Гарри Фельдман: Величие нашего современника

Loading

Поражают масштабы творческой активности Семёна Гитиса. Он является автором и соавтором 750 научных публикаций, 150 авторских свидетельств и патентов.

Величие нашего современника

Гарри Фельдман

Семён Гитис

95-летний юбилей участника исторического Парада Победы в Москве 24-го июня 1945г. нетанийца Семёна Гитиса почти совпадает с 70-летием триумфа Красной Армии и всего советского народа, в коалиции с союзниками разгромивших фашизм.

Судьба героя этого очерка, нетанийца Семёна Гитиса неразрывно связана со страной, которой он верой и правдой служил многие десятилетия, которую с оружием в руках храбро защищал от ненавистных фашистских захватчиков, а потом вместе со всем советским народом восстанавливал из руин и пепла, со страной, которую он беззаветно любил, которой гордился.

Родился Семён в местечке Соболевка Винницкой области в Украине в 1920 году. С шести лет он остался без отца. Однако его мать сумела в страшные годы голода поставить на ноги всех четверых своих детей.

Окончив школу, он, трудолюбивый и очень способный деревенский парень, поступил в Киевский университет. На горизонте замаячили радужные перспективы научной деятельности, творческих поисков и дерзаний, всенародного признания.

Но всё это вмиг превратилось в иллюзию, как только страну облетело страшное известие о войне. О её начале Семён узнал ещё до официального сообщения, так как был разбужен среди ночи налётом вражеских ястребов на расположенный рядом с его общежитием аэродром.

О начале войны Семён с болью вспоминает в стихотворении «То утро раннее июня», написанном в 1981 году:

То утро раннее июня
Теперь уже далёких лет
Для нас, ребят безусых, юных
Началом стало стольких бед.
Мы врозь и вместе пережили
Весь ужас тех военных дней,
Не верили, что будем живы.
Мир принесли планете всей.

С первых дней войны Семён вместе со своими сокурсниками добровольно поступил в народное ополчение, перед которым была поставлена задача: укрепить оборонительные рубежи на подступах к украинской столице и прикрыть отступающие за Днепр регулярные части Красной Армии.

Здесь еврейский парнишка впервые испытал ужасы военного лихолетья: тяжёлый, изнурительный, почти круглосуточный труд, близкие разрывы авиабомб, свист над головой осколков и трассирующих пуль вражеских штурмовиков, гибель своих друзей.

Семён Гитис добровольцем ушёл на фронт и был направлен в «царицу полей» — пехоту. Не счесть бесчисленных случаев, когда ему, необученному, необстрелянному, плохо вооружённому юнцу, по команде «За Родину! За Сталина!» приходилось под шквальным огнём противника, превозмогая нечеловеческий страх, бросаться вперёд навстречу смерти, оставляя на поле брани почти в каждой атаке своих погибших боевых побратимов.

Каждый такой рывок вперёд, каждая атака под перекрёстным огнём противника при рвущихся поблизости снарядах и минах, при надвигающихся и готовых в любой момент подмять под себя вражеских танках — разве это не подвиг?! А таких рывков за всю войну Семёну Гитису довелось совершить не одну сотню. И лишь редкое везение позволило ему остаться живым в этом пекле. Вот некоторые эпизоды его фронтовой биографии.

«Нас выдвинули на передний край, вспоминает ветеран, поставив задачу прорвать оборону противника и вывести из окружения штаб во главе с командиром полка.

Ночь выдалась тёмной, ни зги не видать. Действовать надо было предельно осторожно, чтобы не поразить огнём своих. Поэтому пришлось идти на максимальное сближение с врагом, вступая с ним в рукопашные схватки. Ожесточённый бой длился около часа. Вражеское сопротивление было сломлено, штаб был выведен в расположение наших войск».

Воевал Семён в составе 30-й, пять раз орденоносной, Иркутской дивизии.

Яростные бои развернулись в горном Кавказе. Отборные фашистские части любой ценой стремились прорваться к Баку и захватить нефтяные скважины.

Ценой огромных усилий, беспредельного героизма, дивизии удалось остановить врага и перейти в контрнаступление. Героизм был массовым, — вспоминает Семён, — не было такого воина, который бы не отличился в развернувшемся сражении».

Значительно позже, в 1979 году, в стихотворении «Константину Симонову», обращаясь к обожаемому поэту, Семён о нём напишет:

Кто прошагал, как Вы, через войну,
Испил всю горечь отступленья,
Победу приближал желанную одну
На всех фронтах и направленьях?
Кто испытал, как Вы, горбом своим
Кромешный ад тех дней и тех ночей?..

Эти строки в полной мере относятся и к автору. Об этом красноречиво свидетельствует боевой путь ветерана, незабываемым апофеозом которого стало участие в историческом параде Победы в Москве 24 июня 1945 года. Твёрдо чеканя шаг по брусчатке главной площади страны, Семён Гитис преисполнился гордостью за свою родину, её героический народ, вспомнил свою 1418-дневную военную одиссею, не доживших до этого триумфа боевых товарищей, сгоревшую в огне Холокоста родню.

Пройдя через все круги ада, потеряв девять человек родни, в том числе мать и сестру с двумя её дочерями, зверски уничтоженных фашистами в лесу у Соболевки, Семён не очерствел душой, не утратил интерес к знаниям, к науке и даже к литературному творчеству.

В послевоенный период, проявив огромную целеустремлённость, настойчивость и упорство в достижении цели, Семён Гитис в полной мере использовал свой интеллектуальный потенциал.

Окончив с отличием Одесский государственный университет, он всецело посвятил себя решению серьёзнейших научных проблем, которые были важны для страны и имели прямое отношение к освоению космоса.

Одновременно он занимался преподавательской работой, которой посвятил свыше 50 лет. Он стал доктором химических наук, профессором, создал современную кафедру, отраслевую лабораторию и Совет по защите кандидатских диссертаций. За огромные заслуги по обучению и воспитанию студентов, за подготовку через аспирантуру и докторантуру педагогических кадров для институтов и университетов он был удостоен престижной в России медали имени Ушинского, а позднее был награждён орденом Почёта.

Все, кто жил в те времена в России, прекрасно знают, что такие награды евреям просто так не давали.

Не меньшие заслуги Семёна Гитиса и в области науки. На заре освоения космической техники в тогдашнем Советском Союзе возникла острейшая проблема создания особых высокопрочных материалов для обшивки космических кораблей, способных выдерживать сверхвысокий температурный режим при полёте в плотных слоях атмосферы. Никакие существующие металлические и прочие материалы для этой цели не подходили.

У Гитиса и его коллег возникла дерзкая идея создания необходимых для освоения космоса материалов на базе совсем не перспективных для этих целей полимеров. Широкомасштабное исследование, потребовавшее глубоких знаний, смелого творческого дерзания, увенчалось успехом. За это Семён был удостоен Государственной премии.

Научные исследования, выполненные Семёном и его коллегами, не остались невостребованными. Они послужили толчком для развития новых отраслей прикладной химии. Семён Гитис проделал огромную организаторскую работу по созданию Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института мономеров. Значительны его заслуги и в научном руководстве им. Семён является соавтором многих изобретений, внедрённых на 12 предприятиях химической промышленности. Его роль в этих работах была отмечена орденом Трудового Красного Знамени.

Поражают масштабы творческой активности Семёна Гитиса. Он является автором и соавтором 750 научных публикаций, 150 авторских свидетельств и патентов, «Заслуженным деятелем науки Российской Федерации», действительным членом Российской академии естественных наук.

Как нередко в таких случаях бывает, большая наука соседствует рядом с поэзией. Семён Гитис автор нескольких поэтических сборников. Пятый сборник «Стихи разных лет» издан уже в Израиле.

В 2003 году Семён Гитис репатриировался на историческую родину. Здесь он нашёл уют и радость жизни, с первого дня полюбил город-курорт, жемчужину Средиземноморья — Нетанию.

К одному из юбилеев всемирно-исторической Победы Семён Гитис написал стихотворение:

Победе нашей сорок лет.
Гордимся этой датой.
Для всех народов яркий свет
Зажгли мы в сорок пятом.
За то, что небо нынче чисто
И впредь бывать ему таким,
За то, что можем мы трудиться,
Победу ту благодарим.

Великий подвиг всенародный
Отчизна наша свято чтит,
И в эстафете благородной
Победа вечно будет жить!

Победа вечно будет жить в памяти всенародной и её всегда будут чтить порядочные люди планеты. Будет вечной и память о «боях-пожарищах, о друзьях-товарищах», о ветеранах, спасших мир от коричневой чумы, о солдатах, оставшихся навечно на поле брани «у незнакомого посёлка на безымянной высоте», о партизанах и подпольщиках, о шести миллионах жертв Холокоста, о самоотверженных тружениках, ковавших Победу в тылу.

Невзирая на свой преклонный возраст, он и поныне продолжает петь в ветеранском хоре, выступать с лекциями в клубе ветеранов, выступать с публикациями в прессе.

Своеобразной оценкой мужества и героизма ветерана, проявленных им в борьбе с фашистскими захватчиками, стало награждение его российской медалью «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.»

Завершая этот рассказ, мне, автору ряда очерков о выдающихся людях современности, хотелось бы ещё раз высказать своё недоумение по поводу того, что еврейская страна без должного внимания относится к выдающимся евреям-репатриантам. Ведь совершенно очевидно, что их колоссальный опыт и знания следовало бы направить на благо развития страны, укрепление её обороноспособности и воспитание подрастающего поколения.

Семён Гитис сожалеет, что нет в Израиле учёта прибывающих в страну учёных. Наиболее инициативные из них организовывают семинары, конференции, но это, к сожалению, остаётся без внимания тех, от кого напрямую зависит использование мощного потенциала прибывших в страну крупных специалистов. Учёный уверен: если организовать при министерствах Израиля комиссии по отраслям знаний, которые будут конкретно заниматься узкой специализацией и установят прочные деловые контакты, то учёные-репатрианты смогут внести более ощутимый вклад в технический прогресс, в развитие экономики и обороноспособности страны

Жизненный путь коллеги метко обрисовал в своём стихотворении член Союза писателей, один из выдающихся деятелей ХХ столетия, доктор технических наук, профессор Борис Брусиловский (да будет благословенна его память):

Переступив порог родного дома,
Покинув отчий дом на много лет,
Приехал из местечка Гитис Сёма
В столичный Киев, в университет.
Но вот пора военной круговерти.
Расстреляна в местечке вся родня.
Студент на фронте в двух шагах от смерти.
Он не погиб на линии огня.
Войне конец. Найди себя, а ну-ка!
Свой новый путь, свой жизненный режим.
Решил: «Моё призвание наука!»
Он целеустремлён и одержим.
Известны умной дерзости примеры,
Которые к победе привели.
Сумел создать он чудо-полимеры,
Чтоб полетели в космос корабли.
Семён в науке был не ординарен.
Погиб бы он на линии огня —
Не знаю, состоялся бы Гагарин?
Нет чёткого ответа у меня…
Профессор-химик. Полоса признаний.
Ему от человечества поклон.
Он доктор, академик, много званий…
Еврейский мальчик штеттла, наш Семён.

А очерк о Семёне Гитисе, мальчике из еврейского местечка, воине, учёном, поэте, очень обаятельном и задушевном человеке, пусть послужит для нынешнего и грядущих поколений наглядной иллюстрацией величия нашего современника.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.