Семен Глейзер: Хазарский каганат и Великая степь

Loading

Семен Глейзер

Хазарский каганат и Великая степь

«Правда о земле Саратовской»

Зимой 1963 года по физическому факультету Саратовского университета пронеслась сенсация. Оказывается, наш провинциальный Саратов в далеком прошлом был своего рода «иудейской землей». Это сильно взволновало факультетскую общественность. Дело в том, что из примерно 300 студентов-физиков на курсе почти каждый десятый был еврей, а остальные, кроме отдельных антисемитов, – им сочувствующие. Так же обстояло дело и с профессорским составом: из семи профессоров пятеро были евреи. Атмосфера вольнодумства гуляла по факультету. И все новое, что даже косвенно касалось еврейского вопроса, тут же становилось предметом жарких дискуссий.

Родная история, которую проходили в школе, обходила стороной наши края. Она начиналась в Киеве, продолжалась в Москве и Петрограде, вела в Париж и Берлин, а до Волги доходила не ближе Царицына – Сталинграда. Город без предыстории, таков был Саратов в те дни. А официально история города начиналась только с 1590 года, когда Саратов был основан ой наши края. Московским правительством как крепость, защищавшая русские земли от набегов кочевников-татар. И название его идет от татарского «Сары тау» – «желтая гора». Впоследствии здесь действительно нашли нефть, которая могла окрашивать каменистые породы в желтоватый цвет.

Сенсация состояла в том, что вышла в свет книга, доказывающая нечто совсем противоположное: земли Саратовской области имели до 1590 года свою собственную богатую историю и, более того, историю, связанную с евреями. Это была книга директора Эрмитажа профессора М.И. Артамонова «История хазар» (1). Из печати она вышла в 1962 году, а к нам в университетскую библиотеку попала через год. В читальном зале на эту книгу выстроилась очередь. По прочтении поразившей нас монографии, мы полушепотом пересказывали друг другу ее содержание, а также собственные богатые домыслы, под условным названием «Правда о земле Саратовской». А сокровенный смысл этой «правды» заключался в том, что будущий город Саратов с частью прилегающих земель когда-то давно целиком входил в состав средневекового Хазарского каганата, с иудейской верой в качестве государственной религии.

«В языкознании просто корифей»

Появлению этой книги предшествовала почти детективная история, которую рассказали израильские исследователи Александр Либин и Дан Шапира (2) («Заметки», №1, 2011). Оказывается, книга была написана еще в 1951 году. Но ее публикации воспрепятствовала небольшая статейка в центральном органе ЦК ВКП(б), газете «Правда», в номере от 25 декабря 1951 года. Статья под названием «Об одной ошибочной концепции», была подписана каким-то П.Ивановым.

Некто П. Иванов разносил в пух и прах «вредные» взгляды Артамонова о «преувеличении роли хазар в истории Древней Руси». В заметке, в частности, говорилось: «Неправильная оценка исторической роли Хазарского каганата, как это ни странно, имеет хождение и поныне. Наиболее полно она проявляется в трудах видного археолога проф. М.И.Артамонова, в течение многих лет изучающего историю хазар и опубликовавшего ряд работ по этому вопросу… Проф. Артамонов утверждал, будто Киевская Русь выходила на историческую арену «в роли вассала Византийской империи» и что хазарский каганат послужил для нее якобы образцом нового типа государства. Если в 1937 году проф. Артамонов писал о выдающейся роли хазар в историческом развитии Восточной Европы, то в последующих статьях он стал уже говорить об их роди в более широких масштабах… Извращая историю древней Руси, проф. Артамонов пытается приспособить историюческую арену » по этому вопрому.монова, течение ряда лет к своей надуманной схеме. Во имя этой ложной схемы он превозносит хазарское «наследство», проявляя непонятное любование хазарской культурой».

Далее авторы, А. Либин и Д.Шапира, в своих статьях в Интернете попытались разгадать, кто это был такой смелый, что выступил в центральной партийной газете столь резко и бесцеремонно. Среди историков никто не знал никакого П.Иванова. Авторы обращают внимание, что в «правдинской» заметке слова «евреи» и «иудаизм» остались непроизнесенными. И автором статьи в «Правде» мог быть только сам Сталин.

Стало быть, его тяжелая длань добралась и до хазар. Для «корифея всех наук» было важно разоблачить «еврейскую верхушку» Хазарии, в том смысле, что ничего хорошего от «иудеев», читай – евреев, для любого государства быть не может. Это вывод между строк переносился и на недавнюю историю советского государства, где вожди-евреи, при их оставлении у власти, привели бы СССР к полному краху, а потому – должны были быть непременно удалены. Эта же мысль должна была послужить основой, теоретическим фундаментом для начинавшейся в стране антисемитской кампании борьбы с космополитизмом.

Удивительно другое: будущий автор этногенетической теории, Л.Н. Гумилев, не раз сам лично пострадавший от «корифея» и его политики, и бывший в пятидесятые годы научным редактором упомянутой книги Артамонова, на долгие годы сохранил навязанный Сталиным советской науке антисемитский взгляд на хазар и на их отрицательное влияние на формирование русской государственности.

Смысл же вмешательства «вождя всех народов» в сугубо научный спор о средневековых кочевниках подробно разобран в цитированной статье Либина и Шапира (2), и мы отсылаем заинтересованного читателя к ней.

Отметим такой важный вывод авторов, что нельзя считать 300-летнюю историю хазарского государства «короткой», о чем еще речь впереди. История, например, такой всемогущей татаро-монгольской Золотой Орды, ставшей, по мнению Л.Н.Гумилева, «истинной благом», «школой» и «примером государственности» для зарождающейся Древней Руси, была еще короче – 250 лет. И в ней тоже было «разделение вер»: на каком-то этапе верхушка ордынского общества приняла ислам, а низы еще долгое время оставались язычниками, о чем мы еще будем говорить.

Но сначала наше повествование пойдет о другом.

Каганаты и ханства Великой Степи

Этноним «хазары» претерпел изменения в течение веков после исчезновения хазар как народа. В древнерусских летописях хазары упоминаются как «козаре», «казарины» и т.п., чаще всего с буквы «к», а не «х». Многие исследователи считают, что этнонимы «хазары», «казаки» и «казахи» являются общими по происхождению и происходят от единого тюркского слова «казак» — что означает «скиталец» или «бродяга». Интересно, что самоназвание казахов до сих пор есть «казак», что можно и сегодня увидеть на почтовых марках независимого Казахстана.

Каганат, обозначение государственного устройства у тюркских народов. Каган или хакан – форма титула «царь» у тюрок, на Руси более известная в укороченной форме как «хан». Это не единственный случай: точно также и титул «царь» есть укороченная в русском языке форма титула «цезарь». По-немецки и по-английски «хан» пишется как Khan (каан) , а «ханство» — как Khanat (каанат) по-немецки и Khanate (каанейт) по-английски, с соответствующим звучанием.

Возможно, слово «каганат» сохранилось в памяти европейских народов от эпохи долгих войн с аварами, дошедшими в своих завоеваниях до Франкской империи Карла Великого в конце 700 – начале 800 годов. Сами авары называли свою кочевую империю словом «каганат», которое и было воспринято европейцами без изменений. На Руси же закрепилось собственное определение степного государства кочевников как «ханство», а его царь – как «хан». Отсюда «каганат» означает ханство. Разумеется, в истории часто встречались ханы без ханств (печенеги, половцы, торки), каганы без каганатов; похожим образом в России наличествовали князья без княжеств, и графы без графств.

Подлинную теорию нравов и обычаев народов «Дикого Поля» развивает современная исследовательница евроазиатских кочевников профессор С.А. Плетнева. По ее наблюдениям, в степи между родственными и неродственными этническими группами постоянно шли войны, движение в степях было непрерывно, оно сопровождалось резней, битвами и грабежами (3). Войны кочевников были направлены на завоевание новых территорий, которые нужны были для кочевания вместе со стадами скота, и носили характер всеобщего нашествия. Целью таких войн было отторжение новых земель под пастбища, потому встречаемое и сопротивляющееся местное население подлежало истреблению, хотя некоторая его часть могла быть включена в состав победившей орды.

Характерно, что в нашествии участвовали все группы населения агрессора, включая женщин, стариков и детей в кибитках, со всеми своими стадами домашнего скота. В авангарде нашествия шли многочисленные всадники на конях – все мужчины и все незамужние женщины. Такие нашествия-войны были выгодны и необходимы кочевникам так долго, пока они сами не переходили к оседанию на землю. Все это было характерно для самой первой стадии развития кочевого хозяйства, которое сопровождалось круглогодичным кочеванием всего населения в поисках новых пастбищ (3). Для поддержания своего хозяйства, то есть для нахождения новых земель для прокорма скота, кочевники вынуждены были всю жизнь воевать с оседлыми, полуоседлыми, или с такими же, но чуждыми, кочевыми племенами.

Когда же захваченные территории упирались в границы земель сильных соседних государств, то кочевая орда не имела больше возможности дальше завоевывать все новые и новые земли для прокорма скота. И кочевники были вынуждены переходить к другому типу хозяйства, к более интенсивному использованию уже захваченных территорий. Эта вторая стадия кочевого хозяйства была связана с разграничением летних пастбищ и зимних условий содержания скота, организацией зимовок, а значит, и с необходимостью заготовки на зимние месяцы корма для скота. И сами орды стали переходить на вторую стадию кочевания, когда в зимний период они вели практически оседлый образ жизни, а летом выходили кочевать по принадлежащей им степи.

Естественно, через границы с соседними оседлыми народами к кочевникам проникало все больше влияния и понимания о преимуществах оседлого образа жизни, что делало кочевые орды все более умеренными в их аппетитах захватов. Это влияние всегда приводило к одинаковым результатам: кочевники начинали оседать на землю и приобщаться к земледельческому труду (3). При этом правящий род орды оставался сознательно кочевым, тем самым подчеркивая свою обособленность от остального населения (3).

(Вспомним, кстати, «простого бедуина» Муаммара Каддафи с его неизменным шатром кочевника).

На третьей стадии кочевники переходили к полукочевому образу жизни с параллельным развитием земледелия и оседлости. На этой стадии кочевники могли уже создавать настоящие степные государства: именно тогда стали появляться каганаты и ханства. Необходимыми условиями для их возникновения были: комплексная земельно-скотоводческая база экономики, разделение кочевого общества на «черных» и «белых» членов, общая для завоевателей и всех покоренных племен культура, постепенное растворение завоевателей в массе завоеванных народов, создание сильного административного аппарата, включая сильное царское наследственное управление, создание прекрасно организованной армии, распространение идеологии (воспевание) всадничества, принятие одной из мировых религий как государственной вместо племенных культов (3).

Завоевания земель с оседлым населением на столетия тормозили переход самих кочевников к оседлости. Побежденные народы практически бесплатно предоставляли им товары ремесел, продукты земледелия, а сами завоеватели в созданной ими империи могли оставаться кочевниками. Они все были воинами, могли десятилетиями вести походную жизнь, заниматься охотами и грабежами в соседних землях (3). Созданные кочевниками государства, каганаты и ханства, сохраняли в своей экономике значительную долю скотоводства. У них получал большое развитие культ всадников, героев степи. Культ такого «идеального всадника», степного рыцаря, имелся в иранском, тюркском, монгольском эпосе, в их былинах и сказках. Такое мировоззрение «всадничества» было основой культуры всех кочевых народов. (Тут можно вспомнить, что и русские былинные «три богатыря» тоже были всадниками.)

Случались и обратные переходы: от земледелия к кочевому образу жизни. Это происходило тогда, когда разросшемуся населению уже не хватало земель для кормления скота, когда ухудшались природные климатические условия, или когда междоусобицы разваливали устоявшееся степное объединение на несколько мелких орд, которые на новом этапе могли совершать нашествия и создавать новые степные империи.

Все это мы видим в Великой Степи.

Великая Степь: «алтайцы» и «уральцы»

Появление кочевников в степях датируется рубежом 11-го и 1-го тысячелетий до н.э. (3). Тогда охота, рыболовство, пастушество у древних оседлых племен было заменено на более выгодное и продуктивное кочевое скотоводство. Легче стало самим древним племенам начинать перемещаться по степи вместе со своими стадами скота, чем изыскивать вокруг поселений все более редкие и еще не использованные пастбища. И почти на три тысячи лет степи Евразии стали ареалом «хозяйствования» (войн, вырезания «чужаков», грабежей и переселений) кочевников.

В степях по обе стороны Каспия, в нижнем течении Волги, на землях будущей южной Украины и в Причерноморье, начиная с V11 века до н.э., обитали ирано-язычные кочевые племена скифов, а затем родственные им, и покорившие их, сарматы. Обе группы племен являли собой нормальный европеоидный тип. Затем степи Причерноморья со 11-111 веков и по 1V век н.э. занимали германские племена готов, пришедшие из Скандинавии, и создавшие в причерноморской степи свою державу во главе с вождем Германарихом (4).

Потом в далеком Китае что-то случилось. И оттуда в Великую степь стали проникать другие кочевники – тюрко-язычные племена. Историки связывают это нашествие с народом хунну и его войнами с Китаем. Хотя, очень может быть, что отдельные племена проникали в европейские степи и раньше. Эти кочевники, появившиеся на арене истории, были воины и скотоводы монголоидного типа, но по мере их продвижения на Запад, они включали в себя местные европеоидные элементы, смешивались с ними. И монголоидный тип лица постепенно уменьшался в направлении с Востока на Запад, хотя интересующие нас хазары в низовьях Волги все еще имели явный монголоидный антропологический тип лица (5).

Всех тюрок объединяло языковое родство, хотя этноним «тюрки» в разных модификациях носили только некоторые из них. Интересен список древних и нынешних тюркских языков, даваемый Энциклопедическим словарем (6). Тюркские языки, иначе называемые алтайскими, состоят из двух групп: западно-хуннских и восточно-хуннских языков. Нашего повествования касается именно западно-хуннская группа. К ней принадлежат: древние булгарский, кыпчакский (половецкий), печенежский и хазарский языки, а также современные турецкий, гагаузский, туркменский, азербайджанский, караимский, кумыкский, карачаево-балкарский, татарский, башкирский, чувашский, ногайский, казахский и узбекский языки.

 

Одно это перечисление дает некоторое представление как о генетических корнях самих тюрок в далеком хуннском прошлом, так и о географическом расселении их многочисленных потомков в настоящее время. Наши хазары, таким образом, принадлежали в языковом отношении к потомкам западных хуннов. По историческим хроникам они известны с середины IV века (5).

Сами хунны стали известны по китайским хроникам начиная с 200 годов до н.э. (7). В течение ста лет они создали на границе с Китаем огромную кочевую и воинственную державу. Затем последовали их долгие войны с Китаем, что привело в последующие сто лет к распаду державы Хунну. Южные хунны покорились Китаю, но северные хунны еще долгие полтора столетия продолжали войну. Против них выступили также и прежде подвластные хуннам сяньбийцы (3).

Освободившись от хуннской власти, эти сяньбийцы за короткое время из охотничье-пастушеского мирного народа превратились в свирепых всадников – завоевателей. Пройдя весь путь превращений от полуоседлого образа жизни к постоянному кочеванию, они стали нуждаться во все новых и новых пастбищах. Таковые были ими обнаружении в землях державы северных хунну, против которого и начали нашествие кочевые сяньбийцы. Хунны сопротивлялись, терпели одно поражение за другим, и наконец были вынуждены бежать, спасаясь от преследования китайских и сяньбийских войск, далеко на Запад, в междуречье Урала и Волги. Необходимость бегства и определила переход самих хунну с оседлого на кочевой образ жизни.

В степях Урала и Волги хунны повстречались с местными сарматскими и угро-финскими племенами. Надо полагать, что эти, оторвавшиеся в 155 году н.э. от китайцев, хуннские отряды состояли в значительной мере из воинов-мужчин. В походе они пополнялись местными племенами, также переходившими в кочевничество.

Здесь же, среди угро-финских, тюркских и ирано-язычных племен, хунны провели в неизвестности целых двести лет. И только в 350 году их появление в Восточной Европе под названием «гунны» было зафиксировано в европейских хрониках. Отличие гуннов от хунну состояло в том, что прежняя дальневосточная держава хунну была хорошо организованным государством с наследственным правом царей. У гуннов этого уже не было, а вместо царей к власти пришла военная демократия, как и положено у кочевников.

Угро-финские племена европеоидного типа обитали в лесной и лесостепной зоне Северной Евразии, вели оседлый образ жизни и жили за счет охоты, собирательства и земледелия, хотя не исключено, что некоторые племена угров (предков венгров) уже тогда кочевали по степям в Приуралье. Их антропологический тип европеоидный, характеризуется белой кожей, светлыми волосами, спокойным характером, общим миролюбием.

Область распространения угро-финских племен можно проследить по современным языкам угро-финской или уральской языковой семьи. Это языки ханты и манси, коми, удмуртский, марийский, мордовский, языки селькупов, ненцев и нганасанов, карельский, эстонский, ижорский, саамский, финский, лапландский, а также и венгерский (6).

Очевидно, что и сегодня венгры, по их южному темпераменту, карим глазам и черным волосам, стоят особняком в этой семье родственных народов и языков, что неявно говорит в пользу их генетического смешения в незапамятные времена с каким-то другим боевым народом, предположительно с хуннами. Результатом такого смешения «алтайцев», то есть хуннов, и «уральцев», то есть угро-финов, как полагают историки, явились гунны. И вот, перебравшись через Волгу, возможно у нашего Саратова, уже в 371 году гунны заняли степи у Дона и Каспия, а также в Северном Причерноморье (5).

В Европе гунны стали известны по их нашествиям уже с 372 года н.э. Это были совершенно дикие и агрессивные кочевники-завоеватели, они покоряли европейские страны одну за другой. От гуннов в ужасе бежали – на Запад — все встреченные ими по пути оседлые и кочевые племена и народы, что получило в истории название «Великого переселения народов». Гунны жестоко уничтожали непокорных, но охотно включали в свое войско и орду покорившиеся им племена и народы, включая славян, готов и другие. Оттого их силы и аппетиты по мере продвижения в Европу только возрастали.

Особенно знаменит стал гуннский вождь Аттила, возглавивший в 445 году гуннский кочевой союз. Аттила сделал главной ставкой своей орды земли Паннонии (нынешней Венгрии), откуда продолжил на Запад свои завоевания. Его армия дошла до земель нынешней Франции, тогда римской Галлии, уже частично заселенной германскими племенами франков. Решающая битва гуннов с объединенными силами римлян и германцев произошла в 451 году на Каталаунских полях, где наступление гуннов было наконец-то отбито.

Гунны тогда были остановлены, но их централизованная держава просуществовала еще несколько лет. Все это время гунны оставались кочевниками, так как необходимые им продукты земледелия они получали от покоренных народов. А когда в 454 году Аттила умер, гуннский союз племен распался, а составлявшие его племена стали самостоятельными, и разбрелись порознь по бывшей империи в поисках новых пастбищ.

Многие из гуннских племен, руководимые многочисленными сыновьями Аттилы, вернулись к кочевой жизни. Их имена известны из хроник: акациры, барсилы, сарагуры, уроги, савиры, авары, утигуры, оногуры, кутригуры, болгары, хазары и другие.

Тут можно говорить о некоторой «диалектике»: народы, с централизованной царской властью и бюрократией, охотничье-земледельческим мирным образом жизни, бегут в степи, спасаясь от нашествия соседних свирепых кочевников. Уйдя в степи, они быстро теряют навыки земледелия, теряют центральную власть. Они становятся кочевниками-скотоводами, нуждающимися в новых пастбищах, организуют у себя в орде военную демократию, где вождем избирается самый сильный и успешный воин. В своих нашествиях они втягивают в свою орбиту другие многочисленные племена и народы, которые подключаются к их походам, становятся полноправными участниками орды. А атакованные ими государства теряют независимость, отказываются от царей, сами становятся кочевниками, уходят в походы в поисках лучшей доли в соседние страны. И так повторяется снова и снова (эффект домино).

Разумеется, такой переход от оседлого образа жизни к кочевому длится у разных народов и племен от десятилетий до столетий. Вспомним тут теорию Л.Н.Гумилева: для вспышки этногенеза нового народа требуется два-три поколения после начала смешения генофондов различных племен.

Считается, что восточнославянские племена стали известны в Европе именно после распада гуннской державы, как осколки некогда великого государства. Другим осколком гуннской державы стали угорские племена мадьяров (венгров), кочевавшие в степях между Уралом и Волгой.

Еще одним осколком гуннского союза племен явились хазары. Они известны из персидских хроник с VI века как враги Персии, воевавшие против нее в союзе с другими кочевыми племенами.

Вечный эль – Великий Тюркский каганат

Алтайскими племенами в их истории, и в соответствии с их языками, ученые называют уже известных нам сяньбийцев (или протомонголов). Как правило, это люди монголоидного антропологического типа, воинственные кочевники, образовавшие в течение первого и начала второго тысячелетия н.э. многие «великие державы», правда, недолговечные. Из предгорий Алтая (Алтай по-тюркски – «Золотая гора») вышли по меньшей мере три волны близкородственных кочевников, покоривших степи Евразии, а также и китайские земли. Это были хунны, тюрки и монголы, причем о «великих подвигах» и «мировых империях» друг друга они ничего не знали (7).

Слово «тюрк» означает «крепкий» или «сильный». Тюрки считаются потомками гуннов – по легенде, записанной в китайских хрониках. Родоначальником первого, назвавшего себя таковым, тюркского рода Ашина, был бежавший на Запад некий гуннский царевич. Имя «Ашина» обозначает «благородный волк» (7).

По историческим сведениям, на самом деле был такой хуннский князь по имени Ашина, живший в Северном Китае среди хуннских племен. После очередной неудачной войны против китайцев около 500 семейств хуннов бежали от преследовавших их китайских войск в район Южного Алтая. Здесь они смешались с местными племенами, в результате чего и возник народ под именем «тюрки». Опять же по легенде, их вывел сюда князь Ашина, а его потомки на столетия вперед стали царями тюркских государств с титулом «хакан» или «каган». Поскольку и до этих событий в Великой степи кочевало множество других тюркских племен, то, чтобы отличить тюрок государства Ашина от остальных, уже известных, Л.Н.Гумилев предложил называть их «тюркютами».

Их появление на исторической арене в качестве нового агрессивного этноса датируется 545 годом. Тюркский каганат начал свою экспансию примерно в 552 году, и за 10 лет его войска покорили все земли на Западе – вплоть до Волги, и на Востоке в Китае – вплоть до Желтого моря. Тюркский каганат, новая мировая держава под названием «Вечный эль», просуществовал только 110 лет, подчинив себе за это время всю евроазиатскую степь. Но в 581-593 годах в каганате из-за династических распрей произошел раскол, началась гражданская война, в результате чего каганат распался на Западный и Восточный. Восточный каганат был быстро уничтожен и поглощен уйгурами и китайцами. Западному каганату больше повезло: тюркюты были в нем господствующим меньшинством, а большинством покоренного населения были родственные им тюркские племена. Потому Западный каганат смог просуществовать как единое целое до 659 года.

Среди этих родственных тюркютам покоренных тюркских племен были, в частности, и племена хазар и болгар, захваченные каганатом еще в начале его завоеваний, в 567-571 годах. А в 620-630 годы хазары сами были замечены в войске тюркютов.

Аварский каганат

Еще один тюрко-язычный народ – авары, прямой наследник гуннской империи. Из древнерусских летописей они известны под названием «обры» Они были сдвинуты с мест прежнего кочевания в азиатских степях нашествием тюркютов из Великого Эля. Переправившись через Волгу (опять у Саратова?), в середине VI века авары обосновались в Причерноморье (8). Здесь им пришлось подавить силой сопротивление местных племен болгар, а перейдя Дон – также и сопротивление славянских племен антов. Авары от этих набегов только усиливались, так как охотно включали в свои отряды выходцев из покоренных племен.

Под властью авар были объединены многие народы – осколки гуннского союза племен. Дальше их путь лежал через Карпатские горы в Паннонию, которую они заняли в 578 году. В начале 600-х годов авары заняли также Далмацию (в наше время земли бывшей Югославии) на побережье Адриатического моря. В 60З году был основан первый аварский союз по главе с ханом по имени Баян. В середине 600-х годов кочующие авары захватили славянское племя дулебов. Это покоренное племя авары использовали как свою земледельческую базу. Достигнутый таким образом принудительный симбиоз кочевников и земледельцев способствовал быстрому превращению аварского племенного союза в государственное образование – каганат, где Баян стал первым каганом (3). Этот итог соответствовал второй стадии кочевания у аварских племен.

Надо отметить, что непокоренными, остававшимися вне Аварского каганата, были тюркские племена болгар и хазар. Aварское войско включало в себя авар, другие тюркские отряды, антов, западных славян. Из Паннонии авары совершали набеги на Византию, европейские страны, доходя до германских земель Тюрингии и территории Франкского королевства. От этих событий по-видимому и стало известно в Европе это слово «каганат». Наконец, только в начале 800-х годов король франков Карл Великий дал им отпор, и авары отступили назад, в Паннонию, где и угомонились.

Теперь территория Аварского каганата ограничивалась на Западе землями Германии, на юге – Адриатическим побережьем Византии, на востоке – землями уже успевшего обосноваться в Причерноморье Хазарского каганата. Сам Хазарский каганат в это время имел под своим господством земли от Днепра до Аральского моря. Два каганата, после трений и войн, установили «границу мира» по реке Днепр, на землях славянских племен полян, разделенных этой границей надвое, и подвластных по частям обоим каганатам. Следы салтово-маяцкого (хазарского) населения археологи находят в самом Киеве (3). Есть основание думать (4), что город Киев был заложен именно как пограничная крепость с хазарским гарнизоном, призванный охранять Хазарию от Аварии.

Великая Болгария

Как государство Великая Болгария была образована в 632 году в качестве вассала Западного Тюркского каганата. Болгары имели явные монголоидные черты и круглоголовость. По языковому признаку это были вполне обычные тюркские племена. Болгарские орды кочевали в приазовских степях еще задолго до подчинения западным тюркютам. А после распада Западного каганата входившие в него тюркские племена унногундуров и кутригуров объединились в единую племенную общность, впервые под названием «болгары».

На своей второй стадии кочевания болгары занимали земли Причерноморья и Северного Кавказа. Здесь же болгары и основали свое первое государство, под названием «Великая Болгария», с царем по имени Кубрат. Этот хан собрал постепенно в единую державу все разрозненные болгарские орды. В новое государство вошли также и угро-язычные древне-мадьярские племена. Государство Болгария просуществовало в качестве «великой державы» еще 30 лет (3).

Проблемы начались после смерти великого хана Кубрата. Тогда Великая Болгария оказала упорное сопротивление новому нашествию, на этот раз других тюрок – хазар и союзных с ними аланских племен. Победоносные хазары заняли большинство болгарских пастбищ, пробившись к морю, связавшего их с Византией. И, после битвы с хазарами в 641 году, Великая Болгария распалась. Уже без непобедимого хана Кубрата, у власти в Болгарии оставались пятеро его неудачливых сыновей. Им предстояло решать, как жить дальше.

И тут болгары раскололись. Из них три орды во главе с ханом по имени Аспарух, преследуемые хазарами до Дона, примерно в 660 году, ушли еще дальше на Запад, за Дунай. Перейдя со второй стадии кочевания на первую, и обрастая по дороге новыми кочевниками, они явились перед здешними дунайскими славянами подлинным народом-нашествием. Сами славяне появились тут раньше –в конце 500-х годов. И пришельцы-болгары силой покорили местные славянские племена земледельцев. Слияние этих двух неродственных этнических компонентов происходило сравнительно мирно, что привело к быстрому расцвету их общего государства – Болгарии – на Дунае. Новый симбиоз явился основой единого государства – Дунайской Болгарии. Во главе ее стоял кочующий со своим родом и аристократией тюркский хан, а земледельцами и ремесленниками в этой державе оставались славяне. В соответствии со второй стадией кочевания, у болгарского хана и кочевых аристократов была своя зимняя стоянка, отдельно от славянских поселений. Впоследствии она превратилась в первую столицу объединенного болгарско-тюркского государства – город под названием Плиска.

Сами болгары-тюрки на Дунае еще 100 лет сохраняли кочевой образ жизни. Лишь с восьмого века сами болгары начали заниматься земледелием. И, как результат, тюрки-завоеватели растворились в славянском элементе, но название нового государства – Болгария – сохранилось по сей день.

Интересно, что этот пример «этнической химеры», когда верхи были тюрками-кочевниками, низы – славяне земледельцы, а их симбиоз в едином государстве оказался вполне успешным, прошел как-то мимо внимания Л.Н. Гумилева, столь придирчивого к хазарам.

Две другие болгарские орды – под общим руководством хана Батбая, остались в низовьях Дона, где были вынуждены принять власть новых господ – тюрок хазар (9). Здешние болгары должны были освободить для победителей-хазар удобные пастбища в Приазовье и перекочевать на Дон. Затем болгары откочевали на Среднюю Волгу, где создали свою новую страну –Волжскую Булгарию (10). Археологически, с девятого века, раскопки Волжской Булгарии показывают наличие элементов салтово-маяцкой культуры, что, возможно, указывает на хазарские гарнизоны в болгарских поселениях.

Волжские болгары, находясь на второй стадии кочевания, переходили на новом месте к оседлости, смешиваясь с местным оседлым угро-финским населением. Оставаясь под хазарским господством, они все время стремились от него избавиться. Потому на определенном этапе, в пику хазарам, они приняли ислам. ислам.хазарам ом этапе они прияприянли ары все время стрмилисьдили к оседлости, смешиваясь с оседлым угрофинским  С другой стороны, значительная часть болгар принимала активное участие во всех войнах, событиях и интригах, происходивших в самой Хазарии. Болгары вообще численно составляли большую часть хазарского населения, а некоторые выходцы из болгар вскоре становились хазарскими «первыми министрами».

В Волжской Булгарии антропологическим типом стал угро-финский, но язык сохранился тюркский (3). Отдаленные потомки волжских болгар живут здесь и сегодня: это чуваши, казанские татары и др.

Интересно, что название Волга эта река носила не всегда. В верхнем течении название Волга восходит к славянскому слову «влага». Ее нижнее и среднее течение до Х1 века было известно под названием «Итиль», по-татарски – «Идель», что означает «большая река», по-чувашски – Этел» с тем же значением. Неудивительно поэтому, что и столицу своего государства в нижем течении реки Волги тюрки – хазары также назвали «Итиль».

С разгрома Великой Болгарии считается, что Хазария стала наконец великим степным государством – Хазарским каганатом.

Рождение Хазарского каганата

Как самостоятельный народ хазары стали известны в Восточной Европе после гуннского нашествия, то есть с 1V века н.э.(6). Затем, после падения Западного Тюркского каганата, на его территории образовалось несколько держав-каганатов, объединяющих тюркские племенные союзы: Кыргызский, Кимакский, Хазарский и др.  Их расцвет приходится на 500-е – 900-е годы.

Некоторые исследователи считают хазар прямыми остатками гуннских племен (5).(Пл.). Известно предыдущее название хазар – акациры. Эти акациры были изгнаны из своих мест полуоседлого проживания (земли современного Дагестана) другими кочевниками – альциагирами и оногурами в сухие степи Прикаспия. Там они надолго превратились в полных кочевников на первой стадии кочевания. От этого и возникло новое их наименование – хазары, от тюркского корня «каз» — бродить, кочевать (3).

В степях к ним присоединилось много других кочевых племен, образовавших хазарский племенной союз.. До акациров это же объединение возглавляло другое гуннское племя – савиры, а само объединение называлось тогда «Гуннским царством». Население нового хазарского племенного союза состояло из близкородственных гуннских орд: савиры, болгары, кабары, сами хазары, и другие. Сюда входили также какие-то угро-язычные орды, ирано-язычные аланские племена и др. Все они говорили на тюркских языках.

 

В начале своей истории немногочисленные орды хазар кочевали по западной части Прикаспийской низменности. В дальнейшем ониы хазарам, а затем и растворились в их среде. заняли степи бассейна Дона и нижней Волги (возможно и у Саратова). Там они попали под власть Великого Эля – Тюркского каганата. Власть кагана Западного Тюркского каганата распространялась над хазарами примерно с 567-571 годов. Известно, что в 560-е годы сами хазары успешно воевали на Северном Кавказе против местных племен: сабиров, сарагулов, самандаров, баланжаров, после чего эти племенные названия исчезли из истории. Они были, очевидно, завоеваны и подчинены хазарам, а затем и растворились в их среде (10). В VI веке хазары уже успешно воевали против Персии, в связи с чем, персы вынуждены были построить Дербентскую стену и крепость.

До 650-тых годов хазары как-то еще признавали на собой власть тюркютов. Но, после гибели Западного Тюркского каганата 657-659 году, хазары обрели полную независимость. Точнее, сюда бежали и были с почетом приняты остатки семьи Ашина, принадлежавшие к династии «законной власти» в обоих бывших тюркских каганатах (7). Потому хазары охотно приняли этих сиятельных беглецов и признали их как своих «законных» властителей. С этого момента, примерно с 650 года, начинается собственная история Хазарского каганата как суверенного государства.

Хазары всю свою историю находились на второй стадии кочевания (с зимовками), хотя некоторые их орды оставались на первой стадии, другие же переходили на оседлый образ жизни. Зимовка кагана и его воинов стала впоследствии столицей каганата – это был город Итиль. В своих письмах каган Иосиф писал, что Итиль это его «местопребывание во дни зимы» (3). По весне же каган и хазарская знать отправлялись кочевать в степи. Каганат включал в себя многие земледельческие племена и народы, что позволяло верхушке общества хазар оставаться полукочевой. Продукты земледелия товары ремесленников она получала от своих подвластных оседлых «сограждан» (3).

Это было типично степное государство. Здесь была развитая экономика, благодаря симбиозу кочевников и земледельцев, были войны за мировое господство, когда захватчики — хазары не разоряли хозяйство покоренных народовки — хазары, а заставляли их работать на себя. шзарская

Для раннего Хазарского каганата важными пунктами его истории являются следующие даты. Образование каганата – 650 год. Разгром хазарами арабской армии – 653-654 годы. Захват восточного Крыма – 655 год. Набег хазар на Закавказье – 684 и 711 годы. Вторжения арабов в Хазарию – 713 год, 721 год, 732 и 735 годы. Разгром арабов на территории кавказской Албании в 730 – 731 годыабов в Хазарию — 713 . Первое принятие иудаизма каганом Буланом – 730 год. От Хазарии в науке сохранились три оригинальных документа Х века, написанные на древнееврейском языке: два письма из «еврейско-хазарской переписки» (5), и так называемый «кембриджский документ» – анонимное еврейско-хазарское письмо (9).

В название «Хазария» историки обычно вкладывают три разные значения. Это, во-первых, область кочевания хазар на Нижней Волге, Дону и на Северном Кавказе в период VII-Х веков, во-вторых, это территория, подчиненная хазарам – собственно Хазарский каганат, и в-третьих, с Х века – восточная часть Крыма, где проживали остатки населения Хазарии разгромленного Киевской Русью в 964-965 годах государства хазар (6).

Следы хазарского языка частично сохранились в некоторых словах сегодняшнего чувашского языка.

Великая Венгрия

Как уже говорилось, мадьяры – кочевые племена венгров – обитали в степях между Волгой и Уралом. Они также в недалеком прошлом состояли в гуннском союзе племен. С другой стороны, древние мадьяры были, по всей видимости, прямыми потомками двухсотлетнего смешения европеоидных угро-финских племен и монголоидных хуннов.

Еще раннее, предки мадьяр – угры обитали на берегах Аральского моря, на территории современной Башкирии, в степях между Волгой и Уралом. Как отмечает Л.Гумилев (7), еще в Х111 веке язык башкир был понятен уже далеким от них венграм. В наши дни археологи изучали курганы в течении рек Урал и Белая в местности Караякуп, и определили, что именно эти места и были прародиной венгров – так называемая «Великая Венгрия» (9).

Примерно с 550-х и по 650-е годы мадьяры находились в зависимости от Тюркского каганата. После его распада из кочевых угорских племен, обитавших по берегам рек Уфа, Белая, Кама, началось формирование собственно мадьярского этноса. В венгерских летописях, известных по хронике «Деяния венгров», упоминается, что где-то в Среднем Поволжье и Прикамье некогда находилась страна «Великая Венгрия» (9).

Отметим, что родственные венграм по языку угорские народы обитали и обитают на обширных пространствах Северной Европы: от полуострова Таймыр, через легендарную страну Югра в низовьях Оби, через европейский Север России непрерывной цепью вплоть до ижорской земли, называвшейся шведами Ингерманландия («земля венгерских людей»?), а местным населением Ингрия («Венгрия»?), на землях которой впоследствии расположился Санкт-Петербург, а также и в Эстонии.

Венгры, или, как они себя сами называют, мадьяры, сыграли значительную роль в жизни Хазарского каганата. Многочисленные устные предания венгерского народа сохраняют память о некоем «хазарском» периоде их ранней истории. Современный венгерский историк Антал Барта в книге «Венгерское общество в VIII-IХ вв.» указывает, что в эти века венгры жили под властью хазар (10).

По другим данным (3), отношения эти были далеко не безоблачными. Появление венгров, кочевников на самой первой стадии кочевания, всегда готовых к грабежу и нашествию, сильно беспокоило хазар. Средством давления на венгров были избраны печенеги, которых хазары часто натравливали на венгров.

Однако довольно долго отношения хазар и венгров  были вассальные и союзнические, когда сами венгры участвовали во всех военных предприятиях хазар. И такое положение сохранялось с 650-х до 890-х годов, так долго, пока венгры оставались подданными Хазарии (10).

В качестве таковых, с 830 года венгры получили от хазарского кагана разрешение переселиться на западный берег Дона (так называемая область Леведия). Здесь они заселили степные области между Доном и Днепром. Цель переселения была в том, чтобы совместно с хазарами преграждать продвижение варягов-русов на юг. Известно также, что венгерские отряды по поручению хазарского кагана собирали дань со славянских племен (9). Арабский летописец Ибн Русте в 850-х годах писал, что «мадьяры господствуют над всеми соседними славянами, налагают на них тяжелые оброки» (9). А в уже упомянутой книге «Деяния венгров» об этом сказано так: «вожди русов сильно перепугались, ибо услышали, что вождь (мадьяр – С.Г.) Алмош… происходит из рода Аттилы, которому они платили ежегодную дань» (9), да видно давно уже перестали что либо платить.

Согласно книге «Об управлении империей», написанной в 950 году византийским императором Константином Багрянородным, венгры состояли из семи независимых племен и не имели общего правителя – царя. И только хазарский каган впервые назначил им царя по своему выбору. Им стал один из венгров, сын вождя Алмо, по имени Арпад. Сам Алмо был одним из семи племенных вождей, и прославился тем, что ранее вывел всех мадьяр из земель Великой Венгрии. Его сына Арпада, хазарского назначенца, привели в царское достоинство по хазарскому обычаю – его подняли на щите. И было это в 890-м году. С тех пор тот самый Арпад и поныне считается основателем первой венгерской династии царей (10). Этот переход от военной демократии к централизации власти стал свидетельством начала у венгров второй стадии кочевания, когда кочевание происходит только в летнее время.

Жизнь в венгерских ордах на землях будущей южной Украины была, видимо, достаточно вольной и привлекательной, потому к ним вскоре присоединились и некоторые хазарские племена.

Потом из-за Волги на земли венгров началось полномасштабное наступление печенегов. Их нарастающее давление вынудило венгров сдвигаться дальше, на Запад. И примерно в 889 году они обосновались в междуречье Днепра и Днестра, где, с позволения хазарского кагана, они создали свое первое государство — Ателькузу, что переводится как «междуречье», по-прежнему подвластное Хазарскому каганату.

Но в 895 году венграм был нанесен новый удар. На этот раз дунайские болгары – тюрки, в союзе с подоспевшими печенегами, тоже тюрками, напали на Ателькузу, где вырезали остававшееся беззащитным население – семьи воинов, ушедших в этот раз в какой-то в поход.

Да и с Хазарией вассально-союзнические отношения сильно испортились. Возможно, венгры приняли участие в гражданской войне в каганате, и оказались на стороне проигравших.

И венгры были вынуждены уходить дальше на Запад, на этот раз в Паннонию, будущую Венгрию (10). Уход венгров в сторону Паннонии происходил опять-таки в виде нашествия, то есть возврата к первой стадии кочевания, когда вместе с воинами уходили и их семьи со всем скарбом, стадами скота и кибитками. Венгров уводил туда их первый царь Арпад, его династия правила на новом месте жительства, уже в Венгрии, до 1311 года (10).

Любопытно, что в 898 году, по дороге в Паннонию, венгры попытались занять лесостепные зоны к северу от бывшей страны Ателькузу и подошли к самому Киеву, чем вызвали там немалый переполох (3), каковой факт был отмечен в древнерусских летописях.

Интересно, что вместе с венграми пределы Хазарского каганата покинуло и одно хазарское племя – кабары, которое взбунтовалось против кагана, и якобы даже возглавило уход венгров в Паннонию (10).

По прибытии в Паннонию, венгры изгнали там славян и волохов с их земель, выжгли сады и посевы, разрушили города и селения, дабы превратить эти земли в пастбища. Затем у них начался процесс «обретения родины», как называется этот этап завоеваний и первых десятилетий освоения степей в Паннонии в современной венгерской исторической литературе (3).

Поскольку со всех сторон венгры оказались зажатыми в тиски границами сильных соседних государств, то иоскольку со всех сторон венгры  процесс этот сопровождался их интенсивным оседанием на уже занятую землю, то есть переходом к второй и третьей стадии кочевания.

Печенеги, гузы и половцы

Как можно видеть, приволжские степи на протяжении столетий были своего рода «коридором» для всех кочевников, переселявшихся в Европу из азиатских просторов. Где именно проходили переправы через Волгу мы не знаем, возможно, что некоторые были и у Саратова. На карте Х века можно видеть, что западнее Волги обитали угро-финские племена мордвы, а восточнее – тюрко-язычные племена торков и печенегов (11).

Новая напасть для Восточной Европы вообще, и для хазар в частности, как уже говорилось, пришла из-за Волги. Там примерно к 889 году появились очередные кочевники – печенеги (8). Это были воинственные тюркские племена, ранее обитавшие между Волгой и Уралом, и бежавшие оттуда под давлением еще одних тюркских кочевников – огузов и кипчаков. Вероятно, перемены в климате Сибири вызвали своего рода «демографические взрывы», приведшие к нашествиям в европейские степи со стороны избыточного населения Сибири (3).

В Х веке пришедшие в хазарские земли печенеги смели с лица земли множество хазарских поселений между Доном и Приазовьем. Здесь была уничтожена значительная часть хазарского населения. Были покинуты сотни деревень, люди бежали от печенегов куда могли. И уже через несколько лет прежде обитаемые степи превратились в безлюдные дикие пастбища (3), что и было целью нашествия. Впрочем, часть хазар осталась на месте и влилась в печенежские орды. Эти хазары переняли печенежский образ жизни, что выразилось в переходе назад, к первой стадии кочевания.

Печенеги прошли с северной стороны собственно Хазарию, разгромили венгров и вытеснили их из страны Ателькузу, в значительной степени захватили ее земли. Печенежская орда затем легко освоила степи Причерноморья, так как по мере продвижения от Волги на Запад включала в себя проживавшие здесь родственные тюркские племена и народы. И на долгие годы и даже столетия страна «Печенегия» стала соседом и самым опасным врагом Киевской Руси.

Печенеги так и не создали какого-то единого степного государства, потому нельзя говорить о «печенежском каганате». Как писал византийский император Константин Багрянородный, они состояли из восьми племен и 40 родов, достаточно самостоятельных в военном и дипломатическом отношении. Потому мы видим их в различных геополитических комбинациях, когда часть печенегов выступает союзниками хазар, например, против венгров, в то время как другие воюют против Хазарии или выступают на стороне ее врагов. Хазарский каганат с трудом отстоял от них свои владения на Северном Кавказе и в Приазовье, особенно не возражая против их продвижения в формально принадлежавшие каганату земли в западной направлении, между берегом Черного моря и южной границей славянских поселений.

Печенеги надолго обосновались в степях нынешней южной Украины, откуда они совершали постоянные набеги на земли Киевской Руси. Впервые в русских летописях печенеги упоминаются в 915 году, и затем не исчезают вплоть до середины Х1 века. По записям в хрониках можно видеть, что печенеги на протяжении около двухсот лет регулярно совершали набеги на Русь, что отразилось в былинном эпосе о русских богатырях, богатырских заставах времен Владимира Киевского и его наследников.

В последний раз печенеги попытались взять Киев в 1036 году, во время правления Ярослава Мудрого. Против них были собраны все силы славян и варягов. В центре строя стояла варяжская дружина, по бокам – полки киевлян и новгородцев (8). В этой битве печенеги были полностью разгромлены, остатки орды отступили в Венгрию, в подвластные той земли нынешней Румынии. Другие остатки печенегов поступили на службу к киевским князьям в качестве вассалов. Третья часть попыталась уйти в нашествие в поисках пастбищ дальше в Европу. Но там все земли уже были заняты Болгарией, Венгрией, Византией, а печенеги, не нашедшие по дороге союзников, остались одни. И уцелевшая часть печенегов вошла в орды новых пришельцев из Азии – кочевников половцев.

Но до того место печенегов в русских летописях еще успели занять пришедшие тем же коридором из-за Волги другие тюркские кочевники – торки, неоднократно воевавшие с Хазарским каганатом. Как говорят арабские хроники, торки переходили по льду замерзшую Волгу и опустошали хазарские селения. По данным некоторых исследователей (8), торки одно время были союзниками киевского князя Святослава во время его походов на хазар. Но после ряда войн торки в конце концов были разбиты русами. Их остатки отступили в византийские земли. Другие поступили на службу к русским князьям, основав пограничные поселения и отражая набеги на Русь следующих тюркских кочевников.

В 1055 году на границах Хазарии и русских княжеств появились новые кочевые орды: это были половцы или куманы. Их происхождение связывается с одним из наследников Западного Тюркского каганата — так называемым Кимакским каганатом, расположившимся на Иртыше и в Прибалхашье. В образовавшем его союзе племен самой западной и наиболее кочевой группой племен были кипчаки или половцы. В поисках новых пастбищ они перешли Волгу и углубились в печенежские владения, уничтожая население и захватывая наиболее выгодные земли.

На протяжении всей своей истории половцы сохраняли кочевой образ жизни. Этому способствовало подчинение под их властью части прежних полуоседлых или оседлых хозяев степей: печенегов, торков, хазар, или возможность торгового обмена с земледельческими народами, прежде всего с Киевской Русью. Половцы также не создали своего единого государства – «половецкого каганата». Были, впрочем, известны отдельные половецкие территориальные объединения, так и не ставшие ханствами; историки насчитывают 9 таких областей (12). Известны имена наиболее знаменитых половецких ханов: Атрак, Башкорд, Итларь, Блуш, Шарукан, Боняк, Отрок, Татар, Кончак и другие. Хан Кончак назван в русских летописях «окаянным поганым Кощеем» (3), то есть Кошевым.

В половецкие орды вошли также и остатки разгромленных прежних хозяев степи – хазар, печенегов и торков. Здесь хазары были подчиненными половцам оседлыми земледельцами, от которых половецкие ханы получали продукты земледелия. Считается, что это обстоятельство предотвратило переход самих половцев на оседлый образ жизни: они могли оставаться кочевниками и впредь (3).

Половцы так и не превратились в единый народ. Отсутствие центральной власти сильно ослабляло половецкие племена. Их земли были позднее захвачены татаро-монголами, истребившими часть половецких родов, другая часть половцев растворилась в среде новых господ степи (3).

(Читайте окончание здесь)

Литература

  1. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962.
  2. Либин А., Шапира Д. Хазарская парадигма Сталина. «Заметки по еврейской истории», №1, 2011.
  3. Плетнева С.А. Кочевники Средневековья. М., Наука, 1982.
  4. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. М., Айрис-Пресс, 2002.
  5. Плетнева С.А. Хазары. М., Наука, 1976.
  6. Советский Энциклопедический Словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
  7. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., Институт ДИ-ДИК, 1997.
  8. Каргалов В.В. Русь и кочевники. М., Вече, 2004.
  9. Галкина Е.С. Тайны Русского каганата. М., Вече, 2002.
  10.  Кёстлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. С-Пб., Евразия, 2001.
  11.  Пчелов Е.В. Рюриковичи. История династии. М., Олма-Пресс, 2002.
  12.  А.Никитин. Половецкая Русь. М., Знание-сила, 2000, № 4.
Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Семен Глейзер: Хазарский каганат и Великая степь

Обсуждение закрыто.