Игорь Волошин: Open House Chicago. Чикаго. День открытых дверей. 18 октября 2014 года

Loading

Вряд ли это имя сейчас что-то скажет жителям иных городов и весей, да и чикагцам оно больше знакомо по печально известному в прошлом одноименному преступному району города. Однако Св. Кабрини к преступности отношения не имела, совсем наоборот…

Open House Chicago
Чикаго. День открытых дверей

18 октября 2014 года

Игорь Волошин

Четвертый раз приходит в наш город замечательный праздник Open House Chicago (Чикаго. День открытых дверей). Как всегда это происходит в третий выходной октября. И как всегда мы не можем его пропустить, ибо не посетить это мероприятие, значит не узнать еще что-то интересное из яркой и нередко неожиданной истории нашего города. К сожалению, по независящим от нас причинам, мы не смогли провести в городе полных два дня, но и увиденного за первый день и за часть второго дня достаточно, чтобы обогатиться новыми впечатлениями, а также проявиться навязчивому желанию поделиться этими впечатлениями со всеми, кто к Чикаго не равнодушен, и еще больше с теми, кому Чикаго безразличен. Посему, начну свой рассказ. В этом году на тропу любознательности нас, как обычно, вышло трое — моя супруга Регина, дочь Наташа и я. Погода не слишком благоприятствовала прогулкам по городу — шел дождь, но дождь помехой в таком увлекательном деле быть не может.

Тур мы начали с ближайшего к центру района, называемого Lincoln Park (Линколн Парк). Эта часть города заселена состоятельными людьми, предпочитающими жить в тихом уголке шумного мегаполиса, а также яппи (yuppie, young professional — молодые профессионалы). К сожалению, не все интересующие нас места в субботу были открыты, но и увиденное было интересно.

Первым местом посещения был многоэтажный жилой дом Brewster Apartments (2800 N. Pine Grove Ave), построенный архитектором Enoch Hill Turnock (Инок Хил Тарнок) в 1893 году.

Brewster Apartments был первым жилым небоскребом в мире. До него небоскребы строились только как бизнесы. Архитектор Turnock по происхождению был англичанином, переехавшим в Соединенные Штаты с родителями в возрасте 14 лет. К сожалению, он не так много успел построить, но сделанного им достаточно, чтобы имя не забылось. Brewster Apartments построен в стиле Romanesque-Revival, иначе говоря — в упрощеном варианте классического романского стиля. В плане здание представляет собой пустотелый прямоугольник с внутренним двориком по всей высоте, который перекрывается стеклянной крышей, благодаря чему в здании всегда много естественного света. По внутреннему периметру каждого этажа расположены решетчатые мостки, идущие от лифта, а вокруг лифта вьется широкая лестница. Внутренние проходы здания украшены модными в то время стеклянными блоками.

В Brewster Apartments проживали некоторые весьма известные личности конца 19 — начала 20 века. В 1915-1916 годах в период сотрудничества с чикагской киностудией здесь жил Чарли Чаплин, а несколько ранее в 1897 года здесь поселился отставной губернатор Илинойса John Peter Altgeld (Джон Элджелд). Вам, наверняка, незнакомо это имя, однако в истории штата Элджелд оставил яркий след. Я вам расскажу небольшой эпизод, о котором вы, возможно, и не слыхивали, однако о его последствиях не знать не можете.

4 марта 1886 года в Чикаго на Haymarket Square (Сенная площадь) проходила мирная демонстрация рабочих, требующих сокращения рабочего дня до 8 часов. Когда речи были произнесены, и рабочие начали расходиться, кто-то бросил бомбу. 7 полицейских и 4 демонстрантов были убиты. Именно этот случай и стал причиной всех последующих первомайских демонстраций трудящихся в отдельно взятых хорошо известных нам странах. На гибель полицейских городские власти отреагировали незамедлительно, арестовав 8 руководителей анархистского движения. Анархисты к трагедии отношения не имели, но они так долго терроризировали город, что горожане относились к ним весьма враждебно. И такое отношение к анархистам было по всей стране — вспомните дело Сакко и Ванцетти в Массачусетсе. Чикагские власти воспользовались поводом расправиться с опасными смутьянами — 7 анархистов были приговорены к смертной казни, один к 15 годам заключения. Губернатор Oglesby (Оглесби) помиловал двоих, один покончил жизнь самоубийством, четверых повесили. В 1893 году губернатором штата избрали демократа и либерала Элджелда, человека честного и глубоко порядочного. Он приказал провести новое расследование трагедии на Haymarket Square. Результаты расследования показали, что анархисты ни в чем не повинны. Элджедж отменил приговор. Оставшихся в живых освободили. Элджедж знал на что шел, он понимал, что ненависть народа к анархистам такова, что на пост губернатора его вряд ли переизберут, но он не мог пойти против совести. Выборы Элджелд проиграл. Он оставил губернаторскую резиденцию и поселился в Brewster Apartments.

Следующим местом нашего посещения был Elk National Memorial (2750 N. Lakeview Ave). Здание мемориала знакомо многим — красивую ротонду в Lincoln Park нельзя не заметить, но, думаю, немногие знают что в ней находится.

Однако начать рассказ имеет смысл не с Мемориала, а с Benevolent and Protective Order of Elks (Благотворительный и Защитный Орден Лосей), который был основан как клуб и братство в 1868. Орден насчитывает около миллиона членов и ведет большую работу, помогая ветеранам, малообеспеченным семьям, семьям, потерявшим комильца, а также предоставляя ежегодные стипендии трем тысячам студентов. В годы первой мировой войны 70 тыс. членов Ордена воевали на фронтах и многие погибли. Их памяти и посвящен мемориал, построенный в 1924 году. Новые войны принесли новые потери, поэтому сейчас это уже мемориал памяти павших за свободу и независимость Америки во всех войнах. В 1923 году был проведен конкурс на лучший проект, который выиграл архитектор Egerton Swartwout (Эгертон Свартваут), тогда же начали строить здание. Лучшие сорта мрамора приобретались в Италии, Греции, Франции, Австрии и некоторых штатах Америки — Вермонте, Теннессии, Алабаме и Миссури.

Все настенные росписи Мемориала выполнены известными в 20-е годы художниками Eugene Savage (Юджин Сэвэдж) и Edwin Howland (Эдвин Хоулэнд). Они украшают Ротонду и Зал Приемов. Фрески выполнены с виртуозным мастерством, но в мои планы не входит описывать каждую — это займет много места, скажу только кратко, что каждая фреска посвящена какой-либо стороне деятельности Ордена — проповедыванию братской любви и миролюбия, жертвенности и мужества, утверждению справедливости юстиции и так далее.

Посмотрите несколько снимков. Пройти виртуально и посмотреть фрески можно на этом сайте.

Ротонда.

Роспись потолка в Зала Приемов.

Зал Приемов (снимок из интернета).

В одном из кабинетов по всем стенам размещены панно с наградами и отличительными знаками членов ордена с конца 19-го века. Здесь можно увидеть даже знак со свастикой, но к фашизму он отношения не имеет, поскольку выпускался в начале 20-го века и по индийской традиции символизирует движение, жизнь, свет, благополучие.

В помещении Мемориала выставлена большая коллекция современной скульптуры. Есть работы интересные, хотя и в небольшом количестве, однако большинство работ представляют собой вот такие страшилки.

В одной из ниш Ротонды расположена галерея, в которой выставлены манекены в форме всех родов войск армий США.

Фреска «Перемирие».

После Мемориала Лосей мы пошли далее по намеченному маршруту в расположенный неподалеку National Shrine of Saint Frances Xavier Cabrini (Национальное Святилище Святой Франциски Ксаверии Кабрини) (2520 N. Lakeview Ave).

Вряд ли это имя сейчас что-то скажет жителям иных городов и весей, да и чикагцам оно больше знакомо по печально известному в прошлом одноименному преступному району города. Однако Св. Кабрини к преступности отношения не имела, совсем наоборот — она прославилась своими добрыми и жертвенными делами, став первой американской святой.

Франциска Кабрини родилась в Италии в многодетной семье. Уже в 11 лет она приняла обет целомудрия и решила посвятить свою жизнь миссионерству. Первые годы ее преследовали неудачи — по состоянию здоровья не смогла закончить колледж, в монастырь не приняли, но она упорно шла свой дорогой помощи бедным и больным. В возрасте 19 лет Франциска по совету своего духовного отца отправилась в городок Кодоньо в сиротский приют. Здесь она сначала преподавала, а впоследствии стала настоятельницей монашеского дома. Через несколько лет Кабрини основала новую конгрегацию «Сёстры-миссионерки Святейшего Сердца Иисуса», которая стремительно распространилась по всей Италии. Однако узнав о страданиях своих соотечественников в Новом Свете, Кабрини решилась на шаг, изменивший ее жизнь, а также жизни сотен тысяч людей по всей Америке. В 1889 году Франциска Кабрини прибыла в Нью Йорк и уже в 1891 году открыла монашеский дом для работы с сиротами. А затем каждый год при ее непосредственном участии стали открываться приюты, школы, больницы в США и во многих других странах мира — Аргентине, Франции, Испании, Англии и так далее, однако местом ее постоянного проживания оставался Чикаго, где она и скончалась в 1917 году. Кабрини успела добиться в жизни многого, о чем говорит наличе 67 созданных ею монашеских домов. Канонизацией Кабрини занимался знаменитый кардинал Манделайн и в 1946 году ее признали святой покровительницей всех эмигрантов.

National Shrine of Saint Frances Xavier Cabrini.

Святилище (а по сути — церковь) Святой Франциски Кабрини, было построено по проекту архитектора Леонардо Плиардо, и находится оно в окружении новостройки 1955 года, однако попасть внутрь можно только с главного входа жилого комплекса. Сразу от входа посетители попадают в комнату, в которой Франциска скончалась. Эта комната перенесена из госпиталя Колумбус (Columbus Hospital), который она же и основала.

На переднем плане главный алтарь, посвященный Священному Сердцу, Св. Джозефу, Благословенной Деве Марии и Святому Духу.

Далее находится холл, из которого посетители попадают в церковь, выполненную в виде креста. В 2012 году все внутренне убранство было отреставрировано, и сейчас церковь выглядит совершенно новой. Здание облицовано каррерским мрамором, а витражи выполнены флорентийским мастером Гвидо Поллони.

Святилище алтаря с плечевой костью Св. Франциски Кабрини.

Балдахин (канопе) расположен прямо над алтарем. Мозаика выполнена мастерами из Ватиканской школы мозаики.

Вид на святилище с балкона (снимок взят из интернета).

На этом я заканчиваю рассказ о Святилище Святой Франциски Ксаверии, а вместе с ним закончивается наше посешение Линколн Парка. Отсюда мы направились в Украинскую деревню.

Украинская деревня, она же Ukrainian Village, она же Украiньска Околиця — это исторический район, примыкающий с запада к центру города. Мы решили его посетить не из высоких патриотических чувств, и не с целью выразить свою поддержку братскому народу в его борьбе против российской агрессии, а просто потому, что давно наслышаны о местных церквях, а как раз на OHC-2014 некоторые из них впервые открыли двери для любопытных посетителей.

Заселяться район будущей Украинской Деревни начал в конце 19 века первыми эмигрантами из царской России, а к середине 90-х годов в Чикаго проживало уже 5000 этнических русских, и идея создания своей церкви витала в воздухе, но не хватало лидера, способного эту идею воплотить. Количество украинцев на тот момент мне неизвестно, но первая церковь в этом районе была русской. В 1895 в Чикаго прибыл из Санкт Петербурга молодой священник Иван Кочуров. Он энергично принялся за дело. Для начала ему удалось получить $4000 из России от Священного Синода и лично Царя Николая II, а затем, удачно развернутая компания по поиску спонсоров среди состоятельных чикагцев, принесла недостающие деньги, которых хватило с лихвой даже на то, чтобы пригласить для создания проекта одного из самых знаменитых архитекторов Луи Салливана. Удачному поиску спонсоров способствовала всемирная Колумбийская экспозиция, проходившая в Чикаго в 1893 году, на которой демонстрировалась модель русской православной церкви. Красота и изящество модели привлекли внимание многих горожан, не знакомых с русским зодчеством. Луи Салливан к началу 20 века уже был достаточно известен не только как создатель небоскребов, но и как проектировщик религиозных храмов — католических и протестантских церквей, синагог. Однако православная церковь была для него внове, и он с интересом принялся за работу. После изучения большого количества материалов, за основу дизайна Силливан принял небольшую деревянную церковь в сибирской деревне Татарская.

Таким образом в 1903 году в Чикаго была открыта первая русская церковь Holy Trinity Orthodox Cathedral (Православная Церковь Святой Троицы) (1121 N. Leavitt St). Освящал церковь отец Тихон Северо-Американской миссии Русской Православной церкви.

С тех пор прошло более ста лет, многое изменилось и в жизни города, и в жизни местной русской общины. Давно забыли о своих корнях иные правнуки первых российских эмигрантов 19 века, рассеялись по стране потомки русских казаков, после революции осевших в Чикаго, но церковь продолжает служить людям православной веры. Большая часть паствы является новообращенной, и священники русского языка не знают — службы проходят на английском. Однако русский дух из церкви не выветрился. Он в характерных иконах русской школы иконописи, в надписях на русском языке, в характерных православных хоругвях и крестах. Большинство икон, конечно, не слишком старые — 19 век, однако есть недавно приобретенная икона Св. Георгия, которой, по оценке настоятеля, должно быть лет 300. Эту икону церковь получила от некоего странного господина, который сначала хотел продать икону церкви, но не получив желаемой суммы, просто оставил и ушел. Ни имени его не известно, ни телефона, ни адреса. Странные случаи происходят…

Отец Тихон.

Иван Кочуров.

На этом можно было бы и закончить рассказ о церкви Святой Троицы, однако был в ее истории эпизод, без которого рассказ о церкви будет не полным. И эпизод это преважнейший.

В течение полувека в церкви хранилась Тихвинская икона Божией матери (Одигитрия) — одна из важнейших православных святынь. До 1941 года икона находилась в Тихвине, затем оккупировавшие город немцы отправили ее в Псков, откуда она в 1944 году была вывезена с риском для жизни отцом Иоанном Гарклавсом, который долго странствовал с нею по Европе, пока в 1950 году не смог перебраться в США. Здесь, в Чикаго, икона была помещена в церковь Святой Троицы, где о ней заботился сначала сам Иоанн Гарклавс, а затем его приемный сын Сергий Гарклавс. Иоанн завещал Сергию вернуть икону в Россию, когда власть изменит отношении к религии и восстановит Тихвинский монастырь. Икона была возвращена в 2004 году. Я помню как писала пресса — и российская и американская — о возвращении святыни. Сам российский президент встречал ее на аэродроме. К сожалению, именно тогда я и узнал, о том, что упустил редкий шанс увидеть Тихвинскую икону Божией матери, поскольку до 2004 года о ней вообще ничего не знал.

Ну и под конец, я думаю, стоит дать краткую справку о самой иконе, чтобы мои непосвященные читатели, если таковые найдутся, узнали почему Тихвинская икона Божией матери является одной из главных российских святынь. Создателем иконы по православной традиции принято считать Святого Луку, который написал ее еще при жизни Пресвятой Богородицы. Известно, что до 1383 года икона хранилась в Константинополе, во Влахернском храме, откуда она неожиданно исчезла. Однако, согласно летописи, в том же году она возникла перед рыбаками города Тихвин на Ладожском озере. Не спрашивайте меня как это прозошло. За что покупаю… Вот как это описано сразу на нескольких сайтах.

«В древних летописях описано, как в 1383 году над водами озера в лучезарном свете явилась икона Божией Матери с Богомладенцем на руках, переносимая неведомою силою по воздуху. Несколько раз икона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строительство храма, икона вновь чудесным образом перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина.

С радостью приступил народ к строительству храма на месте, окончательно выбранном Богородицей для пребывания Её иконы. Впоследствии на этом месте был выстроен каменный храм, а затем устроен Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь.

Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений, не раз спасала она Тихвинскую обитель от шведов, осаждавших монастырь в течение трёх лет, с 1613 по 1615 год. Всякий раз по молитвам отчаявшихся защитников Пресвятая Богородица своим заступничеством помогала им обращать в бегство в несколько раз превышающие силы противника. С тех пор икона считается покровительницей северо-западных земель России.»

Мне бы очень хотелось разместить в своих заметках репродукциию иконы, но беда в том, что на всех сайтах, описывающих икону, она выглядит по разному, и я не знаю которая из них подлинная, посему выбрал ту, которая больше понравилась.

Вот на этом и закончу рассказ о Тихвинской иконе Божией матери.

Всего в двух коротких кварталах от Церкви Святой Троицы, находится St. Volodymyr Ukrainian Orthodox Cathedral (Украинский православный Кафедральный собор Св. Князя Владимира) (2238 W. Cortez St.)

Первое что видишь подходя к церкви — здание совершенно не православной архитектуры. Это не может не удивить. Здание похоже больше на протестантскую церковь. Однако все объясняется просто…

В 1915 году в Чикаго возникла первая в Америке украинская православная церковь. Называлась она — Первая Независимая церковь и поначалу занимала небольшое помещение. В 1937 году церковь была переименовна в честь крестителя Киевской Руси князя Владимира. По мере роста общины, возникла необходимость в новом помещении. Посему в 1945 году было приобретено здание немецкой лютеранской евангелической церкви. Конечно, были произведены большие ремонтные работы в византийском стиле. Был построен новый иконостас, возникли настенные росписи, но внешний вид церкви и витражи остались неизменными, лютеранскими.

При церкви существует субботняя школа, в которой дети изучают украинскую историю, язык, литературу, музыку. Надо заметить, что за годы жизни в Чикаго мне неоднократно приходилось сталкиваться с этническими украинцами, родившимися в США и, к моему удивлению, многие из них, ни разу не побывав в Украине, сохраняют язык, знают свою культуру. А это достаточно редкое для Америки явление, где многие нации растворяются без остатка.

Церковь принимает весьма активное участие в жизни страны. Например у нее было свое помещение в знаменитой всемирной чикагской выставке The Century of Progress в 1933 году. Когда началась Вторая Мировая война община собирала посылки с продуктами и медикаментами для американской армии.

Во время посещения церкви, мы имели удовольствие пообщаться со священником, довольно словоохотливым мужичком. С многочисленными посетителями OHC-2014 он говорил по английски с очень сильным украинским акцентом, посему, когда мы заговорили с ним по-русски, он с явным облегчением перешел на более знакомый язык. Конечно, главная тема сразу вылезла на поверхность — российская интервенция в Украине. Мы сочувственно кивали головами и поддакивали. Да и почему мы должны были возражать, коли сами так считаем. Потом перешли на более мирные темы. Святой отец рассказал, что 10 лет назад приехал в Америку просто подработать, но через год переехал в Чикаго, где получил приход и решил остаться навсегда. Нас это несколько удивило — подработать? кем? — но в подробности не стали вдаваться. Однако экскурсия, которую он нам устроил был замечательной.

Я для себя узнал нечто новое в православии. Возможно для кого-то это не будет новостью, но я не знал, что поднятая часть косой перекладины на православном кресте означает перст, указывающий на того вора, вместо которого распяли Христа. Насколько помню, звали его Варавва.

Вот на этом и закончу экскурсию по Кафедральному Собору Св. Князя Владимира. На прощанье — общий вид внутренней части собора, взятый из интернета.

Ну а далее мы направились к расположенным неподалеку двум украинским католическим соборам. Первым на пути был St. Nicholas Ukrainian Greek Catholic Cathedral (ГрекоКатолический Украинский Кафедральный Собор Св. Николая) (835 N. Oakley Blvd.)

Собор был построен в 1915 году по заказу быстро растущей общины выходцев из Западной Украины. Архитектор Стейнбах (G. Steinbach) спроектировал здание в стиле Неовизантийского барокко, в то же время испытав влияние великолепной Софии Киевской. Храм венчают 13 куполов с золотыми крестами, представляющих Христа и 12 апостолов. Наружная стена украшена уникальной мозаичной иконой Св. Николая, хранителя собора.

Внутри собор производит яркое впечатление. Синее в бриллиантах небо, раскинувшееся между колоннами и сводами приковывает внимание. Пол выполнен из теплого коричневого итальянского мрамора. Изящный иконостас, мозаика и витражи, созданные Munich Studio of Chicago, сделали Собор Св. Николая одним из самых красивых в городе. Великолепная золотая девятирядная люстра на 480 ламп, выполненная греческими мастерами, в год установки была самой большой в стране.

Слева и справа над алтарем символически размещены львовский собор Св.Георгия и собор София Киевская, а между ними фреска, на которой изображены Христос Пантократор, Богоматерь, Иоанн Креститель и святой (?) Иосафат (Иегошафат «Господь судия», сын Асы — царь Иудейского царства).

В окнах находятся витражи, с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов, а на задней стене иконы с образами создателей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия. Однако, в мою задачу не входит описывать все иконы собора, поэтому ограничусь сказанным.

Витраж с Богоматерью.

Начинается митинг.

Когда мы направились к выходу, то увидели, что в церковь стали заходить большие группы детей и взрослых со знаменами и вымпелами. Намечался явно какой-то патриотический митинг, но мы не стали задерживаться и пошли к расположенной поблизости церкви Sts. Volodymyr & Olha Ukrainian Catholic Parish (Украинская Католическая Церковь Святых Владимира и Ольги) (739 N. Oakley Blvd.)

Церковь эта сравнительно новая — ее построили в 1973 году по проекту архитектора Ярослава Корзунского в Византийско-украинском стиле 11-13 веков (ну так во всяком случае написано в брошюре, которую мне дали в церкви). Место под строительство было выбрано не случайно — центр Украинской деревни является символом объединения общины, и даже шире — оно олицетворяет стремление Святых Ольги и Владимира к борьбе с ассимиляцией, а также к сохранению национальной идентичности. И, как я уже писал выше, украинцам это неплохо удается.

Вход в церковь с мозаикой «Крещение Украины».

Однако, церковь, действительно, эффектна. Ее горящий золотом купол заметен издалека и приковывает к себе взгляд. Над входом выделяется впечатляющая многофигурная мозаика — Крещение Украины (я серьезно — так написано в брошюре). Как я уже сказал церковь названа в честь Святых Ольги и Владимира. Мы, конечно, со школы помним, что Владимир — Креститель… хм… Украины, однако на всякий случай напомню, что мать его Ольга приняла христианство задолго до сына — еще в 969 году.

Над оформлением церкви поработали хорошие современные мастера — Ярослав Баранский, Иван Дикий. Достаточно посмотреть мои немногочисленые фотографии, чтобы убедиться в мастерстве выполненных икон и витражей. А искусно вырезанный из дерева иконостас работы Ивана Мозеса — настоящее произведение искусства. Посему не удивительно, что красно-сине-золотые интерьеры церкви, витражи и иконы считаются одними из самых красивых в Чикаго.

Иконостас «Царские врата» с ликами Евангелистов, Иоанна Крестителя, Св. Николая, Св. Ольга и Св. Владимира. За иконостасом виден алтарь, ориентированный на восток.

Верхняя часть иконостаса. Тайная вечеря (Последний ужин).

Однако в первую очередь прихожане церкви Святых Владимира и Ольги гордятся тем, что у ее истоков стоял Патриарх Иосиф Слипый, благословивший сначала закладной камень, а затем и саму новую церковь. Не думаю, что многие из нас слышали это имя, однако для украинской общины оно является знаковым. Иосиф Слипый в католической церкви занимал должность Confessor of the Faith (Исповедник Веры — так примерно переводится эта должность по Википедии) и был преемником Митрополита Андрея Шептицкого, известного своей человечностью и спасением жизней сотен евреев в годы Второй Мировой войны, несмотря на сотрудничество с фашистскими оккупантами. Иосиф Слипый также сотрудничал с немцами, за что в 1945 году и получил 8 лет сибирских лагерей. После окончания срока проживал в ссылке в Красноярске, однако в 1958 году за религиозную деятельность снова был осужден. Однако в 1963 году, благодаря заступничеству Папы Иоанна XXIII и президента США Джона Кеннеди, был освобожден и выехал на Второй Ватиканский собор в Рим, откуда на родину уже не вернулся.

Иосиф Слипый. Памятник у входа в церковь.

Впоследствии Иосиф Слипый много лет ездил по миру, основывая церкви и украинские факультеты в католических университетах Европы и США. Он оставил после себя большое количество богословских трудов и исследований по истории католической церкви Украины. Конечно, Иосиф Слипый личностью был достаточно спорной, но не рассказать о нем я не мог, уж коль начал свой рассказ о церкви Святых Владимира и Ольги.

На этом закончилась церковная часть нашего маршрута. Я не стану утверждать, что чикагские украинские церкви — это лучшие храмы, которые мне доводилось видеть. Конечно, их трудно сравнивать с церквями Украины, да и нет в этом смысла. Разве можно сравнивать то богатство, которое скапливалось столетиями в киевских церквях с нашими американскими новостройками, однако согласитесь, что и в Чикаго есть что посмотреть.

В завершение прогулки по Украинской деревне мы зашли в Ukrainian Institute of Modern Art (Украинский институт современного искусства) (‎2320 W. Chicago Ave) и…

… и что-то стало мне грустно. Я помню украинское искусство 70-80 годов. Насыщенные краски, богатство фантазии, необычность форм, блестящая техника рисунка. Я регулярно посещал выставки современных художников и видел сколько талантливых ярких мастеров было в Украине. Да и разве можно забыть Ивана Марчука, Михаила Демцю, Алексея Спольского. Впрочем и нынешние художники, работы которых я периодически встречаю онлайн, такие как Александр Антонюк, Вячеслав Корецкий, Татьяна и Владимир Бахтовы тоже весьма интересны. Поэтому, направляясь в музей современного искусства, ожидал увидеть нечто исключительно талантливое и неординарное, к чему я привык в киевские годы моей жизни. Однако, увиденное… ну как бы сказать помягче… не восхитило.

Музей невелик и состоит из двух залов. В первом — постоянная коллекция, во втором — временные экспозиции.

Постоянная экспозиция включает работы современных художников, имеющих какие-либо украинские корни, но проживающих в Соединенных Штатах. Очевидно, именно поэтому украинский дух в первом зале не витал, впрочем, судите сами по фотографиям. Боюсь, что Киевский музей украинского изобразительного искусства ни одну из этих работ не решился бы повесить на своих стенах. Да и как можно серьезно обсуждать библейский сюжет, запакованный в американо-подобный комикс или цельносварную второсортную абстракцию?

Так выглядит современный Архангел Гавриил глазами художника с провокационным именем Антон Скорубский-Кандинский (1960-2014).

А тут и комментировать нечего, только «грабли» испортили.

Несколько неожиданной мне показалась выставленная в этом же зале фотография под названием «Венера на пляже North Avenue». Не ясно только какое отношение к украинской культуре имеет автор, фотограф по имени Том Палаццоло.

Более интересным оказался второй зал. В нем выставлены работы нескольких фото-художников и скульпторов, некоторые из которых предлагаю вашему вниманию без комментариев.

Барбара Сиуреж и Линдсей Лохман «История природы».

Aimee Beaubien. Quite a lot. 2012.

Не уверен в правильном произношении имен автора, а работу можно перевести как «Достаточно тихо».

Заканчивая рассказ о музее, не могу не отметить, что он существует на пожертвования посетителей и членские взносы, и при этом активно участвует в культурной жизни не только украинской общины, но и города, устраивая концерты, лекции, просмотры фильмов, и это подвижничество не может не вызвать уважение.

Вот на этом закончу украинскую часть OHC-2014. Далее мы направлялись в Downtown Chicago, то есть в центр города.

По техническим причинам нам пришлось изменить свою программу. Второй день мы предполагали целиком провести в центре, но обстоятельства вынудили нас воскресный день сжать до 3,5 часов, таким образом увидели мы очень немного, и поэтому вторая часть моего отчета включает конец первого дня и часть второго.

Конец первой части.

P.S. Забавный эпизод. Еще в Троицкой церкви мы встретили соседей, живущих прямо через двор. Нормальные американцы Рик и Деби. Мы с ними не общались лет 15. Наши участки разделяет забор, который они когда-то поставили, так что не сильно походишь в гости. Некогда наши дочки ровесницы игрались вместе, но потом дети подросли и общение вообще прекратилось. Теперь же столкнувшись в церкви, мы узнали много нового о их жизни, а они о нашей. Они наконец-то увидели нашу дочь, которую не узнали бы, а мы не увидели их дочь, которую так и не узнаем. После Троицкой церкви, мы с ними сталкивались во всех остальных украинских соборах, перебрасывались фразами. Они ничего не знают ни об Украине, ни о православной религии. Посему наши не слишком глубокие знания были для них грандиозным открытием. Однако, один из вопросов меня поставил в тупик. Рик спросил в которую из этих церквей мы ходим. Я, мысленно почесав затылок, честно ответил, что ни в одну. Даже странно, окна нашего дом смотрят прямо в окна их дома, и хорошо видно что у кого происходит, посему не заметить в нашем окне горящую менору на Хануку очень трудно. Видимо, они совсем мало знают об окружающей действительности, хотя и живут в достаточно еврейском районе.

Окончание здесь
Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Игорь Волошин: Open House Chicago. Чикаго. День открытых дверей. 18 октября 2014 года

  1. Когда смотришь и читаешь не только эту статью автора, но и другие описания путешествий, то любуешься красотой пейзажей, интересных мест, городов. Все так красиво, должно радовать глаз, понимаешь умом, а все равно остаешься сторонним наблюдателем в отличие, наверное, от автора. И думаешь, ну почему, почему не находишь в своей душе нужного отклика, чего не хватает?

    У тебя нет чувства сопричастности с этой землей по сравнению с местом, где ты родился. Это чувство сродни животному притяжению, которое еще заложено нашими предками. Недаром у древних народов слово «человек» значит «рожденный от земли». Оно-то, наверное, и есть сокровенное свойство души. И когда оно проявляется, ты заболеваешь ностальгией.
    И тогда ты оказываешься там, где родился и жил. Ты идешь по Яузскому бульвару, на дорожках, скамейках играют солнечные блики, дребезжит трамвай по рельсам,- та самая Аннушка, — слева скромный особняк писателя Телешова, рядом громада сталинского дома со скульптурой — вариантом мухинской «Рабочий и колхозница», тенистый сумрачный парк им. Павлика Морозова, в котором читальня. А на другой стороне через зеленые деревья просвечивает желтое здание Военной Академии, увенчанное красной звездой. Ты проходишь мимо него и идешь все дальше….

    Вот такие мысли и чувства навеял мне этот травелог автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.