Элизабета Левин: ИЗБИРАЕМ ЖИЗНЬ…

Loading

Элизабета Левин

ИЗБИРАЕМ ЖИЗНЬ…

Хочу поделиться впечатлениями одного незабываемого для меня  дня. 11 марта 2012. По еврейскому календарю год со дня смерти моей свекрови, то есть день памяти, когда положено собираться на кладбище и читать Кадиш.

Я бы не писала этого письма , если бы день поминовения выпал на февраль или на начало марта.    Но он выпал именно на 11 марта 2012, а кладбище находится на «открытой местности» на въезде в Беер Шеву. Еще с предыдущего вечера было известно, что на юге страны упало больше 100 ракет. К счастью, ракеты-перехватчики «железного купола» предотвратили  большинство прямых
попаданий, но все еще не обеспечили полную защиту города. Тем не менее, дату «азкары» не выбирают, а с раввином мы заранее договорились на 3 часа дня.

В 12.30 мы уже были в квартире  свекра в Беер Шеве. В час дня раздались два глухих «бума». Сирены не было — защита не сработала, и ракеты попали в крышу школы, повредив соседние дома и машины.

В 14.25, когда мы уже стояли на выходе из квартиры, завыли сирены. В отличие от бомбардировок Хайфы 2006 года, мой организм воспринял их спокойно. Как видно, частота колебаний немножко другая. После падений ракет, в  14.40 мы выехали. На кладбище собрались много родственников и близких —  всем было важно почтить память дорогого им человека. После молитвы, когда стали расходиться, моя старшая дочь вдруг совершенно спокойно сказала; «А сейчас мы увидим перехват»…

И точно, стоило нам дойти до машины, как раздался вой сирен. Люди застыли в растерянности. Через пару минут иссиня-голубое небо прорезали две серебристые полоски шлейфов ракет. Обе ракеты, выпущенные из Газы, стремительно приближались к нам. И вдруг — встречные две вспышки. Точно над нашей головой белые шлейфы четырех ракет смыкаются сдвоенной ивритской буквой «хет» .

По старой памяти злосчастных перехватов «Патриотов», когда осколки от сбитых ракет наносили Хайфе не меньший вред, чем сами ракеты, я начинаю лихорадочно думать, не стоит ли впервые в жизни растянуться пластом на какой-либо могилке. Рядом со мной пожилой человек  не замечает, как начинает размышлять вслух: «Очень удачно и практично погибать, когда сразу находишься на кладбище»…

Но мгновение размышлений  затягивается; я стою, как загипнотизированная, а взгляд остается прикованным к небу. В нем серебряные нити шлейфов как будто превращаются в вязь письма. В месте столкновения ракет закручивается спиралью облако, и в нем сверкают буквы «йуд» и конечная «мем», образуя слово «хаим» (жизнь). Страх рассеялся , и я отчетливо слышу на иврите стих из Торы:

В свидетели призываю на вас ныне небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое…

День продолжился, жизнь продолжается, а я заканчиваю это письмо своим обычным пожеланием

Всего самого доброго!

Лиза

Для тех, кто знает иврит, привожу стих из Торы в подлиннике:

(דברים ל, יט):

«העידותי בכם היום  את השמיים ואת הארץ החיים והמוות נתתי לפניך הברכה
והקללה ובחרת בחיים למען תחיה אתה וזרעך»

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Элизабета Левин: ИЗБИРАЕМ ЖИЗНЬ…

  1. Очень понравилось. Один момент не понял — зачем непременно нужно было всем собираться на кладбище? Такой обязанности нет. Обычно принято приходить в миньян (как правило, в синагоге) и там читать Кадиш в положенные моменты службы. По страному совпадению, мне как раз сегодня (когда прочитал рассказ) выпало это сделать.
    Повторяю, рассказ очень понравился.

  2. Во-первых — большое спасибо автору за замечательную публикацию.
    Во-вторых — самая искренняя признательность Марку Фуксу. Я было пропустил этот прекрасный материал, но его отзыв — рекомендация, которой следует верить. Всегда читаю то, что он отмечает — и не ошибся и на этот раз.

    Еще раз — спасибо автору.

Обсуждение закрыто.