Михаил Ривкин: Недельный раздел Ки Тиса

Loading

Что же вы предлагаете, наверняка спросит в этом месте читатель. Отменить вообще все ритуалы? Отказаться ото всех наших прекрасных и древних праздничных традиций? Разумеется, я этого не предлагаю, тем более, что все попытки такого рода в прошлом оказались контр-продуктивными.

Недельный раздел Ки Тиса

Михаил Ривкин

И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горою (Шемот 32:19).

Дойдя до этого места, даже дойдя до него в сотый раз, любой читатель невольно хочет схватить Моше за руку: постой! Да что ты делаешь?! Да кто тебе позволил так обращаться со Святыми Скрижалями?! Немало размышляли над этим вопросом и Мудрецы Благословенна их память. Надо сказать, что ответы их были, по большей части, апологетическими, т.е так или иначе оправдывавшими Моше и придавашими высший религиозный смысл его поступку.

«Хотел Он истребить их [и истребил бы], если бы не Моше, избранник Его, стал пред Ним [как бы] в проломе [стены] (Тхилим 106:23) Рабби Шмуэль бар Нахман сказал: в тот час, когда совершили сыны Исраэля то злодеяние, воссел Пресвятой, Будь Он Благословен на престол Суда, чтобы их осудить, как сказано: «отступи от Меня и истреблю их» (Деварим 9:14) и Явился он чтобы произнести им приговор, как сказано: «Жертвующий богам, кроме одного Г-спода, да будет истреблен» (Шемот, 22:19) Что же сделал Моше? Взял скрижали из рук Пресвятого, будь Он Благословен, дабы утихомирить его гнев. Чему это подобно? Вельможа послал посредика дабы посвятить (обвенчать) ему жену, — а она, между тем изменила ему с другим. Что же он сделал? Взял ктубу, которую дал ему вельможа, чтобы женщину посвятить и разлрвал её. И сказал: пусть лучше её судят как незамужнюю, чем как замужнюю» (Шемот Раба 43:1).

Это же объяснение, ещё подробнее и красочнее, приводится в другом мидраше.

«Рабби Йоси а-Глили сказал: раскажу тебе притчу, на что это похоже. На царя во плоти, который сказал своему посланцу: ступай и посвяти (обвенчай) мне девицу красивую и благочестивую. И пошёл этот посланник и посвятил её. И после того как он её посвятил, обнаружил он, что блудила та с другим. Рассудил сам с собой и сказал: если я дам ей ктубу сейчас, то будет она осуждена на смерть. Лучше я порву ктубу и освобожу её от моего господина навсегда. Так же и Моше, праведник рассудил сам с собой и сказал: как же могу я дать Исраэлю эти скрижали Ведь они налагают на них серьёзные заповеди и за их нарушение карают смертью, как сказано «Жертвующий богам, кроме одного Г-спода, да будет истреблен» (Шемот, 22:19). но лучше разобью я их и обращу их сердца к добру. И согласился с ним Создатель, как сказано: «скрижали, которые ты разбил» (Деварим 10:2) Молодец, что разбил!» (Авот де Рабби Натан 2:3).

Для тогого чтобы понять всю тонкость этих мидрашей, следует вспомнить, что в талмудический период еврейский брак состоял из двух стадий: посвящения (Кидушин) и собственно бракосочетания (Нисуин), зачастую разделённых годовым, и даже более длительным промежутком. Первая стадия, Кидушин, была вполне законченным браком, налагала на стороны все права и обязанности супругов в браке и для расторжения, как правило, требовала полноформатной процедуры развода (гет). Но, при всём при этом, Кидушин вовсе не означал начало совместной супружеской жизни. Кидушин можно было совершить как лично, при встрече будущих мужа и жены, так и на расстоянии, через посредника. И юридическое содержание Кидушин от этого совершенно не менялось, женщина становилась замужней в полном смысле слова, и за супружескую измену каралась смертью, при том, что она ни разу не видела в глаза своего супруга. Вторая стадия брака, начало совместной супружеской жизни, называлась Нисуин. Мидраш тонко обыгрывает эту стадиальность еврейского брака. К моменту Греха Золотого Тельца уже состоялся Кидушин (дарование Торы) уже прозвучали слова «сделаем и будем послушны» (их можно считать аналогом жеста невесты, принимающей кольцо). Но до Нисуин (собственно брака) дело ещё не дошло, Моше ещё не передал евреям все 613 заповедей. И потому у посланника ещё сохранялась возможность «порвать ктубу» и вернуть невесту в первоначальное состояние незамужней женщины.

Однако в современных комментариях можно найти и прямо противоположные объяснения поступка Моше. Вот что пишет рабби Меир Симха из Двинска, автор комментария «Мешох хохма» Приводим достаточно длинную цитату, необходимую для уяснения внутренней логики изложения:

«И когда помедлил Моше спуститься, убыла их вера и захотели они сделать Тельца. \…\ и об этов возопил Моше: неужели же вы подумали, что всё дело во мне! И подумали вы, что возможна святость помимо Г-спода, и до того дошли, что в моё отсутствие решили сделатьь себе Тельца? А ведь я человек, такой же как вы, и Тора от меня не зависит, и даже если бы я вообще не явился, пребывала бы Тора в своей данности, без всяких изменений.

И не воображайте, что Храм и Мишкан (Скиния) это святыни сами по себе, Г-сподь, будь Он Благословен, пребывает среди сынов своих, и если они нарушают завет Его, то покидает их (покидает Храм и Мишкан — Нехама Лейбович), вся святость, и становятся они профанными объектами, и приходят завоеватели и оскверняют их, и Тит вошёл в Святая Святых, и блудница с ним, и не пострадали они, ибо покинула их святость.

И более того, Скрижали с Письменами Б-жьими, не святы сами по себе, а «когда блудит невеста под хупой» то считаются они отбросами каменными, и нет в них, в самих по себе, никакой святости, а только ради вас, когда вы соблюдаете их.

Итак, нет ничего святого в этом мире, чему следует служить и поклоняться, а только Г-сподь, будь Он Благословен, свят, и Его надлежит славить, и Ему надлежит служить, и все виды святости происходят от Него, так, Он заповедал построить Мишкан, приносить там жертвы Г-споду \…\

и об этом сказано « И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски», понял он, в чём их ошибка, «возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали», иными словами, нет никакой святости, и никакой божественной сущности, кроме бытия Творца, и если бы он принёс им сейчас Скрижали, то они просто поменяли бы Тельца на Скрижали, и пребывали бы в своём заблуждении, и не постигли бы веры в Г-спода и в Его святую Тору.

И с помошью Скрижалей прояснил он им, что это всё мнимое подобие, и потому сказал ему Творец «молодец», и сказал ему «вытеши себе две скрижали каменные \…\ и Я напишу на скрижалях … которые ты разбил» (Деварим 10:1-2) т. е. Станет это знаком, что научил ты их, разбив Скрижали»

Если по мнению Мидраша Моше, разбивая Скрижали, хотел вернуть Израиль в «доскрижальный» период, симитировать ситуацию, в которой евреи вроде бы и не видели никаких Скрижалей, то по мнению «Мешох Хохма» он ставил перед собой прямо противоположную задачу, он хотел перенести Исраэль в «постскрижальный» период, явно, демонстративно и даже провокативно преподать им урок, «что нет никакой святости, и никакой божественной сущности, кроме бытия Творца». Более того, Рабби Меир Симха из Двинска высказывает и вовсе революционную мысль. Если бы Моше, вместо того, чтобы разбить скрижали, спокойно вручил бы их евреям, уничтожив прежде Тельца, возможно, вручил бы даже со словами порицания и осуждения за прежний грех, « то они просто поменяли бы Тельца на Скрижали, и пребывали бы в своём заблуждении, и не постигли бы веры в Г-спода и в Его святую Тору». Стали бы точно так же водить хороводы вокруг Скрижалей, не пытаясь постигнуть истинную сущность Монотеизма, не пытаясь понять, в чём на самом деле состоит вера в Творца, «у которого нет тела и нет подобия тела».

Позвольте, но ведь это именно то, что мы и делаем и в Симхат Тора, и по субботам и праздникам! Водим хороводы, или кланяемся и целуем Свитки Торы. Лет десять назад в Вуппертале, где я был тогда раввином общины, в синагогу пришла делегация протестантов. Терпеливо дождавшись конца достаточно длинной субботней молитвы, они начали задавать вопросы. Один из вопросов звучал буквально так: «Верно ли, что евреи поклоняются Свиткам Торы?». Я, разумеется, ответил отрицательно, и постарался сделать свой ответ как можно более убедительным. При этом, пытаясь взглянуть на ритуалы субботней молитвы глазами наших гостей, впервые побывавших в синагоге, я вынужден был признать, что прийти к иному, чем они, выводу трудно. Я, разумеется, объяснял, что мы поклоняемся только Г-споду Б-гу, а Свитки Торы Его лишь символизируют, но ведь это тот самый грех, против которого прямо восстаёт «Мешох Хохма». Разумеется, можно добавить, что мы-то, в отличае от современников Моше, прекрасно «постигли веру в Г-спода и Его Святую Тору» на самом высоком абстрактном уровне. Не знаю, насколько это прозвучит убедительно, если к хороводам вокруг Свитков Торы добавить поцелуи мезузы, паломничества на могилы (не всегда понятно, чьи, на самом деле), амулеты, хамсы, красные ниточки на всех частях тела и т. п.

Что же вы предлагаете, наверняка спросит в этом месте читатель. Отменить вообще все ритуалы? Отказаться ото всех наших прекрасных и древних праздничных традиций? Разумеется, я этого не предлагаю, тем более, что все попытки такого рода в прошлом оказались контр-продуктивными. То, что я предлагаю, куда проще и… куда сложнее. Надо, чтобы в каждый момент, в каждую минуту молитвенного ритуала, будь то праздничная молитва в синагоге или личная молитва дома, еврей ясно отдавал бы себе отчёт, снова и снова возвращался бы к мысли об ущербности, условности, исторко-культурной относительности и ограниченности любого ритуала и любой молитвенной церемонии. Да, ритуал необходим, это та твёрдая рамка, которая объединяет и дисциплинирует множество членов общины, зачастую достаточно разнородных по своему культурному уровню и знанию традиций. Ритуал обеспечивает историческую преемственность и инвариантность иудаизма. Это та твёрдая скорлупа, разбив которую, мы утратим желток и и белок, они мгновенно протекут между пальцами. Но при этом мы едим, всё-таки, не скорлупу, а её содержимое. Именно твёрдая вера в трансцендетного, Абсодютного Б-га — это то «содержимое», ради которого мы храним «скорлупу ритуала», а никак не наоборот. И именна эта мысль должна стать главной «каваной» (молитвенным намерением, молитвенной концентрацией) каждого еврея.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.