Евгения Кравчик: Испанская инквизиция и израильская интеллектуальная элита

Loading

Участники скромной презентации русского издания книги профессора Бенциона Нетаниягу в унисон с его сыновьями… тоже мысленно анализировали зловещую спираль ненависти к евреям на протяжении всей истории и абсолютно необъяснимый, противоестественный феномен ненависти евреев к самим себе.

Испанская инквизиция и израильская интеллектуальная элита

Евгения Кравчик

Первое, что бросилось в глаза в уютном зале «Бейт Бельгия» на территории Еврейского университета в Иерусалиме, — белый рояль. Марина Левински, миниатюрная женщина с огромными глазами, играет столь же самозабвенно, как на концерте фортепианной музыки перед битком набитым залом, хотя народу в фойе собралось относительно немного.

В смежном холле поет саксофон: солирует Елена Одинцова.

Главный редактор газеты «Глобус» Сергей Подражанский ведет жаркий спор с несравненным знатоком Торы одесситом Ишаей Гисcером, а писатель и публицист Юрий Моор-Мурадов в гордом одиночестве терпеливо дожидается начала презентации книги профессора Бенциона Нетаниягу: этот научный труд перевернул в мировых академических кругах представления о природе абсолютного зла — испанской инквизиции.

Диалектика ненависти

Из книги профессора Бенциона Нетаниягу «Истоки инквизиции в Испании ХV века»:

«27 сентября 1480 г. испанская правящая чета Фердинанд и Изабелла издали указ об основании в их королевствах трибуналов для осуждения случаев «еретической развращенности», и вскоре, предположительно в ноябре, они же создали первый из этих трибуналов, ставших известными под общим названием испанской инквизиции. Королевский декрет с ясностью указал, что инквизиция создается с целью поиска и наказания евреев, перешедших из иудаизма в христианство и нарушивших законы Церкви, продолжая втайне быть приверженными иудейской вере и исполнять еврейские обряды. Ни одна другая группа не была отмечена, ни одна иная цель не была названа — факт, который сам по себе предполагает тесную связь между созданием инквизиции и еврейской жизнью в Испании».

Но является ли Испания «родиной» антисемитизма — ненависти к евреям?

Профессор Бенцион Нетаниягу посвятил скрупулезному исследованию этого вопроса значительную часть жизни и пришел к однозначному выводу, который подтвердил и обосновал многочисленными фактами: нет! Ненависть к евреям возникла отнюдь не в средневековье и вовсе не в Испании, а в Египте приблизительно в начале VI века до нашей эры, задолго до появления Римской империи. Причем глубинной причиной стремительного распространения массового отвращения к евреям стала не их вера, не религия, а — сила! Сила разума, сила духа, находчивость, способность не просто выжить в безвыходной, казалось бы, ситуации, но и оказать немалое влияние на «титульную нацию», демократическое (обратимся к современной терминологии) большинство.

«Железный закон во взаимоотношении разных групп гласит: “терпимость большинства к любому меньшинству уменьшается с ухудшением положения большинства, в особенности когда это сопровождается постоянным улучшением статуса меньшинства”», — пишет профессор Бенцион Нетаниягу.

Читаешь толстенный фолиант, научный труд по истории (в русском издании более 1200 страниц!) — и зачитываешься, как захватывающим историческим романом, не в силах оторваться.

Большинство книг по истории, в том числе написанных именитыми учеными, скучны широкой публике: имена, даты, цитаты… А здесь благодаря отточенному писательскому мастерству и живому аналитическому уму автора стремишься не просто запомнить приведенные профессором Нетаниягу факты, но поражаешься точности и неизбежности выводов. Книга, содержащая тысячи неизвестных или малоизвестных исторических фактов, написана настолько легко, изящно и убедительно, что банальные заскорузлые стереотипы рассыпаются сами собой. Проще всего вырвать из истории ненависти к евреям самый зловещий факт — испанскую инквизицию — и объявить, что отсчет антисемитизма ведется с пятнадцатого века. Куда сложнее (и далеко не каждому по плечу) аргументированно — события, факты, свидетельства очевидцев — доказать, что в дни правления Клеопатры III (116-102 гг. до н.э.) евреи Хелкия и Анания были командующими египетской армии, а «погром 38 г. стал первой манифестацией антисемитизма в его полной форме».

Вот как описывает погром почти 2000-летней давности Филон Александрийский:

«Множество» евреев было уничтожено в Александрии всевозможными способами, «любые евреи», показавшиеся где-либо в городе, были забросаны камнями и избиты палками, причем удары сперва приходились не по самым жизненно важным органам, чтобы быстрая смерть не могла предоставить жертвам «более быстрое избавление от сознания их мук» … «Еще печальнее была судьба тех, кого сожгли живыми посреди города», потому что иногда, «если не хватало дров, они (египтяне — Е.К.), собравши хворост, душили несчастных дымом, и те умирали в еще более чудовищных муках, и было страшно видеть груду полусожженных тел»…

Что это? 38-й год новой эры — или Освенцим, «коричневая чума» в Европе в середине 20-го века?!

По спирали

Неслучайно в выступлении на презентации русского издания книги своего отца, выдающегося историка, бывшего главного редактора «Еврейской энциклопедии», сын профессора Бенциона Нетаниягу — премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу подчеркнул:

«В своем исследовании испанского еврейства и инквизиции отец хотел показать судьбу еврейского народа в развитии — ДО пятнадцатого века и ПОСЛЕ. С первых же страниц он описывает еврейскую историю как трагическую череду событий, когда евреи после изгнания в галут зависели от прихода к власти и падения правителей стран, в которых они жили. Евреи выделялись: они явно преуспевали, но, вместе с тем, оставались слабыми, потому что были в меньшинстве. И это сочетание было катастрофическим. Как только власть менялась, евреи, которые до сих пор ей служили, расплачивались за преданность предыдущему режиму очень дорогой ценой. К тому же тот факт, что евреи преуспевали и выделялись, вызывал страшную зависть».

И всегда, подчеркнул Нетаниягу, везде и во все времена, стоило власти поменяться — как начинались погромы.

В Испании, исследованию судьбы еврейства которой профессор Бенцион Нетаниягу посвятил значительную часть своей научной деятельности, в конце четырнадцатого века евреи были вынуждены под страхом смерти принять христианство, напомнил Биньямин Нетаниягу. Спустя сто лет, к концу пятнадцатого века, внуки и правнуки марранов-«анусим» были уже не только стопроцентными христианами, но даже священниками, хотя их предков вынудили отречься от своей веры. Они стали все более целеустремленно — как равные среди равных — проникать в испанские институты власти, в том числе в королевский двор.

— Именно на их подавление и была направлена инквизиция, — подчеркнул Биньямин Нетаниягу. — Впоследствии евреев изгнали из Испании, но инквизиция была основана за несколько лет до их изгнания в целях расправы над евреями, которые перешли в христианство.

Как это всегда повторялось в ходе преследования евреев, возникла необходимость в теории, которая бы объяснила, что заставило властей травить их и убивать, — с появлением всевозможных теорий во имя оправдания зла мы тоже сталкиваемся на протяжении примерно 2500 лет, пишет профессор Бенцион Нетаниягу.

— Так как невозможно было доказать, что и в четвертом, и в пятом поколениях эти евреи, верой и правдой служившие церкви, еще не стали настоящими христианами, появилось учение о расах, — разъяснил Биньямин Нетаниягу. — Существует высшая раса и низшая, чистая кровь и нечистая. На основании этой теории евреев, чьи предки приняли христианство, обвинили в том, что они «нечистокровные христиане».

— Не помогло потомкам испанских евреев утверждение, что в жилах Иисуса текла еврейская кровь, потому что как только теория о существовании рас появилась, она тут же укоренилась, — продолжал Биньямин Нетаниягу. — В своей книге отец показал все стадии развития расовой теории — с момента ее появления в конце пятнадцатого века в Испании и до тех пор, пока уже в двадцатом веке она не докатилась до Вены, а затем стала господствующей в Германии. Проблема, поднятая отцом в книге, заключается в том, что состояние, в котором находятся евреи, их статус и их разобщенность постоянно, на протяжении всей истории навлекают на них агрессию, и каждая такая агрессия обрекает многих из них на смерть.

Биньямин Нетаниягу подчеркнул: выход из замкнутого круга нескончаемых преследований его отец видел в изменении статуса еврейского народа: евреи не должны зависеть от милости других — они должны стать хозяевами своей судьбы.

— Последнее я добавил от себя, но именно к такому выводу подводит исследование, которому отец посвятил свою жизнь, — сказал Биньямин Нетаниягу. — Научные факты, приведенные в исследовании отца, доказывают: лишь в том случае, если евреи вернутся на свою землю, возродят суверенное государство, создадут армию и обретут способность бороться с разнузданным подстрекательством, которое ведется против нас тысячи лет, — лишь в этом случае можно будет защитить евреев от антисемитизма, который постоянно меняет свое обличье. Отец, подобно другим лидерам сионистского движения, никоим образом не полагал, что стоит лишь создать государство — как агрессия против евреев тут же прекратится, но верил, что в этом случае мы будем способны ее отразить. Подразумевались как непосредственные нападения на евреев (они продолжаются уже почти сто лет), так и иные виды агрессии. И нам до сих пор приходится прилагать все усилия к ее отражению.

Биньямин Нетаниягу порекомендовал каждому интеллектуалу прочесть книгу своего отца. В оригинале написана она по-английски, затем была переведена на испанский язык.

— В Испании меня часто спрашивали: «Вы — сын профессора Нетаниягу?!» — рассказал глава правительства. — С моей точки зрения, тот факт, что испанские интеллектуалы прочли книгу моего отца, вызывает к ним огромное уважение. А сейчас книга переведена на русский язык. Я надеюсь, что ее переведут еще на один язык — иврит!

Автоантисемитизм и израильские элиты

Нет, премьер не оговорился. Фундаментальный труд, который в любом университете Израиля должен цитировать каждый старшекурсник (что уж говорить о докторе наук), переводить на государственный язык иврит не стали. Смею предположить, что единственная причина — фамилия автора и его «темное» ревизионистское прошлое как ближайшего соратника и единомышленника Жаботинского. Если бы фундаментальное историческое исследование провел ученый по имени Шломо или по фамилии Занд, пресса бы круглосуточно муссировала сенсационное открытие, нахваливая автора на все лады, а книга тут же вошла бы в программу обучения в школах и вузах.

Но мы живем — пусть и в своем суверенном государстве, но — в странное время. В эпоху (цитирую доктора Рона Браймана) автоантисемитизма, эгоизма и разобщенности.

К чему дожидаться, чтобы крошечное еврейское государство снова, в который уж раз попытались уничтожить подогреваемые ИГИЛом многочисленные фанатичные враги, если ослепленные личными амбициями и мелкими обидами политиканы при поддержке ангажированных израильских СМИ могут самостоятельно справиться с этой сверхзадачей?! После провала путча и победы «Ликуда» на выборах в марте 2015 года подлый пиар-ход, который блистательный израильский эссеист и публицист Майя Каганская (светлая память) еще в середине 1990-х назвала «ненавистью к Нетаниягу», снова вытащили из нафталина. Эгоцентричные коррумпированные политики, потерявшие на выборах влияние и лицо, семь дней в неделю 24 часа в сутки клевещут на…

На кого?!

Да на главу правительства собственной страны — хотя и окрепшей в экономическом и военном отношении, но по-прежнему крошечной и уязвимой! И чем более густой и зловонной грязью обмазывают они премьера, который — впервые после «ословских соглашений»! — развязал ЦАХАЛу руки и отдал силам безопасности приказ стрелять на поражение в каждого террориста, а не только в состоявшегося палача, — тем большее хладнокровие демонстрирует «ненавистный» Нетаниягу. Не дергается. Не опускается до уровня лукавых манипуляторов-демагогов. Не реагирует на провокации.

Чтобы не только разумом понять, но сердцем, всем своим существом ощутить, что в условиях смертоносной «арабской зимы» ненависть к евреям и Израилю достигнет во всем мире (вспомним «спираль» из диалектики Гегеля) наивысшей и крайне опасной точки, нужно было вырасти и получить воспитание в семье такого интеллектуала, как профессор Бенцион Нетаниягу. Надо было ежедневно, ежечасно участвовать в доверительных беседах и дискуссиях с величайшим — по мировым меркам — историком, вбирать в себя приводимые им факты и вдумываться в его выводы.

Ошибаются те, кто причисляет Биби к новой израильской политической элите. Новая «элита» — это флюгеры-оппортунисты и перебежчики из одной партии в другую, единственная «идеология» которых — любой ценой, наплевав на кровные интересы Страны, прорваться в коридоры власти, чтобы, подобно Ольмерту, потешить свое «эго» и покрасоваться на вершине Олимпа. А заодно — разбогатеть. Неслучайно главные фигуранты коррупционных скандалов в Израиле — политики, и лишь во втором «эшелоне» — высокопоставленные хозяйственники.

Что же касается Биньямина Нетаниягу, то взойти на политический Олимп сыну ближайшего соратника Зеэва Жаботинского удалось, прежде всего, благодаря интеллекту, образованности, природному уму и таланту дипломата. Выражается этот аристократизм духа отнюдь не только в свободном владении американским английским или харизме, помогающей покорить самую взыскательную заморскую аудиторию, но в гораздо большем: искусстве управлять хаотической, грозящей Израилю уничтожением ситуацией, не становясь ее заложником и рабом.

Сейчас для выживания Израиля главное — не навлекая на Иерусалим гнева в Белом доме, дотянуть до инаугурации нового американского президента, кто бы ни был избран на этот пост. Единственная политика, приемлемая в период тревожной нестабильности, — периодически публично поддерживать провальную ближневосточную концепцию Обамы, не делая, впрочем, ничего для того, чтобы она реализовалась.

Аналогичную политику вел в преддверии Мадридской конференции 1991 года Ицхак Шамир (светлая память), назначивший Биньямина Нетаниягу на пост посла Израиля в ООН. Чтобы понять, насколько изощренному давлению из-за океана подвергается каждый израильский премьер, почитайте автобиографическую книгу Шамира «Подводя итоги»: он был единственным главой правительства, подробно описавшим анатомию и «кухню» подавления Израиля даже со стороны дружественных нашей стране администраций Белого дома.

Школа Шамира (убежденного ревизиониста и последователя Жаботинского) пошла Нетаниягу на пользу: под влиянием железобетонной аргументации премьера даже глава оппозиции Бужи Герцог был вынужден публично признать, что создать на данном этапе палестинское государство — значит выстрелить себе в ногу.

Что уж говорить о рядовых гражданах — простых израильтянах! Даже самые забывчивые не станут отрицать, что реакцией палестинцев на «ословский договор» стали взрывы автобусов на Дизенгоф в Тель-Авиве и на Яффо в Иерусалиме, а итогом «размежевания» — ракетные обстрелы Ашкелона и Ашдода.

Убедившись, что концепция «договор в обмен на землю» (в том числе обмен территориями) самоубийственна для Страны, огромная масса вменяемых израильтян — еврейское демократическое большинство — прониклась еще большим доверием к Нетаниягу и его сдержанной, осторожной, немногословной политике. Мало ли какие дежурные речи озвучил премьер с тех или иных трибун, чтобы притупить внимание гиперактивного «большого брата»!.. При этом он, однако, посылать нас на гильотину не спешит и экспериментов над собственным народом не ставит. За семь (!) лет на посту премьера Биби не отступил даже с миллиметра земли Эрец-Исраэль.

Вчера, сегодня, всегда

На сцене — камерная певица Ясмин Леви, предки которой — сефардские евреи, изгнанные из Испании. Потомки изгнанников строили — уже вне крепостных стен Старого города — первые кварталы современного Иерусалима.

Смею предположить, что многие участники скромной презентации русского издания книги профессора Бенциона Нетаниягу в унисон с его сыновьями Биньямином и врачом, писателем и драматургом Идо Нетаниягу тоже мысленно анализировали зловещую спираль ненависти к евреям на протяжении всей истории и абсолютно необъяснимый, противоестественный феномен ненависти евреев к самим себе.

Премьер-министр искренне поблагодарил председателя Российского еврейского Конгресса Юрия Каннера за то, что эта зарубежная (еще один парадокс!) организация инициировала перевод на русский язык книги его отца, профессора Бенциона Нетаниягу.

В ответном слове Юрий Каннер высказал благодарность за то, что израильский премьер доверил РЕК перевод фундаментального научного труда своего отца.

— Над производством книги работал поистине интернациональный еврейский коллектив. Но перевод — это только часть нашей задачи. Нам важно донести эти идеи до общественности. Судьба российского еврейства напоминает историю евреев Испании. И в России тоже дискриминация была не по религии, а по крови — это то, о чем писал Бенцион Нетаниягу. Мы считаем, что издание этой книги, её распространение среди российской и русскоязычной интеллектуальной элиты поможет нам улучшить мир, сделать «тиккун олам», — сказал Юрий Каннер.

…Покидаю столичный «Бейт Бельгия» под божественные звуки музыки: пианистка Марина Левински и саксофонистка Елена Одинцова играют дуэтом.

В продолжение темы: «Скрипач и Книга» — эксклюзивное интервью с Даниэлем Фрадкиным, переводчиком книги профессора Бенциона Нетаниягу «Истоки инквизиции в Испании ХV века»

Print Friendly, PDF & Email

22 комментария для “Евгения Кравчик: Испанская инквизиция и израильская интеллектуальная элита

  1. Сегодня зашёл за покупкой в магазин русской книги в Берлине. Книги Нетаньягу там не оказалось. После телефнных звонков мне заявили, что презентация в России была, а вот самой книги в продаже нет. Как жить дальше?

  2. Большое спасибо, Евгения, за Вашу работу. Вы рассказали вполне достаточно, чтобы появился интерес и первоисточнику. Вы свое дело сделали, теперь будем работать с книгой.
    Еще раз, спасибо.

  3. Это замечание по поводу статьи г-жи Кравчик. Я уже не в первый раз не в состоянии оставить комментарий в Мастерской даже после 5 попыток с «Paste» каждый раз.

    Сэм, речь идет о тех евреях, которые крестились в Испании и остались там. Поскольку по своим деловым качествам они оставались евреями, конкуренция с ними в экономике все равно была трудновата. Против них и была направлена (в основном) инквизиция, которая обвиняла их в том, что они — не настоящие христиане.

    Говоря о глубокой древности, следовало бы упомянуть и пионерский труд С.Я. Лурье «История антисемитизма в древнем мире» (1922), но еще более пионерские труды Иосифа Флавия («Против Апиона» и др.).
    Элиэзер — Сэму — 2016-02-09 17:40:56(740)
    Наверное дело в браузере.
    Лурье читал. Обе книги. Конечно же рассказывая о книге Нетанияху на русском, надо было бы вспомнить и об Лурье. Но ведь задача автора (статьи) была совсем не сама книга…
    Объяснение же Ваше вполне логичное: кто не хотел (и мог), тот уехал, кто хотел, тот остался. Вы читали книгу Нетанияху, там пишется именно об этом?
    К сожалению мой вопрос к г-же Кравчик, где и как можно ознакомиться с книгой остался без ответа (В отличии об эпохального события – смене редакторов в листке для уехавших, но не приехавших (в Израиль). Но как я нашёл на другом сайте – книга будет направляться в библиотеке (кто сейчас ходит в библиотеке?).
    Если случайно эти строки попадутся на глаза организаторам перевода, то я их призваю повесить эту книгу на их сайте.
    С уважением
    Сэм

    1. Исправление
      Это замечание по поводу статьи г-жи Кравчик. Я уже не в первый раз не в состоянии оставить комментарий в Мастерской даже после 5 попыток с «Paste» каждый раз.

      Сэм, речь идет о тех евреях, которые крестились в Испании и остались там. Поскольку по своим деловым качествам они оставались евреями, конкуренция с ними в экономике все равно была трудновата. Против них и была направлена (в основном) инквизиция, которая обвиняла их в том, что они — не настоящие христиане.

      Говоря о глубокой древности, следовало бы упомянуть и пионерский труд С.Я. Лурье «История антисемитизма в древнем мире» (1922), но еще более пионерские труды Иосифа Флавия («Против Апиона» и др.).
      Элиэзер — Сэму — 2016-02-09 17:40:56
      ————————-
      Наверное дело в браузере.
      Лурье читал. Обе книги. Конечно же рассказывая о книге Нетанияху на русском, надо было бы вспомнить и об Лурье. Но ведь задача автора (статьи) была совсем не сама книга…
      Объяснение же Ваше вполне логичное: кто не хотел (и мог), тот уехал, кто хотел, тот остался. Вы читали книгу Нетанияху, там пишется именно об этом?
      К сожалению мой вопрос к г-же Кравчик, где и как можно ознакомиться с книгой остался без ответа (В отличии об эпохального события – смены редакторов в листке для уехавших, но не приехавших (в Израиль). Но как я нашёл на другом сайте – книга будет направляться в библиотеки (кто сейчас ходит в библиотеки?).
      Если случайно эти строки попадутся на глаза организаторам перевода, то я их призваю повесить эту книгу на их сайте.
      С уважением
      Сэм

  4. Элиэзер — Сэму
    — 2016-02-09 17:40:56(740)

    Это замечание по поводу статьи г-жи Кравчик. Я уже не в первый раз не в состоянии оставить комментарий в Мастерской даже после 5 попыток с «Paste» каждый раз.

    Сэм, речь идет о тех евреях, которые крестились в Испании и остались там. Поскольку по своим деловым качествам они оставались евреями, конкуренция с ними в экономике все равно была трудновата. Против них и была направлена (в основном) инквизиция, которая обвиняла их в том, что они — не настоящие христиане.

    Говоря о глубокой древности, следовало бы упомянуть и пионерский труд С.Я. Лурье «История антисемитизма в древнем мире» (1922), но еще более пионеские труды Иосифа Флавия («Против Апиона» и др.).

  5. Г.Быстрицкому:

    Ты прав. Нападать на даму действительно нехорошо. Поэтому приношу мои самые искренние извинения г-же Кравчик, и прошу ее поверить, что обида причинена неумышленно.

    Далее, дорогой друг и досточтимый коллега, процитирую тебя: «… пытаешься уличить «очень хорошего фотографа» в незнании предмета, причем сделал это в достаточно ультимативной форме («…автор вне всяких сомнений не читал» …».

    Видишь ли, я ничего не пытаюсь. Бенцион Натаниягу — видный ученый-медиевист, в своей области крупнейший авторитет, его монография — опус магнум всей его жизни, и представляет собой трактат в 1384 страницы, если считать со ссылками, примечаниями и прочим вспомогательным аппаратом. И мне показалось, что отчет о презентации книги не очень отразил ее содержание.
    Скорее всего в силу того, что она не читана.

    Ну, и что тут стыдного ?

    Вот представь себе на минуту, что книга называется не «Истоки инквизиции», а «Основы термодинамики» — журналист уж наверное не обязан прорабатывать ее с карандшиком ? Но тогда, может быть, не надо и клеймить «… таких как вы …» ? Добавляя мимоходом: «… если уж вы не владеете английским …» ? 🙂

    1. Ты прав: автор слегка разнервничался и заподозрил американца в незнании английского (впрочем, не единожды я наблюдал подобные случаи). Но ты неправ в том, что довел даму до такого состояния… Поскольку извинения принесены, вопрос, полагаю, закрыт.

  6. Железный закон во взаимоотношении разных групп гласит: «терпимость большинства к любому меньшинству уменьшается с ухудшением положения большинства, в особенности когда это сопровождается постоянным улучшением статуса меньшинства», — пишет профессор Бенцион Нетаниягу.
    ———————-
    Это тривиальное, но очень интересное наблюдение, которое частично может объяснить антисемитизм, и даже его возникновение в традиционно не-антисемитских обществах.
    P.S.: А другое интересное объяснение дала Элла: необходимость «козла отпущения», когда нет возможности решить настоящую проблему, но необходимо сплотить общество.

  7. У меня комментарии только к трем местам Вашей статьи.
    «… этот научный труд перевернул в мировых академических кругах представления о природе абсолютного зла — испанской инквизиции». Мне кажется, что это слишком обязывающее заявление. Надо подождать перевода на иврит. Уверен, что он последует.
    Из книги профессора Бенциона Нетаниягу «Истоки инквизиции в Испании ХV века»: «… Ни одна другая группа не была отмечена, ни одна иная цель не была названа — факт, который сам по себе предполагает тесную связь между созданием инквизиции и еврейской жизнью в Испании». Не все израильские историки, профессора и доктора наук, согласны с этим утверждением. Есть мнение, что аналогичным преследованиям подвергались и бывшие мусульмане, также подвергавшиеся преследованиям в Испании, нуждавшейся, после захвата последних мусульманских опорных точек в Европе, в консолидации и единении вокруг новой, объединенной светской власти.
    «Куда сложнее (и далеко не каждому по плечу) аргументированно — события, факты, свидетельства очевидцев — доказать, что в дни правления Клеопатры III (116-102 гг. до н.э.) евреи Хелкия и Анания были командующими египетской армии…». Влияние этих командующих было настолько велико, что заставило египетскую царицу отказаться от планов захвата Иудеи.

    1. Ефим Левертов
      9 Февраль 2016 at 11:47
      Из книги профессора Бенциона Нетаниягу «Истоки инквизиции в Испании ХV века»: «… Ни одна другая группа не была отмечена, ни одна иная цель не была названа — факт, который сам по себе предполагает тесную связь между созданием инквизиции и еврейской жизнью в Испании»….Есть мнение, что аналогичным преследованиям подвергались и бывшие мусульмане, также подвергавшиеся преследованиям в Испании
      —————————————————
      Есть не «мнение», а подтвержденный исторический факт изгнания (после евреев) мавров и морисков. По одному из текстов той же участи подверглись и цыгане.

      1. Пока речь идет не об изгнании, а о преследовании инквизицией.

        1. Ефим Левертов
          10 Февраль 2016 at 0:10

          Пока речь идет не об изгнании, а о преследовании инквизицией
          ————————————————-
          Так у морисков были те же проблемы с инквизицией, что и у марранов, т.е. их подозревали в тайном мусульманстве.

          1. Согласен. Я думаю, что профессор ошибается.

  8. С большим интересом прочёл бы эту книгу, но, к сожалению, автор (статьи) не указывает, как это можно сделать. В Сети нашёл только выдержку из заключительной части работы
    http://www.lechaim.ru/6790.
    Я, естественно, не могу спорить с автором, но удивило его утверждение, что «марраны того времени были в подавляющем большинстве христианизированы«. А как же с фактами возращения их в иудаизм после переезда в Амстердам?
    И вызывает сожаление, что автор (статьи) примешивает сиюминутные политические дрязги к теме изучения истории нашего народа, истории общей, как для левых, так и для правых, как для красных, так и для белых и серо-буро-малиновых.
    Ну а поток лести в адрес сына автора – это вообще вне всякой критики.

  9. Как всегда отличные фотографии. А перевод с английского на русский- тонкая штука .
    Например фразу «Главный редактор газеты «Глобус» Сергей Подражанский»
    следует читать как «Редактор приложения «Окна» к газете «Вести» Сергей Подражанский»
    либо как «Главный редактор газеты «Глобус» Леонид Луцкий».
    Впрочем объективности ради надо заметить, что к теме- отношение израильских элит к Нетаниягу в свете испанской инквизиции и египетского антисемитизма -которую автор статьи представляет, эти тонкости отношения не имеют.

      1. Коли так, прошу извинить великодушно, что оказался не в курсе такого важного события в жизни изрильских русскоязычных СМИ.

  10. Г-н Тененбаум, книгу я читала в оригинале — на английском языке. В репортаже цитируются высказывания, записанные на диктофон в ходе презентации. Хотите ли Вы сказать, что сыновья профессора Бенциона Нетаниягу (если следовать Вашей логике и Вашему категорическому выводу об авторе) тоже не читали книгу своего отца?! А может, профессор Нетаниягу эту книгу не писал в течение 40 лет и выдержки, приведенные из нее, — всего лишь фантазия темного никчемного автора из Израиля? Кстати, если Вы не владеете английским, откройте русское издание книги (глава первая) и почитайте. Весьма познавательно. По крайней мере — для Вас и таких, как Вы.

    1. Борис Маркович, рефери уже давно досчитал до 10, публика разошлась. Можно вставать.
      А вам, Евгения, огромное спасибо, найду книгу обязательно.

      1. Г.Быстрицкому:
        Борис Маркович, рефери уже давно досчитал до 10, публика разошлась. Можно вставать.
        ==
        Григорий Александрович,
        Я уже встал. Достал книгу с полки — вон она, у меня на столе. Вышла в 1995, называется «Истоки инквизиции». Но это, собственно, название четвертой части, заключающей книгу. А есть еще три: «Исторический фон», об «испанской сцене» и кастильских городах, «Правление Хуана Второго», и «Энрике Четвертый и католические короли» — там речь идет, в частности, о т.н. «Втором восстании в Толедо».
        И думаю вот — есть ли смысл говорить о такого рода предметах с пусть даже очень хорошим фотографом ? 🙂

        1. Безусловно, Евгения не нуждается в моем адвокатстве, но я продолжу: как мне представляется, здесь мы видим ПРЕЗЕНТАЦИЮ книги на русском. Цель презентации достигнута, о ней узнали те, кто раньше не знал, и захотели приобрести. А ты, Борис Маркович, пытаешься уличить «очень хорошего фотографа» в незнании предмета, причем сделал это в достаточно ультимативной форме («…автор вне всяких сомнений не читал»), что само по себе весьма необычно именно для тебя. На сайте есть немало авторов, на которых можно столь свирепо наброситься, но никогда от мягкого и доброго Б.М.Т. таких рейдов — налетов я не наблюдал.
          Почему же выбрана женщина? Всего неделю назад опубликована такая заумная чушь, на которой не то что оттоптаться – отпрыгаться как на батуте можно. Ты промолчал. А на девушку накинулся. Презентация книги и анализ ее содержания – по-моему, это абсолютно разные понятия.

  11. Бенцион Натаниягу на множестве примеров доказывает и показывает, что в преследовании евреев поначалу не были заинтересованы ни Церковь, ни Корона — а только и исключительно испанские города, которым хотелось взять под свой контроль денежные/налоговые/торговые операции, а получить это в конкурентной борьбе у них не получалось. И тогда движение за «… чистоту крови …» обрело плоть и кровь, и тогда Корона увидела, что города — хорошая опора в борьбе с аристократией, и тогда начались подвижки, которые и привели в итоге к Изгнанию при Фердинанде и Изабелле — и при чем тут Египет ?

    Это не самое лучшее занятие на свете — пересказ своими словами книги, которую автор вне всяких сомнений не читал. Не в обиду будь сказано автору — возникают некоторые искажения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.