Эдуард Элькинд: Театральная тематика в собрании букиниста и коллекционера Э.Ф. Ципельзона

Loading

Приводятся сведения о рукописных (автографы, инскрипты, письма), печатных (книги, журналы, программы, афиши) и изобразительных (рисунки, фотографии, шаржи, карикатуры) материалах и документах из театральной коллекции Э.Ф. Ципельзона.

Театральная тематика в собрании букиниста и коллекционера Э.Ф.Ципельзона

Эдуард Элькинд

Область собирательских интересов Эммануила Филипповича Ципельзона (1890 — 1971), одного из наиболее известных московских букинистов и коллекционеров прошлого века [Л.1 — 8], была широка и разнообразна: литература и история, изобразительное и музыкальное искусство, театр, кино и др. Многие годы, работая за книжным прилавком, Э.Ф. Ципельзон увлекся собиранием редких книг и автографов. В дальнейшем коллекционирование становится его основным делом [Л.9 — 16]. Эммануил Филиппович имел огромный круг общения. Его эпистолярный архив насчитывает сотни писем от литераторов, деятелей искусства, науки, культуры. Ему писали поэты М. Светлов, М. Шехтер, Б. Слуцкий, С. Шервинский, писатели Ю. Олеша, И. Эренбург, переводчики В. Левик и Е. Гунст, литературоведы В. Шкловский и Н. Пиксанов, музыканты А.. Артоболевская и М. Гнесин, искусствоведы Ю. Бахрушин и И. Зильберштейн, коллекционеры М. Чуванов, Н. Харджиев, П. Эттингер, художники И. Игин, П. Корин, Е. Лансере, Кукрыниксы, руководители музеев, архивов, библиотек, сотрудники и редакторы журналов, энтузиасты-книголюбы из разных городов и регионов страны.

Театрально-кинематографическая тематика занимает в собрании Э.Ф. Ципельзона одно из центральных мест. Он был знаком и общался со многими актерами и режиссерами театра и кино. В период «голода» на книгу Эммануил Филиппович, как букинист с многолетним опытом работы, помогал формированию и пополнению личных библиотек академику С.И. Вавилову, писателям Д. Бедному и Л. Леонову, артистам Б. Тенину и В. Топоркову, режиссерам Р. Симонову и А. Орочко, художнику П. Корину, искусствоведу Л. Гроссману, артисту и библиофилу Н. Смирнову-Сокольскому и многим другим.

Эммануил Филиппович собрал обширную коллекцию автографов деятелей театра и кино, редких изданий по театральной тематике, а также программ и афиш спектаклей и концертов за период со второй половины XIX по первую половину XX века.

Материалы театральной тематики, собранные Э.Ф. Ципельзоном, охватывают практически все виды сценического искусства: драматический театр, оперу, балет, эстраду, а также концертно-исполнительскую деятельность. Будучи свидетелем, а часто и участником театрально-кинематографической жизни столицы, Эммануил Филиппович сохранил в своем архиве автографы, дарственные надписи и инскрипты (в том числе и ему посвященные) актеров, режиссеров, деятелей искусства и культуры за период с 1920-х по 1960-е гг.

В театральной коллекции Э.Ф. Ципельзона содержатся материалы о выдающихся театральных и кинорежиссерах (К. Станиславский, В. Мейерхольд, А. Таиров, С. Эйзенштейн, А. Довженко, В. Пудовкин, С. Юткевич, Б. Барнет), знаменитых актерах театра и кино (И. Москвин, В. Станицын, А. Орочко, А. Кторов, М. Яншин, В. Топорков, С. Михоэлс, М. Чехов, А. Остужев, А. Яблочкина, М. Кнебель, Ю. Юрьев, А. Сумбатов-Южин, О. Правдин, А. Попов, В. Самойлов, М. Штраух, Н. Боголюбов), драматургах и сценаристах (А.Н. Толстой, Н. Погодин, М. Булгаков, К. Тренев, Б. Лавренев, Ю. Олеша, К. Симонов, В. Ардов, Л Ленч, А. Файко), оперных артистах и вокалистах (А. Нежданова, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, А. Огнивцев, О. Ковалева, Т. Тактакишвили), артистах балета (А. Собещанская, Е. Гельцер, М. Кшесинская, М. Мордкин), и эстрады (Н. Смирнов-Сокольский, Л. Утесов, А. Райкин, А. Гузик, А. Слободской, В. Яхонтов), зарубежных драматических, оперных и киноартистах (А. Ристори, М. Баттистини, И. Гофман, Сара Бернар, Э. Крэг, Эрнст фон Поссарт, Мэри Пикфорд, Дуглас Фербенкс).

Среди театральных документов: денежно-финансовый документ питательного пункта при лазарете Императорских театров от 15 ноября 1916 г. с подписью члена Совета при Комитете лазарета актера Малого театра О. Правдина; ТЕЛЕФОНОГРАММА: “Тов. БЕБУТОВУ I — ый Театр Р.С.Ф.С.Р. от Наркома по просвещению А.В. Луначарского от 19 мая 1921 г.” о переносе посещения пьесы «МИСТЕРИЯ БУФФ» в виду “мобилизации меня Московским Комитетом на сегодняшний день”; анкета об итогах сезона 1923/24 гг. театра “Комедия”, (бывш. Корш) за подписью директора театра Шлуглейта М.М. от 5 июня 1924 г.; Соглашение между Управлением Варшавских Правительственных театров и Дирекцией Московского Художественного Театра, 1912 г. (машинопись) о представлениях 12-15-ти спектаклей МХТ в Варшавском Большом Правительственном театре в течение первой половины мая 1912 г..; стенограммы бесед В.И. Немировича-Данченко с режиссурой, директором и главными исполнителями оперы П.И. Чайковского “ПИКОВАЯ ДАМА” 30 марта и 1 апреля 1943 г. в Государственном Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко; выступление проф. С.С. Мокульского из стенограммы вечера, посвященного спектаклю Московского Камерного театра “Адриенна Лекуврер“ от 19 июня 1944 г.; стенограмма пресс-конференции в Московском художественном академическом театре им. М. Горького с представителями столичной прессы от 19 октября 1948 г.; курьезный документ — “СВИДЕТЕЛЬСТВО конторы Императорских Московских театров о дозволении уроженцу гор. Гамбурга Карлу Аве устроить в Доме Лодыженского на Большой Дмитровке Театр дрессированных блох сроком до 1 декабря 1869 г. Октября 15 дня 1869 г.”

Предметы коллекции можно разделить на три группы: рукописные, печатные и изобразительные. В первую группу входят автографы, инскрипты, письма, рукописи. Ко второй относятся книги (в том числе с автографами авторов), журналы, сборники, брошюры, буклеты, оттиски, пригласительные билеты, а также программы и афиши. Третья группа содержит графические и печатные изобразительные материалы — портреты, рисунки, фотографии, шаржи, карикатуры, фототипии, репродукции и т.д.

В числе предметов 1-ой группы:

запись кинорежиссера С.М. Эйзенштейна в альбом Э.Ф. Ципельзона: «Товарищу и другу по самой увлекательной охоте — охоте на книгу, дорогому Эммануилу Филипповичу С. Эйзенштейн, 26 апреля 1935 г. Memento Paul Feval! Memento x2 Honore Daumies!»; письмо представителя английской газеты “ТАЙМС” на бланке газеты “THE TIMES” директору Театра им. Ленсовета с просьбой предоставить два места на 2 июля [1942 г.] на спектакль “Русские люди” [пьеса К.М. Симонова]; ряд рукописных заявлений известных актеров и режиссеров театра и кино в МОСАВТОТЕХСНАБ с просьбой о выделении лимитной книжки на бензин для личных автомобилей, выделенных им Советским правительством в 1946 — 48 гг.; рукопись статьи актрисы театра и кино, театрального режиссера С.Г. Бирман о спектакле “Васса Железнова” по пьесе М. Горького с редакторской правкой (предположительно Л.В. Колпакчи); рукописное письмо О.С. Бокшанской (Нюренберг) (1948), секретаря дирекции МХАТ Э.Ф. Ципельзону от 26 октября 1946 г.; рукописная статья актрисы театра и кино, режиссера и педагога С.А. Гиацинтовой о ее работе над ролью Марии Александровны Ульяновой в спектакле И.Ф. Попова “Семья” в Московском театре им. Ленинского комсомола; надпись (в альбом Э.Ф. Ципельзона) кинорежиссера, писателя и сценариста А.П. Довженко: “Дорогому Эммануилу Филипповичу, посвятившему свою жизнь самой трогательной и благородной из всех человеческих слабостей — книге. Не забывайте своих украинских друзей художников А. Довженко, Ю. Солнцева“ (1930-ые гг.); рукописное письмо прославленной русской балерины, педагога, прима-балерины Императорских театров, известной также своими интимными отношениями с августейшими особами Российской империи М.Ф. Кшесинской великому князю Сергею Александровичу (без даты); рукописное письмо прозаика, драматурга Б.А. Лавренева Э.Ф Ципельзону от 12 декабря 1956 г.; рукопись писателя, драматурга Л.С. Ленча “Большие хлопоты” (об истории создания и постановки его комедии “Большие хлопоты”); машинописное письмо в Междуведомственную комиссию по отсрочкам при Наркомпросе об отсрочке для Л.В. Колпакчи, подписанное Наркомом по просвещению А.В. Луначарским и Заведующим Тео В.Э. Мейерхольдом [1920 г.]; записка театрального и кинорежиссера В.Э. Мейерхольда: “Спешно тов. Верову. Собрать костюмы “Мист — Буфф“, представить их Мейерхольду, собрать: МАЯКОВСКОГО, СТЕПАНОВА и художников “МИСТЕРИИ“ для внесения коррективов В. Мейерхольд 31. III. 1921“; два рукописных документа артиста балета, балетмейстера М.М. Мордкина на листах с личным штампом “Гастроли балета Мордкина”: Удостоверение и Расписка, датированные сентябрем 1919 г.; рукопись статьи оперной певицы, солистки Большого театра А.В. Неждановой “Женщина — великая сила Советского государства“ [1949 г.]; рукописное письмо писателя, драматурга Ю.К. Олеши Э.Ф. Ципельзону от 27 января 1957 г. Фрагмент письма: “Мой дорогой Эммануил Филиппович! Я получил Ваше поистине вдохновенное послание. Спасибо! …Как приятно, какая честь сознавать мне, что мои творения вызвали подобную реакцию у такого высоко чувствующего литературу человека, как Вы. Не преувеличивая скажу, что возможно за всю мою литературную деятельность Ваш отзыв для меня один из радостнейших: он горяч, искренен, умен и бьет во всяком случае в точку… С самым сердечным приветом Ю. Олеша”; авторизованная машинопись рассказа актрисы театра и кино В.Н. Пашенной “Моя любимая роль“ — о работе над ролью Вассы Железновой в одноименной пьесе А.М. Горького. Автограф; рукописное письмо артиста театра и кино В.Н. Соколова из Берлина и Парижа во время зарубежных гастролей Камерного театра: “Милый Шура! Наконец собрался, успокоившись в Берлине, сесть к столу и написать хоть несколько слов друзьям в Москву — в том счете и тебе, конечно. Масса новых впечатлений, знакомств, наблюдений и работы в Париже совершенно лишали возможности как-то уединиться, сосредоточиться и писать. В Париже я прожил пять недель, которые промелькнули, как пять дней. Прежде всего было очень много работы в театре — репетировали усердно и подолгу, играли 18 спектаклей, затем целые дни поглощали музеи, один богаче и краше другого, выставки и галереи современных художников, магазины старинных вещей, театры, просто шатанье по городу… В Берлине прошли 3 премьеры: “Саломея“, “Трамбилла“ и “Жирофля“. Интерес к театру огромный. Публики полным полно. “Жирофля“ прошла вчера с овациями. Сегодня в газетах немцы пишут: “W. Sokoloff — ist ein Genie des Groteske, ein Genie des Komishen”. Думаю в Берлине заказать визитные карточки: “Соколов — гений комического гротеска”, так импозантнее будет, правда? Лидия утопала в Париже в нарядах и шляпках. Здесь утихомирилась. Целую тебя, миленький, Жанну и Нюсю тоже. Лида всех вас также целует. Володя 11 / IV 1923”; запись на альбомном листе Э.Ф. Ципельзона: «Соседство театра с книгой /книжной лавкой/ не только — «география», но и сродство душ. Юр. Юрьев, 29.XI. 1934 г.»; запись в альбом: «Дорогой Эммануил Филиппович! Огромное уважение, которое я к Вам испытал сегодня — не случайно. Я люблю людей, у которых есть своя страсть! Ваша страсть прекрасна и благородна. В нашей одержимости, вероятно, и есть наше счастье. Вы счастливый человек! Я Вам завидую Вс. Якут, 23.V.1959 г.»

Во 2-ой группе предметов собрания Э.Ф. Ципельзона содержится много редких книг, журналов, буклетов, отдельных оттисков по театру (в том числе с автографами авторов): Л. Гумилевский «Владыка мира», пьеса в 4-х действиях, Саратов, 1921, с автографом писателя; «Под знаменем науки», юбилейный сборник в честь Николая Ильича Стороженко, изданный его учениками и почитателями. Москва, 1902 c дарственной надписью К.И. Прибыловой; В. Брюсов «Путник», психодрама в 1-ом действии, М., 1911, с автографом жены писателя Иоанны Брюсовой; Серг. Мамонтов «Пять пьес», Москва, 1910 с дарственной надписью Ольге Осиповне Садовской, Москва, 1912.; М. Сукенников «Петербургская жизнь, точки над i. Театр, печать, общество», Berlin, 1913, H. Caspar ; Г. Крыжицкий “Философский балаган, или театр наоборот”, книгоиздательство «Третья стража», Петербург, 1922, с дарственной надписью автора; Серго Амаглобели “Театр социального оптимизма”, оттиск из журнала «Драматургия» с надписью: «Владимиру Владимировичу Постникову от автора, 6/Х-33, Москва» ; С.Г. Кара-Мурза “Малый театр. Очерки и впечатления”, издание автора, Москва, 1924 с дарственной надписью Э.Ф. Ципельзону; Октав Мирбо “ТОЛЬКО НАЖИВА”, комедия в трех действиях, перевод с французского (серия западно-европейский театр), Москва, 1904; «Р. Вагнер. Лоэнгрин. Романтическая опера в 3-х действиях, с критико-биографической статьей и портретом Р. Вагнера», Харьков, 1926 (на украинском языке) с дарственной надписью Л.В. Собинова: “Алеше Бахрушину на память о моей украинизации Леонид Собинов, 1927 г., 22 января Москва“; Юбилейный сборник под редакцией А.А. Бахрушина, Н.Л. Бродского, Н.А. Попова «Островский 1823 — 1923» к столетию со дня рождения, М., 1923; Юренева В.Л. “Мои записки о китайском театре“, Теа — Кино — Печать, 1928 с дарственной надписью Валерьяну Савельевичу; Низовой П.Г. «На земле», пьеса в 3-х действиях, репертуар Государственного Академического театра «Четвертая студия», (постановка М.М. Тарханова), Мостеатриздат, 1926 с дарственной надписью: “Эммануилу Филипповичу на любовь и дружбу от автора, 30. ХII. 1926“; книга К.А. Тренева «Пугачевщина» (картины народной жизни), 1924, с надписью: «Милому Эммануилу Филипповичу Ципельзону на память К. Тренев, Москва, 2.XI. 1924 г.»; журнал «ЗРЕЛИЩА», №59, 1923 г., посвященный 25-летию МХАТ, с портретом директора Художественного театра В.И. Немировича-Данченко на обложке и дарственной надписью Л. Колпакчи от 23.Х. 23»; книга А.Я. Таирова «Записки режиссера» (изд. Камерного театра, М., 1921) актера, режиссера, основателя и художественного руководителя Камерного театра с дарственной надписью: “Глубокоуважаемому Алексею Александровичу Бахрушину с искренней приязнью А. Таиров, 1 июля 1922 г., Москва“ (с комментарием Э.Ф. Ципельзона); на форзаце книги «Иван Грозный», киносценарий С.М. Эйзенштейна, Госкиноиздат, Москва, 1944 надпись: «Дорогому другу Эммануилу Филипповичу великому знатоку книги с неизменной любовью и благодарностью С. Эйзенштейн, 12.Х.44»; Я.Б. Гринвальд “Михоэлс”. Краткий критико-биографический очерк, ОГИЗ, Госиздательство “Дер Эмес”, Москва, 1948 с надписью: “Валентину Ивановичу Вольпину с уважением и авторским приветом Я. Гринвальд, 1/V— 48 г.“; на обложке книги Вл. Недоброво “Н.П. Смирнов-Сокольский”, Кинопечать, М.-Л., 1927 надпись Н.П. Смирнова-Сокольского: “Милому старому другу Эммануилу Филипповичу Ципельзону от Н.Скольского, 1960 г.“; журнал «Советский цирк», № 9, 1961, с дарственной надписью художника Дарана Д.Б. на его статье “Марсель Марсо в жилете“ с иллюстрациями Д. Дарана: “Королю книжному Эммануилу Филипповичу Ципельзону в память о наших прогулках и беседах об искусстве. Д. Даран, осень 1961“; Олеша Ю.К. — на книге “Три толстяка” изд-во Детской литературы, М., 1956 надпись: “Эммануилу Филипповичу — большому моему другу — CМИРДИНУ наших дней, с любовью, искренностью и уважением Ю. Олеша, 1 марта 1958 г.”; Repertoire du theatre Francais, т. XI, 1828. Репертуар французского театра, т. XI, 1828. (Произведения Ляфосса и Дюфрени); N. Houghton “Moscow Rehearsals, an account of production in Soviet Theatre”, New York, Harcourt, Brace and Co, 1936. Н. Хафтон Московские репетиции. Анализ постановочных методов в советских театрах, Нью-Йорк, 1936.

Среди периодических изданий и сборников, связанных с театральной тематикой, в собрании Э.Ф. Ципельзона представлены: журнал «РАМПА и ЖИЗНЬ» 1909 — №12, 1912 — №47, 1914 — №№ 24, 47, 1915 — №№ 4, 10, 43, 1916 — №№ 9, 10, 19; журнал «ТЕАТР и ИСКУССТВО» 1911 — №№ 9, 13, 34, 37, 1912 — №№ 13, 28, 30, 34, 36, 39, 1913 — №№ 9, 14, 1915 — № 49, 1916 — № 40, 1917 — № 2; «ТЕАТРАЛЬНАЯ ГАЗЕТА» 1915 — №№ 33, 38, 1916 — №№ 1, 12, 15, 35, 36, 38, 45, 1917 — №№ 1, 2, 10 — 14, 23, 34 -37, 40, 41, 49, 52, 1918 — №№ 10, 12; «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» (временник ЛИТО Н.К.П.), 1920 — книга 11; газета «ЭХО ТЕАТРА», Киев, июнь 1922. Вверху газеты напечатано: «Весь № посвящен спектаклям третьей студии Московского Художественного театра»; журнал «ЭКРАН», 1925 — № 34, 1926 — №№ 8, 27, 29; «КИНО», Пролеткино, М., 1925; журнал «ВЕСТНИК РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ», Москва, Орган ЦК Всерабиса 1925 — № 3, 1926 — №№ 6, 7, 10; журнал «НОВЫЙ ЗРИТЕЛЬ» 1927 — №22; «ТЕАТРАЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ» (сезон 1926-27 гг.) журнал «СОВЕТСКИЙ ЭКРАН», 1925, № 20, 1926, № 43, 1927, №№ 12, 13; журнал «СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР» 1929 — № 1; Буклет-реклама: Кинотеатр «Художественный», Арбатская площадь, дом 14. Новая звуковая музыкальная комедия «ВОЛГА — ВОЛГА», апрель 1938 г. с портретами Л. Орловой, В. Володина И. Ильинского; Буклет-реклама: «Музыкально-художественный фильм «МУЗЫКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ», 1940 г. с портретами С. Лемешева, З. Федоровой и кадрами из фильма; собрание буклетов к 50-летию МХАТ (1948 г.): Актеры и режиссеры: К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, О.Л. Книппер-Чехова, И.М. Москвин, В.И. Качалов, М.М. Тарханов, Б.Г. Добронравов Н.П. Хмелев.

Спектакли: Три сестры (А.П. Чехов), Анна Каренина (Л.Н. Толстой), Царь Федор Иоаннович (А.К. Толстой), На дне (М.Горький), Вишневый сад (А.П. Чехов), Мертвые души (Н.В. Гоголь), Безумный день или женитьба Фигаро (П. Бомарше), Глубокая разведка (А. Крон).

Коллекция театрально-концертных программ и афиш охватывает спектакли и концерты как в столичных городах (Москва, С.-Петербург-Петроград-Ленинград ), так и на периферии (Саратов, Ярославль, Казань, Курск, Елец, Ревель, Тифлис, Суджа, Елец и др.). Представлены красочно орнаментированные программы придворных спектаклей в Царском Селе (1860-ые гг.), Петергофе (1902 г.). Среди репертуарных материалов московских театров — Малый (1893-1911), Большой (афиши Императорских московских театров 1873 и 1906 гг.), Художественный (1915-1962) и Камерный театры (1930-40 гг.), Театр им. Евг. Вахтангова (1950-60 гг.), Эстрадный театр “Эрмитаж“ (1950-ые гг.), Государственный музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (1940-ые гг.); программы гастролей в Москве Ленинградского Государственного театра миниатюр под руководством и при участии Народного артиста РСФСР А. Райкина (1950-60-ые гг.), Государственный Центральный ТЕАТР КУКОЛ под руководством С.В. Образцова (1930-60-ые гг.); афиша — Ансамбль театрализованных миниатюр под руководством Анны Гузик «НОХАМОЛ УН ВИДЭР» (“Повтори мне еще раз”), 1961 г. программа в 2-х отделениях на еврейском языке. (Среди авторов миниатюр — Б. Бергольц, В. Рискинд, И. Керлер, А. Гузик, Рубинштейн, Я. Якир, И. Котляр). На афише дарственная надпись В. Рискинда Э.Ф. Ципельзону; афиша спектакля Ленинградского Государственного театра им. Ленинского Комсомола «КАМЕНЬ НА ДОРОГЕ», комедия в 3-х действиях Д. Медведенко с дарственной надписью драматурга: «Быть просто знакомым с Эммануилом Филипповичем большое счастье. А быть его родственником и иметь право называть его дядей — больше, чем счастье! С глубоким уважением Д. Медведенко, 24/XI-61 г.»; Программа экспериментальной студии ПАНТОМИМА (Бюро пропаганды Советского киноискусства) под руководством А.А. Румнева, 1962 г. Из материалов, связанных с зарубежными коллективами, сохранились: программа Гастролей Американской Оперной труппы, Москва, 1956 г. «Порги и Бесс» — музыкальная драма на музыку Дж. Гершвина с автографом Мозеса Ла-Марр, одного из ведущих артистов труппы; программа-буклет спектаклей Театра марионеток «Пикколи ди подрекка» (Италия). Гастроли в СССР, Москва, 1959 г.

Среди программ периферийных театров можно выделить следующие: программа спектакля любителей в РЕВЕЛЕ 9 июля 1871 г. «ЖЕНИТЬБА», комедия в двух действиях, соч. Гоголя (на шелку); г. Курск, Лазаретный Сад. 1 июля 1884 года, в летнем театре Обществом русских драматических артистов дано будет в первый раз новая пьеса ПРАХОМ ПОШЛО, драма в 5-ти действиях И.В. Шпажинского, режиссер и распорядитель Д.А. Бельский; г. Суджа, 10 мая 1895 г. Программа концерта артистов ИМПЕРАТОРСКИХ Московских театров: сцены из спектаклей «Горе от ума», «Мария Стюарт», «Таланты и поклонники», «Ревизор», «Шашки». Сбор предназначен на устройство в г. СУДЖЕ ремесленного училища в память артиста М.С. Щепкина; г. КАЗАНЬ. ГОРОДСКОЙ ЗИМНИЙ ТЕАТР. Вторая гастроль артистов Императорского Московского МАЛОГО ТЕАТРА, 4 мая 1909 г. «БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК», комедия С. КОЛЫШКО (с участием Падарина, Рудницкого, Пашенной, Зубова, и др.); г. Кашира. Программа спектакля 21 января 1916 г. «ЖЕНИТЬБА», Н.В. Гоголя (культурно-просветительский отдел Каширского союза кооперативов и О-во Взаимопомощи учащихся женской гимназии и реального училища); Тифлисский Государственный ТЕАТР ОПЕРЫ и БАЛЕТА. Сезон 1929 — 30 гг. Опера Дж. Верди «АИДА» (партию Амонасро исполняет И.М. Горелов), на первой странице портрет И.М. Горелова; ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. Ф.Г. ВОЛКОВА. Юбилейный вечер, посвященный 175-летию со дня смерти первого русского актера Ф.Г. ВОЛКОВА 17 апреля 1938 г.; Программа торжественного спектакля 20 марта 1938 г. Драмтеатра г. Шахты, посвященного 40-летию артистической и общественной работы Заслуженного артиста РСФСР Якова Васильевича Орлова-Чужбинина. А. Островский “Женитьба Белугина”, постановка Я.В. Орлова-Чужбинина; Государственный Драматический Театр им. А.С. Грибоедова (Тбилиси): К. Гольдони «Хозяйка гостиницы», сезон 1938 — 39 гг.; «Провинциальная история» (по роману О. Бальзака), 1938 — 39 г.; вечер-концерт памяти А.С. Грибоедова, 11 февраля 1939 г. ; Саратовский Государственный Драматический театр им. Карла Маркса. Республиканский смотр спектаклей русской классики. Программа спектаклей на январь 1944 г.

Из программ и афиш концертно-театральных вечеров представляют интерес: “Программа пьесам и маршам общей зори с церемонией 27 июня 1868 г., Красное Село”, с орнаментальным и художественным оформлением Е. Гогенфельдена и А. Шарлемань; “РУССКИЙ ОХОТНИЧИЙ КЛУБ. В пользу общества взаимопомощи студентов-медиков ИМПЕРАТОРСКОГО Московского Университета, имеет быть КОНЦЕРТ в среду 19-го ноября 1908 г. По окончании концерта ТАНЦЫ до 3-х часов ночи, оркестр военной музыки 7-го гренадерского САМОГИТСКАГО полка под управлением Л.И. Клюгера”; Программа-буклет: Симфонические концерты Сергея Кусевицкого, 4-ый симфонический концерт, 2 декабря 1909 г. Участвуют А. Нежданова, Л. Собинов и др.; “Вспомогательное Общество Купеческих приказов в Москве. 2-го февраля 1909 г. в пользу недостаточных безместных членов Общества дан будет спектакль с музыкально-вокальным и литературным отделениями. I отделение: «ПОМОЛВКА В ГАЛЕРНОЙ ГАВАНИ» (картинка петербургской жизни в одном действии, соч. В. Щеглова), II отделение: КОНЦЕРТ при участии А.В. Светловской и хора Общества под управлением свободного художника А.Л. Макаренко. По окончании концерта БАЛ, оркестр военной музыки 12-го Гренадерского Астраханского полка под управлением капельмейстера А. Шретер”; “Город ЕЛЕЦ. Сад Общественного собрания 30 июля 1911 г. ПРОГРАММА ГУЛЯНЬЯ-КОНЦЕРТА-МАСКАРАДА в пользу недостаточных студентов Елецкого землячества при ИМПЕРАТОРСКОМ Московском Университете. I отделение «ОЧЕНЬ ПРОСТО», комедия В. Рышкова, II отделение КОНЦЕРТ, III отделение кинематограф МАСКАРАД»”; “НАРОДНЫЙ ДОМ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II. Программа концерта в память 200-летия со дня рождения первого русского ученого М.В. ЛОМОНОСОВА, 8 ноября 1911 г. «ЛОМОНОСОВ ИЛИ ЖИЗНЬ И ПОЭЗИЯ» драма Н.А. Полевого”; “ТЕНИШЕВСКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ (Моховая, 33), 8-го января 1916 г. ЛЕКЦИЯ артиста ИМПЕРАТОРСКИХ театров Юрия Михайловича ЮРЬЕВА «ИСКУССТВО, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ и СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТРЪ». Прения под председательством Ф.О. Батюшкова. При благосклонном участии: Н.А. ТЭФФИ, В.Э. МЕЙЕРХОЛЬДА, Федора СОЛОГУБА, Е. КАРПОВА и В.Н. СОЛОВЬЕВА”; Программа концерта, устраиваемого в Никольском театре 11(24) марта 1918 г. (с участием А.К. Тарасовой); Программа концерта 22 февраля 1942 г., посвященного 24-ой годовщине Красной Армии и Военно-морского флота (среди участников — А.И. Батурин, Я.В. Флиер, Э. Гилельс, Н.П. Смирнов-Сокольский, Д.Я. Пантофель-Нечецкая, Д.Н. Орлов); Юбилейная программа-буклет спектаклей к 50-летию МХАТ (23 октября — 1 ноября 1948 г.); афиша литературного вечера мастера художественного слова, лауреата Всероссийского конкурса артистов-чтецов А.К. Слободкина в музее-квартире Ф.М. Достоевского 29 ноября 1959 г. с дарственной надписью: “Эммануилу Филипповичу — старому московскому букинисту! Только настоящий любитель книги может быть таким энтузиастом нашего искусства художественного чтения. С уважением и благодарностью А. Слободкин, 29/XI — 59“; Программа торжественного заседания, посвященного 100-летию со дня рождения К.С. Станиславского, МХАТ СССР им. М.Горького, 17 января 1963 г.

В разделе изобразительных материалов (3-ей группе предметов коллекции) представлены фотографии (в том числе с дарственными надписями) Б. Барнета, М. Баттистини, И. Гофмана, И. Москвина, К. Станиславского, О. Ковалевой; портреты (литографии, репродукции) В. Каратыгина, В. Мейерхольда, шаржи на А. Луначарского, К. Станиславского, М. Чехова, В. Эрманса, рисунки В. Холоповой-Новодворской к трагедии М.Ю. Лермонтова “Испанцы” и др.

В Приложении приводятся спародированные в стихотворной форме “ответы” известных писателей, драматургов, артистов, режиссеров на вопрос анкеты: “Можно ли любить двух женщин сразу?“ из книги-конволюта с вырезками театральных обозрений периодики за 1902 г. из архива Э.Ф. Ципельзона.

Аннотированный список литературы

  1. И. Окунев «Старейший московский букинист», журнал «Москва», № 4, 1960, с. 221 — 222.

Кратко прослеживается трудовая деятельность букиниста и коллекционера Э.Ф. Ципельзона в книжной лавке Центросоюза, магазине «Недра», в «Академкниге». Сообщается о том, что с 1920-ых гг. Э.Ф. Ципельзон завел книгу-альбом для отзывов и пожеланий покупателей, содержащую автографы писателей, актеров, режиссеров, художников. Приводятся примеры таких записей (С. Эйзенштейна, Кукрыниксов, В. Шкловского и др.) Отмечается практика передачи коллекционером книг и документов, имеющих общественное значение, в дар музеям, библиотекам и другим государственным учреждениям.

  1. Ю.Ф. Кононов. «Современные частные коллекции документов», журнал «Вопросы архивоведения», № 2, апрель — июнь 1962 г.

Автор отмечает, что собиранием рукописных материалов в СССР занимаются люди самых разных профессий и социального положения… У известного букиниста Э. Ципельзона находится редкая по своей ценности коллекция автографов выдающихся людей мира… Однако, в современном коллекционировании при всех его положительных качествах и заслугах перед советской культурой есть и отрицательные черты… При жизни коллекционера его собрание распределяется, растекается по многим архивам, музеям, библиотекам. Это относится и к собранию Э.Ф. Ципельзона. Он сам об этом пишет: «Сейчас я передаю книги и документы с автографами … в различные библиотеки и музеи Москвы».

  1. В. Сметанников. «Король с Гоголевского бульвара», «Советская молодежь» (Латвия), 31 августа 1963 г.

Рассказ журналиста о собрании редких книг и автографов Э.Ф. Ципельзона после посещения квартиры в доме на Гоголевском бульваре, где живет коллекционер.

  1. «Книжник-энтузиаст», журнал «В мире книг», № 4, 1964 г., с. 45.

Публикуется рассказ Э.Ф. Ципельзона, пришедшего в редакцию журнала, про историю создания своего уникального собрания, содержащего более двух с половиной тысяч книг, рукописей, автографов.

  1. А. Тюстин. «Сокровища старого дома», Пензенская правда, 27 февраля 1965 г.

Научный сотрудник Пензенского областного краеведческого музея рассказывает о редких материалах из коллекции Э.Ф. Ципельзона — деятелях литературы и искусства, связанных с Пензенским краем: письмо В.Ф. Гладкова, приветственный адрес В.Э. Мейерхольду в честь 25-летия его театральной деятельности, подписанный Охлопковым, Бабановой, Свердлиным, Ильинским, и др.

  1. А. Лупенко. «В гостях у “Филиппыча”», «Культура и искусство», Вестник агентства печати новости, № 22 от 2 июня 1965 г.

Описываются впечатления от посещения квартиры, где живет букинист и коллекционер Э.Ф. Ципельзон, о его собрании редких книг, рукописей, автографов, о публикаторской, журналистской деятельности Э.Ф. Ципельзона, о десятках благодарственных писем, полученных от различных музеев, библиотек и других учреждений культуры, которым коллекционер передавал в дар многие раритеты из своей коллекции.

  1. А. Салуцкий. «С книгой по жизни», Вечерняя Москва, 20 августа 1965 г.

Рассказывается о собирательской деятельности и коллекции раритетов Э.Ф. Ципельзона в связи с его 75-летним юбилеем. Приводится дружеский шарж на юбиляра художников Кукрыниксов.

  1. Л. Колодный. «Юбилей коллекционера и букиниста», Московская правда, 20 августа 1965 г.

Отмечается, что “…всякий раз, приходя в редакцию, один из старейших книжников Москвы приносит удивительнейшие истории, замечательные книги, ценнейшие автографы. Э.Ф. Ципельзон, которому сегодня исполняется 75 лет — хранитель уникальной коллекции книг и автографов, собранных им в течение десятков лет в результате упорного и неутомимого труда. Вся его жизнь — поиск”.

  1. 15. В. Янкулин. «О старом книжнике. Из коллекции Эм. Ципельзона», «Наука и жизнь», № 6, 1967, с.124 — 127.

«… Э.Ф. Ципельзон около полувека провел за книжным прилавком, а когда ушел на пенсию целиком отдался своей главной страсти — собиранию редких книг и автографов. Его коллекция насчитывает около 3000 единиц хранения. Главное, чем дорожит и чем гордится Эммануил Филиппович — это своей картотекой. Вообще-то, их у него две. Одна — систематизация всего, что он имеет и о чем слышал или читал. Вторая — предмет его особой гордости — картотека автографов, которые прошли через его руки, хранятся у него или перекочевали в фонд Ципельзона в Библиотеке им. В.И. Ленина».

  1. Глезер Л.А. «Записки букиниста». Издательство «Книга», М. 1989. «…Одним из самых популярных книжных магазинов в Москве был магазин Центросоюза (кооперация). Отделом старой книги в этом магазине заведовал Эммануил Филиппович Ципельзон-Россиенов, известный букинист, активный член РОДКа, впоследствии старший товаровед в солидном книжном магазине Академии наук. Он пользовался большим уважением и благосклонностью президента Академии наук С.И. Вавилова. Эммануил Филиппович уже в те времена увлекался собиранием автографов. Да и сам он, покупая книгу, расписывался на последнем форзаце под ценой и датой. Но автограф он оставлял только на дорогих и редких изданиях. До сих пор встречаются книги с его автографом “Э.Ф.” Многое сделал Э.Ф. Ципельзон-Россиенов для популяризации старых русских книг, публикуя соответствующие статьи в газетах и журналах. Наши добрые отношения сохранялись до последних дней его жизни».
  2. Э.Ю. Элькинд «Дарственные надписи московскому букинисту и коллекционеру Э.Ф. Ципельзону», журнал «Вестник архивиста», №1, 2009, с.284 — 294.

Приводится краткая биография букиниста, характеристика и классификация инскриптов, подчеркивается их литературно-книговедческое значение.

  1. Элькинд Э.Ю. «Э.Ф. Ципельзон, как журналист-публикатор», журнал «Библиография», № 5, 2011 г., с. 73 — 95.

Статья посвящена московскому букинисту и библиофилу Э.Ф. Ципельзону, печатавшему в периодических изданиях статьи и заметки о раритетах из своей коллекции.

  1. «О чем рассказал экслибрис» (публикация Э.Ю. Элькинда), журнал «Мир библиографии»: № 5, 2012 г., с. 28 — 34, № 6, 2012 г., с. 34 — 41.

Приводится аннотированный список, описания и изображения 140 владельческих экслибрисов из собрания букиниста и коллекционера Э.Ф. Ципельзона.

  1. Э.Ю. Элькинд «Букинист и коллекционер Э.Ф. Ципельзон глазами его современников», КНИГА. ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ, Сборник № 100, Москва, НАУКА, 2014, с. 190 — 212,

На основе материалов документарного, эпистолярного и фотоархива Э.Ф. Ципельзона, а также опубликованных печатных материалов приводятся суждения и свидетельства современников о нем, как о букинисте-библиофиле, коллекционере, журналисте-публикаторе и мемуаристе. Отмечается культурно-просветительское значение деятельности Э.Ф. Ципельзона.

  1. Евгений Никитин «“Счастье — быть при своем… любимом деле”: Эммануил Филиппович Ципельзон», Библиофилы России, Альманах. т. XI, изд-во Любимая Россия, М., 2014, с. 220 — 260.

Приводятся подробные сведения о жизни и трудовой деятельности Э.Ф. Ципельзона.

  1. Эдуард Элькинд «Изобразительные материалы в собрании букиниста и коллекционера Э.Ф. Ципельзона (к 125-летию со дня рождения)», журнал-газета МАСТЕРСКАЯ, 21 июня 2015 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Из альбома вырезок театральных обозрений периодики за 1902 г.: “Ответы наших знакомых на вопрос: «Можно ли любить двух женщин сразу?»”

М. Горький

Любить двух женщин сразу? Можно!
Ведь наше сердце очень сложно:
Его постичь нельзя вполне…
Любима нынешним мужчиной
И та, которая в гостиной,
И та, которая НА ДНЕ!

П. Боборыкин

Мужчина бодрый, средних лет
Ну, лет шестидесяти, что-ли
Ведь несомненно даст ответ:
Не только двух, но даже боле!

Лев Толстой

Двух женщин? Только? Что за вздор?
Кто сочинил такую фразу?
Не двух, не трех, всех женщин сразу
Должны любить мы …как сестер.

Кн. А. Сумбатов

Любовь теперь не в авантаже:
Она смущает бодрый дух
Играть, писать, читать …Когда-же
Еще любить — и сразу двух?

Вл. Немирович-Данченко
Мы узел гордиев разрубим
И устраним моральный крах
Одну в действительности любим,
Другую любим лишь — в мечтах!

Л. Собинов

Любить двух женщин можно-ль сразу?
Не знаю! Мой критерий плох:
Отдавшись пылкому экстазу,
Всегда любил я сразу трех!

Ф. Шаляпин

Над всем смеюсь, как Мефистофель,
Но женщин всех люблю зараз.
Одни мне нравятся en face?
Другие нравятся мне в профиль.

Окончание
Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Эдуард Элькинд: Театральная тематика в собрании букиниста и коллекционера Э.Ф. Ципельзона

  1. Волею автора статьи весь богатейший иллюстративный материал (более сорока фотографий) сконцентрирован в «аннотированном перечне избранных театральных раритетов» — во второй части публикации, которая выйдет через неделю, 31-го марта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.