Эдуард Элькинд: Театральная тематика в собрании букиниста и коллекционера Э.Ф. Ципельзона. Окончание

Loading

Приводятся сведения о рукописных (автографы, инскрипты, письма), печатных (книги, журналы, программы, афиши) и изобразительных (рисунки, фотографии, шаржи, карикатуры) материалах и документах из театральной коллекции Э.Ф. Ципельзона.

Театральная тематика в собрании букиниста и коллекционера Э.Ф.Ципельзона

Эдуард Элькинд

Окончание. Начало

На основе личного архива Э.Ф. Ципельзона впервые публикуются избранные изобразительные материалы из его коллекции (рисунки, фотографии, гравюры, экслибрисы и др.) См. поз. 4, 6, 10, 15, 16, 22, 23, 28, 29, 30).

Ниже приводится аннотированный перечень избранных театральных раритетов по каждой из названных выше групп предметов коллекции.

I. Рукописные материалы (в алфавитном порядке)

  1. Ардов, Виктор Ефимович (1900 — 1976), писатель-сатирик, драматург, сценарист, карикатурист. Рукописное заявление (на личном именном бланке члена Союза советских писателей) в Литфонд СССР от 6 июня 1960 г.
  1. Бахрушин, Алексей Александрович (1865 — 1929) купец 1-ой гильдии, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея. (Ныне ГЦТМ им. А.А. Бахрушина). Рукописный денежно-финансовый документ на бланке “Заведующий городским НАРОДНЫМ ДОМОМ на Введенской площади“, Москва, мая 28 дня 1910 г., №55. Автограф.

  1. Булгаков, Михаил Афанасьевич. Надпись на манжете от мужской сорочки: “1922 г. 19 сентября. Я писал на манжете <утрата текста> единственному человеку, который нашел слова, чтобы поддержать пламень у меня. Я этого не забуду. М. Булгаков”.

  1. Гутман, Давид Григорьевич (1884 — 1946), театральный деятель, главный режиссер Ленинградского и Московского театров Сатиры. Записка т. Пильщикову на служебном бланке театров: «Витя! Т-щу Булгакову дай все места, какие есть хорошие», без даты (конец 1920-х гг.)

  1. Луначарский, Анатолий Васильевич (1875 — 1933), советский государственный деятель, писатель, публицист, критик, искусствовед, первый Нарком просвещения РСФСР, академик АН СССР: машинописное письмо (копия) Народного комиссара по просвещению А.В. Луначарского от 10 / 6 1921, № к / 778 в Тео Главполитпросвета т. Козыреву: Cогласно постановления Президиума Московского Совета Театр Р.С.Ф.С.Р. (бывший Зон) передается в распоряжение Наркомпроса. Настоящим распоряжением передаю его в Ваше ведение для продолжения там начатого уже дела революционного театра под руководством тов. В.Э. Мейерхольда А. Луначарский”.

  1. Правдин, Осип Андреевич (1849 — 1921), актер и режиссер Малого театра, подпись на денежно-финансовом документе питательного пункта при лазарете Императорских театров в период I мировой войны (15 ноября 1916 г.) о расходах, на специальном печатном бланке: “Красный Крест, М.И.Д., состоящий под августейшим покровительством Ее Императорского Высочества Великой княжны Татьяны Николаевны, питательный пункт при лазарете Императорских театров в Москве”, как члена Совета при Комитете лазарета.

  1. СВИДЕТЕЛЬСТВО. Контора Императорских Московских театров дозволяет уроженцу гор. Гамбурга Карлу Аве устроить в Доме Лодыженского на Большой Дмитровке Театр дрессированных блох сроком до 1 декабря 1869 г. Если со стороны полиции не окажется препятствий. Октября 15 дня 1869 г.

  1. Собинов, Леонид Витальевич (1872 — 1934), оперный певец (лирический тенор), Народный артист республики, один из крупнейших представителей русской классической вокальной школы: рукописное письмо на личном именном бланке Михаилу Васильевичу от 26 апреля 1934 г.

  1. Станиславский (Алексеев), Константин Сергеевич (1863 — 1938), театральный режиссер, актер, педагог, основатель (совместно с В.И. Немировичем-Данченко) Московского Художественного театра: рукописное предписание на “Выписке из протоколов репетиций Государственной студии-театра им К.С. Станиславского” о том, какие меры принять к опаздывающим на репетиции постановки “Майская ночь” студийцам в декабре 1927 г.: “Поступить по существующим законам… …15 / XII — 27 г.“ Автограф.

  1. Театр Вс. Мейерхольда. Внутренние документы.

— Записка неустановленного лица к Л.В. Колпакчи на листе с печатным бланком: “Президиум Совета Трудколлектива Театра Вс. Мейерхольда. Адрес: Тверская, Триумфальная пл., 20. Телефон 60 — 98: “Л.В. Колпакчи. Прошу Вас прибыть в театр для переговоров об издательстве. Буду ждать Вас в пятницу 27 / III [1925 г.] от 11 до 1 часа дня. Подпись (неразборчива)”.

— Записка: “Лев Владимирович, Всеволод Эмильевич просит обязательно представить ему корректуру “Бубуса“. Подпись (неразборчива) 31 — I — 25“. Внизу комментарий Л.В. Колпакчи: “Брошюра о “Бубусе“ выпущена мною 31. 1. 1925 Л.Колпакчи“.

  1. Толстой, Алексей Николаевич (1882 — 1945), прозаик, драматург, публицист, общественный деятель: рукописное письмо Олегу Леониловичу [Леонидову] от 3 апреля 1925 г., в котором поддерживает его предложение о переделке “Ибикуса” в сценарий и добавляет, что “давно намеревался устроить “Ибикус” в кино, но не было времени и руки не доходили” [“Похождения Невзорова, или Ибикус“ — повесть, написанная А.Н. Толстым в 1924 г.]

II. ПЕЧАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (в хронологическом порядке)

А. КНИГИ

  1. Серг. Мамонтов “Пять пьес“ (Смерть Пушкина. В сельце Отрадном. Ценою крови. Сочельник. Охота), Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, Москва, 1910 с дарственной надписью: “Искренне и глубоко чтимой Ольге Осиповне Садовской от автора, 1912, Москва“ [Мамонтов, Сергей Савич (1867 — 1915), писатель, драматург, театральный критик, старший сын мецената С.И.Мамонтова; Садовская (урож. Лазарева), Ольга Осиповна (1849 — 1919), актриса Малого театра, Заслуженная артистка Императорских театров, жена М.П. Садовского].

  1. А.В. Луначарский “ИВАН в РАЮ”, миф в пяти картинах, Государственное издательство, Москва, 1920.

  1. Брюсова И.М. Дарственная надпись на книге Валерий Брюсов «ПУТНИК». Психодрама в 1 действии, Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, Пименовская ул. с. д., Москва — 1911: “Милому Мирону Даниловичу Рейделю на память о днях его работы над Валерием Брюсовым. С уважением Иоанна Брюсова. 7. III. 60 Москва кабинет Брюсова“.

  1. Эс-Хабиб-Вафа (1900 — 1938), индийский писатель, поэт, драматург. На титульном листе книги “Индия в цепях”, мело-драма в 3-х действиях (8 картинах), под редакцией А. Глебова, Московское театральное издательство, 1922 — дарственная надпись: “Уважаемому тов. С.Л. Вельтману на память от автора Вафа 2. I. 1927”. Там же у корешка по вертикали владельческая помета: “Из собрания автографов Э.Ф.Ципельзона“. На форзаце комментарий Э.Ф. Ципельзона по поводу обложки книги.

  1. Смирнов-Сокольский, Николай Павлович (1898 — 1962), собиратель редкой книги, эстрадный артист-сатирик, на книге В. Недоброво “Н.П. Смирнов-Сокольский”, (на обложке портрет пером — И. И. Бродского), Кинопечать, М.-Л., 1927 — надпись: “Милому старому другу Эммануилу Филипповичу Ципельзону от Н. Скольского, 1960 г.“

Б. ПРОГРАММЫ и АФИШИ

  1. Программа придворного спектакля в Царском Селе 15 ноября 1864 года: французские комедии «Permettez madame!» и «Les invalids du mariage». (Программа обрамлена многоцветным растительным орнаментом).

  1. Рукописная программа: Генеральная репетиция спектакля 4 октября 1872 г. «НОВИЧКИ В ЛЮБВИ» (комедия-водевиль в одном действии). Среди исполнителей: граф Н.А. Адлерберг, графиня М. А. Адлерберг, великая княгиня Мария Александровна, великий князь Владимир Александрович. Размер 28,7 х 40,8 см

  1. Программа спектакля Московского общества Искусства и Литературы «МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО», комедия В. ШЕКСПИРА, 11 февраля 1897 г. (среди исполнителей: К.С. Станиславский, В.В. Лужский, Г.С. Бурджалов, А.Р. Артем, М.Ф. Андреева, режиссер — К.С. Станиславский); 15 х 35см.

  1. Программа балетного вечера в Петергофе 19 августа 1902 г. (на французском языке) I. «Le Lac des Cygnes» (acte I, tableau 2-me) (Рославлева, Булгаков, Кяхт, Кусов), II. «Don Quichotte» (I — er acte) (Солянников, Гиллер, Легат, Анна Павлова, Егорова, Кшесинская, Преображенская), Петергоф, типография А.А. Ливенсона, 1902. Обложка программы выполнена художником К.А. Сомовым. Бумага, литография, типографская печать, 28,5 х 22,8 см. В центре монограмма Великого князя Николая Николаевича Романова, в нижнем правом углу владельческая надпись синими чернилами Э.Ф. Ципельзона. [Сомов, Константин Андреевич (1869 — 1939), живописец, график, мастер портрета и пейзажа, оформитель книг, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала].

  1. Программа-афиша. “Русский охотничий клуб. В среду, 14 января 1909 г. в пользу Мясницко-Басманного Отделения Совета Дамского Попечительства о бедных в Москве, любительский спектакль. Представлено будет: Д О Л Л И, комедия в 3-х действиях, Христиансона, перевод Саблина. (Среди участников спектакля О.В. Гзовская, кн. М. и Е.В. Голицины, М.С. Бутурлина, кн. Львова и др.). Печ. Разр. 10 января 1909 г. Московск. Градонач. Ген.-Майор Адрианов. Типография Императорских Моск. Театров”. По краям украшена растительным орнаментом Товарищества «Брокар и Ко» с надписью: надушена духами «Muguet Merveille». Размер 33.5 х 32 см

  1. “Собрание Служащих в Кредитных Учреждениях. В пятницу 30 ноября 1912 г. в пользу Орловского землячества при ИМПЕРАТОРСКОМ Московском Университете при участии артиста А.А. ИЛЬИНСКАГО — БЛЮМЕНАУ любителями драматического искусства будет дан спектакль «В ЦАРСТВЕ СКУКИ». Комедия в 3-х действиях Пальерона”.

  1. 7. МЮЗИК-ХОЛЛ, Садово-Триумфальная, 18. Программа-афиша. Вступительное слово — НАРКОМ по просвещению А.В. Луначарский. II. «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ», драма А.Н. Островского (исполнители ролей: А. Яблочкина, Е. Садовская, В.Н. Рыжова, А. Васенин, И.А. Рыжов, И. Красовский и др.) III. «ГОЛУБОЙ ЭКСПРЕСС», пьеса А.В. Луначарского. Участвуют: Н.А. РОЗЕНЕЛЬ, М.Ф. ЛЕНИН [1930-ые гг.]

  1. Государственный Малый театр. Программа литературно-музыкального утра, посвященного 40-летию литературной деятельности МАКСИМА ГОРЬКОГО, 25 сентября 1932 г. Среди исполнителей — М.Ф. Ленин, В.Ф. Лебедев, В.Н. Пашенная, П.М. Садовский, Ю.М. Юрьев и др. На программе пометки и комментарии Э.Ф. Ципельзона.

  1. Афиша спектакля Ленинградского государственный театра “Комедии” «Милый обманщик», эпистолярная комедия в 2-х действиях Джерома Килти, постановка Народной артистки РСФСР А.И. Ремизовой, художник Народный артист РСФСР Н.П. Акимов, 1962.

  1. Афиша: 1961 г. «Ансамбль театрализованных миниатюр под руководством Анны Гузик «НОХАМОЛ УН ВИДЭР» (“Повтори мне еще раз”). Программа в 2-х отделениях на еврейском языке». (Среди авторов миниатюр — Б. Бергольц, В. Рискинд, И. Керлер, А. Гузик, Я. Якир, И. Котляр). На афише дарственная надпись В. Рискинда Э.Ф. Ципельзону. Размер — 71 х 104 см.

  1. Пригласительный билет-программа в ЦДРИ на вечер 30 января 1967 г., посвященный Народному артисту РСФСР, писателю, общественному деятелю Николаю Павловичу Смирнову-Сокольскому. На билете надпись “Ципельзону Э.Ф.“.

III. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (в алфавитном порядке)

  1. Ардов, Виктор Ефимович (1900 — 1976), писатель-сатирик, драматург, сценарист, карикатурист. Шарж на Виктора Эрманса с надписями: «Халтурой не дразнить», «Питается исключительно драмактерами». [Эрманс, Виктор Константинович (1888 — 1958), драматург, театральный, эстрадный и цирковой критик]

  1. 2. Анненков, Юрий Павлович (1889 — 1974), живописец и график, художник театра и кино. Портрет Народного артиста республики Всеволода Эмильевича Мейерхольда (к пятилетию театра имени В. Мейерхольда), репродукция из неустановленного издания.

  1. Барнет, Борис Васильевич (1902 — 1965), актер, самобытный кинорежиссер, Заслуженный артист РСФСР, Заслуженный деятель искусств УССР, лауреат Сталинской премии, автор знаменитого фильма “Подвиг разведчика“. Фотография с дарственными надписями:

— на лицевой стороне: “Милая Маргарита Ивановна, чем я дальше — пусть в Париже / Тем милей Вы мне — тем ближе”, 20 / III 33 Барнет Москва (пока еще).

— на обороте: Вместо эпиграфа:

“Коль с глаз долой, — так с сердца вон”— гласит нам мудрости закон. / — Чужим законом нам не жить — Закон мы можем сочинить. / Я выдумал закон иной, / Услышав мудрых речь: / “Коль с сердца вон — так с глаз долой“ / — Поставь портрет за печь! Б.Б.“.

  1. Баттистини, Маттиа (1856 — 1928), выдающийся итальянский певец, драматический бартион, мастер бельканто, гастролировал во многих странах Европы и Америки, в России провел 23 сезона (до 1916 г.). Фотография с дарственной надписью на французском языке: ”Моему дорогому другу г-ну Семенову на память …М. Баттистини, май 1898 г.”

  1. Гофман, Иосиф (Йозеф Казимир) (1876 — 1957), знаменитый американский пианист польского происхождения. Неоднократно выступал с концертами в России. Фотография с дарственной надписью на английском языке, Рязань, декабрь 1902 г. и программа его выступления в Большой зале Благородного собрания 6 ноября 1912 г.

  1. Н. Гатилов, художник. Шарж на М. Чехова. Внизу надпись: “Неопубликованный шарж Н. Гатилова, сделанный по моему заказу (осень 1928 г.) Черновой оттиск клише. Лев Колпакчи“ [Чехов, Михаил Александрович (1891 — 1955), актер тетра и кино, театральный педагог, режиссер].

  1. Каратыгин, Василий Андреевич (1802 — 1853), знаменитый российский актер, трагик, артист С.-Петербургского Александринского театра, автор переводов и переделок французских водевилей и других драматических пьес, шедших на сценах Императорских театров; был знаком с А. Пушкиным, А. Грибоедовым, К. Рылеевым, В. Кюхельбеккером — гравированный портрет В.А. Каратыгина на паспарту с растительным орнаментом.

  1. Ковалева, Ольга Васильевна (1881 — 1962), Заслуженная артистка республики, солистка Всесоюзного радио. Фотография. На обороте дарственная надпись: ”Эммануилу Филипповичу в знак нашей крепкой дружбы через книгу О. Ковалева, 17 июня 1935 г.“.

  1. КУКРЫНИКСЫ — шарж на А.В.Луначарского с пародийным текстом А. Архангельского: “О нем не повторю чужих острот, пускай моя звучит свежо и ново; родился предисловием вперед и произнес вступительное слово“.

  1. Москвин, Иван Михайлович (1874 — 1946), актер, театральный режиссер, мастер художественного слова, Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии. Фотография с дарственной надписью: “Дорогому дружку моему Саше на вечную память. Давай, милый, проведем концы дней наших вместе! Иван Москвин, 16 / IV 29 г.“ На обороте фотографии примечание Э.Ф. Ципельзона: “Дружок Саша — доктор (врач) Художественного театра Александр Савельев, живший в доме, где жил В.И. Качалов”, 20 х 30 см.

  1. В.Д. Новодворская (Холопова-Новодворская), художник. Две иллюстрации к трагедии М.Ю. Лермонтова “Испанцы“, 1920 — 30 — ые гг., картон, тушь, перо, акварель 11,4 х 16,5 см (каждая).

  1. Станиславский Константин Сергеевич:

— фотография (с внуком);

— шарж Д. Моора (хромолитография, 20 х 30 см) из серии «Артисты и общественные деятели в костюмах 1812 г.», коллекция А.М. Чудакова;

К. Станиславский и М. Горький (из буклета к 50-летию МХАТ).

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Эдуард Элькинд: Театральная тематика в собрании букиниста и коллекционера Э.Ф. Ципельзона. Окончание

Добавить комментарий для Сильвия Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.