Михаил Чабан: Мишка, Мишка, где твоя сберкнижка. Окончание

Loading

Как же так! Как можно сравнивать Черное море с чем-то еще. Оно же ни с чем не сравнимо. Уникально. Кстати, не только Одесса неразделима с Черным морем, но и Черное море фактически приписано только к Одессе. Только к Одессе! Как будто других городов на берегу Черного моря нет. Вот одна Одесса — и все!

Мишка, Мишка, где твоя сберкнижка

Рассказы из жизни и около

Михаил Чабан

Окончание. Начало

Михаил ЧабанМишкины истории

Обнять за талию

Дело было давно и возможно даже неправда. Тем более, что я помню не все, а что не помню — довыдумываю. И потом сам же и верю, что так и было. Так вот, это было когда мой друг Мишка заканчивал институт и у него была подруга Лиля, с которой они уже собирались пожениться.

И, кстати, они-таки поженились. Счастливо замужем более пятидесяти пяти лет. У них двое детей, трое внуков и четверо правнуков. Но то, о чем я пишу было тогда, давно. И никаких детей еще и в проекте не было. Тем более внуков и правнуков. Это наша жизнь все идет и идет, вперед и вперед.

Мы жили в Одессе и вот однажды (тогда) к нам в гости пришла моя тетя Ида, мамина сестра и рассказала мне, что видела моего друга Мишку с Лилей на проспекте Мира. Они сидели на скамейке и Лиля обнимала Мишку за талию. Это вызвало большое возмущение моей любимой тети — так себя приличные девушки не ведут. Я сказал, что они собираются пожениться. На что последовал ответ — тем более. Почему тем более, когда тем менее?

А следует вспомнить, кто помнит и узнать свою историю, кто помоложе, что в те времена и мораль была другая. Как ни странно. Девушка должна быть девушкой. Аборты были запрещены. Разводы тоже. Облико моралле! И вот все это до сих пор сидит в нас. И не зря Моисей водил евреев по пустыне пока не умер последний, помнящий рабство. А мы-то все еще помним свое прошлое. Нас еще водить и водить.

Моя тетя Ида была человеком прогрессивных взглядов по тому времени. Она была интеллигентна, с высшим образованием, работала конструктором, много путешествовала (по тем временам), много читала. И тем не менее для нее девушка, обнимавшая юношу была вне ее моральных ценностей.

Я вот думаю, что бы она сказала сейчас, когда мне самому часто неудобно смотреть на поведение молодых пар и даже не пар. Может быть и им тоже, когда они станут старыми, будет неудобно при наблюдениями за молодыми.. И будут, как я, ругать «нынешнюю молодежь». Все же идет по кругу.

Это все экскурсия в прошлое. Вернемся в настоящее. Как обычно, в один из дней, мы связались с моим другом Мишкой по Скайпу. Он же в Германии, а я в Канаде. Иначе, как по Скайпу, душевно и не поговоришь. И даже видно друг друга. Техника на грани фантастики. Моя тетя Ида и представить себе такое не могла.

Во время нашего разговора к Мишке подошла его жена Лиля (та самя, которая обнимала его за талию 55 лет назад) и приняла участие в нашем разговоре, вставляя по мере его течения свои пять копеек. И тут я вспомнил этот старый эпизод с обниманием на скамейке. И при ее очередной высокоморальной тираде о чем-то, совершенно не связанном с объятиями, я сам вставил свой рубель в разговор.

На ее высказывание я произнес: «Как же так, как ты можешь так говорить, когда 55 лет назад моя тетя видела как ты обнимала Мишку за талию на скамейке на проспекте Мира, у всех на виду!» Она говорила об одном, а я о совсем другом. Но отвечать-то все равно надо. А что ответить? А что бы вы ответили на обвинения 55-и летней давности?

Здесь я даже хотел сделать перерыв и написать: прoдoлжeниe cлeдует, чтобы вас помучать — а что же она ответила. Но продолжим здесь и сейчас. Конечно, такие неожиданные заявления сбивают с толку. Попробуйте вспомнить, что с вами было 55 лет назад. Тут не помнишь, что вчера было.

Но Лиля поступила просто. Она сказала: «А, ну тебя, вечно ты что-то выдумываешь!» Насчет «вечно» — это хорошо. Тут хотя бы одну жизнь прожить. До конца. Вечно! На этот ее ответ я как бы вскипел, как чайник и с большим, явно видимым, одесским возмущением выпалил: «Ну, как же ты так можешь. У меня есть два свидетеля!»

«Какие два свидетеля?» — недоуменно спроситла Лиля? Напомню, если вы уже забыли, что прошло уже 55 лет. Если не больше. «Первый свидетель — моя тетя Ида, которая лично видела, как ты обнимала Мишку за талию, и второй — это сам Мишка». И я обратился к Мишке: «Мишка, скажи да!» Но он только улыбался, ожидая развязки. Ему, видите ли, это даже нравилось. Ну, конечно, это же его обнимали!

Лиля, зная мои «штучки» как всегда ответила: «А, не морочь мне голову». И пошла на кухню, готовить Мишке ужин и, как потом я узнал, отругала его за то, что 55 лет назад обнимала его за талию — так «шо ви хочити» — это же женщина! А Мишка в ответ только довольно улыбался. Так он мне потом рассказал. Или я сам выдумал, для хорошего окончания. Выбор за вами.

Черное море и озеро Онтарио

При очередном разговоре с моим другом Мишкой по Скайпу я сказал ему, что в воскресенье мы с женой провели день на берегу Черного моря. А живем мы в Торонто и были мы на самом деле на берегу озера Онтарио. Но по старой памяти я озеро Онтарио заменил на Черное море. Ну, почему нельзя, если сильно хочется. Да и Мишку захотелось подначить на одесско-философский спор.

Конечно, Мишка сразу завелся: «Какое Черное море, какое Черное море, что ты выдумываешь. Что ты сравниваешь наше Черное море со своей лужей». Это он так обозвал озеро Онтарио. Между нами, девочками, говоря, он прав. Как я высмотрел в интеренете Черное море больше озера Онтарио по площади в 21.6 раз, по объему в 338 раз, по длине береговой линии в 2.97 раз и по наибольшей глубине в 9.06 раз. Все цифры, естественно, в пользу Черного моря. Но Мишка-то их не знал. Это я заранее подсмотрел в интернете, а он говорил «наощупь» по своим собственным ощущениям.

Да, но я же тоже прав — Онтарио не изолированное озеро, а входит в систему пяти Великих озер: Онтарио, Эри, Мичиган, Гурон и Верхнее. Иногда сюда же причисляют и озеро Сент-Клэр. И теперь взаимоотношения становятся получше. Но все равно в пользу Черного моря. Море, все-таки. По площади Черное море больше Великих озер (пятерых) всего-навсего в 1.72 раза. По объему воды оно больше общего объема Великих озер уже только в 24.4 раза. А вот длина береговой линии уже в пользу Великих озер (с островами), так как они более мелководны, чем Черное море. Это отношение составляет 5.29 в пользу Великих озер (не считая озера Сен-Клэр). Почему бы не иметь в виду именно это преимущество Великих озер?

Черное море и Великие озера Северной Америки на одной скамейке, но в разных масштабах
Черное море и Великие озера Северной Америки на одной скамейке, но в разных масштабах

Так что поговорить есть о чем. Факты — вещь упертая. Если, конечно, их знать и говорить по сути. Но кто эту суть ищет. Здесь же разговор идет за обычный одесский треп с подначками и понтами. Для настоящего одессита, даже на выезде, пусть и долгосрочном, обидно, когда сравнивают его, единственное в мире, Черное море с чем-нибудь любым другим. Даже с океаном.

Черное море — это Черное море. И ничего другого! И нигде даже близко похожего в мире быть не может. Тем более, какие-то там озера. Пусть даже и большие. Поэтому в самом сравнении уже содержится оскорбление. Чувств и понятий. Так что не надо тут ничего сравнивать. Вопрос решен априори и с самого начала. Просто сравните — сколько песен спето про Черное море и про Великие озера. Спорьте, что на порядок, а то и два больше — не проиграете. За кого больше…?! Вы еще и спрашиваете!?! Ладно, не издевайтесь! Если одессит — так можно дразнить!

Но мы с Мишкой не такие уж заядлые одесситы, хотя для понта можно и поодесситничать — поиграть в них. Тут действует еще одно известное в Одессе правило: одессит всегда прав. Даже, когда неправ. Все равно прав. И из этого все и всегда исходят. И с пеной у рта доказывают свою правоту. Каждый другому, а тот тому. А признать, что он неправ — для одессита западло. Одессит — и вдруг неправ! Такого не бывает. Город не такой. Все всегда правы.

И Одесса расположена на берегу Черного моря, как все знают, а не на берегу озера Онтарио, как Торонто, в котором я живу. Хотя вот Торонто гораздо больше Одессы. И по площади, и по населению, и в несколько раз. Это непреложные факты, данные нам в ощущениях. Но ощущаять их можно по разному. Ну, так я и спутал озеро Онтарио, на котором бываю часто, скучая за Черным морем, на котором я уже давно не был — вы себе не представляете — более 15 лет!… А еще одессит называется!

Но это мои размышления. А Мишка кипел от возмущения, как невыключенный чайник. Как же так! Как можно сравнивать Черное море с чем-то еще. Оно же ни с чем не сравнимо. Уникально. Кстати, не только Одесса неразделима с Черным морем, но и Черное море фактически приписано только к Одессе. Только к Одессе! Как будто других городов на берегу Черного моря нет. Вот одна Одесса — и все! А где тогда Севастополь? А в Крыму! При чем здесь Черное море?! Мы говорим Черное море — подразумеваем Одессу. Мы говорим Одесса — подразумеваем Черное море. Черное море и Одесса — близнецы, братья. И все! И отвали!

Ну, вот, после того, как мы напели столько дифирамбов и песен за одесское Черное море можно уже перейти к сути дела по сути, если я еще не забыл ее за словесными выкрутасами. Но крутись — не крутись, а выкручиваться надо. Тем более, что я уже забыл, что хотел сказать.

Ах, да, вспомнил. Мы с Мишкой спорим за Черное море и Великие озера Северной Америки (США и Канады). А о чем тут спорить?! Черное море — себе, а Великие озера — себе.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.