Белла Езерская: Чудо древнего мира

Loading

На вершине Акрополя дул свежий ветерок и ярко светило солнце. Было много народу, все позировали и щелкали аппаратами.уединиться с великим строением не было возможности. Я обошла его по периметру, вглядываясь в царапины на колоннах, заделанные алебастром — следы пуль и человеческого варварства.

Чудо древнего мира

Белла Езерская

Не могу сказать, что мной овладела навязчивая идея — увидеть город моей детской мечты, когда я покупала этот круиз по Средиземноморью. Тем более что в Афинах я уже побывала 16 лет назад — и в городе, и на Акрополе. Но там было много других привлекательных мест.

Современные Афины не произвели на меня — ни тогда, ни сейчас — особого впечатления. Обычный южный город, тесный, шумный, говорливый, неистребимо провинциальный. Опоясанные террасами низкорослые дома жмутся друг к другу, взбираясь по склонам каменистого холма. Множество сувенирных лавок, кафешек, магазинчиков, торгующих восточными сладостями. Столики вынесены на тротуар и затенены полосатыми тентами. Фасады увешаны пестрыми самодельными вывесками и рекламными плакатами на странной смеси латиницы и кириллицы. Начинаешь читать вроде по-русски, и натыкаешься на какую-то зазубрину, которой нет ни в одном алфавите. Ближе к вершине, однако, прорезаются родовые черты классической архитектуры: стадион, на 60 тысяч, построенный на фундаменте античного; выставочный зал Заппелион, Национальная галерея, Парламент, Национальный Архитектурный музей, Академия, Университет— все с колоннами и портиками, все в неоклассическом стиле — ничего принципиально нового греческая архитектура миру не подарила. Может, оно и к лучшему — уж больно нелепо выглядит модерн среди божественных руин — как стиляга среди бояр — (так москвичи окрестили коробку Дворца съездов в Кремле).

Автобус подошел к Акрополю. Подсчитав свои физические возможности, я решила остаться и подождать возвращения группы. Оказалось, что в нашем автобусе две пассажирки — в инвалидных колясках. Но в автобусе никто не остался. Мне стало не по себе, я подхватила свою палку и вышла следом. Сын был на подстраховке. Подъем поначалу был преодолимым, с пандусами и пологими лестницами. Возле зеленой калитки мы предъявили билеты, и началось собственно восхождение. Акрополь сравнительно невысок— всего 130 метров над уровнем моря. Это холм из афинского сланца и известняка. Но дело не в высоте: дух захватывает от соприкосновения с вечностью. Подъем был максимально замощен, всюду лестницы. Да, многое изменилось к лучшему с тех пор. Мои ноги еще помнят крутые осыпающиеся склоны 1989 года.

Уже спускаясь, я обнаружила коляску с одной из своих спутниц. Миловидная седая дама улыбнулась мне: «Они с зятем пошли наверх». Она взмахнула рукой в сторону Парфенона. Потом они все вместе спустились. И все это тихо, скромно, незаметно, без привлечения внимания. Группа вела себя соответственно. Никто не давал советы, не интересовался, почему она поехала в такую поездку. Уж наши люди не преминули бы, но их в этом заезде не было. Коляску сунули в багажник, даме помогли на ступеньках в салон, и автобус покатил к Пирею. Там нас ожидал храм бога Посейдона. Экскурсия продолжалась.

С четвертого класса я влюбилась в древнюю Грецию. Мечтала стать археологом. Мою библиотеку украшает увесистый Словарь Античности, купленный уже здесь. Там все сказано, все описано и зарисовано: как блоки вырубались, как они транспортировались, как поднимались наверх в какой последовательности и какими инструментами обрабатывались, И, тем не менее, Парфенон до сих пор являет загадку. Каким образом его создатели заставили огромный храм длиной в 70 и шириной в 31 метр парить в воздухе, словно невесомый? Зачем, найдя идеальную пропорцию 9:4 (таково отношение длины храма к ширине, ширины к высоте — и так во всем до мельчайших деталей), они тут же принялись ее нарушать? В этом прямоугольнике нет ни одной прямой линии! Словно у Гауди. Если на ступеньку поставить предмет высотой в 10-12 сантиметров, с противоположного конца он не будет виден. Каждый камень приходилось обтачивать вручную, индивидуально. Как они вычисляли эти тончайшие оптические коррекции, наклоны, искривления, утолщения — в эпоху, когда не то, что компьютеров — логарифмической линейки не было? Основание храма плавно выгнуто к середине, так что средние колонны стоят выше крайних — иначе средняя часть храма по законам перспективы просела бы. Все колонны под одинаковым углом наклонены внутрь храма, и если продолжить линии вверх, они пересекутся в бесконечности.

Напомню: храм строился с 448 по 438 год до нашей эры. Всего 10 лет! В его строительстве были заняты только свободные люди: рабам такую работу нельзя было доверять. Народная стройка! Всего на Парфенон было истрачено 230 тысяч тон мрамора. 70 тон мрамора добывалось ежедневно. Как архитекторы и инженеры управляли огромной массой рабочих, как контролировали и согласовывали весь процесс — при отсутствии телефона и современных средств связи? Ведь стоило одному рабочему допустить ошибку, и вся работа других была сведена насмарку. Эти тончайшие оптические отклонения исправляли искажения перспективы при взгляде снизу вверх — именно так большинство зрителей и воспринимало Парфенон. Но и лицезревших храм лицом к лицу не подавляло его величие: он был прекрасным и соразмерным. Он внушал благоговение. Он был домом богини, но он был создан людьми и для людей. Он воплощал эстетический идеал античности, до сих пор никем не превзойденный. Они был гениями перспективы- архитекторы Иктин и Полликрат, создатели Парфенона..

В музее храма Святого Семейства в Барселоне, я обратила внимание на маленькие мешочки с песком, подвешенные на разной высоте: так Гауди проверял расчеты башен Собора. Они были впоследствии полностью подтверждены компьютерным анализом. Интересно, проверял ли кто-нибудь на компьютере расчеты создателей Парфенона?

Пора, однако, перейти к той, в чью честь был создан Парфенон — к греческой богине Афине-Палладе. Мифы повествуют, что странности начались с самого ее рождения. Афину родила не женщина, а… Зевс— громовержец. Парки, богини судьбы, сообщили ему, что сын богини мудрости Метис свергнет его с престола и завладеет миром. Зевс проглотил беременную Метис , и через некоторое время стал испытывать сильную головную боль. Не в силах вынести эту боль, он попросил сына Гефеста разрубить ему череп, и из головы Зевса вышла прекрасная женщина Афина— воительница в воинских доспехах, блестящем шлеме и копьем в руке. Так Зевс стал отцом-одиночкой дочери-девственницы— Парфенос.

Эдвиг Арзунян в своей книге « Бог был инопланетянином» расшифровывает эту легенду так: Афина вышла из черепа Зевса, (череп, как известно, вместилище разума). Материнский плод— идея робота — созревал в сосуде разума — голове самого Зевса-громовержца, Когда идея сформировалась, наступили роды (создание робота). Зевс никак не мог разродиться, пока ему не помог Гефест — конструктор робота. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что Афина была девственницей, и слыла покровительницей городов, хранительницей их крепостей и стен. Она давала мудрые советы их защитникам во время осады — не зря она родилась воительницей. Она также учила людей искусствам и ремеслам, а женщин — рукоделию и ткачеству — никто не мог превзойти Афину в этом. Она даровала жителям земли флейту, учредила законы и Ареопаг. Она умела взнуздывать коней, запрягать быков, строить корабли. Легенды об Афине вполне вписываются в популярную теорию инопланетян, которые посылали на землю роботов, чтоб те научили землян сельскому хозяйству, наукам и ремеслам. А иногда спускались на землю сами в образе богов — дабы улучшить человеческую породу.

Кекроп — первый царь Аттики (по преданию получеловек — полузмея), предложил Афине и богу морей Посейдону побороться за право быть покровителем Афин. Посейдон ударил трезубцем — из скалы потекла соленая морская вода. Кекроп остался недоволен: в Афинах морской воды был избыток. На месте, где ударила своим трезубцем Афина, выросло оливковое дерево. Кекроп присудил патронаж над Афинами ей. Богатство и процветание Афин, а также военные победы над персами при Фермопилах, древние греки связывают с покровительством Афины-Паллады.

На вершине Акрополя дул свежий ветерок и ярко светило солнце. Было много народу, все позировали и щелкали аппаратами.уединиться с великим строением не было возможности. Я обошла его по периметру, вглядываясь в царапины на колоннах, заделанные алебастром — следы пуль и человеческого варварства. Западная часть была затянута лесами. Парфенон ремонтируется.

Это великое строение простояло почти шесть веков практически не изменившимся. Но в 1687 во время войны Венеции с Турцией, на территории которой находились Афины, турки не нашли ничего лучшего, чем спрятать в Пантеоне весь запас пороха, рассчитывая, что гуманные венецианцы стрелять по Парфенону не будут. Ошиблись. Выпущенный из мортиры снаряд уничтожил 10 колонн и всю внутреннюю часть храма. Парфенон несколько раз переходил от венецианцев к туркам. Уцелевшие маленькие храмы Акрополя приспосабливались то под христианский церкви, то под мечети, разрушенным Парфеноном никто не интересовался. Реставрация началась только в 1830 году. Восстановили все сохранившиеся, но поврежденные колонны, и некоторые скульптуры, возвращенные другими музеями. Некоторые из них хранятся в Афинском археологическом музее. Заменили оригиналы копиями шести кариатид на Эрехтийоне, маленьком храме с выступающим портиком — могиле двух мифических афинских царей Эрехтея и Кекропа. Оригиналы хранятся в музее Акрополя. Ссылаясь на интернет-издание GREKOMANIA пишу, что Акрополь уже в нашем тысячелетии ремонтировался с 2007 по 2013 год. Снято и перенесено внутрь 74 блока. Там ведутся реставрационные работы. Возможно. Снаружи не видно. Но рельефы на портике не восстановлены, фризы тоже. О какой «полной реставрации» идет речь, если даже копии с украденных мраморов не сделаны? Большинство вывезенных скульптур, менотопов и фризов хранится в Англии, некоторые во Франции и в Афинах. Губительно влияют на Акрополь выхлопные газы: смешиваясь с влагой воздуха, они превращают мрамор в гипс.

Строительство Парфенона и всего Акрополя началось на пике морских побед Перикла. Персы — давний враг — были наголову разбиты. Акрополь восстанавливался за счет дани, наложенной на города-союзники. Перикл задумал фактически заново отстроить лежащий в руинах Акрополь. Парфенон должен был прославить морские победы Греции и доказать превосходство эллинов над варварами, демократии над тиранией.

Эйфория победы кружила головы. Перикл собрал вокруг себя выдающихся ученых, писателей, художников, скульпторов. Вскоре выяснилось, что для строительства отпущенных денег не хватает. Перикл должен был запустить руку в городскую казну. Граждане были недовольны. В городе начались волнения. Афиняне считали, что он одевает Парфенон как возлюбленную. Это был намек на то, что он развелся с женой Аспазией и женился на молодой красавице. Противники Перикла выступили против него в суде и обвинили в хищении. Пострадали его ближайшие сотрудники. Анаксагор вынужден был уехать из Афин, а Фидий был обвинен в хищении золота, отпущенного на фигуру Афины Паллады, заточен в тюрьму где и умер. Не пощадили Аспазию. Популярность Перикла падала. Предвидя ухудшение отношений со Спартой, Перикл начал готовиться к Пелопонесской войне. Он активизировал флот, а население укрыл в укрепленном городе — на случай нападения с суши. Но в 430 году разразилась эпидемия чумы, погибло много народу. Афиняне обвинили во всем Перикла, и он впервые не был избран в стратеги. В 429 был однако избран вновь. Увы, поздно. Вскоре после этого Перикл умер от чумы. Его пятидесятилетнее правление было названо золотым веком в истории Афин.

Реконструкция Акрополя была рассчитана на несколько десятилетий и закончилась уже после смерти Перикла. Все сооружения представляли законченный ансамбль. На западном подъеме были воздвигнуты Пропилеи, крытая колоннада, монументальные ворота в Акрополь. Они строилась под руководством Мнесикла.. На площади стояла колоссальная статуя Афины Паллады — работы Фидия. Лицо шея и руки Афины Паллады, были сделаны из слоновой кости, хитон — из золота. Высота статуи в разных источниках называется по-разному: 9,12 и даже 17 метров. В правой руке она держала золотую статую Ники. Всего на оформление Афины была выделена тонна золота.

Во времена Византийской империи статуя была перевезена в Константинополь крестоносцами в 1204 году, и там погибла при пожаре… Храм Афины находился в южной части. Его строили арихитекторы Калликрат и Актин. Под руководством Фидия проводились все скульптурные, живописные и фресковые работы. Тот Парфенон, который мы видим сегодня не был похож на первоначальный. К его участию привлекались мастера из разных городов Пелопоннеса, и каждый привносил в оформление художественные традиции своей родины. Колонны были раскрашены, вся целла изнутри была украшена картинами, фресками, рельефами , запечатляющими военные победы Перикла. Шесть лет Фидий с помощниками провели на лесах, поднятых над строительной площадкой, высекая скульптуры и рельефы. Вдоль всего фриза шел барельеф знаменитого панафинейского шествия. Это шествиепроводилось раз в четырегода, (по другим сведениям — раз в год) в нем   принимал участие весь город. Афиняне несли богине дары, гнали предназначенных на жертвоприношение скот; женщины несли новый пеплов — одеяние богини. Шествие шло через весь город и поднималось на вершину холма. Непрерывный фриз, длиной в 160 метров шел по всему периметру селлы (здания). Ныне он хранятся в Британском музее, и известен как «Эльджинские мраморы». В1817 году английский посол в Оттоманской империи, куда входила Греция, лорд Эльджин, вполне легально, с разрешения эмира, снял эти рельефы с Парфенона и вывез их в Англию, где продал Британскому музею. После этого на протяжении 10 лет люди Эльджина вывозили с Парфенона скульптуры и рельефы пока полностью не ободрали его. Попытки греческого правительства вернуть фриз и скульптуры на родину ни к чему не привели. Иск 2000 года был проигран.

Я бы упрятала Парфенон в прозрачный пластиковый футляр, чтоб сохранить хотя бы то, что осталось.

. Формально, Перикл считался стратегом— членом выборной коллегии из 10 человек, выбирающихся на год, но фактически он был главой государства. Перикла переизбирали 15 раз. Он поднял Афины на высшую ступень экономического и морского развития. Он укрепил морское могущество Афин. Он был великим стратегом и выдающимся оратором. 50 лет правления Перикла названы Золотым Веком в истории Афин.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Белла Езерская: Чудо древнего мира

  1. Интересная хорошая статья, хотя при явном эстетизме автора хотелось бы побольше личных впечатлений.
    Надо лишь заметить, что в отношении греческих скульптур мы были бы сегодня очень разочарованы. Как показали работы археологов и историков искусства греки их усердно раскрашивали, что, несмотря на гениальность древних художников, здорово изменило бы наше восприятие. Сам Парфенон восстанавливается/реконструируется по оригиналам скульптур и фризов, умыкнутых в своё время в европейские музеи и благодаря этому вообще до нас дошедших. Понятно, что изготовление мраморных копий оригиналов, несмотря на большую помощь международных фондов и организаций, дело очень дорогостоящее. Особенно для страны, которая живёт в ситуации постоянного государственного банкротства.
    Очень симпатичное описание экскурсии.

  2. «храм строился с 448 по 438 год до нашей эры. Всего 10 лет! В его строительстве были заняты только свободные люди: рабам такую работу нельзя было доверять. Народная стройка!»-
    ——————————————————————————
    Статья просто замечательная, но вот процитированные предложения — очень наивные. Думаю, что они навеяны идеологизированными греческими экскурсоводами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.