Аркадий Гайсинский: Ашкеназы: почему и откуда?

Loading

Пророк, живший во второй половине 7 в. до н.э. помещает Страны Ашкеназийские… на юго-востоке Европы. Подчеркём, что Германию «страной Ашкеназ» её коренные жители — германцы — никогда не называли, но только жившие там евреи и остаётся необъяснимым, почему земли в среднем течении Рейна связали именно с Ашкеназом?

Ашкеназы: почему и откуда?[1]

Аркадий Гайсинский

1

Ниже приводится цитата, которую можно встретить, практически, во всех работах, посвящённых истории европейской еврейской диаспоры: её автором считают заслуживающего доверия известного хрониста Иосифа бен Иегошуа Га-Когена, жившего в 16 в., но распологавшего гараздо более ранними источниками:

«И было лето 4450 (689 г.), и усилилась борьба между исмаильтянами и персами в ту пору, и были поражены персы ими, и пали они под их ноги, и спаслись бегством многочисленные евреи из страны Парас, как от меча, и двигались они от племени к племени, от государства к другому народу и прибыли в страну Русию и землю Ашкеназ, и Швецию и нашли там много евреев»[2].

Движение беглецов по территории Европы было однонаправлено: от её юго-востока на северо-запад. Под «страной Парас» понимается Персия — далее Русия — затем «земля Ашкеназ»(Германия) и, наконец — Швеция.

Но коль скоро описываемое имело место в конце 7 в., то по справедливому замечанию Л.Гумилёва «страны Русии с многочисленными или немногочисленными евреями в 7 в. не существовало».

Вообще-то, справедливым это замечание нужно считать только по отношению к «Повести временных лет», потому что восточные источники знают другую Русь, существовавшую на Таманском полуострове (Острове Русов) намного ранее летописной Руси, основанной варягами. Но официальная российская историография называет упоминание страны Русия в 7в. ошибкой., не высказывая своего отношения в данном сообщении к существованию «Земли Ашкеназ» и Швеции.

2

Земля Ашкеназ — это бесспорно Германия:

«в комментариях Раши (1040–1105) немецкие выражения характеризуются как лешон ашкеназ (то есть немецкий язык), а термин Ашкеназ относится к общинам Майнца и Вормса, в которых жил Раши. Ясно также, что термином Эрец ашкеназ в его комментариях обозначается Германия»[3].

Но если, как утверждается в КЕЭ «немецкие выражения характеризуются как лошн ашкеназ (то есть немецкий язык)», то «ашкеназами» евреи должны были называть носителей этого языка — германцев. Однако такой факт нигде и никем не отмечен — ближе к реальности информация приведенная в Википедии:

«Прежде евреи называли свой язык лошн ашкенез (לשון אשכנז, «язык Германии») или тайч (טייטש, исходно: «немецкий»), не отделяя его, таким образом, от языка немцев-христиан».

Заметим: в КЕЭ «лешон ашкеназ» — это немецкий язык.; в Википедии «лошн ашкеназ» евреи называли свой язык.

Ашкеназ-правнук Иафета по линии Гомера:

«Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас.

Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Тогарма»[4]

Анализ 10-й главы Книги бытия, сделанный ещё Блаженным Августином показал, что в этой главе, названной «Таблицей народов», перечислены 72 народа или страны по принципу их этнической и географической близости.

Имя Гомер соответствует названию киммерийцев (Гомер-Гимер-Кимер), обитавших, как известно, в Северном Причерноморье — чему свидетельство древнее имя Керченского пролива — Боспор Киммерийский.

Имя Рифата зафиксировано в истории не как имя страны или народа, но как название местности, вернее, горной местности -Рифейские горы. Точное расположение Рифейских гор не определено, но большинство исследователей сходятся на том, что под Рифейскими горами следует понимать южные отроги Уральских гор. Интересно, что у народов Кавказа распостранено имя Рифат, означающее «возвышенный».

Тагорма, согласно армянским преданиям, был отцом их прародителя Хайка — отсюда древнейшее название Армении -Дом Тагормы; эта страна, находившаяся на примыкающих к восточному берегу Чёрного моря землях, известна также и как Страны Араратские.

«Страны Ашкеназийские» упомянуты в книге пророка Иермияу (Иеремия) задолго до образования германской нации:

«Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружите против него (речь идёт о Вавилоне) народы, созовите на него царства Араратские, Минийские, Ашкеназийские, поставьте вождя против него, наведите коней как страшную саранчу»[5].

Как видим и пророк, живший во второй половине 7 в. до н.э. помещает Страны Ашкеназийские в соседстве со Странами Араратскими то есть на юго-востоке Европы.

Подчеркём, что Германию «страной Ашкеназ» её коренные жители — германцы — никогда не называли, но только жившие там евреи и остаётся необъяснимым, почему земли в среднем течении Рейна связали именно с Ашкеназом?

3

В начале 1 в. в истории Европы произошло событие, определившее образование северо-европейских наций. Это событие описано в исландской «Саге об инглингах», автором которой был Снорри Стурулсон — «один из самых знаменитых исландцев, автор «Младшей Эдды» (своего рода учебника поэзии для начинающих скальдов) и «Хеймскринглы» («Гнилой кожи») — знаменитой саги о норвежских королях».[6]

«Сага об инглингах» — вступительная часть:

«Круг земной, где живут люди, очень изрезан заливами. Из океана, окружающего землю, в неё врезаются большие моря. Известно, что море тянется от Нёрвасунда до самого Йорсалаланда. От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море. Он разделяет трети света. К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Свеония. Некоторые считают, что Великая Свеония не меньше Великой Страны Сарацин, а некоторые равняют ее с Великой Страной Черных Людей. Северная часть Свеонии пустынна из-за мороза и холода[7], как южная часть Страны Черных Людей пустынна из-за солнечного зноя. В Свеонии много больших областей. Там много также разных народов и языков. Там есть великаны и карлики, и черные люди, и много разных удивительных народов. Там есть также огромные звери и драконы. С севера, с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Свеонии река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та,что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, — Европой.

…. Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капище. По древнему обычаю в нем было двенадцать верховных жрецов. Они должны были совершать жертвоприношения и судить народ. Они назывались диями, или владыками. Все люди должны были им служить и их почитать. Один был великий воин, и много странствовал, и завладел многими державами.

… Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад. Он отделяет Великую Свеонию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок. Там были у Одина большие владения[8]. В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы,и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики, а затем на юг в Страну Саксов. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне. Затем он послал Гевьюн на север через пролив на поиски земель».

4

Не только в Восточной Европе, но в любом другом месте планеты, кроме той страны, которая в древности во времена Саула, Давида и Соломона именовалась Еврейским царством, евреи считаются пришельцами. Своё существование в диаспоре они начинали как беженцы или переселенцы:

— ассирийские пленения — сначала после разрушения в 728 г. до н.э. Северного царства (Самарии), затем после осады Лакиша 701 г. до н.э;

— вавилонский плен — после подчинения в 538 г. до н.э. Южного еврейского царства (Иудеи) и разрушения Первого Храма вавилонянами;

— к изгнанию евреев «приложили руку» и римляне, разрушившие в 72 г. Иерусалим и Второй Храм.

Если у историков и имеются разногласия по поводу миграции евреев после потери собственной государственности, то они главным образом касаются её направленности. Наиболее древние упоминания евреев, связанные с Восточной Европой относятся к Северному Причерноморью. Найденные в Крыму и на Тамани хорошо сохранившиеся мраморные надгробия, бесспорно, принадлежащие евреям, датируются началом 1-го в., что свидетельствует и о более раннем их здесь присутствии — как и то, что нынешний Керченский пролив был известен в древности и под именем Самкуш-еврей.

Ещё раз уточним, что обращение пророка Ирмияу к «странам Ашкеназийским» имело место где-то на рубеже 6-7вв. до н.э. (в это время жил пророк). На этот же период приходится процесс ослабления и падения Ассирийского царства и как следствие этого — появления для изгнанников-евреев возможности покинуть его пределы. Нетрудно определить и главное направление их движения: возвращение на родину, заселённую пленниками других покорённых ассирийцами народов, было совершенно бессмысленным, а дорогу на восток преграждали пустыни. Обретшие свободу евреи шли через Кавказ на северо-запад в междуречье Волги и Дона и на земли, примыкающие к северным берегам Чёрного моря, где, по доходившим до мигрантов слухам, обитавшие там племена вели сравнительно мирное существование, где хватало земли и воды, а природа и климат, особенно на морском прибережьи, почти не отличались от ближневосточного.

В соответствие с текстом «Саги об инглинах» ваны жили в устье Танаиса (Дона), а асы — к востоку от него — на землях современного Предкавказья и, надо понимать, что территории, занимаемые асами, были много обширней занимаемых ванами. Здесь поселилась те евреи, которые ушли из ассирийского плена в Восточную Европу.

В свете рассматриваемой темы мы обратимся ко второй стране, точнее, к её имени, потому что в иврите имеется корень שכן «)шахен(», образующий слова со значением «проживать, обитать» , при том, что «כ« в иврите произносится как русское «х» или «к». Значит «Жилище Асов» может быть буквально переведено на иврит как «а-шакен-аси», ставшим, без каких-то лингвистических натяжек словом «ашкенази», хорошо знакомым любому образованному человеку.

5

Сага называет причину миграции асов:

«В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений». А «так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики,а затем на юг, в Страну Саксов».

Достаточно точную дату «исхода» асов и ванов из Северного Причерноморья можно вычислить, основываясь на том, что, как рассказывает «Сага об Инглингах», территориями, получившими в дальнейшем название Дания, правил правнук Одина Фродди. Это было это во времена пребывания у власти императора Августа (41 г. до н.э. — 14 г. н.э.); кроме того, имеется и такое уточнение: «тогда родился Христос».

Обратим внимание, с Одином отправились в путь «…все дии и много другого народа». Среди «другого народа» без сомнения находились и евреи — ведь если опасность оказаться поддаными или рабами Рима заставила тронуться с насиженных мест асов и ванов, то евреям, как говорится, и Бог велел: они, наверняка, знали и о том, что их историческая родина стала римской провинцией, и о резко враждебном отношении очередных властителей Иерусалима к евреям.

6

В демографии существует закон этнического обобщения. Суть его в том, что мигранты называют себя не по своей действительной национальности, а по названию страны или местности исхода подобно тому как евреи, прибывшие в Израиль из России называются русскими, из Средней Азии — бухарскими, а кавказских — горскими и т.п.

По закону этнического обобщения евреи, обитавшие в «ашакен аси» (Жилище асов), а затем обосновывшиеся на землях будущей Германии стали ашкенази.

Те из асов и ванов, и «иных народов», кто добравшись с Одином в Центральную Европу, не пошли с ним далее на «северную окраину мира», постепенно смешались с местными жителями, а по прошествии многих веков из их памяти исчезли воспоминания о своих корнях. Но евреи, сохранявшие по известным причинам свою этническую обособленность, сохранили также и приставку к своему основному национальному имени — «ашкенази», указывающую на страну исхода, из которой они пришли в Германию.

Такова предлогаемая логика происхождения определения «ашкенази». Единственное же существующее объяснение того, почему Германию евреи называли страной Ашкеназ, заключается в том, что территория Германии в период появления там евреев была дикой и необустроенной, и это давало повод сравнивать её с такой же дикой и необустроенной в еврейском представлении Скифией, каковую они через ассирийцев знали как страну Ашкуаз (отсюда Ашкеназ). Однако никто так и не смог объяснить, почему недостатки Скифии, прекратившей своё существование не позднее 5 в. до н.э., стали в еврейских устах нарицательными именно для Германии 10-11 вв., но уже эры нашей?

7

В начале статьи приведено мнение российского историка на сообщение хрониста Иосифа бен Иегошуа Га-Когена: «страны Русии с многочисленными или немногочисленными евреями в 7 в. не существовало».

Мнение шведских историков по поводу того, что бежавшие из Персии евреи тогда же и в их стране «нашли там много евреев» — нам неизвестно. Однако известно, что топоним «Аскания» существовал в Швеции и упомянут в «Хронике Эрика» — поэтической летописи Швеции, написанной в 1320-е годы:

«Чистую правду поведал здесь я.
Славный погиб в Асканесе Йон ярл,
Тот, что последние девять лет,
Дом свой не видя, в латы одет,
С русскими и ижорой сражался».[9]

Асканес находился на нынешнем Экерё — одном из больших островов озера Меларен, на восточном берегу которого расположен город Стокгольм.

Но история еврейской диаспоры в Швеции — отдельная тема.

___

[1] Подробнее: А.Гайсинский. Путешествия евреев с Авраамом и Одином. Скифия. С-П. 2014.

[2] Цит. по: Л.Н.Гумилёв. Древняя Русь и Великая степь. Мысль М. 1989. с.16.

[3] Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим 1976. Ст. «Ашкеназ»

[4] Бытие. гл 10.

[5] Книга пророка Иеремии, 51/27.

[6] М.Н.Стеблин-Каменский «Снорри Стурулсон и его Эдда» — «Младшая Эдда», «Наука», Ленинград, 1970.

[7] Здесь имеются в виду северные территории Восточной Европы.

[8] Очевидно, речь идёт о юго-восточной части Малой Азии.

[9] Хроника «Эрика» Перевод А. Ю. Желтухина. Текст приводится по изданию: Хроника Эрика. М. РГГУ. 1999.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Аркадий Гайсинский: Ашкеназы: почему и откуда?

  1. Тот факт,что центром образования евреев ашкеназим Германия не была,очень даже хорошо и внятно показано в этих,довольно редких статьях.Вообще наличие большого количества еврейских общин в Европе прослеживается толь ко лишь после распада Хазарского каганата.После падения Римской империи,завоевания этого значительного и влиятельного анклава в античном мире,на ее бывшей территории и начали распростроняться германские языковые диалекты.Отсюда и был взят разговорный жаргон-идыш.Иными словами этот язык к территории Германии не имеет прямого отношения,он результат распространания германского диалекта пор всей Восточной Европе.Евреи переселившиеся из Великой скифии и перенесли свое названия на берега Рейна Ашкенназ,но не обратно,как утверждают многие не сведающие дилетанты в истории Европы.

  2. Очень интересно. Спасибо. Недавно выяснилось, что Биби не ашкеназ а сефард

Добавить комментарий для правильный Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.