[Дебют] Григорий Яблонский: Был ли Владимир Маяковский Иисусом Христом Русской Революции?

Loading

Основной грех великого поэта Маяковского и всей революционной культуры — сделали насилие привлекательным для нескольких поколений… И до тех пор, пока очарование Маяковского не поблекнет, мы будем находиться в плену «культуры насилия».

Был ли Владимир Маяковский Иисусом Христом Русской Революции?

(11 тезисов)

Григорий Яблонский

«Маяковский был Христом русской революции,а точнее — тринадцатым её апостолом, самым верным и самым несчастным»
Д. Быков «13-й Апостол. Маяковский», Москва, «Молодая Гвардия», 2016, стр. 819.

Вместо рецензии на книгу Д. Быкова

  1. Пафос Маяковского — в утверждении насилия.
  1. Поэзия Маяковского — существенно антихристианская — и до революции, и после революции.
  1. В своём антихристианстве она полностью идентична политике Революции и Советской власти.
  1. Ну и как же можно называть поэта Маяковского «Христом русской революции» (Дмитрий Быков, 2016)?
  1. И не спутал ли Д. Быков Владимира Маяковского с Александром Блоком?
  1. «Маяковский-Христос»… Это — противоестественно, как скрещение «розы» и «жабы», как орвелловские «Война — это мир» и «Свобода — это рабство».
  1. Основной грех великого поэта Маяковского и всей революционной культуры — сделали насилие привлекательным для нескольких поколений, в том числе и моего.
  1. В идее привлекательности насилия воспитаны целые поколения, любившие Маяковского.
  1. И до тех пор, пока очарование Маяковского не поблекнет, мы будем находиться в плену «культуры насилия».
  1. А в нынешнее время «очарование зла» тождественно сочувствию терроризму.
  1. Что касается великой поэзии, то она, слава Богу, состоит не из одних «цветов Зла».
Print Friendly, PDF & Email

9 комментариев для “[Дебют] Григорий Яблонский: Был ли Владимир Маяковский Иисусом Христом Русской Революции?

  1. ВСЕМ —
    Большое спасибо — за отклики. Должен сказать, что мои «Тезисы»- при всей определённости – плод «борений с самим собой, с самим собой». С детства я любил и до сих пор люблю Маяковского. Любил размах его гипербол, внезапность метафор, беспощадный юмор. Но с годами это чувство не то чтобы «выдавливалось» по капле, а потихоньку испарялось. А какого Маяковского я всё ещё люблю? Маяковского — без насилия. Его не так много, но он прекрасен. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Мелкая философия на глубоких местах». Есть и ещё, но как сказано, не так много.
    Главный, фирменный стиль Маяковского – это насилие.
    «…Но, если в партию сгрудились малые, сдайся, враг, замри и ляг!»
    Орвелл назвал это «олигархическим коллективизмом».
    А есть у Маяковского и пострашнее
    «Я люблю смотреть, как умирают дети» («Несколько слов о себе самом»).
    Или «…отца,- предложи на старьё меняться, — мы и его обольём керосином, и в улицы пустим для иллюминаций»
    Или ещё страшнее: «Стар – умирать, на пепельницы — черепа!»
    А кто-то считает, что «культура насилия у Маяковского» — преувеличена.
    А кому-то кажутся высокой поэзией строчки
    «Товарищ Ленин, по фабрикам дымным,
    По нивам, покрытым и снегом и жнивьем,
    Вашим, товарищ, сердцем и именем
    Дышим, думаем, боремся и живем…»
    А ведь это близко к
    «…Спасибо Вам, что в годы испытаний
    Вы помогли нам устоять в борьбе.
    Мы так Вам верили, товарищ Сталин,
    как, может быть, не верили себе»
    Конечно, это не то же самое. Но тоже высокая поэзия. Придворная.
    Ещё раз спасибо
    PS Извините за задержку комментария: был в поездках.

  2. Рецензент не замечает, что он — большевик, т.к. и в литературе усматривает одну политику. А Маяковский — поэт, так и надо к нему подходить. Вот о Ленине:

    Товарищ Ленин, по фабрикам дымным,
    По нивам, покрытым и снегом и жнивьем,
    Вашим, товарищ, сердцем и именем
    Дышим, думаем, боремся и живем…

    А вот о Врангеле (уход из Крыма):

    … И как от пули падающий, на оба колена
    Упал главнокомандующий.
    Трижды землю поцеловавши,
    Трижды землю перекрестил…
    Ваше превосходительство, грести?
    Грести!

    Вот оно как! Это не стихи, это поэзия. Высокая.

    1. Вы, г-н Иоффе, выпустили две строчки у Маяковского, пропала рифма. В оригинале вот как:
      Трижды
      землю
      поцеловавши,
      трижды
      город
      перекрестил.
      Под пули
      в лодку прыгнул…
      — Ваше
      превосходительство,
      грести?-
      — Грести!-

      Отличные «неточные» рифмы «поцеловавши — Ваше» и «перекрестил — Грести», неповторимый стиль Маяковского.

  3. Л.Шейнину:
    Уважаемый Леонид Борисович!
    Складывается впечатление, что он не только катался не «эти» деньги, но и перевозил их тоже.
    ИМХО

  4. Я человек, не верящий в марксизм -ленинизм, обожаю Маяковского.
    Ты не думай, щурясь просто
    Из под выпрямленных дуг.
    Иди сюда, иди на перекресток
    моих больших и неуклюжих рук.

  5. Я книги Быкова пока не читал, но держу его за прекрасного литературоведа. Если исходить из приведенной цитаты, то аналогия его с Христом/апостолом не по сути учения, а по отношению к нему приверженцев коммунистической религии (а то, что коммунизм — религия, абсолютно бесспорно). Фигура Маяковского исключительно многогранная, сложная, безусловно талантливая и трагическая. Это не какой-нибудь «красный граф» А.Н.Толстой

  6. Опубликован снимок Маяковского и Лили Брик на (французском) пляже уже в 1922 году , когда в стране ещё хаос и Голод в Поволжье.
    На какие деньги они поехали за границу ? И кто из Всесильных и зачем давал Маяковскому деньги на заграничные поездки впоследствии , когда валюта была гос. приоритетом № 1 ?
    Что за чудеса ?
    lbsheynin@mail.ru

  7. Элиэзеру

    A меня со школьных лет занимает один вопрос. Почему за эти контрреволюционные строки из стихотворения «Домой»
    Вот лежу,
    уехавший за воды,
    ленью
    еле двигаю
    моей машины части.
    Я себя
    советским чувствую
    заводом,
    вырабатывающим счастье.

    его не отправили на Соловки?

  8. Эту книгу Быкова не читал и вряд ли буду читать, но рецензия — какой-то, извините, маловразумительный текст. Да, Маяковский много лгал, и его описание поездки в Америку — ложь от первого до последнего слова. Но, во-первых, влияние его поэзии резко преувеличено. Это не Блок, не Пастернак, не Мандельштам. Во-вторых, преувеличена и его культура насилия. Все же, у него есть и» «Крошка-сын к отцу пришел и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?»». В третьих, полагать, что
    «пока очарование Маяковского не поблекнет, мы будем находиться в плену «культуры насилия»»,
    это значит, что нет ничего иного, кроме Маяковского, нет Библии, греков; наконец, нет у нас родителей, которые за нами присматривали.

    Не чувствую, чтобы меня особенно занимали проблемы автора этой заметки.

Добавить комментарий для Леонид Комиссаренко Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.