Михаил Чабан: «Отпусти народ мой!» Еврейская история в филателии и нумизматике. Часть 1 (продолжение)

Loading

Это была дикая местность, пустыня, глухомань, без признаков человеческого существования. Однако, большую часть долины занимают плодородные земли, но и эту целину надо было освоить, возродить к жизни.

«Отпусти народ мой!»
Еврейская история в филателии и нумизматике

Михаил Чабан

Часть 1
Еврейская иммиграция в Палестину до второй мировой войны (1880-1939)
Продолжение. Начало здесь

Мошав

Что такое мошав

Мошав — это вид сельского населенного пункта в Израиле. Слово «мошав» в переводе с иврита обозначает «поселение». Мошав — это форма объединения сельских жителей в общину, где собственность на средства производства и результаты труда обобществлена частично или полностью (как в кибуце) при работе каждого на своем участке земли.

То есть, у каждого члена мошава есть свой, индивидуальный участок земли, который он обрабатывает общми или своими собственными орудиями труда. А результаты его труда принадлежат самому труженику. Организация снабжения исходными материалами и сбыт произведенной каждым продукции может быть общей.

Степень кооперации членов мошава, проживающих в одном сельскохозяйственном поселении, определялась особенностями сельскохозяйственного производства и отношений между членами мошава. Кибуцы были более высокой степенью кооперации, чем мошавы. Мошавы предоставляли своим членам большую степень свободы, чем кибуцы.

Мошавы не требовали такой высокой степени обобществления производственной, частной собственности как кибуцы. Они допускали не только индивидуальное сельскохозяйственное производство, но и гораздо большую свободу в общественной и личной жизни. Кибуцы были сельскохозяйственными коммунами, а мошавы — сельскохозяйственными кооперативами. Мошавов в Израиле было около 400-450, в полтора раза больше чем кибуцев, которых было около 270.

Большое число мошавов было создано в период после Второй мировой войны, когда был наплыв евреев иммигрантов из Европы, выживших в Холокосте и не нашедших себе места в своих бывших государствах, родинах-мачехах. Они хотели работать на земле, но рамки общего, коммунального проживания в кибуцах им были тесны. А рамки мошавов подходили им более.

Основные принципы построения мошава

Основателями движения еврейской сельскохозяйтсвенной кооперации в идею мошавов вкладывали смысл сочетания самостоятельной работы на земле методом семейного подряда с общественной жизнью поселения при равенстве всех его членов и общественном самоуправлении.

Главными принципами ведения хозяйства и жизни в мошавах было:

— индивидуальное сельскохозяйтвенное землепользование,

— государственная (национальная) собственность на землю,

— самостоятельный, личный и семейный труд на земле с возможными элементами наемного труда,

— взаимопомощь тружеников внутри мошава и между мошавами,

— общие, кооперативные снабжение и сбыт,

— демократическая форма решения всех вопросов мошава.

Эти принципы были изначально заложены в создание мошавов в Израиле. Однако, с развитием производственных и социальных отношений многие принципы стали размываться. Сама жизнь, в отличие от жесткой схемы, требоваша коррективов. В настоящее время большая часть жителей мошавов уже не занимается сельскохозяйственной деятельностью, этого уже не требуется в связи с использованием современных приемов земледелия, совершенной сельскохозяйственной техники и наемного труда.

Элиэзер Липа Иоффе

Идеи сельскохозяйственной кооперации в различном виде присутствовали во многих трудах различных ученых. Впервые они были полно и четко изложены в работе «Создание поселений трудящихся» (1919) теоретика и практика коллективного сельского хозяйствования Элиэзера Липа Йоффе (1882-1944). Он родился в нынешней Черновицкой области нынешней Украины.

С молодости он увлекался идеями сионизма — право на объединение евреев на их исторической родине. Он писал на эту тему многочисленные статьи в еврейские газеты и в возрасте 22 года, в 1904 году переехал в Америку. там он изучал методы ведения сельского хозяйства и в 1910 году вместе с группой учеников еврейской сельскохозяйственной школы в Вудбрайт переселился в Палестину, где они создали новое сельскохозяйственное поселение недалеко от Петах-Тиквы.

В 1913 году он с группой энтузиастов создал один из первых кибуцев под названием «Кинерет». Позднее он принял участие в Первой мировой войне в составе Еврейского легиона армии Великобритании. В 1921 году Элиэзер Йоффе стал основателем первого на земле Палестины мошава Нахалаль.

Йоффе активно занималься общественной и политической деятельностью. Он стал лидером партии «Молодой рабочий» и представлял ее на нескольких сионистских конгрессах. В 1928 году Йоффе основал всеизраильский кооператив по сбыту сельскохозяйственной продукции и был его директором девять лет. Он также был одним из основателей профсоюза сельскохозяйственных рабочих.

Элиэзер Йоффе автор нескольких книг по вопросам организации сельского хозяйства, первый редактор еврейского сельскохозяйственного журнала. В 1956 году вышло посмертное шеститомное собрание сочинений Элиэзера Йоффе с его биографией. Умер Йоффе в 1944 году в кибуце Нахалаль, который он основал.

Развитие мошавов

К 1930 году в Палестине уже было 8 мошавов. С 1935 года многие мошавы были основаны во всех частях Палестины в рамках операции «Стены и башни», когда быстро, практически в течении одной ночи из заранее заготовленных материалов и блоком, сооружались защитная стена поселения и наблюдательная башня. Это позволяло избежать ненужных столкновений с «добрыми» соседями.

После окончания Второй мировой войны евреи, ветераны борьбы с фашизмом, бойцы различных еврейских подразделений в составе британских войск, в том числе из «Еврейской бригады», вернулись к мирному труду, влились в старые и стали основывать новые мошавы. К 1948 году, году провозглашения Государства Израиль, мошавов уже было 58.

После этого многочисленные волны еврейской иммиграции стали расселяться по мошавам, что позволило быстро адаптировать большое количество иммигратов к жизни в новых условиях, освоить новые территории, создать большое количество новых рабочих мест и удовлетворять спрос в продовольствии резко возросшего населения. К 1975 мошавов стало 350. Однако, затем темпы роста мошавов резко снизились в связи с изменением хозяйственно-экономических условий и в настоящее время их в Израиле 400-450. Работе мошавов помагают ряд их объединений, фондов, а также государственные министерства и ведомства.

Развитие мошавов прошло несколько стадий. Это было связано с изменением их идеологии под влиянием различных волн иммиграции, а также с изменением жизненных реалий. Первое время в мошавы стремилась идеологически мотивированные иммигранты Второй и Третьей волн алии. Под воздействием идеологов сионизма они хотели воплотить в жизнь идеи сельскохозяйственного освоения Земли Обетовканой, доказать возможность эффективного ведения евреями сельского хозяйства. И судя по теперешним достижениям Израиля в области производства сельскохозяйственной продукции, они свою задачу успешно выполнили.

Высокая идеологическая мотивация новых евреев иммигрантов жить и продуктивно работать на земле Израиля сохранилась и поныне. Ведь в Израиль едут добровольно, по зову еврейского сердца. Но социальный состав новых иммигрантов, уровень их образованности, квалификации резко изменился и участь сельского труженика для многих из них не представлялась привлекательной. В Израиль стали прибывать большие массы высоквалифицированных специалистов, ориентированных на промышленность, медицину, науку, искусство.

Под воздействием реальности деятельность мошавов также менялась. В соответствии с этим правительственные органы одобряли планы жилой застройки мошавов, выделения земли в аренду не членам мошавов, разрешали использовать земли мошавов для непрофильного несельскохозяйственного использования — под торговые, промышленные и другие предприятия. С одной стороны это укрепляло экономику мошавов, а с другой — разрушало их общинный устрой.

Уменьшались государственные субсидии на сельскохозяйственную деятельность мошавов. Менялся состав населения мошавов. Многие из них, выходцы из городов, проживая в мошаве, работали в городах. Поскольку их вклад в мошавы становился все существенней, то возрастала и их роль в жизни мошавов, а они были больше заинтересованы в развитии инфраструктуры мошавов, повышении условий проживания, чем в развитии сельского хозяйства поселения.

Результатом этих тенденций развития мошавов стало коренное изменение характера их деятельности: смешанное, сельскохозяйственно-промышленное производство мошавов. Большинство жителей, проживая в мошаве, работали вне его или на организованных в мошаве промышленных, обслуживающих, туристских предприятиях, таким образом сочетая преимущества проживания в мошавах с перспективами работы вне его.

Управление мошавов, как и кибуцев осуществляют все его члены через общее собрание, которое выбирает совет, а затем и комитет мошава, которые обладает административными функциями и решает все вопросы организации жизни мошавов.

Первый мошав Нахалаль в Исраэльской долине Эмек Исраэль

Эмек Исраэль или Исраэльская долина расположена в Нижней Галилее в Израиле. По занимаемой площади — это вторая по величине долина Израиля. По ней протекают реки Харод и Кишон. Обилие влаги от атмосферных осадков и разлива рек, привели к глубокой заболоченности местности. Она представляла собой комплекс болот, покрытых тростником, камышем с горячим сухим и душным климатом. Болота и жара. Это была дикая местность, пустыня, глухомань, без признаков человеческого существования. Однако, большую часть долины занимают плодородные земли, но и эту целину надо было освоить, возродить к жизни. Еврейские поселенцы своим тяжелым трудом преобразили эту территорию, осушили болота, освоили никогда не обрабатываемые земли.

И эти ранее не использованные, болотистые земли стали давать хорошие урожаи. В 20-х годах на этих землях стали возникать многочисленные еврейские поселения кибуцы и мошавы. Здесь выращивались разные сельскохозяйственные культуры: пшеница, хлопок, овощи, фрукты, развивалось молочное скотоводство. В настоящее время в Исраэльской долине расположены 15 кибуцев, 15 мошавов, 6 общинных поселений и две бедуинские деревни. Крупнейший в этой области поселение Афула было основано в 1925 году (с 1972 года — город). Исраэльская долина играет в Израиле ведущую роль в производстве продукции сельского хозяйства.

Первый в Израиле мошав Нахалаль в Эмек Исраэль

Первый на земле Палестины мошав Нахаляль, был основан группой поселенцев из Восточной Европы во главе с Элиэзером Липа Йоффе 11 сентября 1921 года на землях выкупленных Еврейским национальным фондом с помощью Йегошуа Ханкина в Исраэльской долине. Мошав Нахалаль часто называют «Матерью мошавов». Большинство из новых поселенцев мошава прибыли в Палестину в 1904-1914 годы в периоды Второй и Третьей алии.

Первоначально они работали в кибуцах, в том числе и в первом кибуце Дегания. Но рамки кибуцной жизни (общий труд на общих полях, общее питание и проведение досуга, коллективное проживание детей отдельно от родителей) для них были тесны и они переехали работать в новый, первый, только организовывавшийся мошав, где они могли жить своей индивидуальной жизнью, работать на своих индивидуальных участках, объединяя совместные усилия тружеников мошава по мере необходимости.

Начинался мошав с мелиорации болотистой местности, восстановления плодородия почвы и прочих тяжелых каторжных работ. Планировка машава была проведена профессиональным архитектором Ричардом Кауффманом (Richard Kauffman).

Мошав Нахалаль с птичьего полета в разные годы

Мошав был построен в виде нескольких концентрических кругов. В центре расположены общественные здания: школы, синагога, магазины, плавательный бассейн, товарные склады. По радиусам от центра расходятся улицы, а между ними по концентрическим окружностям расположены фермерские дома и поля.

В 1929 году в Нахалале Ханной Мейзель (Hanna Meizel) из Международной Женской Сионистской Организации была основана Сельскохозяйственная тренировочная ферма для девочек, которая затем в 1940 году стала образовательной фермерской школой для движения Молодая алия. Также в Нахалале расположен колледж для подготовки учителей. Население мошава Нахалаль в настоящее время около 1.100 человек.

Почтовые открытки и фотографии

Железная дорога в Исраэльской долине

Железная дорога по Исраэльской долине являестя одной из ветвей крупной турецкой Хиджаз (Hijaz) железной дороги, соединяющей Дамаск с Мединой, и построенной турками для военных и религиозных целей. Участок Исраэльской железной дороги был построен в 1903-1906 годы. В начале 1904 года была открыта первая секция дороги между Хайфой и Бей Саном с 5-ю станциями (на схеме они изображены сплошными кружками). В конце 1905 года дорога начала функционировать полностью с 8-ю станциями внутри турецкой Палестины.

Первоначально она служила вспомогательной дорогой для подвоза с моря (порт Хайфа) материалов для строительствка главной линии Хиджаской железной дороги. Дорога способствовала хозяйтсвенному и культурному развитию региона и быстро стала прибыльной.

Во время сопротивления английскому правлению после Второй мировой войны железная дорога стала одним из главных объектов диверсии еврейских боевых подпольных организаций против англичан. В «Ночь поездов» 01.11.1945 почти одновременно были совершены диверсии на 153 пунктах дороги. Затем в июне 1946 года в «Ночь мостов» Пальмах провел крупную диверсию на дороге, взорвав один из главных на дороге, 130-и метровый мост, полностью отрезав ветку Исраэльской долины от главной железной дороги Хиджаз. Окончательно дорога была выведена из строя 2-го марта и затем 14-го мая 1948 года, когда отряды Хаганы провели организованные нападения на британские объекты. Затем последовала арабо-израильская Война за независиость 1948 года. В 1954 году дорога была полностью покинута.

После этого было много тендеров, планов и проектов по реконструкции старой одноколейной, а на самом деле сооружении новой современной железной дороги, но они наталкивались на многочисленные трудности, связанные с необходимостью поисков крупного фанансирования.

Марка посвященная железной дороге в Исраэльской долине

На марке изображен пассажирский состав, ведомый паровозом, проходящим по одноколейной железной дороге в живописной, покрытой зеленью местности — Исраэльской долине. На заднем плане поселения и горы, на переднем — дети, приветствующие проходящий поезд. На нижней, дополнительной секции марки помещено изображение железнодорожной станции Кфар Йегошуа, которая реставрирована и сохранена в первоначальном виде, еще с турецкого периода владения Палестиной.

Лист марок посвященных железной дороге в Исраэльской долине

На полном специальном листе (блоке) марок в нижней, дополнительной секции помещена схема железной дороги, и несколько старых фотографий ее фрагментов. На верхней, дополнительной секции блока марок приведен современный пейзаж Исраэльской долины. Много зелени, аккуратные посадки, ухоженные поля. Все марки «погашены» специальным «железнодорожным» штампом первого дня гашения: 06.12.2011.

Штамп первого дня гашения 06.12.2011 марок, посвященных железной дороге в Исраэльской долине
Почтовые конверты, посвященные железной дороге в Исраэльской долине

На конвертах помещены схема железной дороги, специальные «железнодорожные» штампы первого дня гашения 06.12.2011 на марках, посвященных железной дороге в Исраэльской долине.

Схема железной дороги в Исраэльской долине

На схеме железной дороги кружками изображены 23 станции от Хайфы до Зомаха. Сплошные кружки — станции, построенные в турецкий период, остальные были построены позже.

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Михаил Чабан: «Отпусти народ мой!» Еврейская история в филателии и нумизматике. Часть 1 (продолжение)

  1. 23.02.2016
    Уважаемый Марк.
    Спасибо за ценное дополнение. К сожалению у меня этого материала не было. Придется брать Вас в соавторы. По поводу Ханны Сенеш у меня запланирован отдельный раздел, если доберусть до Второй мировой войны. На монетном дворе Франклина – США выпущены две медали в ее честь: серебрянная и бронзовая. И еще есть французская марка «Парашютисты» о том же.

    1. Это Вам спасибо за интересную, полезную и кропотливую работу.
      М.Ф.

  2. Оцениваю работу очень высоко!
    Знаю, как бывший филателист, сколько вложено автором труда, времени и денег(!) в собрание.

    П.С. Спасибо Марку за справку-дополнение.

  3. Интересная, ценная и содержательная работа.
    Маленькие дополнения:
    — относительно мошава Нааляль.
    В упоминаемой в тексте агротехнической школе училась Ханна Сенеш – национальный герой Израиля.
    Впоследствии в той же школе учился видный военачальник Шауль Мофаз.
    Уроженец мошава крупнейший современный израильский писатель Меир Шалев.
    В мошаве один из наделов принадлежит семье Моше Даяна, сам полководец похоронен на кладбище мошава. На этом же кладбище похоронен первый израильский космонавт
    Илан Рамон.
    — по железной дороге «а-Эмек».
    Сведения относительно нынешнего состояния дел с возобновлением функционирования дороги устарели.
    Проект в стадии реализации: новая трасса не является полным повторением старой и прокладывается с учетом нынешних требований, основные инженерные сооружения сданы в эксплуатацию, ведется укладка полотна и сооружение станций (всего четыре единицы). По трассе дороги пробит тоннель и сооружены четыре моста. Протяженность дороги 60 км. Предполагаемая скорость движения поездов 160 км/час. В перспективе предполагается соединение прокладываемой дороги с иорданскими ЖД (часть грузов из Европы в Иорданию идет через Хайфский порт).
    Предполагаемый срок сдачи в эксплуатацию – осень 2016 года.
    М.Ф.

Добавить комментарий для Soplemennik Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.