. В своей книге «Иероглифические фигуры» он написал, что у букиниста он купил древнюю книгу — «Книга еврея Авраама». Кстати, такая книга числится в каталоге «тайных философских книг», составленном доктором Пьером Боррели в 1654 году. При этом Боррели указывает, что в последний раз эту книгу видели в руках кардинала Ришелье, отдавшего приказ обыскать дом Фламеля, хотя тот уже давно умер. Дело в том, что на полях этой книги рукой Фламеля по—французски были сделаны пометки о «выращивании» золота. Фламель перевел книгу с иврита на французский. Кардинал Ришелье не смог понять записи Фламеля.

Николя Фламель описал эту книгу. На первом листе ее было написано: «Авраам—Еврей. Принц, левит, астролог и философ пишет еврейскому народу, который Божьим гневом рассеян среди галлов».

На втором листе автор утешал свой народ, советуя ему избегать идолопоклонства и терпеливо ждать прихода избавителя — Мессии. Далее книга содержала ряд рисунков, поясняющих некоторые указания каббалы, с помощью которых автору удалось получить золото.

Книга была изготовлена из коры какого—то молодого дерева и ее листы чем—то пропитаны после прокатки гладильным катком.

Действуя согласно указаниям книги, Фламель получил 25 апреля 1382 года немного золота в результате длительного процесса. История беспристрастно свидетельствует, что господин Фламель разбогател и на протяжении 36 лет построил в Париже 14 больниц, а в Булони — еще 14. Фламель утвержал, что все золото истратил на благотворительнось и у него ничего не осталось, но продолжал жить безбедно.

Это факт. Как его объяснить? Люди находили месторождение золота, дробили породу, просеивали песок, отделяя золото от пустой породы, но есть месторождения золота, где его количество очень мало. Как его добыть? Возможно, что алхимик Авраам нашел такой метод. Надо породу с золотом поливать специальным щелочным раствором. В этом растворе появляется колония особых, усваивающих золото бактерий. Так природа обволакивает камень в ручье. Возьмешь в руки камень, а он скользкий. Он покрыт слизью — слоем бактерий. Постепенно микроколичества золота переходят в эту слизь. Далее золото получалось при сжигании высушенной слизи. Указание о слизи есть в записях Фламеля. Он считал ее “философским камнем”, который помогает извлечь металл из породы. Этот процесс теперь известен как метод выщелачивания и применяется при использовании бедных металлом руд. Вполне возможно, что это — будущее металлургии тогда, когда она перейдет к использованию беднейших руд. И время это не за горами! Теперь мы знаем, что дерево лиственница накапливает ниобий, кукуруза — золото, свекла — литий, медузы –олово, лангусты — кобальт, морские моллюски — медь.

Но подумайте почему еврей Авраам не разбогател, а Фламель разбогател. Еврей Авраам был каббалист и старался обогатить душу. Он считал, что счастье в познании, а Фламель видел счастье в удовольствиях, получаемых телом!

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Леонид Ейльман: О тайне древнего алхимика

  1. Сейчас процесс биологической добычи золота (выщелачивание) широко применяется для бедных золотом руд. Читай об опыте отвального выщелачивания руд Хирсхонского местрождения. В этих рудах остается всего 1,39 грамм золота на одну тонну. Добыча рентабельна.

  2. Золото-злато «זהב» /заав
    Ф: зо́лото прилаг. золото́й, укр., блр. зо́лото, ст.-слав. злато χρυσός (Супр.), болг. злато́, сербохорв. зла̑то, словен. zlatȏ, чеш., слвц. zlato, польск., в.-луж., н.-луж. zɫоtо. Родственно вост.-лит. žеl̃tаs «золотой», «золотисто-желтый», лтш. zèlts «золото», «золотой»; с др. вокализмом: гот. gulÞ, далее др.-инд. híraṇyam «золото», авест. zаrаnуа- – то же, также др.-инд. hári- «желтый, золотистый, зеленоватый», авест. zairi- «желтый, золотистый», сюда же зелёный, зола́; см. Траутман, ВSW 368; Уленбек, Aind. Wb. 359 и сл.; Зубатый, AfslPh 16, 420; Фортунатов, ВВ 6, 218; Шпехт 26. Тур. zоlоtа, нов.-греч. ζολότα «тур. монета в 3/4 пиастра» заимств. из вост.-слав.; см. Г. Майер, Ngr. Stud. 2, 28. •• [Попытки расширить круг сравниваемых форм см. у Будимира, «Слав. филология», 2, 1958, стр. 113. – Т.]

    От ивритского названия золота — «זהב» /заав — русское «Зёв (дьявола)» (זאב /зеэв – «волчья пасть, волк»)
    Зов золота

    זוע לו תו /зуа ло тав // зо ло то –« זוע 1 . Двигайся, передвигайся {убирайся, убегай, двигай отсюда; деньги – движимое имущество}; 2. ужасайся, бойся + לו ему + תו знак, черта, полоса».
    גלד / гельд – «шкурка», откуда слово «Geld/ Gold» — «золото». Так как золото опасно перемещать, то оно хранилось в одном месте на бирсе (бирже), в банке, в банке – храме Момма, а вместо него ходили векселя на коже – «гельды» (в Польше — злотые), которые были значительно дешевле [זולו תו / золо то – «дешёвый его знак»; זול אותו / золь ото = «дешёвый + знак, буква его»] и были, по-видимому, первыми денежными знаками – купюрами {возможно, от слова «cuprum – “медь” – медная монета» или קו פורה // ку пура = «направление, маршрут, рейс («хождение»)» + даю, приношу плоды; קוה פורע // que pura’ = «надеяться, собирать, уповать + оплатить, погасить долг»}
    почему деньги и серебро — на иврите одно и то же слово «кесэф»? – כסוף /кисуф – «томление, ожидание, желание»
    כסוף /касуф – «долгожданный, желанный»
    כסף /косеф = «страсть, томление» — за невесту надо было заплатить «калым\калим» — כלה /кала = «1. невеста 2. полное уничтожение» -{ *разорение}?
    כסף /кесеф = «1. серебро 2.деньги 3. сребренник» — исп. Peso – от ивр. פשו /песо – «распространение его». От этого же слова – русское «песок» —- פשוך /песоха – «распространённый твой», но золотой песок был не очень распространён.
    деньги и серебро — на иврите одно и то же слово – כסף /кесеф»
    — Серебро и было деньгами! Оно стоило в десять раз дороже золота, которое не ходило в виде денег, а использовалось только, как украшения для царственных особ и для золотой посуды в храмах!
    זו לאו תו / зо лав тав // зо ло то = «это + запрет + знак», т.е. простолюдинам нельзя было надевать золото, как знак

  3. Слово «אלף » в зависимости от произношения может означать:
    /алаф — «учиться»
    /илеф — «поучать, дрессировать»
    /элеф — «1. тысяча, много, очень 3. бык, вол»

    У хазар — израильтян Великой степи — слово «АЛЬП» означало «КОМАНДУЮЩИЙ, ГЕНЕРАЛ». В этом звучании оно перешло в тюркский язык (Альп-Арслан — знаменитый полководец сельджуков — выходцев из Кузарии. אלף הרס לן // Альп арс лан — «командующий — лев» — дословно «разрушающий там покоится»»).

    Само слово אלף происходит от двух буквенных словокорней:
    אל /Эл — «Бог, могущество, сила; Абсолют, конечный, ничто» (11/231 ворот СеферЕцира)

    לפ / леф — «соединять, устраивать; прицепляться, сжимать, обнимать; обматывать, бинтовать» (181/231 ворот СеферЕцира).

    Поэтому название буквы «א» кратко означает «СОЕДИНЕНИЕ С БОГОМ».
    сАМА буква א раскладывается на три буквы — יוי , которые читаются — «ЯВИ». Гиматрия этого слова = = 26 = = יהוה — тетраграмматон, означающий главное Имя Б-га Яhve .
    Гиматрия же самой буквы א = = 1 , а 1 — это буква «алиф» в арабском алефбете.
    В иудаизме и в ХРИСТИАНСТВЕ (СМ. Евангелие от Марка 12) главная молитва, вернее призыв на неё такое: שמע ישראל! אלהים אחד! / Шма Исраэль! ЭлоГим эхад — «Слушай, Израиль! Бог Един».
    Гиматрия слова אחד /эхад — «един, один» = = 13 = = אהבה / аhava — «ЛЮБОВЬ».
    пОЭТОМУ-то БОГ есть ЛЮБОВЬ!!

  4. Очень интересная статья металлурга об истории добычи золота. Кстати, и греческие аргонавты тоже добывали в Колхиде золото в реках Кавказа. Они приезжали туда на кораблях, оставляли в течениях рек шкуры животных, чтобы через год вновь приехать за «урожаем». Шкуры вытаскивали из воды, сушили и сжигали, а из пепла добывали золото, оставленное там течением вод.
    В отношении «Из каббалы известно, что буква “ал”, или “алеф” (полное название буквы), означает “Б-г”, мне известно, что алеф интерпретируется обычно как «бык». Однако вполне возможно, что каббалистическая интерпретация восходит к язычecкому периоду Древнего Израиля. А уж там месопотамско-финикийско-израильский Б-г изображался в виде быка.
    Интересная статья, Леонид. Спасибо.

Добавить комментарий для Владимир Бершадский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.