Белла Езерская: Остров Аполлона

Loading

Конечно, за два с половиной часа невозможно обойти весь остров, но увидеть многое можно. Поражают мозаичные полы, сохранившие яркость и свежесть красок, будто они не были созданы три тысячелетия тому назад.

Остров Аполлона

Белла Езерская

Мы попали на Делос по счастливой случайности. Выбирая экскурсию по Микеносу, я предпочла высокогорный монастырь, но все места были уже проданы, и я согласилась на Делос. Собственно, можно было и в Микеносе неплохо провести время. Это очень живописный белоснежный остров. Там множесто кафешек, ресторанчиков, лавочек, прекрасный пляж. Но мы предпочли Делос, не совсем четко понимая, ради чего мы туда едем.

Из Микеноса на Делос катер идет 25 минут. Приятная морская прогулка завершилась экскурсией, которую приятной не назовешь, но интересной — безусловно. В отличие от Микеноса на Делосе нет ни пляжей, ни кафе, ни магазинов, ни киосков, где можно купить воду: мертвый остров, каменистая пустыня длиной в пять, шириной полтора километра. Делос необитаем, если не считать 14 человек — служащих музея, научных работников и вооруженных охранников. Последние нужны потому, что Делос — самый большой в мире античный музей под открытым небом — в течение многих веков подвергался ограблениям. То, что удалось спасти, хранится в местном музее и в археологическом музее Афин. Экскурсии проводятся утром и заканчиваются в полдень. В три часа уходит последний катер.

История этого острова уходит в глубокую древность, когда на земле, наравне с людьми, на горе Олимп, жили боги. У них, как и у простых смертных, были сложные отношения, в которых семейственность играла не последнюю роль. Главный бог, Зевс-громовержец, ловелас и серцеед, то и дело заводил связи на стороне, что вызывало законный гнев его законной супруги Геры — покровительницы семьи и брачных союзов. Зевс побаивался жены, и старался держать своих возлюбленных подальше от ее глаз. Когда он затеял шашни с прекрасной Ио, то в целях безопасности превратил ее в корову. Но Гера распознала соперницу, и бедной Ио пришлось перенести много страданий, прежде чем она обрела свой прежний облик. Адюльтер Зевса с богиней лета Латоной тоже не прошел мимо ревнивого ока Геры. Узнав, что Латона беременна от Зевса, она пришла в ярость, прогнала ее с Олимпа, пообещав, что ни одна земная твердь не примет ее. Долго скиталась по миру Латона, преследуемая драконом Пифоном, посланным Герой. Но морской бог Посейдон, (брат Зевса), сжалился над несчастной, и подсказал ей место, где она могла родить своего ребенка. Этим местом и был Делос — скалистый клочок суши в Эгейском море. Это был плавающий остров, который никак нельзя было назвать «земной твердью». Там Латона благополучно родила дочь Артемиду, но девять дней не могла разродиться вторым ребенком, потому что Гера не пустила на Делос богиню Илитию, олимпийскую повитуху. Но Илития ухитрилась прилететь на Делос в образе птицы — и помогла Латоне родить златокудрого мальчика. Он был прекрасен, и настолько силен, что сразу сбросил с себя свивальник. В момент его рождения мрачный остров озарился ярким солнечным светом, а стая волшебных лебедей, жившая на озере, взлетела и начала кружить. Мальчика назвали Аполлоном. Он стал богом солнца и света. В честь его рождения Посейдон по просьбе Зевса поднял со дна три алмазных столба и укрепил ими Делос. Так Делос стал островом, а Аполлон — его главным богом и опекуном. Такова легенда. А впрочем… Как, скажите, без участия Аполлона кусок гранитной скалы, где не было ни земли, ни пресной воды, ни растительности превратился в цветущий остров, добрую половину которого занимали сельскохозяйственные угодья, а вторую половину— город с красивыми дворцами, благоустроенными жилыми зданиями и портом, который делал Делос центром морской торговли между островами Кикладского архипелага и континентальной Грецией.

Послушаем историю.

Первое присутствие на Делосе человека относится ко III-II тысячелетиям до н.э. Древние ахейцы занимались земледелием. Землю приносили с соседнего острова Рении, отделенного от Делоса тонким перешейком, а дождевую воду собирали в цистерны и водохранилища. Ловили рыбу и жарили ее на кострах, собирали раков и моллюсков. Словом, выживали, как могли. Но богатство и известность, древние ахейцы приобрели главным образом благодаря торговле: Делос находится в самом центре Кикладского архипелага, на полпути к Ионическим островам. Оживленная торговля подняла статус Делоса— порта и покровительство Афин возвело остров в ранг святилища. Тиран Писистрат, меценат и покровитель искусств, решил официально закрепить за ним этот статус. Он построил на Делосе храм в честь Аполлона и объявил первую чистку (всего их было три). Не пугайтесь: в те дикие времена это слово было наполнено совсем иным смыслом нежели в наши цивилизованные. Просто на Делосе отныне было запрещено… родиться и умирать. Рожениц и умирающих отвозили на Рению. Покойников хоронили, а счастливые матери с младенцами возвращались домой. до следующих родов. Для большей чистоты Писистрат додумался выкапывать покойников из могил, (если они были видны с вершины храма Аполлона). Это был уже перегиб, но тиран он и есть тиран — что хочет, то и делает. Еще была неувязка в этой пурификации: на Делосе хранилась общая казна Афинской лиги, которая объединяла города— страны Эгейского моря. По мнению Писистрата деньги плохо сочетались со святостью, поэтому казну перевезли в Афины, и остров стал стерильно чистым и абсолютно святым. На нем стали проводиться гимнастические соревнования, и раз в четыре года — пенетирии — хоровые песни и пляски, отличавшиеся особой пышностью и великолепием — в честь Аполлона.

Делос еще долго переходил из рук в руки: от афинян к римлянам, от римлян — к македонцам и обратно, но сохранял, (или хотя бы частично) своё самоуправление. Пока наконец, в один несчастный день, в битве с войсками Митридата 69 году до н.э. римляне не потерпели поражение,и остров был разрушен до основания солдатами Митридата и разбойниками-пиратами. Они разрушили не только жилые, но и коммерческие здания, храмы и статуи. 20 тысяч жителей были убиты или угнаны в рабство. Когда вскоре после этого римляне опять вернулись на Делос, они пришли в ужас от того, что предстало их глазам. Остров лежал в руинах. Они окружили стенами то, что осталось от города после этого варварского нашествия. Но возродить былую славу некогда цветущего острова, его священную ауру им не удалось. Аполлон отвернулся от Делоса. Делос обезлюдел и превратился в пастбище, а пастухи стали его единственными обитателями.

Раскопки на Делосе начали греческое и французское археологические общества в 1872 году. Эти раскопки продолжаются и поныне, и приносят много новых открытий. Одновременно создаются макеты зданий и копии особо ценных экспонатов.

Конечно, за два с половиной часа невозможно обойти весь остров, но увидеть многое можно. Поражают мозаичные полы, сохранившие яркость и свежесть красок, будто они не были созданы три тысячелетия тому назад. На одной из мозаик изображен Дионис верхом на тигре, н а другом — игры дельфинов. Но даже мозаичные полы с обычным геометричным орнаментом свидетельствуют о высоком уровне жизни островитян. На стенах некоторых жилых домов сохранилась настенная роспись. На одной фреске четко различимы фигуры двух дуэлянтов со щитами и шпагами; на другой чернокожий мальчик— раб кладет в вазу виноград. На фризах театра сохранились сцены из комедий и трагедий что свидетельствует о том, что делосцы были людьми, знакомыми с античной литературой. В Делосе был целый театральный район, в центре которого был круглый амфитеатр, но как раз он пострадал больше всего.

Руины жилого дома с колоннами и мозаичным полом. Фото автора

На кухнях можно разглядеть каменные плиты и дымовые трубы, множество глиняной посуды — от огромных кувшинов для воды и вина до более мелких посудин разного назначения. На торговой площади сохранились скамейки, и углубления от опор к которым крепились тенты. Летом остров опаляет солнце, хозяину надо было заботиться об удобствах клиентов. По руинам представляешь жизнь древних обитателей. Цепь цистерн для сбора дождевой воды обеспечивала их не только водой для питья, но и для хозяйственных надобностей. От храмов — Аполлона, его матери Геры, сестры Артемиды и дяди Посейдона, в основном, остались колонны. Огромные фаллосы на постаментах говорят о поклонении богу вина и плодородия Дионису. Священное озеро, вокруг которого по легенде в момент рождения Аполлона кружились лебеди, превратилось в болото, его впоследствии осушили. Сильное впечатление производят львы, стерегущие дорогу к озеру. Когда-то их было 16, теперь осталось пять, да и те — копии, оригиналы перемещены в музей. Эти свирепые хищники изваяны скульптором (или скульпторами) из Наксоса— самого большого острова из группы Циклад в Эгейском море. Это был дар жителей Наксоса Аполлону. Наксос был центром архаичной культуры, поэтому львы отличаются от классической греческой и римской скульптуры некоей условностью изображения. Это место считается самым важным на острове. В нем, как утверждают, ощущается присутствие Аполлона. Может быть. Но ни одни раскопки не произвели на меня такого ощущения причастности к миру людей. живших до нашей эры, как Делос.

Когда-то в детстве, насмотревшись картинок из Истории древнего мира, я твердо решила. что стану археологом. Слава Богу, скоро «твердое решение» выветрилось, потому что я представила себе эту адову работу: изо дня в день, лежать на горячей земле, с лопаткой и кисточкой в руках, под палящим солнцем. Нет, это не для меня. Тем сильнее моя признательность тем, кто выбрал для себя эту адову профессию ради того, чтоб дать человечеству возможность заглянуть в свою предисторию.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.