Исраэль Дацковский: Комментарии Торы. 2.1 Шмот

Loading

Тв-рец, который знает все заранее до конца времен, жаждет нашего активного участия в процессах, ждет нашей инициативы. И он был рад, что Моше с ним спорит, анализирует правильность и надежность предложенного ему пути, предвидит возможные осложнения.

בס»ד

Комментарии Торы

2.1 Глава Шмот

Исраэль Дацковский

2.1.1

Стих 1:8 сообщает: «И восстал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа». На этот стих написано огромное количество комментариев. Наиболее вероятно-исторической точкой зрения нам представляется следующая. Йосеф попал в Египет в конце Среднего царства, когда власть в Египте захватили гискосы. Они не могли опереться на не сильно лояльное им местное население, сами управлять земледельческой страной, да еще в особый период сытых лет, которые должны были обеспечить хлебом голодные годы, они не очень могли, так как были кочевниками-скотоводами, к иностранным рабам особой неприязни не питали — сами были пришельцами в Египте, и все это косвенно помогло возвышению Йосефа, который именно в силу своего мгновенного возвышения был абсолютно лоялен чужеземному фараону и противостоял старой элите. Ненависть элиты к Йосефу даже после 9 лет его успешного правления проявилась в стихе 43:44 недельной главы Микец книги Берешит: «… ибо не могут египтяне есть с иврим, потому что это мерзость для египтян». Но этот период был заключительной частью относительно недолгого периода правления гискосов в Египте. Они были изгнаны обратно в пустыню, началось Новое царство и один из первых вновь исконно египетских фараонов знать не хотел о позорном для коренных египтян периоде правления иноземцев-захватчиков, об их успехах и об их премьер-министрах. Да и не преподавалась египтянам в то время история этого периода. Поэтому он, скорее всего, действительно не знал ни о Йосефе, ни о его спасении Египта от голода более века назад. Этот фараон рассматривал евреев как данность, как неприятный факт свободного, но чуждого египтянам, несмешивающегося с ними народа.

Кроме этого заметим, что от «воцарения» Йосефа в возрасте 30 лет до его смерти в возрасте 110 лет прошло столь много лет, что вряд ли один фараон царствовал весь этот период. Реальней предположить, что уже при Йосефе сменилось несколько фараонов и успех Йосефа в начальный период его возвышения несколько помутнел даже в памяти фараонов той же династии, не говоря уже о фараонах после смены династий. Да и нет особых доказательств, что Йосеф оставался премьер-министром Египта до своей смерти при сменяющихся фараонах. Возможно, его «выгнали» на «заслуженный отдых» гораздо раньше и даже при его жизни следующие фараоны «не знали Йосефа». Этот подход мог бы сделать более ранним начало порабощения евреев и, следовательно, больший период их нахождения в Египте в статусе рабов.

2.1.2

Стих 1:7 говорит: «А сыны Израиля плодились и размножались и стали очень многочисленны и сильны — и наполнилась ими страна». Далее, в стихе 1:9 новый царь, который не знал Йосефа, говорит: «Вот, народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас». Эти фразы вызывают некоторое непонимание. В комментарии на главу «Бо» мы покажем, что для достижения большой численности еврейского населения Египта нам не нужно вслед за мидрашами предполагать, что каждая еврейская женщина рожала за жизнь несколько раз, да еще по шесть детей одновременно (кстати, фраза «по шесть из одного живота» — из комментария РАШИ на 1:7 — совсем не подразумевает, как говорит нам мидраш, рождение по шесть детей за один раз, а таких родов могло быть несколько, а вполне может быть прочитана как «шесть детей за весь фертильный период женщины»), да еще после шести месяцев беременности (перенесенные на эту главу отголоски мнения рабейну Бехайе о беременностях Леи, см. комментарий на недельную главу Вайеце книги Берешит). Вполне достаточно, чтобы каждая женщина (и не было бесплодных!) рожала за жизнь в среднем 6 — 7 детей. Но тогда численность еврейского населения к Исходу, то есть, в последнем египетском поколении евреев (поколение номер 12 — 13, считая от внуков Яакова) составит 6 — 9 миллионов. Особенность геометрической прогрессии (а именно такой прогрессией описывается деторождение, когда количество детей в семье устойчиво превышает количество родителей, то есть, детей в среднем больше двух) состоит в том, что огромный рост численности происходит в последних членах ряда прогрессии, в последних поколениях. А процитированный выше разговор фараона с народом происходил минимум за 90 лет до Исхода — еще не родился Моше-рабейну, который выведет народ в свои 80 лет, да еще десяток лет нужно дать на порабощение евреев в Египте. Кстати, заметим, что в связи с расчетами численности можно утверждать, что около 130 лет из 210 лет нахождения евреев в Египте они были свободным народом и не пытались выйти назад, подняться в свою Страну. То есть, этот разговор происходил за пять поколений до Исхода и численность еврейского населения была всего около 25.000 человек (при том, что при Исходе всего через 90 лет их станет 6.000.000 — 9.000.000). Говорить приведенные выше слова про народ численностью в 25.000 человек (но быстро размножающийся) — не понятно. Или следует признать, что первые 130 лет увеличение численности народа было гораздо выше, чем шесть детей на семью, но в последние 80 — 100 лет, в период рабства оно сильно затормозилось.

Перечитаем стих 1:10: «… а не то умножится он …». Использовано будущее время. Значит, в момент разговора еврейский народ, с точки зрения фараона, был еще недостаточно большим по численности, чтобы представлять опасность. Но ведь стихи 1:7 и 1:9 говорят о многочисленности и силе еврейского народа уже в тот период. Значит, придется признать, что при еще относительно небольшой численности, еврейский народ стал весьма заметен в Египте (массово вошел в культурную и деловую элиты, поэтому «… и наполнилась ими страна». (1:7), у египтян возникло ощущение, что евреи — везде) и силен экономической мощью, а не просто массой населения.

2.1.3

В стихе 1:10 фараон говорит совсем нелогичную вещь о евреях: «… случись война, присоединится и он к неприятелям нашим … и уйдет из страны.» Мы не будем обсуждать вслед за многими комментаторами лояльность евреев египетской власти и их поведение, не дающее повод усомниться в их верности фараону. Мы зайдем с другой стороны. Во-первых, в этот период евреи еще не были порабощены, а потому формально могли уйти из Египта и без войны (но не сильно торопились в обетованную им Тв-рцом, но нищую Страну — спустя несколько веков мы увидим эту же картину при очень слабом возврате евреев из Вавилона в период строительства Второго Храма). А, во-вторых, если уж подозревать евреев в нелояльности власти, логичнее предположить, что они, присоединившись к неприятелю, будут тем слоем «местного» населения, которое в результате войны примет активное и участие в захвате власти в Египте и будет небезвозмездно лояльно очередным захватчикам. То есть, евреев нужно скорее подозревать в мыслях о революции внутри Египта при поддержке внешнего захватчика, а не о попытке сбежать из страны. Либо мы не сильно понимаем глубокие мысли фараона, либо он сам не совсем ориентируется в обстановке.

2.1.4

На стих 3:3 о горящем и не сгорающем кусте сказано: «И сказал Моше: Подойду же я и увижу это виденье великое: почему не сгорает терновник». РАЛЬБАГ комментирует, что именно из-за интереса Моше к непонятному явлению материального мира и попытки разобраться в причинах столь необычного явления Моше удостоился откровения Тв-рца и назначения освободителем еврейского народа из египетского рабства.

Это указывает нам на важность в глазах Тв-рца человеческого исследования окружающего материального мира. По сути, РАЛЬБАГ говорит в этом месте о важности научного исследования в области естественных наук (физика, химия, биология и их основа — математика) и о больших наградах от Тв-рца за такие исследования. «Каль ваХо́мер» (если в этом месте так следует понимать, то уж в другом и подавно), что очень важно параллельно с текстом Торы и другими святыми текстами изучать достигнутый человечеством уровень знаний в естественных науках — это изучение не только нисколько не противоречит изучению Торы, но и дает уникальную возможность глубже проникнуть в проявления Тв-рца в этом мире, а, значит, способствует большему приближению к нему, то есть, является святой, а не будничной задачей. По сути, мы вслед за иными мыслителями повторяем, что Тв-рец дал две непротиворечащие друг другу книги (автор-то Един и Всезнающ), содержащие Его мудрость в форме, предназначенной для нашего понимания — Тору (и весь блок «святой» информации) и окружающий нас мир. И мы не можем допустить пренебрежения мудростью Тв-рца, выраженной во второй книге. То есть, у нас имеется РЕЛИГИОЗНАЯ обязанность изучать мир (естественные науки) не только для приобретения специальности и обеспечения себе заработка, но в первую очередь — как познание мудрости Тв-рца.

Кроме этого не задан вопрос о том, почему куст вообще загорелся — ни грозы, ни каких-то локально воспламеняющих один куст приспособлений или процессов не описано, но горение с чего-то начинается.

2.1.5

Тв-рец в стихе 3:12 дает Моше странный знак: «… а это тебе знак, что я послал тебя: когда выведешь народ из Египта, служить будете Б-гу на этой горе». Обычно знаки и знамения даются пророкам, чтобы кандидаты в пророки могли этими знаками и знамениями (через проверяемое явное исполнение этих предсказаний) доказать факт истинности своего пророчества и побудить народ верить им. Сами пророки никогда не нуждались в особых знаках, данных ИМ Тв-рцом, чтобы им самим поверить в то, что они — истинные пророки. Для них самих их контакт с Тв-рцом был очевиден и не нуждался в исполнении знаков.

А здесь Тв-рец дает знак именно Моше не для передачи другим. Да и передать его невозможно — остальные не были в момент первой встречи Моше с Тв-рцом у той горы. Поэтому позднее утверждение Моше что именно у этой горы Тв-рец ему являлся тогда, а сейчас у этой же горы мы получаем Тору — не может быть доказательным знаком. Избранность Моше для руководства народом хорошо подтверждена в глазах народа совсем иными знаками и событиями.

Странность ситуации усугубляется тем, что к моменту прихода вышедшего из Египта еврейского народа к этой горе, горе Синай, для получения Торы, Моше будет десятки раз выходить на контакт с Тв-рцом, получать от него указания, будет по необходимости сам инициировать этот контакт (например, в недельной главе Бешалах 15:25, 17:4), так что самому Моше знак, который исполнится спустя много времени после его первой встречи с Тв-рцом, явно ни к чему.

Но знак дан. И нам остался непонятным смысл этого знака.

2.1.6

Тв-рец послал Моше в Египет освобождать евреев. Но в стихе 4:24 нам сообщается, что Моше чуть не погиб и только срочное обрезание женой Моше Ципорой (4:25) их второго сына Элиэзера (тяжело допустить, что Элиэзер был обрезан, а более старший Гершом — нет, хотя все бывает) спасло жизнь Моше. Сразу отметим, что, хотя Тора еще не была дана, заповедь обрезания напрямую была дана Аврааму перед рождением Ицхака и касалась всех его потомков мужского рода и потому была известна Моше. Не будем задавать вопрос о возрасте «младенца» — Моше уже был близок к своему восьмидесятилетию, о рождении Гершома нам сообщается сразу после информации о женитьбе Моше на Ципоре (2:21,22) и далее, в стихе 2:23 говорится, что «… спустя долгое время …» начали происходить события в Египте (хотя мы всегда помним, что в Торе нет раннего и позднего). А время рождения второго сына, Элиэзера вообще никак не определяется из прямого текста Торы и он упоминается лишь однократно гораздо позже — в стихе 18:3 недельной главы Итро. Получается, что по крайней мере один сын Моше не был обрезан до весьма серьезного возраста, а другой был обрезан, иначе бы ангелу было бы логично предъявить претензии по поводу обрезания обоих сыновей.

С одной стороны, непонятно, как могла угрожать жизни Моше серьезная опасность, да еще напрямую от ангела — посланника Тв-рца, если тот же Творец послал Моше на важное и продолжительное задание. Этот же вопрос может быть задан на историю с жертвоприношением Ицхака, разворачивающуюся после обещания Тв-рца «…и в Ицхаке наречется род тебе…» (21:12 в недельной главе Вайера книги Берешит), то есть, после обещания дать мощное продолжение роду Ицхака, но до женитьбы и до появления детей у Ицхака. Отсюда можно выучить, что реальная опасность может поджидать праведников даже после обещания Тв-рца о долгом продолжении их миссии, просто праведникам даются силы правильно вести себя в таких экстраординарных условиях и выйти из них с честью. Но заранее обещаний Тв-рца о гарантированном успехе нет и праведникам приходится реально противостоять реальным опасностям или реально идти к выполнению «нелогичных» приказов Тв-рца.

С другой стороны, неясен правильный тип поведения Моше при возникшем противоречии. По конкретному случаю с обрезанием сына Моше РАШИ (в комментарии на стих 4:24) приводит объяснение из Недарим 32 а. Это объяснение, говорящее, что пришло время обрезать младенца, но из-за опасности для его жизни в пути и необходимости срочно выйти в путь, обрезание было отложено, выводит нас на четыре возможности поведения Моше в условиях, когда 8-ой день жизни ребенка приходится на день выхода Моше в Египет по приказу Тв-рца.

  1. Сделать обрезание и отложить выход в путь. Исключаем сразу, так как отложить выполнение прямого и сегодняшнего указания Тв-рца не представляется возможным.
  2. Выйти в путь и отложить исполнение заповеди обрезания до прихода в постоянное место (место, где можно провести хотя бы три дня, опасные для жизни после обрезания). Этот тип поведения выбрал Моше, но Тв-рец признал его неправильным и заявил о неправильности поведения тем, что создал прямую опасность для жизни Моше.
  3. Обрезать младенца и выйти в путь, так опасность жизни младенца несколько гипотетическая (не наверняка), а как выполнение заповеди обрезания, так и необходимость выйти в путь по приказу Тв-рца являются бесспорно-обязательными. Именно этот тип поведения фактически потребовал Тв-рец от Моше.
  4. Была возможность обрезать младенца, самому Моше выйти в путь, а его жену Ципору оставить в Мидьяне до выздоровления ребенка. Но это потребовало либо долгого расставания Моше с женой и детьми, либо весьма опасного путешествия Ципоры с детьми к мужу в Египет через пустыню, либо организации надежного сопровождения Ципоры в ее пути в Египет. Все эти опции реально не рассматривались.

Фактически, Тв-рец сказал пренебречь гипотетической опасностью ради исполнения бесспорных заповедей. Но тогда становится непонятным НЕобрезание евреев в пустыне уже после Исхода из-за возможности (только возможности!) получения приказа Тв-рца на перемещение лагеря. Ситуация в пустыне была более благоприятна, чем положение Моше, так как бесспорной была только заповедь обрезания, а две другие вещи были только в потенциале — как гипотетическая опасность для жизни при путешествии свежеобрезанного младенца, так и гипотетическая возможность приказа Тв-рца на перемещение лагеря. И за необрезание в пустыне никому претензий не предъявлялось. Выход из этого противоречия может быть предложен на пути признания, что требования к поведению праведников все-таки иные, чем требования к поведению простых людей.

2.1.7

Стих 5:7 переводит поставку соломы для кирпичей с государственных поставок в обязанность самих еврейских рабов — изготовителей кирпичей. РАШИ на этот стих утверждает, что солому примешивали к глине. Комментарий «Сончино» (рав д-р Й. Герц) на этот же стих говорит о том, что солома была нужна «для разведения огня и обжига кирпичей». Нам непонятны оба подхода, как и необходимость соломы в любом процессе изготовления кирпичей.

Если ее примешивали в глину, то она при обжиге испепелялась, оставляя пустоты неправильной формы и расположения в кирпичах, иногда существенно ослабляя их, если в каком-то месте кирпича оказывалось много плохо перемешанной с глиной и исчезнувшей при обжиге соломы. А для обжига кирпичей нужно было нереально-огромное количество быстрогорящей соломы — для такого обжига и деревьев в пустынном Египте явно не хватало (там диких деревьев практически не было — только поливные фруктовые деревья), в Египте явно обжигали кирпичи в огне угля. Так что оба мнения малоприменимы в кирпичном производстве. Да и глина при формировании кирпича не должна быть очень жидкой, чтобы солома имела значение временной связки для временного же сохранения формы. Глина должна быть густой и формоваться под давлением, легко организуемом простыми рычажными прессами — иначе много топлива пойдет на выпаривание воды, и кирпичи получатся слишком пористыми и малопрочными.

Соломы в массовом производстве кирпичей должно было быть относительно немного. Для разжигания угля она тоже не использовалось — проще было поддерживать огонь, не гася его. Да и поставки куда более тяжелой глины, требующейся в больших количествах, Тора не обсуждает. Остается предположить, что без амортизирующих свойств соломы при складировании и перевозке кирпичей (грузовые телеги были без амортизаторов и сильно тряслись на грунтовых дорогах) было много битого кирпича, и солома имела значение защитно-амортизирующего слоя между слоями кирпичей между их изготовлением и использованием.

Но предположение об использовании соломы в качестве амортизатора при перевозке выводит нас на следующее рассуждение. Раз осталось требование по количеству изготовленных кирпичей (в соответствии со стихом 5:8), а солома — только для перевозки, значит, учет сделанных кирпичей производился не на месте изготовления, а после их доставки на стройплощадку. А это, в свою очередь, означает, что перевозка была обязанностью изготовителей, что является не совсем типичным подходом к организации работ, которые более логично было бы разделить на три процесса, требующих разных знаний и разного оборудования — изготовление кирпичей, их перевозка и их использование на стройплощадке, уже не говоря о том, что само изготовление кирпичей разбивалось на ряд процессов, также требующих своего опыта и своих познаний (привоз топлива, добыча, отбор и привоз глины, формование кирпичей, их обжиг).

2.1.8

В утренней субботней молитве, в первом благословении перед «Шма» есть такие строки о светилах — обо всех светилах, не только о Солнце и о Луне:

«Силой и могуществом наделил Он их,

Чтобы управляли они в просторах вселенной».

Сразу отметим, что Традиция НЕ разделяет Солнце, излучающее собственный свет, и Луну, сияющую отраженным светом. Также Традиция не делает различия между планетами солнечной системы и звездами, не упоминает отдельно отдаленные галактики и другие известные нам сегодня объекты космоса, называя все это множество разнородных явлений звездами. Эти поэтические строки основываются на трех стихах Торы. Первый из них (Берешит 1:14): «И сказал Всесильный: «Да будут светила в пространстве неба …, и да будут они для знаков (знамений, иврит: леото́т), и для выделенных дат, и для дней, и для годов». Здесь мы отметим, что на светила (на все светила!) возложено четыре функции, три последних из которых задают календарь, а первая в перечислении функция светил — быть для знаков (знамений). И еще пара стихов (Берешит 1:16,18): «И создал Всесильный два светила великих: светило большее для владения днем и светило меньшее для владения ночью, и звезды. … Чтобы владеть (иврит: вэлимшо́ль) днем и ночью…». Обратим внимание, что Солнце и Луна предназначены для своих частей суток, а звезды не привязаны к ночи, а выделены в отдельную, обобщающую группу для всего течения суток. И им (вместе с Солнцем и Луной в их смены) дана власть, но в отличие от Солнца и Луны, власть звезд не имеет перерывов и распространяется на сутки целиком.

Интересно рассмотреть, как эта власть осуществляется, но на эту тему нет достоверной информации.

Единственной областью знания, которая хотя бы претендует на указание власти звезд над жизнью каждого человека в отдельности и групп людей (например, государств) является астрология. Происхождение, источник астрологических знаний остается неузнанным нами. Но высокая точность астрологических знаний трижды отмечается в комментариях РАШИ и мидрашах на нашу недельную главу.

Первый раз РАШИ приводит мидраш из «Шмот раба» на стих 1:16 по поводу повеления фараона еврейским повитухам умерщвлять мальчиков. В этот период астрологи указали, что приближается рождение будущего освободителя евреев и он сам будет из евреев.

Второй раз РАШИ приводит мнение трактата Сота 12 б на стих 1:22, когда астрологи сказали, что сегодня родился освободитель евреев, но они не знают его национальность, хотя и знают, что он понесет наказание от воды. Поэтому РАШИ считает, что топить новорожденных мальчиков начали не только у евреев, но и у египтян.

Третий эпизод мидраш приводит на стих 2:3, когда корзинка с Моше была поставлена в тростнике у берега Нила. Тогда астрологи доложили, что освободитель евреев отправлен в воду и топление младенцев прекратилось.

Вызывает удивление правильность знаний астрологов, хотя четкости в их взгляде не хватает. Современная астрология также основывается на информации неизвестного происхождения и нет даже традиции, связывающей современную астрологию с древнеегипетской. Скажем больше — за 3500 лет, прошедших со времен древнего Египта, Солнце преодолело немалый путь в галактике и мы слышали мнение, что несколько сместился узор расположения созвездий Зодиака. Описание учета этого явления вроде бы было в библиотеке царя Шломо, но оно сгорело вместе с библиотекой. Кроме этого, ряд современных ученых считает, что орбита земли и параметры ее наклона к плоскости орбиты и вращения вокруг собственной оси — относительно молодые, им около 3000 лет (вспомним остановку Солнца и Луны во времена Йеошуа бин Нуна). Но это значит, что информация из библиотеки царя Шломо должна была содержать и учет измененной орбиты Земли. Но точность оценки ситуации современными астрологами, опирающейся на расположение планет в момент рождения именно по отношению к месту рождения, тоже удивляет, хотя несет явный налет свойств личности астролога и явно хуже работает в области предсказания будущего.

Кроме этого остается непонятной мысль астрологов о возможности предотвращения освобождения евреев методом уничтожения потенциального освободителя. Если бы им удалось утопить потенциального освободителя, это бы означало, что утопленный — не истинный освободитель и должен прийти другой кандидат. Аналогично, мудрецы говорят, что в каждом поколении есть потенциальный моши́ах (помазанник, месси́я), но если условия не позволяют ему раскрыться, то он не является истинным мошиахом. Значит, у египетских астрологов была информация о будущем освобождении евреев, но они полагали, что деятельность людей может предотвратить или изменить предсказанное звездами и поэтому они пытались уничтожением очередного кандидата в освободители евреев предотвратить Исход.

Интересно отношение еврейских мудрецов к астрологии.

РАМБАМ был великим реалистом и категорически отрицал хоть какую-то информативность астрологии.

Вавилонский талмуд в трактате Шаббат имеет на этот счет иное мнение (цитата приведена нами в составе приведенной ниже второй цитаты Виленского гаона).

Приведем части двух подстрочных комментариев на источники из книга Бемидбар с избранными комментариями РАМБАНа (под ред. р. Цви Патласа):

Стр. 9, из примечания 66

«… потомки Иссахара являлись знатоками астрономии и календарных вычислений » — Бемидбар раба 2:7, рабейну Бхайе на Бемидбар 2:2.

Ведь написано: » Из сынов Иссахара — умеющие исчислять времена и знающие что нужно делать народу Израиля …» (Диврей а-ямим 1, 12:32).

И комментаторы объясняют: «Они устанавливали начала годов и месяцев [а что в это время делал Санхедрин? — И.Д.], … знали законы обращения Солнца, а также других звезд и планет [то есть, знали отличия звезд и планет на небе!!! — И.Д.], и они могли предсказывать благоприятные времена для того или иного предстоящего народу Израиля дела«. (Таргум и РАДАК на Диврей а-ямим 1, 12:32).

Стр. 10, из примечания 67

Написано: «Тот, кто родился в час, когда преобладает влияние планеты Нога (Венера, буквально — Сияние), станет состоятельным человеком, … поскольку от нее исходит яркое свечение». (Шаббат 156а; см. Эц Йосеф на Бемидбар раба 2:10).

Рабби Авраам ибн Эзра был известным и удачливым астрологом, оставившим труды по астрологии. В качестве шутки о нем рассказывают, что когда он решил жениться и составил астрологический прогноз четырех претенденток, у одной в астрологической карте оказалось нахождение клада. Авраам ибн Эзра был ужасно беден и поэтому остановил свой выбор на «кладоискательной» претендентке. Прошли годы, а клад не обнаружился. Пересоставив астрологическую карту жены, Авраам ибн Эзра не обнаружил в ней намеков на клад. Когда он обратился с претензиями к жене, она объяснила, что клад она уже нашла, и этот клад — сам Авраам ибн Эзра. А второй клад не был предусмотрен.

Приведем две цитаты Виленского гаона об астрологии. Первая: «У каждого часа есть свой мазаль — созвездие, судьба [влияние духовных сил из определенного уровня высших миров. Поэтому астрологи интересуются точным местом и часом рождения]; в какой час человек родился — таков будет и его мазаль. Дурное начало, которое у разных типов людей разное, тоже зависит от этого. Но в любом случае у человека остается выбор [поддаваться дурному началу или преодолевать его, как сказано:] «… И ты будешь властвовать над ним (Берешит 4:7)», а награда определяется в меру страданий».»

Вторая цитата. Комментируя стих из Мишлей «Воспитывай юношу, соотносясь с его путем; он не уклонится от него и когда состарится», Виленский гаон, рабби Элиягу комментирует: «Человек не может победить тот мазаль, под которым он родился, как сказали наши благословенной памяти мудрецы (Шаббат 156): «Тот, кто родился под знаком Цедек [планета Юпитер, слово на иврите также означает справедливость], будет справедливым человеком». Однако у человека остается свобода выбора, как воспользоваться тем, что ему дано — стать ли праведником, злодеем или средним человеком, как сказали мудрецы: «Тот, кто родился под знаком Маадим [планета Марс, слово на иврите также означает краснящий], будет проливать кровь; сказал рабби Элиэзер: «Или станет врачом, отворяющим кровь, или резником, или моэлем …, или грабителем» (там же), а трое последних перечислены для того, чтобы научить нас: мазаль указывает только на то, что человек будет проливать кровь, однако он волен выбирать одно из трех: или станет моэлем (праведником), или резником (обычным человеком), или грабителем (злодеем), проливающим кровь.»

Желающих отсылаем к книге рава Матитьягу Глазерсона «Еврейская астрология». Отметим, что отдельный конкретный еврей не может полагаться на астрологические предсказания будущего и даже ему запрещено их просить и получать, так как корень его души расположен выше созвездий и он своими действиями может менять предначертания звезд.

2.1.9

На стих 2:1 РАШИ говорит, что «И пошел муж из дома Леви и взял дочь Леви» означает, что Амрам ранее отстранился от жены из-за указа фараона топить новорожденных еврейских мальчиков, маленькая Мирьям разъяснила Аарону ошибочность его поведения, он согласился с ее логикой и снова женился на своей бывшей жене Йохевед. Отметим, что отстранение было не столь долгое, так как между рождением Аарона (до отстранения) и Моше (после отстранения) прошло не более трех лет, а между рождением Аарона и зачатием Моше — около двух лет.

2.1.10

РАШИ, ссылаясь на Сота 12а, Бава батра 119б и «Шмот раба» толкует к стиху 2:1, что мать Моше Йохевед была в возрасте 130 лет, когда его родила. РАМБАН возражает, считая, что чудо родов Сарой Ицхака «всего» в 90 лет получило мощное и прямое описание в Торе, а большее чудо родов в 130 лет, да еще в поколении, отдаленном от праотцов, прошло неотмеченным в прямом тексте Торы. Мы добавим, что чудо было (если оно вообще было) гораздо большим — ведь Йохевед при таком подходе родила Аарона в возрасте 127 лет, а Мирьям — в возрасте 125 лет. Мы полагаем, что слишком маловероятно, чтобы чудо такого уровня прошло без упоминания в прямом тексте Торы. Да и Амрам прожил «только» 137 лет — тогда получается, что он был ровесником или младше Йохевед и из-за своей смерти практически не принял участия в воспитании детей (кроме Моше, которого он и не мог воспитывать, так как тот воспитывался во дворце фараона).

2.1.11

Отметим, что продолжая традицию Лавана и Рахель, когда дочь пасет стадо семьи, этот же подход мы наблюдаем и среди дочерей Итро (стих 2:16). По всем мидрашам Итро был богатым человеком и вполне мог позволить себе иметь наемных пастухов, а не гонять дочерей со стадом по пустыне. А нахождение девушек в пустынях без надежной охраны создавало для них явную опасность от иных пастухов или иных кочующих там групп.

2.1.12

В стихе 3:22 Тв-рец говорит Моше, что при Исходе евреи возьмут золото у соседей и этим опорожнят Египет. Во-первых, написано, что золото возьмут в долг — таково прямое значение использования ивритского слова «вэшаэля́», что порождает вопросы о нечестности евреев и плохо компенсируется попыткой взять плату за рабский труд — чистые цели не достигаются нечистыми средствами. Во-вторых, граждане Египта — государственные рабы. Золото у них могло быть, но относительно немного. Главный золотой запас Йосеф внес в казну фараона («все золото мира»), правда, за прошедшие столетия сменяющие друг друга фараоны могли опустошить казну, а население могло разбогатеть.

2.1.13

По поводу переданных Тв-рцом Моше знамений в соответствии с порядком стихов Торы (который не является обязательно хронологическим) диалог Моше с Тв-рцом развивается следующим образом:

  1. Стих 3:10. Тв-рец говорит Моше: «… и Я пошлю тебя к фараону и ты выведешь …» (посылание Моше к народу или старейшинам Израиля не упоминается).
  2. Стих 3:13 «И сказал Моше Б-гу: «Вот я приду к сынам Израиля …»». Под сынами Израиля мы понимаем весь народ Израиля, а не только его старейшин.
  3. Стих 3:14 и повтор в стихе 3:15. Тв-рец говорит Моше: «Так скажи сынам Израиля…».
  4. Но уже в стихе 3:16 указание Тв-рца корректируется: «Иди и собери старейшин Израиля и скажи ты им…». Стих 3:18 не требует знамений: «И послушаются они [старейшины Израиля] голоса твоего и придешь ты и старейшины Израиля к царю Египта…».
  5. Теперь Моше возражает Тв-рцу. В стихе 4:1 он говорит: «… но они не поверят мне и не прислушаются к голосу моему …». Неясно кто они — сыны Израиля (весь народ) или только старейшины Израиля. Так последние указания Тв-рца касались старейшин именно они, по словам Тв-рца, должны были «послушаться» голоса Моше, то примем, что они — это старейшины Израиля.
  6. Далее Тв-рец передает Моше три знака и говорит в стихе 4:8 что «если не поверят тебе и не послушают голоса первого знака [змей], то поверят голосу последнего [второго] знака [проказа]». И в стихе 4:9 Тв-рец продолжает: » … если не поверят также двум этим знакам и не послушают голоса твоего, то … [покажи третий знак — превращение воды в кровь в малых объемах, это еще не первая казнь]». В этом стихе нет вопроса «поверят — не поверят», «послушают — не послушают» после третьего знамения. Тема возможного недоверия их (старейшин Израиля) опущена из-за ясности — и поверят, и послушают.
  7. И вдруг — опять корректировка указаний — стих 4:21 говорит уже не про старейшин Израиля: «… все чудеса, что я вверил твоей руке, ты их сделай перед фараоном…». Но перед фараоном было показано только одно знамение, не совпадающее ни с одним знамением, предназначенным для Израиля.
  8. Стихи 4:29-30 возвращают ситуацию к старейшинам и далее к народу: «… И пошел Моше и Аарон, и собрали они всех старейшин сынов Израиля [старейшин, представляющих народ или и старейшин, и народ? Ивритский смихут указывает на первое прочтение] … И изрек Аарон … и содеял знамения на глазах у народа [Аарон, не Моше]. И поверил народ». Значит, все-таки народ там присутствовал. Или здесь старейшины в качестве представителей народа названы народом.

А продолжение рассказа о чудесах (до казней), но уже перед фараоном — в следующей недельной главе Ваэра. Стих 7:9 приводит отдельное указание Тв-рца о знамении перед фараоном — бросание посоха, превращающегося теперь в крокодила (иврит: тани́н), а не в змея (иврит: наха́ш), как было при демонстрации старейшинам Израиля. Причем, изначально знамение должен был производить Аарон своим посохом.

2.1.14

Предыдущий разбор диалога Тв-рца с Моше может привести к неправильному пониманию происходящего. Может показаться, что Тв-рец считал, что народ или старейшины Израиля поверят Моше на слово, Моше в этом усомнился (в словах-то Тв-рца!), Тв-рец для дополнительной страховки снабдил Моше знамениями и они-то как раз и понадобились. А Тв-рец-то заранее об этом не подумал!

Но здесь мы имеем дело с совершенно иным случаем, иным механизмом происходящего. Тв-рец, который знает все заранее до конца времен, жаждет нашего активного участия в процессах, ждет нашей инициативы. И он был рад, что Моше с ним спорит, анализирует правильность и надежность предложенного ему пути, предвидит возможные осложнения и «вынуждает» Тв-рца укрепить чудесными знамениями устойчивость пути, порученного Моше. И Тв-рец рад признать правоту Моше, когда народ поверил Моше именно после «выпрошенных» Моше у Тв-рца знамений. Но нет во всем этом сомнения во всезнании и во всепредвидении Тв-рца.

2.1.15

Отметим некоторые странности в биографии Моше рабейну, сообщенные нам Торой. Он воспитывался в доме Фараона как усыновленный принцессой ребенок. О нем знали, что он из евреев, его кормилицей по найму принцессы была еврейка, его родная мать, но заметная связь с евреями закончилась в конце периода кормления (в возрасте 2-3 года). О каком-либо еврейском образовании (которое в то время было сосредоточено в руках левитов, но еще без письменной Торы и без явного открытия Тв-рца народу) или воспитании в духе принадлежности к евреям речь, по-видимому, не шла. Моше должен был воспитываться как «дворянин» Египта без права на престол в среде других отпрысков высокопоставленных, приближенных к трону египетских семейств. Сегодня общеизвестно, что впитанное в детстве оставляет глубокий след в мышлении на всю жизнь и только весьма немногие могут путем углубленного анализа прийти к другой системе ценностей. Поэтому убийство египтянина за насилие над евреем выглядит достаточно странно — для столь радикального националистического поступка явно не хватает полученного воспитания и образования, а слово «вырос» (стих 2:11, иврит: ваигда́ль) скорее указывает на физическое вырастание, так как он только начал «приглядываться» (иврит: вайа́р) к страданиям евреев. Это слово означает достаточно короткое внешнее рассматривание, кроме указанного случая оно еще дважды встречается в этом и следующем стихе именно в смысле короткого рассматривания. То есть, у нас нет данных о уже происшедшей долгой, трудной и глубокой переоценке ценностей, полученных воспитанием во дворце Фараона, со стороны Моше. Но допустим, что Моше уже имел твердые крайне-националистические взгляды, которые и начали реализовываться убийством египтянина. Тогда еще более непонятной выглядит пассивность Моше в течение следующих десятилетий. Ведь если допустить, что в момент бегства из Египта Моше было 20-25 лет, а сцена у горящего и несгорающего куста (3:2) происходила в его 79-летнем возрасте (еще примерно год на Египетские казни, а народ вышел из Египта когда Моше было 80 лет), то оказывается, что нам неизвестна никакая деятельность Моше на благо еврейского народа, какие-либо его попытки как-то воздействовать на положение евреев в Египте в течение долгих 50-60 лет, практически всю жизнь. Он ждал прямого указания Тв-рца на действие и сам, похоже, ничего не предпринимал. Интересно, что даже вездесущие мидраши этот аспект возможной деятельности Моше нам не раскрывают. Да и в столь почтенном возрасте он еще не имел собственного хозяйства и пас овец своего тестя Итро (в соответствии со стихом 3:1).

2.1.16

Одним из распространенных тезисов еврейского сравнения иудаизма с другими религиями (в первую очередь с исламом и, что изначально менее верно, с христианством, так оно было построено совсем не Йешу, а апостолом Павлом (который может называться апостолом только условно, так как он не был прямым прижизненным учеником Йешу) в споре и победной конкуренции с апостолом Петром спустя 30-40 лет после смерти Йешу) является утверждение, что в отличие от религий, принесенных одним человеком, 600,000 евреев как один человек приняли Тору у горы Синай. Так ли это? Современное знание о Тв-рце (параллельное как службе Малки Цедека в Храме Единого Б-га в Шалейме, так и учению йешивы Шема и Эвера) к нам пришло от единственного Авраама (которому одному в его поколении открывался Тв-рец), через единственного Ицхака в следующем поколении (который тоже имел свой прямой опыт непосредственного познания Тв-рца) и единственного Яакова в третьем поколении, тоже имевшего непосредственный опыт прямого контакта с Тв-рцом. Причем, упомянутые в Торе 318 учеников Авраама растворились бесследно, не оставив нам каких-либо упоминаний о принятии и передаче еврейства (мы считаем, что они образовали крепкую, сохранившуюся несколько поколений общину, которая была источником жен сыновей Яакова, и, возможно, хотя бы частично спустилась в Египет и вместе с прямыми потомками Яакова легла в фундамент еврейского народа). Передача этого знания в семье Авраама тоже была выборочной — ни Ишмаэль вместе с шестью сыновьями Ктуры, ни Эйсав этих знаний не получили (или получили, но не реализовали). Далее в период жизни многих поколений это знание распространялось только среди евреев по рождению, имея в своей основе цепочку из трех предков-одиночек (каждый в своем поколении) без явного вмешательства Тв-рца как в историю вообще, так и во взгляды отдельных пророков в частности. Но и в этом случае принадлежность к еврейству определялось только и исключительно родственными линиями, а не присоединением к еврейству тем или иным путем внешних прозелитов. Первыми прозелитами, принявшими еврейство, не будучи рожденными евреями, были представители «э́рев рав» у горы Синай. Это молчание Тв-рца (сокрытие Лица) продолжалось до встречи Моше рабейну с горящим кустом, но и после этой встречи вся информация о Тв-рце, об Его указаниях и желаниях проявлялась в мире исключительно через одиночку Моше. Даже казни египетские, производимые лично Моше (или Аароном по прямому указанию Моше) в полном колдовства Египте могли сойти за более сильное колдовство. И на основании знания о Тв-рце, передаваемого одиночкой, народ, объединенный общим генеалогическим деревом, должен был поверить в Тв-рца и, резко поменяв свою жизнь, покинуть Египет, уйдя в неизвестность пустыни. Прямое раскрытие Тв-рца одновременно массе народа произойдет только спустя 50 дней после выхода из Египта при провозглашении первых двух заповедей Декалога и далее станет непрерывным.

Даже Столб перед Тростниковым морем может быть при желании объяснен колдовством.

Значит, чтобы передать каждому ощущение несомненности существования Всемогущего Единого и Его прямое влияние на мир и каждого еврея и через это теперь неотделимое от человека знание вызвать желание беспрекословного подчинения Всемогущему, Он сам должен быть внедрить это ощущение и понимание в каждого еврея, на этом этапе исключить огромное большинство гоев из посвящения, а «общее собрание» евреев у горы Синай было уже не более, чем декларацией познанного ранее непосредственно от самого Тв-рца, коллективного принятия того, что уже было принято и познано индивидуально. Познание Тв-рца со стороны «э́рев рав» в период от появления у них желания идти вместе с евреями до их стояния вместе с евреями у горы Синай оставим непроясненным, с сильным креном в сторону того, что им тоже приоткрылся Тв-рец, и именно отсюда проистекает их желание идти в пустыню вместе с евреями. То есть нашим отличием от других религий является не столько эпизод у горы Синай, сколько прямое воздействие Тв-рца на каждого еврея и прозелита в отдельности.

И сегодня, по нашему мнению, приход к Тв-рцу, к Его Торе, к жизни по Его заповедям возможны, как и в древности, только на встрече двух движений навстречу друг другу — с одной стороны, нашего искреннего движения к Тв-рцу, наших попыток познания мира именно в качестве Его мира под Его прямым и постоянным управлением и, с другой стороны, Его движения навстречу нам, Его хоть частичного приоткрывания нам Самого Себя. Заранее известно, что на наши искренние попытки найти Его в Его мире, Его движение навстречу нам не заставит себя ждать, но самостоятельно найти источник управления миром без Его приоткрытия нам и сегодня, как и всегда, не представляется возможным.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.