Юрий Ноткин: Иудофобия и иудофилия

Loading

Я не пытаюсь писать историю возникновения христианства, мои заметки относятся лишь к анти-иудаизму, заложенному в христианской религии, о которой трудно говорить, не упоминая ее главного института — христианской церкви.

Иудофобия и иудофилия

Юрий Ноткин

ПРЕАМБУЛА

Начиная статью, я хочу определиться с используемыми в ней терминами. При этом в мои намерения входит, никак не что-либо подобное ликбезу, а лишь желание избежать двусмысленности в понимании высказанного автором и понятого читателем, поскольку это нередко приводит к длинным дискуссиям, не касающимся непосредственно сути статьи.

Википедия. Очень часто ссылка на указанный русскоязычный интернет-ресурс вызывает справедливую во многом отрицательную реакцию, как ссылка на недостоверный или даже недостойный источник информации.

Было бы глубоким заблуждением считать, что содержащиеся в разноязыких «вики» статьи являются переводами, или непременно близкими по содержанию аналогами соответствующих статей англоязычной Wikipedia, однако переход из Wikipedia в иноязычные, включая Википедию, варианты на ту же тему, если таковые имеются, вовсе несложен.

Я предпочитаю англоязычную Wikipedia, которая по ряду критериев[1], включая количество статей, количество пользователей в мире, частоту проверки статей и при необходимости коррекции содержащейся в них информации, далеко превосходит ближайших конкурентов. Кроме того по оценкам целого ряда авторитетных научных организаций[2] надежность приведенной в Wikipedia информации наиболее близка к соответствующим показателям англоязычной энциклопедии Britannica.

Далее я буду прибегать и к русскоязычной и к ивритоязычной вики , если это необходимо для сопоставления или же для того чтобы избежать собственных переводов, в случае если версия Википедии не вызывает у меня ни малейших сомнений.

Фобия. Этот термин[3], я использую здесь не в его клиническом значении страх, боязнь, а в широком смысле, обозначающем негативное отношение к людям или вещам, эквивалентное предрассудку, ненависти, дискриминации или враждебности.

Филия. Помимо общепринятого[4] смысла любовь, дружба, используя этот термин,я буду обозначать с его помощью подчеркнуто позитивное отношение к людям или вещам, иногда намеренно затушевывающее присущие им объективно недостатки. .

ИУДЕИ И ЕВРЕИ

Я использую здесь наиболее близкие к моему собственному пониманию определения, заимствованные из Wikipedia[5], а также еще и из иврито-язычной[6] и русско-язычной[7] wiki.

Пользуясь ими, я привожу ниже интегральное определение, которое в дальнейшем подразумеваю везде в этой статье. Сравнивая его с оригиналами, читатель может судить, насколько оно близко или отличается от каждого из них.

Итак:

Евреи это понятие практически тождественное понятию иудеи, представляющее этнорелигиозную группу, то есть группу людей, объединенную общим этническим происхождением или религией иудаизма, а также, связанную общим историко-географическим происхождением иудаизма, как совокупности религии, культуры и нации из древней Земли Израиля.

В этом определении я хотел бы остановиться на коротеньком слове или. Я употребляю его здесь не просто как грамматический союз, но как функцию математической логики. Это означает что допустимы три возможных варианта: евреем может быть тот, кто имеет еврейское этническое происхождение и исповедует религию иудаизма; евреем может быть тот, кто не имеет еврейского этнического происхождения, но исповедует религию иудаизма, евреем может быть тот, кто имеет еврейское этническое происхождение, но не имеет религиозного вероисповедания.

Здесь я не претендую на канонический, единственно возможный характер этого определения. Я не собираюсь пока пускаться также в обоснование того, что означает еврейское этническое происхождение и кто именно из родителей человека, а может быть из его дедушек и бабушек и в каких сочетаниях должны иметь бесспорное еврейское происхождение, чтобы признать и самого этого человека также имеющим еврейское этническое происхождение.

Вместо этого я считаю необходимым добавить от себя, без ссылок на возможно существующие источники, еще одно требование, без удовлетворения которому еврей по моему мнению не может быть евреем. Этим требованием является наличие у него еврейского самоопределения.

Под этим я понимаю не декларативное, но открытое и последовательное признание себя евреем, при полном осознании того, что делая это признание человек обрекает себя на пожизненное и бескомпромиссное противостояние распространенному по всему миру и не теряющему, а скорее все набирающему силу явлению под названием иудофобия.

Я использую далее по отношению к себе определение секулярный, что никак не мешает мне в полной мере ощущать себя евреем, отметая всяческие уничижительные к этому добавки, как то отступник и отщепенец от веры, равно как и столь же стереотипный, сколь и надуманный, образ «советского еврея— атеиста, черпающего свои представления о мире из «Блокнота агитатора».

ИУДОФОБИЯ

Не вдаваясь для экономии текста в обоснования, я буду придерживаться, везде кроме цитат, именно такого, а не более привычного для русскоязычного читателя написания —юдофобия. Иудофобия представляет собой комплексное явление включающее сегодня три основные составные части — анти-иудаизм, анти-семитизм и анти-сионизм[8].

Анти-иудаизм

В данном случае речь идет о фобии по отношению к иудаизму как религии.При этом отношение к иудаизму, используя язык математической теории игр является антагонистической игрой или игрой с нулевой суммой. Выигрыш одного обязательно означает полное поражение другого.

Применительно к диспуту, дискуссии это означает, что кто-то один должен быть признан абсолютно правым, а другой, признав собственную абсолютную неправоту, должен полностью отказаться от своего изначального мнения. Здесь не может быть использован житейский принцип «о вкусах не спорят».

По отношению к еврейской религии иудаизма это может иметь следующие формы: для того чтобы я мог чувствовать себя хорошо и испытывать самоуважение, я должен обязательно испытывать презрение и ненависть к еврею. Мы лучше, потому что вы хуже.Мы несем миру свет, красоту, вы темноту и безобразие. Мы в своих писаниях несем истину, ваши— основаны на лжи. Мы господствуем в силу правильности нашей веры, вы в ничтожестве и убожестве по причине неправильности веры вашей.

У нас религия чести, у вас религия стыда. У нас религия милосердия, у вас религия жестокости. Мы заменяем вас, вы больше не избранный народ по имени Израиль, мы избраны теперь вместо вас и наше имя теперь Новый Израиль. Мы полноценные люди, вы жалкие димми.

Здесь также может использоваться еще один универсальный принцип — «козла отпущения». Допустим мы с вами одной, не иудаистской, религии, но я живу в сытости и довольстве, а вы по моей же вине в нищете и болезнях. И тут я подкидываю вам «лекарство» — все ваши проблемы из-за евреев, которые настолько прогневали Бога, что он наслал на землю беды.

Под действием этого лекарства вы набрасываетесь на указанных виновников бед и загоняете их в состояние такого несчастья, которое даже много хуже вашего собственного убожества. Глядишь вам и впрямь полегчало, по крайней мере морально. Теперь не вы крайние, виновники получили по заслугам, теперь остается только помолиться истинному Богу. Таковы психологические основы анти-иудаизма.

Анти-иудаизм эллинский

А теперь немного из истории. После смерти великого завоевателя Александра Македонского, стремившегоя создать мировую империю, наследовавшие ему полководцы разделили гигантскую территорию, включавшую древние государства Египта, Ближнего Востока, Мессопотамии, Малой Азии и даже Северной Индии. Несмотря на непрекращающиеся междуусобные войны Селевкидов и Птолемеев и отнявших в конце концов у них власть римлян, они не только обкладывали завоеванные народы данью, но и несли им эллинизм, важнейшими элементами которого были греческая политеистическая религия, связанные с ней традиции и культура, включая конечно древнегреческий язык.

Религия эллинизма была весьма схожа с классической религией древней Эллады, представлявшей сочетание богов Олимпа с культом Матери-Земли, однако в эллинизме уже выделялись отдельные главные боги как-то Апполон Дельфийский и его отец— старый бог-Отец Зевс,прекрасная, вечно юная богиня Афродита и ее сын Эрос, и некоторые другие.

Можно сказать, что эта религия оказалась способной практически бесконфликтно сосуществовать и даже взаимообогащаться с восточными (ориенталистскими) религиями Египта, Вавилона, Персии и других, в основном за счет необходимого расширения или небольшой модификации чисто греческого пантеона богов, к примеру включением Изиды с Озирисом, или Мардука и Ваала с Иштар (Астартой), и только в одном месте произошел абсолютно антагонистический конфликт — при встрече с религией иудаизма.

Собственно говоря, маленькая по сравнению с упомянутыми государствами Иудея точно так же покорилась эллинам, мало того, что она исправно платила дань наместнику завоевателей, но многие, особенно молодежь, не только сменили в одежде длинные хитоны с талитами на короткие туники, не только принимали, как и положено, обнаженными, участие в публичных играх в выстроенных греками гимназиумах, но и подвергали себя мучительным операциям, чтобы прикрыть следы категорически запрещенного греками обрезания. Греки запретили празднование шабата, исполнение законов кашрута, очень важное для иудаизма празднование наступления нового месяца, они осквернили все жертвенники Иерусалимского храма и втащили в него статую Зевса Олимпийского.

Но и этого им было мало они стремились добиться того, чтобы в каждой еврейской деревушке, в каждом доме, в каждой семье не осталось бы никаких следов варварской по их мнению религии иудаизма и связанных с ней обычаев, ничего, чего бы не осквернили сами евреи под угрозой, в случае сопротивления, неминуемой смерти от руки завоевателей и их наемников. Сказать по правде, я по сей день не могу до конца понять этой исключительной жестокости со стороны эллинизма к иудаизму и со стороны, казалось бы просвещенных эллинов к иудеям.

Последовавшие за этим в 167 г. до н.э. события всем хорошо известны, но здесь я хочу говорить не о чуде Хануки.

Я хочу упомянуть о другом также известном чуде, когда проживавшие в небольшой деревушке Модиин происходивший из священнического рода коэнов Маттитьяху бен Иоханан бен Шимон и пятеро его сыновей — Иоханан, Шимъон, Иегуда, Эльазар и Ионатан сумели вернуть евреям человеческое достоинство, сначала поднять самодельное оружие и уничтожить издевавшихся над жителями деревни до зубов вооруженных насильников, затем поднять казалось бы полностью покоренную и униженную Иудею на восстание.

Невероятно, что им удалось с невиданной отвагой, погибая одному за другим, победить, многократно превосходивших их числом и вооружением, наступавших испытанными фалангами, с наемниками, колесницами и даже индийскими слонами греков. Невероятно, что им удалось полностью изгнать Селевкидов из Иудеи, восстановить святость и чистоту Иерусалимского храма, вернуть всех евреев к иудаизму и основать новую династию иудейских правителей Хасмонеев. В сегодняшнем Израиле, предположительно на месте той деревушки, есть новый город Модиин. Связанное с именем Иегуды Маккавея славное имя Маккаби звучит отовсюду. Практически в каждом городе Израиля есть улица Хашмонаим в честь Хасмонеев.

Однако евреи не были бы евреями, если бы не занимались бесконечными междуусобицами, нередко кончавшимися смертью, союзом с врагом, а то и предательством по отношению к собственному народу. Так и закончился длившийся более сотни лет период правления Хасмонейской династии, когда ворота Иерусалима были открыты римскому завоевателю Помпею.

Ближе к концу их правления был совершен отнюдь не характерный для иудеев, но оттого не менее бесславный акт прозелитизма с обращением в иудаизм небольшого племени идумеян, от которых произошел позднее поставленный римлянами царем над тем, что оставалось от Иудеи, Ирод Великий.

А через четыре года после того, как Ирод Великий, оставив после себя великолепные сооружения и море пролитой крови, отбыл в мир иной, в небольшом городке, носившем название Дом Хлеба — Бейт Лехем родился мальчик, которому дали древнееврейское имя Йегошуа, кратко произносившееся как Йешуа.

Собственно где, как и когда он родился, как в действительности звучало его имя на древнееврейском, да и родился ли он вообще, я утверждать категорически не берусь, как впрочем и о рассказанных выше событиях времен эллинов, однако известно достоверно, что под близким к греческому или латинскому произношению именем Иисус, дополненного словом Христос он вошел в историю, во многом изменив ее ход.

Анти-иудаизм христианский

Встречающееся в Танахе слово מָשִׁיחַ (маш’иах) переводилось на древнегреческий при создании Септуагинты словом Χριστός, (Христ’ос), что буквально на русском языке означает помазанник.Слово это происходит от использовавшегося у иудеев при посвящении на царский, полководческий или иной весьма высокий пост ритуала помазания елеем (маслом из молодых оливков).

В русский язык также вошла калька греческой транслитерации слова מָשִׁיחַ -Μεσσίας, звучащая, как мессия.

В иудейской талмудической и раввинистической традиции слово машиах имеет особый весьма важный смысл, отраженный в главах 28-30 пятой книги Торы ДЫВАРИМ (Второзаконие), а также у Пророков Амоса, Исайи, Хошеи (Осии) и Иехезкеля (Иезекииля).

Там подразумевается, что именно он

«сильный духом вождь, обладающий земной властью, принесет полное политическое и духовное избавление народу Израиля на его земле, а также мир, благоденствие и моральное совершенство всему роду человеческому.»[9]

Важно подчеркнуть, что во-первых здесь речь о человеке от мира сего, а во-вторых, подразумевается, что мир, благоденствие и моральное совершенство он должен принести не только народу Израиля, но и всему роду человеческому.

Что касается самого народа Израиля, то в упомянутых источниках подчеркивается, что его судьба зависит от его же выбора. Если будет соблюдать он Закон Моисеев, то Бог исполнит все свои ему обетования и будет он многочисленным, как песок и процветающим на текущей молоком и медом земле Израиля.

Если же он нарушит Закон, то это принесет ему тяжелейшие кары и среди них изгнание из Земли Израиля, рассеяние среди других народов, которые будут его всячески угнетать, унижать и стремиться уничтожить. Однако и в этом случае Бог оставляет надежду, что если евреи вернутся к соблюдению Закона, то по истечении времени Бог пошлет им избавление, соберет изгнанников вновь, как один народ, на земле Израиля, прекратит его мучения, пошлет с машиахом евреям и всем людям мир и избавление от всех бед до конца дней.

И прерывая свои рассуждения о предсказываемом в иудейской религии машиахе, который это избавление должен с собой принести, замечу лишь, что в истории евреев от Бар-Кохбы и до наших дней было немало претендентов на этот почетный пост, но к сожалению все они оказывались лже— мессиями. Что же касается светлой памяти покойного ребе Менахема-Мендл-Шнеерсона, то к его чести надо сказать, что он никогда и нигде не объявлял себя машиахом, как ни старались его с ним отождествить любавичские хасиды.

Но вернемся однако к Иисусу Христосу. Само словосочетание Иисус Христос — Иисус Мессия, Иисус Спаситель, Иисус Избавитель, для первых последователей еще не стало нераздельным, не оставлящим сомнения, что Иисус является предсказанным машиахом.Но это еще не христианство.

Первыми последователями Иисуса были все те же иудеи, говорившие на древнееврейском, делавшие обрезание, соблюдавшие шабат, но утверждавшие, что Иисус был машиахом, а не просто очередным пророком. Это иудеохристиане, которых не признавал иудаизм, и которых уже преследовал господствовавший Рим, считая их зловредной сектой.

Я не пытаюсь писать историю возникновения христианства, мои заметки относятся лишь к анти-иудаизму, заложенному в христианской религии, о которой трудно говорить, не упоминая ее главного института — христианской церкви.

Поэтому я перескакиваю через границу первого-второго веков, когда как полагают были написаны канонические евангелия, составившие основу Нового Завета, священного писания новой религии. Я не останавливаюсь на начале четвертого века, когда христианская религия завоевала еще не забывший эллинскую эпоху Великий Рим. Я прохожу мимо века одиннадцатого, когда дотоле официально единая христианская церковь разделилась на католическую и православную. Я перехожу сразу к шестнадцатому веку, когда в христианской церкви четко выделились три главных ветви— католицизм, протестантизм и православие.

Я не стану также рассматривать дальнейшие разветветвления, равно как и базовые отличия этих конфессий. Я коснусь лишь того, что на мой взгляд объединяет их наряду с общим названием христианство, а именно анти-иудаизма.

Прошу не забывать, что в данном разделе говорится о той частной форме иудофобии, которая выражает отношение еще самой распространенной на сегодняшний день среди народов мира религии христианства и связанного с ней богословия, к другой религии, весьма древней, но попрежнему относящейся лишь к одному народу евреев, религии иудаизма. Посему прошу не смешивать это с другой формой иудодофобии, также относящейся к евреям, но отнюдь не обязательно связанной с религией , с анти-семитизмом.

Пропустил я вышеуказанные периоды истории, чтобы не говорить о навязших в зубах обвинениях иудаизма и иудеев со стороны христианства и христиан — в Богоубийстве, оставившем навечно кровь на руках евреев, в Иудином предательстве Бога за тридцать серебренников, о родстве с Дьяволом, от которого и произошел иудаизм, о кровавых наветах и обвинениях в распространении чумы, зверствах крестовых походах Deus vult!” (Волей Бога!), неистовствах инквизиции, многочисленных изгнаниях и погромах евреев христианнейшими правителями, исповедывавшими религию милосердия и любви.

Я пропускаю это, чтобы самому избежать обвинений-ну сколько можно толочь воду в ступе, ведь все это происходило в темные века, когда христианская религия, как и все человечество еще не достигло зрелости. Я пропускаю и для того, чтобы не слышать в ответ— а в «вашей» Торе, а у «вашего» иудейского Бога разве нет призывов завоевывать безжалостно другие народы, убивать их представителей, не щадя женщин и младенцев, побивать собственных грешников камнями. Есть. Есть и это, а если покопаться, есть и еще что-либо иное, чем сегодня не пристало гордиться, и нет «нам» скидки за то, что написано это было тысячелетиями раньше самых темных веков новой христианской эры.

Я перепрыгиваю через тот порог позднего Средневековья, когда человечество уже вступает в начало Ренессанса и вот-вот возродит прекрасную культуру и искусство античных времен-Амуров и Психей, прекрасную Мадонну с Младенцем, грозного бородатого витающего на роскошных расписных потолках Бога-Отца и великолепные художественные изображения страдающего, бесконечно распинаемого, столь же бесконечно снимаемого с креста и восстающего в сиянии славы Бога-Сына.

Будем справедливы и отметим, что наряду с ними появятся, почти всегда трагические, лики и сюжеты Танаха, простите, Ветхого Завета, от полу-безумного Авраама, извечно заносящего свой нож в тяжелых раздумьях, убивать ли или не убивать своего первенца Исаака в знак преданности своему грозному Богу, и до прекрасных скульптур — похожего на могучего Зевса, но по ошибке рогатого, Моисея, а также прекрасного в своей Олимпийской наготе Давида.

Но самое главное не в этом, а в том, что к этому периоду христианская церковь, почти полностью избежав по крайней мере в Европе падения от угрожавшего ей ислама, прочно утверждается на трех столпах католичестве, протестанстве и православии, и возможно хотя бы в одной из этих опор мы найдем прощение евреям.

Вот булла[10] 1555 г. Папы Павла IV под названием Cum nimis absurdum (Поскольку это нелепо). Прощать евреев?! Ни в коем случае! «Поскольку это нелепо и крайне беспокойно, чтобы евреи, которые благодаря своей собственной вине были приговорены Богом к вечному рабству…», так начиналась эта булла, в которой отменялись все существовавшие дотоле в Папской области «иудейские вольности», 2000 живших в ту пору в Риме евреев приговаривались к жизни в гетто, запиравшемуся наглухо на ночь.

За его пределами среди христиан им запрещалось иметь собственность, врачевать и иметь иные профессии кроме чернорабочих, торговцев ношеными вещами, рыбопродавцев. Правда им было милостиво разрешено ссужать деньги. Чтобы евреев было видно издалека, их мужчины должны были носить желтые шляпы, а женщины желтые головные платки.

Последующие Папы Пии IV и V ужесточили ограничения и ввели гетто для евреев в других городах Аппенинского полуострова. Затем они распространились по всем странам Европы. К сожалению Их Святейшеств в 1870 г Папская область вошла в состав государства Италия. В 1882 г. были отмененены гетто, но Папскую буллу никто никаким актом не отменял.

Но ведь были и критики католичества. Какое там критики— ярые противники! Не просто противники, а ниспровергатели, и первым среди равных в их числе был профессор теологии Витенбергского университета Мартин Лютер.

Выступив против католичества, он не мог обойти и еврейского вопроса. Вот что он писал в 1523 г. в эссе «Иисус Христос, Рожденный Евреем»[11].

«Советую, прошу каждого поступать с евреями по доброте и обучать их Евангелию. В таком случае мы можем надеяться, что они придут к нам. Если же мы употребляем грубую силу и поносим их, обвиняем их в использовании христианской крови, чтобы освободиться от зловония, и не знаю, в каком ещё вздоре, поступаем с ними как с собаками, то чего доброго мы можем ждать от них? Наконец, как мы можем ждать их исправления, когда мы запрещаем им трудиться среди нас в нашем сообществе, вынуждаем их заниматься ростовщичеством? Если мы хотим им помочь, то мы должны относиться к ним не по папистскому закону, а по правилам христианского милосердия. Мы должны по-дружески их принимать, позволить им жить и работать вместе с нами, и тогда они сердцем будут с нами, а если некоторые и останутся при своём упорстве, что плохого в том? И из нас не каждый — добрый христианин.»

Ну у какого еврея не дрогнуло бы сердце, когда к нему обращаются с уважением и добром, если бы… если бы в этом отрывке не было двух первых предложений.

Уже не в первый раз в истории евреи вызывали возмущение и негодование, когда к ним, с добрыми намерениями протягивали руку дружбы, а взамен просили «сущий пустяк»— обратиться в иную религию, а они, многие и многие, хотя и не все, эту руку если и не отталкивали решительно, то по крайней мере всячески от нее уклонялись.

Неудивительно, что они вызвали возмущение, а затем и ненависть Великого Реформатора, вследствие которых, через двадцать лет им же был написан трактат «О евреях и их лжи»[12].

Оскорбленный в своих лучших чувствах, Мартин Лютер в тринадцати главах этого трактата подробно объяснил что Евреи «не Божий народ, а источник разврата, а их бахвальство своим происхождением, обрезанием и Законом суть не что иное, как мерзость…. они обожают, как свиньи валяться в фекалиях дьявола, а их синагога — неисправимая шлюха и грязная распутница.»

Но особенно важна в этом трактате глава XI, в которой перечислены немедленные меры, которые надо предпринять против евреев. Привожу в собственном переводе, лишь четыре, да и то не полностью, из семи пунктов в оригинале:

Во-первых, сжечь все их синагоги или школы, закопать и покрыть грязью что не сгорит, чтобы ни один человек не увидел оставшийся от них камень или пепел. Сделать это нужно во имя Господа нашего и Христианства, дабы Бог мог увидеть, что мы Христиане и не попустительствуем или проявляем терпимость к подобной публике, лгущей, проклинающей и оскорбляющей его Сына и его Христиан…

Во-вторых, я советую разрушить до основания и снести их дома, поскольку в них они служат тем же целям, что и в своих синагогах. Пусть живут они в хлеву, как цыгане. Это напомнит им, что они не хозяева в нашей стране, как они бахвалятся,, а действительно изгнаники и пленники, как они постоянно плачутся и жалуются на нас Богу…

В-пятых… они не могут вести дела в сельской местности, поскольку не являются землевладельцами, чиновниками, купцами, ремесленниками или чем-либо подобным. Пусть сидят дома….

В-шестых… необходимо отнять у них и хранить надежно все наличные деньги и все изделия из серебра и золота… они присвоили себе украденное и награбленное у нас. Изъятые у них средства не должны использоваться ни в каких случаях кроме следующего: всякому искренне обратившемуся в христианство еврею следует вручить сто, двести, триста флоринов, в зависимости от конкретных обстоятельств…

Роланд Бэйнтон, известный христианский историк и биограф Мартина Лютера писал по поводу этого трактата «Лучше бы Лютер умер, прежде чем написал этот трактат. Но его позиция была чисто религиозной и ни в коем случае не расовой» Что ж, согласимся с Бэйнтоном, однако «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Слова создателя новой ветви христианства М.Лютера, адресованные евреям, отозвались для них в полной мере, в нужное время и в нужном месте. При этом я абсолютно четко отдаю себе отчет, что далеко не все протестанты в их многочисленных конфессиях одобряли и одобряют как этот трактат, так и взгляды Великого Реформатора на евреев.

Но обо всем об этом несколько позже, а сейчас я хотел бы перейти к православию. Здесь я снова позволю себе скачок во времени сразу в XIX век. Развитие православной церкви в конце средневекового периода было существенно заторможено с одной стороны из-за того, что под влиянием ислама его греко-византийская ветвь значительно ослабла и Константинополь превратился в Стамбул, а наследовавшая ей Русская православная церковь еще не приобрела своего главенствующего значения, тем более, что в эти смутные для России времена над религией однозначно довлела царская власть.

Посему расставаясь с этим историческим периодом, я лишь приведу важные в контексте этой статьи и данного ее раздела слова достойного современника Мартина Лютера— православного русского царя Ивана Грозного, которыми он ответил на просьбу своего тогдашнего союзника— польского короля Сигизмунда-Августа II, разрешить пребывание в Москве нескольких еврейских торговцев[41]:

«Что касается того, что ты нам пишешь, чтобы мы разрешили твоим жидам въезд в наши земли, мы уже много раз писали тебе о мерзких деяниях жидов, которые отвращали наших людей от христианства, привозили в нашу державу отравленные лекарства и причинили много зла нашим людям. Тебе, нашему брату, должно быть стыдно писать нам о них, зная все их преступления…»

Переходя в своей статье к Российскому православию XIX века я начну его с высказывания известнейшего русского религиозного мыслителя В.С.Соловьева из его статьи «Талмуд и новейшая полемическая литература о нем в Австрии и Германии»[14]:

«Проходя через всю историю человечества, от самого ее начала и до наших дней (чего нельзя сказать ни об одной другой нации), еврейство представляет собою как бы ось всемирной истории. Вследствие такого центрального значения еврейства в историческом человечестве все положительные, а также и все отрицательные силы человеческой природы проявляются в этом народе с особенною яркостью»

Эта же мысль в несколько иной редакции повторена в статье «Расизм и христианство»[15] другого русского православного философа, богослова и священника С.Н. Булгакова:

1.«Еврейство есть подлинная «ось» всемирной истории в том смысле, что оно в ней присутствует с самого ее начала до конца. Это есть единственный народ, удерживающий свое место в пестрой смене разных народов, в их исторической очереди..»

2.«Самое сущест­вование Израиля в качестве подлинной «оси» истории, его самосохранение в веках, когда разрушение постигало царства, истреблялись и уничтожались народы, способно возбуждать национально-историчес­кую ревность.»

В обеих цитатах подчеркивается, что выражение «ось мировой истории» подразумевает непрерывную линию, проходящую через всю историю от начала и до конца.

Образное выражение «Ось мировой истории» послужило в частности названием известной монографии Ю.Б. Окунева[13].

Однако на мой взгляд эти и некоторые другие цитаты из статей С.Н.Булгакова, взятые в отрыве от полного содержания его работ не отражают ясно и недвусмысленно позицию С.Булгакова по «еврейскому вопросу», и и более того могут дать о ней неверное представление.

Поскольку С.Н. Булгаков умер в 1944 г., нелишне заметить, что встречающееся достаточно часто в его работах упоминание Израиля используется чаще всего как обобщенное имя еврейского народа, но иногда и как мистически— духовное обозначение Иудаизма как религии в его противостоянии христианству., В этой же связи, упоминая и других русских религиозных философов, нередко представляемых как «учеников» В.С. Соловьева, например Н.А. Бердяева и Г.П. Федотова, нельзя упускать ту главную идею, которая неизменно присутствует у всех без исключения «учеников» и у самого «учителя», и без которой они просто не могли бы быть подлинно христианскими философами.

Идея действительно связана с еврейством и заключается вкратце в следующем — Израиль, а вместе с ним и весь мир спасутся, только, когда исполнится Библейское пророчество и еврейский народ, вернувшись в конце концов на Землю Обетованную, дождется второго пришествия Иисуса Христа и на этот раз, исправив свою первую трагическую ошибку, признает его подлинным Мессией.

На эту важнейшую в христианстве тему зачастую накладываются и с нею порой смешиваются соприкасающиеся, но никак не подменяющие ее темы анти-семитизма, анти-сионизма и иудофилии. Как мне кажется, это смешение не является случайным, а представляет отражение попыток утвердить идеи иудео-христианства, но не того древнего иерусалимского, а вполне современного, о котором я хотел бы сказать несколько слов ниже.

Рассматривая отношение лучших представителей православного христианства к иудаизму, конечно же нельзя не упомянуть еще одно высказывание В.С.Соловьева из его статьи «Еврейство и христианский вопрос»[16]:

«Иудеи всегда и везде смотрели на христианство и поступали относительно его согласно предписаниям своей религии, по своей вере и по своему закону. Иудеи всегда относились к нам по-иудейски; мы же, христиане, напротив, доселе не научились относиться к иудейству по-христиански. Они никогда не нарушали относительно нас своего религиозного закона, мы же постоянно нарушали и нарушаем относительно них заповеди христианской религии. Если иудейский закон дурен, то их упорная верность этому дурному закону есть конечно явление печальное. Но если худо быть верным дурному закону, то ещё гораздо хуже быть неверным закону хорошему, заповеди безусловно совершенной»

Заслуживает внимания его же стихотворение «Своевременное воспоминание»

Израиля ведя стезей чудесной, Господь зараз два дива сотворил:
Отверз уста ослице бессловесной и говорить пророку запретил.
Далекое грядущее таилось в сих чудесах первоначальных дней,
И ныне казнь Моаба совершилась, Увы! Над бедной родиной моей.
Гонима, Русь, ты беспощадным роком, хотя за грех иной, чем Билеам,
Заграждены уста твоим пророкам и слово вольное дано твоим ослам.

Русский религиозный мыслитель, славист и поэт В.С.Соловьев, не больно-то жалуемый православной церковью, не имел школы в полном смысле этого слова, однако оказал несомненное влияние на целый ряд российских философов и писателей, именуемых с большими или меньшими основаниями «учениками» В.Соловьева, из которых здесь я бы выделил с одной стороны Н.Бердяева и Г.Федотова, а с другой— П.Флоренского и С.Булгакова.

Имена двух последних часто упоминаются вместе не только благодаря тому, что они изображены вдвоем на знаменитой картине М.Нестерова «Философы». Их действительно связывали дружеские отношения, оба они были высокообразованными людьми, оба были рукоположены в священники, и что важно для моей статьи имели схожие, хотя и далеко не тождественные взгляды на еврейство и иудаизм.

Павел Флоренский — многогранная личность, нередко называемый «русским Леонардо», человек трагической судьбы и глубоких внутренних противоречий, в своем отношении к еврейству был всегда последователен, пройдя путь от христианского анти-иудаизма до расового анти-семитизма. С. Булгаков в этом вопросе был далеко не столь однозначен.

В 1920 г. В.А. Маклаков потомственный российский дворянин, член Государственной Думы многих созывов, знаменитый адвокат Бейлиса на процессе о ритуальном убийстве христианского младенца, посол Временного правительства в Париже, а к тому времени уже российский эмигрант и активный сторонник Белого движения, так описывал свою недавнюю встречу с застрявшим тогда в Крыму отцом Сергием (С.Булгаковым) в письме[17] к своему бывшему коллеге по Думе, а в ту пору еще формально послу России в США Б.А.Бахметеву:

«Я действительно говорил с Булгаковым и после этого многое стало для меня понятным… Мы с Булгаковым встретились очень дружески и дружески разошлись, проговорив целую ночь и целое утро. Я не буду передавать Вам в подробностях моих разговоров с ним, как они ни интересны…

Что же касается до антисемитизма, то здесь я встретил, пожалуй, самый опасный вид антисемитизма: подозрение, если не говорить убеждение, что вообще всем миром владеет объединенный еврейский кагал, организованный где-то в Америке в коллегию, и что большевизм был сознательно напущен ими на Россию. Я скажу Вам, что пока это не убеждение самого Булгакова; но у него большие сомнения, что это правда, и он настойчиво и очень подробно допрашивал меня о том, в какой мере теми данными, которыми я обладаю, можно было бы опровергнуть это представление. Он выпытывал меня о моих связях с масонством, о том, что мне приходилось там видеть и слышать, и о raison detre существования масонства и т. д.; словом, я вижу, что для Булгакова, если не теперь, то в будущем, а для менее культурных епископов и в настоящее время, преобладающая роль евреев среди большевистских главарей не случайность и объясняется не историческими причинами, а есть только проявление той тенденции завоевать мир, которая приписывается [евреям]…Я бы не удивился, если бы Булгаков одобрил если не черту оседлости, то запрет вступать в государственную службу и вообще правовые ограничения еврейства. Так вот, видите ли, какие проснулись вновь тенденции среди представителей интеллигенции, так как Булгаков все-таки интеллигент.»

Статья «Расизм и христианство»[15], цитаты из которой приведены выше написана в разгар Второй Мировой войны, в 1942 г., за два года до смерти С.Н. Булгакова, как ответ на опубликованную за двенадцать лет до этого книгу одного из главных идеологов нацизма и гитлеровского антисемитизма А.Розенберга «Миф ХХ века». С.Н. Булгаков решительно отметает расизм в том числе и антисемитизм А. Розенберга, подчеркивая, что тот не имеет ни малейшего права использовать взаимоотношения евреев и Христа для своей апологии ненависти к евреям, в том числе и потому, что идеология нацистской Германия никоим образом не основана на христианской религии и всем, что с ней связано.

Бóльшая же часть этой статьи посвящена еврейскому вопросу и его взаимоотношению с христианством, а также влиянию евреев на судьбы России, Германии и мира. Конечно,никакой пересказ не сможет заменить полного текста этой достаточно непростой статьи, тем не менее я позволю себе выразить в насколько возможно краткой, буквально пунктирной форме его главную идею, как она выглядит после внимательного прочтения. Итак:

Еврейский народ несмотря на свою разбросанность и относительную малочисленность оказывает огромное влияние на жизнь других народов. Это проявилось хотя бы в той ведущей роли, которую он в большей или меньшей степени играл в становлении и развитии масонства, социал-демократии и трагического для России большевизма.

Казалось бы евреи давно должны были исчезнуть, как другие древние народы египтяне, вавилоняне, персы, но они проявляют невероятную живучесть прежде всего благодаря своей активности и удивительной сплоченности.

Ассимиляция евреев является ничем иным, как их проникновением внутрь других народов, где они вскоре занимают ведущие места, вызывая этим в общем-то естественное раздражение со стороны коренного народа. Что касается той небольшой их части, которая не ассимилируется а придерживается своей древней религии иудаизма и связанных с ней традиций, то они тем более вызывают антагонизм своим высокомерным обособлением.

Конечно этот «еврейский вопрос» можно было бы решить на почве образования терри­ториальной еврейской державы, которая бы втянула в свое население если не все, то во всяком случае значительное большинство еврейства, вопрос был бы действительно поставлен к мыслимому решению. Однако последнее не только оставалось до сих пор за пределами исторически досягаемого, но и вообще остается сомнительным в своей возможности.

Все же попытки решить еврейскую проблему погромами, изгнаниями, тотальным уничтожением — мало того, что не соответствуют христианскому духу, но и обречены на провал, поскольку Израиль, как ось истории, есть вместе с тем и избранный народ Божий, которому вверены закон и пророки. Через него восприял свое человече­ство от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий, и против этого антисемитам остается только отрицать самый этот факт, объявляя Христа «арийцем». Из среды его призваны апостолы, которые посланы Христом крестить и учить все народы.

По словам С.Н. Булгакова, германский нацизм, как и русский большевизм являются хоть и уродливым, но отражением еврейского мессианизма, ведь тот, если помните, ждал сильного духом вождя, обладающего земной властью. В Германии пара Гитлер-Розенберг фактически подобна Российской паре Сталин-Троцкий.

По его же мнению, большевизм фактически создан и поддержан нацизмом. Под лозунгом войны с большевизмом Гитлер хочет захватить Россию. Нацизм Германии, взявший целью истребление Божьего народа, пытающийся подменить подлинного бога своим арийским, безусловно потерпит крах, однако сохранившиеся в ней пусть и уродливые формы христианства— протестантизм и католичество содержат в себе семена подлинных евангельских пророчеств и Германия, перенеся поражение и бедствия воспрянет к жизни и подлинному христианству.

В России положение более трагично. Используя свою волевую силу и энергию, евреи привели к власти «звероподобного грузина» и сплотившись вокруг него пытаются задушить Святую Русь. Но ни евреям, ни нацистам это не удастся, поскольку Россия призвана явить миру творческий лик русского православия. Эта великая задача есть внутренняя цель всего ныне совершающегося в мире со всеми его потрясениями. Россия есть в этом смысле энтелехия (внутренняя сила — Ю.Н) мировой истории, «ее подлинная “ось”», и это всегда знала русская душа. Это сознание завещано нам из прошлого и коренится в ее глубинах, и его не могли в ней угасить ни сатанизм большевизма, ни горечь эмиграции. Россия воскреснет и воскресает, и «сие буди, буди».

Что же касается самого Израиля, то дом его будет пуст, пока не он не осознает свою трагическую ошибку, не покается перед самим собой и Россией за грехи и тогда соберет его вновь Господь и настанет второе пришествие подлинного Мессии, он уже грядет, уже идет свет с Востока, «близятся времена и сроки».

Далее цитаты из этой же статьи:

«Еврейство в самом своем низшем вырождении, хищничестве, властолюбии, самомнении и всяческом самоутверждении, через посредство большевизма совершило если — в сравнении с татар­ским игом — и непродолжительное хронологически (хотя четверть века не есть и краткий срок для такого мучительства), то значительнейшее в своих последст­виях насилие над Россией и особенно над св. Русью, которое было попыткой ее духовного и физического удушения. По своему объективному смыслу это была попытка духовного убийства России, которая, по милости Божией, оказалась все-таки с негодными средствами. Господь помиловал и спас нашу родину от духовной смерти…»

«…И все это есть проявление той духов­ной опустошенности, в которой пребывает Израиль в том состоянии, о котором рекла сама Истина: «се ныне оставляется дом ваш пуст, — дондеже воскликнете: «благословен грядый во Имя Господне», т. е. доколе Израиль не обратится ко Христу и в Нем познает свое подлинное естество, и во Христе обрящет и свое собственное имя …в «святом остатке» …«весь Израиль» спасется …однако… грех и преступление перед Изра­илем и перед Россией должны быть осознаны и исповеданы в национальном еврейском покаянии, а не замолчаны и смазаны или горделиво отвергнуты»

Продолжение

ЛИТЕРАТУРА

[1] List of Wikipedias
[2] Reliability of Wikipedia
[3] Phobia
[4] Philia
[5] Judaism
[6] יהדות
[7] Иудаизм
[8] Judeophobia: Anti-Judaism, Anti-Semitism, Anti-Zionism
[9] Мессия
[10] Cum nimis absurdum
[11] М.Лютер, Иисус Христос рожденный евреем
[12] M.Luter. On the jews and their lies
[13] Ось всемирной истории, Ю. Окунев, Бостон, 2010
[14] Талмуд и новейшая полемическая литература о нем в Австрии и Германии. В.С. Соловьев
[15] Расизм и христианство, С.Н. Булгаков
[16] В.С.Соловьев, Еврейство и христианский вопрос
[17] В.А. МаклаковБ. А. Бахметеву, Париж, 1920 г.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Юрий Ноткин: Иудофобия и иудофилия

  1. Интересно, в особенности насчет православия и еврейской вины перед Россией. Эти утверждения, что Россия — духовная ось истории, и что евреи привели в Россию большевиков, широко распространены в современной России, хотя и без религиозной составляющей. Если немцы раскаялись за нацизм, то русские и не думают о покаянии за большевизм. Ведь во всем виноваты не они, а евреи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.