Алла Цыбульская: Как создаются мюзиклы. Выдающийся продюсер и режиссер Гарольд Принс

Loading

Гарольд Принс своей книгой оставил исторический документ о театре Америки 50–70-х годов. Он увековечил театр своего времени, описав с позиции театрального деятеля осуществление постановок, рассказал о том, “как это делается”.

Как создаются мюзиклы

Выдающийся продюсер и режиссер Гарольд Принс

Алла Цыбульская

Театральное искусство — временное. И как жаль, что много театральных событий, составивших цепь в мировой истории театра, повлиявших на его развитие, оказываются в забвении. Книга “Противоречия: Записки за двадцать шесть лет в театре”, изданная в 1974-ом году, написанная американским продюсером и режиссером мюзиклов Гарольдом Принсом, рассказывает об особой практике, особом опыте, обретенном им с юности, и об осуществлении на сценах Бродвея постановок спектаклей, вошедших в золотой фонд жанра мюзикл. История осуществления этих постановок, что становились явлением художественной жизни, а впоследствии ее легендами, не предана забвению благодаря книге этого талантливого деятеля театра. Она представляет колоссальный интерес для любителей театра не потому, что она вводит в мир закулисных секретов, а потому, что в ней раскрывается масштаб сложных хитросплетений-творческих и финансовых, с которыми нужно справиться инициаторам, создателям, практикам театра.

Вопросы творческие и финансовое самообеспечение — это первое, на что непривычно обращать внимание в литературе об искусстве россиянам, привыкшим, что театры существуют на государственные дотации. Дорогостоящее искусство театра как правило само себя не окупает. Ныне существенную помощь театрам оказывают спонсоры. Это слово появилось сравнительно недавно. Гарольду Принсу приходилось совершать инвестиции, и принимать самостоятельные решения о том, как заинтересовавшую его книгу трансформировать в жанр мюзикла, кому заказать либретто и стихи, какому композитору заказать музыку, каких артистов пригласить, в театре на какое количество мест рассчитывать проведения спектаклей, как находить средства для декораций, костюмов, оплаты оркестрантам, солистам, кордебалету…. Его деятельность всегда на грани риска, и банкротство — подстерегающая катастрофа. Гарольд Принс, начав работу на этом поприще в середине 50-х годов 20-го века, и продолжая ее 26 лет, — время расцвета мюзикла — вел свой корабль, ни разу не напоровшись на рифы, грозившие потоплением.

Между тем, из его книги становится ясно, что творческий успех не всегда приносит коммерческий. Надо предвидеть, что привлечет публику, надо держать художественную планку в репертуаре, не ошибиться, проводя кастинг, не повторять путь, принесший удачу, находить новые идеи и не оказаться в должниках. Воистину, для этой профессии нужна отвага!

В книге названы все осуществленные в те годы Гарольдом Принсом постановки. Их много. Есть названия незнакомые. Но есть и знаменитые во всем мире, известные и россиянам. Он — первооткрыватель.

Первым он осуществил постановку “ Вест-Сайдской истории” в сентябре 1957-го года. Постановка просуществовала два года. Мюзикл был создан по книге Артура Лоуренса с музыкой Леонарда Бернстайна, со стихами Стефена Сондхейма (впоследствии он будет фигурировать как самобытный композитор), в хореографии Джерома Роббинса. И получил в итоге грандиозную известность, когда по нему был поставлен фильм.

Первым он также дал жизнь мюзиклу “Скрипач на крыше” в сентябре 1964-го года. Произведение создано по книге Джозефа Стейна, основанного на романе Шолом-Алейхема, на музыку Джерри Бока и просуществовало на Бродвее до 1972— го года.

“Кабаре” — первоначальным источником имеет книгу “Прощай, Берлин” Кристофера Ишервуда, которую переработал Джо Мастерофф, с музыкой Джона Кандера. Постановка была осуществлена в 1966-ом году и шла с аншлагами до сентября 1969-го года, выдержав 1166 представлений. Гарольд Принс в книге сам спрашивает себя о том, почему ему было так важно, чтобы главную роль Салли играла британка, почему он выбрал Джил Хейворт — прекрасную английскую актрису, а не ставшую впоследствии “Звездой” Лайзу Минелли, сыгравшую в экранизации мюзикла, созданного Бобом Фоссом… Но читателям книги интересен другой факт, связанный с продюсированием “Кабаре” Принса. Его не удовлетворяли цветные декорации, предложенные художником. Он чувствовал, что что-то в атмосфере берлинского кабаре периода вызревания фашизма, должно быть передано по-иному. Но как? Он едет в Москву с целью побывать на спектаклях ныне легендарной Таганки. С трудностями попадает на спектакль “Десять дней, которые потрясли мир” по книге Джона Рида и впервые видит знаменитый придуманный Ю. Любимовым световой занавес на фоне черных драпированных кулис. Открытое пространство сцены, придуманное как новация Вс. Мейерхольдом, великие театральные открытия загубленного в годы репрессий режиссера, несомненно были подхвачены в 60-е 70-е годы 20-го века представителем условного театра Юрием Любимовым. И Гарольд Принс осознает, что под воздействием увиденного, готов также поддержать театральные идеи, основанные на отказе от прежних традиционных средств. Так в “Кабаре” на Бродвее возникает черный фон, освещаемый лучами прожекторов, и это оформительское решение, заимствованное, о чем автор открыто делится, обеспечивает спектаклю дополнительный успех.

Спектакль Таганки — политическая сатира находит отзвук в постановке “Кабаре”, которое в свою очередь острое политическое ревю, передающее мрачную атмосферу наступления фашизма.

Получились голоса на перекличке.

Еще одно открытие Принса — постановка в качестве режиссера и продюсера мюзикла Л. Бернстайна “Кандид”, представленного публике впервые в 1974-ом году. Либретто написал Хью Виллер по роману Вольтера. Уникальным образом в этом мюзикле через поток великолепных вокальных сцен, номеров, эпизодов сохраняется центральная идея автора о том, что “каждый должен возделывать свой сад”. Кандид, на долю которого выпадают жесточайшие испытания, остается чистым душой. И фраза о том, что “все к лучшему в этом лучшем из миров” по-прежнему звучит горькой иронией.

Я смогла познакомиться с этим выдающимся произведением в бостонском драматическом театре Хантингтон. Но о том, как оно рождалось, узнала из книги Принса. А в нынешнем сезоне в этом же театре Хантингтон я увидела мюзикл “Маленькая ночная музыка”, созданный композитором С. Сондхеймом. Очаровательный спектакль стал для меня открытием. Каково было мое удивление, когда из книги Принса я узнала, что первая постановка этого произведения была осуществлена тоже им в 1973-ем году. Именно он обратился к нескольким фильмам и пьесам, инспирировавшим его энтузиазм для осуществления этой идеи. И получилась мини-опера, в которой фигурируют нарядные в старинных костюмах персонажи в поисках любви.

Какую роль подчас играет случай! Вначале Принс обратился к пьесе Ануя и полетел на встречу с ним в Париж. Но Ануй по какой-то причине именно в этот день улетел в Швецию. Встреча не состоялась. Похожие образы Принс отметил в фильме И.Бергмана “Улыбка летней ночи”. Хью Виллер написал либретто и для этой постановки, в которой одна ночь загородной прогулки помогает парам осознать, кто связан с кем по ошибке, и как ее исправить…

Искусство мюзикла отличается зрелищностью, определяемой закрепленностью в выполнении следующих друг за другом вокальных соло, ансамблей, хореографических номеров. Играть чуть-чуть что-то видоизменяя, недопустимо. Жесты отточены, отшлифованы, закреплены. Виртуозность исполнения диктуется отсутствием импровизаций. По сути этот американский жанр — дитя западной школы представления.

В этом его отличие от русской психологической школы переживания. Проявления таланта многообразны. И в том, и в другом способе игры остается нечто завораживающее, это мир театра! А точки пересечения на международных культурных перекрестках всегда благотворны и взаимно обогащают.

Гарольд Принс своей книгой оставил исторический документ о театре Америки 50–70-х годов. Он увековечил театр своего времени, описав с позиции театрального деятеля осуществление постановок, используя определение К. Чапека, рассказал о том, “как это делается”.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.