Ирина Афанасьева: Рукотворная красота, или Сотвори себя из… глины

Loading

Люди о чудесных свойствах глины узнали, видимо, случайно. Можно представить себе, что однажды человек попробовал что-то слепить из красно-желтой жирной земли и бросить это в огонь. Комочек глины растрескался, а его частички оказались твердыми и жесткими…

Рукотворная красота, или
Сотвори себя из… глины

Ирина Афанасьева

Ирина Афанасьева«Поистине, искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им»
Альбрехт Дюрер

Сколько профессий на Земле кануло в Лету: шорники, например, извозчики, водовозы. Эти профессии существуют только в книгах, фильмах, на картинах и еще в словарях. И таких профессий десятки, а по миру — так и сотни. Но одна из них дожила до наших дней почти в первозданном виде. Это профессия гончара. Гончарное ремесло известно с незапамятных времен, и глина повсеместно была распространенным подручным материалом. Изделия из нее, с различными добавками, называют керамическими. Греческое слово «КЕРАМОС» переводится как «ГЛИНА». С древнейших времен и до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира.

Керамика так древна, что не сохранилось даже мифов о ее происхождении. И, может быть, первым гончаром и скульптором-керамистом был сам Господь, который «сгончарил» Землю и слепил из глины первого человека?..

Глина завораживает, из нее можно вылепить что угодно, ведь ее богатые пластические и художественные возможности поистине беспредельны.

Это присказка не сказка, сказка будет впереди. И вполне… реальная.

Бывают в жизни неслучайные случайности. Мой рассказ как раз об этом.

«Творение руки человека в искусстве никогда не может быть выше вдохновения его сердца»
Ральф Уолдо Эмерсон

17(!) лет назад абсолютно неизвестные друг другу люди, разного возраста, несхожих профессий, из разных республик бывшего теперь Советского Союза, эмигрировавшие в Германию, а точнее в Ганновер, случайно встретились на занятиях по керамике. Сегодня заслуженно именуемой «Мастерской Марка Туревского». Сами придумали, и маэстро не возражал.

Люди о чудесных свойствах глины узнали, видимо, случайно. Можно представить себе, что однажды человек попробовал что-то слепить из красно-желтой жирной земли и бросить это в огонь. Комочек глины растрескался, а его частички оказались твердыми и жесткими. Постепенно люди овладели технологией обжига. Как и эти десять совсем уже взрослых, состоявшихся в своих профессиях мужчин и женщин, шаг за шагом, от занятия к занятию продолжающие постигать секреты и тонкости керамического ремесла.

«Искусство есть посредник того, что нельзя высказать»
Иоганн Вольфганг Гете

Они счастливым образом совпали в своем стремлении прикоснуться к загадочному и чудесному по своим свойствам природному материалу. Прикосновение оказалось магнетическим и многолетним. До сегодняшнего дня они продолжают открывать для себя удивительные свойства глины, изучают технические приемы ремесла, постоянно развивают свой вкус и, как принято говорить, воспитывают глаз.

Им хорошо знакомо понятие «творческие муки», т.к. следуют главному принципу своего педагога: “Если делать, то хорошо!”

Первое, с чего всем им нужно было начинать работать с глиной, как при обучении игре на фортепиано, — это с постановки руки. Необходимые навыки пришли к ним намного позже, но для этого потребовалось время и много терпения. Главное: полностью довериться глине, ее внутренней памяти, ни в коем случае не перечить ей, ибо глина держит только гармоничные формы!

Теперь поподробнее об этой редкой керамической семье.

Педагога, Учителя, Мастера зовут Марк Туревский. Изначально он физик, кандидат наук (в области литейного производства), художник-керамист с 40-летним стажем, автор оригинальных, выполненных с большой фантазией и вкусом работ в жанре художественной керамики. Участник многих персональных выставок в Ганновере, Оснабрюке, Целле, Берлине, Кельне …

Марк замечательный молчаливый рассказчик. Не в смысле, что молчит (он действительно немногословен), но за него красноречиво и талантливо говорят его умелые, ловкие и умные руки, его добрые глаза.

Для участников Мастерской он — открытая книга, в которой столько содержательных и ценных глав о глине, керамическом искусстве и не только! В этой книге еще есть непрочитанные главы о классической музыке, о джазе, о живописи, о кулинарии, о винах и чае… И об этом тоже он знает так много и основательно, что захватывает дух о широте его познаний! Масштаб личности — есть такое понятие. Это о нашем Марке.

«Искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело»
Микеланджело Буонаротти

Нас, его учеников — десять человек. И мы по вторникам, на три часа встречаемся и с увлечением погружаемся с головой в творчество. Об этом особенном дне есть такие поэтические строчки:

Наш глиняный вторник» уводит меня
От грустных мыслей бытия.
И тихо ведет меня в дивную сказку,
Где царствуют глина, фантазия, краска.
(автор — Ирина Голод, ученица Маэстро)

Состав коллектива практически не поменялся. Редкое долгожительство для творческой Мастерской (в эмиграции), согласитесь!

Мы все до единого считаем себя по — настоящему счастливыми, потому что «у самых счастливых людей нет всего лучшего. Но они извлекают все лучшее из того, что есть». У нас есть как минимум — глина (белая и красная), глазури ( стекловидные покрытия, защищающие ее от внешних воздействий и служащие одновременно украшением), ангобы (жидкие керамические краски), необходимые инструменты, гипсовые формы, уютное помещение возможность работать в надглазурной и подглазурной технике.

И максимум — это наш опытный наставник.

«Без фантазии нет искусства, как нет и науки»
Ференц Лист

Иногда в студию «заглядывают» профессионалы-художники. Это полезно и одновременно интересно всем. Начинают происходить интересные вещи…

Татьяна Кулаковская, самобытная художница, много лет ведет свою школу живописи, готовит и выпускает учеников, сегодня с нами на равных познает азы керамического искусства. Что привело ее сюда?

— Во-первых, это проба себя в новом материале, возможность научиться совершенно новому. Известный факт, что многие из больших и признанных художников, в частности, Врубель, в более поздний период своего творчества обратился к керамике. И довольно успешно. Пикассо, когда ему было уже шестьдесят, очень заинтересовался керамическим ремеслом, соблазнился глиной, которая подчинялась даже слабому прикосновению пальцев, на глазах превращаясь в кувшин, тарелку, птицу или женскую фигуру, был очарован алхимией огня, который меняет цвета и фактуру.

— Мне всегда нравился материал,— продолжает Татьяна, — который можно потрогать руками, ощутить его, как-то изменить, и насладиться результатом. Это в художественном отношении важный для меня плюс,— делится сокровенным Татьяна.

Марк Туревский с Татьяной Кулаковской
Марк Туревский с Татьяной Кулаковской

— Во— вторых, движущей силой моего обращения к глине было желание поучиться у такого МАСТЕРА, коим является Марк Туревский. Не секрет, что когда художник варится в собственном соку — он останавливается, замирает. И поэтому для меня это своего рода взаимообмен с профессионалом, но в совершенно иной области. Для личностного саморазвития — это тоже ценно и важно.

— И в третьих, многие годы я выступаю в роли педагога, что несомненно откладывает отпечаток на тебя, как на личность. Поэтому безумно интересно побывать в роли ученицы! Уверена, что смена акцента позволит мне лучше понимать моих учеников, открывать их с другой стороны. И это бесспорно новый личностный опыт. Он уникален и неповторим.

Помните, у Вероники Тушновой:

„Сто часов счастья чистейшего, без обмана.
Сто часов счастья — ну разве этого мало?“

И таких часов счастья давно уже перевалило за добрую тысячу! Счастливые, мы незаметно для самих себя создали и свой маленький театр «ММТ», и хороших лет десять отмечаем веселыми театрализованными представлениями все юбилеи, и дни рождения. Ведь мы действительно стали одной большой и дружной СЕМЬЕЙ за эти семнадцать керамических ЛЕТ!

Продолжаются выставки на городском уровне, организуются незабываемые коллективные поездки в Музей керамики в Кельне, на художественные международные Выставки в Берлине, Дюссельдорфе, были и есть традиционные творческие встречи у Марка дома. И всякий раз мы делаем захватывающие открытия, рассматривая новые рукотворные работы нашего Учителя. Новая техника, оригинальные решения — мы не перестаем восхищаться и открывать для себя нашего удивительного и настоящего Мастера! И если 40 лет назад он нашел себя в керамике, то мы, благодаря ему и нашим занятиям именно с ним, не потеряли себя, более того, духовно приподнялись, окрепли, оказавшись в чужой стране, открыв в керамике неиссякаемый источник радости и возможность постоянного самосовершенствования.


Разлетясь по всему небосклону,
Огнекрасная туча идет.
Я пишу в моей келье мадонну,
Я пишу — моя дума растет.
Вот я вычертил лик ее нежный,
Вот под кистью рука расцвела,
Вот сияют красой белоснежной
Два небесных, два легких крыла…
Огнекрасные отсветы ярче
На суровом моем полотне…
Неотступная дума всё жарче
Обнимает, прильнула ко мне…

(31 августа 1914 А. Блок)

Эти удивительные строчки Александра Блока мы однажды прочитали нашему МАРКУ в День его рождения. Он привычно улыбнулся им в ответ…

Мы любим Вас, Марк! Наши слова сердечной благодарности и восхищения Вашим человеческим талантом и талантом художника!

Print Friendly, PDF & Email

10 комментариев для “Ирина Афанасьева: Рукотворная красота, или Сотвори себя из… глины

  1. Статья и работы (все работы — Марка Т.- ?) прелестные. Жаль, в нашем «Ганновере» нет такого мастера-энтузиаста, как г-н Туревский. В Сиэттле, лет 25 назад, я встретил на выставке художницу-керамиста из Питера, чьи 2 работы экспонировались в Эрмитаже. Судьба её мне не известна.
    Ваша статья, дорогая Ирина Аф-на., — светлая и оптимистическая (без трагедий
    🙂 ).
    Надеюсь, Вы не возражаете против 2-3 замечаний. В случае не-со-гласия, их можно аннулировать, как класс.
    «17(!) лет назад абсолютно неизвестные друг другу люди, разного возраста, несхожих профессий, из разных республик бывшего теперь Советского Союза..» — «bывшего ТЕПЕРЬ» — не вытанцовывается, imho.
    «Они счастливым образом совпали в своем стремлении прикоснуться к загадочному и чудесному по своим свойствам природному материалу. Прикосновение оказалось магнетическим и многолетним.» — Тяжеловато, также не могу вспомнить ни одного «магического прикосновения», оказавшегося «многолетним» :).
    «Марк замечательный молчаливый рассказчик. Не в смысле, что молчит (он действительно немногословен), но за него красноречиво и талантливо говорят его умелые, ловкие и умные руки, его добрые глаза.» — — —
    Не в смысле, что молчит» — выпадает из контекста, imho; вся фраза — слишком заезжена, набор банальностей, сорри.
    «И об этом тоже он знает так много и основательно, что захватывает дух о широте его познаний!» — «…захватывает дух О широте» — как это?
    «Нас, его учеников — десять человек. И мы по вторникам, на три часа встречаемся и с увлечением погружаемся с головой в творчество.» — Возникло неконтролируемое желание самому «погрузиться на два-три часа в творчество», погрузиться с головой. Увы, не получается.
    Марку Туревскому — поклон, всей «керамической семье» — наилучшие пожелания от вор-чу-на, за-ну-ды и за-вист-ника,
    с уважением — АБ

    1. ЗАамечательные ЗАмечания, Алекс! Спасибо за подробный анализ. Прислушаюсь, перечитаю, пересмотрю. На будущее. Поклон Марку Туревскому и всей нашей «керамической семье» с радостью передам. Надеюсь, что многие из них успели «получить» его из первых рук, прочитав статью. Повторы(в данном случае) уместны. Самые добрые пожелания — «вор-чу-ну, за-ну-де и за-вист-ни-ку»! С искренним уважением ИА

  2. Эта солнечная статья госпожи Афанасьевой должна быть внесена в Фармакопею как необыкновенный Antidepressant. К тому же рассказанное (как и о ком/о чём) — такой аргумент против мизантропии! Спасибо.

    1. Благодарю Вас, уважаемый Лазарь Беренсон за приветливый и»улыбчивый» комментарий! Неожиданно вдруг поняла(с Вашей подсказки), что в «МАСТЕРСКОЙ» зарождается своя собственная ФАРМАКОПЕЯ. Буду стараться пополнять ее жизнеутверждающими материалами. Ведь светлого и радостного вокруг нас СТОЛЬКО!!!Успевай записывай…

  3. Просто замечательная статья! Узнал много нового для себя, зарядился творческой, созидательной энергией автора и фигурантов очерка и преклоняюсь перед его необыкновенной полезностью. Люди, не знающие, как преодолеть эмигрантскую скуку, может быть, прислушаются к себе и создадут себя из того. что услышат.

  4. Просто замечательная статья! Узнал много нового для себя, зарядился творческой, созидательной энергией автора и фигурантов очерка, а главное- преклоняюсь перед необыкновенной его пользой: может быть, люди, не знающие, как избавиться от эмиграционной скуки, тоже попробуют создать себя из того, что в них заложено. Надо только прислушаться к себе.
    СПАСИБО!!!

    1. «Надо только прислушаться к себе» — это так, дорогой и уважаемый Сергей Эдуардович! КОЛМАНОВСКИЙ! Ваш искрометный комментарий и внимание к статье искренне приятны, и ценны. Убеждена, что настоящий и разносторонний человек, так же как и глина, держит исключительно гармоничные формы. Моя благодарность.

  5. Необъяснимая притягательная страсть! Это Вы очень точно подметили, уважаемая Инна! Искренне рада, что мой рассказ о Мастерской Марка Туревского вызвал столько радостных эмоций. Керамика — любовь моя 17 лет… И всей нашей керамической СЕМЬИ!

  6. О, как вы угадали с этой статьей! Глиняные горшочки – это моя страсть. Я когда-то писала, что в них — необъяснимая притягательность. Это чувство на уровне ирреального, ощущения того, что глина – живая. А в Израиле, что меня восхищает, глиняные вазы, горшочки – непременная часть декора, их увидишь повсюду: в маленьких внутренних двориках, садиках, на площадях и на узком газоне, разделяющем автомобильную трассу.
    Спасибо за статью. Работы прекрасные!

Добавить комментарий для Сергей Колмановский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.