Владимир Леви: И НИКТО НЕ УЗНАЕТ, ГДЕ МОГИЛКА ТВОЯ?

Loading

Владимир Леви

И НИКТО НЕ УЗНАЕТ, ГДЕ МОГИЛКА ТВОЯ?

ВВЕДЕНИЕ. Чем отличается хороший человек от мирно хрюкающих четвероногих? А ничем, ежели рассматривать вопрос с точки зрения кошерности пищи. И хотя они не отрыгивают жвачку при наличии раздвоенных копыт, а мы вообще их не имеем, эта пара – несъедобна, а к трупам обоих даже прикасаться нельзя: ежели к свиному — нечист будешь до вечера [1], к человеческому – семеро суток [2].

А если еврей был на месте захоронения соплеменника, и, естественно, не притрагивался к трупу?

Послушаем двух авторитетных раввинов сегодняшнего дня:

«Посетив кладбище, человек становится «нечистым от умершего» на дополнительные 7 дней и очищается, когда на него брызгают на 3-й и 7-й день очистительной водой, в которой растворён пепел красной коровы, чего сейчас нет. От этой нечистоты никакое мытьё рук не очищает.

Но есть дух нечистоты, который остаётся на человеке, который был на кладбище, в бане, в туалете и т.д., и эта нечистота сходит после мытья рук» [3].

«Коэнам запрещается входить на территорию кладбища и вообще, он может подойти к кладбищу, но — не ближе, чем на три метра от внешней ограды. Если ограды нет, расстояние в три метра отсчитывается от самой крайней могилы» [4].

Последнюю точку ставит Киццур Шульхан Арух: «Коэну запрещено приближаться меньше, чем на четыре амма к мертвому или кладбищу. Некоторые неученые коэны имеют обыкновение ходить на могилы праведников, говоря, что могилы праведников не оскверняют; и это заблуждение, и им следует запретить это делать»  [5].

СУТЬ. Странно. Книга Книг, давшая миру принципы истинной духовной жизни, заканчивается смертью. Смертью пророка, которому не было, нет и не будет равных. Смертью избранного Самим Сущим человека, через которого мы и получили это Сокровище…

С юношеского возраста я влюблён в творчество Э.М.Ремарка. Раз в несколько лет перечитываю его «Три товарища». Последние главы – всегда ночью, дабы никто не видел слёз на глазах. Ведь смерть возлюбленной, отсутствие прогнозов на реальное будущее у прекрасного человечностью главного героя приводят к потере духа и пессимизму.

В Торе же уход Моисея из нашего мира обнадёживает, ибо преданность Творцу этого бессребреника поражает, а светлое завтра находилось уже рядышком, и всё, к чему стремились по указанию Всесильного, до входа в Обетованную, было, по большому счёту, сделано.

Так почему же, почему «никто не знает место погребения его до сего дня» [6]?

Большинство еврейских специалистов считает — «чтобы в будущих поколениях не стали приходить на его могилу и служить ему как божеству» [7].

Вообще-то этот район известен — в «стране Моав, напротив Баал-Пеора» [8]. «Пеор — одна из Моавитских гор, на которой стоял идол Пеор,  служение которому отличалось особенным распутством. Означенная гора находилась недалеко от устья Иордана в хребте гор Аваримских. На вершину этой горы, с которой можно было обозреть весь стан Израильский, расположенный по долине Иордана, привел Валах Валаама для проклятия Израиля» [9].

В Танахе он упоминается 13 раз [10], в том числе в Торе – девять.

Несколько выдержек: «И прилепился Израиль к Баал-Пеору. И воспламенился гнев Господень на Израиля»; «что сделал Господь с Баал-Пеором: всякого человека, последовавшего Баал-Пеору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя»; «увидел Я отцов ваших, — но они пошли к Баал-Пеору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили».

По нынешним меркам это место находится в Иордании, где 95 % населения – арабы. Комментарии излишни.

Плюс: «По постановлению Мудрецов, территория за пределами Земли Израиля считается ритуально нечистой и, как следствие, прикосновение к ней делает человека ритуально нечистым» [11]. Т.е. имеем нехорошее – вдвойне…

Наши мудрецы запрещают перезахоронение, кроме единственного случая – из других мест в землю Израиля. Но где находится могила?

Положим, что Творец помог нам найти её. Свершилось! Почетное место, вероятно, нашлось бы на Храмовой горе, т.е. святого – вдвойне.

Так и что получится? Люди, в первую очередь – коэны, кровные братья своих предков Моисея и Аарона, начнут приходить к могиле величайшего праведника, и будут становиться от него духовно запачканными! Мало того, Тора вещает [2], что посетитель сам становится источником заразы, прикоснувшиеся к нему – тоже нечисты, естественно, не зная об этом.

Но должно-то быть наоборот! Даже у окраины Храмовой горы, у Стены Плача человек получает массу дополнительной духовной энергии, а первый раз – сужу по себе и своим друзьям — вообще происходит перенасыщение прекрасным, и даже передвигаешься затем по белому Городу, как будто невесомый.

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.

1.Бог всегда с нами, Моисей – тоже, ибо большое количество евреев постоянно изучает Тору. Господь знал, что мы нарушим его указания о красной корове, перестанем её сжигать и будем делать себя нечистыми. Поэтому и не указал места захоронения пророка.

2.Не всё в Торе – пшат, т.е. прямой смысл. Исходя из этого, фразу «и умер Моше» можно понимать, как покинул, исчез с территории земли, например, как пророк Илия, забранный живым на небо.

3.В мире всё течет, всё меняется. Преобразуемся и мы, люди. По большому счёту – к лучшему. В науке, технике, искусстве, духовном. Но мы то созданы по образу и подобию Творца, значит, меняется и Он. И Святая Книга подтверждает это, ибо в ней есть моменты, когда Он улучшает свои решения.

Тора запрещает добавлять в неё и убавлять [12]. Людям. И есть в ней некоторые непонятные места. Например, как смог Моисей писать о своей смерти после того, как умер? На это у мудрецов имеются два ответа: первый — «плакал и писал», то есть, будучи пророком, он заранее предвидел свою смерть и описал ее, а затем пошел и умер. Второй — последние несколько слов Торы были записаны после смерти Моисея его наследником Йехошуа.

В силу того, что мы становимся более религиозными, духовная нечистота уменьшается. Не так, как хотелось бы, но сдвиги заметны. Мы ждём прихода Машиаха, Спасителя, который поможет изменить жизнь к лучшему и откроет нам глаза на непонятное.

Вот тогда мы узнаем и о судьбе великого праведника. И, не исключено, что Господь в далёком прошлом дал команду ангелам перенести тело в Землю Обетованную и перезахоронить на Храмовой горе.

С приходом Машиаха нечистота души будет сведена к минимуму. И при этом прах покойника уже не будет нечист в том объеме, который может заразить присутствующих.

И потекут толпы различных народов на Гору, которая вновь станет иудейской, и каждый посчитает необходимым посетить могилу величайшего из людей…

Господь подарил нам Пятикнижие. А кто сказал, что это – всё? Поэтому не удивлюсь, если Машиах доставит нам шестую книгу (второй том Торы), в котором будут и официальные объяснения непонятного нам сегодня.

Пройдут тысячелетия, накопится много нового и частично непонятного, появится третий том, и так – бесконечно. Ибо человек может жить только тогда, когда он, благодаря Творцу, познаёт и создаёт новое. В противном случае земля станет обиталищем только животных, птиц и насекомых. Но, в отличие от сегодняшнего дня, во много раз увеличится количество обезьян с различным цветом глаз…

 

Литература

[1]  Левит 11:8,25-28

[2]  Числа 19:1-22

[3]  Вопросы раввину. Рав Бенцион Зильбер «Мыть ли руки после кладбища?» http://toldot.ru/urava/ask/urava_1569.html

[4]  Вопросы раввину. Рав Элиягу Эссас «Можно ли Коэнам посещать кладбища?» http://www.evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q3034.htm

[5]  Соломон Ганцфрид «Киццур Шульхан Арух», Глава 202, стр.548,550. Издатель Л.Городецкий, военное издательство МО РФ, 2006

[6]  Второзаконие 34:6

[7]  Проф. Нехама Лейбович «Новые исследования книги ДВАРИМ»

[8]  Второзаконие 34:6

[9]  Энциклопедия «Академик», Фегор, http://dic.academic.ru/dic.nsf/biblerus/67399/%D0%A4%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80

[10]  Числа 23:28, 25:3, 25:5, 25:18, 31:16; Второзаконие 3:29, 4:3, 4:46, 34:6; Книга Иисуса Навина 13:20, 22:17; Псалтирь 105:28; Книга пророка Осии 9:10

[11] Рав Адин Штейнзальц «Введение в Талмуд», стр. 195. Израильский институт талмудических публикаций 1993

[12] Второзаконие 4:2

Хайфа, апрель 2012
Print Friendly, PDF & Email

6 комментариев для “Владимир Леви: И НИКТО НЕ УЗНАЕТ, ГДЕ МОГИЛКА ТВОЯ?

  1. Насколько я понимаю, посещение могилы (любой) перестанет вызывать ритуальную нечистоту только в том, случае, если будет отменена Тора.
    «Никто не знает место погребения его ДО СЕГО ДНЯ» — действительно тут есть указание на настоящее время — но какое «настоящее»? Вечное настоящее. «До сего дня» означает до того дня, в который ты произносишь этот пасук. Как в ШМА: «слова, которые Я заповедую тебе сегодня…» Когда это? Сказано же ясно: сегодня! В день, когда произносишь пасук.
    Второй том Торы давно у нас есть, это Талмуд. Есть и третий том — Зоар. Все есть, но кто учить будет?
    Жаль, что автор с такой богатой фантазией употребляет ее на собственные спекуляции о вещах, давным давно прокомментированных, вместо того, чтобы пойти и учиться.

  2. Интересный очерк. Согласно ТАНАХу Моисей не вошёл в Эрец Исраэль и был похоронен у горы Нево (гора Пророка) в Заиорданьи. С другой стороны Наби Муса (араб. пророк Муса — гробница Моисея) расположен во владениях колена Беньямин или Иуды. Почитается мусульманами как место захоронения ветхозаветного Моисея, которого арабы называют Муса, а евреи Моше. Комплекс Наби Муса, состоящий из мечети, приюта и двух колодцев, окружённых стенами, расположен в долине Букеа Иудейской пустыни в 7 км южнее Иерихона, в 7 км западнее Мёртвого моря и в 15 км к северо-востоку от Иерусалима.
    Утверждение, что в гробнице покоится Моисей достаточно спорное (Втор. 34, 5-6), oднако предания говорят именно об этом месте. Ученые считают, что место, где находится Наби Муса, было свято для ессеев (еврейская религиозная секта II-I вв. до н.э.), которые там жили.
    По исламскому преданию, пророк Мухаммад сказал, что будь он в тех местах, показал бы могилу Моисея у дороги, у самого подножия Красной горы. Может быть не случайно название расположенного рядом города Маале Адумим, что означает «Красный подъём». Город раскинулся на возвышенности, да и земля там красного цвета.
    Об этом месте в XII в. узнал Саладин, а в 1269 г. мамлюкский султан Бейбарс I распорядился построить здесь мечеть и стены. В Наби Муса сохранилась надпись времён Бейбарса:
    «Именем Аллаха, милостивого, милосердного…, который повелел построить это святое здание над могильным камнем пророка Мусы, мир ему и благословение».
    В 1470-80 гг. рядом с мечетью был построен двухэтажный приют для паломников. Красивые же здания с побелёнными стенами, которые мы видим сегодня, были возведены во времена оттоманского правления в 1820-х. Интерьер комплекса аскетичен, без украшений, небольшой минарет и многочисленные купола. Гробница покрыта традиционной для ислама зелёной драпировкой с расшитой золотом арабской вязью. Вокруг Наби Муса огромное мусульманское кладбище, раскинувшееся на соседних холмах. Многие мусульмане завещают похоронить себя здесь.
    Бедуины получали масло из битумных сланцевых камней, которые они находили вокруг Наби Муса и которые называли «камни Моисея». Чёрные камни, брошенные в огонь, горели, и из них бедуины делали амулеты. Они считали, что Бог благословил «огненными камнями и водяными колодцами» место, где был похоронен Моисей.

  3. Несомненно, что всё течет, всё меняется в окружающем нас мире. И, конечно же, люди, топтавшие земную твердь сотни лет тому назад, отличаются от наших современников. Внешним убранством — это точно. А вот к лучшему ли трансформируется мир людской? Вопрос, конечно, интересный. По моему мнению, оптимальный ответ на эту тему в своё время дал писатель Фазиль Искандер: «МИР ДИЧАЕТ…» И как это ни парадоксально звучит, но именно победная поступь науки и техники порождает уродливые творения в искусстве и способтвует духовному обнищанию челоечества.

    1. Ув.Владимир!
      В добавку к Ф.Искандеру «великий каббалист» Михаэль Лайтман утверждает, что люди становятся хужее, т.к. у них намного больше возможностей для этого по сравнению с древними.
      Что поделаешь, у каждого «свои голубые глаза», каждый видит по-своему.
      В этом и мощь закона единства и борьбы противоположностей.
      Шалом. Володя из Бердянска

      1. АНАЛОГИЧНО ОТ ДУШИ ПРИВЕТСТВУЮ ЗЕМЛЯКА ВОВА ИЗ ЗАПОРОЖЬЯ

  4. Конечно, пшатом смысл Торы не исчерпывается. А кроме того, смысловые нюансы обнаруживаются особыми акцентами. По-моему, в свидетельстве о месте захоронения Моше ударение надо делать на конце фразы: «Никто не знает место погребения его ДО СЕГО ДНЯ». Т.е., поскольку тут содержится указание на (настоящее) время, можно предположить, что с наступлением «времени Ч» (с приходом Машиаха) это место станет известно. И тогда, возможно, посещение могил праведников (а может, и всех прочих) перестанет вызывать ритуальную нечистоту. Кто знает? Сегодня судить об этом едва ли возможно. Будем надеяться, что с наступлением эры Машиаха многое из того, что кажется сегодня проблематичным (или даже вообще невозможным) станет предельно просто и понятно.

Обсуждение закрыто.