Виктор Снитковский: Исаак Иткинд

Loading

… в 1937 г. Иткинд был арестован. На следствии его били по голове. В результате этого он почти потерял слух, но не признался ни в чем. После девяти месяцев следствия Иткинда выслали в поселок Зеренду Кокчетавской области КазССР.

Исаак Иткинд

Виктор Снитковский

В 1989 году я устроил выставку его работ легендарного скульптора в Казахском государственном музее искусств (Алма-Ата). Думаю, что читателям будет интересно узнать о жизни великого еврейского скульптора подлинные факты, а не басни из статьи бульварного писателя Э.Тополя.

Архивы литовского местечка Дикарки близ Сморгони, где родился Иткинд не сохранились. А Исаак Яковлевич, в первые годы, когда он жил в Казахстане, иногда себя «омолаживал».  Поэтому в литературе о нем существуют разные даты рождения — от 1884 до 1887 года. Но два свидетельства позволяют установить точно год его рождения — 1871 г. Один свидетель — это скульптор Сергей Коненков (1874 г.р.), который утверждал, что он «…моложе Иткинда на три года». Другой свидетель — сын скульптора Израиль Исаакович, который назвал 1871 г. годом рождения отца.  День рождения праздновали всегда 9 апреля.

Комната бедного переплетчика Исаака Иткинда в Сморгони, по словам его сына, была всегда загромождена приспособлениями для переплета книг, инструментами, глиной и еще чем-то. Из-за этого «бедлама» мать старалась детей в эту комнату не пускать. Еще в молодые годы у будущего скульптора была полностью атрофирована способность к какой-нибудь реакции на замечания близких людей. Это усугублялось и рассеянностью, которая уже тогда носила, порой, анекдотический характер. В детстве Иткинд учился в хедере и потом некоторое время подрабатывал на пропитание чтением Талмуда в богатых семьях. Позже он стал переплетчиком, в течении всей своей жизни мог наизусть цитировать страницы Талмуда и Библии на иврите, Шолом-Алейхема на идиш. Однажды, когда Иткинду было уже далеко за тридцать лет, он увидел монографию об Антокольском и начал лепить.

Его работы увидел в 1910 г. польский профессор живописи Фердинанд Рушиц (1870-1936 гг.) и после этого в течении семи месяцев учил своего сверстника началам искусства. В начале 1912 г. Исаак Иткинд приезжает в Москву. Проживание в Москве евреев, за небольшим исключением, в то время не допускалось. Но в число «исключительных» лиц иудейской веры, которым разрешали жить в первопрестольной, входили проститутки. Две еврейские девушки с желтыми билетами приютили Иткинда, у которого не было разрешения на проживание в Москве. Однако, ему удалось прожить у девушек очень недолго. Подошло время первой медицинской проверки здоровья, которую по полицейским нормам нужно было проходить всем проституткам. И тут выяснилось, что эти девушки девственницы. Обманщиц выставили из Москвы. Из Москвы той России, что «потерял» Говорухин. (Записано со слов д.м.н. Галины Евгеньевны Плотниковой, много лет опекавшей Иткинда как врач и друг.)

Эту историю можно рассказывать как анекдот, а можно и как трагедию российских евреев.  И не было ли среди фурий революции, которые ставили к стенке белое воинство, тех двух униженных девушек?

Иткинду пришлось искать другое пристанище. В отличие от девушек, у него нашлись авторитетные покровители, которые помогли ему в 41 год (!!!) начать учиться  в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.  Жить он стал в доме трех сестер баронесс Розенек. Туда же перебрался и его сын Израиль. Проблема незаконного проживания двух евреев была решена сестрами путем ежемесячной выплаты дворнику нескольких рублей за недоносительство. Позже, Иткинд развелся со своей первой женой и женился на одной из сестер — Ф.Розенек.

Общие классы в училище Иткинд не посещал, но занимался в классе скульптора С.М.Волнухина, который познакомил его с Горьким. Много внимания талантливому студенту уделяли гранды русской скульптуры Паоло Трубецкой и Анна Голубкина, которая даже, иногда посещала Иткинда дома.  Иткинд был обоятельным и очень общительным человеком. И вскоре он стал дружен с Е.Вахтанговым, П.Кончаловским, О.Книпер-Чеховой, В.Качаловым, Л.Пастернаком, С.Коненковым. Среди тех, с кем Иткинд часто общался были Есенин и Маяковский. Он был завсегдатаем «Кафе для поэтов» в Настасьинском переулке, кафе «Стойло Пегаса» и т.п. заведений.

В 1917 г. Иткинд стал выставляться на выставках «Союза русских художников».  Затем в 1918 г. состоялась его  персональная выставка в еврейском театре «Габима». А вскоре завязалась дружба с новым главным режисером этого театра С.Михоэлсом. Их дружественные отношения продолжались до 1938 г., когда Иткинд попал в застенки НКВД.  В числе наиболее известных скульпторов Иткинд был привлечен к т.н. ленинскому плану монументальной пропаганды. Мастерская скульптора находилась тогда в его квартире на улице Старая Башиловка, д. 4.

В начале 20-х годов Иткинд провел несколько дней в подмосковной Малаховке в квартире Марка Шагала. Большевикам нужны были только холуи. Иткинд им не был. Более того, в житейских делах он был очень непрактичен. Куда более практичный Коненков уехал в США. Иткинд остался голодать. В поисках пропитания и возможности лечения туберкулеза он уезжал  в Крым (1924 г.), а затем в Ленинград, где поначалу подрабатывал слесарем.

4-го февраля 1929 г. в газете «Вечерняя Москва» появилась статья журналиста Мерлиса «Голодный скульптор». Об этом же писали и некоторые другие газеты Москвы и Ленинграда. Затем в «Вечерней Москве» (29 февраля) была опубликована статья наркома просвещения А.Луначарского, который был знаком со скульптором, под названием «Почему голодает скульптор Иткинд?»

Чуть  ранее французы предлагали Иткинду уехать во Францию, где обещали создать ему необходимые условия для работы.  Вскоре ряд работ скульптора были куплены американцами и французами. Несколько работ купил известный государственный деятель Франции Леон Блюм. Местонахождение этих работ ныне неизвестно. Зато известно, что работа «Россия, разрывающая цепи», купленная Л.Блюмом у Иткинда во Франции была представлена, как «Россия в цепях». Стерпеть такое «безобразие» ВКП(б) не могла.

Итог: в 1937 г. Иткинд был арестован. На следствии его били по голове. В результате этого он почти потерял слух, но не признался ни в чем. После девяти месяцев следствия Иткинда выслали в поселок Зеренду Кокчетавской области КазССР. Ни в Сибири, ни в лагерях как пишет Э.Тополь, Иткинд не был. Откуда Тополь взял легенду о слухах 1944 г. по которым, якобы, тогда в Алма-Ате появился полудикий старик, живущий в земляной норе, я не знаю. Также не представляю, кто ему мог рассказать о группе художников, которые поехали в том же году посмотреть на работы старика из норы. Скорее всего, над молодым журналистом пошутили. И художник Николай Мухин не лазил в нору художника за его работами. Собственно говоря, Н.С.Мухин был лишь рабочим, которому Иткинд позднее предлагал у него учиться, а у Мухина на это не было никакого желания. Государственных театров в Алма-Ате в 1956 г. было несколько. Но ни в каком из них Иткинд не служил маляром, как пишет Э.Тополь. Я не буду много цитировать шутника, чьими фантазиями Э.Тополь густо усеял свою статью. Возможно, это был сам Исаак Яковлевич, подшутивший над незадачливым журналистом, когда Э.Тополь в 1967 г. посетил его. Иткинд до своего последнего дня был молод духом и всегда готов был к шуткам.

Ленинградская журналистка Евгения Карловна Синельникова во время эвакуации оказалась в пос. Зеренда, куда был выслан Иткинд. Непрактичный Иткинд жил в небольшом домишке-мазанке с маленьким полутемным окошком. В мазанке почти не было вещей, но было много скульптурных работ. Зимой в дикие морозы катастрофически не хватало дров для маленькой печурки, и старый скульптор сильно мерз. Синельникова поехала в Акмолинск, где через обком партии добилась разрешения переезда Иткинда в областной центр. К моменту переезда в Акмолинск к Иткинду приехала его третья жена Мария Ильинична Хейфиц.

В Акмолинске супруги получили комнату. Иткинду дали работу руководителя скульптурного кружка в доме пионеров. Мария Ильинична вскоре умерла.

Председатель Акмолинского горисполкома Ашимбек Бектасов, позднее ставший зам.министра сельского хозяйства Каз.ССР перевез Иткинда в 1944 г. в Алма-Ату.

А далее я рекомендую прочитать опубликованные воспоминания Натальи Ильиничны Сац, которая в том же 1944 г. помогла Иткинду получить первый государственный заказ после 1937 г. — бюст акына Джамбула для организованного ею Государственного театра юного зрителя КазССР.  К сожалению, деревянный бюст сгорел вместе с театром в 1989 г.

Итак, в Алма-Ате Иткинд без внимания друзей не оставался и заброшенным в норе не жил. Заслуженный деятель искусств Казахстана Мария Сергеевна Лизогуб, которую я хорошо знал, вспоминала, что вскоре после войны, когда она оказалась в стесненных денежных обстоятельствах, Иткинд предлагал ей деньги. Сам он стеснялся брать помощь, даже, у своего покровителя Бектасова. Но у друзей-художников иногда брал. И, когда мог, всегда сам бескорыстно помогал нуждавшимся.

К писателю Юрию Домбровскому летом 1945 г. (в его номер алма-атинской гостиницы) пришел знакомиться Иткинд. Затем Домбровский посетил дом скульптора. Как писал Домбровский:

«Я пришел в назначенное время и застал изрядную компанию. Был журналист из Москвы, был искусствовед, были две девушки-соседки, была жена хозяина Соня. Все сидели за столом, пили чай…»

В тот же вечер Иткинд показал писателю свою мастерскую около дома и работы в ней. Домбровский, вспоминая этот эпизод пишет: «Мастерская была тут же, только с крыльца спуститься.»

Исаак Иткинд
Исаак Иткинд

Как это непохоже на фрагмент из статьи Э.Тополя: «Кто-то из художников нагнулся, крикнул в нору: Эй! …Иткинд прожил в этой землянке еще двенадцать лет — вы слышите: двенадцать! — лет. Лишь изредка и тайком посещал его Николай Мухин, снабжал кой-какими деньгами.»  Театр, где, якобы, Иткинду дали жильё — топчан под лестницей — сказка. Выдумана и «борьба молодой казахской интеллигенции» за Иткинда.

В финале статьи Э.Тополя говориться: «Я надеюсь, что старые евреи Алма-Атинской синагоги сохранили продиктованную Иткиндом перед смертью книгу о смысле жизни». Я не представляю как возникла эта легенда у Э.Тополя (возможно и это розыгрыш Иткинда), но точно знаю, что почти все материалы, связанные с Иткиндом хранятся у замечательного литератора, профессора Александра Жовтиса в Алма-Ате. Он еврей и ему недавно исполнилось 70 лет. «Еврейский Мир» уже печатал его статьи. Но звание «старого еврея Алма-Атинской синагоги»  я бы присвоил все же не Жовтису, а Э.Тополю. Ему на мой взгляд это больше идет.

В то время, когда в Алма-Ате появился Э.Тополь, на киностудии документальных фильмов Казахстана был снят фильм о скульпторе. Композитор, написавший музыку к кинофильму Эдуард Богушевский, приехал в США по визе для особо талантливых личностей, и привез с собой подаренную ему Иткиндом голову молодой женщины. Кстати, Инкинд раздарил много своих работ друзьям. Несколько из них я видел в квартире супругов докторов наук и друзей скульптора — Александра Лазаревича Жовтиса и Галины Евгеньевны Плотниковой. Их уже нет в живых, но в Алма-Ате (ныне Алматы) продолжает жить их сын — кандидат технических наук и правозащитник Евгений Жовтис, который бережно хранит работы Иткинда.

К сожалению, замечательные работы Иткинда хранятся в Государственном музее искусств Казахстана без должного внимания. В то время, когда они хранились в тесной картиной галерее им. Т.Шевченко г. Алма-Аты, «неказахская» интеллигенция (сотрудники галереи) прилагала все силы к правильному уходу за всеми экспонатами. Но с тех пор, что в столице Казахстана построили грандиозный Государственный музей искусств и директором стал народный художник СССР (коренной национальности), деревянные скульптуры (около тридцати) Иткинда оказались без внимания и покрылись отверстиями норок древесных червей. Или, попросту, их стал есть шашель.

И лишь с приходом в музей нового директора, бывшего сотрудника обкома партии, Ермека Жангильдина в музее провели работы по временной консервации работ Иткинда. Бывший партиец оказался, фактически, куда интеллигентнее именитого предшественника.

Но денег и специалистов для проведения серьёзной реставрации в Казахстане нет. Состояние работ такое, что с 1988 г. скульптурные работы Иткинда не решались передавать на выставки в другие музеи. В 1989 г. мне посчастливилось организовать в Гос. музее искусств Казахстана выставку работ репрессированных художников. На этой выставке тон задавали работы Иткинда. Мы бережно перевозили его работы из хранилища, опасаясь малейшей тряски.  Моё сообщение о выставке было переданно по радио «Свобода» 30 сентября 1989 г. Нет никаких сведений о состоянии нескольких работ Иткинда, находящихся в других музеях бывшего СССР. Боюсь, что через несколько лет останутся лишь фотографии произведений величайшего скульптора. В 1990 г. портрет Иткинда, написанный в 1952 г. алма-атинским художником Иваном Яковлевичем Стадничуком, я подарил Еврейскому культурному центру  при еврейском музыкальном театре на Таганской площади в Москве. Вскоре этот портрет, как и многое другое Еврейском культурном центре, был украден. Слава богу, хоть репродукция этого портрета опубликована. У меня есть еще один, более поздний, портрет Иткинда, написанный, как и пропавший, с натуры. Я с ним не расстанусь.

(Первоначальный вариант статьи был написан и опубликован в 1994 году газетой «Еврейский мир» в ответ на публикацию Э.Тополя). В настоящем варианте есть несколько дополнений.)

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Виктор Снитковский: Исаак Иткинд

  1. Очень интересная и познавательная статья,огромное спасибо автору!

  2. У меня, бывшего алма-атинца, есть свой «мини-мемуар», связанный с Исааком Иткиндом.
    Летом 1967 г. моя приятельница-скульптор, уже знавшая этого замечательного мастера, предложила вместе поехать к нему (я о нём до того не слыхал). По дороге на окраину города приятельница рассказала известное ей о жизненном пути Иткинда. Узнав, среди прочего, что ему 96 лет, я ожидал увидеть какого-нибудь «траченого» временем малоподвижного старика… Нас и в самом деле встретил старик (ростом ниже среднего), но вполне моложавый, с загорелым лицом, обрамлённым седой «гривой» и буквально излучавшим дружелюбие. Крепкое рукопожатие, твёрдая походка. Несколько поодаль от нас был виден их с женой домик (она в тот момент отсутствовала). Мы двинулись к площадке, закрытой сверху от дождя. Там вперемешку находились деревянные скульптуры в разной степени готовности и нарезанные заготовки из стволов. Исаак Яковлевич «по ходу» давал пояснения, выслушивал наши похвалы, отвечал на вопросы, о чём-то спрашивал сам. Моя приятельница, увидев вернувшуюся хозяйку дома (пожилую женщину приятного вида), ушла к ней, а мы продолжили обход. Вдруг скульптор, как-то искоса взглянув на меня, сказал: «Мне нравится твоё лицо… хочешь я сделаю твой портрет?» От неожиданности я не то чтоб онемел, но речь стала менее связной: «Да зачем… к чему это… лицо как лицо… а вам затруднять себя и т. п.». В итоге я услышал реплику: «Ну, нет так нет». Мы ещё некоторое время ходили, внешне я был спокоен, но внутри, скажем так, «приосанился» («Надо же, такой мастер увидел во мне нечто необычное… а может… как знать…»).
    Перехожу к финалу. Когда на обратном пути я рассказал приятельнице об этом эпизоде, она только улыбнулась: «Ты далеко не первый, с кем я приезжала к нему. И сделать скульптурный портрет он предлагал КАЖДОМУ». Эмбрион некой моей «необычности» вмиг испарился.
    Cегодня, спустя почти полвека с того дня, — уже под новым, своим «возрастным», углом зрения — всё так же с восхищением вспоминаешь творческую энергию 96-летнего скульптора.

  3. В конце октября 2014 старый приятель из Днепропетровска прислал мне письмо с тополевским вариантом истории И.И. Вспомнил , что во время своей работы в Алма-Ате , слышал легенды от знакомых о необыкновенном театральном художнике-скульпторе . . .
    Спасибо Автору за подробный и интересный рассказ , за встречу с И. Иткиндом.

  4. Весной и осенью 1969-го мне повезло встретиться с творчеством Сергея Ивановича Калмыкова (https://ru.wikipedia.org/wiki/Калмыков,_Сергей_Иванович), работать с его тогда ещё не разобранными архивами в госархиве Казахстана, готовить по поручению М.А.Гонопольского небольшую выставку работ С.И. Во всём этом мне помогала Мария Наумовна Меллер, работавшая в галерее им. Шевченко. И однажды она привела в хранилище, в помещение, где хранились работы Иткинда … привела и, увидев мою реакцию, кое-что рассказала и ушла часа на полтора, подарив мне сказочную возможность побыть с работами Иткинда наедине. Их было много, они стояли плотными рядами в слегка сумеречном, несмотря на ясный сентябрьский день, полусвете. Каждая из них словно заговаривала со мной, когда подходил, и долго не отпускала. Никого — только мы с ними. Впечатление было очень сильным и, пожалуй, ни до, ни после я такого не испытывал …
    Спасибо за рассказ и вызванное им эхо тех полутора часов.

Добавить комментарий для Виктор Каган Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.