Юрий Голод: Геометрическая интерпретация функционирования человека в иудаизме

Loading

Подход к функционированию человека в мире, как к процессу совершения поступков, даёт возможность сделать графически наглядной геометрическую интерпретацию этих поступков человека в иудаизме.

Геометрическая интерпретация функционирования человека в иудаизме

Юрий Голод

В иудаизме существует тема сложной зависимости жизненных поступков человека от материальных и духовных компонентов его личности, которыми наделил его Творец и предоставил их совершать по свободной воле в земном мире.

В книге М. Левуша «Четыре царства» ‎[1], в которой присутствует эта тема, даётся состав, названия и предназначения трёх компонентов (уровней) поступка человека и его анализ в процессе совершения.

Автор книги исходит из того, что «…человек существо многоплановое и его функционирование (совершение поступков) в этом мире можно разложить по трём осям (уровням). Первая— это гуф (тело). Сюда включается активность, направленная на непосредственное удовлетворение запросов тела: дыхание, сон, еда, материальные удовольствия и т. д. Вторая — нефеш (чувства, желания и душевные эмоции). Третья — сэхель (разум, оценка происходящего и контроль поступков)».

Соотношение степеней участия каждого начала в поступке определяется развитием человека, а взаимодействие всех трёх начал при их объединении является отдельным четвёртым началом и, собственно, человеком.

Раскладывание поступка по трём осям является способам самоанализа. ( Здесь применяется качественный термин «степень участия каждого начала в поступке», который условно измеряется количественным признаком «раскладывания» начала по направлению соответствующей оси).

Автор предполагает также некоторое жизненное пространство, в котором происходит взаимозависимое разложение всех трёх начал по осям и приводит результат, в котором объединение трёх начал является четвёртым началом. В геометрическом образе четвёртое начало — это «натянутое» на три оси пространство, символизирующее человека ‎[1] ‎стр.12.

В этом случае зависимость совершаемого поступка от нескольких компонентов предопределяется пока нераскрытым механизмом их взаимодействия. Такой подход, по его мнению, отчасти напоминает математику и делает возможным стать поступку объединяющим фактором его компонентов: «во внимание принимается не одна из конкретных характеристик, но идея, отражающая внутреннюю суть событий, которые невозможно выявить только описанием их внешних форм» ‎[1] стр.53.

Идея, о которой упоминает автор, существует в математике, в качестве прямолинейной системе координат Декарта с взаимно перпендикулярными осями, исходящими из центра системы точки О на плоскости или в пространстве[2].

Применение этой системы, как будет показано далее, позволит в наглядном графическом изображении показать и проанализировать процесс функционирования человека в мире в понятии иудаизма.

[3] «Графическое изображение разложения поступка человека по осям системы координат»
Для этого на [3] (см. рисунок выше) поступок условно изображается некоторой точкой П в пространстве системы Декарта, а его составляющие гуф, нефеш и сэхель становятся координатами Ох, Оy, Оz на осях X, Y, Z и при помощи проекционных линий определяют положение поступка П в пространстве, ограниченном плоскостями XOY, YOZ, XOZ.

Каждая составляющая (координата) поступка П выражается некоторым числом, которое обозначает степень участия её в поступке протяженностью этой составляющей по оси координат («Числа изначально мыслились, как субстанции, имеющие пространственную величину…», История Философии).

Три оставляющие поступка имеют разную материальную природу. В каждом совершаемом человеком поступке в той или иной степени участвуют гуф, нефеш и сэхель. Тело (гуф) протяженно и не способно мыслить. Сюда включается вся активность, направленная на материальные удовольствия, потребности в дыхании сне, еде и т. п. По утверждению мудрецов, силы зла находят своё пристанище именно во плоти человека, пропитанной тёмной силой. Производимые ими разрушения распространяются на нефеш и сехель. [1] стр.14.

Душа (нефеш) проявляет привязанность к материальным источникам чувств, эмоций, желаний и переживаний.

Разум (сехель) — это сущность, которая меняется при определенных действиях тела. Акты разума включают размышление, сомнение, понимание, замысел, принятие решения и т. п.

«Раскладывание» своих поступков человека по трём осям есть один из способов самоанализа.

«Очевидно, что каждый наш поступок является результатом взаимодействия всех трёх выделенных начал» [1] стр.12.

Между разумом и телом существует тесная и неразрывная связь. Все, о чем мы думаем и переживаем, что чувствуем, влияет на физическое состояние нашего организма. Человеком часто правят страсти и желания. Классический пример тому описан в Торе, когда разум Евы не мог противодействовать обольщениям змея.

Отсюда следует, что по положению поступка П в пространстве системы [2] и по его трём координатам можно анализировать «качество» поступка в его обычной повседневной жизни. Чего в нём больше, или меньше: телесного гуф (Ох), духовно-эмоционального нефеш (Оу), или разумного сехель (Оz).

Система координат даёт так же возможность характеризовать качество поступка, когда он находится в её граничных плоскостях и совершатся в предельно— экстремальных условиях:

1. Поступок П совершается в плоскости XOY и раскладывается по осям X (гуф), и Y (нефеш). Здесь сехель не присутствует, поскольку координата компонента Оz =0. Это характерно для животных, которые не обладают разумом.

2. Поступок П совершается в плоскости YOZ и раскладывается по осям Y (нефеш) и Z (сехель). Здесь гуф не присутствует, поскольку координата компонента Ох = 0. Такой поступок характерен для эмоционально-возвышенного и разумного человека, который ограничивает свои телесные потребности потребности.

3. Поступок П совершается в плоскости XOZ и раскладывается по осям X ( гуф) и Z (сехель). Здесь нефеш не присутствует, поскольку координата компонента Оу = 0. Это соответствует поступку человека, который держит его под контролем разума и потребности тела не выше физически необходимых.

Таким образом, совершение поступка человеком в любой точке П внутри пространства трёх координатных плоскостей выявляет зависимость поступка от трёх материальных компонентов на координатных осях, а их анализ даёт характеристику поступка в обычных и экстремальных условиях.

Человек чувствует себя целостным, уверенным и счастливым, когда душа, тело, разум чувства гармонично взаимодействуют между собой. Но часто бывает так, что одно из этих понятий под воздействием влияния условий окружающего материального мира начинает доминировать, заглушая влияние остальных. И тогда человек чувствует необходимость в некой надматеральной духовной субстанции, присущей его личности, которая может привести в равновесие возникший дискомфорт..

Каждому человеку кроме души нефеш, материальной по своей сути и исчезающей в момент смерти человека, дана иная высшая душа нешама. Она создана в мире духовном, чтобы войти в контакт с Создателем вне материального мира, вне сферы действия материальных чувств и эмоций, присущих нефеш. Нефеш неспособна на такой контакт.

Отличительное свойство нешамы — это разум, через который она познаёт Творца. Разум присущ нешаме, как до рождения человека, так и после его смерти. При жизни человека, когда нешама соединена с телом, её разум трансформируется в сехель человека, которым он мыслит по законам материального мира. Таким образом наличие разума в человеке — это следствие присутствия нешамы [1] стр. 3.

Все три компонента — гуф, нефеш и сэхель созданы, чтобы меняться. Нешма же пришла из мира нематериального, сама природа её нематериальна и поэтому в нашем мире её изменение обнаружить невозможно. Можно уловить только её влияние на нас, которое обладает свойством обратимости.

Таким образом, нешама может рассматриваться, как нечто неизменное [1] стр.16.

В философии и религии, душа — бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа личности, противопоставляемая телу. Она даёт начало и обуславливает жизнь, способности мышления, чувств и воли.

Обращаясь вопросу о духовной преемственности поколений, можно сказать, что хотя нешама не передается родителями актом рождения человека, тем не менее, все люди, как родители так и дети, происходят от одной духовной единицы, созданной Творцом.

«И создал Г-сподь человека из праха земного и вдунул в ноздри его душу живую…» (Береш.2:7). Прах земной — материальная основа человека, его гуф и нефеш. Живая душа — нешама— пятая сила в человеке, скрытая от глаз даёт ему высшую духовность, связывая её через разум с нематериальным миром, с самим Творцом

Принадлежность к духовному корню каждого народа дополняет связь между отцами и детьми, поднимая её с уровня материальной нефеш до уровня нематериальной нешамы [1] стр.36, 37.

Дискомфорт, о котором шла речь выше, это следствие бездуховности человека. Нешама не проявляется активно в его действиях. Если человек стал рабом своего гуфа, либо бездумно развивает негативные грани своей материальной души нефеш, либо строит свой мир по своим собственным понятиям эгоизма сэхеля, то человек морально опускается. В такой жизни нет гармонии.

«Центр человека, балансирующий всю систему— это его нешама, которая определяет истинную духовность и ориентирует его на позитивное преобразование себя и своего окружения» [1] стр.21.

Используя закономерности системы координат на [3] рис1, нешама должна быть изображена некоторой условной единицей духовности, неизменяемой протяженности [1] стр.16.

Она исходит из центра т. О пространственной системы координат, ограниченной плоскостями XOY, YOZ и. XOZ [3] и располагается между этими осями координат системы. Нешама оказывает балансирующее духовное влияние на составляющие гуф, нефеш и сехель и геометрически является их равнодействующей. Координаты точки в конце протяженности нешамы фиксируют поступки (По, П1, П2 и т. д.) в разных местах пространства системы.

Единица духовности нешамы, так же как и каждая составляющая поступка, выражается некоторым числом, которое обозначает протяженность субстанции единицы этой духовности (см. выше).

В каждом поступке нешама проявляет свою условную единицу духовности по осям X, Y, Z в составляющих гуф, нефеш и сэхель. Сама нешама скрыта от наших глаз, и мы не в состоянии расчленить её на составляющие. Однако, будучи соединённой с ними она себя обнаруживает проявлением вних своей духовной активности [1] стр.68.

В такой геометрической интерпретации выявляется связь нематериальной нешамы со всеми материальными составляющими поступка.

Для дальнейшего анализа поступков в геометрической системе с присутствием нешамы, необходимо обратится к сочетанию материальности и духовности в поступках человека.

«Материальность и духовность — два аспекта одной человеческой натуры и только в их гармоническом сочетании человек может достичь совершенства. Поэтому, дуализм человеческой природы чрезвычайно важен для Божественной цели и должен рассматриваться в связи с ней.…Когда эти два, казалось бы, несовместимых аспекта человеческой природы приведены в гармонию, появляется твёрдое и зрелое осознание Божественной заботы о человеке…» [4].

Совершенство сочетания духовного и материального наступает тогда, когда нешама, как геометрическая равнодействующая координат поступка По балансирует их так, что составляющие— координаты поступка хо, уо и zо становятся одинаковой протяженности. Это означает, что нешама проявляет в них равным образом свою духовность, а её протяженность совпадает с осью симметрии гуф, нефеш, и сэхель[3] рис2.

Такого гармоничного сочетания материальности и духовности в поступках достигали наши Праотцы Авраам, Исаак и Иаков.

Иудаизм утверждает, что выбор, как поступить в том или ином случае, зависит от самого человека. Божественный дар свободной воли позволяет ему стать возвышенным, или в пределе опуститься до состояния животного. Эта моральная свобода требует ответственности за свои поступки. Отсюда следует, почему «…объединяющая сила (нешама) сама по себе неспособна внести гармонию в систему, и тогда появляется возможность крена её в ту или иную сторону». [1] стр.21. «С усилением материального начала соотношение нешамы и гуфа меняется в пользу последнего,…нешама ослабевает, становится недееспособной» [1] стр.106.

На [3] рис. 2 видно, как наклон или подъём нешамы из центрального положения По к осямX, Y, Z, или приближение к плоскостям XOY, YOZ, XOZзависит от составляющих гуф, нефеш и сэхель (их координат), содержащихся в поступках человека П1 и П2.

Выше было сказано, что разум человека-это следствие присутствие нешамы. Следовательно, преобладание в поступке материальных гуф или нефеш увеличивает координаты по осям X или Y и склоняют нешаму от положения По к плоскостиXOY. При этом координата сэхель по оси Z уменьшается, и нешама перестаёт проявлять себя в поступке через мысль и разум.

В предельном положении, когда нешама совмещается с плоскостью XOY и проекция е на ось Zсэхель в пределе становится равной нулю, она проигрывает в войне с гуфом и нефеш. Завязнув в материальности, нешама теряет способность к духовному влиянию и поступок человека становится не более чем поступком животного.

Таким образом, выбор между добром и злом, который является проявлением свободной воли человека, есть не что иное, как характеристика соединения двух противоположностей, которые определяют всю природу человека: нешамы, мыслящей и прозрачной и гуфа земного и мутного. Каждый из них, в соответствии со своей природой, склоняет человека на свою сторону, а именно: гуф— к материальности, а нешама— к разуму. И между ними завязывается война, причём, если человек оставит эту войну так, что в нём будет преобладать материальность, то нешама опустится. [1] стр.65.

Если нешама превозмогает, то поднимается и она сама.

В геометрической системе это означает, что отклонение вверх (подъём нешамы) увеличивает её проекцию на оси Z (сэхель) и уменьшает гуф и нефеш. Одухотворённый сэхель начинает усиливать духовное влияние нешамы на гуф и нефеш и это ведёт все три составляющие системы к балансу с нешамой.

Тогда человек своей свободной волей может достигнуть состояния полной гармонии в своих поступках, как это было у наших Праотцев, при которых нешама занимает центральное положение По на [3] рис 2.

Функционирование человека в «жизненном пространстве» системы координат можно разделить на этапы, которые характеризуют, прежде всего, положением нешамы и, соответственно, уровень духовности совершаемого поступка.

1 этап — от функционирования человека в материальном мире, как животного, когда поступок совпадет с плоскостью XOY, до достижения полной гармонии в своих поступках при подъёме нешамы в центральное положение в т. По. Об этом было сказано выше.

2 этап— путь от полной гармонии в т. По, и постепенного подъёма нешамы до полного освобождения поступка от влияния материального земного и восхождения к будущему нематериальному бытию.

Мир грядущий отличается от нашего тем, что он нематериален. Освобождаясь от материальности, которую несёт гуф, человек теряет связь с силой зла, а вместе с ней и свободу выбора. Он пойдет за добром без всякой внутренней духовной борьбы [1] стр. 7.

В системе [3] рис. 2 это восхождение означает отклонение нешамы в поступке По из центрального положения вверх и по направлению к плоскости YOZ. В этом восхождении уменьшается её составляющая Oхо (гуф) и увеличивается составляющая Ozо (сэхель).

Предельное положение нешамы, когда она совпадает с плоскостью YOZ, соответствует области функционирования человека в Высшем мире, когда он полностью избавилася от влияния гуф (все координаты Ох = 0). Его поступки, не нуждаясь в свободе выбора, будут определяться положением точек на длине дуги от оси Y до оси Z и радиусом, равным протяженности нешамы от центра т. О до соответствующей точки поступка. При этом, в каждом поступке будет провялятся интенсивность духовности нешамы в зависимости от координат точки поступка на оси Y (нефеш) и Z (сэхель).

Если нешама совпадает с линией, исходящей из т. О, которая является осью симметрии осей Y и Z, то она становится балансирующем центром одинаковой духовности двух составляющих поступка нефеш и сэхель. Это положение нешамы в высшем мире при отсутствии гуфа, аналогично её положению в т. поступка По, когда она балансирует три составляющих поступка гуф, нефеш и сэхель в мире материальном

При продвижении точки поступка по дуге к т. В, её координаты на оси Y (составляющие нефеш) –уменьшаются, а сэхель на осиZ-увеличиваются. Нешама приближается к оси Z. Это приводт к увеличению духовности нешамы в составляющей поступка сэхель и уменьшает материальную составляющую влияния чувств и эмоций на поступок нефеш.

В графическом изображении на [3] рис. 2, нешама занимает вертикальное положение на оси Z и совпадает по всей протяженности с составляющей поступка сэхель до т. В. Материальные составляющие гуф и нефеш, в качестве координат поступка в этой точке В, равны нулю и не оказывают влияния на поступки человека.

Таким образом, в Высшем нематериальном мире человек совершает поступки, руководствуясь исключительно разумом, который является отличительным свойством высшей души нешамы, данной ему Всевышним.

Заключение

Подход к функционированию человека в мире, как к процессу совершения поступков, даёт возможность сделать графически наглядной геометрическую интерпретацию этих поступков человека в иудаизме. В прямоугольной пространственной системе координат Декарта, местоположение символической точки совершения поступка определяется тремя переменными координатами на осях X, Y, Z. Эти координаты выражаются материальными составляющими поступка гуф, нефеш и сэхель.

Нематериальная нешама постоянной протяженности из центра т. О системы, оказывает балансирующее влияние на три составляющие поступка, как их равнодействующая.

Поэтому, точка конца нешамы, обозначающая поступок, во всём пространстве системы всегда равноудалена от центра т.О на расстояние, равное протяженности нешамы.

Отсюда следует, что геометрическое место точек, обозначающих места последовательного во времени совершения поступков человека, образует четверть точечной шаровой поверхности с центром в т. О и с радиусом, равным протяженности нешамы. Эта поверхность ограничена тремя координатными плоскостями, как это показано на [3] рис. 2.

Можно сказать, что функционирование человека в течение его сознательной жизни, условно «записывается» на этой поверхности точками, во время совершения поступка. Место каждого поступка на сфере зависит от его материальных составляющих гуф, нефнш, сэхель и направления нематериальной нешамы, исходящей из центра системы координат.

Поступок — это первичный элемент деятельности, по которому можно оценивать совершенство человека.

Выше было показано, что наиболее возможное совершенство гармонического сочетания духовного и материального в поступке человека сосредоточено в точке По, где нематериальная нешама является осью симметрии шаровой поверхности и равнодействующей одинаковых материальных составляющих на осях системы.

Если представить себе возможность, увидеть распределённую по всей поверхности точечную «запись» поступков человека, сделанных за всю его сознательную жизнь в материальном мире , то по величине и направлению отклонения нешамы вниз от точки По можно оценить, насколько поступки становятся менее духовно добродетельны и склоняются к материальности и в конечном счете ко злу.

Движение нешамы вверх от плоскости XOY означает, что поступки приобретают духовность нешамы, приводящую к гармоническому сочетанию одинаковых материальных составляющих поступка гуф, нефеш и сэхель в т. По.

Предложенный в статье подход к обсуждаемой теме, позволяет графически наглядно использовать геометрическую систему координат и её законы, как эвристический инструмент познания функционирования человека в иудаизме

Этим раскрывается смысл образного описания человека в книге М. Левуша, как «четвёртое начало «натянутое» на три оси пространства».

Примечания

‎[1] Левуш. Четыре царства

[2] wikipedia.org/wiki/Прямоугольная_система_координат

[3] Фото «Графическое изображение разложения поступка человека по осям системы координат».

[4] Айзенберг. Модель Торы

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Юрий Голод: Геометрическая интерпретация функционирования человека в иудаизме

  1. Спорно, но остроумно! Пространство может быть многомерным и смысл координат другим, но сам подход симпатичный

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.