Семен Глейзер: Хазарский каганат и Великая степь (окончание)

Loading

Семен Глейзер

Хазарский каганат и Великая степь

(Окончание, читайте начало здесь)

«Русь изначальная»

Восточнославянские племена стали известны европейцам после распада державы гуннов. Существует определенная разница между этнонимами «русы» и «славяне». Первоначально никакие русы в Восточной Европе не были известны. А были мирные, оседлые, земледельческие славянские племена по обе стороны Днепра. Нас будут интересовать племена полян, обитавшие в VI -IX веках на этих землях.

По данным Энциклопедического словаря (6), это сами поляне в VI веке создали здесь свой племенной центр — город Киев на Днепре. В 1982 году было отмечено 1500-летие города Киева, то есть отсчет ведется с 400-х годов. Значит, сам город был заложен в V веке, когда о полянах в этих местах ничего не было известно. Кто же жил тогда в Киеве? По мнению Г.В.Вернадского (4), и как уже выше говорилось, по всей видимости Киев был хазарской пограничной крепостью (на границе с Аварским каганатом), и оплотом хазарской власти над славянскими племенами на Днепре. Об этом говорят археологические находки в черте города, определенно салтово-маяцкого типа, что признается свидетельством их хазарского происхождения. Это покрывает «темные» сто лет существования города Киева.

Все это время славяне платили дань хазарам. По Тойнби (цит.по: 10), эту дань для хазарского кагана собирали подвластные хазарам венгры из степей южнее Киева, из собственной венгерской кочевой страны Ателькузу. Но когда из-за Волги пришли печенеги, ситуация изменилась. Венгры были вытеснены печенегами из нынешних южнорусских степей, а хазары лишились венгерской помощи в деле защиты хазарских владений на Днепре и весьма удобного способа сбора дани со славян (10).

И тут на Днепре появились флотилии неизвестных до того мореходов варягов — это были отважные и агрессивные дружины воинов, предположительно скандинавского происхождения. Эти банды нападали и грабили торговые караваны на пути «из варяг в греки» и на других торговых путях. Они прекрасно владели мечом, легко управлялись с речными и морскими судами. По всем этим данным можно предположить, что это были отряды викингов, уже успевших навести страх на всю Западную Европу. На Руси они стали известны под именем «варягов».

Их дружины на легких кораблях стремились пройти в богатые земли Византии, но на пути стоял хазарский заслон — город Киев, где варяги должны были платить хазарам немалые пошлины за проход к Черному морю (10). По мнению многих исследователей, бывший на тот момент киевский князь из числа полян также носил титул «хакан» или «каган», и был «второстепенным наместником хазар» (9).

Дальше, согласно «Повести временных лет», уже к 859 году земли славян, в результате военных столкновений, были поделены между хазарами и варягами. «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке от дыма (от хаты — С.Г.)», говорит русская летопись (13). Борьба между хазарами и варягами за славянские земли, включая право взимать с них дань, не утихала, и уже к 861 голу город Киев полностью перешел от хазар к варягам (10). Это произошло следующим образом.

В 882 году варяжская дружина с вожаком по имени Олег вместе с сыном, будущим князем Игорем, пошла походом из Новгорода на юг, беря штурмом славянские города, и облагая их новой данью. Так они дошли до Киева, где уже успели обосноваться другие варяжские властители — Аскольд и Дир. Ну, с теми разговор был короткий, и Киев стал «истинно русским городом» под варяжским управлением. В 883-885 годах Олег покоряет земли полян, северян, древлян и радимичей, обложив их легкой данью. Это было сделано для того, чтобы всем славянам стало бы очевидно явное преимущество варяжской — «русской» власти, в сравнении с предыдущей, хазарской, взимавшей со славян непосильную дань. «Я враг их (хазар — Е.П.), и вам им платить незачем», говорил славянам варяжский князь Олег (11).

Однако, какое-то время и под русо-варяжским управлением, Киев и прилегающие земли славян оставались под хазарским протекторатом.

Когда же, наконец, русо-варяжские и хазарские разборки закончились — победой русов-варяг, путь на Царьград был открыт. И Киев стал опорным пунктом, плацдармом для варяжских дружин во всех их последующих грабительских походах на Византию. И действительно, русо-варяжские дружины на легких кораблях стали часто выходить в Черное море, направляясь к Царьграду (Византию), чтобы пограбить византийские богатые города. И такие дальние морские походы были неоднократно совершаемы русами (варягами) в 860-м, 907-м, 941-м, 944-м, 971-м годах.

Великий Русский каганат

О происхождении этнонима «русы» в среде ученых до сих пор нет единого мнения. Ясно, что русы были совершенно отличны от восточных славян, в том числе и своей агрессивностью, склонностью к войнам, грабительским набегам, дальним походам, морским экспедициям, то есть всем тем, чего не имели в своем характере и традициях мирные и оседлые земледельческие племена восточных славян. Русы — как одна из дружин викингов — были известны и из других источников. Еще в 844 году по арабским хроникам некие норманны — русы нападали на арабскую Севилью в Испании (11).

В описанных выше столкновениях варяг и хазар за славянские земли в районе Днепра наши варяги неизменно именовались «русами». Вот что говорит об этом «Повесть временных лет» (862 год): «И пошли (посланцы новгородских славян -С.Г) за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, подобно тому, как другие называются шведы, а иные норманны и англы… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь (народ — С.Г.): «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь… И от тех варяг прозвалась Русская земля» (13).

Это сообщение подтверждается и другими данными. Так, в переписке византийского императора Василия Первого Македонянина с германским императором Людовиком Вторым под 871 годом упоминаются три каганата: Аварский, Хазарский и Норманнский, под последним из которых подразумевается Русский каганат (9).

Когда варяги прибыли, наконец, на постоянное место жительство на Русь, точнее призваны были «володеть», в Новгород, их князья стали носить гордый титул «каган», что было позаимствовано у хазар (10). Первые русские каганы носили явно скандинавские имена. Так, Hrörekr стал Рюриком, Helgi — Олегом, Helga — Ольгой (10). Сын Ингвара (Игоря) и Хельги (Ольги) уже получил славянское имя Святослав, что говорило о постепенном растворении скандинавского (русо-варяжского) элемента в славянской среде.

В пользу этой концепции говорят и данные выдающегося археолога В.Л. Янина (14). По его мнению, вся верхушка «русского» общества на Руси состояла преимущественно из варяг, а не славян. На всех переговорах с Византией посланниками со стороны Руси были люди с исключительно норманнскими именами (например, Ивор, Карл, Инегельд, Фарлоф, Вельмунд, Рулав, Стемид, Свенельд, и др.) (4, 15), а их требования к Византии точно отражали нормы скандинавского права (14).

Принятие христианства на Руси происходило в первое время только у варяжской верхушки, в то время как славянские низы оставались приверженцами языческого культа Насаждение христианства на Руси было очевидно принудительным и насильственным. Новая религия запрещала «славные традиции предков»: многоженство и человеческие жертвоприношения, что далеко не всем было по душе. Сам Киевский князь Владимир имел от разных жен 12 сыновей, имел до 800 наложниц, «и был он ненасытен в блуде» по словам летописца (11). Но покаяние и «добрые дела» сделали его христианином и святым.

Крещение Руси сопровождалось сопротивлением свободолюбивых славян, считавших христианство чуждой и враждебной «заморской идеологией». По археологическим данным (14), оплотом сопротивления насильственной христианизации славянских земель выступал Новгород, тот самый Новгород, что за сто лет до того первым пригласил на княжение «варяжских гостей». Сидящая в Киеве варяжская власть потребовала от всех подвластных славян немедленно креститься, а отказавшийся это сделать Новгород был подвергнут наказанию. Туда было послано варяжское войско во главе с воеводами Добрыней (который Никитич) и Путятой. Войско предприняло штурм Новгорода, сопровождавшийся пожарами и массовыми убийствами славян-язычников. Археологические данные показывают, что большая часть города была тогда сожжена. По русским летописным данным, «Путята крестил мечем, а Добрыня огнем» (14). Культурный слой 989 года в Новгороде содержит многочисленные следы пожаров — явное свидетельство «успешного» крещения славян варягами.

Назвать такое общество, состоящее из разных этнических, религиозных и разноязычных слоев — варяжской верхушки и славянских низов — «этнической химерой» по Гумилеву, язык не поворачивается, хотя формально это была именно «химера». Сочетание этих разнородных этнических элементов, к тому же с различной религией, оказалось совершенно естественным и продуктивным — название Русь и Россия выдержали проверку временем на протяжении тысячелетия.

Новая русо-варяжская власть в Киеве, оставаясь формально под хазарским протекторатом, неоднократно пыталась от него избавиться, а также отобрать у Хазарского каганата, да и у Византийской империи, кое-какие богатые земли. Между тремя государствами постоянно шли войны, велись тайные переговоры, заключались соглашения, составлялись заговоры и военные союзы.

Ареной одного из них стал Таманский полуостров. Здесь хазары отстроили многие древние города, в том числе и древнегреческий город Таматарха, центр оживленной международной торговли. Археологи находят здесь многочисленные хазарские захоронения: могильники восьмого-десятого веков (16).

По данным «Кембриджского документа» (17), иначе называемом «еврейско-хазарским письмом», византийский император Роман Первый Лакапин (920-944 годы), убедил, в том числе и богатыми дарами, неизвестного русского кагана по имени Хелгу напасть на хазар. Этот непонятный Хелгу двинул свои дружины на земли хазар и захватил важный хазарский форпост на Таманском полуострове крепость Самкерц. Тогда хазарский наместник в Керчи, полководец по имени Песах, двинул свои войска против русов и византийцев, и начал разорять византийские селения в Крыму (11). Русы были отбиты, три неизвестных византийских города в Крыму были полностью захвачены хазарами, а жители еще одного византийского города в Крыму, Херсонеса, принуждены были выплачивать дань хазарам. С Византией было достигнуто выгодное хазарам мирное соглашение, а война с русами продолжалась еще четыре месяца, до приведения их к покорности хазарам (9). Впоследствии, в войнах с печенегами, русские вольные дружины отбили Таматарху у хазар, и создали на ее землях новое русское княжество, известное под названием Тмутаракань (16).

Киевский князь Святослав, разгромив Хазарию в 965 году, и окончательно избавив Русь от хазарского господства, тем не менее принял титул ее правителя — каган. Его потомки, Владимир Святой и Ярослав Мудрый также назывались каганами (4). Во всяком случае так их почтительно называл в 1051 году самый первый русский по происхождению митрополит православной церкви (все предыдущие были приглашенные из Византии греки) по имени Иларион в своем сочинении «Слово о законе и благодати». Это сочинение имело и другое название: «Похвала кагану Владимиру» (4). Интересно, что в сочинении Илариона под «законом» имелся в виду Моисеев закон иудаизма, якобы не выдерживающий никакого сравнения с «благодатью», то есть с христианским вероучением. Такое противопоставление многие ученые считают признаком острой идеологической конкурентной борьбы между двумя господствовавшими тогда в славянских землях религиозными вероучениями — иудаизма и христианства.

Расцвет Хазарского каганата

Если в начале своей истории хазары были типичные кочевники, жившие за счет скотоводства, то по мере освоения ими предгорий Кавказа, низовий Дона и Волги, они переходили на частично оседлый образ жизни, стали заниматься земледелием и рыболовством. Этому в немалой степени способствовало и то обстоятельство, что через их земли, и по рекам Дон и Волга, проходили важнейшие торговые пути, шли постоянные караваны с товарами, соединяющие Европу с богатейшими восточными странами: Индией, Персией, Китаем и т.д. Хазарам представилась возможность собирать пошлины с проходящих купцов, покупать у них и продавать им те или иные товары, давать им приют на время остановки, менять лошадей и т.д. Подобное занятие сильно облегчило нелегкую жизнь хазарам, бывшим до того кочевниками, и перешедшим, в том числе и в результате освоения нового ремесла, на оседлость. Разумеется, значительная часть хазар продолжала кочевать со своими стадами скота в донских и волжских степях.

Новый способ хозяйствования не был чем-то новым: в Европе такими же становились свободные города-республики в Италии (Венеция, Генуя), ганзейские города в Германии (Любек, Гамбург, Бремен), да и на Руси были свои торговые республики Новгорода и Пскова.

Эта новая специализация хозяйства у хазар была обусловлена изменением общеполитической обстановки в мире. Прежние торговые пути — через Ближний Восток — были прерваны появлением в 600-х годах мощного и агрессивного Арабского халифата. Его захватнические войны угрожали и самой Европе (Испания была полностью захвачена арабами, война против арабского нашествия шла уже в южной Франции). Арабы пытались также вторгнуться на земли Северного Кавказа, но были тут остановлены хазарами.

Отношения хазар с арабами, их дружба и вражда, вообще составляют важную страницу в истории каганата. В известной «еврейско-хазарской переписке» (18 ) каган Иосиф, правивший в Хазарии примерно с 920 по 960 годы, изображал себя «защитником» арабов от набегов скандинавов-русов (10). Долгое время Каспийское море у мусульман называлось по-арабски «бахр-уль-хазар» — Хазарское море (10).

С другой стороны, хазары остановили продвижение арабских армий на Северный Кавказ, чем реально избавили Восточную Европу от мусульманского нашествия. Войны хазар с арабами за господство над этими местами — за придонские, приволжские степи и Северный Кавказ — с переменным успехом длились почти столетие. Наконец, в 732 году хазары одержали победу, и арабы были отброшены за Кавказский хребет.

Поскольку арабы одновременно угрожали еще и Византии, то победа хазар 732 года была с радостью воспринята в Константинополе. В знак «побратимства» с каганатом византийский принц Константин женился на хазарской принцессе. Их сын впоследствии стал императором Византии под именем Лев IV Хазар (10).

Постоянная угроза новых арабских вторжений вынудила кагана переносить столицу все дальше и дальше от подвластным арабам закавказских земель. Вначале столицей каганата был город-крепость Беленджер на Северном Кавказе, потом Семендер на западном берегу Каспия, по другим данным оба города находились около современного Дербента (5). И, наконец, столица была перенесена в дельту Волги в город Итиль. По данным средневековых хроник население Итиля в годы его расцвета составляло около 10 тысяч человек. Итиль оставался столицей вплоть до гибели каганата (10).

Любопытный факт: до сих пор не найдены остатки всех трех столиц Хазарии (9), хотя археологически с Хазарией связывается салтово-маяцкая культура. Как пишет С.А.Плетнева (5), границы земель салтово-маяцкой культуры очерчиваются верховьями Дона и Донца, Приазовья, включая Крым, отдельные территории на Днепре (Киев), Кубань, берег Каспийского моря, левый берег Волги, включая Саратов (вот откуда есть — пошла «правда о Саратовской земле»). Как видим, Хазария была большим и успешным государством.

Отношения с Византией у Хазарии также не всегда были «братскими». Обе державы стремились не только обороняться от набегов арабов и русов, но и к захвату новых земель, в чем они обе выступали уже как конкуренты. Так, империя и каганат с 750-х годов воевали между собой за господство над Крымом. Хазарам удалось захватить восточный Крым и надолго там укрепиться. По археологическим данным, хазарские укрепления были построены в Восточном Крыму в первой половине 800-х годов (9).

Как подчеркивает С.А.Плетнева, государство хазар должно быть по достоинству оценено. «История Хазарского каганата — одна из узловых тем средневековой истории Восточной Европы. Занимая огромную территорию, …Хазария просуществовала около 300 лет… Она представляла собой первое феодальное государственное образование в Восточной Европе» (5).

Иудаизм как государственная религия

 Получив в результате многочисленных войн под свою власть многие земли, племена и народы (венгры, славяне, аланы, волжские болгары, частично печенеги, и другие тюркские племена), верхушка каганата ощутила необходимость введения какой-то общей, государственной религии, которая объединила бы все разношерстные племена и народы под единой властью кагана. Вообще, в каганате царила полная веротерпимость. Здесь временно гостили, или подолгу жили, купцы из разных стран и народов, все они имели собственные верования, никто им тут не препятствовал в отправлении культа. Здесь свободно действовали христианские церкви, мусульманские мечети, еврейские синагоги, языческие святилища. В торговой столице и не могло быть иначе: в противном случае каганат лишился бы своих торгово-посреднических преимуществ.

Сами хазары, как и многие другие тюрки, были язычниками. Но все же какая-то общая религия, которая бы объединила разноплеменное население в «единую нацию», чем бы укрепила и власть кагана, была нужна. Пришлось выбирать. За примерами далеко ходить не надо было. Руководство каганата видело, как ислам — монотеистическая религия — объединил разноплеменное население Ближнего Востока, куда включались не только арабы, но и персы, египтяне, мавры, индийцы, некоторые тюрки и другие. Все они теперь назывались «мусульмане». Пример Византии также говорил в пользу монотеизма: христианство объединило греков, славян, частично итальянцев, германцев и франков в одну новую «нацию» — христиан.

Были тут и миссионеры, пытавшиеся привести хазар в лоно той, или иной веры, и конкурировавшие между собой. Известно, что в 860-862 годах сюда приходил святой Кирилл, дабы обратить язычников-хазар в «веру истинную», то есть в христианство. Потерпев здесь неудачу, он отправился на Запад, к язычникам-славянам, где не только успешно обратил их в христианство, но и создал для них, безграмотных, специальный алфавит на основе букв греческого алфавита. Поскольку в греческом алфавите не нашлось аналогов, соответствующих многим звукам речи славян, Кирилл вынужден был некоторые буквы придумывать самому. Недолго думая, он позаимствовал недостающие буквы из еврейского письма. Так в кириллицу попали еврейские буквы: а, б, в, г, е, к, п, р, с, ш, т, всего не менее одиннадцати букв (10).

Многие исследователи полагают, что с еврейским письмом св. Кирилл впервые ознакомился при посещении Хазарии у местных иудеев. Но это не совсем так. Как священнослужитель христианской церкви, Кирилл должен был изначально знать язык Библии в оригинале, как это есть у сегодняшних священников, то есть древнееврейский. Для полноты успеха, св. Кирилл перевел Библию на старославянский язык, чтобы вновь обращенные в истинную веру славяне сами смогли бы убедиться в «святости» Писания. Этот алфавит с тех пор так и называется — кириллица. На нем же написан и наш текст.

Проблема выбора «правильной веры» имела четкий внешнеполитический характер. Если выбрать ислам, то попадешь вначале в «духовную» зависимость от халифата, потом в политическую, потом в государственную. Если же выбрать христианство, то точно также попадешь в зависимость к Византии. С учетом этих перспектив оставался единственный вариант монотеизма, не связанный с рисками внешней политики: а именно иудаизм. Эта религия была знакома хазарам по рассказам местных евреев. Евреи были частыми торговыми гостями в Хазарии, были и свои евреи, подданные кагана, жившие в Крыму и на Таманском полуострове еще с далеких античных времен.

Каган по имени Булан и его окружение имели много бесед со священнослужителями разных конфессий, устраивали религиозные диспуты между ними. Наконец, в спорах в присутствии кагана обоими конкурентами за «заблудшие души язычников», христианином и мусульманином, было подтверждено, что в основании обеих защищаемых ими религий лежат исходные законы Моисея, то есть иудейское учение. Потому, дескать, и выбрал каган иудейство как истинное учение в оригинале, отказавшись от его «плохих копий». И примерно в 730 году хазарский каган Булан и верхушка каганата перешли в иудаизм (5,10). Так иудаизм стал государственной религией Хазарии.

Это не помешало кагану и знати содержать большие гаремы и позволять себе много чего другого, противоречащего иудаизму. Таким образом, хазарами был принят некий упрощенный, облегченный специально для неевреев, вариант иудаизма, не знавший Талмуда и опиравшийся только на Библию (10). Тому было дано и объяснение. Дескать, хазары не являются потомками библейского праотца Сима, каковые есть евреи, а принадлежат к потомству Иафета, как и все другие европейские народы (9).

Но уже с этого времени хазарское общество стало разделяться по религиозному признаку: принявшая иудейство верховная власть стала называться «белыми хазарами», а часть племенных вождей и низы общества, сохранившие свои языческие верования, назывались «черными хазарами». Отметим, что этот факт говорит о том, что свобода вероисповедания в стране сохранялась и дальше.

Весть о появлении на Севере, где-то в степях, нового «истинно иудейского» государства облетела весь западный мир. Везде, где были еврейские общины, эта новость обсуждалась с восторгом: вот, мол, идет уже мессия, скоро, значит, грядет и освобождение Иерусалима. И в Хазарию устремился поток еврейских беженцев из разных стран, прежде всего из Византии, где евреи преследовались как еретики, и из Арабского халифата (10). Но это были не просто беженцы, это были ремесленники, врачи, ученые, ювелиры, художники, купцы, они принесли с собой в каганат знания, умения, культуру, капиталы, международные связи. Естественно, в Хазарии они, как «истинные иудеи» по рождению, вскоре пополнили собой верхушку общества и оказались в окружении самого кагана. В языческий, «доиудейский» период хазары пользовались рунической письменностью, обычной для тюркских племен. После принятия иудаизма вся письменность в каганате стала вестись на еврейском языке. Один из арабских источников сообщает, что в 987 году переписка в каганате велась по-еврейски. Еврейский язык стал языком науки и культуры (10).

Как можно узнать из знаменитой «еврейско-хазарской переписки» (18), первым каганом, принявшим иудаизм, был каган по имени Булан. После него царствовали последовательно 13 иудейских по вере, и потому носивших еврейские имена, каганов: Обадия, Езекия, Манассия, Ханукка, Исаак, Завулон, еще один Манассия, Нисси, Манахем, Вениамин, Аарон, Иосиф. Этот самый каган Иосиф и был адресатом упомянутой переписки с хазарской стороны.

«Еврейский переворот» в Хазарии

Что было дальше, мнения историков расходятся. Одни из них, как например, Л.Н.Гумилев, считают, что евреи в окружении кагана совершили государственный переворот, поставив во главе каганата некоего Обадию, кагана— марионетку, еврея по маме. Они якобы ввели в стране принудительный раввинский иудаизм, а всех несогласных стать иудеями через гиюр подвергли репрессиям. От переворота, якобы, выиграли только приезжие евреи, а несогласное с их правлением местное население, в том числе и племя кабаров, подняло восстание и началась гражданская война. Такое восстание действительно было. Другое дело — по какой причине, оставалось неясно. На стороне восставших выступили венгры, на стороне иудейской власти — печенеги, нанятые за деньги. Это в дальнейшем сильно ослабило каганат.

По мнению Л.Н.Гумилева, Хазария разделилась на два класса, различающихся верой и этническим происхождением: верхний класс — евреи, нижний, трудящийся, класс — коренные хазары. Эту схему Гумилев называл «этнической химерой», не имеющей шансов на долгое существование и чреватой взрывом и скорой погибелью. (А тут и «великий вождь и учитель», не знавший этих мудреных слов, помог задним числом разоблачить «химеру» троцкизма-космополитизма-сионизма в ранней истории СССР.)

Другие историки, например, Галкина (9 ), Кестлер ( 10), так не считают. По их мнению, в 799 — 809 годах каганом Обадией действительно были произведены религиозные реформы. Общество, умеющее читать и писать, а значит, верхняя его часть, было ознакомлено с Талмудом и Мишной. И убедилось, что наивный доталмудический иудаизм не есть иудаизм истинный. А истинным был признан раввинизм и Талмуд (9). Разумеется, эти новые познания и новые книги были привезены в каганат приезжими евреями. Среди историков не утихают споры — было ли введение раввинизма в Хазарии благом или злом, якобы погубившим ее в конце концов. Возможно, в ответ на эту религиозную реформу часть хазар подняла восстание (10). Среди них восстали и кабары, ушедшие к венграм в Ателькузу, а дальше с ними же — в Паннонию.

Религиозные реформы никогда миром не кончаются. Вспомним войны протестантов против католиков в Европе, восстание в Великом Новгороде против насильственной христианизации в 989-м году, движение староверов против реформ патриарха Никона, искоренение религии при большевиках, — все это были обычные войны между фанатиками конкурирующих вер. Так что и в Хазарии соответствующая реформа господствующего вероучения не обошлась без резни.

По мнению Л.Н.Гумилева, главный реформатор, «некий иудей» по имени Обадия вовсе и не был каганом. Он был при нем своего рода первым министром, носившим звание «бек». Этот бек Обадия превратил настоящего кагана из династии Ашина, по отцу тюрка, а по матери — еврея, в свою марионетку. Так это или не так, трудно сказать, зная отрицательное отношение Л.Н.Гумилева ко всему, что касается евреев. В любом случае верно то, что с какого-то момента, необязательно со времени религиозной реформы, в каганате воцарилось двоевластие.

Действительно, каждый каган из династии Ашина имел символическую номинальную власть, но не царствовал. Фактическую власть имел бек — первый министр, который командовал армией, собирал налоги и реально правил в стране. По происхождению он мог быть любым гражданином Хазарии: долгое время такими беками при кагане служили выходцы из подвластной хазарам Волжской Болгарии. Иногда бек именовался «каган-бек». Оба соправителя имели наемную гвардию из 30 тысяч наемных мусульман и русов (9). Такое двоевластие было характерно не только для Хазарии, но и почти для всех остальных каганатов — наследников Тюркского каганата (3).. В разное время на стороне хазар служили также наемные отряды союзных венгров и печенегов.

По другим данным, Обадия был вполне законным каганом из династии Ашина, а беком при нем состоял кто-то другой из булгар.

Есть караимы — и есть караимы

Надо сказать, что далеко не все в еврейском мире Средневековья были в восторге от иудейства в Хазарии. Еврейские мудрецы в Испании и в других местах не могли избавиться от подозрения, что хазары, не будучи евреями по происхождению, могут сильно исказить и извратить «чистоту вероучения». Тем более, что хазары-иудеи имели в своем распоряжении мощный административный ресурс — каганат, целую страну. В то время сам иудаизм переживал эпоху раскола. В нем зародилась очередная ересь — караимство, и как назло, очень кстати, что-то похожее на него возникло и в далекой Хазарии. Хазарский иудаизм многие еврейские мыслители так и определяли — это караимская ересь, с которой нужно бороться, не жалея сил (10).

Слово «караим» на древнееврейском языке означало «читающие», в том смысле, что читающие Библию. Надо отметить, что первая часть этнонима, «кара», по-тюркски означает «черные», а последняя «им» — означает множественное число по-еврейски. Секта караимов возникла в еврейской среде в Персии в 700-х годах, широко распространилась по многим еврейским общинам, и в конце концов была полностью отделена от основной массы иудаистов. Это была далеко не первая отделившаяся от правоверных иудеев секта. За примерно 700 лет до того от иудеев точно также отделилась и секта назореев, ставшая со временем христианством.

Новая караимская секта образовала большую общину в Крыму, состоявшую из переселившихся из Византии в Крым иудеев, спасавшихся от крестоносцев, штурмовавших Константинополь (9). Удивительное совпадение: за пару столетий до того в хазарской восточной части Крыма уже проживали многие хазары-иудеи облегченной иудейской веры. Очень может быть, что пришлые караимы смешались с собратьями по вере местными хазарами-иудеями доталмудического вероучения. Этому способствовало то обстоятельство, что сами караимы, также как и хазары-иудеи, признавали только Библию и отрицали Талмуд и раввинизм. Возможно, эта смешанная религиозно-этническая группа и сохранила для себя такое самоназвание как «караимы», то есть «черные -и — читающие», почти идентичное сразу на двух языках: древнееврейском и по-тюркски. Ведь были в каганате действительно свои «черные хазары», о чем уже говорилось выше. Область проживания в Крыму караимов получила тогда название «Новой Хазарии». Деревни тюрок-караимов в Крыму сохранялись до ХХ века (10). Сами караимы в наши дни говорят на диалекте крымско-татарского языка, и охотно принимают в свои ряды и неевреев по происхождению (9).

Интересно, в этой связи, сравнить научно-академическое определение тех и других караимов (6).

Караимы, последователи секты иудаизма, возникшей в 8 веке, живут в основном в Израиле. Священной книгой признают только Ветхий завет.

Караимы, (самоназвание карайлар), народ в Украине (главным образом в Крыму и Литве). 3,3 тыс. человек (1979). Язык караимский.

Караимский язык,относится к тюркским языкам (кыпчакская группа).

Так вот, по всем данным выходит, что сегодняшние караимы — это прямые потомки хазар-иудеев, принявшие этноним «караимы» как самоназвание своего народа..

Закат Хазарского каганата

Вершины своего могущества каганат достиг в 900-е годы. В это время хазары контролировали более 30 народов и племен, собирая с них дань. Подвластны хазарам были тогда булгары (волжские болгары), гузы, венгры, готские и греческие колонии в Крыму, приднепровские славяне. К этому же времени относится и известная «еврейско-хазарская переписка» (18). В своих письмах к жившему в арабской Испании знатному вельможе, придворному еврею Хасдаю Ибн-Шафруту, хазарский каган Иосиф подробно расписывает мощь и богатство иудейской Хазарии (18). Письма датируются 954 — 961 годами. И в них все выглядит хорошо. Но венгры уже ушли на Запад, в Паннонию. По Днепру расположились печенеги, создав здесь свою страну Баджнак. С севера пришли русы-варяги и поселились на исконно подвластных хазарам восточнославянских землях. В ходе военных стычек между скандинавскими пришельцами и хазарскими гарнизонами Киев был утрачен, а славяне прекратили выплату дани хазарам. С этого момента начинается постепенное угасание мощи хазарского государства.

Очень может быть, что тому способствовало природная причина: наступление Каспия на прикаспийские степи. Уровень моря поднимался, под водой оказывались все новые и новые хазарские города и степные пространства. Территория каганата вследствие этого постепенно уменьшалась. Мощь государства падала, и очень скоро на хазар стали наседать новые враги.

Воцарившийся в Киеве князь Святослав, этот отважный и вполне «обрусевший» потомок Рюрика, вел долгие наступательные походы, подчиняя себе одно за другим соседние племена и народы. В 964 году он разгромил славянское племя вятичей, бывших тогда в составе Хазарии. Святослав силой добился от вятичей прекращения выплаты дани хазарам. В 965 году он разгромил Волжскую Булгарию, также выплачивавшую дань Хазарии.

Но главной целью его похода была Хазария, многолетний противник Киевской Руси. В том же 965 году Святослав разгромил хазарское войско кагана Иосифа, взял и разрушил главные хазарские города: Саркел и Итиль. Жители столицы Итиль бежали на острова Каспийского моря, предположительно в район нынешнего Баку, в земли Персидского царства. Потом хазары смогли вернуться в Итиль, но под персидским влиянием они сменили религию и стали мусульманами, что датируется 977-985 годами. Угасание Хазарии происходило одновременно с угасанием Дунайской Болгарии. Эти две державы с тюркским правящим классом одновременно, в 860 году, приняли монотеистические религии: Болгария — христианство, Хазария — иудаизм (2). Закономерен вопрос: было ли также православие, вера тюрок — правящего класса, причиной угасания Дунайской Болгарии? Очевидно, что нет. Обе державы были разгромлены почти в одно и то же время, Хазария в 965 году, Болгария в 967 году, все тем же киевским князем Святославом. Этот факт полностью отклоняет тезис об иудаизме и евреях как причине падения Хазарии как несостоятельную. Причины были другие.

Снова свидетельствует С.А.Плетнева (3). По ее выводам следует, что все степные империи гибнут от четырех основных причин.

Это нашествия чужаков-кочевников, связанное с уничтожением населения и захватом его пашен, садов и селений, под новые пастбища для своего скота. Одновременно разоряются города и прекращается торговля, угасает ремесленничество. Другая причина состоит в междоусобицах, или даже в гражданских войнах, приводящих империю ко всеобщему краху. Третья причина — изменения климата на первоначальной родине новых пришельцев: похолодание, засуха, длинные снежные зимы. Это делает невозможным содержание скота, который должен был быть пасущимся круглый год. Четвертая причина — самая парадоксальная.

На прародине пришедших племен все было хорошо, даже очень. Прекрасный климат, круглогодичные пастбища, экономика процветает, население множится. И вот, в конце концов, племенам становится тесно на их родине, происходит своего рода «демографический взрыв». Экономика начинает испытывать трудности, нарастают межплеменные противоречия, и вот избыток населения вынужден отселяться, покидать обжитые места, отправляясь в дальние походы в поисках «новой родины», то есть в нашествия.

Все империи, составленные из разноплеменных народов, рано или поздно распадаются. Такими были тюркютский Вечный Эль (110 лет), Золотая Орда (250 лет), немецкий «тысячелетний рейх» (12 лет), российский Советский Союз (74 года), и другие. Хазарам, несмотря на 300-летнее существование их государства не хватило времени для слияния в один целостный народ, чтобы уцелеть от всех нашествий и неудач (3). Их государство погибло от напора врагов — русско-славянской Руси, а также и от внутренних причин — войны кабаров.

Есть много общего в судьбах двух кочевых империй: Хазарии и Золотой Орды. Подробно разбирая историю обеих держав в сравнении, С.А.Плетнева приводит следующие данные (3).

Территории Хазарии и Золотой Орды почти совпадали. Это были Поволжье, Предкавказье, Приазовье, Крым. На Западе их власть распространялась на все степи до Днепра, Днестра, Прута. Обе державы занимали крайний Запад евразийской степи. Их соседи были одни и те же, хотя время жизни обеих империй разделяло полтысячелетия. В их подчинении были славянские племена и Киевская Русь. Вассалами Хазарии и Золотой Орды были все те же Волжская Болгария и Алания.

Основной массой населения Хазарии были оседающие на землю болгарские орды. Самих хазар в Хазарии было не так много. Хазары не уничтожали болгарскую аристократию, а использовали ее, в результате чего болгары фактически захватили в свои руки всю власть в каганате. В конце концов и хазары растворились в массе покоренных болгар.

В Золотой Орде основную массу населения составляли покоренные половцы, хотя половецкая аристократия была полностью уничтожена. В Орде монголы сами стали для всех покоренных племен общей аристократией. Поначалу половцы были превращены в облагаемый налогами и повинностями нижний слой населения Орды. От бедности они стали оседать на землю, заниматься земледелием, охотой, рыболовством. Впоследствии сами монголы растворились в половецком населении. Оба государства, Хазария и Орда, захватив Крым, не уничтожали его население, а наоборот, стремились использовать его налаженные торговые связи с Европой и Азией. И, наконец, обе империи были сокрушены ударами русско-славянских войск . И нигде не замечено никакого «вредного влияния евреев» на хазар, что подтверждают книги профессора С.А.Плетневой.

Дальнейшая история Хазарии известна по отдельным свидетельствам современников. Испанско-арабский посол в Германии в своих записках под 973 годом отзывается о хазарах как о процветающем народе (10). В 981-982 годах киевский князь Владимир предпринял поход против Хазарии, разгромив ее войско. В 986 году хазарские иудеи участвовали в религиозном диспуте при дворе князя Владимира о преимуществах той или иной веры. В 1016 году была предпринята совместная экспедиция византийцев и русов против Хазарии, окончившаяся разгромом хазар.

Следующее упоминание есть в «Повести временных лет» под 1023 годом. Тогда мятежный Тмутараканский князь Мстислав пошел войной против киевского князя Ярослава с войском, где среди прочих были и местные жители хазары. В 1030 году сами хазары нанесли поражение вторгнувшимся в их земли курдам, что говорит о дальнейшем сохранении Хазарии как государства.

Почти сто лет, вплоть до 1048 года, по сообщению аль-Бируни, столица хазар Итиль лежал в развалинах. Ее постепенно восстановили, и под названием «Саксин» город оставался известен до ХII века в хрониках как самый большой город на Волге. Впоследствии город Саксин был затоплен наводнением на Волге. А еще через сто лет на его месте была построена татаро-монгольская столица Сарай (10). Развалины столицы хазар Итиль до сих пор не найдены, возможно они ушли под воды устья Волги (5).

Хазарский каганат после всех этих событий продержался еще примерно 200 лет, уже как малозначительное третьеразрядное государство. Подвластными хазарам по-прежнему оставались области между Северным Кавказом и Каспийским морем, часть Крыма и область Тмутаракани на другом берегу Азовского моря. В одной русской летописи говорится, что в 1079 году киевский князь Олег попал в плен к хазарам, но бежал оттуда, а в 1083 году вернулся с русским войском, захватил Тмутаракань и «перебил многих хазар».

В 1106 году половцы совершили набег на окрестности Киева, против них были выставлены дружины Яна, Путяти и «хазара Ивана», что вероятно говорит о службе в Киеве некоторых наемных отрядов хазар. Последнее упоминание о хазарах относится к 1245-47 годам. В книге итальянского путешественника Плано Карпини перечисляются народы, подвластные монгольскому хану, среди них названы и хазары, исповедующие иудаизм.

В хрониках Запорожского казачества на Украине «Сказание козаков о себе» есть и такое упоминание: «Другие, как-то: запорожцы, жившие при днепровских порогах, собственно о себе объявляли, якобы войско их начало свое возымело от 948 года чрез вышедшего из Польши некоего человека именем Семена, роду козарского… присовокупившись к нему земляки его и составили сперва чрез то шайку человек из ста и более. Семена того поставили над собой атаманом… Чрез то, а паче чрез великое уже число их будто бы прославились славными стрелками, и наименовали их потому козаками» (19).

Соседство оседлых народов с кочевниками приводило иногда и к обратным результатам. Эти народы выбрасывали в степи излишек своего населения, которое переходило на полукочевой или кочевой образ жизни. (Может быть, таким же был образ кочевой жизни у древних евреев во время их бегства из Египта и их 40-летнее кочевание по Синайской пустыне?).

Примером такого обратного перехода, по мнению С.А.Плетневой (3), были бродники на Руси и казаки в России. (Хотя по другим данным те и другие были этническими хазарами, принявшими православие: слова «казак» и «хазар» по-тюркски имеют общее значение «бродяги», т.е бродники). Эти группы, оказавшись в степи, проникались духом кочевания, традициями всадничества, принятыми у степных народов. Подобные культурные традиции распространялись и у оседлых земледельческих народов, откуда выходили новые кочевники. Эти традиции особенно охотно воспринимала аристократия оседлых групп населения, что было видно в модах, прическах, имитации юрт (шатер Каддафи, шалаши в праздник Суккот у евреев, и др.), идеализации всадников (3), воспоминания о «славных временах свободы», какого-то «золотого века» жизни без царей в степях, где все были равны.

Великая Степь долгие столетия и тысячелетия принадлежала различным кочевникам и кочевым империям. Только с появлением в Степи русского казачества, кочевники уступили в ней место оседлым земледельцам (3).

* * *

Сегодня потомками хазар принято считать следующие религиозно-этнические группы.

 Потомки хазар-мусульман — астраханские татары.

Потомками хазар, принявших православие, долгое время были так называемые бродники, а впоследствии донские и кубанские казаки.

Потомками хазар-иудеев являются караимы.

Литература

  1. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962.
  2. Либин А., Шапира Д. Хазарская парадигма Сталина. «Заметки по еврейской истории», №1, 2011.
  3. Плетнева С.А. Кочевники Средневековья. М., Наука, 1982.
  4. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. М., Айрис-Пресс, 2002.
  5. Плетнева С.А. Хазары. М., Наука, 1976.
  6. Советский Энциклопедический Словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
  7. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., Институт ДИ-ДИК, 1997.
  8. Каргалов В.В. Русь и кочевники. М., Вече, 2004.
  9. Галкина Е.С. Тайны Русского каганата. М., Вече, 2002.
  10.  Кёстлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. С-Пб., Евразия, 2001.
  11.  Пчелов Е.В. Рюриковичи. История династии. М., Олма-Пресс, 2002.
  12.  А.Никитин. Половецкая Русь. М., Знание-сила, 2000, № 4.
  13.  Изборник. Сборник произведений литературы Древней Руси. М., Художественная литература, 1969.
  14.  Янин В.Л., Рыбина Е.А. Открытие Древнего Новгорода. В сб: Путешествия в древность. М., Изд. МГУ, 1983.
  15.  Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., Мысль, 1980.
  16.  Круглякова И.Т. Анапа. 2500 лет. Краснодар, Краснодарское книжное издательство, 1987.
  17.  Кембриджский документ. Цитировано по источнику (9).
  18.  Еврейско-хазарская переписка. Цитировано по источнику (5).
  19.  Интернет-сайт «Невероятные евреи».

 

Print Friendly, PDF & Email

16 комментариев для “Семен Глейзер: Хазарский каганат и Великая степь (окончание)

  1. О комментариях Владимира Бершадского. Увы, моя статья им не понята. Хотя я уже написал объяснение, о чем моя статья, видимо, придется написать еще и «объяснение к объяснению». Мне понятен душевный порыв комментатора везде и всюду видеть евреев, только евреев, и никого кроме евреев. Слово «хазар» он переводит с иврита как «возвращение», хотя мне довелось слышать и такую версию, что «хазар» в переводе с идиш означает «свинья». Да не об этом статья. Я ему — про Хазарию, он мне — про Арканус. Я ему — о тюрках, он мне — про десять колен израилевых. Я ему — про Ерёму, он мне — про Фому. Да не писал я статьи о евреях, дорогие мои комментаторы. Не ищите в статье того, чего в ней нет.. Уже говорил я в первом объяснении, что статья призвана дать общий исторический фон той эпохи, показать, кто такие были эти «извечные враги» Древней Руси — хазары на уровне знаний советской науки. Уже говорил я, что статья есть обзор, если хотите, компиляция (кстати, слово компиЛяция пишется с одним «л»), и что это всего лишь продолжение разговора о кочевниках хазарах, начатого статьей «Хазарская парадигма Сталина». Напишите, наконец, свою статью о хазарах, бывших или ставших евреями, о загадочной стране Арканус, откуда она взялась, о происхождении хазарского языка из древнееврейского или арамейского, или еще из какого другого. Я с интересом ее почитаю.

  2. Археолингвист приветствует Семёна Глейзера.
    Я благодарю Семёна за прекрасно сделанную компилляцию, вернее кашу из Гумилёва, Плетнёвой и т.п.
    Маленькие уточнения:
    1. Книга Артамонова «Хазары» , вызвавшая неудовольствие тов. Иванова-Джугашвили, вышла не в 1951, а в 1936 году. И, повидимому, попалась на глаза ничего не забывающему «отцу народов» как раз во время массовых расстрелов еврейской интеллигенции, аккурат перед планируемым процессом «дела врачей». В результате сей статейки, Артамонов был вынужден сильно переделать свою книгу к антисемитскому крену, и в 1962 году она вышла под редакцие Л. Гумилёва, который тем самым заслужил себе допуск к печатанию своих опусов. К слову сказать, в детстве Я был очарован Гумилёвым, из опусов которого Я впервые узнал о некоей Хазарии. Сейчас мои взгляды на «льва в робе зэка» повернулись на 180 градусов.

    2. Есть точный список хазарских слов. И они — не тюркские (Марсель Эрдаль. Хазарский язык), а — ивритские!! — http://vladimirbershadsky.info/page/hazarskij-slovar

    3. Есть у Семёна «перлы», но вот этот — самый перловый:

    «И примерно в 730 году хазарский каган Булан и верхушка каганата перешли в иудаизм (5,10). Так иудаизм стал государственной религией Хазарии.

    Это не помешало кагану и знати содержать большие гаремы и позволять себе много чего другого, противоречащего иудаизму. Таким образом, хазарами был принят некий упрощенный, облегченный специально для неевреев, вариант иудаизма, не знавший Талмуда и опиравшийся только на Библию (10). Тому было дано и объяснение. Дескать, хазары не являются потомками библейского праотца Сима, каковые есть евреи, а принадлежат к потомству Иафета, как и все другие европейские народы (9).
    ————————————————————————————————————————
    В начале «Козары» (Кузари), основавшие государство «АРКАНУС», действительно исповедовали ИЗРАИЛЬСКУЮ РЕЛИГИЮ, основанную именно на Торе, адепты которой точно знали. что их праотцами были Авраам, Ицхак и Иаков. Талмуда они и не могли знать, так как он был закончен только в V веке н.э., в то время, как израильятяне — потомки Иакова (Бану Йакуб, Якуп) ушли с Ближнего Востока в VI веке до н.э., т.е. за 1100 лет до написания Талмуда. Проповедники-талмудисты бежали в АРКАНУС примерно в VIII веке н.э. от преследований в Византии. И только тогда израэлиты-«караимы» (читающие Тору-Закон — не смешивать с сектой, выделившейся из раввинистического иудаизма в Ираке в IX веке!) стали обучаться и Талмуду. К раввинистическому иудаизму примкнула и верхушка Аркануса во главе с Каганом, который действительно числил себя из потомков не Сима, но Яфета. Но что это меняет, раз Сим, Яфет и Хам были братьями по отцу Нуху (Ною)?
    А вот язык у СЕМитов — потомков аШема, т.е. СЕМени Бога, был Святой язык Бога — арамейский и иврит!!

    Что касается того, что «каган и знать содержала большие гаремы «, так это не противоречит ДРЕВНЕМУ иудаизму, так как кагану и знать брали пример с царя единого Израиля — Шломо (Соломона).

    Больше писать о недостатках не буду, так как это не недостаток статьи Семёна Глейзера, а намеренное искажение былого у Гумилёва и иже с ним.

    Ещё раз выражаю благодарность С. Глейзеру за очень хороший компилляторий.
    Мое дело показать правду, а не заставлять верить в нее.
    И если я не покажу, то кто?
    И если не теперь, то когда?
    И если не здесь, то где? — на сайте- http://vladimirbershadsky.info/
    Только ФАКТы могут изменить мнения.
    БерШадСкий vladimir.b@012.net.il — АрхеоМеTр
    тел. Международный +972-527284036;
    пеле в Израиле: 052-7284036

  3. Дорогие коллеги! Я вижу себя в довольно странной ситуации, когда
    вынужден объяснять, зачем и почему мною написана статья
    «Хазарский каганат и Великая Степь». Статья предполагалась как
    продолжение разговора, начатого А.Либиным и Д.Шапира в их статье
    «Хазарская парадигма Сталина» («Заметки» № 1, 2011). Продолжение
    совсем не значит «окончание» разговора. Я и не пытался писать статью
    об иудействующих хазарах. Статья написана о хазарах-кочевниках и их соседях.
    Недаром в название вынесено выражение «Великая Степь». Еще и
    поэтому редакция поместила статью не в «Заметки», а в «Мастерскую»,
    что совершенно справедливо, ибо о евреях и иудаизме в ней упомянуто немного.
    Целью статьи было кратко напомнить всем нам об этом степном народе и его истории
    на уровне знаний советского периода. А вот окончание разговора, где было бы
    рассказано, на уровне современных знаний, о евреях в каганате и хазарах, принявших как доталмудический, так и раввинистический иудаизм, должны бы написать мои уважаемые оппоненты. И я сам с нетерпением буду ждать продолжения разговора о хазарах.
    И последнее. Прекрасное оформление статьи было любезно выполнено редакцией, а не автором,
    за что автор ей, редакции, очень благодарен.

  4. Уважаемый Борис Э. Альтшулер. Очень хорошо, что Вы нашли время для того, чтоб прокомментировать очень актуальную работу Семена Глейзера. Вы правильно заметили, что работы на такие актуальные темы не должны быть размещены в Мастерской или на форумах. Это, видимо, происходит в результате малограмотности команды сайта.
    Я хотел обратить Ваше внимание на одно временное обстоятельство. В Персии закончилось правление Сасанидов (226- 651 годы нашей эры) и началась мусульманизация населения. В 650 году правящая элита Хазарии приняла иудаизм раввинатского толка. Следовательно, в Хазарию хлынула волна персидских евреев. Почему хазары приняли иудаизм без гиюра? Слово «хазар» на иврите имеет смысловое значение: вернувшийся. Может быть им гиюр был не нужен? Почему именно в Хазарию бежали персидские евреи? Еще Аттила назначил своего старшего сына Эллака вождем акациров- предков хазар. Владимир Бершадский дает толкование слова «акацир» (укола страшись). Вне зависимости от археологолингвистики есть исследования происхождения Аттилы из племени эфталитов, рода Дуло. Это племя принадлежит к семье пуштунских племен, которые все чаще ученые считают одним из потерянных израильских колен. Сейчас в Афганистане найдена гениза тысчелетней давности. Возможно мы близки к разгадке таин хазарского народа!

  5. Последние дни я был очень закручен, поэтому только сейчас обратил внимание на вопль уважаемого Виталия Гольдмана „Где Б.Э.Альтшулер и его команда?“ Спасибо, Виталий, что не забыли. Здесь я — в обсуждении. Публикацию уважаемого автора Семёна Глейзера можно приветствовать. Жаль лишь, что она очутилась, по выражению Юлия Герцмана, в „братской могиле“ „Мастерской“, а не в „Заметках“.
    Я бы хотел отметить очень деловой комментарий Леонида Ейльмана, который указал на главный недостаток работы — недостаточное использованние зарубежных западных исследований по теме Хазарского Каганата. Другой недостаток заключается в том, что практически были использованы в основном русскоязычные публикации из бывшего СССР. Тема хазар, которой я переболел, довольна стара. В 1996 г. в Москве была издана моя книга “Последняя тайна России“, которая тогда вызвала довольно оживлённую дискуссию в прессе и обострила интерес к теме в русскоязычных медиа конца 20 в. История, социология и политика двух Каганатов – Хазарского и Аварского – были мною исследованы в публикации по истории ашкеназийских евреев на немецком языке «Die Aschkenasim…“ (Saarbruecken 2006), Тремя годами позже книга была дигитализирована университетом Мичигана. В списке использованной литературы в статье С.Глейзера не оказалось, к сожалению, работы израильтянина, лингвиста Владимира Шнейдера «След десяти“ (Беэр Шева 1998), который хорошо показал пути происхождения ашкеназов.
    В начале 20 в. интерес публики к истории хазар был подогрет в основном публикациями Авраама Гаркави и австрийского ориенталиста и дипломата, барона Гуго фон Кучера (Hugo Freiherr von Kutschera), книгa которого Die Chasaren, (Holzhausen, Wien, 1910) произвела тогда впечатление разорвавшейся бомбы. Именно эта работа вызвала начало дискуссии о том, являюся ли европейские евреи наследниками хазар. Во время WW2 появились публикации израильского историка Авраама Поляка. Кроме книги Кёстлера, который в принципе объединил работу Михаила Артамонова и американских исследователей, в первую очередь Д.М. Данлопа (D.M. Dunlop 1954) из университета Принстона, США, надо указать на работы американских и немецких исследователей (даже из ГДР). Интересна работа Андреаса Рот (Andreas Roth) из Германии: Chasaren. Das vergessene Großreich der Juden (2006).
    В конце 20 – начале 21 вв. и в Израиле обозначился интерес к этой теме, был проведен конгресс, теперь эти работы несколько уснули. Примечательны исследование из США Kevin Alan Brook’s, The Jews of Khazaria (Northvale, New Jersey, USA, 1999). Кстати, Брук издал свою книгу и в России на русском языке. Израильский жкрналист Эхуд Яари совершил эквпедицию в Крым, Россию и на Кавказ, что он представил в своём фильме „Мамлаха hакузарим“, который несколько лет подряд показывали по израильскому телевидению.
    Я уже писал уважаемому Борису Дынину об интересной статье в Nr. 52 журнала „Шпигель“ за 2012 г., в которой обсуждается роль религии в возникновении цивидизаций. Тезис автора этой статьи говорит о том, что лишь признание верховного Судьи, Б-га, и его законов является условием развития общества. В качестве примера автор взял довольно позднюю историю армянской торговли шёлком в 18 в. Нового времени. Именно армянская церковь, которая была представлена на всех этапах этого нового Шёлкового пути, от Скт.-Петербурга и Венеции до Манилы, с центром в иранском Исфагане (Юлфе) обеспечивала серьёзность и справеливость сделок между армянскими торговцами и была важным фактором успеха этого начинания. Мы можем исходить из того, что похожие механизмы вавилонских евреев существовали на Великом Шёлковом и Янтарном Путях в конце античности и в раннем средневековье. Поскольку важная судебная система работала лишь среди единоверцев, то на пути караванов возникали синагоги и еврейские общины. Хазария была в этом отношении первым модерным государством Степи c разделением насилий: легислативы, экзекутивы и юдикативы. В этом была суть двоевластия каганов — на теперешнем политическом языке что-то вроде президента и премьер-министра. Ведь не случайно в Итиле заседал Верховный суд Каганата, в котором право истолковывалось по законам иудейского, христианского, мусульманского и языческого вероисповеданий. Cuius regio, eius religio (чья страна, та и религия), поэтому дискуссию о преимущественной религии хазар считаю не очень удачной. Абрам Торпусман указал, что в Хазарской переписке речь идёт об иудейской религии хазар. Поэтому если уж „верхушка хазар„ перешла в иудаизм, то и племена сделали то же. Конфликт в Великой Степи, особенно на позднем этапе развития, выносился в конфликтах религий.
    Теперь в отношении наследников хазар. Тут в первую очередь надо указать на современных украинцев и Юг России, живущих сегодня на территории бывшего Хазарского каганата. У украинцев определение „казак“ — до сих пор основа их национальной идентификации. Практически все народы Кавказа и Поволжья в той или иной степени наследники хазар. Одними из первых это усвоили азери,- в Азербайджане Каспийское море зовётся Хазарским и т. д. Интересна ранняя история армян, в историографии которых одно из пяти племён армянского народа происходило из евреев. Самоназвание армян — ашкен. В мусульманском мире сюда же относятся хазарА в Афганистане, очевидно часть казахов и т. д.
    Один умный комментатор Гостевой уже указал на разницу понятий популяции и (еврейским) народом. В этом суть.

  6. Как можно понять статью и комментарии к ней, обе точки зрения на судьбы иудейских хазар могут быть одновременно правильными. А именно: после гибели каганата хазары-раввинисты присоединились к настоящим евреям и растворились среди них. Хазары-доталмудисты примкнули к караимам в Крыму и также растворились в их среде.

    1. Слово «ХАЗАР» на иврите означает «ВОЗВРАЩЕНИЕ». Хазарами называли в 12 веке представителей 10 колен исраэлевых, которые сделали חזר תשובה /хазар тшува, т.е. как бы «покаяние», т.е. ВЕРНУЛИСЬ в иудаизм раввинистического толка. В дальнейшем их стали называть АШКЕНАЗАМИ. Другие израильтяне не приняли талмуд и остались караимами. Кстати, караимы были двух «цветов» — крымские и литовские. Последние составляли личную тысячу Великого князя Литовского. Караимы крымские составляли цвет войска крымского хана, коего они почитали за кагана. Кстати, крымское войско в 16 веке было вооружено по последнему слову тогдашней техники. И это была заслуга не только Оттоманской империи.

  7. Тема, которую избрал Семен Глейзер для своей статьи, весьма актуальна. Однако, статья написана, основываясь на фальсифицированных данных советской историографии. Смотри ссылки на использованную автором литературу в конце статьи. В статье не использованы работы западных историков, например, Емельяна Прицака, Ефима Макаровского, Ирмы Хайнман и многих других.
    Хорошо известно о том, что «Повесть временных лет» по указу Владимира Мономаха трижды исправляли при переписывании и нам достался скоректированный текст. Другие источники дают нам другое представление о полянах. Археология подтверждает самобытность этого племени пришельцев с берегов Азова. Известно, что коган Владимир (сын еврейки Малки) был крещен Корсуньской церквью в арианство. Его убил его сын Ярослав, который опирался на византийцев и в угоду последним перекрестил Русь в православие. Поэтому он стал «Мудрым» по мнению византийцев. Кроме караимов в Крыму живут крымчаки, которые говорят на том же языке, что и караимы, но исповедуют раввинатский иудаизм. Евреи организовали Великий шелковый путь, который стал становым хребтом экономики многих стран. Северный торговый поток проходил через Хазарию и Киев, а южный через Эрец Исроэль и страны Северной Африки, что обеспечивало постоянное пребывание евреев в Эрец Исроэль в течение первого тысячелетия новой эры. Евреи принимали активное участие в переселении народов времен Аттилы и позже Чингис хана. Поэтому и появились караимы в Крымую Читайте Годби1 Сейчас найдены документы в пещерах Афганистана о больших еврейских общинах на протяжении Великого шелкового пути.
    Сейчас крайне важны работы на темы участия евреев в судьбе многих народов для борьбы с антисемитизмом и изоляцией Израиля. Однако, такие работы требуют привлечения профессиональных историков, археологов, лингвистов, математиков в области доказательств статистической достоверности, генетиков и т. д.

    1. Евреи организовали Великий шелковый путь, который стал становым хребтом экономики многих стран. Северный торговый поток проходил через Хазарию и Киев
      ————————————————————————————
      Великий шёлковый путь проходил ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ХАЗАРИЮ («АРКАНУС»). Он шёл из Константинополя по Чёрному морю, затем через порты Крыма — Сурож и Кафу, затем — в Азовское море в Азов («Золотой» — הזהב /а-зоав), затем корабли поднимались по Дону до Царской крепости Саркел (שר כלא /сар кела = «царская, правительственная крепость»), затем ВОДНЫЙ (!!) путь шёл по нынешнему руслу волго-донского канала, который был заполнен водой ещё в XVI ВЕКЕ. На месте южных пригородов современного Волгограда (Царицына) стоял знаменитый Итиль. В нём была толстая проволока-цепь, которая перегораживала Волгу от правого берега до острова царя (ныне — о-в Голодный): אי תיל // И тиль = «остров + проволока». При помощи этой проволоки кузари собирали пошлину. Затем шитики купцов попадали в Волгу (בעל גאה /бааль гаа // вол га = «Большой подъём воды») и по ней спускались до «Ас-тархана» (сделал пожалование), а оттуда попадали в Каспий (כספי /каспий — «серебряный, много серебра»). По Каспию (Хвалынскому морю — от חבל /хаваль — «жаль», так как это море очень опасно; חבל /хибель // гибель — «такелаж» — а без такелажа судну гибель!) корабли плыли к Баку (בקעו /баку — «Трещина, расщелина Его» — название храма, где из трещины идёт газ и газ горит), а затем — в Рей (29-е Имя Божье из 72 — ראי ; ריי / Рэй — «Смотрящий, наблюдающий за мной»), т.е. уже в Персию — страну всадников (פרס).
      Из Персии Шёлковый путь шёл через Избранный Б-гом город — Бухару и далее на Самарканд и Ташкент (Шаш — там было שש — шесть городов). И т.д.
      Как видите, все названия — из иврита!!

  8. Хорошая статья научно-популярного жанра. Недостатком, на мой взгляд, являются спорные суждения, которые представлены автором как бесспорные. Пример: караимы выдаются за потомков хазар. Это утверждали в 19 -20 вв. апологеты из караимов, которые хотели избавить своих соплеменников от антиеврейских преследлваний. Нет никаких данных, соединяюших караимов с хазарами. Тюркский язык? Так у хазар он был родственный чувашскому, а у караимов типично кыпчакский, ближайший родич крымско-татарского. (Чуваши и крымские татары абсолютно не понимают язык друг друга). Кстати, примерно на том же языке , что и караимы, говорили крымчаки — евреи-раббаниты Крымского ханства, о которых автор не упоминает. Что хазары исповедывали иудаизм раввинистического толка, говорится в письме царя Иосифа Хисдаю ибн Шафруту…

    1. Что хазары исповедывали иудаизм раввинистического толка, говорится в письме царя Иосифа Хисдаю ибн Шафруту…
      ———————————————-
      А можно бы привести соответствующий отрывок из этого письма?

  9. Сильный материал, две огромные статьи, тема — горячая, сколько перьев в гостевой сломались о Хазарский вопрос. А тут — ни одного отзыва. Вы что, ребята и девчата, празднуете еще? Где же бойцы за хазарскую идею? Где Б.Э.Альтшулер и его команда? Где критики? О чем молчите? Кстати, иллюстрации очень украшают, приятно статью «в руки взять».

    1. ИМХО комментировать нечего. Прекрасно написанная, аргументированная статья, ссылающаяся на труды ученых, а не дилетантов. Можно только поблагодарить автора и предвкушать появление его новых статей.

Обсуждение закрыто.