[Дебют] Дэвид Брукс: Мир внутри текстов (рецензия на книгу Джонатана Сакса). Перевод Бориса Дынина

Loading

Может показаться странным, что в век технологии, мир будет найден внутри древних текстов. Но, как указывает Дж. Сакс: Авраам не владел империей, не совершал чудес, не имел армии, но просто служил примером того, как верить, думать и жить.

Мир внутри текстов

(Рецензия на книгу Джонатана Сакса)

Дэвид Брукс
Перевод с английского Бориса Дынина

 

Легко думать, что ISIS является уникальным злом, средневековой раковой болезнью, вспыхнувшей вновь в современном мире. Как будто, мы все преследуем счастье, а тут появился этот анахронизм фундаментализма, сея смерть.

Но в своей книге «Не во имя Бога: Против религиозного насилия» (Not in God’s Name: Confronting Religious Violence) замечательный мыслитель, профессор, рабби Джонатан Сакс утверждает, что ISIS, на самом деле, представляет собой типичный пример того, что ожидает нас в ближайшие десятилетия.

Двадцать первый век не будет веком секуляризации. Он станет эпохой де-секуляризации и религиозных конфликтов.

Отчасти это обусловлено демографическими процессами. Высокая рождаемость в религиозных общинах расширяет их, в то время как светские общины сокращаются. Майкл Блюм (Michael Blume) просмотрел историю, начиная с древних Индии и Греции, и пришел к выводу, что каждая нерелигиозная группа населения переживала демографический спад.

Но люди являются животными, ищущими смысл. Мы живем, пишет Сакс, в век, который предлагает нам максимум выбора и минимум смысла. Секулярные заменители религии: национализм, расизм и политическая идеология привели к катастрофам. И потому так много людей обращаются к религии, нередко — особенно в исламе — к ее экстремистским формам.

Уже это ведет к религиозному насилию. В ноябре 2014 года, только за один месяц, было 664 нападений джихадистов в 14 странах, погибли в общей сложности 5 042 человек. С 1984 года, оценочно, исламские боевики в Судане убили 1.5 миллиона христиан.

Дж. Сакс подчеркивает, что, прежде всего, не религия вызывает насилие. В книге «Энциклопедия войн» Чарльз Филлипс и Алан Аксельрод (Encyclopedia of Wars, Charles Phillips and Alan Axelrod) проанализировали 1800 конфликтов и обнаружили, что меньше десяти процентов имели вообще какую-либо религиозную составляющую.

Скорее проблема заключается в том, что религия способствует разделению людей на группы (groupishness), а оборотной стороной groupishness оказывается конфликт с людьми за пределами группы. Религия может формировать моральную атмосферу внутри общин, но в крайних формах может порождать то, что Сакс называет «патологическим дуализмом» — менталитет, который делит мир на тех, кто безукоризненно хорош, и тех, кто безнадежно плох.

Патологический дуализм не может примирить свое униженное место в мире со своим собственным моральным превосходством. Он вооружается политизированной религией — восстановлением халифата — и стремится уничтожить в апокалиптической войне тех, кто остается за пределами его группы. Это приводит к актам, по определению Сакса, «альтруистического зла», к актам террора, в котором самопожертвование совершается с сознанием права быть беспощадным и безмерно жестоким.

Это то, что мы увидели в Париже на прошлой неделе.

Сакс правильно утверждает, что нам нужно военное оружие для победы в войне против фанатиков, как ISIS, но нам нужны идеи для создания прочного мира. Светская мысль или моральный релятивизм вряд ли может предложить какой-либо эффективный ответ. Но возникновение новых идей может произойти среди религиозных людей в результате интерпретации священных текстов. Необходима теология «другого»: комплексное понимание библейского текста как видение лица Бога в лицах «других». Это и стало целью работы Джонатана Сакса.

Великие религии основаны на любви. Они удовлетворяют потребность человека жить в общине. Но любовь проблематична. Любовь выбирает и обращена к частному. Она исключает и может создавать конкуренцию. Любовь к одному священному тексту может затруднять сочувственное понимание любовного отношения «других» к иным текстам.

Библия наполнена картинами соперничества: Измаила и Исаака, Иакова и Исава, Иосифа и его братьев. Библия ясно раскрывает истину, что люди могут воевать за родительскую любовь и даже за любовь Бога.

Библейские тексты, прочитанные упрощенно, о соперничестве между братьями могут просто казаться рассказами о победе или поражении — Исаака над Измаилом. Но все три авраамические религии знают более сложные, многослойные толкования своих традиций, которые обесценивают фундаменталисткое прочтение священных текстов.

Наряду с этикой любви нам дана команда следовать этике справедливости. Любовь обращена к частному, но справедливость универсальна. Любовь страстна, справедливость бесстрастна.

Справедливость требует уважения к «другому». Она основана на коллективной памяти людей, живущих в общинах завета: вы тоже когда-то были уязвимыми пришельцами в чужой земле.

Эта команда требует не только симпатизировать «другим», что остается хрупким ощущением. Она требует стремиться к освящению (sanctification), включающим в себя борьбу с собственными эгоистическими инстинктами, победу над ними. Кроме того, Бог часто появляется там, где Он меньше всего ожидаем — в голосе незнакомца, напоминающем нам, что Бог превосходит частности наших привязанностей.

Примирение между любовью и справедливостью не просто, но для верующих тексты, правильно прочитанные, указывают путь. Сакс проясняет, как ответ на насилие во имя Бога может быть найден внутри самой религии, среди тех, кто понимает, что она увеличивает свое влияние тогда, когда отказывается от власти. В этом заключается значимость вклада рабби Сакса в понимание проблемы.

Может показаться странным, что в век технологии, мир будет найден внутри древних текстов. Но, как указывает Дж. Сакс: Авраам не владел империей, не совершал чудес, не имел армии, но просто служил примером того, как верить, думать и жить.

P.S. Версия этой рецензии появилась в печати 17 ноября 2015 года, на стр. A23 в нью-йоркской редакции The New York Times с заголовком: Peace Within the Texts.

Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев для “[Дебют] Дэвид Брукс: Мир внутри текстов (рецензия на книгу Джонатана Сакса). Перевод Бориса Дынина

  1. Benny from Toronto
    Люди действительно являются «животными, ищущими смысл» — но речь идёт о меньшинстве. Это очень важное меньшинство, которое и только которое является причиной прогресса человечества — но это именно меньшинство.
    ===============================
    Я не думаю, что это меньшинство. Тонкость заключается в слове «ищущими». Это утверждение означает, что без осознания смысла в своей жизни человек потерян, если, конечно, не одурманивает себя водкой, наркотиками и пр., что подавляет чувство потерянности в мире без смысла (не буду вдаваться в детали экзистенциализма). Так вот. Большинство людей видят (находят) смысл в своей жизни, данном им религией или идеологией и воплощающимся в той или иной деятельности: семья, этнос, политика, просвещение, работа… Но смыслы текучи и временны, и вопрос заключается в их фундаменте, который может сохранить ту цивилизацию, которой мы дорожим.

    1. Борис Дынин: Я не думаю, что это меньшинство. Тонкость заключается в слове «ищущими». Это утверждение означает, что без осознания смысла в своей жизни человек потерян, если, конечно, не одурманивает себя водкой, …
      ———————-
      Я с вами согласен, но хочу добавить свою «тонкость»: потребление, удовольствия и борьба за их достижение тоже могут быть «смыслом жизни», особенно в молодости.
      Но в масштабе цивилизации это нельзя сохранить слишком долго — но конечно доказать это нельзя.

      P.S.: http://berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer9/Voronel1.php

  2. Люди действительно являются «животными, ищущими смысл» — но речь идёт о меньшинстве. Это очень важное меньшинство, которое и только которое является причиной прогресса человечества — но это именно меньшинство.
    Люди массово обращаются к религии только если их общество находится в глубоком кризисе, и они не видят из него рационального выхода. По моему, что-то похожее и происходит на данном этапе истории:
    — общества «мира ислама» разрушаются СНАРУЖИ: западные идеи индивидуализма и «прав человека» разрушают авторитет «старейшин» и «диктаторов», но у людей остаются их клановое мировоззрение и любовь к силе — и это не позволяет им создать демократию.
    — общества «западного мира» разрушаются ИЗНУТРИ: исламизация или «общество массы».

  3. Мир, действительно, вступил в новую фазу.Как справедливо написал раби Сакс: «Справедливость требует уважения к «другому». Она основана на коллективной памяти людей, живущих в общинах завета». Третья Мировая, о которой так много говорили журналисты, действительно, началас( во всяком случае. её объявили президенты России и Франции) и нужны новые подходы и новые решения. Во всяком случае, в русле старых подходов страны Двадцатки, объединяющие мировые ресурсы, не могут справиться с кучкой террористов. Не исключено, что к этим новым решениям, основанным на «уважении к другому», относится и малоосвещённая в печати встреча лидеров мусульман и евреев в Вене в конце августа. Такой встречи ещё не было в истории! И хотя численность мусульман и евреев несоизмерима, может быть, имеено в таком союзе ключ к победе над ИГИЛ, ключ к миру…

  4. Игорь Юдович
    «Великие религии основаны на любви. Они удовлетворяют потребность человека жить в общине».
    Насколько я понимаю ислам, в нем другое основание – подчинение, достаточно беспрекословное.

    Ислам имеет достаточно долгую историю, в которой случились расколы и споры, что уже ставит вопрос о границах «подчинения». Вместе с тем, жизнь мусульман в Канаде, Америке, Англии… (не на Востоке), — та, что нам видна, свидетельствует о потребности жить в общине, которую ислам удовлетворяет. К этому не сводится все, но это уже следующий вопрос.

    ” Что касается потребности человека жить в обществе, то ритуализация, систематизация поведения с помощью определенных условностей – обрядов, свойственна не только религиозным общинам.”

    Это так. Следующий вопрос, что, и как выполняет эту функцию. Искусство невозможно без мышления, но наука есть больше мышление, чем искусство (сказанное примите со щепоткой соли).

    ”В Конго за более короткое время, частично совпадающее с суданским, убили 5 миллионов. В Чикаго за год убивают более 500, в Балтиморе – более 300. Без всякой религии.”.

    Так ведь и замечено, что в истории только 10% конфликтов имело религиозную составляющую. Речь шла о вспышке религиозного насилия.

    ”«..что религия способствует разделению людей на группы (groupishness), а оборотной стороной groupishness оказывается конфликт с людьми за пределами группы.”
    Тоже не убедительно, на мой вкус. Люди разделяются на группы, подгруппы, классы, общества и прочее по совершенно различным причинам и признакам. Все эти группы так или иначе вступают в конфликт с другими… могут устроить такое насилие, что религиозникам не под силу ”

    Тоже верно. Но речь идет о причинах религиозного насилия, тем более, что религиозная groupishness подревнее, скажем, партийной и глубже укоренена в человеческой природе (в истории). А то что, «секуляристы» могут превзойти в жестокости «религиозников», 20-й век показал наглядно.

    ” Наряду с этикой любви нам дана команда следовать этике справедливости. Любовь обращена к частному, но справедливость универсальна. Любовь страстна, справедливость бесстрастна».
    Ну, а универсальность справедливости – это красивый миф западной цивилизации. Вернее, ее элитной части.

    В книгах самого Сакса говорится о «толстой» и «тонкой» морали (о чем уже учил замечательный философ-атеист, его учитель Bernard Williams). Речь идет о категориях, в свете которых анализируется вопрос. Вот говорят и о «любви ко всему человечеству». Но жизнь не укладывается в категории, о чем и сам Сакс говорил… в моих переводах 🙂

    ”Мне кажется, Сакс куда глубже Брукса”

    Могу только согласиться (опять хочу поставить смайлик :-).
    Но это, как всякая хорошая книга глубже рецензии на нее. Рецензия упрощает, но привлекает внимание и уже вызывает вопросы, что и требуется от нее. И если вслед за ней англо-говорящие люди откроют самого Сакса, то и замечательно!

  5. Борис, что-то как-то где-то не убедительно написал Брукс.

    «Великие религии основаны на любви. Они удовлетворяют потребность человека жить в общине».
    Насколько я понимаю ислам, в нем другое основание – подчинение, достаточно беспрекословное. Что касается потребности человека жить в обществе, то ритуализация, систематизация поведения с помощью определенных условностей – обрядов, свойственна не только религиозным общинам. Все они удовлетворяют потребностям человек жить в обществе, лучше приспосабливают его к конформизму жизни, то есть, увеличивают шанс на выживание. Ну, например, согласно кивать на партсобрании, которое само по себе – типичный обряд.

    «Уже это ведет к религиозному насилию. В ноябре 2014 года, только за один месяц, было 664 нападений джихадистов в 14 странах, погибли в общей сложности 5 042 человек. С 1984 года, оценочно, исламские боевики в Судане убили 1.5 миллиона христиан.
    Не убедительно. В Конго за более короткое время, частично совпадающее с суданским, убили 5 миллионов. В Чикаго за год убивают более 500, в Балтиморе – более 300. Без всякой религии.

    «..что религия способствует разделению людей на группы (groupishness), а оборотной стороной groupishness оказывается конфликт с людьми за пределами группы. Наряду с этикой любви нам дана команда следовать этике справедливости. Любовь обращена к частному, но справедливость универсальна. Любовь страстна, справедливость бесстрастна».
    Тоже не убедительно, на мой вкус. Люди разделяются на группы, подгруппы, классы, общества и прочее по совершенно различным причинам и признакам. Все эти группы так или иначе вступают в конфликт с другими. Например, партии или сообщества военных, благодаря своей организованности и ресурсам, могут устроить такое насилие, что религиозникам не под силу. Ну, а универсальность справедливости – это красивый миф западной цивилизации. Вернее, ее элитной части.

    Мне кажется, Сакс куда глубже Брукса

  6. Интересная и очень своевременная публикация. Прекрасный материал для размышлений, дискуссий и выводов.
    Благодарность автору, переводчику и редакции.
    М.Ф.

Добавить комментарий для Benny from Toronto Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.