Андрей Алексеев: О доверии граждан к власти, социологов к гражданам и граждан к социологам-полстерам. Окончание

Loading

Российское массовое сознание заражено (и не сегодня, но сегодня эта болезнь особенно «культивируется») вирусом «имперства» («КрымНаш» и т. п.) и этакого «мессианского» противопоставления себя всему миру. Но не так уж, оказывается, мала и доля тех, кто сохраняет иммунитет от распространяющихся аморализма и ксенофобии.

О доверии граждан к власти, социологов к гражданам и граждан к социологам-полстерам

По материалам всероссийских опросов Левада-центра, при оригинальной интерпретации данных этих опросов, осуществляемой автором.

Андрей Алексеев

Окончание. Начало

(14) ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД ВАША ЖИЗНЬ,ЖИЗНЬ ВАШЕЙ СЕМЬИ СТАЛА ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ?

Эти вопросы о самооценке уровня жизни семьи Левада-центр задавал россиянам, в частности, в апреле 2016. Попробуйте задать их себе сами, а пот сверьтесь с распределением ответов респондентов. Ваша ситуация — как у большинства? Или лучше, или хуже? А. Алексеев.

Опрос проведен 22 — 25 апреля 2016 года.

ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД ВАША ЖИЗНЬ, ЖИЗНЬ ВАШЕЙ СЕМЬИ СТАЛА ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ? 1602 % от числа опрошенных
1, значительно лучше 40 2,5
2, несколько лучше 105 6,6
3, не изменилась 640 39,9
4, несколько хуже 624 39
5, значительно хуже 166 10,4
9, затрудняюсь ответить 27 1,7
нет ответа: 0 0
ЧЕРЕЗ ГОД ВЫ (ВАША СЕМЬЯ) БУДЕТЕ ЖИТЬ ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ, ЧЕМ СЕЙЧАС? 1602
1, значительно лучше 39 2,4
2, несколько лучше 207 12,9
3, так же, как и сейчас 696 43,4
4, несколько хуже 309 19,3
5, значительно хуже 84 5,3
9, затрудняюсь ответить 268 16,7
нет ответа: 0 0
КАК, ПО-ВАШЕМУ, ИЗМЕНИТСЯ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ В БЛИЖАЙШИЙ ГОД? 1602
1, скорее, улучшится 167 10,4
2, останется без изменения 829 51,8
3, скорее, ухудшится 433 27
9, затрудняюсь ответить 173 10,8
нет ответа: 0 0
НА СКОЛЬКО ПРОЦЕНТОВ, В СРЕДНЕМ ВЫРОСЛИ ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ, КОТОРЫЕ ПОКУПАЕТ ВАША СЕМЬЯ, В АПРЕЛЕ 2016 ГОДА — ПО СРАВНЕНИЮ С АПРЕЛЕМ 2015 ГОДА? 1602
1, До 15% 150 9,4
2, 15%-30% 455 28,4
3, 30%-50% 517 32,3
4, 50%-100% 288 18
5, Более 100% 86 5,4
9, Затрудняюсь ответить 106 6,6
нет ответа: 0 0
КАКАЯ ПРИМЕРНО ЧАСТЬ ДОХОДОВ ВАШЕЙ СЕМЬИ УХОДИТ СЕЙЧАС НА ПИТАНИЕ? 1602
1, менее половины 416 26
2, примерно половина 655 40,9
3, примерно две трети 307 19,2
4, почти все 112 7
9, затрудняюсь ответить 111 6,9
нет ответа: 0 0
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПЛАТА ЗА ЖИЛЬЕ (ЗАНИМАЕМУЮ ПЛОЩАДЬ) ДЛЯ ВАШЕЙ СЕМЬИ СЛИШКОМ ВЫСОКА ИЛИ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДЛЯ ВАС ТРУДНОСТЕЙ? 1602
1, не оплачиваем 218 13,6
2, слишком высокая 914 57,1
3, не представляет трудностей 373 23,3
9, затрудняюсь ответить 97 6
нет ответа: 0 0
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПЛАТА ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ ВАШЕЙ СЕМЬИ СЛИШКОМ ВЫСОКА ИЛИ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДЛЯ ВАС ТРУДНОСТЕЙ? 1602
1, не оплачиваем 40 2,5
2, слишком высокая 1126 70,3
3, не представляет трудностей 362 22,6
9, затрудняюсь ответить 74 4,6
нет ответа: 0 0
К КАКОЙ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ВЫ СКОРЕЕ МОГЛИ БЫ СЕБЯ ОТНЕСТИ? 1601
1, Нам не хватает денег даже на питание 65 4
2, Нам хватает денег на питание, но не хватает на одежду, 297 18,5
3, Нам хватает денег на питание и одежду, покупка более дорогих вещей, таких как телевизор или холодильник, вызывает у нас проблемы 861 53,8
4, Мы можем покупать некоторые дорогие вещи, такие как холодильник или телевизор, но не можем купить автомобиль 348 21,7
5, Мы можем купить автомобиль, но не можем сказать, что не стеснены в средствах 27 1,7
6, Мы можем ни в чем себе не отказывать 3 0,2
нет ответа: 1 0,1

(15) ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНЕ: КТО КОМУ И ЧЕМ ОБЯЗАН?

«…В том и состоит «искусство задавать вопросы», чтобы с помощью этих вопросов, даже в общественных условиях мало тому способствующих, получать адекватные ответы». (А. Алексеев).

А. Алексеев — коллегам

Уважаемые коллеги!
При возможности и желании, смотрите в журнале Е. Берковича «Семь искусств»:
Андрей Алексеев
Опросная социология на службе у современного российского режима
Ваш — А. Алексеев. 20.04.2016

<…> — А. Алексееву

Я совершенно согласна.
Вообще стоит вопрос о смысле социологии в авторитарных режимах… (25.04.2016).

А. Алексеев — <…>

Рад нашей солидарности. Мне кажется, смысл в социологии при авторитарных режимах все-таки есть. Лично у меня под сомнением только опросная социология. Впрочем, и кривое зеркало информативно, если уметь делать поправки на его кривизну. 25.04.2016.

**

Пресс-выпуск Левада-центра от 20.04.2016

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ГОСУДАРСТВА

Опрос проведен 11 — 14 марта 2016 года.

В КАКОЙ МЕРЕ ГРАЖДАНЕ РОССИИ СЕЙЧАС ВЫПОЛНЯЮТ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ (СОБЛЮДАЮТ ЗАКОНЫ, ПЛАТЯТ НАЛОГИ И Т.П.)?

янв.

01

фев.

06

фев.

10

апр.

11

янв.

12

янв.

13

янв.

14

мар.

15

мар.

16

В полной мере выполняют 6 7 8 3 11 9 12 9 10
По большей части выполняют 33 30 37 39 38 42 43 38 39
Сколько выполняют, столько и не выполняют 38 38 34 43 31 33 28 35 33
По большей части не выполняют 16 19 15 10 11 10 9 10 12
Совершенно не выполняют 3 4 3 2 3 3 2 2 1
Затруднились ответить 5 4 4 3 5 3 6 6 5

В КАКОЙ МЕРЕ ГОСУДАРСТВО ВЫПОЛНЯЕТ СЕЙЧАС СВОИ ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД ГРАЖДАНАМИ РОССИИ?

янв.

01

фев.

06

фев.

10

апр.

11

янв.

12

янв.

13

янв.

14

мар.

15

мар.

16

В полной мере выполняет 2 1 2 1 2 2 2 3 1
По большей части выполняет 8 8 14 20 15 12 11 21 17
Сколько выполняет, столько и не выполняет 29 33 36 39 35 36 38 42 37
По большей части не выполняет 41 39 32 27 29 32 29 21 29
Совершенно не выполняет 16 15 10 9 13 14 12 7 10
Затруднились ответить 3 4 5 3 6 4 9 7 6

С КАКИМ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ МНЕНИЙ ПО ПОВОДУ ОТНОШЕНИЙ С ГОСУДАРСТВОМ ВЫ БЫ СКОРЕЕ СОГЛАСИЛИСЬ?

дек.

89

мар.

99

дек.

02

фев.

06

фев.

10

ноя.

11

янв.

12

фев.

13

мар.

15

мар.

16

Наше государство дало нам все, никто не вправе требовать от него еще чего-то 5 1 1 1 3 4 3 3 8 3
Государство нам дает немало, но можно требовать и большего 11 6 19 15 22 23 23 26 28 25
Государство нам дает так мало, что мы ему ничем не обязаны 8 38 30 39 31 31 31 29 22 25
Наше государство сейчас в таком положении, что мы должны ему помочь, даже идя на какие-то жертвы 37 17 13 9 7 5 5 9 16 17
Мы должны заставить государство служить нашим интересам 25 37 31 27 24 26 30 23 13 19
Затруднились ответить 15 2 7 9 13 10 9 10 13 9

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ В РОССИИ?

янв.13 апр.13 янв.14 апр.14 мар.15 мар.16
Стабильное развитие 14 10 10 17 4 2
Временные затруднения 24 26 24 40 50 41
Стагнация, застой 12 15 16 15 8 14
Приближение кризиса 18 19 23 16 19 17
Нарастание хаоса 16 17 15 5 8 16
Усиление репрессий, становление диктатуры 5 3 3 1 2 3
Затруднились ответить 11 11 10 7 9 8

**

КОММЕНТАРИЙ ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

Представления о выполнении государством обязанностей перед гражданами практически вернулось к уровню 2014 года. Сейчас только 18% респондентов считают, что государство выполняет свои обязанности. Треть опрошенных (37%) придерживается серединной позиции — «сколько выполняет, столько и не выполняет». За год с 28% до 39% выросло число тех, кто отмечает невыполнение государством своих обязанностей. Мнение о том, что в стране сейчас «временные затруднения» является преобладающим среди населения (41%). Однако за прошедший год в два раза выросла доля тех опрошенных, кто считает, что в стране происходит «нарастание хаоса» (с 8% до 16%) и «стагнация, застой» (с 8% до 14%).

**

НАШ КОММЕНТАРИЙ

  1. Настоящая обойма вопросов, задаваемых Левада-центром россиянам, весьма показательна и информативна. Она обнаруживает как некоторые действительные тренды массового сознания, так и искажения, вносимые в результаты опроса условиями его проведения.
  2. Прежде всего, обращает на себя внимание разница оценок выполнения своих обязательств гражданами перед государством и государством перед гражданами. Если в первом случае выполнение обязательств («в полной мере» или «по большей части») отмечается почти половиной опрошенных (49%), то во втором случае — лишь одним человеком из пяти (18%). Соответственно, доля считающих, что граждане НЕ выполняют своих обязательств перед государством составляет всего лишь 13%, а доля считающих, напротив, что это государство НЕ выполняет своих обязательств перед гражданами, — в три раза больше: 39%.
  3. Фигурально говоря, люди трактуют сложившуюся ситуацию, как то, что государство «задолжало» гражданам больше, чем граждане — государству. Это — вполне реалистичный взгляд, объяснимый как современным положением дел, так и особенностями человеческой психологии.
  4. Вместе с тем, динамика некоторых показателей вызывает вопросы. Чем объяснить, например, такой рост доли считающих, что государство выполняет свои обязательства перед гражданами: от 13-14% в 2013-2014 гг. до 24% в марте 2015 г.? Правда, к марту 2016 этот показатель несколько снизился — до 18%.Думается, упомянутый скачок вверх от 2014 к 2015 году может быть отнесен за счет обстоятельств, не имеющих прямого отношения к теме взаимных обязательств граждан и государства, а скорее — к ситуации опроса, или к общему росту количества социально одобряемых ответов в этот период. Однако в период от начала 2015 к началу 2016 г. начал действовать «противоположный» фактор: кризисные явления и ухудшение жизненных условий, понятно, не способствуют согласию с мнением, что государство выполняет свои обязательства перед гражданами.
  1. Обозревая распределение ответов на вопрос: «С КАКИМ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ МНЕНИЙ ПО ПОВОДУ ОТНОШЕНИЙ С ГОСУДАРСТВОМ ВЫ БЫ СКОРЕЕ СОГЛАСИЛИСЬ?», находим, что вполне удовлетворены «заботой» государства о гражданах только 3% (!!) опрошенных. 17% «входят в положение» властей: «Наше государство сейчас в таком положении, что мы должны ему помочь, даже идя на какие-то жертвы». Все остальные выражают ту или иную степень требовательности к государству:
— Государство нам дает немало, но можно требовать и большего — 25%
— Государство нам дает так мало, что мы ему ничем не обязаны — 25 %
— Мы должны заставить государство служить нашим интересам — 19%

9% затруднились с ответом

Как видим, россияне в подавляющем большинстве не удовлетворены тем, как им «служит» или что им «дает» государство.

Такая позиция парадоксально сочетается с массовым же одобрением действий властей, не только во внешней, но также — пока еще — и во внутренней политике (что систематически констатируется в опросах «общественного мнения»).

  1. За год с марта 2015 по март 2016 повышенная требовательногсть к государству возросла на 6 процентных пунктов: с 13 до 19%.
  2. И, наконец, вопрос: «КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ В РОССИИ?».

Лишь 2% опрошенных согласны с мнением, что имеет место «стабильное развитие» (!!). Наиболее распространен выбор варианта ответа: «временные затруднения» (41%).

Остальные усматривают:

— Стагнация, застой — 12%
— Приближение кризиса — 18%
— Нарастание хаоса — 16%
— Усиление репрессий, становление диктатуры — 3%

8% затруднились с ответом.

  1. Обращает на себя внимание существенный рост количества ответов «нарастание хаоса» — от апреля 2014 (5%) к марту 2016 года (16%).
  2. В целом, нельзя сказать, чтобы ответы россиян на рассматриваемую обойму вопросов были: а) не откровенны; б) не соответствовали реальному положению дел. В том и состоит «искусство задавать вопросы», чтобы с помощью этих вопросов, даже в общественных условиях мало тому способствующих, получать адекватные ответы.

(16) ДОВЕРИЕ К ИНСТИТУТАМ ОБЩЕСТВА И НЕДОВЕРИЕ К ИНСТИТУТАМ ВЛАСТИ — ТАКОВ «ПРИГОВОР» УКРАИНЦЕВ

Среди институтов государства и общества наибольшим доверием граждан Украины пользуются волонтерские организации, Вооруженные силы, Церковь, добровольческие батальоны, Национальная гвардия и новая патрульная полиция, свидетельствуют данные опроса Центра Разумкова.

Из портала «Интерфакс — Украина»:

УКРАИНЦЫ ДОВЕРЯЮТ ВОЛОНТЕРАМ, СИЛОВИКАМ И ЦЕРКВИ, А НЕ ДОВЕРЯЮТ — ГОСАППАРАТУ И ЧИНОВНИКАМ

12.05.2016

Согласно обнародованному в четверг пресс-релизу по результатам опроса, волонтерам доверяют 63,7% опрошенных, ВСУ — 61,8%, Церкви — 60,5%, добробатам — 58,5%», Нацгвардии -57,3%, патрульной полиции — 43,9%, общественным организациям — 46,8%. «Число респондентов, которые доверяют этим институтам, превышает число тех, кто им не доверяет», — говорится в информации.

Вместе с тем, доля тех, кто доверяет институтам власти, существенно ниже доли тех, кто им не доверяет. Так, органам местного самоуправления доверяют 37,5%, не доверяют — 50,7%, Национальному антикоррупционному бюро Украины — соответственно 21,6% и 55,6%, президенту Украины — соответственно 24,3% и 69,0%.

«Еще в меньшей степени граждане доверяют Кабинету министров (выражают доверие 15,8%, не доверяют — 74,9%), Верховной Раде Украины (соответственно 14,6% и 80,2%), Национальному банку (соответственно 11,2% и 80, 1%), судам (соответственно 10,5% и 83,2%), прокуратуре (соответственно 9,9% и 84,3%). Доверие к государственному аппарату (чиновников) выразили лишь 7,4%, не доверяют — 87,1%. По сравнению с мартом 2015 уровень доверия к властным институтам снизился», — говорится в обнародованной ипнформации.

Также социологи отмечают крайне низкий уровень доверия к политическим партиям (соответственно 9,7% и 78,3%), коммерческим банкам (соответственно 10,1% и 82,9%), средствам массовой информации России (соответственно 6,3% и 83,6%).

Отношение респондентов к утверждению нового состава правительства во главе с Владимиром Гройсманом является неоднозначным. Поддерживают это решение 35,4% опрошенных, не поддерживают — 42,4%. Относительное большинство граждан (44,3%) считают, что с точки зрения эффективности работы новое правительство будет таким же, как и предыдущее. 20,1% опрошенных считают, что новое правительство будет лучшим, а 17,3% — что новое правительство будет хуже предыдущего.

Инициативу роспуска Верховной Рады и проведения внеочередных выборов поддержали 46,3% респондентов, не поддержали — 38,4%. Инициативу досрочного прекращения полномочий президента Украины Петра Порошенко и проведения внеочередных президентских выборов поддержали 44,5% респондентов, не поддержали — 39,0%.

В целом только 14,2% опрошенных считают, что ситуация в стране развивается в правильном направлении, 72,2% — что в неправильном.

«16,5% респондентов придерживаются мнения, что Украина способна преодолеть существующие проблемы и трудности в течение ближайших нескольких лет (в марте 2015 так считали 21,8%), 47,2% — что трудности могут быть преодолены в более отдаленной перспективе (в 2015г. такой ответ дали 42,7%), 22,6% — вообще не способна преодолеть (в 2015 гг. — 21,6%)», — говорится в пресс-релизе.

Исследование проведено социологической службой Центра Разумкова с 22 по 26 апреля 2016 года. Опрошено 2018 респондентов в возрасте от 18 лет во всех регионах Украины, за исключением Крыма и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей по выборке, представляющей взрослое население Украины по основным социально-демографическим показателям. Выборка опроса строилась как многоступенчатая, случайная с квотным отбором респондентов на последнем этапе. Теоретическая погрешность выборки (без учета дизайн-эффекта) не превышает 2,3% с вероятностью 0,95.

**

Наш комментарий

Вот и судите: где больше свободы выражение мнения и где больше свободы критики властей, — в Украине или в России? Ответ, думается, очевиден.

(16) ПРЕДВЫБОРНЫЙ «ПЕЙЗАЖ»: ДАННЫЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ОПРОСА С НАШИМИ КОММЕНТАРИЯМИ

В сентябре 2016 грядут выборы в Государственную Думу, в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления. Насколько активной может быть явка на эти выборы и каковы шансы разных партий на представительство в этих выборных органах? Об этом отчасти позволяют судить данные майского опроса Левада-центра. А. А.

Пресс-выпуск Левада-центра от 6.06.2016

ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГИ ПАРТИЙ

Опрос проведен 27–30 мая 2016 года.

КАКОЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ УТВЕРЖДЕНИЙ НАИБОЛЕЕ ТОЧНО ОТРАЖАЕТ ВАШЕ НАМЕРЕНИЕ ГОЛОСОВАТЬ НА ПРЕДСТОЯЩИХ ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РОССИИ? (один ответ)

авг.

95

авг.

99

авг.

03

авг.

07

авг.

11

янв.

16

фев.

16

мар.

16

апр.

16

май.

16

Уверен, что не буду голосовать на выборах в Госдуму 25 18 16 14 10 11 12 13 14 14
Сомневаюсь, что буду голосовать 12 9 10 13 13 10 12 11 10 12
Не знаю, буду голосовать или нет 16 16 18 16 21 24 20 22 25 26
Скорее всего, буду голосовать на выборах в Госдуму 21 15 28 33 30 30 30 32 26 25
Совершенно точно, буду голосовать на этих выборах (конечно, если только до этого момента со мной ничего не случится) 23 39 26 20 22 21 21 19 21 19
Затруднились ответить 3 3 2 4 4 5 5 3 5 5

ЕСЛИ БЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ПРОХОДИЛИ ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ, ПРИНЯЛИ БЫ ВЫ УЧАСТИЕ В ЭТИХ ВЫБОРАХ, И ЕСЛИ ДА, ЗА КАКУЮ ПАРТИЮ ВЫ БЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ? (один ответ; закрытый вопрос; в % от ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОПРОСА)

янв.16 фев.16 мар.16 апр.16 май.16
Единая Россия (Д. Медведев) 39 40 40 42 35
Коммунистическая партия (КПРФ) (Г. Зюганов) 10 10 13 10 14
Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) (В. Жириновский) 5 6 6 7 9
Справедливая Россия (С. Миронов) 3 3 3 3 2
Партия прогресса (А.Навальный) 1 1 1 <1 1
Коммунисты России (М. Сурайкин) <1 1 1
Гражданская сила (К. Быканин) 1
Патриоты России (Г.Семигин) <1 <1 <1 <1 <1
Гражданская платформа (Р.Шайхутдинов) 1 <1 1 1 <1
Родина (А. Журавлев) <1 1 1 1 <1
Яблоко (Э.Слабунова) <1 <1 <1 <1 <1
Альянс зеленых — Народная партия (А. Закондырин) <1 <1 <1 1
ПАРНАС (М. Касьянов) <1 <1 <1 <1 <1
Партия роста (Б. Титов) <1 <1 <1
Российская партия пенсионеров за справедливость (Е. Артюх) <1
Российская экологическая партия “Зеленые” (А. Панфилов) <1
Другие 1 <1 <1 <1 <1
Испортила (а)/ унесла (ла) бы бюллетень 1 1 2 1
Не стал (а) бы принимать участие в этих выборах 19
Не знаю, за какую партию стал(а) бы голосовать 10 11 8 11
Не стал(а) бы голосовать 16 12 10 12
Не знаю, стал(а) бы голосовать или нет 11 10 12 12

ЕСЛИ БЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ПРОХОДИЛИ ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ, ПРИНЯЛИ БЫ ВЫ УЧАСТИЕ В ЭТИХ ВЫБОРАХ, И ЕСЛИ ДА, ЗА КАКУЮ ПАРТИЮ ВЫ БЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ? (один ответ; закрытый вопрос; в %% от тех респондентов, КТО ГОТОВ ГОЛОСОВАТЬ НА ЭТИХ ВЫБОРАХ И ОПРЕДЕЛИЛСЯ С ПАРТИЕЙ)

янв.16 фев.16 мар.16 апр.16 май.16
Единая Россия (Д. Медведев) 65 64 59 60 53
Коммунистическая партия (КПРФ) (Г. Зюганов) 16 17 19 15 21
Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) (В. Жириновский) 8 10 10 10 14
Справедливая Россия (С. Миронов) 5 4 5 5 4
Партия прогресса (А.Навальный) 2 1 1 1 1
Коммунисты России (М. Сурайкин) 1 2 1
Гражданская сила (К. Быканин) 1
Патриоты России (Г.Семигин) 1 <1 <1 <1 1
Гражданская платформа (Р.Шайхутдинов) 1 <1 1 1 <1
Родина (А. Журавлев) 1 1 1 1 <1
Яблоко (Э.Слабунова) 1 <1 <1 <1 <1
Альянс зеленых — Народная партия (А. Закондырин) 1 1 <1 1
ПАРНАС (М. Касьянов) <1 <1 <1 <1 <1
Партия роста (Б. Титов) <1 <1 <1
Российская партия пенсионеров за справедливость (Е. Артюх) <1
Российская экологическая партия “Зеленые” (А. Панфилов) <1
Другие 1 1 <1 1 <1
Испортила (а)/ унесла (ла) бы бюллетень 2 2 3 2

**

КОММЕНТАРИЙ ЛЕВАДА-ЦЕНТРА

По сравнению с началом года, снизилась доля россиян, собирающихся принимать участие в предстоящих думских выборах. Каждый второй респондент, из тех, кто готов голосовать и определился с партией, отдал бы свой голос за “Единую Россию” (53%). На втором месте — КПРФ (21%), на третьем — ЛДПР (14%).

**

НАШ КОММЕНТАРИЙ

  1. Судя по ответам опрошенных, рассчитывать можно на явку порядка 50% избирателей: обещают «совершенно точно» голосовать на этих выборах (конечно, «если только до этого момента со ними ничего не случится») только 19%; «скорее всего» будут голосовать на выборах в Госдуму — 25%. Остальные: либо «не знают», будут голосовать или нет (26%), либо «сомневаются», что будут голосовать (12%), либо «уверены», что голосовать на выборах в Госдуму не будут (14%). (5% затруднились с ответом).
  2. Итак, более или менее уверены, что примут участие в этих выборах: 19 + 25 = 44%. Этот показатель ниже того, что был, скажем, в январе 2016: 21 + 30 = 51%.
  3. ЕСЛИ БЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ПРОХОДИЛИ ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ, ПРИНЯЛИ БЫ ВЫ УЧАСТИЕ В ЭТИХ ВЫБОРАХ, И ЕСЛИ ДА, ЗА КАКУЮ ПАРТИЮ ВЫ БЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ?

    Здесь уверенно отказываются от участия в выборах 13% всех опрошенных и еще 12% «не знают», стали бы голосовать или нет. То есть политический (электоральный) абсентеизм предстает не сто ярко выраженным, как в ответах на предыдущий вопрос.

  1. Лидером среди конкурирующих политических партий при ответе на данный вопрос выступает «Единая Россия», впрочем, с не слишком высоким показателем — 35% от общего числа опрошенных. На втором месте — КПРФ (14%), на третьем — ЛДПР (9%). Все остальные партии набирают два-один и меньше одного процента голосов (напоминаем — от общего количества опрошенных). «Не знают», за какую парию стали бы голосовать — 11%.
  2. Понятно, что если пересчитать эти данные в процентах от числа тех респондентов, кто готов голосовать на этих выборах и определился с партией, то показатели будут выше: у «Единой России» — 53%, к КПРФ — 21%, у ЛДПР — 14%. Таким образом, СЕГОДНЯ 5-процентный барьер для прохождения в Думу уверенно преодолевают только три партии. Шансы остальных зависят от результатов предвыборной кампании.
  3. Таков электоральный «пейзаж» за три месяца до того, как избиратели пойдут на выборы (18 сентября 2016). За предстоящие три месяца картина может измениться, но вряд кардинально.

(18) ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ, ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ И НАПРАВЛЕНИИ ХОДА ДЕЛ В СТРАНЕ

…В том, что касается повседневной жизни, материального положения, потребления семьи, — мнение о нарастающем ухудшении становится если не всеобщим, то господствующим. К этому же состоянию приближается и негативная оценка того, как правительство России справляется с задачами борьбы с кризисными тенденциями. Уже перестало быть преобладающим мнение, что дела в стране идут сегодня в целом в правильном направлении… А. Алексеев. (По материала Левада-центра).

Опрос проведен в мае 2016 года.

ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С МНЕНИЕМ, ЧТО В РОССИИ СЕЙЧАС — ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС? 1602 % от числа опрошенных % от числа ответивших
1, определенно согласны 760 47,4 47,4
2, скорее согласны 563 35,1 35,1
3, скорее не согласны 169 10,6 10,6
4, определенно не согласны 42 2,6 2,6
9, затрудняюсь ответить 68 4,2 4,2
нет ответа: 0 0
КАК ДОЛГО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БУДЕТ ДЛИТЬСЯ ЭТОТ КРИЗИС? (в %% от тех, кто считает, что в России сейчас — кризис) 1323
1, 2-3 месяца 10 0,8 0,8
2, полгода 46 3,5 3,5
3, год или полтора 189 14,3 14,3
4, не менее двух лет 337 25,5 25,5
5, кризис будет очень продолжительным, его последствия будут проявляться на протяжении многих лет 325 24,6 24,6
6, сейчас трудно сказать, как долго он будет длиться и насколько глубоким он окажется 296 22,4 22,4
9, затрудняюсь ответить 118 9 9
нет ответа: 0 0
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА, НАПРИМЕР, О МЕРАХ, КОТОРЫЕ ОНО ПРЕДПРИНИМАЕТ ДЛЯ БОРЬБЫ С ФИНАНСОВЫМ КРИЗИСОМ, ИНФЛЯЦИЕЙ, БЕЗРАБОТИЦЕЙ И Т,П,, ТО КАК, ПО-ВАШЕМУ, ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ СПРАВЛЯЕТСЯ С ЭТИМИ ЗАДАЧАМИ? 1602
1, хорошо 62 3,9 3,9
2, средне 769 48 48
3, плохо 698 43,6 43,6
9, затрудняюсь ответить 73 4,5 4,5
нет ответа: 0 0
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ УЖЕ САМЫМ СЕРЬЕЗНЫМ ОБРАЗОМ СКАЗАЛИСЬ НА ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ВАШЕЙ СЕМЬИ — ИЛИ КРИЗИС ПОКА ЧТО МАЛО СКАЗЫВАЕТСЯ НА НЕЙ? 1602
1, кризисные явления в экономике России серьезным образом сказались на повседневной жизни нашей семьи 892 55,7 55,7
2, кризис пока мало сказывается на повседневной жизни нашей семьи 614 38,3 38,3
9, затрудняюсь ответить 97 6 6
нет ответа: 0 0
ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ ХАРАКТЕР ПОВСЕДНЕВНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (ПИТАНИЕ, ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, ЛЕКАРСТВ, ПОЕЗДКИ НА ТРАНСПОРТЕ И Т,П,) ВАШЕЙ СЕМЬИ В ПОСЛЕДНИЕ 12 МЕСЯЦЕВ, И ЕСЛИ ДА, ТО КАК ИМЕННО? 1602
1, Значительно улучшился 38 2,4 2,4
2, Несколько улучшился 60 3,8 3,8
3, Не изменился 540 33,7 33,7
4, Несколько ухудшился 716 44,7 44,7
5, Значительно ухудшился 227 14,2 14,2
9, затрудняюсь ответить 21 1,3 1,3
нет ответа: 0 0
ПРИХОДИТСЯ ЛИ ВАМ В СВЯЗИ С НЫНЕШНИМ ПОЛОЖЕНИЕМ ДЕЛ В СТРАНЕ ,,, 1602
1, экономить на питании, повседневных расходах 831 51,9 51,9
2, покупать более дешевые товары длительного пользования и т,п, или вообще отказываться от их приобретения 869 54,3 54,3
3, отказаться от покупки автомобиля, жилья, загородной недвижимости 327 20,4 20,4
4, сократить затраты на развлечение, отдых или вообще отказаться от них 555 34,7 34,7
5, сократить затраты на образование, лечение или вообще отказаться от них 230 14,3 14,3
6, тратить сбережения 159 9,9 9,9
7, не пришлось делать ничего из перечисленного 197 12,3 12,3
нет ответа: 0 0
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, РУКОВОДСТВУЕТСЯ ЛИ РОССИЙСКАЯ ВЛАСТЬ СЕГОДНЯ ИНТЕРЕСАМИ ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК ВЫ, И ЕСЛИ НЕТ, ТО ПОЧЕМУ? 1597
1, считаю, что власть руководствуется интересами таких людей, как я 271 16,9 16,9
2, нет, власть в России в принципе не приучена уважать таких людей, как я, и считаться с нашими интересами; ей нужны лишь наши голоса на выборах, да налоги, что мы платим 435 27,2 27,2
3, нет, власти в России не нужны такие люди, как я; ее интересуют совсем другие люди, их интересами она и руководствуется 271 16,9 16,9
4, нет, власть в России не несет никакой ответственности перед такими людьми, как я; она от нас не зависит и нам не подконтрольна 248 15,5 15,5
5, нет, жизнь в России так устроена, что власть сама, без нас, определяет интересы таких людей, как я, а нам ничего не остается, как это терпеть 332 20,8 20,8
6, нет, такие люди, как я, еще не научились руководствоваться собственными интересами, осознавать и отстаивать их; мы сами виноваты в том, что власть не руководствуется нашими интересами 163 10,2 10,2
7, нет, власть в России и не должна руководствоваться интересами таких людей, как я; она руководствуется интересами государства 79 5 5
нет ответа: 5 0,3
ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ДЕЛА В СТРАНЕ ИДУТ СЕГОДНЯ В ЦЕЛОМ В ПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ, ИЛИ ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО СТРАНА ДВИЖЕТСЯ ПО НЕВЕРНОМУ ПУТИ? 1602
1, дела идут в правильном направлении 783 48,9 48,9
2, страна движется по неверному пути 528 33 33
9, затрудняюсь ответить 291 18,2 18,2

**

НАШ КОММЕНТАРИЙ

  1. Итак, 82,5% всех опрошенных, с разной степенью уверенности, согласны с мнением, что в России сейчас экономический кризис. Около четверти (24.6%) респондентов полают, что «кризис будет очень продолжительным, его последствия будут проявляться на протяжении многих лет», еще четверть (25,5%) отводят ему срок не менее двух лет, около 20% оценивают его продолжительность в год-полтора и меньше, остальные затрудняются ответить на соответствующий вопрос.
  2. 43,6% всех опрошенных, отвечая на вопрос о том, как правительство России справляется с задачами борьбы с финансовым кризисом, инфляцией, безработицей и т.п., отвечают: «плохо справляются». 48% считают, что «справляются средне» и лишь 4% дают предпринимаемым правительством в этой связи мерам положительную оценку.
  3. 55,7% всех опрошенных утверждают, что кризисные явления в экономике России (уже) серьезным образом сказались на повседневной жизни их семьи. 38,3% считают, что кризис пока мало сказывается на повседневной жизни их семьи.
  4. 58,9% всех опрошенных отмечают, что характер повседневного потребления (питание, потребление предметов первой необходимости, лекарств, поездки на транспорте и т.п.) их семьи в последние 12 месяцев «несколько» или «значительно» ухудшился. 33,7% не усматривают изменений в данном вопроса, и лишь 6,2% отмечают некоторое улучшение.
  5. Отвечая на вопрос «приходится ли Вам в связи с нынешним положение дел в стране…», 51,9% отвечают утвердительно относительно экономии на питании, повседневных расходах, 54,3% — относительно покупки более дешевые товаров длительного пользования и т.п. или вообще отказа от их приобретения, 34,7% — относительно сокращения затрат на развлечения, отдых или вообще отказа от них. Лишь 12,3% никак не ограничивают себя в потреблении благ и услуг, будь то повседневное питание (у лиц с низким потребительски статусом) или приобретение автомобиля или недвижимости (у лиц с высоким потребительским статусом).
  6. Примечательно распределение ответов на вопрос: «КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, РУКОВОДСТВУЕТСЯ ЛИ РОССИЙСКАЯ ВЛАСТЬ СЕГОДНЯ ИНТЕРЕСАМИ ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК ВЫ, И ЕСЛИ НЕТ, ТО ПОЧЕМУ?». Положительно ответили на этот вопрос лишь 16,9% всех опрошенных. Остальные выбрали ответы: «нет, власть в России в принципе не приучена уважать таких людей, как я, и считаться с нашими интересами; ей нужны лишь наши голоса на выборах, да налоги, что мы платим» (27,2%), «нет, власть в России не несет никакой ответственности перед такими людьми, как я; она от нас не зависит и нам не подконтрольна» (16,9%), «нет, жизнь в России так устроена, что власть сама, без нас, определяет интересы таких людей, как я, а нам ничего не остается, как это терпеть» (15,5%). 7. Обратим внимание на вариант ответа: «нет, такие люди, как я, еще не научились руководствоваться собственными интересами, осознавать и отстаивать их; мы сами виноваты в том, что власть не руководствуется нашими интересами»; его выбрали 10,2% респондентов. И еще один — «суперлояльный» и «самоуничижительный» — вариант ответа: «нет, власть в России и не должна руководствоваться интересами таких людей, как я; она руководствуется интересами государства». По счастью его выбрали лишь 5%/ опрошенных.
  7. И, наконец: «ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ДЕЛА В СТРАНЕ ИДУТ СЕГОДНЯ В ЦЕЛОМ В ПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ, ИЛИ ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО СТРАНА ДВИЖЕТСЯ ПО НЕВЕРНОМУ ПУТИ?». Считают, что дела идут в целом в правильном направлении менее половины (48,3%) всех опрошенных. Остальные полагают, что страна движется по неверному пути (33%) или затруднились ответить на этот вопрос (18,2%).
  8. Подводя итог, отметим:

А. Судя по материалам настоящего опроса, экономический кризис серьезным образом сказался на повседневной жизни уже большинства (свыше половины) населения России. Более, чем у половины изменился в худшую сторону характер повседневного потребления (питание, потребление предметов первой необходимости, лекарств, поездки на транспорте и т.п,). Половина уже вынуждена экономить даже на питании и повседневных расходах, не говоря уж о приобретении товаров длительного пользования, развлечениях и т. п.

Б. Около половины взрослых граждан России считают, что правительство страны плохо справляется с задачами борьбы с финансовым кризисом, инфляцией, безработицей и т.п. В лучшем случае один человек из пяти согласен с мнением, что российская власть руководствуется интересами «таких людей, как я». Менее половины считают, что дела в стране идут сегодня в целом в правильном направлении.

  1. Как видим, в том, что касается повседневной жизни, материального положения, потребления семьи, — мнение о нарастающем ухудшении становится если не всеобщим, то преобладающим. К этому же состоянию приближается и негативная оценка того, как правительство России справляется с задачами борьбы с кризисными тенденциями. Уже перестало быть приоритетным мнение, что дела в стране идут сегодня в целом в правильном направлении.
  2. Из этих трезвых наблюдений и реалистичных оценок большинства, однако, пока не следует, что имеют место адекватное массовое понимание причин сложившегося положения и усмотрение путей выхода из него. Особенно последнего, в общем, не следует и ожидать от «общественного мнения». Однако не вытекает из этого «среза» массового сознания даже нарастания «потенциала недовольства», не говоря уж о готовности к протестным действиям и т.п.
  3. Пока идет «подготовительный этап» грядущих общественно-политических преобразований, стимулируемых экономическим и (также!) политическим кризисом. Его эскалация тормозится массированным идеологическим и пропагандистским воздействием, со стороны власти. Но эффективность последнего тем меньше, чем сильнее давление экономического положения на бытие и сознание людей.

**

Вместо заключения

Основные выводы из всего вышесказанного можно объединить в две группы: содержательные и методологические выводы.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ. Эти выводы, как правило, формулировались по ходу представления и обсуждения эмпирических данных. Не станем повторяться. Обратим лишь внимание на то, что, при более пристальном социологическом рассмотрении, российское общество и массовое сознание предстают вовсе не такими уж ущербными, как это фигурирует в некоторых социальных диагнозах.

Да, общество, будучи подвержено жесточайшему идеологическому облучению, обработке и вроде поддающееся этому пропагандистскому давлению, тем не менее, даже и в сфере общественно-политической, вовсе не утрачивает окончательно здравый смысл и критический взгляд. Хочется возразить против гипертрофии элементов «рабского» сознания, некритического восприятия (приятия) любых действий верховной власти, иждивенческих, патерналистских настроений и т. п.

Да, российское массовое сознание заражено (и не сегодня, но сегодня эта болезнь особенно «культивируется») вирусом «имперства» («КрымНаш» и т. п.) и этакого «мессианского» противопоставления себя всему миру. Но не так уж, оказывается, мала и доля тех, кто сохраняет иммунитет от распространяющихся аморализма, утилитаризма и ксенофобии.

С другой стороны, вовсе не подавляющим является большинство (все-таки большинство!) готовых поддерживать существующий порядок вещей и не видящих (не желающих видеть) ему альтернатив. А если еще учесть, что это большинство целиком погружено в проблемы текущего выживания, то вовсе не удивительна его формальная лояльность (ныне приближающаяся к ситуации времен позднесоветского застоя).

Что касается фанатических защитников режима (типа «порву за Путина!») то их доля в разы меньше поддерживающих (якобы поддерживающих) этот режим. Другое дело, что эта субстанция всегда наверху плавает и потому более заметна.

Что касается МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ выводов. Вышеприведенный анализ лишний раз демонстрирует необходимость принципиального различения эмпирических данных и их интерпретации. При ближайшем рассмотрении, при незашоренном взгляде, особенно, при рассмотрении всякой данной цифры в контексте, — и социальный диагноз, и социальный прогноз существенно валидализируются.

Эмпирические результаты, в частности, опросов общественного мнения суть не только очевидность, но и ВИДИМОСТЬ. И если сопоставить одни данные с другими, если учесть особенности инструментария, которым эти данные получены, если принять во внимание условия их получения и т. д., то может быть сделан вывод, что вовсе не солнце «вертится» вокруг земли, а ровно наоборот.

Исходя из сказанного, мы придаем первостепенное значение — КОММЕНТАРИЮ к табличным материалам опросов.

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Андрей Алексеев: О доверии граждан к власти, социологов к гражданам и граждан к социологам-полстерам. Окончание

  1. Здравствуйте, Леонид! Конечно, помню Вас по общим перестроечным «баррикадам». Потом, кажется, Вы эмигрировали из России и я потерял Вас из виду. Где Вы живете сейчас? Сообщите свой e-mail. Мой – alexeev34@yandex.ru . Я рад, что Вас заинтересовала серия моих публикаций в «Мастерской», посвященных особенностям российского массового сознания и их преломлению в социологических опросах. Ваш – Андрей Алексеев. 17.01.2017.

  2. Интересные материалы, беру к себе, спасибо Андрей Николаевич !

    Ваш Леонид Соколецкий (если ещё помните это имя)

  3. «Но не так уж, оказывается, мала и доля тех, кто сохраняет иммунитет от распространяющихся аморализма, утилитаризма и ксенофобии».
    ———————
    Я против унижения утилитаризма, который (с моей т. зр..) есть основа человеческого поведения.
    В поведении человека надо различать Тактику (достижение ближайшей цели) и Стратегию (достижение более дальних целей, в т.ч. сохранение достигнутых тактич. успехов).
    Немало ошибок человека объясняется тем, что он гонится за ближайшими успехами, не заботясь и (или) не предвидя более отдалённых последствий.
    Задача опытных людей — доводить до опрометчивых и (иди) недалёких людей опасность увлечения тактич. успехами, если они ведут к неприятным, хотя и более отдалённым, последствиям.
    Родители предостерегают детей от антиобщественных поступков (например, от хватания чужого), учат Стратегии, указывая, что иначе ИМ САМИМ (детям) БУДЕТ ХУЖЕ, что их накажут. Правильно учат.
    lbsheynin@mail.ru

    1. Уважаемый Леонид!
      Спасибо за замечание насчет «утилитаризма». Стоило поискать какое-либо другое слово для все более распространяющихся в нашем обществе узкого практицизма, примитивизации потребностей, пренебрежения или отказа от высших ценностей.
      Ваше соображение о различении «тактики» и «стратегии» в поведении людей представляется мне интересным. Большинство людей являются тактиками по преимуществу. Раскрытие же значения приоритета стратегических целей, будь то в индивидуальном, будь то в групповом поведении, является задачей воспитания и просвещения, а иногда и политики.
      А. Алексеев. alexeev34@yandex.ru . 17.01.2017.

Добавить комментарий для Леонид Соколецкий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.