Борис Э. Альтшулер: Несколько заметок об армянском антисемитизме

Loading

Бредовые обвинения современных нацистов показывают большие усилия представить именно евреев, а не исламские народы Востока — не турок и курдов — виновниками геноцида более 1,5 млн армян…

Несколько заметок об армянском антисемитизме

Борис Э. Альтшулер

В прессе и в интернете довольно мало информации об отношениях евреев и армян, а также Израиля и Армении. Однако в последнее время мне прислали несколько агрессивных текстов армянских авторов в фейсбуке, а также сообщения журналистов о нарастающем антисемитизме в Республике Армения и в диаспоре, по-армянски — в «спюрке». Армяне, у которых во многом похожая на евреев судьба, первыми в мире объявили в 301 г. н. э. христианство государственной религией. Несмотря на это, они испытали в своей истории погромы, депортацию и, особенно, геноцид в Турции в начале XX-го века.

В третьем или шестом году правления царя Набонида, т. е. согласно вавилонским источникам в 554/543 (или 550/549) гг. до н. э. Кир II из Аншана, до того вассал медиан, «развеял» армию медийцев. Историки исходят из того, что воины перебежали на сторону иранцев. Победителю удалось захватить царя мидийцев Астиага (Astyages) и его резиденцию и укрепить свою власть на иранском высокогорном плато. В древности Мидией (Кавказом) обозначали регион от гор Тауруса до гряды Эльбурса. Завоевания окончательно укрепили влияние иранских языков. Позже Мидия получила название Великой (и Малой) Армении (Armenia magna et minor) — древнего армянского государства античности на территории Армянского нагорья, простиравшееся от Евфрата до Куры, Каспийского моря, Кордуенских гор и озера Урмия (190 г. до н. э. — 428 г. н. э.). Государство это было создано и развито среди прочего десятиколенными скифами-израильтянами и мидийцами, особенно позже племенем Парни, давшим новых парфянских царей, а также грамотными евреями Парфянской империи (точнее, Скифско-Парфянской империи) во времена правления династии Аршакидов/Арсакидов (также называемых Ашканиями или Асканами — в переводе с ханаанского иврита первые среди князей). Эта же династия гнала потом эллинистических Селевкидов из страны. Несмотря на гордые названия как, например, «Большой» или «Великой» Армении, государства эти были вассалами иных, более могущественных империй. Великая Армения превратилась впоследствии в буферное государство между Парфией и Римом, а позднее (в III—IV вв. н. э.) — между Римом и сасанидским Ираном.

Согласно информации армянского историка V-го в. Мовсеса Хоренаци (в западной литературе Моисей из Хорене), династиям кавказских царей Багратидов приписывалось библейское происхождение от царей Древнего Израиля, Давида и его сына Соломона. Согласно этому род Багратуни происходит от некоего Шамбота (Шамбата, арм. Смбата), одного из иудейских пленников, привезённого в Армению царем Гайком II, союзником Навуходоносора, захватившего и разрушившего Первый Иерусалимский Храм. От этого Шамбата вели свои роды армянские и грузинские Багратиды. Другим могущественным еврейским родом в Армении был по словам Моисея Хоренского род Аматуни, давший начало одному из сильных армянских племён во II–I-х вв. до н. э. Ту же версию можно встретить и у Мовсеса Каганкатваци. Наименованием древней столицы Армении, в археологическом исследовании и описании руин которой принимал участие молодой Николай Марр, было Ани (ивр. «Я» — Господь Бог). Остаётся добавить, что самоназвание армян по аналогии с древним этнонимом европейских евреев, ашкеназов, звучит как «ашкен».

Сыновья Ирода Великого заключали династические браки с членами царской семьи Аршакидов, а его внучка получила из рук императора Нерона титул царицы Малой Армении на юго-востоке Анатолии. С 54 до 71/72 гг н. э. Малой Арменией правили Аристобул, правнук иудейского царя Ирода Великого, и его жена Саломея. Царём Великой Армении был представитель династии Ирода, Тигран IV (ок. 6 г. н. э.). Кроме того с названием Великой Армении связана «морская Армения» (Armenia maritima) в Крыму по этнониму армян, переселившегося туда во времена исчезновения средневекового царства Багратидов.

В Иерусалиме первые армянские поселенцы появились предположительно уже в конце I в. В IV в. небольшая община монахов и паломников проживала на горе Сион, у Сионской Горницы. При императоре Юстиниане (527—565 гг.) собственность общины Армянской Церкви, считавшейся еретической ввиду непризнания ею постановлений Халкидонского собора, была конфискована, а сама она изгнана. Стремясь вернуть утраченное, Армянская Церковь признала власть халифа Омара ибн Хаттаба, когда тот завоевал Иерусалим (637 г.), и согласилась по возвращении в Святой Город платить подушный налог.

С приходом в Иерусалим крестоносцев армянская община стала разрастаться, образуя этнический квартал в том месте, где он находится сейчас. В XII в. был возведён кафедральный собор Святых Иаковов, и поныне остающийся духовным центром квартала и известная святыня, почитаемая как как гробница Иакова, первого епископа Иерусалима. При власти фатимидских султанов армянские христиане страдали в равной степени с другими общинами, но в период мамлюкского правления (1250—1517 гг.) обрели привилегированное положение. Им было даже позволено воздвигнуть стену вокруг квартала.

В Оттоманский период (1517—1917 гг.) община сумела найти общий язык с турецкими властями. После геноцида армян в Западной Армении в 1917 г. её численность увеличилась за счёт беженцев с севера Турции. Не исключено, что самих иерусалимских армян спасла от грозивших бед британская оккупация 1917 г. и мандат Британии, продлившийся до 1948 г.

По данным на 01.01.2013 года в Иерусалиме проживало 5,6 тыс. армян, из них 3,65 тыс. в Армянском квартале Старого города. Увеличение армянского населения произошло как по причинам естественного прироста, так и в связи с тем, что в Израиль репатриировались смешанные армяно-еврейские семьи. С распадом СССР открылись границы и для иных армян, проживавших на его территории. У подавляющего числа армян, жителей Старого города Иерусалима, имеется израильское гражданство. Среди студентов и преподавателей «Университа Иврит» в Иерусалиме (Иерусалимский Университет) в настоящее время насчитывается около 150 армян, частично жителей Армянского квартала Иерусалима. Армяне в Иерусалиме представлены в основном творческими профессиями.

Еврейская история Армении насчитывает свыше 2.700 лет и начинается задолго до возникновения современного государства. Ассирия, захватившая за 700 лет до н. э. контроль над Израилем и Урарту/Арменией, депортировала евреев на эти земли. Армянский историк Кеворк Аслан указывает, что евреи Самарии были депортированы ассирийцами в Армению. Поселения евреев уже в древности имелись во всех крупных городах и столицах страны. Исторические факты и научные данные наглядно объясняют отчего в Армении осталось так мало евреев: почти всех, хранивших верность иудаизму, переселили в Иран, а принявшие христианство евреи стали армянами. Через одиннадцать лет после того как Седекия (Цедкияhу) объявил отделение Иудеи от Вавилона, вавилоняне под предводительством Навуходоносора в 586 г. до н. э. вновь захватили Иерусалим и на этот раз полностью разрушили Храм Соломона, который часто именуют Первый храмом. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Навуходоносор после разрушения Первого Храма в VI в. до н. э. пригнал часть евреев в Армению. Политику переселения евреев в Армению продолжил и другой армянский царь Тигран II Великий, правивший в 95—55 гг. до н. э.

Как сообщает Ованес Драсханакертци Тигран пошёл походом на Палестину и взял в плен множество евреев. При отступлении из Израиля он увёл 10.000 евреев в свои края, где поселил их в городе Армавир и в селении Вардкес на берегу реки Касах. Еврейские семьи, депортированные в Армению, поселились в городах Арташат, Вагхасабат, Ервандашат, Сарехаван, Сарисат, Ван и Нахичевань. Первая волна переселенных Тиграном евреев со временем приняла христианство, а вторая волна, организованная Артаваздом, — ванские евреи — продолжала и далее исповедовать иудаизм. Стабильность и процветание закончились когда многие евреи были депортированы в Персию в результате захвата Армении шахом Шапуром II из династии Сасанидов. О численности евреев того времени наглядно говорят данные армянского историка V в. Фавстоса Бузанда. Всего было выселено 83.000 иудеев из шести городов Армении. К 1375 г., после падения Малой Армении, еврейские общины как единые этнические сообщества начали исчезать, многие стали принимать христианство. В ноябре 1603 г. шах Аббас I со своим 120-тысячным войском захватил Армению, после чего, как пишет писатель XVIII в. Аракел Даврижеци, шах приказал выселить всех жителей Армении —христиан и евреев — в Персию, чтобы Oсманы, придя, нашли страну обезлюдевшей.[i] К примеру, в период VII-X вв., во время правления Омейядов и Аббасидов, Исфахан, расположенный на южном маршруте Великого шелкового пути был известен своим шелком и хлопком. В это время там существовал большой еврейский квартал (Yahudiyeh), начало которого легенды связывают с концoм VI в. до н. э. В 1996 г. в Армении были найдены захоронения евреев XIII-XV вв. н. э. Кроме того, несколько еврейских надгробий было найдено в районе Ехегиза (Сюникской области Армении). О памятниках сообщил армянский священник Абрам Мкртчян, они были исследованы в 2000-2001 гг. группой израильских археологов во главе с проф. Михаэлем Стоуном и Давидом Амитом.

Кроме того, ещё и сегодня в Армении и в диаспоре существуют «зокеци» или как они ещё себя сами называют — зоки/zhok, субэтничесская группа армян, по преданию еврейского происхождения ещё со время правления Омейядов и Аббасидов. К.Э. Григорьян, научный сотрудник центра цивилизационных и региональных исследований РАН (Москва) считает, что устойчивые представления зоков и остального армянского населения об их еврейском происхождении дают право считать зоков стигматизированной группой. Проведенное ДНК-исследование генома показало родство армян, евреев, турок, курдов и ассирийцев. Результаты проведенного генетического анализа в рамках «Armenian DNA Project» выявили это родство, пишет газета «Миллиет». Целью проекта было выявление генетических связей между армянами, рассеяными после Геноцида 1915 г. по миру. Попутно тесное родство на генетическом уровне было обнаружено у народов, веками проживавщих бок о бок с армянами. Субэтния армян-зоков проживает теперь на Кавказе в основном в районе Нахичевани (Карабах), рядом с Ордубадом.[ii] Армянско-еврейского происхождения, к примеру, композитор Арам Хачатурян, создатель современной «древней армянской народной музыки» композитор Арам Мерангулян и знаменитая армянская художница Гаянэ Хачатурян.[iii] В сегодняшней внутриполитической атмосфере Армении авторы не любят соответствующих публикаций по этой теме.

В конце XIX в. политическими преемниками «новых Османов» выступили младотурки. Неформальным лидером комитета был философ Абдулла Джевдет, который сам в политику не вмешивался, занимаясь в основном просветительской деятельностью. В среде «младотурок» возникло радикальное крыло, состоявшее из молодых офицеров, во главе которых стояли Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша. Опираясь главным образом на офицерство, младотурки во главе с Ниязи-беем подняли в июле 1908 г. вооруженное восстание, заставившее султана Абдул-Хамида II восстановить действие конституции 1876 г. и созвать парламент (Младотурецкая революция 1908 г.) С начала 1914 г. власть в Турции сосредоточилась в руках младотурецких лидеров во главе с упомянутыми Энвером-пашой, Талаатом-пашой и Джемалем-пашой. Этот «триумвират» вовлёк Турцию в 1914 г. в Первую мировую войну на стороне Германии, которая окончилась для Турции полным поражением.

Переехав в ноябре 1910 г. в Константинополь, русский революционер Александр Парвус (Израэль Лазаревич Гельфанд), организовавший во время войны переезд группы Ленина в Россию, занялся своим любимым занятием — организацией революций. Через Троцкого «Киевская Мысль» заказала Парвусу цикл статей о Турции и Балканах. Первые месяцы в Константинополе Парвус и вел себя как умный, но бедный журналист: «Часто мне приходилось ступать крайне осторожно, — писал он об этом периоде своей жизни, — чтобы никто не заметил дыр на моих подметках». Но уже в 1912 г. Парвус, имевший университетскую степень доктора управления бизнесом, стал богатым человеком, тесно связанным деловой активностью с концерном Круппа и торговой империей крупного торговца зерном Василия Захарова.

В руках Парвуса фактически сосредоточились поставки зерна в турецкую столицу. Помимо этого он занимался модернизацией железных дорог, стал совладельцем ряда банков и финансовых компаний. Был тесно связан с турецкими официальными кругами и пользовался их покровительством. Он покровительствовал социалистическому и националистическому движению в Турции, финансировал газету младотурков. В стратегическом плане, будучи германофилом, сделал однозначный выбор в пользу Германии и ее союзников против российского самодержавия, которое он оценивал как главную угрозу европейскому социализму. Парвус организовал возвращение Ленина в Россию в «пломбированном железнодорожном вагоне» (установившееся в историографии название трёх поездов, в которых, следуя из Швейцарии через Германию в Россию в апреле 1917 г., проехала большая группа российских революционеров-эмигрантов.) Большинство ученых, в том числе и немецких, склоняются сегодня к тому, что немецкие союзники Оттоманской империи были не только пассивными наблюдателями трагедии армян в Турции, но и явно солидаризировались с турками.

Внутриполитически младотурки применяли жестокий террор. В 1915 г., под предлогом высылки из прифронтовой полосы, младотурецкие власти истребили свыше 1,5 млн армян. В стране росло недовольство младотурецким режимом. Начавшееся в сентябре 1918 г. наступление держав Антанты на Палестинском и Македонском фронтах вынудило султанское правительство 30 октября 1918 г. сдаться на милость победителей (Мудросское перемирие). Фактически это был конец Османской империи. Энвер-паша и другие младотурецкие лидеры эмигрировали, партия «Единение и прогресс» самоликвидировалась. Кемаль-паша находился в этот период в жёсткой конкуренции с лидерами младотурок и не допустил их возвращения, однако их цели во многом совпадали. После победы Кемаля многие младотурки поддержали созданную им Республиканскую народную партию.

В отместку за геноцид 1915 г. армянские вооружённые организации развернули охоту за лидерами младотурецкого движения. Их усилиями большинство видных младотурок было ликвидировано. Энвер-паша погиб в Средней Азии, участвуя в партизанском движении басмачей.

В 1933 г. увидел свет известный роман австрийско-еврейского писателя Франца Верфеля (Franz Werfel) «Сорок дней Муса-дага» (Die Vierzig Tage des Musa Dagh), о геноциде армян в Турции — в частности, о героической самообороне горы Муса, ставший первым заметным, эпическим изложением трагедии армян в Турции. В феврале 1934 г. роман был запрещен в нацистской Германии ввиду «угрозы общественной безопасности и порядку» согласно §7 Указа Президента Немецкого рейха по защите народа. Сам Верфель был в том же году исключен из Прусской Академии искусств. С другой стороны роман с большим энтузиазмом был воспринят армянскими эмигрантами. Во время поездки Франца Верфеля в Америку в 1936 г. писателя с энтузиазмом приняла армянская община Нью-Йорка. В армянской церкви священник сказал во время проповеди: «Мы были нацией, но только Франц Верфель дал нам душу».

В витрине музея геноцида армян в Цицернакаберде в Ереване в качестве экспоната выставлена открытая книга Верфеля «Сорок дней Муса-Дага», а на территории музея установлена мемориальная доска в честь Франца Верфеля. Кроме того, памятник Францу Верфелю работы Огана Петросяна стоит в Шиллер-парке в Вене. На гранитном столбе высечена надпись: «С благодарностью. Армянский народ». Президент Армении Серж Саргсян, посетив Вену с официальным визитом в июне 2014 г., особо отметил этот памятник, заявив что «…памятник Францу Верфелю в центре Вены, на Армянской площади, делает для нас этот международный город еще более родным».

Книга Ф. Верфеля получила высокую оценку очень многих евреев, которые видели её в качестве рецепции на судьбу еврейского народа и страны Израиля. Муса-Даг часто сравнивался с сопротивлением в еврейских гетто во время Второй мировой войны. Одно из них, гетто Белостока, оказалось как и Муса-даг в похожей ситуации. В феврале 1943 г. туда для организации сопротивления был послан из Виленского гетто Мордехай Тененбаум, — 16 августа 1943 г. в Белостоке было поднято вооруженное восстание. Из отчетов о заседаниях: «Только одна вещь остается для нас — организовать коллективное сопротивление в гетто любой ценой! Как Муса-даг мы запишем почетную главу еврейского Белостока и в нашей строчке истории», — говорил Тененбаум. Копии книги Верфеля переходили из рук в руки защитников гетто, которые сравнивали своё положение с Геноцидом армян в Турции. Согласно обширным исследованиям Германа Крука в библиотеке гетто Вильно, эта книга стала самой популярной среди читателей. Об этом сообщили в своих воспоминаниях выжившие узники, работавшие в библиотеке.

В 1942 г. евреи Израиля подготавливали в случае возможного вторжения нацистов в регион даже отступление на массив горы Кармель. Стратегические планы еврейского подполья под названиями «Северая программа», «План Кармель», «План Масада» или «План Муса-Даг» были задуманы как возможные оплоты против вторжения нацистов в Эрец Исраэль. Меир Бац, лидер еврейского ополчения, объяснил, что Ишув в случае вторжения хочет преобразовать Кармель в Муса-даг палестинского иудаизма: «Мы уповали на силу еврейского Муса-дага и собирались продержаться по крайней мере в течение трёх-четырех месяцев». Показательно, что в своей речи в августе 1939 г., накануне вторжения в Польшу, Гитлер подчеркнул: «Кто после всего помнит сегодня об уничтожении армян?»[iv]

Однако в последние годы активизировали свою пропаганду националистические армянские организации с явной целью фальсификации исторических фактов и смены нарратива. Несколько недель назад по сайтам многих сетевых изданий в том числе Jewish News Service было распостранено сообщение члена правления Международной ассоциации «Азербайджан — Израиль» Арье Гута об опасности, нависшей над еврейской общиной Армении. В нём сообщалась: «Неоднократно был осквернен мемориал памяти Холокоста в Ереване», «Еврейская община Армении подвергается давлению и запугиванию с того времени как страна получила независимость», «Конец советского правления устранил ограничения, а количество антисемитских атак резко возросло», «Уменьшающаяся еврейская община жаловалась по поводу этих атак, но подобные настроения разделяются значительной частью армянского общества» или «Правительство никак не противодействует этой «опасной тенденции». Согласно опросу Антидиффамационной лиги, «уровень антисемитизма в Армении — третий в Европе». Во многих вторичных публикациях — еще более сильная формулировка: «Армения по уровню антисемитизма занимает одно из первых мест в мире». Наконец, «Еврейская община Армении никогда не забывала участия жестокого 20-тысячного Армянского легиона в составе Вермахта во Второй мировой войне».[v]

Социологическое исследование показало, что антиеврейские стереотипы широко распространены в массовом сознании населения в Армении, причём значительно сильнее чем в Азербайджане. Условная доля антисемитов в обществе, которую подсчитали эксперты АДЛ, составляет в этих странах 58% и 37% соответственно. Для сравнения, в России этот индекс составил 30%, на Украине — 38%. В некоторых наиболее разработанных аутентичных конспирологических теориях основную ответственность за армянскую резню несут «дёнме» — представители мусульманской секты каббалистических последователей лже-мессии Шабтая Цви из середины XVII в., принявшие ислам, но сохранившие особую идентичность. Политик из их числа, министр финансов и предводитель каракашларского крыла Джавид-бей (1875—1926 гг.) был действительно представлен среди активистов младотурецкой революции. Однако дёнме вот уже почти 400 лет(!) правоверные мусульмане, а не евреи. Тем не менее в Турции существует целый жанр антисемитской литературы, напоминающей русские книжки о «жидо-большевиках». Подобные брошюрки о «еврейской революции дёнме» можно найти и в книжном магазине в Ереване. Новостной турецкий портал «Haber Ay» в конце прошлого года уже открытым текстом предупреждал об опасности «еврейско-армянского отродья».[vi]

Совсем недавно в немецкоязычном фейсбуке армянская блогерша по имени Мадлен Вартьян (Madlen Vartian), поддержанная радикальным армянским коллегой, вступила со мной в дискуссию и за отказ принять её дикую версию истории даже обозвала меня «расистом». Среди чудовищных обвинений, которые она предъявила еврейскому народу и Израилю, были следующие перлы: «Во время геноцида армян еврейские соединения специальной организации «Мертвоголовых» участвовали в погромах Тескилат и-Махзуза, совершенных против армян»(?)Далее последовали более мягкие «обвинения», например, в малевании графити на стенах домов во всё ещё довольно спокойном Армянском квартале Иерусалима и в отказе Кнессета официально признать армянский геноцид в Турции.

Относительно значительные контингенты армян проживали в конце XX в. и проживают ещё сегодня на Востоке: в Иране, Ираке, Сирии, Ливане, Израиле, Палестинской автономии и в Турции. В соответствии с шарией христиане, проживающие среди мусульман, обязаны поддержать их в случае вооружённой борьбы. Это объясняет участие некоторых армян Востока в террористической деятельности различных палестинских и исламистских организаций. Cегодня Турция Израилю больше уже не союзник, но и Армения не друг, а, точнее, протеже врага — Ирана. История армянского геноцида сложна и запутана, она документирована не так тщательно как история Холокоста, и, начиная с прошлого века, является полем столновения двух нарративов — турецкого и армянского. Израильские историки, в том числе видный израильский исследователь Холокоста профессор Иегуда Бауэр, считают, что армянский геноцид является наиболее близкой параллелью Холокоста и сходства в этих двух громадных трагических явлениях больше чем различий.

Израильская публицистка Нелли Гутина требует включить армянский геноцид в израильские школьные программы:

«— Потому что он был первым в двадцатом веке прецедентом массового уничтожения одного этноса другим, то есть про-Холокостом.

— Потому что иерусалимский муфтий-нацист (аль-Хуссейни — Б.А.) начал свою карьеру с геноцида армян.

— Потому что соучастниками армянского геноцида были немцы — союзники Турции в Первой мировой войне.

— Потому что армянский геноцид и его непризнание таковым Турцией говорит о том, что геноцид и по сей день является легитимным способом решения проблем в нашем регионе. Если бы это было не так, то Турция уже давно признала бы армянский геноцид, имевший место много лет назад в Отоманской империи. Но Турция, напротив. настаивает на преемственности своей, построенной на геноциде государственности и шантажирует те страны (в том числе и нас), которые время от времени поднимают этот вопрос».

Бредовые обвинения современных нацистов показывают большие усилия представить именно евреев, а не исламские народы Востока — не турок и курдов — виновниками геноцида более 1,5 млн армян во время 1-ой мировой войны. Теперь эти силы играют большую роль в фальсификации армянской истории и в страхах армян наряду с пропагандой антисемитизма и нацизма. Комитет по внешним сношениям Палаты представителей Конгресса США, а спустя неделю — парламент Швеции признали в 2010 г. геноцид армян. Этот вопрос готовы рассмотреть и в парламентах ещё нескольких европейских стран. Дав по этому поводу интервью,[vii] президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в соответствии с новой хамской практикой дипломатических отношений и политики своей страны пригрозил 100.000 нелегально находящимся в стране и работающим армянам без турецкого гражданства (из общего числа 180.000 армянского населения страны), как и в 1915 г., «депортацией». После этого заявления принципиальные армянские националисты и фашисты, вешающие своих антисемитских собак на евреев, его в расизме не обвиняли…

___

[i] Как евреи стали армянами

[ii]  Зелев Андрей: Армяне потомки десяти колен Израиля, И.О. Гюльмисарян: Зоки. Армяне или евреи?

[iii] Как евреи стали армянами

[iv] Нелли Гутина: Почему мы должны признать и изучать армянский геноцид?!

[v] Вячеслав Лихачев: Нужно ли спасать евреев Армении?

[vi] ссылка

[vii] ссылка

Print Friendly, PDF & Email

21 комментарий для “Борис Э. Альтшулер: Несколько заметок об армянском антисемитизме

  1. Борис, я впервые видел еврея, когда приехал учиться в Москву. В Ереване я их не встречал. 90% армян в Армении не видели в жизни ни одного еврея, но «по опросам 58% антисемиты». Браво! Евреев почти ноль процентов, а антисемитизм зашкаливает.Когда форумы еще были популярны, один еврей из Баку утверждал, что Армения самая антисемитская страна в мире, потому что там практически нет… евреев. Вот такая вот логика. Видимо, не только у парня из Баку…

  2. Участие Авигдора Либермана в мероприятии, посвященном ходжалинским событиям, вызвало резкую реакцию армянского МИД. Пресс-секретарь ведомства Тигран Балаян заявил, что «недостойно, когда какой-либо политический деятель может позволить вовлечь себя в азербайджанские дешевые пропагандистские манипуляции».
    =============================
    Тем не менее, кровавая резня в Ходжалы на совести армянской стороны.
    Расправа, при поддержке части военнослужащих и бронетехники бывших советских войск, происходила под видом мести за армянский погром в Сумгаите.

  3. Ася Крамер
    — 2015-01-18 19:19:56(415)
    И вот еще материал, озаглавленный хлестко с огромной долей глобальных обобщений, что как правило, выдает ангажированность и заказной характер публикации:. “Антисемитизм и ксенофобия в Армении — это не миф, а такая же печальная реальность, как и идеи расового превосходства армян-«арийцев» над представителями тюркских, семитских и иных народов”
    Похоже на политические игры, в которых участвуют Турция Азербайджан, другие политические игроки и обслуживающий их «персонал». Ну, а нам-то зачем это нужно. Просто наш еврейский мазохизм? «А посмотрите, как еще нас не любят! Ух ты, а здесь просто ненавидят! 58 процентов! Вот это да!»
    Вы говорите, что вы нашли этому подтверждение на форумах. Люди уже давно не верят, к примеру, рекламе, но еще сохраняют веру в то что интернетовские форумы способны датъ «правдивый срез». Может быть, и могут, если применять определенные методы расшифровки

    =====================================
    Большое спасибо! Нас уже двое.

  4. Дорогая Ася, кавказский антисемитизм как таковой явление имманентное ещё со времён арабо-хазарских войн 721-722, 730-731 и 737 гг., сопровождавшихся исламизацией Кавказа/Мидии. Тем не менее там есть свои кипчакские особенности на востоке Кавказа — в Азербайджане. В новейшей истории отец Ильхама Алиева не препятствовал репатриации евреев в Израиль как, впрочем, и в христианской Грузии. Во всех кавказских республиках цветёт антисемитизм, но в Армении он расцвёл совершенно пышным цветом.
    Я не участвовал в дискуссиях на Форумах интернета по этой проблеме, но зато подвергся нападкам нескольких активных блогеров за отказ поверить в бредовую идею армянского геноцида 1915 г., совершенного евреями и их «карательными отрядами»!!! Так что в Армении сегодня, благодаря активности фашистов и нацистов, создаётся совершенно новый дикий, «народный» нарратив еврейской вины в трагедии армян. Если мы будем при этом согласны молчать и терпеть, то потом из армянского национального сознания его уже не выкурить.

  5. С одной стороны, мне захотелось к вашей статье вернуться – это хорошо. Но с другой стороны, что-то меня в ней смущает. Как всегда, у вас много разнообразной интересной информации, но главный посыл (он же — информационный повод) взят откуда-то извне. Я взяла на себя труд поискать некоторые исходные материалы. И убедилась, что мои подозрения, кажется, верны – из них прет заказуха .
    «Известная «правозащитная» организация, именуемая Антидиффамационной Лигой (ADL) во главе с Абрахамом Фоксманом провела любопытный опрос (инициированный только любопытством – больше ничем!-АК) В опубликованном «Индексе антисемитизма» первое место в СНГ по антисемитизму занимает… Армения. Оказывается, 58% армян ненавидят евреев. Армения далеко ушла от Украины, в которой всего 38% антисемитов. …Далее в рейтинге находится Азербайджан (37%), Эстония (36%), Грузия, Казахстан (32%), Молдова, Россия (30%), Латвия (28%) и Литва (22%). В других бывших постсоветских республиках опрос не проводился. В докладе почему-то не упоминается Турция, где уровень антисемитизма превосходит все мыслимые пределы, причем ненависть к евреям декларируется на уровне премьер-министра и министра иностранных дел. …Можно по-разному относиться к подобного рода «опросам», если учесть то, что за ними отчетливо видны турецкие уши…»

    И вот еще материал, озаглавленный хлестко с огромной долей глобальных обобщений, что как правило, выдает ангажированность и заказной характер публикации:. “Антисемитизм и ксенофобия в Армении — это не миф, а такая же печальная реальность, как и идеи расового превосходства армян-«арийцев» над представителями тюркских, семитских и иных народов”
    Похоже на политические игры, в которых участвуют Турция Азербайджан, другие политические игроки и обслуживающий их «персонал». Ну, а нам-то зачем это нужно. Просто наш еврейский мазохизм? «А посмотрите, как еще нас не любят! Ух ты, а здесь просто ненавидят! 58 процентов! Вот это да!»
    Вы говорите, что вы нашли этому подтверждение на форумах. Люди уже давно не верят, к примеру, рекламе, но еще сохраняют веру в то что интернетовские форумы способны датъ «правдивый срез». Может быть, и могут, если применять определенные методы расшифровки…

  6. Статья чрезвычайно интересна и познавательна!
    Исторические факты с глубокой древности до наших дней позволяют расширить объем исследования и прийти к интересным выводам. Я тоже пока не вижу оснований для выделения какого-то особенного армянского антисемитизма. В бытовом смысле антисемитизм везде одинаков. А вот в идеологическом надо еще разобраться. У меня создалось впечатление, что не армяне здесь виноваты.
    Спасибо автору!

  7. Действительно сложная, очень сложная тема. Никто не может, кроме турок, подвергать сомнению геноцид армян в 1915 году . Насчёт же «раскладывания по национальным меньшинствам антисемитизма», то тут можно сказать, что это исторически вполне можно и даже должно. Всё же нельзя забывать — АРМЯНСКИЙ БАТАЛЬОН ВО ВРЕМЯ 2-Й МИРОВОЙ ВОЙНЫ БЫЛ! Как и татарский, с офицером в его составе в форме вермахта с будущим Героем Сов. Союза Мусой Джалилем тоже был. Как и Грузинский, калмыцкий и ещё некоторые соединения нац, меньшинств, кроме таких больших соединений, как батальон «Галитчина» и «Волынь» — чисто украинские соединения, на счету которых бесчисленные убийства евреев и поляков. Тем не менее некоторые армяне и грузины после войны получили убежище в США, А СЫН ОДНОГО ИЗ КОЛЛАБОРАНТОВ ДАЖЕ СТАЛ ПОЗДНЕЕ ГЛАВОЙ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАТО — ген. ШАЛИКАШВИЛИ. Некоторые армяне весьма преуспели в бизнесе в США и позднее даже нашли понимание ещё в СССР. Всякое бывало. В любом случае тема взаимоотношений евреев с миром армян — в их Метрополии и диаспоре — тема несомненно большого и сложного исследования.

  8. 6. Артуру Штильману — Спасибо за замечательный постинг. У армян есть большой культурный плюс: они вообще первыми приняли христианство на государственном уровне и этим добились защиты христианского мира. С другой стороны, несмотря на «великость» Армении — это всегда была геополитическая идея единого Кавказа/Мидии c многими компромиссами в отличие от евреев Эрец Исрaэль, получивших страну от Бога. Армянские правители беспроблемно переходили в другие вероисповедания — в Иране достаточно много шиитов с армянскими именами, а на Востоке, как я это описал, всё ещё хватает армян, бесприрывно приезжающих и отъезжающих из Армении и стойко придерживающихся бредового исламского антисемитизма.
    7. Асе Крамер — Ася, и вам спасибо. Изменять я ничего не стану, т. к. это лишь заметки, которые м. б. станут основанием для специалиста написать на эту тему достаточно более глубокое и умное исследование. Меня просто поразила наглость армянских нацистов, а не «армян», армянского народа: валить всё со здоровой головы на больную. Армянские массы ищут возможности заработков у бывших убийц, которые до сих пор не признали свою вину в армянском геноциде, и в этом дьявольском плане великодушно подсовывают её мифическим «евреям» из организации «мертвоголовых»…
    8. Соплеменнику — В Азербaйджане антисемитов всё-таки одна треть наcеления (тоже немало!), но в Армении их 58%! Понятно, что быть антисемитом очень удобно, но никто из малых народов пока не хочет это особенно афишировать.

  9. 3. Олегу Векслеру — Спасибо за постинг — как всегда очень интересно.
    4. Бенци из Торонто — Спасибо.
    5. Марку Фуксу — Дорогой Марк, спасибо за постинг и интересную информацию о дебатах в Кнессете в 2008 г. по поводу геноцида армян 1915 г. К сожалению Израиль и сегодня не может как хочет. Достаточно указать на наглые заявления Эрдогана и Давутоглу по поводу ситуации в Газе и терактов «Шарли Эбдо» в Париже. Турция вооружена до зубов, член НАТО и ищет повода разорвать дип. отношения с Израилем. Независимая республика Армения в состоянии дать всем армянам паспорта и спасти из от уничтожения, но в промышленном и финансовом отношении там кирдык. Вот и приходит на помощь старый добрый антисемитизм с ревизионизмом и фантазмами.

    1. Дорогой Б.Э!

      Так получилось, что по жизни я был самых теплых и дружеских отношениях с представителями армянского народа.
      В Средней Азии, после погромов и резни нашли приют многие карабахцы. Старики даже интонацией, отношением к детям, особенностями быта, уже не говоря о юморе, поразительно напоминали мне еврейских хахамов.
      Отстраняясь от «большой политики», я сохраняю самые лучшие воспоминания о своих друзьях-приятелях.
      М.Ф.

  10. Уважаемые коллеги,
    1. Ефиму Левертову — согласен с вами во многом. С другой стороны, как мы видим, антисемитизм — это массовое психическое заболевание. Республика Армения, а не все армяне, сегодня им поражены сильнее других. И 58% опрошенных, признавших себя антисемитами, — это уже достаточная основа для сильного беспокойства.
    2. Игорю Юдовичу — Как и у вас — у меня остались самые приятные воспоминания о советских армянах. Время от времени проскакивала, правда, ущербность маленькой нации типа: «Там, где армянин прошёл, еврею делать нечего». С другой стороны у Шарля Азнавура внуки евреи. У меня в жизни было много встреч с симпатичными армянами, — тем более меня потрясла сегодняшняя ситуация на Кавказе и в армянской диаспоре, в спюрке.

  11. Спасибо за интересную тему и интересную статью.
    Все-таки не совсем правильно раскладывать антисемитизм по национальностям. Антисемитизм — есть антисемитизм, не стоит разлагать его по 100 национальным составляющим.
    Возможно в данном случае играет роль признание или не признание армянского геноцида. В израильской исторической литературе он признан, а на государственном уровне?
    На характер армян влияет феномен маленькой нации, заставляющий всегда и везде искать гениев среди своих. По этой части евреи тоже часто слабы.
    Еще раз, спасибо!

  12. Спасибо, серьезная историческая статья по малоизвестному мне вопросу. Интересно, какие ощущения у Вашего друга из Лос-Анжелеса, где самая большая армянская община США? У нас в городе армяне не являются какой-то слишком известной группой, хотя так уж сложилось, что моя семья давольно давно связана с несколькими армянскми семьями — и никаких проблем. Моя родная тетка прожила почти всю советскую жизнь в Армении, где служил ее муж (в разных городах). Мои двоюродные говорят по-армянски, разговоров об антисиметизме не слышал. Когда-то я жил в полуармянском городе Сочи, в подчинении у меня было около 15 армян, не могу ничего сказать плохого с точки зрения антисемитизма. Знаю, что грузин они очень не любили. Как и те — армян. Что всегда было для меня загадкой. Но у армян была заметная клановость и не очень добрые отношения к другим кланам. Восток!

  13. Спасибо, Борис Эфраимович, очень информативно и интересно.

    Cегодня Турция Израилю больше уже не союзник, но и Армения не друг, а, точнее, протеже врага — Ирана.

    Один мой виртуальный друг из Армении, хорошо относящийся к евреям, когда я его спрашивал об этом, сказал: «А с кем нам еще дружить, у нас другого выхода нет».
    Но вообще среди армян, конечно, полно антисемитов, достаточно вспомнить великого режиссера Сергея Параджанова, распространявшего теории о всемирном еврейском заговоре.
    Кстати, среди российских пропагандистов всех мастей сейчас очень много армян, начиная от главы МИДа Лаврова и кончая Кургиняном, Миграняном, Арам Ашотычем (хозяином Life News) и его сыном, главой Раши Тудэй М. Симонян, главой Мосфильма Шахназаровым и т.д., и т.п.

    Есть и было множество еврейско-армянских браков разных знаменитостей. К примеру, когда Ботвинник играл матч за мировую корону с Петросяном, то армянское радио спрашивало: кто сильнее, еврей, женатый на армянке, или армянин, женатый на еврейке? Потом пришел Каспаров, сын еврея и армянки, ученик Ботвинника, и сильнейшим оказался он. Хотя и евреи, породнившиеся с армянами, частенько становятся антисемитами-самоненавистниками, не знаю, как Каспаров, но, например, у Спивакова это заметно.

  14. Дорогой Б.Э!
    Благодарю Вас за замечательную статью.
    Мне остается только поразиться объему и глубине Ваших познаний, преданности теме, кругозору и широте интересов.
    Всего доброго.
    М.Ф.

    1. P.S.
      В 2008 году в Израильском Кнессете прошла острая дискуссия по вопросу официального признания геноцида армян турками.
      Материал по этому вопросу:
      «Сегодня, во вторник 1 апреля, состоялось заседание комиссии по делам Кнессета, на котором решался вопрос о том, в какой из комиссий будет обсуждаться вопрос о признании Израилем геноцида армян в Турции.
      Напомним, что 26 марта Кнессет впервые принял принципиальное решение о том, что тема геноцида армян будет обсуждаться на одной из комиссий израильского парламента. Предложение было внесено депутатом Хаимом Ороном (МЕРЕЦ). Депутат Зеэв Элькин («Кадима») тогда же предложил рассмотреть данную тему на комиссии по образованию и культуре. Депутат Йосеф Шагал (НДИ) предложил, чтобы данный вопрос был заслушан на комиссии по внешним делам и обороне.
      На сегодняшнем заседании комиссии по делам Кнессета, в ходе которого обсуждались предложения депутатов по данному вопросу, возникла острая полемика между депутатами Элькиным и Шагалом.
      Как сообщают источники в Кнессете, Йосеф Шагал заявил, что только популисты могут настаивать на том, чтобы израильский парламент обсуждал тему геноцида армян. В ответ Зеэв Элькин напомнил своему коллеге, что в поддержку обсуждения этой сложной темы выступал, в частности, коллега Шагала по партии «Наш дом Израиль» Юрий Штерн. Согласно нашему источнику, реагируя на эти слова, депутат Шагал предложил «прекратить канонизировать Штерна», после чего добавил (по-русски): «Ты еще Чехова вспомни, козел, морду бы тебе набить надо» (сам господин Шагал говорит, что его заявление звучало несколько иначе).»
      Весь текст сообщения по адресу:
      (http://www.newsru.co.il/israel/01apr2008/shagal_110.html#1)
      Cегодня З.Элькин — один из ведущих политиков партии «Ликуд», правая рука Премьера, а
      Й. Шагал (И.Щеголев) — Посол Израиля в Минске.

  15. Замечательная статья. Тема, конечно, очень сложная: достаточно запутанная сама история возниконовения армянской государственности, разные истоки его этноса, влияние культуры нескольких стран Ближнего Востока. В СССР все национальные трения искусственно приглушались, как и в Югославии. Но в СССР существовал практически полуофициальный государственный антисемитизм, который часто очень помогал разрешать более мелкие трения и противоречия между соседними народами.
    Помню, что при первом посещении Иерусалима с группой американских туристов мы встретились с очень недружественным отношением в Армянском квартале Иерусалима.
    Вообще в личном плане в советское время с друзьями и коллегами армянами, полу-армянами отношения были у всех совершенно нормальными. Правда при посещении Армении иногда чувствовался маленький, совсем небольшой «камушек за пазухой — так, на всякий случай — он всегда был и это всегда чувствовалось / разумеется при столкновении интересов — рабочих, профессиональных/. Но там очень любили говорить вслух: «Мы себя не считаем глупее евреев, а потому у нас антисемитизма нет!. Это русские любят татар, а у нас этого нет». Но и евреев-то почти в Армении не было.
    А вот тут, на страницах Портала, как-то я случайно задел «национальную святыню» — выразил одно критическое замечание относительно певицы Гоар Гаспарян. Что тут поднялось! Очень накалённые письма стали идти — одно за другим, в смысле,конечно, » а кто ты такой, чтобы вообще судить о нашей великой, несравненной, не… и.т.д. » То есть кажется, что другие народы реагируют несколько спокойнее на нормальную относительно профессиональную критику того или иного артиста. В Армении — это гипертрофированное чувство величия малого народа. Так бывает и часто есть и сегодня и было в истории. Мы сами болезненно реагируем , как кажется, в большинстве своём на открытый, наглый и хамский антисемитизм. Но понять малые народы можно, а отчасти и должно. Просто тут, как я понял на своём опыте, нужно быть крайне осторожным даже в выражении вполне адекватным профессиональных замечаний. Но я отдалился от темы статьи.
    Ещё раз — благодарность автору за замечательную статью!

  16. Большое спасибо. Читать вас — полезнейшее и интересное занятие! Два маленьких совета. По прочтении материала я бы вам посоветовала изменить заголовок, потому что статья немного о другом. В таком виде заголовок несколько дезориентирует. И ввести нечто вроде подзаголовков, так как у вас много резких переходов от одной темы (или под подтемы) к другой.
    Очень познавательно.
    Это у вас давно было написано?

    1. Вот именно.
      Ничего не могу утверждать, но тему «армянского антисемитизма» старательно разыгрывают ряд азербайджанских(!) сайтов и форумов.

Добавить комментарий для Борис Э. Альтшулер Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.