Михаил Ривкин: Недельный раздел Бешалах

Loading

Ненависть Амалека к Израилю, это инстинкт ротвеллера, который бросается на беззащитного ребёнка именно потому, что тот беззащитен. Сотни и тысячи таких псов подстерегали и подстерегают Израиль на каждом повоте его исторического пути. Ни одного случая укусить они не упускают, на то они и псы.

Недельный раздел Бешалах

Михаил Ривкин

И нарек месту тому имя Масса и Мырива, из-за ссоры сынов Исраэйлевых и потому что они искушали Г-спода, говоря: есть ли Г-сподь среди нас, или нет? (Шемот 17:7 перевод Мосад а-Рав Кук)

Он назвал это место Испытание и Ссора, из-за ссоры сынов Израиля и из-за испытывания ими Б-га, когда они говорили: Есть ли Б-г среди нас или нет? (Шемот 17:7 перевод по Ш. Р. Гиршу)

Вот так, ни больше, ни меньше! Есть Г-сподь или нет! Может показаться, что слышишь споры «шестидесятников» позапрошлого века, дерзких «мальчиков», пугавших и восхищавших Достоевского, твёрдо уверенных, что к концу этого горячечного спора они смогут получить на свой вопрос точный и однозначный ответ. Более того, те методы, которыми этот ответ можно получить, тоже выглядели бы вполне уместно в устах Базарова или Шатова!

«Сказал рабби Йеошуа: вот что говорили евреи: «если Он — Владыка надо всем Мироздаием, подобно тому, как Он владыка над нами, будем Ему служить, а если нет — то нет!». Рабби Элиезер сказал: так они говорили: «Если Он обеспечит все наши нужды, будем Ему служить, а если нет — то нет!» (Мехилта, 17:7).

Здесь сформулированы два основных типа «экспериментальной проверки» которыми пользуются скептики, отрицающие бытие Б-жье. Первый тип — это проверка законами природы. Если удастся доказать, что Б-г напрямую участвует в природных явлениях, творит законы природы, может их произвольно менять — тогда, и только тогда можно считать Его существование доказанным. Второй тип — проверка законами истории. Если Б-г сможет в самой трагической и страшной ситуации изменить ход событий таким образом, что Избранный народ избавится от всех опасностей и получит всё, что ему необходио — тогда, и только тогда мы поверим в Б-га! И в том, и в другом случае исходное допущение состоит в возможности и даже в необходимости некоторой экспериментальной проверки Б-га, в попытке низвести Его, так или иначе, в привычную и понятную нам сферу понятий и явлений. О такого рода проверках очень точно, во многом опережая своё воремя, высказался РАМБАН:

«Не испытывайте Г-спода, Б-га нашего — т. е. Не говорите: «если есть Г-сподь среди нас» — то пусть он сотворит нам чудеса. Если у нас получится, служа Ему, «есть хлеб досыта и благоденствовать» (Йермияху, 44:18) — тогда мы будем соблюдать Тору, а если нет — то нет!

И это зачлось им как великий грех. Великими чудесами и знамениями было доказано, что Моше — пророк Г-сподень, и слова Г-спода истины в устах его. И потому не годно делать ещё какие бы то ни было испытания, а кто их делает, тот не пророка испытывает, а испытывает Г-спода, чтобы узнать, хватит ли у Него сил.

И потому запрещено всем грядущим поколения испытывать Г-спода, ибо негоже служить Г-споду с сомнением, постоянно добиваясь новых чудес и знамений, ибо не желает Г-сподь творить чудеса для каждого человека во всякое время, и негоже служить Ему, чтобы получитьот Него награду. И даже если приключится с соблюдающим Тору горе и несчастье, то должен он принять их со смирением, а не как злодеи, про которых сказано: “Тщетно служить Б-гу! Какая польза, что исполняли мы службу Его и что ходили унылыми пред Господом Ц-ваотом? А теперь считаем мы счастливыми нечестивых: и устроились делающие нечестие, и Б-га испытали, и спаслись” (Малахи 3:14-15)» (РАМБАН, комментарий к Деварим 6:16).

Теперь нам становится понятнее, почему глагол נסה, который практически всегда переводится на русский язык как «испытывать», в данном случае большинство переводчиков, вслед за Синодальной Библией, переводят как «искушать». На первый взгляд, искушение, и всё, что с этим понятием связано — удел сугубо человеческий. Только слабый, вечно колеблющийся и несовершенный человек может попасть под власть искушения. Человеку всегда отводится удел объекта искушения. В роли же искусителя могут выступать некие высшие силы, добрые и злые (по большей части — злые), либо некое особое, роковое стечение обстоятельств, либо другие люди, но такие, от которых объект искушения, так или иначе, зависит. Смысл, который мы вкладыаем в понятие «искуситель» во многом зависит от нашей веры или неверия, нравственности или безнравственности, но в любом случае, сама мысль, что Б-га искушают, а в роли искусителя выступает тленный человек может показаться натянутой, нарочито парадоксальной.

Во всех текстах, будь то ТАНАХ, будь то мидраш, мы в данном комментарии для перевода глагола נסה использовали исключительно глагол «испытывать». Однако нельзя не признать, что в Шемот 17:7 слово «искушать» тоже вполне уместно. Разумеется, речь не идёт о буквальном и привычном его употреблении. В данном случае это скорее некая метафора, некий образный оборт речи, который нам предстоит теперь точно себе уяснить. Смеем полагать, что метафора «человек искушает Б-га», в известном смысле, является зеркальным отражением другой метафоры: «человек благославляет Б-га». Нам уже доводилось писать, что само понятие благословения предлагает старшинство благословляющего по отношению к благославляему. Благословение всегда идёт «сверху вниз». Но есть некая особая точка во времени и в пространстве, когда благословение идёт «снизу вверх», от человека к Б-гу, и помогает сместить вечное неустойчивое равновесие между Мерой Суда и Мерой Милосердия в пользу Меры Милосердия.

В случае искушения Б-га человеком происходит прямо противоположное: Некая особая «антимолитва», некое «антиблагословение» также возносится от человека к Б-гу, и смещает равновесие в пользу Меры Суда. Как и в случае благословения, искушение Б-га также получает особую силу в определённый момент времени и в определённой точке пространства. Народ Израиля, который ещё совсем недавно пропел восторженный гимн у рассечённого моря: «Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил; сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей» (Шемот 15:13), тот народ, которому «слава Г-сподня явиласть в облаке» (там, 16:10), казалось бы, уже получил все мыслимые свидетельства и доказательства, что «Я Г-сподь среди земли» (там 8:18), т. е. Свидетельства прямого и зримого влияния Г-спода на законы природы и доказательства особой милости Г-спода к народу Израиля., тот самый народ, у которого «ман на губах не обсох», задаёт Г-споду каверзные вопросы? Да, это самое настоящее искушение, по другому не скажешь! И не случайно именно к этому эпизоду, относится грозное предостережение « Не испытывайте Г-спода, Б-га вашего, как испытывали вы в Массе» (Деварим 6:16). Кстати, в данном случае перевод «не искушайте Г-спода» был бы более точным. Искушать Г-спода это значит подвергать Его бытие сомнению именно там и тогда, где явлено его зримое присутствие в земном мире, где Шехина простёрла свои «орлиные крылья» дабы нести на них «народ святой» (Шемот 19:4). И результатом этой «антимолитвы», этого «антиблагословения» становится своего рода «антизнамение». Зримое присутствие Шехины мгновенно сменяется «сокрытием Лика», Мера Милоседия полностью уступает место Мере Суда.

Комментируя слова «И пришёл Амалек» РАШИ пишет:

«Этот раздел следует непосредственно после стиха (содержащего вопрос: «Есть ли Господь в нашей среде?», тем самым) говоря: Я всегда среди вас и готов (удовлетворить) все ваши потребности, а вы еще говорите: «Есть ли Господь в нашей среде, или нет?» Вашей жизнью (клянусь): Придет пес (Амалек) и укусит вас, и вы воззовете ко Мне и узнаете, где Я! Притча: Человек посадил себе на плечи сына и отправился в путь. Заметил сын вещь (на земле) и говорит: «Отец, возьми это и дай мне». И (отец) дал ему. И так второй раз и третий. Шел навстречу им человек, спросил у него сын: «Не видел ли ты моего отца?» Сказал ему отец: «И ты не знаешь, где я?» Сбросил его с себя, и пришел пес и укусил его [Танхума]» (РАШИ, комментарий к Шемот 17:8)

Израиль был вознесён на недосягаемую высоту. Египтяне и их погоня остались где-то далеко внизу, их уже почти невидно с орлиной высоты! Первая просьба «отец, дай мне» это, надо полагать, просьба о хлебе, вторая просьба «отец, дай мне» — просьба о воде. И после всего этого — вопрос (Мидраш Танхума адресует его «прохожему», т. е. Народам мира) «“Не видел ли ты моего отца?” — ответом стало резкое движение Отца, и капризный младенец опять доступен всем опасностям, подстерегающим его на земле.

Ненависть Амалека к Израилю, это инстинкт ротвеллера, который бросается на беззащитного ребёнка именно потому, что тот беззащитен. Сотни и тысячи таких псов подстерегали и подстерегают Израиль на каждом повоте его исторического пути. Ни одного случая укусить они не упускают, на то они и псы. И если можно говорить применительно к еврейскому народу об «объективных законах истории», то именно в этом они и состоят. И если бы не Отец, то давным давно разорвали бы беззащитного ребёнка на куски! Но Отец вновь и вновь подхватывает его в самый последний момент и возносит на безопасную высоту. Иногда — израненного, кровоточащего, смертельно испуганного, но всё же — Живого!

Так давайте же не будем проверять ещё раз, что случится, если Отец сбросит нас на землю.Давайте не будем Его искушать!

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Михаил Ривкин: Недельный раздел Бешалах

  1. «Первая просьба «отец, дай мне» это, надо полагать, просьба о хлебе,
    вторая просьба «отец, дай мне» — просьба о воде. И после всего этого —
    вопрос (Мидраш Танхума адресует его «прохожему», т. е. Народам мира)
    «“Не видел ли ты моего отца?” — ответом стало резкое движение Отца, и
    капризный младенец опять доступен всем опасностям, подстерегающим его на земле…»
    ————————————
    И 40 лет, а дальше 240, потом ещё 140 и бесконечно; иль конечно?
    не с небес, да и не бес, что бес без всех небес. всё это — лес и лис и
    геркулес что чистил без небес и без кол? ес! и лес и дол видений пол
    https://wordpress.org/extend/plugins/alphaomega-captcha-anti-spam/
    и бесконечные желания и снова просьбы.и всё мало и нет мира между оливами и не насытятся ни очи наши и ни уши ах дайте послушать лушать шать. ать два ать. Мать или не мать? — вот в чём вопрос сказал казаху тадж махал и ручкой помахал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.