Белла Езерская: Золотоглазая волчица, или Хибла Герзмава в Карнеги холле и не только

Loading

Зал ревел. Ей не давали уйти. Ей устроили овацию стоя. Она не успевала принимать цветы, кланялась и прижимала руку к сердцу. Кто-то сверху бросил на сцену букет белых роз…

Золотоглазая волчица, или
Хибла Герзмава в Карнеги холле и не только

Белла Езерская

Хибла Леварсовна Герзмава

Каюсь: с третьего акта Сказок Гофмана я ушла. Не потому, что спектакль не понравился, напротив, просто моя спина не выдержала конфронтации с жесткой спинкой стула[1]. К тому же опера шла без антрактов, походить и размяться не было возможности. Я никогда раньше не слушала эту оперу, пошла из-за Оффенбаха. Увы! Ничего похожего на его оперетты. Много фантастики, мистики, чертовщины, как и положено Гофману. Уж очень она длинная, эта опера! Три акта, пролог, эпилог. Но музыка завораживающая, мелодичная — оффенбаховская.

В какой-то мере Сказки Гофмана были неожиданностью для самого мастера, решившего почему-то войти в историю не королем французской оперетты, а создателем монументальной французской оперы. (Тот же комплекс неполноценности испытывал его венгерский собрат по «легкому жанру» Имре Кальман, но Кальман оперу не написал).

Оффенбах не успел набело закончить партитуру: он тяжело заболел и боялся, что не успеет увидеть свое творение на сцене. Так, увы, и случилось. Оркестровку делал Эрнест Гиро — тот самый, который дописывал речитативы для Кармен уже после смерти Бизе. А уже современные композитору музыковеды создали свои варианты либретто на основе черновиков, оставленных композитором. Наиболее известное — Жюля Барбье. Оно основано на пьесе самого Барбье и Мишеля Карье, которая (пьеса), в свою очередь, основана на трех новеллах Гофмана. От такой компании внятной фабулы ждать не приходится. Все время приходится гадать Who is Who. В МЕТ (постановка Бартлета Шера) Гофмана поет известный тенор Витторио Григоло. Это грустная исповедь поэта о своих неудачных влюбленностях. О трех его возлюбленных в прологе рассказывает четвертая— певица Стелла, капризная и амбициозная особа. Все четыре женских партии, по замыслу Оффенбаха, должна была исполнять одна певица, что создавало сложности, поскольку партии написаны для разного типа голосов. В дальнейшем театры отказались от этой практики, потому что найти такую певицу было трудно.

Нет, я не перепутала обещанное ревью концерта с рецензией на спектакль Сказки Гофмана. Но мы уже почти у цели.

В спектакле МЕТ Олимпию поет колоратурное сопрано Эрин Морли. Вся ее партия — сплошная колоратура, а в головокружительном вальсе она достигает невероятного ля-бемоль. Но в ее голосе, и в ее движениях есть некая изломанность, которую влюбленный в нее Гофман не замечает. Олимпия — это механическая кукла, и кончает она свою жизнь печально: ее создатель разбивает ее. Гофман потрясен: он был влюблен в автомат! С него спадают волшебные очки.

О возлюбленной Гофмана в третьем акте, Джульетте ничего сказать не могу (см. выше). А возлюбленная из второго акта Антония меня очаровала.

Антония оплакивает свою умершую мать — знаменитую оперную певицу. Она и сама мечтает быть певицей, но у нее больное сердце, и отец запрещает ей петь. Дьявол в образе доктора Миракля подстрекает Антонию видением покойной матери. Девушка мечется. Ей кажется, что мать поощряет ее. Дьявол силен. Он понуждает Антонию петь и она поет. Ее голос поднимается все выше, выше — пока она падает замертво. Какой голос! Необъятное сопрано чарующей красоты. Но не меньше чем голос певицы меня тронула ее драматическая игра. Такое в опере случается не так уж часто. Певица буквально проживала трагедию своей героини. А может быть, свою собственную?

Я впервые слушала эту певицу. Открыла программку. Имя Хибла Герзмава мне говорило ничего. Откуда она взялась такая? Имена дают родители, фамилии достаются по наследству. Хибла на абхазском значит золотоглазая, Герзмававолк, волчица.

Есть какая-то мистическая связь между певицей и ее героиней. Хибла Герзмава потеряла мать в 17 лет. И тогда у нее появился голос. Словно мать пробудила его. Конечно, как всякий ребенок, выросший в интеллигентной семье, Хибла музицировала и напевала дома за пианино. Но она никогда не связывала свое будущее с вокалом. Родители не были музыкантами. Мать— переводчица с немецкого, отец — главный администратор санатория Пицунда. Она потеряла отца через два года после смерти матери, и это обстоятельство заставили ее выбрать профессию, которая была бы ей надежной опорой в жизни. Она решила стать органисткой.

Хибла родилась и выросла в Пицунде — курортном городке на юге Абхазии. Неподалеку от их дома был старинный собор с великолепным органом. Органная музыка сопровождала ее с раннего детства и глубоко запала в душу. Уже учась в ассистентуре Московской государственной консерватории, она три года факультативно занималась органом.

— Я была очень организованной девушкой, у меня все было разложено по полочкам,— рассказывает Хибла.— Я могу очень быстро и красиво накрыть на стол, во мне еще живет та девчонка из Пицунды. Во мне много мягкого и женственного. А с другой стороны я — певица. Железная женщина.

«Железная женщина» 8-го октября вышла на сцену Карнеги хола в черном платье в с длинными рукавами. Зал встретил ее овацией. Ее постоянный аккомпаниатор Екатерина Ганелина, напротив блистала обнаженными руками и слегка прикрытой спиной.

Первое отделение состояло из романсов Чайковского и Римского-Корсакова. Это было желание певицы, потому что русские романсы это ее любовь. Она пела «То было раннею весной» и «День ли царит» Чайковского, «Сумерки» и «Сирень» Рахманинова — романсы, исполняемые до нее поколениями русских певиц. В ее исполнении не было открытий, но была точная интонация, доверительность и любовь. Был стиль. В «Кукушке» Чайковского она блеснула чувством юмора. Неожиданно для многих, оперная дива, певица бельканто с вагнеровским голосом показала себя прекрасной исполнительницей русского лирического романса. Первые цветы появились уже в первом отделении.

Возьмем тайм аут. Еще немного из биографии певицы, которую называют Золотым голосом России.

Хибла дебютировала на сцене московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в 1995 году «Сказками Гофмана». Она спела и сыграла все четыре женские партии. Это — единственный в мировом репертуаре спектакль, где сопрано поет четырьмя разными голосами в рамках одной оперы. Певиц, которые могут это спеть в мире всего две: Хибла Герзмава и Диана Дамрау. (Ай да Оффенбах! Он хотел, чтобы все мужские партии тоже пел один певец, но его, к счастью, отговорили).

Ее дебют в театре был предварен рядом побед на международных конкурсах. В 1993 году она получила третью премию на итальянском конкурсе Вердиевские голоса и вторую — на испанском конкурсе Виньяса. Плавное восхождение на оперный Олимп завершилось блистательной победой: присуждением Гран При на 10-м международном московском конкурсе имени Чайковского. Впервые за все время существования этого конкурса Гран При было присуждено вокалистке.Вполне естественно, что после такого блистательного начала на Хиблу посыпались предложения: Мариинский театр, театр Коммуникале (Флоренция), Театре де Лисео (Барселона), Театр Елисейских полей (Париж), Венская опера. В 2008 году ее пригласили в труппу Большого театра, но певица отказалась из-за с частых зарубежных гастролей. Она хранит верность театру Станиславского и Немировича-Данченко — своему первому театру, в котором ей интересно работается, и который мирится с ее частыми отлучками. Сейчас у певицы есть второй дом — так она называет лондонский королевский театр Ковент-Гарден, где она дебютировала партией Татьяны и куда приезжает каждый год с новой премьерой. Хибла признается, что партия Татьяны — не ее. Она считает, что ее голос вообще не для русской оперной классики, что она типичная певица бельканто, вердиевская певица. Она чувствует себя больше итальянской, нежели русской вокалисткой. И в самом деле, что ей делать с ее вагнеровским голосом в нежной, и по преимуществу лирической русской опере?

Во втором отделении Хибла царственно выплыла на сцену в бежевом платье с о шлейфом. Это отделение было отдано оперной классике: ария Альмирены из оперы Генделя Ринальдо; ария и сцена Дездемоны из Отелло; речитатив и ария из I masnadieri Верди, каватина Нормы из оперы Беллини. Тут уж Хибла развернулась во всю мощь своего голоса. Зал ревел. Ей не давали уйти. Ей устроили овацию стоя. Она не успевала принимать цветы, кланялась и прижимала руку к сердцу. Кто-то сверху бросил на сцену букет белых роз. Из ложи ей аплодировали, перегибаясь через барьер, Анна Нетребко и Ильдар Абдразаков. Три «биса» певица спела, обращаясь к этой ложе. А под конец залихватски исполнила русскую народную песню «Травушка-муравушка», чем привела публику в неистовство. Немногие знают, что Хибла поет джаз и что вместе с пианистом Даниилом Крамером и тремя солистами ведет программу «Опера Джаз Блюз». Такая она всеобъемлющая и непредсказуемая.

Сегодня Хибла Леварсовна Герзмава народная артистка республики Абхазия, народная артистка России; лауреат премии: Золотой орфей (лучшая певица), премии Золотая маска (лучшая роль), премии Casta diva (лучшая оперная певица), премии Триумф. Она закрывала Зимние Олимпийские игры в Сочи специально для нее сочиненным Олимпийским вальсом. Президент в 2006 году наградил ее статусом Meritorious Artist.

Связи с МЕТ Хибла не прерывает с тех пор, как вернулась на эту сцену в 2011 году партией Лю из Турандот. Сейчас она готовит для МЕТ партии Дездемоны и Медеи. Следите за рекламой. Что еще? Ах да, личная жизнь. Увы! Тут журналистам не светило. На все попытки узнать где, когда, и с кем Хибла отвечала односложно: разведена. Растит сына Сандро. Не густо. Ничего не поделаешь, кавказская женщина.

___

[1] Каждый год ранней осенью руководство Метрополитен-опера и спонсоры устраивают бесплатный просмотр десяти лучших опер в прямой трансляции или записи. На площади устанавливается две тысячи стульев. Изображение проецируется на большой экран.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Белла Езерская: Золотоглазая волчица, или Хибла Герзмава в Карнеги холле и не только

  1. Необыкновенно интересная статья! Очень емкая, многоплановая. Это — и рецензия, и экскурс в историю оперного искусства, и интереснейшие сведения об исполнителе — и не только из биографии певицы. Очень интересно пишет Б. Езерская об особенностях вокала Хиблы, ее актерском мастерстве и внешних данных. Статья написана так живо, так легко читается — что называется, » на одном дыхании». Еще раз спасибо автору и журналу за эту интереснейшую публикацию!

    1. Согласен с Вами. Статья очень интересная. Но, как всегда у меня, обязательно есть замечания. «МЕТ» — это не аббревиатура, составленная из заглавных букв нескольких слов. Тем более, что на такую аббревиатуру претендуют еще несколько театров в Москве, Лондоне, Лос-Анджелесе. Мне кажется, что более принятое сокращение названия Метрополитен-Оперы — «Мет».
      «Имя Хибла Герзмава мне (не) говорило ничего. Откуда она взялась такая?» — рекомендую убрать эти два предложения. Хибла Герзмава весьма широко известна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.