Яков Иовнович: Сказание о Ефиме Гольцмане (к 90-летию кинорежиссера)

Loading

Пройдут годы, десятилетия. Тысячи и тысячи документальных фильмов лягут на полки хранилищ. Они расскажут грядущим поколениям о фактах того, что происходило в наше время. А вот о том, что чувствовали и переживали люди нашего времени, потомки узнают из фильмов режиссера Ефима Гольцмана.

Сказание о Ефиме Гольцмане

(К 90-летию кинорежиссера)

Яков Иовнович

Белорусское Полесье. Здесь, в сказочном лесном крае, на границе с Польшей, в еврейском местечке Лельчины в семье сапожника Лазаря Гольцмана 25 сентября 1925 года родился старший сын Ефим.

Не только отец, но и дед, и прадед героя нашего рассказа были сапожниками. От них ему, без сомнения, передалась черта делать свое дело не на «хорошо», а на «отлично». Ведь, в самом деле, кому нужны не совсем надежные башмаки? Когда Ефиму было семь лет, отца назначили директором хлебозавода. Но преданному делу директору завода не повезло. Эпидемия сверх подозрительности и зависти, поддерживаемая основной линией партии, правительства и центрального ленинского комитета не миновала и земляков Лазаря Гольцмана. По доносу «бдительных» односельчан он был обвинен в попытке отравить продукцией своего хлебозавода весь партийный актив местечка. В результате отец Ефима был отправлен на десять лет в ссылку в дальневосточный порт Нагаево. В 1938 году Лазарь Гольцман вернулся в родное местечко и продолжил занятия сапожным делом. Когда началась война, в 1941 году, он ушел на фронт, и, пройдя через самое пекло, вернулся живым, но перебрался, как и многие из односельчан в город Курск, ибо родное местечко перестало существовать. После ухода отца на фронт Ефим остался в семье за старшего. Через год, в семнадцать лет, он сам пошел добровольцем в армию. После учебы в летном училище — славный боевой путь, о котором говорят медали «За взятие Варшавы»,»За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина»,»За Победу», ордена»За Отвагу» , «Отечественной войны 1 степени». Войну он кончил под Берлином. Вернулся с войны с контузией, и долго еще головная боль напоминала ему о страшных днях прошедшей войны. Он поселился вместе с родными в Курске, женился, родились дети, вскоре получил диплом Московского полиграфического института, работал главным редактором курского радио. За двенадцать лет курского периода творческой деятельности, у него были интересные встречи с такими коллегами, как Николай Носов и Леонид Жуховицкий, ставшие позже известными писателями. О дружбе с Фазилем Искандером, работавшим в те годы редактором курской газеты, говорят такие слова из написанного Фазилем посвящения:

Не курил я фимиама
Вам за пенной чашей
Эта книга — Фиме, Аме
В память дружбе нашей.

В Курске проходили встречи Гольцмана с поэтом Михаилом Светловым. Поэт запомнился «лица не общим выражением». Его шутки всегда заставляли собеседника врасплох. Так, уезжая из Курска, он предложил выпить по двадцать дополнительных граммов коньяка на найденные в кармане десять рублей, предназначенные якобы для покупки табуретки. И дальше поэт нашел оригинальное продолжение своей остроты: «Давайте пропьем две ножки от этой табуретки»…

Все, казалось бы, в Курске шло хорошо, но неожиданно произошло то, что коренным образом изменило жизнь нашего героя. В 1962 году сестра Ефима, Полина, выходила замуж и по настоянию отца, была устроена хупа, как это и полагается по еврейскому обычаю. Обряд проходил в квартире друзей, без лишнего шума. Но несмотря на то, что на дворе стоял шестьдесят второй, а не тридцать второй год, в жизни советского народа мало что принципиально изменилось. Еще за шесть лет до этого был разоблачен «культ личности». Но в том то все и дело, что культ был только разоблачен, а не устранен. Просто «личность» была заменена «строгим партийным порядком». Вождь советского народа любил повторять, что и у «стен есть уши». Но если стены и услышали на свадьбе сестры Ефима то, что говорилась в самый торжественный момент, они вряд ли что-либо поняли, ибо произносилось это на древне-еврейском языке, который был понятен лишь отцу Ефима и нескольким его одногодкам. Но вождь недооценил способности советских стен, которые, оказалось, умеют не только слышать, но и видеть. Стены смогли увидеть «ужасающую ( с точки зрения советского строя) картину»: невеста и жених стоят под балдахином, и жених при этом давит ногой пустой стакан. Бюро обкома партии, как ревнивая жена, не простили Ефиму этот проступок. Какой же жалкой была советская коммунистическая система, если больше всего на свете, она боялась и ненавидела тихую и веселую еврейскую свадьбу. Приговор бюро обкома партии был неумолим: ссылка в многотиражку строительной организации. Можно себе только представить, какому идеологическому риску подверглись читатели многотиражки из-за возможных идеологических перекосов нового редактора. Это на самом деле была для Ефима Гольцмана ссылка. Ведь он был человеком других масштабов. Да и сам город Курск с маловодными притоками протекавших через город речушек был для него мал. Его натуре больше соответствовал большой город с рекой масштаба Волги, где-нибудь в среднем её течении.

И неожиданно город такой нашелся. Это был Куйбышев, в прошлом и нынешнем — Самара. Там создавалось студия телевидения. В Самару и переехал с семьей Ефим в шестьдесят четвертом. Так начался самарский период его творческой жизни. Двадцать пять лет, более восьмидесяти фильмов. И каких! Он снял первый документальный фильм о городе. Через год фильм получил приз на Первом Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов. От Куйбышева Гольцман перешел к Тальятти. Началась эпопея фильмов о ВАЗе ( Волжском автомобильном заводе). Близкий друг и коллега режиссера Борис Вольский , к сожалению, рано ушедший из жизни, писал:

«…Он ( Гольцман) поселился на ВАЗе — в его цехах, кабинетах и гостиницах. Кончался один фильм и начинался другой. Иногда мне казалось, что ВАЗ строят для того, чтобы Гольцман восторженно купался в этом вертепе… потом он исколесил едва ли не всю Европу, снимая то ралли, то работу дилеров продающих “Ладу” немцам, англичанам, французам. Его не останавливали ни производственные дрязги, ни аварии, в которые он попадал на автострадах…»

Можно сказать, что Ефим Гольцман стал гомером Волжского Автомобильного Завода…

В Самаре он встречался с такими известными людьми, как Булат Окуджава,

Евгений Евтушенко, Вольф Мессинг и многие другие. Вольф Мессинг писал после посещения Самары:

«Только что приехал в Москву. Спасибо за теплое письмо и фотокарточки. С удовольствием вспоминаю встречу с Вами и гостеприимный Куйбышев. Не сомневаюсь, что встреча с Вами не последняя. Всех вас обнимаю и целую. Ваш Мессинг».

Работал Гольцман без перерывов. Ведь снять восемьдесят фильмов за двадцать пять лет — это по три — четыре фильма в год. Здесь не до отдыха. И как работал! Можно смело сказать, что Гольцман создал новый жанр — документально— художественное кино. Его фильмы не только описательны, как бывают обычно описательны документальные ленты, но и передают эмоциональный настрой героев ленты, то, что они переживают на экране и за кадром. Приведем примеры.

В фильме «Помнить и рассказать» ветеран войны рассказывает с экрана, как, будучи на фронте, оказался со своей частью вблизи родного местечка и попросил у командира разрешения навестить родных. Посещение родного дома раскрыло перед ним страшную картину — все родные погибли и дом сожжен. Поклялся солдат, что отомстит за смерть близких. И когда его часть оказалась на территории Германии, у него появилась возможность отомстить за гибель своей семьи. Но когда он увидел мирно сидящих за столом женщин и детей, застывших в ожидании неминуемой гибели, он почувствовал, что не может осуществить отмщение. Не может стрелять в детей и женщин. Половину съемочного дня безуспешно пытался вызвать Гольцман героя этого эпизода на то откровение, которое зритель видит в течение короткого времени. Этот эпизод невозможно смотреть безучастно. Режиссер и исполнитель достигают в нем совершенства, о котором могут мечтать создатели художественных фильмов. Было бы целесообразно размножить этот эпизод в неограниченном количестве копий по числу имеющихся в мире легитимных и нелегитимных головорезов и прописать им смотреть по нескольку раз в день этот эпизод до проявления у них признаков человечности.

Переехав в Израиль, Гольцман недолго скучал по любимой работе — он и в Израиле за четверть века снял около двадцати фильмов. Среди них — фильмы о ветеранах, прошедших вместе с ним вторую мировую войну. Ему удалось запечатлеть в кадрах то, что эти немолодые герои его фильмов на тему войны собирались передать будущим поколениям. Каждый из эпизодов — новеллы о военных буднях и послевоенных судьбах солдат.

Здесь, в Израиле, он создал еще одну ленту о Самаре — «Сны о Самаре».

Это фильм о том, как приезжает в Самару, где родился его отец, Эхуд Ольмерт в пору, когда он был премьер— министром Израиля. Но это не фильм о визите государственного лица. Это рассказ о Сыне, увидевшего впервые своими глазами родину своего Отца.

Наверное, главным достижением режиссера Гольцмана за последние пятнадцать лет является, ставший хрестоматийным, фильм «Осколки убиенного театра». Эта лента посвящена ГОСЕТу — Московскому Государственному Еврейскому Театру, раздавленному советским режимом во второй половине сороковых годов 20-го века. Фильм, снятый в 2008 году, на протяжении многих лет продолжает собирать полные залы. В чем причина успеха этого фильма?

Две тысячи лет назад римский историк (еврей по происхождению) Иосиф Флавий описал современную ему историю евреев, чтобы показать таким образом превосходство над ними римлян— поработителей, покоривших Землю Израиля.

Десятилетия назад Гитлер, превративший Германию в одну большую психиатрическую больницу, возглавил уничтожение миллионов невинных людей, но задумал создать в любимой им Праге музей уничтоженного еврейского народа, чтобы показать этим превосходство немецкой нации над уничтоженными евреями. А Сталин — кремлевский владыка со своими сатрапами, скрупулезно исполнявшими смертоносные повеления «вождя» и за грош продавшими своего шефа после его смерти, задумали физически уничтожить советское еврейство, его культуру, стерев из памяти следы её существования. Было дано указание уничтожить все фотографии и кино материалы о деятельности театра. Но кинооператор Галина Белая, которая должна была выполнить этот приказ, решила сохранить часть отснятых материалов. Работая над «Осколками убиенного театра», Гольцман поехал в Москву и, получив сохранившиеся кадры, объединил их в фильме с воспоминаниями последних из оставшихся в живых ко времени съемок фильма актеров. Таким образом, ГОСЕТ, как птица Феникс, восставшая из пепла, ожил в поставленном Гольцманом фильме. В этом, на наш взгляд, и заключается секрет успеха этого фильма. Собрав воедино сохранившиеся «осколки», режиссер сохранил, казалось бы, ушедшую в небыль, живую историю еврейского театра.

Музыка — неотъемлемая часть его фильмов, их эпиграф и увертюра. В ней передает режиссер основные идеи фильма. Так, например, фильм «Долгая дорога домой»( кадры начала фильма) о жизни репатриантов из бывшего Советского Союза в Израиле, точнее, в городе Реховоте, где проживает режиссер последние 25 лет, снятый к десятилетию волны репатриации 90-х годов прошедшего века, начинается с песни на идиш «Ву аhин зол их гейн» ( » Куда мне идти»), слова которой написал еврейский польский поэт и драматург Игорь Корнтайер, погибший в фашистском концлагере на музыку Оскара Строка, и которая дает ответ на вопрос «Куда держать путь еврею?». Ответ автора песни однозначен: «Только в Израиль». В фильме «Долгая дорога домой» Гольцман анализирует судьбу новых репатриантов, их первые шаги на своей исторической Родине. Одновременно это гимн городу Реховоту. Гольцман, как и всегда, создал фильм, интересный зрителю и через десятилетия. Как же интересно проследить судьбы людей, снятых в картине, по прошествии пятнадцати лет. Может быть, стоило бы снять продолжение «Долгой дороги…». Гольцман готов на это. Но нужны спонсоры будущей ленты. Где Вы, меценаты? Отзовитесь!

Жарким реховотским летом 2014 года Ефим Гольцман монтировал в студии новый фильм «Мы помним» о поколении детей погибших на полях второй мировой войны воинов. Основу фильма составила церемония открытия памятной доски памяти 318 павших воинов. Этот фильм, выставленный в интернете на трех языках: русском, иврите и английском привлекает посетителей всемирной паутины.

Свой девяностолетний юбилей, режиссер Ефим Гольцман встречает в кругу близких и друзей — почитателей его таланта и мудрости. Да, именно мудрость помогла ему устоят под ударами судьбы: потерями внука, дочери, жены…

Только ведомая ему сила духа масштаба шекспировского Лира помогла продолжать жить после случившегося.. Актриса Фаина Раневская говорила: «Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник». В его доме телефон звонит непрерывно. Он нужен многим, и, что не менее важно, люди нужны ему. А вот будильник ему не нужен. Он всегда помнит об обещанных встречах и не заставляет себя ждать.

Пройдут годы, десятилетия. Тысячи и тысячи документальных фильмов лягут на полки хранилищ. Они расскажут грядущим поколениям о фактах того, что происходило в наше время. А вот о том, что чувствовали и переживали люди нашего времени, потомки узнают из фильмов режиссера Ефима Гольцмана.

Print Friendly, PDF & Email

8 комментариев для “Яков Иовнович: Сказание о Ефиме Гольцмане (к 90-летию кинорежиссера)

  1. Сильвия
    — 2015-12-10 18:01:12(844)

    Soplemennik
    Оказывается требуется представить мои подробные личные данные. Это-то зачем?
    —————————————————————-
    Ваше данные никто не будет проверять.
    Тогда зачем они нужны?
    Можете дать любое имя и страну. Электронная почта… как хотите.
    Нет. Требуют заполнить все графы — имя, фамилия, отчество, домашний адрес, электронный адрес.
    Разве последнего недостаточно для связи?
    Центр. архив МО — это «Мемориал» ОБД?
    Можно понять, если шлют чей-то пересказ или слухи. Но я представил выписку из Центрального архива Министерства обороны России (ЦАМО, фонд 26, опись 12220, дело 17). Могу прислать даже фото могилы где похоронен мой дядя вместе с двумя красноармейцами. Другие люди шлют копии «похоронок». Вполне достаточные документы. Зачем нужно всё остальное? Странная затея!
    ——
    Более того. Уже имеется несколько таких инициатив и более фундаментальных (электронная запись м.б. удалена в любой момент злоумышленником или по небрежности). Например, вот эта:
    «Книга памяти воинов-евреев павших в боях с нацизмом 1941-1945» составители — Н. А. Пивоварова, М. Ф. Марьяновский, И. С. Соболь (Союз евреев инвалидов и ветеранов войны)
    Почему бы автору просто не присоединиться или, на худой конец, не позаимствовать информацию со ссылкой?

    1. Маркс Тартаковский.
      10 Декабрь 2015 at 13:00
      Чтобы узнать, не врёте ли.
      ——————————————————
      Музей Яд ваШем на своих анкетах сбора данных тоже требует личные данные: родственная связь, имя, адрес. Проверять никто не собирается, но какая-то «логическая» связь с данными желательна.
      Причем это не обязательно должен быть родственник, но и друзья, бывшие соседи и т.п.

  2. Дорогие люди. А кто знает об Александре Львовиче Заславском, из того же поколения, создавшем в Израиле электронную базу данных воинов-евреев Сов.Армии, погибших в ВОВ? Уже более 100 тысяч имен в ней и работа продолжается.
    http://jmemory.org/

    1. Сильвия
      Уже более 100 тысяч имен в ней и работа продолжается.
      ==================
      Очень не понравилась технология сбора информации.
      Я заполнил учётную карточку на своего дядю, погибшего на фронте с подробной ссылкой на запись в Центральном архиве министерства обороны России.
      Оказывается требуется представить мои подробные личные данные. Это-то зачем?

      1. Soplemennik
        Оказывается требуется представить мои подробные личные данные. Это-то зачем?
        —————————————————————-
        Ваше данные никто не будет проверять. Можете дать любое имя и страну. Электронная почта… как хотите. Я в свое время заполнила такую, Александр Львович мне не звонил, ни писал, это я ему позвонила, чтобы уточнить кое-что (на сайте есть его личные данные). К слову, Вы проверили, что имя Вашего дяди не появляется в списках?
        Центр. архив МО — это «Мемориал» ОБД?

        1. Soplemennik
          11 Декабрь 2015 at 0:41

          Нет. Требуют заполнить все графы — имя, фамилия, отчество, домашний адрес, электронный адрес.
          Можно понять, если шлют чей-то пересказ или слухи. Но я представил выписку из Центрального архива Министерства обороны России (ЦАМО, фонд 26, опись 12220, дело 17)….Другие люди шлют копии «похоронок». Вполне достаточные документы. Зачем нужно всё остальное?
          Уже имеется несколько таких инициатив и более фундаментальных (электронная запись м.б. удалена в любой момент злоумышленником или по небрежности). Например, вот эта:
          «Книга памяти воинов-евреев павших в боях с нацизмом 1941-1945″ составители — Н. А. Пивоварова, М. Ф. Марьяновский, И. С. Соболь (Союз евреев инвалидов и ветеранов войны)
          Почему бы автору просто не присоединиться или, на худой конец, не позаимствовать информацию со ссылкой?
          ————————————————————-
          Не задавайте мне вопросы организационного характера, у меня только один ответ из опыта — так принято в известных мне образованиях. Возможно, А.Заславский принял такую форму заполнения как принято у других. «Достаточным» основанием может быть любой документ. Относительно «злоумышленников», такое пока не замечено, в любом случае, как всякий файл база данных использует все известные средства для охраны данных.
          Печатная «Книга памяти воинов-евреев павших в боях с нацизмом 1941-1945″ — проблема ее в том, что она печатная, онлайн ее невозможно заполнять/исправлять. Т.к. она писалась на протяжении многих лет, со временем начали выпускать дополнительные тома на новые фамилии и исправление/дополнение уже внесенных. Т.е. один и тот же воин может упоминаться в нескольких томах, вот и ищи. Прибавить к этому, что ее основной источник ОБД МО России, который тоже продолжает заполняться (и так может длиться много-много лет), то и эта Книга, тоже будет разбухать новыми томами. То, что делает Заславский, настолько элементарно в наше время, что я никак не могу понять, почему авторы печатной Книги не пошли сразу же на электронный вариант с опцией печатания ее раз в несколько лет. (Говорят, что у них уже нет денег).
          Все детали, дополнительные объяснения, помощь и т.п. можно выяснить в личной почте, возьмите мой адрес в редакции.

          1. Сильвия 11 Декабрь 2015 at 14:53
            Все детали, дополнительные объяснения, помощь и т.п. можно выяснить в личной почте, возьмите мой адрес в редакции.
            ==========================
            Спасибо большое! Я Вам обязательно напишу.
            По некоторым причинам я не могу публиковать открыто свои личные данные на радость местному охотнику за ними и его помощникам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.