На торжественном обеде Монтефиоре оказался рядом с одним аристократом-антисемитом. Тот рассказал, что вернулся из поездки в Японию, которая достопримечательна отсутствием там «свиней и евреев». Монтефиоре тут же ответил: «В таком случае нам с вами надо туда поехать, чтобы восполнить и то, и другое».
Прогулки по Иерусалиму
Марк Шехтман
Взгляд на «Обитель умиротворенных» (Исайя, 32:18) — Мишкенот Шаананим со стороны города Давида. Квартал построен в 19-м веке по инициативе и при финансовой поддержке Монтефиоре с целью вывести евреев за тесные, удушливые стены Старого города.
С той же целью была построена знаменитая Мельница Монтефиоре.
Мозес Хаим Монтефиоре — один из известнейших британских евреев XIX века, финансист, общественный деятель и филантроп. Он родился в итальянском Ливорно, умер на 101-м году жизни (1785-1885) и похоронен в Англии.
Монтефиоре посетил Палестину семь раз. Он стремился к созданию для местных евреев постоянных источников заработка и уменьшению зависимости от пожертвований из-за границы. В 1839 году по инициативе Монтефиоре начата перепись еврейского населения страны, заложены основы продуктивной экономической деятельности евреев, арендованы земли для еврейских поселений, велось обучение евреев сельскохозяйственным работам на приобретенной цитрусовой плантации близ Яффо. Предметом особой заботы Монтефиоре было улучшение экономического положения и санитарных условий жизни еврейского населения Иерусалима: по его инициативе в городе были открыты аптека и поликлиника, в которую направлен доктор Френкель, первый дипломированный врач в стране; возведён первый еврейский квартал вне стен Старого города — Мишкенот-Шаананим (1860); позднее на средства основанного Монтефиоре фонда построен квартал Иемин-Моше и ряд других, носящих его имя, организована типография, куда он прислал из Лондона печатный станок, создана и оснащена оборудованием ткацкая фабрика, построена мельница Монтефиоре, открыта первая в стране ремесленная школа для девушек и многое другое. В намерения Монтефиоре входило также создание системы водоснабжения столицы и прокладка железной дороги Иерусалим—Яффа. к святым местам Палестины. Благодаря Монтефиоре была приведена в порядок гробница Рахели и укреплена Западная стена . Ему удалось также добиться от султана фирмана о защите прав евреев в стране, в частности, их национально-религиозной автономии.
Монтефиоре знаменит своим остроумием. На торжественном обеде он оказался сидящим рядом с одним аристократом-антисемитом. Тот рассказал Монтефиоре, что недавно вернулся из поездки в Японию, которая достопримечательна отсутствием там «свиней и евреев». Монтефиоре тут же ответил: «В таком случае нам с вами надо туда поехать, чтобы восполнить и то, и другое». (В заметке использованы материалы из Еврейской Энциклопедии и Википедии.)
Взгляд на город Давида с одной из верхних лестниц квартала Мишкенот шаананим. Сейчас в квартале значительная прослойка людей искусства: художников, артистов, музыкантов. Прогуливаясь здесь по вечерам, вы непременно наткнетесь на концерт или выставку. Но кое-кому будет уже утомительно подниматься по лестницам к своему дому или к машине.
Если свернуть к югу на дерех Хеврон, подняться на холм Гиват Ханания по улице Гихон, вам откроется вид на Храмовую гору с церковью Успения Богородицы и мечетью Аль-Акса.
Христиане всего мира посещают улицу Via Dolorosa — последний путь Христа.
Расцветающие ветки кораллового дерева (альмоган) в одном из переулков христианского квартала.
Арочные лабиринты в еврейском квартале.
Переулок в квартале Гиват Ханания.
Иерусалимский дворик.
Бейт-Джала, слившийся с Бейт-Лехемом—когда-то христианский городок. В нем и сейчас сохранилось много церквей. Колокольный звон слышен и в квартале Гило. Но после соглашения Осло численность христианского анклава резко сократилась.
Так во время второй интифады выглядела Бейт-Джала из простреленного окна на улице Ахот Иехудит в квартале Гило. Пуля пробила толстое стекло, прошла в дверь платяного шкафа и застряла в одежде. В квартире никто не пострадал.
А на другом конце города, в иерусалимском квартале Эйн-Керем спокойно функционируют христианские храмы.
Закончим нашу прогулку в густой, непробиваемой тени деревьев, которые так и называются «цеелон»— дающий тень. Еще одно красивое название: «пуэнсиана». К сожалению, в столице их немного. Они предпочитают горячий влажный воздух прибрежной полосы.
Действительно очень понравилось (кроме серой «Бейт-Джалы»), особенно «Обитель умиротворенных».
Если честно, то эти пейзажи мне понравились ЗНАЧИТЕЛЬНО больше, чем прошлые работы, которые тоже понравились.
Thanks a lot.
Очень понравилось
Очень надеюсь, что никому не придет в голову хоть в какой-то степени связать отмеченные мной генетические болезни, с абсолютно здоровым и доставившим и мне большую радость творчеством Мастера и Художника М.Шехтмана.
Обсуждать приведенное ниже «впечатление» Л.Б. здесь считаю неуместным.
Большое спасибо автору за зрительное (физическое) и эмоциональное (духовное) наслаждение. Как в виду (и ввиду) такого возникает у Юрия Ноткина самоненавистнический навет: «… наши генетические болезни- самомнение, злоязычность и чувство зависти». Впечатление, что такая злоязычность — универсальная вакцина от его самомнения и чувства зависти. Я, старый еврей, близко общался с евреями разных категорий, жил среди местечковых и столичных евреев, много читал о них — ничто не подтверждает утверждения Ю. Ноткина о генетической триаде нашего порочного комплекса. Сказал бы он: закомплексованность, навязчивое чувство вины, готовность помочь в беде всем, кто не просит, — согласился бы осторожно. Хотя, конечно, местами и Ноткин прав: Ротшильды — явные завистники чужому богатству, а Вуди Ален — чужому успеху; наш писатель Кишон злоязычен, да и Шендерович этим грешит; а уж классический еврей Тевье молочник — образец самомнения, как и Анна Франк или Бен-Гурион — евреи совсем другого теста но одного генетического национального кода.Что говорить, да и у разных Ноткиных совсем разные генетические недуги, иногда противоположного толка. Извините многословие. Генетика.
Марк, по моему мнению, судить ли о Вас по рассказам или по изобразительным работам, Вы мастер и художник. Желаю Вам лишь сохранять всегда небольшой запас универсальной вакцины, необходимой евреям всех категорий, смесь иронии и самоиронии, и Вам не страшны будут ни в жизни, ни в творчестве, наши генетические болезни — самомнение, злоязычность и чувство зависти.
Интересная прогулка. И рисунки — просто чудесные. Судя по авторской справке, — работы самого автора.
Дополнения к названию цеелона: на русском он называется по второму латинскому синониму — делоникс царственный (справедливый и точный эпитет), а на английском — ещё одно выразительное имя, Flame tree. Действительно, в пору цветения дерево словно охвачено пламенем, что и подтверждает рисунок.
Замечательно. Спасибо.
М.Ф.