Марк Цайгер: К истории возникновения алфавита

Loading

Финикийское письмо, повлиявшее на письменность стран Средиземноморья, на греческое письмо, арамейское, иврит, арабское и другие, является единственным примером знаковой системы для записи понятий и звуков, особенностью которой был жесткий порядок букв.

К истории возникновения алфавита

(из книги, находящейся в печати)

Марк Цайгер

Существует одна загадка, которая знакома всем настолько, что её не считают загадкой. Это — загадка алфавита. Мы все знакомы с разными алфавитами, но если выйти за границы Европы, например, в Китай, Японию, посмотреть на письменность майя, то мы увидим, что в этих странах, имеюших свою оригинальную и древнюю письменность, прекрасно обходились без алфавита в том виде, к которому мы привыкли: без цепочки букв (знаков, иероглифов), выстроенных в жёсткую последовательность, в очередь, где буквы стоят в затылок друг к другу. Например, в Японии есть три (некоторые указывают на четвёртый) алфавита, но эти алфавиты не выстроены в жёсткую последовательность, просто это, говоря математическим языком, неупорядоченные множества: вот такому сочетанию гласной и согласной соответствует такой иероглиф (знак), другому сочетанию — другой. Ни о какой последовательности, когда за этим знаком следует тот, нет и речи. Это только в Европе, в Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в Армении и Грузии, в странах, составлявших былую Византию мы видим алфавиты в виде последовательности букв.

Финикийское письмо, повлиявшее на письменность стран Средиземноморья, на греческое письмо, арамейское, иврит, арабское и другие, является единственным примером знаковой системы для записи понятий и звуков, особенностью которой был жесткий порядок букв. Многие другие языки, позже появившиеся в Европе и странах влияния Византии, имели свои алфавиты, но порядок букв этих алфавитов был явно унаследован от древнего финикийского языка.

Почему так произошло? Почему финикийский язык повлиял на языки многих народов северной Африки и Средиземноморья, а языки никого из других соседей не повлияли? Автор считает, что причина в одном — финикийский язык предоставлял возможность считать и записывать числа, а другие языки такой возможности не предоставляли. Более того, при создании прото-семитского языка, как иногда называют язык гиксосов, поселившихся в Египте, в нем было около тридцати букв, а в образовавшемся из него финикийском языке, а позже в арамейском письме, на котором написана Библия, и в иврите — только двадцать две буквы. Но, с другой стороны, в демотическом письме, образовавшемся из прото-семитского языка мы видим уже тридцать шесть специальных знаков для записи чисел, включающих не только десятки и сотни, но и единицы тысяч, об этом свидетельствует современный американский учёный Стивен Хрисомалис. Изучая документы, написанные т.н. демотическим скриптом, он нашёл знаки для всех чисел, кроме 5000 и 7000. Эти последние числа очень большие и редко встречающиеся во времена древних египтян, и не удивительно, что учёный не нашёл текстов, в которых использовались знаки для этих чисел. Не исключено, что исследователи будущего такие знаки найдут. А что касается двадцати двух знаков финикийского, ивритского и арамейского алфавитов, то вполне возможно, что в примитивном хозяйстве морских и сухопутных торговцев-финикийцев второго-первого тысячелетий до нашей эры не было потребности в числах больше одной — четырёх сотен, поэтому знаки для последних сотен, входящие в конечную часть алфавита, исчезли из употребления. Когда позже потребность в них появилась, греки, например, использовали для них свои устаревшие знаки, которые называли эписемами.

Исследователь финикийского письма И.Ш.Шифман указывал (1963), что финикийское письмо имело два выражения — в виде аккадского клинописного письма и в виде линейного финикийского письма, в котором практически отсутствовали гласные звуки. Это означает, что письмо создавалось в то время, когда происходил переход от клинописи (аккадский язык) к алфавитному письму — в середине II-го тысячелетия до н.э.

Создатель финикийского письма поставил целью не только запись фонем языка, но и улучшенную запись чисел. Перед ним были примеры записи чисел с помощью семи знаков (иероглифическая система египтян), но эта запись оказалась очень громоздкой из-за того, что многие символы приходилось повторять по несколько раз. Числовую систему (единицы, десятки, сотни, тысячи) создатель письма оставил прежней (это и неудивительно, поскольку природа создала человека пятипалым), но он решил использовать знаки не только для букв, но и теми же знаками обозначать каждого представителя в числовом разряде, т.е. по девять знаков для единиц, десятков и сотен. Таким образом, для записи чисел он использовал двадцатисемизначный алфавит, зато сама запись числа стала удивительно компактной. Это было великолепное изобретение, подобное талантливому ходу шахматиста, который, жертвуя ферзя, выигрывает партию. Любое число в диапазоне от 1 до 999 стало возможно записать лишь тремя знаками, а в некоторых случаях ещё короче. А чтобы не возникла путаница в использовании букв, потребовалось ввести жёсткую последовательность одних букв за другими.

А что значит укороченная запись числа? Записанное из двух-трёх знаков число на какой-либо торговой амфоре сразу говорит владельцу, сколько здесь мер продаваемого товара. Это очень удобно в торговле. Именно благодаря удобству короткой записи чисел финикийский алфавит начал быстро распространяться по всем странам бассейна Средиземного моря. Вот, к примеру, алфавит ранне-эвбейского языка (Эвбея — остров, примыкающий к греческому материку) — VIII в. до н.э. — первые двадцать две буквы этого алфавита скопированы с финикийского, и лишь четыре последних буквы добавлены греками.

Финикийцы — это те же евреи, они говорили на языке, имевшем слова и структуру, общие с ивритом[1]. Финикийцы жили в «стране Ханаан» (буквально — в стране пурпура) — на восточном берегу Средиземного моря. Пурпур — это была краска, которую добывали из моллюсков, вылавливаемых со дна моря, сама краска была нестойкой и использовалась для окраски тканей сразу после получения, поэтому окраску тканей производили на месте ловли, но результат окраски был очень стойким и окрашенные ткани можно было развозить по всему Средиземноморью. Слово ханаан достигло наших времён в виде названия краски для волос «хна».

Современные исследования говорят, что финикийцы — это еврейское племя, которое в период упадка и хаоса, ознаменовавших конец Среднего царства (примерно 1720 г. до н.э.), заняло земли в восточной дельте Нила и фактически контролировало весь Нижний Египет, Ханаан и Сирию вплоть до реки Евфрат. В Сирии финикийцы жили в городе-государстве Угарит (ныне Рас-Шамра в Северной Сирии на побережье Средиземного моря, где раскопки обнаружили множество клинописных табличек). Приблизительно в 1570 г. до н. э. финикийцы были изгнаны из Египта и оттеснены в южный Ханаан.

Проживая в Египте, финикийцы стремились упростить запись слов египетскими иероглифами и придумали алфавитное письмо, взяв за основу некоторые египетские иероглифы.[2] На рис. 1 показана связь между египетскими иероглифами, знаками гиксосов (финикийцев, проживавших в Египте) и финикийским алфавитом.

Рис. 1. Сопоставление некоторых египетских иероглифов со знаками гиксосов и алфавитом финикийцев. В первой строке показано приосхождение буквы алеф — бык, во второй — буквы бет — дом, в третьей — буквы каф — ладонь, в четвёртой — буквы мем — вода, в пятой — буквы айн — глаз, в шестой строке — буквы реш — голова, в седьмой — буквы шин — зубы.

В книге автора «Основы древнегреческой арифметики», которая в данный момент (июнь 2015 г.) готовится к печати, показывается, что жесткая алфавитная последовательность букв позволяет не только записывать числа этими буквами, но и производить сложение и вычитание чисел с помощью абака, специально созданного для этой системы алфавитной нумерации (примером такого абака является известная Марсилианская табличка, найденная в греческой колонии-поселении в Италии, и датируемая VIII веком до н.э.). Более того, древними греками (возможно, Пифагором, хотя доказательств нет) было изобретено упрощенное умножение (т.н. греческое умножение), которое позволяло существенно снизить трудоёмкость умножения по сравнению с существовавшим в Египте способом умножения. Техника этих арифметический действий (запись чисел, сложение, вычитание и греческое умножение) на сегодня представляется настолько ясной, что читателю предлагается множество задач для самостоятельных вычислений (95 задач). Эта техника требовала лишь уверенного знания алфавита наизусть и аккуратности при выполнении вычислений.

К сожалению, в связи с развитием и распространением христианства древнегреческая арифметика оказалась подвергнутой гонениям, как проявление «языческой культуры». В эллинистические времена (включая I в. до н.э.) все сочинения математического, в частности, характера хранились в виде свитков в Александрийской библиотеке в Египте. Многие важные трактаты копировались писцами и сохранились в Константинополе и Риме. Но наука об арифметических (в современном смысле этого слова) вычислениях, или логистика, и за науку не считалась, такие трактаты, повидимому, не копировались, потому и не сохранились. И когда Александрийская библиотека была уничтожена, от этих трактатов остались лишь ссылки на них в других сохранившихся трактатах. Историк В.П.Шереметевский писал, что в 392 г. н.э. громадная библиотека, сосредоточенная в храме Сераписа (после пожара Александрийского Музея в 47 г. до н.э), подпала под декрет императора Феодосия и “была отдана на жертву разрушительным инстинктам фанатизированной толпы. Веками накопленные сокровища эллинской науки подверглись бессмысленному и безжалостному уничтожению”. “Впоследствии делались попытки приписать этот печальный акт нетерпимости магометанам-арабам; так возникла известная легенда об уничтожении александрийской библиотеки халифом Омаром в VII в.; но свидетельство очевидцев доказывает, что она уже не существовала ещё в V в.”.

Известный армянский математик VII века н.э. Анания Ширакаци учился в Византии и написал армянский учебник арифметики, который сохранился до наших дней. В этом учебнике приводятся таблицы сложения и умножения. В таблицах умножения Анания Ширакаци приведены значения произведений 37 армянских букв-чисел друг на друга. 37 букв — это четыре эннеяды-девятки единиц, десятков, сотен и тысяч плюс одна буква для обозначения одного десятка тысяч — соответствовавшего греческой мириаде. Эта таблица ясно показывает, что к VII веку н.э. византийцы совершенно забыли о греческом способе умножения, требующем лишь таблицы 10 × 10.

В более поздних (XIV в. н.э.) таблицах византийского императорского писца Николая Рабда, написавшего учебник арифметики на греческом языке, приведены те же таблицы сложения и умножения. Иными словами, в Византии уже в VII веке н.э. забыли и в XIV веке н.э. совершенно не знали, как умножать в алфавитной системе нумерации греческим способом. Более того, таблицы сложения (и вычитания) чисел, записанных в алфавитной системе нумерации, приводимые и у А.Ширакаци, и у Н.Рабда, означают, что в те времена уже забыли о существовании абака, специально предназначенного для сложения и вычитания!

Понимание сущности греческого способа умножения пришло лишь к концу XX — началу XXI века.

Автор преследует цель возродить древнегреческую арифметику. Удастся ли ему это — покажет время.

___

[1] Профессор Бостонского университета И.П.Липовский, автор книги «Библейский Израиль: история двух народов», СПб 2010, уточняет: «Финикийцы — это народ западносемитского происхождения близкородственный древним евреям. Русский академик Струве называл такие народы как финикийцы, моавитяне, аммонитяне, эдомитяне и ханаанеи — «евреями в широком смысле слова». » (Личное сообщение)

[2] Профессор Липовский предлагает не приравнивать финикийцев к гиксосам, хотя и те, и другие — одного, западносемитского происхождения. Гиксосы это полукочевники-амореи, а финикийцы это оседлый земледельческий народ, составная часть ханаанеев. Профессор прав, с другой стороны, гиксосы в Египте «выращивали» шерсть, а финикийцы в Ханаане из этой шерсти делали ткани, окрашивали их и развозили на продажу по всему Средиземноморью. Т.е. было своеобразное разделение труда в общем процессе производства тканей. Финикийское алфавитное письмо было связующим звеном, оно позволяло передавать нужную, в т.ч. и числовую информацию.

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Марк Цайгер: К истории возникновения алфавита

  1. Очень интересно. Спасибо. Вопросы:
    1) Почему в то время, как в северном Угарите писали клинописью, в южной части страны, примыкающей к царству Соломона, финикийцы пользовались буквенным, так наз. финикийским письмом? 2). Сохранились ли финикийские памятники литературы и вообще что-то, кроме надписи на надгробии? 3). Что автор думает о мнении древних греков о том, что создателем буквенного письма был Моисей? 4) Если финикийцы были евреями — каково их место в хронологии событий, описанных ТАНАХом? 5) Какие найдены артефакты, подтверждающие приоритет финикийцев в создании буквенного письма?
    6). Не может ли быть, что письмо названо финикийским ошибочно, так же как цифры и алгебра, принесённые арабами в захваченные страны, считаются арабскими, хотя само слово «алгебра» несёт в себе корень принадлежности еврейству? תודה מראש! ילנה

  2. Очень интересная и информативная статья. Остаётся дождаться появления книги в продаже.

Добавить комментарий для Марк Фукс Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.