Эдуард Гетманский: Жезлов Михаил Сергеевич

Loading

В Куйбышеве за годы войны были произведено почти 40 тысяч штурмовиков Ил-2 и Ил-10. По словам фрунзенцев, на каждом самолете был установлен двигатель, произведенный заводом № 24.

Жезлов Михаил Сергеевич

(евреи, ставшие Героями Социалистического Труда в годы Великой Отечественной войны)

Эдуард Гетманский

Эдуард Гетманский

Жезлов (Жезлер) Михаил (Меер) Сергеевич (1898 — 1960) — организатор производства авиационных двигателей в СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы. Родился 24 сентября (6 октября) 1898 года, в станице Верхне-Чирская Царицынского уезда Саратовской губернии (ныне хутор в Боковском районе Ростовской области) в семье рабочего-столяра речной пристани. Еврей. Когда мальчику исполнилось шесть лет, его отец скончался, и семья переехала в Харьков, где Михаил начал учиться в городском начальном училище школе и посещать ремесленные курсы. В четырнадцать лет он пошел работать на харьковский завод сельскохозяйственных машин и оборудования «Гольферск-саде», а затем перешел на эвакуированный из Риги в 1915 году электромеханический завод «ВЭК». В октябре-ноябре 1917 года под руководством большевиков состоялись стачки на многих харьковский предприятиях, и 19-летний слесарь Жезлов принял в них участие. А в декабре он вступает в ряды Красной Гвардии и едет воевать в Донбасс. Провоевав чуть более месяца, он вступает в РКП(б). «Товарищи оказали мне доверие, и я стал большевиком», — вспоминал Жезлов. Вскоре кавалерист Жезлов принял участие в одном из самых знаменитых походов гражданской войны — из Луганска в Царицын. Говорят, своего коня он за буйный нрав назвал Махно. После царицынского похода Жезлов воевал на Южном, Уральском и Кавказском фронтах.

Демобилизовавшись из РККА в 1923 году, Жезлов приехал в Киев, где начал работать в окружном суде. Через год Михаил Сергеевич переезжает в Москву и устраивается на фабрику «Освобожденный труд». Он много занимается партийной работой, его замечают наверху и через два года избирают секретарем комитета ВКП(б) авиамоторного завода № 24. На ставшем для него впоследствии родным предприятии он проработал до 1928 года, а затем перешел в Бауманский райком партии. В стране полным ходом шла индустриализация, и новым заводам были необходимы командиры производства. Опытных партийцев стали направлять учиться в Промышленную академию. В 1930 году слушателем «кузнецы красных директоров» становится и Жезлов. После окончания академии в 1935 году его возвращают на завод № 24 в должности главного механика. С 1937 года директор агрегатного завода № 32. В январе 1941 года назначен директором моторного завода № 24 им. М.В.Фрунзе Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. Это было сложное для завода время. На предприятии шла серийная сборка авиамоторов АМ-35(А) и с большими трудностями разворачивалось производство АМ-38 разработки ОКБ-24 под руководством А.А.Микулина.

М.С.Жезлов начал большую реорганизацию завода, структурную и техническую. Были созданы отделы реконструкции и технической подготовки. Проводились большие работы по обновлению станочного парка литейных цехов, кузнечно-прессового оборудования, испытательной станции. Каждый месяц наращивался выпуск моторов. Но на митинге 22 июня 1941 года было заявлено, что нужно работать еще лучше. Слова не разошлись с делом. К началу июля было подготовлено государственное испытание уже запущенного в производство двигателя АМ-38, а за первые два месяца войны в полтора раза увеличили выпуск моторов. 20 августа 1941 года завод был награжден орденом Ленина, этой же награды был удостоен и директор М.С.Жезлов. Враг приближался к столице, и Государственный комитет обороны (ГКО) принимает решение эвакуировать предприятие на Среднюю Волгу. 16 октября 1941 года Жезлов получил приказ о эвакуации завода из Москвы в Куйбышев. 27 ноября был отправлен последний эшелон на новую площадку, с корпусами без крыш и часто без стен. 29 декабря 1941 года был испытан первый куйбышевский мотор АМ-38, собранный на новом месте. Жезлов стоял у истоков производства авиационных двигателей в СССР, под его руководством было создано крупносерийное поточное производство двигателей М-88Б для бомбардировщиков Ил-4, АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10. В 1943 году на запущенном в сборочном цехе конвейере собиралось по 50 моторов в сутки. Заводские историки рассказывают:

«Изделия завода № 24 на грузовиках и подводах перевозились к соседям, на самолетостроительные заводы № 1 и № 18. Моторы устанавливались на штурмовики Ил-2. Заводские летчики их испытывали и передавали военным на фронт».

В Куйбышеве за годы войны были произведено почти 40 тысяч штурмовиков Ил-2 и Ил-10. По словам фрунзенцев, на каждом самолете был установлен двигатель, произведенный заводом № 24. Не забывал директор и о быте заводчан. По воспоминаниям ветеранов, он сумел наладить связь с колхозами, и работники предприятия смогли получать дополнительные продукты. Заводчанам за рекой Самаркой также выделялась земля под огороды, где они выращивали картошку и овощи. Вот что вспоминает секретарь партбюро цеха № 22 Ф.Б.Райх:

«В столовой не хватало продуктов. Надо было найти выход из создавшегося положения. Помню, в один из дней нас пригласили к Михаилу Сергеевичу. В основном это были секретари партбюро цехов. «Вот зачем я вас пригласил, — заявил он. — В столовой рабочих кормить нечем. Надо заготовить в селе картофель для общественного питания. На деньги вы вряд ли что купите. Даю спирт для стимулирования, несколько машин для перевозки картофеля к пристани, а оттуда отправите груз баржей по Волге в Куйбышев. Для заправки машин даю авиационный бензин. Будьте рачительными хозяевами». Мы выехали в сельский район, заготовили около 300 тонн картофеля. И, только вернувшись на завод, узнали какую ответственность взял на себя Михаил Сергеевич. Дело в том, что авиационный бензин был тогда стратегическим дефицитным сырьём и использовать его можно было только на технические цели. Куйбышевская прокуратура завела на Михаила Сергеевича уголовное дело. Как ни доказывал он, что если рабочих не подкормить, то никаких моторов не будет — не мог убедить местные власти. Только вмешательство ЦК партии избавило Михаила Сергеевича от неприятностей».

Генерал-майор М.С.Жезлов был одним из организаторов объединенной футбольный команды авиационных предприятий, которая впоследствии получила название «Крылья Советов». «Михаил Сергеевич изыскал фонды, и мы смогли одеться в приличную спортивную форму», — вспоминал бывший председатель Куйбышевского горисполкома и вратарь «КС» А.А.Росовский. 19 августа 1944 года Жезлов получил звание генерал-майор инженерно-авиационной службы. За выдающиеся заслуги в деле производства авиационных моторов и обеспечении ими Красной Армии в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года генерал-майору инженерно-авиационной службы присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды «Серп и молот» (№ 245). Летом победного 1945 года за большой вклад в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков завод был награжден орденом Красного Знамени. Большой группе работников были вручены ордена и медали. В июне 1946 года фрунзенцам на вечное хранение передали Красное Знамя Государственного комитета обороны, которое в годы войны заводом удерживалось в течение двадцати трех месяцев. М.С. Жезлов продолжал руководить заводом и после Победы. Как говорят ветераны, во многом благодаря его усилиям удалось сохранить сплоченный заводской коллектив, и многие ценные специалисты остались в Куйбышеве.

В первые послевоенные годы заводом, совместно с ОКБ-24, которое возглавлял Михаил Романович Флиский, были созданы и начался серийный выпуск мощных современных авиамоторов АМ-43, М-45, М-47. Но опыт войны показал, что эпоха поршневых моторов заканчивается. Нужны были высокоскоросные самолеты и их большая маневренность. Уже в конце войны появились реактивные самолеты с турбореактивными двигателями. В мае 1949 года завод начал осваивать реактивный двигатель ВК-1 для истребителей МИГ-15. Началась новая полная реконструкция завода, разработка и освоение новых технологий, новых сплавов и материалов. В Кировском районе Куйбышева было развернуто активное строительство жилья и обустройство жилых кварталов. Часть домов в районе улиц Победы и Воронежской даже получили неофициальное название «Жезловский поселок». Работники авиационных предприятий на совместном воскреснике недалеко от нынешней площади им. Кирова заложили скверы. Фрунзенцы строили детские сады, дома отдыха и заложили фундамент клуба «Мир». Михаил Сергеевич добился, чтобы в жилом районе завода появился колхозный рынок. Он встретился с начальником тыла Вооруженных сил СССР генералом А.В.Хрулевым, и тот выделил из трофейного фонда несколько разборных авиационных ангаров. В 1947 году базар на улице Калинина начал работу. Безымянский рынок существует и в настоящее время.

М.С.Жезлов вместе с директорами других безымянских заводов внес свою лепту и в развитие городского транспорта. Еще в конце войны трамвайная линия Полевая — УОС (проходила по нынешним улицам Краснодонской и Победы) была продлена до Юнгородка. На Безымянку из центра города стали ходить дополнительные рейсовые автобусы и трамваи, причем их работу финансировал Наркомат авиационной промышленности. Жезлов был руководителем, который поименно знал своих рабочих, он с отеческой заботой относился к каждому из них, ибо понимал, что все производственные и хозяйственные дела решаются живыми людьми. Он был готов брать на себя ответственность, а его знание дела было огромно. В заводском музее хранятся воспоминания о делах этого светлого человека и его жизни. В 1950 году в период борьбы с космополитизмом Михаил Сергеевич Жезлов был снят с должности директора завода № 24. Вернулся в Москву, где работал заместителем директора завода № 134. С 1954 по 1958 годы — директор Государственного союзного опытного завода № 51 Министерства авиационной промышленности СССР. Этот завод входил в состав КБ Сухого. С 1958 года преподавал М.С.Жезлов в Московском авиационном институте, заведовал кафедрой производства авиадвигателей.

Генерал-майор инженерно-авиационной службы Михаил Сергеевич Жезлов был награждён золотой медалью «Серп и молот» Героя Социалистического Труда, четырьмя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Умер Михаил Сергеевич Жезлов 11 сентября 1960 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. 6 октября 1987 года на стене одного из цехов авиационного завода ОАО «Кузнецов» в Самаре (бывший моторостроительный завод № 24 имени М.В.Фрунзе) была установлена памятная табличка с надписью: «В этом корпусе работал Герой Социалистического труда Жезлов Михаил Сергеевич — парторг завода 1926-1928 гг. Директор завода 1941-1950 гг. Под его руководством была проведена эвакуация завода из Москвы и через 2,5 месяца организован выпуск моторов для боевых самолетов-штурмовиков Ил-2». Тульский художник В.Н.Чекарьков выполнил мемориальный экслибрис памяти генерал-майора инженерно-авиационной службы Героя Социалистического труда Михаила Сергеевича Жезлова.

Экслибрис Жезлова
Экслибрис Жезлова
Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.