Михаил Ривкин: Праздник Шавуот в эпоху Второго Храма

Loading

Есть заповедь, связанная с Шавуотом, заповедь принесение первого плода. Мишна устанавливает время принесения от Песаха до Шавуота. Но уже в сам праздник Шавуот многие старались выполнить эту заповедь. И продолжали приносить первый плод в течение всего лета.

Праздник Шавуот в эпоху Второго Храма

Михаил Ривкин

В Торе не сказано точно, когда именно наступает Шавуот. «И отсчитайте себе семь полных недель назавтра после шаббата, после дня принесения омера. До завташего дня после седьмой недели, отсчитайте пятьдесят дней и принесите новую жертву Господу» (Ваикра, 23: 15-20). Именно дата Шавуота стала одним из главных предметов полемики между Цдуким и Прушим. Цдуким, как известно, настаивали на буквальном понимании каждого слова в Торе и категорически отвергали авторитет Устной Традиции, которая зачастую существенно корректирует и изменяет букву, а, порой, и смысл Письменной Торы. В данном случае они настаивали на буквальном понимании цитированного пассука, в соответствии с которым Омер всегда приносили назавтра после шаббата, т.е. в Йом Ришон. С этого дня начинали Отсчёт Омера, и Шавуот, соответственно всегда выпадал на Йом Ришон. Прушим, напротив, исходили из того, что правильно понять законы Письменной Торы можно только в широком контексте Устной Традиции. В данном случае слово «шаббат» следует понимать как нерабочий день вообще, не обязательно седьмой день недели. Судя по контексту, речь идёт о первом дне Пэсаха. Поэтому отсчёт Омера, по мнению Пруцшим, всегда начинался назавтра после Пэсаха, а Шавуот всегда выпадал на пятидесятый день после Пэсаха.

В те дни, когда влияние Цдуким доминировало, они устанавливали дату праздника. Затем верх взяли Прушим. Мы находим упоминание об этом в «Мегилат Таанит» (Свиток Постов), основной темой которого является перечисление тех дней, когда нельзя поститься, ибо в эти дни выпадает праздник, либо некое радостное для Израиля событие. Брайта приводит нескоько иную картину: сначала дата Шавуота устанавливалась в соответствии с традицией мудрецов прушим,однако затем верх взяли Цдуким. «и установили Бейтксеи, что Ацерет (Шавуот) после Шаббата», и праздновали в этот день, до тех пор, пока не победили их Прушим. Насколько важна была для Прушим эта победа, явствует из множества «красных дней календаря» (т. е. Дней, когда нельзя поститься), установленных по этому случаю в «Мегилат Таанит». Для всех праздников, упомянутых в этом Свитке, установлен только один «красный день», и только для двух — по восемь. Эти два праздника — Ханука и «день когда был установлен порядок жертвоприношений», т. е. Единый общеобязательный календарь Прушим. Чтобы подчеркнуть важность нового кадендаря, они установили особый порядок пожинания Омера на следающий же день после праздника Пэсах. Особенно подчёркивали и выделяли праздничную процедуру в том случае, если первый день Пэсвха выпадал в канун Шаббата, поскольку согласно галахе Прушим нужно сжинать Омер даже в Шаббат. Мишна сохранила нам детальное описание этого ритуала в том случае, когда Принесение Омера выпадало на Шаббат, а его жатва — на Канун Шаббата: «И как же они делали? Посланцы бейт-дина выходили в канун Праздника и связывали снопы растущих из земли колосьев. И жители всех окрестных деревень собирались там, чтобы участвовать в этой жатве. Когда Солнце заходило, спрашивали друг друга (жнецы): Зашло Солнце? Зашло! С этой полосы? С этой! Этот сноп? Этот! В шаббат говорили: Шаббат сегодня? Шаббат! Будем жать? Будем! Будем жать? Будем? И так по три раза повторяли каждый вопрос и отвечали Да! Да! Да! И это из-за бейтусеев, которые говорили, что не жнут на исходе первого дня праздниа». (Мишна Минхот, 10:2,3)

Не понятно, когда этот порядок был установлен. Раббан Йоханан Бен Заккай ещё спорил с Цдуким по этому вопросу (Минхот, 55). И всё же, можно допустить, что приведённая в Масехет Минхот полемика Раббана Йоханана Бен Заккая по этому вопросу служила скорее дидактическим целям, помогала ученикам запомнить правильную процедуру Принесения Омера. Едва ли во времена Йоханана Бен Заккая, современника падения Второго Храма, реально возникал спор о дате Принесения Омера, и соответственно, о дате Шавуота. Филон Александрийский и Флавий («Иудейские древности, книга 3 гл. 10. п.8) указывают на фарисейский порядок. Септуагинта, в соответствующем месте, переводит: «на завтра после дня праздника Пасхи». Древнейшие арамейские переводы,Онкелос и Йонататан, также приводят эту формулировку: «на завтра после дня праздника Пасхи».

Как изветно, Тора предписывает трёхкратное паломничество в Иерусалим: в Пэсах, в Шавуот и в Суккот. Многие исследователи полагали, что на практике повсеместным было только паломничество на Пэсах, связанное с заповедью индивидуального (точнее, семейного) жертвоприношения Пасхального Агнца. На втором месте по численности паломников стоял Суккот, с котором связаны важнейшие публичные ритуалы, как то: возлияния воды на Жертвенник и предшествовашая ему радостная процессия. Что же касается Шавуота, полагают некоторые исследователи, то, на практике, не все приходили в Иерусалим. Однако многочисленные свидетельства, как Флавия, так и иных тогдашних хронистов, никак не подтверждают эту точку зрения, напротив, мы видим яркую картину поголвного прибытия евреев в Иерусалим именно в этот день. Вот как описывает Флавий осаду и захват Иерусалима парфянами во времена Антигонуса: «И когда настал праздник, называемый Пятидесятница, наполнились окрестности Храмовой Горы и весь Иерусалим паломниками» («Иудейская война», кн. 1 гл. 13 п. 13).

А вот его же описание Шавуота во дни смерти Хордуса, во времена прокуратора Веруса: «И когда пришёл день Пятидесятый, тк называют евреи один из своих праздников, через семь недель после праздника мацы, огромная толпа пришла в Иерусалим не только для богослужения, но и чтобы выразить свой гнев злодеяниями. Бесчисленная толпа собралась из земли Галилейской, и из Эдома, и из Иерихо, и из Заиордания, а паломники из ближней Иудеи ещё умножиди их числом и крепостью духа» («Иудейская война», кн. 2 гл. 13).. «А в праздник, называемый День Пятидесятый, ещё ночью входили коаним во внутренний предел, чтобы совершить Священное Служение по закону». («Иудейская война», кн. 6 гл. 5) В Деяниях Апостолов перечисляются все паломники, приехавшие на праздник: парфянцы и мидийцы, эламцы и жители Месапотамии, Сирийцы, Кападокийцы и Понтийцы, Сирийцы, Фригийцы и Египтяне. Из Рима приезжают как евреи, так и геры, и критийцы, и аравийцы. («Деяния» 2: 8—1)

Есть заповедь, связанная с Шавуотом, заповедь принесение первого плода. Мишна устанавливает время принесения от Песаха до Шавуота. Но уже в сам праздник Шавуот многие старались выполнить эту заповедь. И продолжали приносить первый плод в течение всего лета. Филон пишет, что праздник принесения первого плода («праздник корзины») каждый отмечает по мере созревания плодов у него в родной местности, с начала лета и до начала осени. Но если плоды уже созрели, их старались приноситьь уже в день Шавуот, чтобы уменьшить поездеки и соединить две важшые мицвы.

Мишна сохранила нам опиание порядка принесения первого плода. Все деревни, которые находятся в пределах одного района (маамад) собираются в районный города и ночуют на улицах города. Они не заходили в дома, и на рассвете старший говорил: вставайте и взойдите в Цион, в храм Господа Бога нашего. Ближние приносили смоквы и виноград, а дальние сущённый изюм. И бык шёл перед ними, и рога его позолочены, и на рогах лавровый венок. И флейтист играл перед ними, пока не подходили к Иерусалиму, подходили они близко к Иерусалиму, посылали вестника вперёд. И старейшины, заместители и казначеи выходили им навстречу, и согласно рангам входивших был и ранг встречавших. И все ремесленники Иерусалима стояли вдоль дороги и спрашивали их о здоровье: братья, дюди из такого-то места, с миром ли вы добрались? И флейтист играл перед ними, пока не подходили к храмовой горе. И когда подходили туда, то даже Агрипас царь брал на плечи корзину и подходил к вратам Азара. Когда подходил, лвиим пели гимн: Возвышу тебя Господи, ибо избавил меня Ты, и не возликовали враги надо мной».

В этом описании выделяется дух всеобщего братства, разные районы и даже различные сословия, даже царь Агрипас, были единым целым в эти дни.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.