Виктор Зайдентрегер: Диплом отца. И не только

Loading

Не раз задумывался, кем бы я стал, если б отец вернулся с войны живым, если б участвовал в моей жизни не только своими генами? Никто, конечно, не знает ответа. Стал тем, кем стал: инженером-энергетиком. Мой единственный воспитатель — мама (врач). Так что вырос я в прямом смысле маменькиным сыночком.

Диплом отца. И не только

(Из семейного музея, виртуального)

Виктор Зайдентрегер

С этим ДИПЛОМОМ я знаком с ранних лет. Он был вложен в добротно сделанный альбом, в котором было и фото отца на всю страницу, и фото обычного размера, как у всех остальных однокурсников. Альбом начинался со страниц, показывающих институт, лаборатории и пр. Потом фото руководителей и педагогов. Почти на каждой странице по углам в овалах портреты руководителей партии и правительства. Бросалось в глаза большое количество выскобленных овалов. Как объяснила мама — это враги народа, ставшие ими уже после получения диплома. Альбом пропал, а вот диплом на три четверти сохранился. Сколько раз я его рассматривал в давние времена, но только сейчас увидел в нем много-много интересного, чего раньше не замечал. Итак, ДИПЛОМ.

1. Что-то смыто в левом верхнем углу. Скорее всего фото врага народа.

2. «Настоящий диплом выдан Харьковским Автомобильно-Дорожным Институтом им. С.В.Косиора»

С.В.КОСИОР … Первый секретарь ЦК КП Украины. Жизнь закончил «врагом народа». И портрет его был, конечно, выскоблен. А в тексте имя так и осталось незамеченным. Незамеченным моими родителями. Хорошо, что кроме них и меня никто этот диплом не исследовал. Реалибитированный при Хрущеве, в 2010 году Коссиор снова стал «врагом народа», теперь уже в Новой Украине, за организацию Голодомора в 30-е годы.

Ну а г. Харьков, между прочим, с 1919 по июнь 1934 г. был как-никак столицей Украинской ССР.

3. «гражданину Зайдентрегеру Льву Викторовичу родившемуся 20 Ноября месяца 1908 года»

Много лет я просто не знал этой даты, не удержалась в голове. И всякий раз, заполняя анкету для загранпоездок, а первая была в 1960 г. на преддипломную практику в Чехословакию, я ставил какую-нибудь летнюю дату, взятую с потолка. И каждый раз боялся, что меня уличат в обмане. Обошлось. И вот теперь я знаю точно дату рождения отца. Три года назад исполнилось 100 лет со дня его рождения. И если он погиб уже в сентябре 1941 г., как написано в документах военкомата («пропал без вести»), то он не дожил и до 33 лет — возраста Христа. Всего 33 года, я уже более чем в два раза живу дольше.

4. «он в Июне месяце 1931 года был принят (переведен из …»

Отец поступил в институт в возрасте 23 лет. Я в этом возрасте институт закончил. Как он жил до 23 лет, где учился, работал — ничего не знаю. Может быть он учился на «рабфаке». Было такое учебное заведение, позволявшее поступить в ВУЗ. К сожалению «переведен из …» — не имеет продолжения. Но где-то перед институтом учился.

5. А теперь «дисциплины и оценки»:

«Украинский язык — зачтено». Очевидно, на Украине нужно было быть знакомым с украинским языком.

«Английский язык — хорошо». Я учил тот же язык, что и отец. Интересно, подумал ли он, что нужно было бы учить немецкий, когда началась война с немцами. Вряд ли ему довелось вступить в прямой контакт хоть с одним немцем. Мне вот немецкий понадобился больше, чем английский.

«Политическая экономия, Марксистская история техники, Диалектический материализм» — это все в одном флаконе «удовлетворительно». У меня отметки по этим предметам были лучше. История техники у нас тоже была марксистской.

Дальше предметы специальные с отметками больше «хорошо», есть и «отлично», но есть и «удовлетв.»

6. «… дипломный пр… дороги Абдулино-Захаркино …с оценкой Хорошо.»

Судя по названию дипломного проекта, работа делалась в родной Оренбургской области, т.е. дома.

«присвоена квалификация инженера …» А вот какого инженера — нет этого кусочка. Скорее всего, «инженера-строителя дорог». Я всегда говорил «инженер-дорожник». И работал отец в «ОБЛДОРОТДЕЛЕ» Оренбурга.

Между прочим, его начальником там был Иванов Н.М. Я много лет практически ничего не знал о судьбе этого человека. И без всякой надежды однажды решил поискать что-нибудь о человеке с фамилией Иванов в интернете. О, чудо, быстро нашел, помогло не очень-то распространенное отчество — был он Николай Маркелович. Это был тот самый Иванов — Герой соцтруда, который много лет возглавлял «Сибакадемстрой». Генарал МВД, гражданским строителям такие организации были не по плечу. Им построен и Академгородок в Новосибирске. Знать бы это в те годы, когда бывал в этом «городке» (на конференции), обязательно зашел бы в гости. Жили-то в одном дворе, его дети — мои товарищи по детству.

7. Под дипломом дата: 15 Ноября мес. 1936 года.  Подарок ко дню рождения!

И номер: № 354

Вот такой ДИПЛОМ. Ему уже 78 лет. И хорошо сохранился ведь, хотя и нет одной четвертушки.

Вот так выглядел отец — вновь испеченный инженер, когда получал свой диплом инженера. Проработал на благо отчизны всего 5 лет. Карьеру прервала война.

Где-то в 80-е гг. я был в командировке в Харькове. Зашел, конечно, в ЕГО институт. Оказалось, в неудачное время. Только вчера здесь был большой пожар, и кругом пахло гарью, хотя как будто ничего страшного со зданием не произошло. Попытался найти Доску с именами выпускников, погибших во время ВОВ. Имени отца на ней не было. Из-за постпожарной неразберихи поговорить об этом было не с кем. Но в том самом здании я побывал. Как говорится, отметился.

НЕ ТОЛЬКО УЧЕБА

Сколько раз брал я в руки Диплом отца, его альбом, полученный в связи с окончанием института, и ни разу не задался вопросом — а чем еще занимался он во время студенчества? И вот недавно, рассматривая сохранившиеся у сестры фото тех лет, выяснил много чего неожиданного для себя.

На этом фото отец в гриме. На обороте написано: «Предложение» Чехова роль Чубукова.

Не будучи театралом, я ничего не слышал о такой пьесе Чехова. «Три сестры» знаю, весь мир знает, «Дядя Ваня» тоже знаю, а вот про «Предложение» не слышал. Но в век интернета это не слишком трудная загадка. Действительно у Чехова есть такая «Шутка в одном действии», опубликованная в 1888 г. И Степан Степанович Чубуков, помещик, в ней главный герой. Его-то отец и играл. То есть участвовал в работе драмкружка. Самое время вспомнить, что его брат Илья с псевдонимом, ставшим фамилией, Горев был профессиональным артистом.

А вот и сам «Драмкружок». Отец стоит, третий справа.

А на обороте:

«Состав коллектива к постановкИ п‘есы Мамонтова «Республика на колесах». Поставлена первый раз 23-II-1934 г. Постановка Л.В. Зайдентрегер»

Да отец был не только артистом, а еще и режиссером. Как не вспомнить, что его брат Михаил, единственный из четырех братьев переживший войну, был главным режиссером Куйбышевского (Самарского) ТЮЗа. Его псевдоним и фамилия — Островидов-Зайдентрегер.

/Ну, а трагикомедия «Республика на колесах» о жизни железнодорожных воров украинского драматурга Я.А. Мамонтова была написана в 1928 г. и шла по всей стране. Оказывается, кое-что из нее знал в детстве и я: именно для нее была написана и потом звучала в исполнении Утесова блатная песня со словами:

«С одесского кичмана
Бежали два уркана…»

А вот еще не менее интересное фото.

Это студенческий струнный оркестр. Единственный человек, который не держит в руках никакого инструмента — отец, стоит справа. Мама рассказывала сестре, что он был руководителем этого оркестра. Так он еще и музыкант! Сколько талантов: артист, режиссер, дирижер. Где-то же он научился этому за свои 23 года до поступления в институт. Теперь уж вряд ли мне удастся узнать какие-либо подробности. Но … благодаря интернету я обнаружил, что музыке придавалась большое значение в семье Зайдентрегер.

М.А. Зайдентрегер, двоюродный брат отца, занесен на Доску почета Башкирии за большой вклад в музыкальную жизнь республики (был профессором Уфимской консерватории по классу фортепьяно). В 2014 году в Башкирии широко отмечено 100-летие со дня рождения музыканта.

А вот еще один Зайдентрегер, И.А., еще один двоюродный брат отца. В 17 лет, в 1942 г., ставший руководителем музвзвода Авиаучилища. И в те же годы — участник и дирижер оркестра в областном драмтеатре. И.А. — создатель и руководитель ряда Сибирских симфонических оркестров, в том числе Симфонического оркестра СО РАН в Новосибирске. В свои почти 90 лет Илья Акимович продолжает трудиться на благо Российской музыки в качестве профессора Новосибирской консерватории. Так что славная еврейская традиция по созданию музыкальных организаций в России, начатая братьями Рубинштейнами, успешно продолжается.

Могу предположить, что музыке серьезно учился и мой отец, хотя она и не стала его профессией.

Заканчиваю размышления над дипломом и студенческими фото отца. В 41 году погиб не просто младший лейтенант саперных войск, не просто инженер-дорожник, погиб и артист, и режиссер, и музыкант, хотя и самодеятельный. Вот так отец выглядит на своей последней фотографии, присланной в мае 41 г. из города Таураге, Литва.

Как тут не вспомнить Окуджаву: «АХ, ВОЙНА, ЧТО Ж ТЫ СДЕЛАЛА, ПОДЛАЯ»?

P.S. Не раз задумывался, кем бы я стал, если б отец вернулся с войны живым, если б участвовал в моей жизни не только своими генами? Никто, конечно, не знает ответа. Стал тем, кем стал: инженером-энергетиком. Мой единственный воспитатель — мама (врач). Так что вырос я в прямом смысле маменькиным сыночком.

P.P.S. И еще, хотя не совсем по теме. На следующий день, после того как я закончил эти заметки, случайно посмотрел по ZDF программу «Bares fürRares», в которой бюргеры приносят для оценки и, возможно, продажи свой антиквариат. Одна женщина вместе с 18-летней дочерью принесли семейный альбом, начатый в 1882 г. В альбоме рисунки, акварели, записи…, а на последней странице две нотные строчки и подпись латинскими буквами: Ant. Rubinstein. (Гамбург, 1894). Специалист-оценщик специально показала эту страницу крупным планом и добавила: «Руссишен компонист». Только этот автограф был оценен в 200 евро, а альбом в целом — 1000 евро. Мама тут же передумала продавать альбом, за что получила поцелуй от дочки.

«Сто лет» не мелькало имя этого композитора ни на экране, ни в публикациях, что я смотрел или читал, но стоило мне упомянуть это имя самому, как оно появилось на моем горизонте да еще и в таком оригинальном оформлении.

Print Friendly, PDF & Email

5 комментариев для “Виктор Зайдентрегер: Диплом отца. И не только

  1. Виктор, добрый день! Просматривал только что оцифрованные архивом ЦГАИПД СПб личные карточки партизан ЛШПД, наткнулся на Вашу редкую фамилию. Посмотрите, пожалуйста карточки номер 541, 542, 543, 544. Это случайно не Ваш отец воевал в 3 ЛПБ?

    https://spbarchives.ru/infres?p_p_id=archivestore_WAR_archivestoreportlet&p_p_lifecycle=0&p_p_state=exclusive&p_p_mode=view&_archivestore_WAR_archivestoreportlet_entityKind=Unit&_archivestore_WAR_archivestoreportlet_archiveId=3&_archivestore_WAR_archivestoreportlet_entityId=144159&_archivestore_WAR_archivestoreportlet_view=image_navigator

    1. Александр, большое спасибо! С наскока из заграницы открыть указанные вами страницы не получилось. По моей просьбе на сайт Госуслуг, на указанные вами стр. зашёл знакомый из Москвы, но не смог определить то место, где есть какие-либо сведения о ЗАЙДЕНТРЕГЕР. Если вам не сложно, пришлите мне какую-либо из этих страниц или процитируйте главное место. Но не будем загружать портал, мой мейл: zaidentregerv@bk.ru Еще раз спасибо, Виктор

  2. Виктор, хорошо написано.
    Написано сердцем,с доброй памятью о отце
    И не только…. это и о всех тех мальчишках, у кого война забрала отцов.
    Кто живёт до сих пор с этой болью.
    Болью которая так бережно, с любовью хранит всё то что связано с отцом.
    Не знаю покажу ли я ваш рассказ мужу,расстроится.
    Но это и о нём, потерявшим отца в 1942.
    Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.