Ефим Курганов: Очерки каббалистической мифологии

Loading

Сумерки сгустились над Сафетом густые, багрово-лиловые, обволакивающие со всех сторон и даже проникающие внутрь, обильно наполняющие тело острой, пронзительной сафетской росой: тут ее называют слезами ангелов.

Очерки каббалистической мифологии

Рав Кордоверо

Записи, которые вел Менахем К. в Сафетской йешиве[1]

Ефим Курганов

Свиток первый
Праведники Сафета

Рав Моше Бен Яков Кордоверо, великий и благочестивый, дерзновенно, бесстрашно проникнувший во все грани наслаждений познания, говорит нам, ученикам его в Сафете, не раз, что в молодости мысль его была отвлечена мирскими делами, но вдруг, вскоре по прибытии в Сафет, явился ему ангел и стал убеждать: «восстанови жертвенник Божий, который лежит разрушенным».

В Сафете, слушая голоса ангелов, рав Моше Бен Яков Кордоверо записал великие свои творения, наполненные до краев тайной мудростью: «Шефа Таль» (Обилие росы), «Пардес Римоним» (Гранатовый сад) и еще «Тринадцать божественных атрибутов».

Сафет — город в Верхней Галилее, где являются ангелы.

Шломо Бен Моисей Галеви (Алькабец) прибыл в Сафет из Салоник, где он изучал тайную мудрость. Когда же в Сафете объявился свойственник его рав Моше Бен Яков Кордоверо, страстно алчущий познания глубин Торы, то рав Шломо воздвигнул общину «Суккат Шалом» (Шатер мира) , а по истечении лет основал в Сафете же общину «Хаверим» (друзья).

Сумерки сгустились над Сафетом густые, багрово-лиловые, обволакивающие со всех сторон и даже проникающие внутрь, обильно наполняющие тело острой, пронзительной сафетской росой: тут ее называют слезами ангелов.

Плачут ангелы в Сафете, но и радуются они тут не раз. Каждая извлеченная крупинка тайного знания, какою мелкою она бы ни казалась, вызывает счастливый, ласковый смех ангелов.

К Йосефу Каро, еще одному великому сафетскому праведнику, знатоку тайной мудрости, является маггид в облике нежной и страстной Шхины, безмерно ласковой утешительницы. Не может быть ничего выше такой награды.

Рав Йосеф Бен Эфраим Каро вместе с равом Алькабецом погрузил учителя нашего Моше Кордоверо в бездонные пучины тайного знания. И произошло это в Сафете, в глубокой прохладе которого так любят нежиться ангелы.

Рав Шломо Бен Моисей Галеви (Алькабец), творец общины «Суккат Шалом», призывает в величайшем гимне «Лехо Доди» («Иди, мой друг, навстречу невесте») — жемчужине Сафета:

«Храм царя, царский град, подымись из руин!
Уж довольно сидеть средь длины скорбей!»

Постигая все грани познания, предаваясь безраздельно и чисто тайной мудрости, мы восстанавливаем храм царя, соединяем Святого, будь благословен Он, и Шхину.

Ари (Ицхак Лурия Ашкенази) — ученик рава Моше Бен Якова Кордоверо, грядущий непобедимый лев тайного знания, коему уже не будет равных, неизменно ставит «Лехо Доди» выше гимнов Гебироля и ибн Эзры.

Каждый раз, когда бродя по холмам в окрестностях Сафета, мы исполняем гимн «Лехо Доди», слышится пение ангелов, наполняющее нас невыразимым блаженством.

Каждое утро и каждый вечер жилище великого рава Алькабеца неизменно осыпано росой, но только это не горькая, а сладкая сафетская роса: ангелы благодарят рава за «Лехо Доди», за гимн, сохранивший в себе явственный отпечаток божественного дыхания.

Когда рав Моше Бен Яков Кордоверо читает с нами «Зоар» (книга сияния), дом учения утопает в несмолкаемом ликовании ангелов. А рав, раскрывая «Зоар», каждый раз напоминает нам: »Тот, кто стремится к тайному учению, не изведав всех тропинок Торы, похож на глупца, заглядывающегося на звезды, но не замечающего пропасти под своими ногами».

Самое дерзновенное творение творение рава Моше, дарующее полновесное вхождение в святилище тайной мудрости, зовется «Пардес римоним» (Гранатовый сад). В сем величайшем творении царит совершенно неслыханная, небывалая, волшебная ясность. Слово рава напоминает не столько гранатовое зернышко, сколько отточенный алмаз.

Свиток второй
Шхина в Сафете

Рав Алькабец, великий сафетский праведник, любимец ангелов, основатель братства ищущих тайной мудрости, в преддверии шабеса вместе с равом Моше и равом Каро посещает могилы праведников Израиля, дабы установить с ними связь и превратить свои сердца и умы в сосуды божественной Шхины.

Рав Моше Кордоверо всегда говорит нам, что человеческое тело, представляющее собою образ и подобие Божие, божественно и обращаться с ним следует как с обиталищем Шхины. И буквально в каждое мгновение жизни перед нами открывается счастливая возможность вспомнить о святости всего сотворенного мира.

«Сущность божественного образа есть действие. Какая польза в том, что устройство тела соответствует божественной форме, если действиями своими ты отрицаешь Святого, будь благословен Он?! Так что подражайте деяниям Кетер, тринадцати качествам сострадания, желайте добра ближнему своему» — вот подлинные слова рава.

«Пардес римоним» (Гранатовый сад) рава Моше состоит из тринадцати разделов, которые делятся еще и на главы. Подлинным украшением «Пардеса» является учение о сущности и сосудах. Рав наконец-то устанавливает истинный характер сефирот — должны ли они пониматься как сущность, как некое умозрение или как сосуды божественной эманации.

Ангелы не оставляют дом рава Моше Кордоверо.

С каждым сильным погружением в тайное учение, мы слышим радостный плеск их крыл. Но рав рассказывает, что они еще особо посещают его. Учитель записал беседы свои с ангелами и кое-что зачитывает нам из сей тайной книги. Оказывается, ангельский дух может завладевать человеком, и что ангелы могут облачаться в тело человека, и именно такого человека, которым управляет ангел, люди называют «маггид» (духовный водитель), Так появляются на земле пророки и праведники, по объяснению рава. Праведник — это столп, соединяющий небо и землю. Праведность олицетворяет ангел Цадкиэль, чье имя образовано от слова «цадик» (праведник). Поскольку каждое слово и каждое действие праведника проникнуто бескорыстием — формой чистоты, то такой человек служит орудием Божественной воли. Всем своим существованием он создает в мире открытую дверь (форма буквы Далет), через которую другие люди могут приблизиться к Святому, будь благославен Он.

И рав Моше Кордоверо, и рав Каро, и рав Алькабец — каждый имеет своего маггида (тот, кто говорит). Маггид — это голос-советчик и голос-духовный водитель. Никто иной как маггид, приняв облик облик нежно-строгой Шхины, ангела, спасающего тайну Иакова, увел рава Каро из земли Турецкой в Сафет. И до сего дня, до сей ночи маггид в облике нежно-строгой Шхины не оставляет рава Каро, — так утверждают в Сафете. Рав Моше Кордоверо вместе с равом Каро всю ночь на Шавуот провели за Торой, потом изучали Мишну, и тут Святой, будь благословен Он, сподобил их услышать голос, громкий ясный голос, который слышали все соседи, ничего не понявшие. Он был очень красив и становился громче и громче. Рав Каро и рав Моше пали на свои лица, и ни один из них не посмел поднять глаза из охватившего их великого страха. И голос, заговорив, сказал: «Внимайте, о друзья, избранные из избранных, мои возлюбленные друзья, да пребудет с вами мир и покой. Много лет прошло, как упала корона с моей головы, и лежу я во прахе, но теперь вы вернули корону на прежнее ее место. Слушайте, я — Шхина, наказывающая людей, и я пришла говорить с вами. Будьте сильными и радуйтесь моей Торе». Рав Каро и рав Кордоверо залились слезами великой радости. До самого утра они читали священные тексты, и в радости и трепете не умолкали их уста.

Я встречал шабес у рава Кордоверо, и вот какую поразительную историю он поведал. История сия касается божественной Шхины: «Посетил я как-то святой град Ерушалаим. Приехал я туда посреди ночи, в полной темноте. Никого не нашлось, чтобы принять меня в свой дом, пока не появился дубильщик и не приютил меня. Задумав сотворить вечернюю молитву, отправился в местный дом учения и молился там, и там я понял причину схождения Шхины на землю и ее страдания, когда стояла она на улице дубильщиков и была очень унижена. Долго я плакал перед Всемогущим из-за страданий Шхины. Боль была такая, что я потерял сознание, на какое-то время впал в сон и увидел свет, который становился все ярче и принял, наконец, очертания девственницы, прекрасной, и от нее исходило сияние, но я не посмел взглянуть ей в лицо. Больше не следует говорить. Ее свет был ярче солнца в полдень».

Еще рав Кордоверо не раз напоминает нам, что к учителю его раву Каро, накануне Шабеса, за накрытым столом, является Шхина и наставляет его в тайнах Торы.

Рав отвел меня в сторонку и ласково шепнул мне: «Шхина может стать твоим маггидом, твоим подлинным наставником лишь в том случае, ежели ты очень этого захочешь и захочешь страстно, захочешь всем существом своим. Надобно не изучать Тору, а сливаться с нею, тогда только тебе и может явиться сама Шхина — она явится и соединится с тобой».

И еще рав сказал мне, и голос его стал вдруг на какие-то мгновения колюче-строгим: «Помни только, всегда помни, мальчик мой. Да, глубочайшее внутреннее сосредоточение может для тебя обернуться величайшим блаженством — появлением Шхины, но ты должен быть крайне осторожен при этом. Ежели ты хочешь слиться с Торой не ради нее самой, не ради чистой радости слияния с нею, то божественная сущность Шхины во мгновение ока преобразится в шедим (опасных демонов) и ты погибнешь».

Свиток третий
Тень Лилит в Сафете

Злокозненная искусительница Лилит покрыта волосами с головы и до самых пят, даже лицо у нее все покрыто волосами, напоминающими сноп огня. И только макушка у Лилит совершенно голая. А вместо ног у нее пламя; не даром ведь записано о ней так: «пламенный меч обращающийся».

Рав Моше Кордоверо не раз строго-на-строго предупреждал нас, что близость между супругами неизменно должна совершаться со страхом и особым посвящением, дабы не допустить к сей священной церемонии Лилит. Страх тут вполне резонен: всегда есть опасность того, что Лилит и сопутствующие ей злые силы могут вмешаться и испортить совершение благочестивого акта.

И сказал рав Моше Бен Яков Кордоверо, строго оглядывая нас: «Главный принцип в зачатии потомства и в близости мужа и жены состоит в недопущении злой Лилит. Потому что великое событие зачать дитя, которое сумеет выжить, которое будет строить миры, и это совсем не то, что в торопливой неразберихе зачинать детей Лилит или зачинать злых демонят, детей Самаэля и Лилит , разорителей мира. Следует остерегаться драк и ссор в своем доме, вель тогда в нем немедленно объявится Лилит. И пусть муж знает, что представляет Божественного Жениха, а его жена — Божественную невесту».

«Бойтесь Лилит, друзья мои», — говорит рав Моше: «Она искушает, внушает похоть, но при этом не дает наслаждения. Порой убегает, исчезает, дав семени излиться впустую — это и есть наказание. А если и возвращается, то лишь для того, чтобы вселить ужас. Украшена Лилит для искушения мужчин длинными и рыжими, как роза, волосами, щеками как кровь с молоком, в уши она вдевает шесть украшений, и все украшения Востока у нее на шее. Рот у нее, как узкая дверь, приятный для взгляда, язык острый, как меч, речи гладкие, как масло, губы красные, словно розы, и сладкие, как все сладости мира. Одевается она в алое платье, украшенное сорока орнаментами без одного. Мужчина идет за нею и пьет из чаши вино, и вступает с нею в связь, и послушен ей. И что же делает Лилит? Пока он спит, она летит на небо, все там рассказывает, после чего опять возвращается на землю. Мужчина пробуждается ото сна и думает, будто может наслаждаться ею, а Лилит снимает все украшения и превращается в грозную фигуру. Она стоит перед ним в огненных одеждах, напуская на него ужас, заставляя его трепетать и дрожать телом и душою, в глазах у нее ненависть, в руке — меч, с которого стекают горькие капли. Бойтесь Лилит: соблазняя, она наказывает».

Но Сафет — город праведников, и ангелы отгоняют Лилит от Сафета, от жилищ его. И все-таки мы помним слова рава Моше Кордоверо: «Лилит — оболочка зла, и она всегда в постели рядом с мужем и женой, когда они желают близости, чтобы подобрать пролитые капли семени (потому что невозможно соединиться и не пролить ни капли), и из этих пролитых капель она и создает демонов».

Да, ангелы могут и не уследить. Пока Шхина изгнана, пока она лишена короны и трона, Лилит может появиться среди нас в любой миг. Занимаясь же неистово Торой, мы преодолеваем изгнание, соединяем Шхину со Святым, будь благословен Он, и тогда Лилит вынуждена отступить. Каждое наше соединение с Торой обращает Лилит в бегство, и тогда появляется Шхина, пусть на миг, но появляется. Однако как только неимоверные наши усилия, направленные на соединение с Торой ослабевают, Лилит опять возвращается. Но злодейка отнюдь не бессмертна, отнюдь. И в грядущие дни и она, и слепой дракон, что устроил ее свадьбу с Самаэлем, будут умерщвлены.

От Лилит, как сообщил нам рав, способны защитить три ангела — Санной, Сансеной и Семангелоф. Когда Лилит сбежала от Адама на Красное море и совокуплялась там со всеми демонами, то именно этим ангелам и поручил Святой, будь благословен Он, вернуть Лилит Адаму. Однако Лилит не вернулась к Адаму, но вступила с этими ангелами в соглашение, пообещав им: «Если когда-нибудь я увижу ваши три имени или ваши изображения на амулете над новорожденным младенцем, то обещаю не трогать его».

Итак, три ангела и оберегают нас от злокозненной Лилит, от первой подруги Адама, предпочевшей ему владыку демонов — Самаэля.

В сокровищнице тайной мудрости — в «Пардес Римоним» рава Кордоверо я нашел описание того, как Лилит сделалась супругою Самаэля: «Есть дракон Наверху, Слепой Царь, он-то и соединил Самаэля и Лилит, и имя его Танинивр, что значит «слепой дракон». Именно он устроил брак Самаэля и Лилит». И еще сказано в «Пардес Римоним»: «слева змей едет на слепом драконе, и этот дракон едет на мерзкой Лилит, пусть настигнет ее смерть».

Дракон скачущий на Лилит — сие есть изображение бесовских игрищ, придуманных первою подругою Адама.

Рав Кордоверо ознакомил нас с «Сефер Разиэль» (Книга Разиэля) Елеазара Бен Иуды из Вормса, великого знатока тайной мудрости, и в книге этой мы нашли следующее заклятье: «Заклинаю тебя, Лилит, именем твоего Создателя и именами трех ангелов, которых твой Создатель послал за тобой и которым ты поклялась на морских островах, что не будешь причинять вред, завидев их имена, ни ты, ни твои собратья и слуги, оставишь в покое тех, кто носит амулеты с их именами, заклинаю тебя и твоих слуг не причинять вред женщине в родах, дочери и рожденному ею младенцу, ни днем, ни ночью, ни во время еды, ни во время питья, ни голове, ни сердцу, ни их 248 членам, ни 365 сухожилиям. Силой этих имен и их владельцев я заклинаю тебя и твоих собратьев и твоих слуг».

В Сафете, лелеемом ангелами и хранимом великими учителями-толкователями Торы, злокозненная Лилит со всем своим ужасным воинством полулюдей-полудемонов не смела до сей пор поры появляться. Но стоит хоть в ком-нибудь из нас ослабнуть, пусть на миг, туго натянутой пелене гигантской, непомерной внутренней сосредоточенности, то Лилит, только и ожидающая того, вполне способна ухитриться и проскользнуть в прохладные, чистые дома сафетцев. И посему нам, в йешиве рава Моше Кордоверо, совершенно необходимо доподлинно знать, как же следует обороняться от нее. Вот в Доме Учения мы и говорим о самовольно занявшей царский трон Лилит, о Лилит — оболочке зла, духе искушения.

___

СЛОВАРЬ ИМЕН, НАЗВАНИЙ И ТЕРМИНОВ

Аврахам Бен Шмуэль Абулафия из Сарагосы (XIII век) — виднейший представитель экстатической каббалы, автор мистического учения о пути достижения экстаза, теории «развязывания узлов», основатель каббалистической школы, названной его именем. Основные сочинения: «Семь путей закона», «Книга о вечной жизни», «Слова красоты», «Книга о комбинировании», «Книга свидетельства». Абулафия родился в Сарагоссе (Испания) в 1240-м году, но в раннем детстве был увезен в близлежащий город Тудела. В 20 лет для Абулафии началась странническая жизнь. Он отправился в Палестину в поисках легендарной реки Самбатион и живущих за нею десять колен израильских. Возвратясь на родину, Абулафия поселился в Барселоне, где углубился в основополагающий текст каббалы — в «Сефер Йецира» (Книга Творения) и комментарии к нему немецкого мистика Елеазара из Вормса. Именно тогда в его уме и сложилась система каббалы чисел и словосочетаний. Свои идеи Абулафия развивал в тесном кругу учеников, из которых впоследствии прославился Иосиф Гикатилла. В 1279 г. с целью пропаганды своих идей Абулафия отправляется в Италию. После 1291 г. следы его теряются.

Азриэль Бен Менахем из Жероны — еврейский философ и каббалист XII и начала XIII вв., живший в Испании, ученик Исаака Слепого, автор труда «Комментарии к лесяти сефиротам». Ему приписывается комментарий к «Песни Песней» содержащий мистические обьяснения всех 613 заповедей. Кроме того, полагают, что он написал мистический комментарий к молитвам.

Алькабец, Шломо Бен Моисей Галеви, каббалист и литургический поэт, живший в Турции и Палестине во второй половине XVI-го века. Около 1550-го года прибыв в Палестину, он поселился в главном гнезде каббалы — Сафете (Цфате); здесь он посвятил в тайны каббалы своего шурина Моше Кордоверо и основал кружок мистиков-аскетов «Хаверим» (друзья). Алькабец — автор бессмертного гимна «Лехо Доди», исполняемого по субботам.

Вениами Тудельский, автор знаменитой «Книги странствий», пустился в путешествие то ли в 1159-м, то ли в 1167-м году, а вернулся на родину в 1172-м году. Из своего родного города Тудела в королевстве Наварра Вениамин отправился на юг Пиренейского полуострова, затем в Южную Францию — Прованс, оттуда в Италию, доплыл до Византии, посетил острова Эгейского архипелага и Кипр, после чего долго странствовал по Палестине, Сирии, Вавилонии и Егтпту и вернулся домой морским путем через Сицилию. «Книга странствий» является настоящей энциклопедией жизни средневековых общин на Западе и на Востоке.

Гикатилла Иосиф Бен Авраам — испанский каббалист, родился в 1248 г. в Старой Кастилии, умер после 1305 года. Был учеником каббалиста Авраама Абулафии, видевшего в нем продолжателя своего учения. Он приобрел такие глубокие познания в каббале, что его считали способным творить чудеса. Гикатилла занимался мистическими комбинациями и перестановками букв и чисел. Первое свое произведение он написал, когда ему было 26 лет. Это –

каббалистический трактат в трех частях «Ореховый сад». Гикатилла также написал каббалистическое толкование 613 заповедей.

Исаак Бен Авраам из Поскьера (Исаак Слепой) — каббалист, живший во Франции (Прованс) в XIII в. В комментарии его называют «отцом каббалы». Знаменитый испанский каббалист Иосиф Гикатилла писал, что каббала передавалась с горы Синая одним лицом другому, пока не перешла к Исааку. Среди учеников Исаака был Азриэль Бен Менахем из Жироны. Исаак первый дал имена десяти сефиротам и принял идею о переселении душ.

Каро Иосиф Бен Эфраим (Толедо, 1488 — 1575, Цфат) — автор основополагающего кодекса еврейских религиозных предписаний «Шулхан Арух». Около сорока лет прожил в Турции. В 1736 г. отправился в Цфат, где возглавил кружок ученых. Среди его учеников был Моше Кордоверо. Примерно полвека Каро втайне вел каббалистический дневник, из которого сохранился один фрагмент; был опубликован под названием «Магид Мешарим» (Говорящий правду). Каро идентифицировал божественный персонаж, который сопровождал его в течение почти всей его долгой жизни, как Шехину. Обращаясь к Каро, маггид называл себя Матерью, Шехиной, Матронит — каббалистическими именами, обозначавшими мистическую божественную супругу Бога. Влияние маггида на Каро было всеобъемлющим. Магид не только наговаривал ему проповеди, интепретируя тайны каббалы и тексты из Библии, но также оказывал ему практическую помощь, руководил им в его странствиях по Турции, велел ему эмигрировать в Эрец Израиль. В некоторых текстах «Магид Мешарим» очевидна эротическая связь между Каро и маггид-Шехиной.

Кордоверо Моше Бен Яков (1522-1570) — знаменитый каббалист. В Сафете (Цфате) стоял во главе йешивы. В тайны каббалы был посвящен Соломоном Алькабецом. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Пардес римоним» (Гранатовый сад), в котором каббале был придан характер рационалистической философской системы. «Пардес» был создан им в 27 лет. Впоследствии Кордоверо написал введение в каббалу — «Вечерний свет», а также обширный комментарий к «Зогару» — «Драгоценный свет», «Изыскания о ангелах», «Великий элим» и другие сочинения. В «Книге тринадцати божественных атрибутов» Кордоверо разработал практику очищения, которое должно предшествовать акту медитации. Прежде всего каббалисту необходимо визиуализировать свое тело как Древо Жизни и сосредоточиться на избранном качестве как на соответствующей ему сефире. Если ученик желал воспитать в себе смирение, то он должен был сконцентрироваться на сефире кетер, отождествлявшейся с головой. Это упражнение служит напоминанием о том, что не следует ходить с высоко поднятой головой и глядеть в глаза товарищам. Сосредоточение на лбу напоминало ученику о том, что его лицо, обращенное к миру, должно быть открытым и радостным и т.д.

Лилит — первая подруга Адама, убежавшая от него еще до грехопадения, не подпавшая под проклятие и оставшаяся бессмертной , демонесса, супруга владыки демонов Самаэля. Лилит занимается тем, что совращает мужчин и убивает детей. Самопроизвольное ночное семяизвержение является видимым знаком того, что Лилит пробудила желание у спящего мужчины и удовлетворила собственную похоть. Чтобы добиться этого, она принимала облик зрелой молодой женщины или юной девственницы. Однако Лилит вполне способна соблазнять мужчин не только во сне, но и наяву. Правда, стоит ей преуспеть, и она из прелестной искусительницы тотчас превращается в злую фурию, мстительницу. Час высочайшего триумфа Лилит наступил, когда был разрушен Иерусалимский храм. Идея «Зогара» о том, что будто бы самым ужасным результатом разрушения Храма было то, что Бог вынужденно принял Лилит на место Шхины, в дальнейшем получила развитие в мистической философии цфатского каббалиста Шломо Алькабеца.Этот великий каббалист называет грехи Израиля причиной того, что Шхина, мать Израиля, покинула своего супруга, Бога, отца Израиля, и отправилась в изгнание вместе со своими детьми. В результате этой вынужденной разлуки Бог сошелся с «рабыней» , с Лилит, и временно она стала госпожой в его доме. Но это рано или поздно закончится. Царь прогонит рабыню и воссоединится со Шхиной, вернет Шхину на место, предназначенное ей изначально.

Маггид (тот, кто говорит) — звуковое или визуализированное видение, имеющее функцию духовного водителя, советчика. В XVI в. пять наиболее известных каббалистов из круга мистиков Цфата (Иосиф Каро, Шломо Аоткабец, Моше Кордоверо, Ицхак Лурия и Хаим Витал) имели своих maggidim и оставили записи своих отношений с ними. Феномен маггида известен примерно до середины XVIII-го века.

Махалафа, дочь Измаила и внучка Агари — наложница царя демонов Самаэля; вторая Лилит. По другой версии наложницей Самаэля была Играт — дочь Махалафы от демона Игратиэля. От Аграт (Махалфы) происходит египетско-арабское демоническое потомство.

Наама — демонесса немыслимой красоты, которой невозможно противостоять. Имя «Наама» означает «приятная», «чаровница» и объясняется как «демонесса, поющая приятные песни идолам». Она была столь прекрасна, что перед нею не устоял ангел Шомрон — плодом этой близости стал Асмодей. Из смертной матери демонического потомства Шомрона каббалисты трансформировали Нааму в бессмертное существо, которое, подобно Лилит, выполняло двойную задачу совращения мужчин и убиения детей во сне. Наама — матерь демонов, и с ее стороны приходят все демоны, которые ложатся с мужчинами и отнимают у них дух страсти. Она отбирает у мужчин желание, но от этого желания она беременеет и производит на свет демонов всех видов.

Поскьер — бывший укрепленный город во Франции, на развалинах которого построен город Вовер (Vauvert) в департаменте Гар. Во главе еврейской общины находитлся Авраам Бен Давид, в школе которого были ученики из разных стран. В Поскьере были и некоторые другие талмудисты и ученые, самым известным из которых являетя прозванный «отцом каббалы» Исаак Слепой, сын Авррама Бен Давида.

Разиэля книга — сборник тайных писаний о сотворении мира, об именах ангелов, о заклинаниях и амулетах. Книга была обработана одним автором (вероятно, равом Элеазаром из Вормса), хотя части ее не принадлежат одному и тому же лицу. Книга якобы была вырезана на сапфировых плитах вместе с другими тайными писаниями, и в таком виде переходила из рук в руки, пока не была передана царю Соломону. Элеазар Бен Иуда Бен Калонимос из Вормса — известный каббалист. Родился в Майнце в 1176 году, умер в Вормсе в 1238-м. Образование получил под руководством Иуды Благочестивого, который и посвятил его в тайны каббалы. В истории каббалы рав Элеазар занимает видное место. Его сочинения являются мостом между немецким мистицизмом и философской каббалой испанской школы. Труды рава Элеазара были настольной книгой еврейского читателя в Средние века и Новое время.

Самаэль — повелитель демонов, супруг демонессы Лилит. Согласно каббалистическому мифу, Самаэль и Лилит появились из «винного осадка» божественной карательной силы. Из винного осадка появился росток, свитый из мужского и женского начал. Они оба были красные, как розы, и устремлялись в разные стороны. Мужской был назван Самаэлем, а женский, находящийся внутри мужского, — Лилит. Женское начало Самаэля называется Змеей, Шлюхой, Концом Всякой Плоти. Бог не одобрил брака Самаэля и Лилит. Он не желал, чтобы они заселили мир своим демоническим потомством. И кастрировал Самаэля. По другой каббалистической версии Бог сделал Лилит бесплодной, чтобы она не могла рожать от Самаэля детей.

Сефира (сфира, сфирас) — число. Термин впервые был употреблен в каббалистическом трактате «Сефер-йецира» в ходе определения десять предвечных идеальных чисел, имеющих мироустроительное значение. Каждая сефира указывает на строго определенный аспект Бога в его качестве творца. Каждая сефира отождествляется с каким-либо членом тела: Кетер (венец, первая сефира) — с головой , Малхут (самая нижняя сефира) — с женским началом, без которого невозможно полноценное бытие. Кетер — это Бог-глава, внутренние ресурсы, из которых берется жизнь. Малхут — царство, Шхина, жизненная сила нашего существования.

Танинивр — слепой дракон, небесный двойник морского дракона. Он выполняет посредническую функцию между Лилит и Самаэлем. Устроенный слепым драконом брак Самаэля и Лилит Бог не одобрил, ибо не желал, дабы мир был наводнен их демоническим потомством. Когда явится Мессия, Лилит и слепой дракон, соединиивший ее с Самаэлем брачными узами, будут умерщвлены.

Тудела — город в Испании, принадлежавший королевству Наварра. Там была древнейшая и наиболее важная еврейская община королевства. Альфонс смелый захватил Туделу и говорил их права в особом указе 1115 г. В 1170 г. король Санчо Мудрый подтвердил все льготы, дарованные Альфонсом. Кроме того, он предоставил в их распоряжение крепость и разрешил продавать дома в бывшем гетто — Juderia. В Туделе жило много ученых евреев. Там провел свое детство каббалист Авраам Абулафия.

Цфат (Сафет) — город в верхней Галилее. Первые сведения о нем появляются лишь в XIII в.: путешественник Самуил Бен Симсон нашел в Цфате еврейскую общину в 50 членов. Иосиф Мантасиа, посетивший Шфат в 1481 г., исчисляет уже еврейское население города в 300 семейств. К XVI в. Цфат превратился в столицу каббалы. Он стал резиденцией таких выдающихся ученых, как Шломо Алькабец, Ари (Ицхак Лурия), Яков Бераб, Заим Виталь, Давид де Зимра, Иосиф Каро, Моше Кордоверо и др. К 1603 г. в Цфате была 21 синагога и 18 талмудических школ. Евреи в Цфате группировались по странам происхождения (Португалия, Испания, Греция): общины были вполне автономны, каждая со своей синагогой, со своим раввином и своими йешивами.

Шхина (Шехина) — божественное присутствие или точнее: присутствие Бога в мире. Уже в старейшем каббалистическом трактате «Бахир» (Сияние) Шхина или Малхут (Царство) описывается как дочь, как женский принцип. Шхина — божественная сила, ближе всего лежащая к сотворенному миру, источником которого она служит. Через нее проходит Божественный свет. Существует взаимозависимость между нею и всем совершаемым человеком на земле. Шхина — присутствие Бога в мире, но одновременно она отнюдь тождественна Богу; это — именно женский божественный принцип. Союз Бога и Шхины всесторонне развернут в каббале, но это лишь первая половина глобального мифологического сюжета. Изгнание Шхины — вселенская катастрофа и вторая часть мифологического сюжета. Третья часть — тиккун (исправление), возвращение из изгнания, соединение Бога и Шхины: это те вспышки гармонии и счастья, что достигаются каббалистическими медитациями.

____

[1] Манускрипт подготовлен к печати доктором философии Игорем Лощиловым. Хранится он в отделе рукописей и редких книг Публичной библиотеки г. Новосибирск.

 

Print Friendly, PDF & Email

5 комментариев для “Ефим Курганов: Очерки каббалистической мифологии

  1. Е.Курганову в этой небольшой вещице удалось, как мне кажется, погрузить читателя в мир легенд и преданий старины глубокой, за что ему большое спасибо. Этот текст — продолжение традиции русской классической литературы, ведь и Тургенев, и Толстой, и Куприн любили жанр волшебной сказки, легенды. Большая удача автора. Ждем продолжения…

  2. Открыл сайт, увидел этот неизвестный Сафет, вместо еврейского Цфата, и закрыл. Не интересно.
    Зря закрыли. Почитали бы до конца, увидели примечание:

    Цфат (Сафет) — город в верхней Галилее. Первые сведения о нем появляются лишь в XIII в.: путешественник Самуил Бен Симсон нашел в Цфате еврейскую общину в 50 членов. Иосиф Мантасиа, посетивший Шфат в 1481 г., исчисляет уже еврейское население города в 300 семейств. К XVI в. Цфат превратился в столицу каббалы. Он стал резиденцией таких выдающихся ученых, как Шломо Алькабец, Ари (Ицхак Лурия), Яков Бераб, Заим Виталь, Давид де Зимра, Иосиф Каро, Моше Кордоверо и др. К 1603 г. в Цфате была 21 синагога и 18 талмудических школ. Евреи в Цфате группировались по странам происхождения (Португалия, Испания, Греция): общины были вполне автономны, каждая со своей синагогой, со своим раввином и своими йешивами.

    Чтобы судить, интересно или не интересно, нужно читать. А писать отзыв, не прочитав текст, запрещено, как я помню, правилами портала.

  3. «Сумерки сгустились над Сафетом густые, багрово-лиловые, обволакивающие со всех сторон и даже проникающие внутрь, обильно наполняющие тело острой, пронзительной сафетской росой: тут ее называют слезами ангелов.
    Плачут ангелы в Сафете , но и радуются они тут не раз. Каждая извлеченная крупинка тайного знания, какою мелкою она бы ни казалась, вызывает счастливый, ласковый смех ангелов.
    К Йосефу Каро , еще одному великому сафетскому праведнику, знатоку тайной мудрости, является маггид в облике нежной и страстной Шхины, безмерно ласковой утешительницы. Не может быть ничего выше такой награды.
    Рав Йосеф Бен Эфраим Каро вместе с равом Алькабецом опустил учителя нашего Моше Кордоверо в бездонные пучины тайного знания. И произошло это в Сафете, в глубокой прохладе которого так любят нежиться ангелы . . .»
    +++++++++++++++++++++++
    Не хочется расставаться с текстом .

  4. Завораживающий очерк!
    Люблю бывать в Цфате(Сафете), там всегда царит особая духовная атмосфера, созданная чудными пейзажами, чистейшим воздухом, наполненным восхитительными ароматами и конечно же древними синагогами.
    Автору удалось перенести читателя в далекие времена и посвятить в зарождение кабаллистического учения в этом прекрасном городе, продолжающем средневековые традиции наших мудрецов.
    Ефим! Написано замечательно! Благодарю Вас!

Добавить комментарий для Максим Штурман Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.