Борис Гулько: Где капля блага?

Loading

Определив ребёнка в общественную школу, вы практически лишаетесь шанса иметь еврейских внуков и готовы в своих потомках разделить судьбу умирающей цивилизации. Стоит ли возможность съесть свиную отбивную такой перспективы?

Где капля блага?

Борис Гулько

Великая загадка истории: куда она движет нас? В сторону прогресса? Или в другую?

Наше время — свидетель невиданного взрыва технологий. Мир в этом отношении изменился на моём веку почти столь же значительно, как от Адама до моего рождения. В первом классе меня учили считать на счётах и писать перьевой ручкой, ставившей в моей тетради омерзительные кляксы. По улицам подмосковного рабочего посёлка, в котором мы жили, телеги, запряжённые лошадьми, развозили по магазинам лёд, засыпанный опилками. Американец Фредерик Тюдор ещё в начале 19 века обнаружил, что под опилками лёд почему-то не тает. Бельё мама стирала в корыте, натирая его о ребристую стиральную доску.

При мне появились электрические холодильники и стиральные машины. При мне возникло пассажирское воздушное сообщение и телевидение. В середине 50-х к нашим знакомым, приобретшим первый советский телевизор КВН с крошечным экраном, собирались соседи и знакомые, выстраивались ряды стульев, и сквозь увеличивающую линзу, наполненную дистиллированной водой, все смотрели единственную в ту пору программу.

Постепенно частота рождений технологических новинок, меняющих мир, приобрела характер лавины. Только появились волшебные факс-машины — ты вставляешь в неё лист бумаги, и немедленно на другом краю земли такой же появляется из их факс-машины — как надобность в них отпала. Их функцию выполняют компьютеры. Исчезают за ненадобностью телефоны-автоматы. Отживают своё основные, казалось, институты общественного быта. Ежедневно на крыльцо нашего дома доставляют коробки купленного моей женой Аней в интернете. Для доставки уже начали использовать беспилотники. Эти будут приносить покупки за минуты. Кому тогда нужны будут магазины?

Та же судьба уже настигает газеты. Самое интересное из завтрашнего выпуска я читаю в интернете накануне перед сном. Становятся ненужными книги — одно небольшое электронное приспособление хранит в себе целую библиотеку, которая поэтому также станет ненужной.

В годы моего детства предметом роскоши являлся личный автомобиль. Предсказывают, что скоро никто не будет заводить себе эту обузу. Вы нажимаете кнопку на вашем карманном многоцелевом компьютере, к вашему подъезду прибывает машина без водителя, доставляет вас куда надо, и отбывает.

Уже к середине этого века обещают, что почти все части вашего тела станут заменяемы. Из вас же будут выращивать замены. Мне представляется ужасная картина будущего: мощные здоровые тела, белозубые улыбки на лицах и порченные, у постоянно растущей части народонаселения, болезнью Альцхаймера мозги.

Но одновременно с прогрессом технологий в сегодняшнем мире столь же зрима коррозия культуры и самой насущной её части — морали. Век назад Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» предсказал, на основе анализа истории восьми мировых цивилизаций, закономерность подобного процесса. Николай Бердяев предложил такую формулировку для этого явления: «Всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию. Цивилизация есть судьба, рок культуры. Цивилизация же кончается смертью, она есть уже начало смерти, истощение творческих сил культуры… Философия, искусство существуют лишь в культуре, в цивилизации они невозможны и не нужны».

Сейчас, когда мы внутри этого предсказанного процесса, он представляется ещё мрачнее. Если бы культура просто перестала производить новую продукцию, новые идеи, можно было бы вполне обойтись старыми. Читать Гомера, а если хочется чего-то современного — Достоевского. Слушать Баха и Бетховена. Как говорил Ильич — «Ничего не знаю лучше Аппассионаты». Правда, предпочитал, как и Гитлер, Вагнера.

Но культура не умерла. Она переродилась и производит ядовитый продукт, разрушающий моральную основу общества. То есть — технологический прогресс и моральный регресс оказываются, как предполагал Бердяев, внутренне связанными.

Гений Пушкина родил провидческую строку: «Где капля блага, там на страже уж просвещенье иль тиран». В сегодняшней Америке «просвещение» и становится тираном.

Один из наиболее глубоких аналитиков происходящих в США процессов историк В.Д.Хансон в статье от 4 мая описал состояние высшего образования в стране: «В большинстве университетов — если приглашённый лектор выразит научные сомнения по поводу серьезности вызванного человеческой деятельностью глобального потепления и эффективности рецептов решения правительством этой проблемы, или усомнится в стратегии движения «Черные жизни важны», или предложит считать пол человека определённым биологически, а не социально, то скорее всего приглашение этого лектора будет аннулировано, или лекция его будет сорвана скандалом. Кампусы сейчас часто имитируют политическое насилие на улицах поздней Римской республики.

Радикалы на кампусах добились того, что военные стратеги называют «ядерным сдерживанием» — преподаватели и студенты теперь точно знают: какие речи поставят под угрозу их карьеры, а какие будут зарабатывать им награды.

Запуганные лекторы вносят в свои курсы необходимые поправки. Как это было в немецких университетах 30-х годов — преподаватели молчат или выражают свои мнения в политически корректных лекциях через эвфемизмы. Подхалимы процветают, несогласных преследуют».

Школы могли бы закладывать в детях основы морали и готовить их противостоять индоктринации высшим образованием. Но оснований для такой надежды тоже нет. Тодд Станнс, пишущий на религиозные темы, сообщает, как в канадском штате Онтарио по школам возят пьесу о мальчике, предпочитающем девичью одежду, и уже пятилеток обучают естественности гомосексуализма и смены пола. Когда католические школы отменили показ «просвещающего» спектакля, ЛГБТ сообщество выразило протест. «Я боюсь, что эта отмена основана на дезинформации, выросшей из страха, нетерпимости, трансфобии, гомофобии и женоненавистничества» — перечислила набор агитационных штампов «прогрессивистов» руководитель проекта показа этого спектакля детям Джесика Кармишель.

Великие американские литература и кинематограф — уже в прошлом. Они убиты политкорректностью, заменившей традиционную мораль аморальностью, и зорко стерегущей это своё достижение. Когда я пробовал смотреть по ТВ современные американские фильмы, почему-то любовные истории всё попадались однополые, а монологи, диалоги и дискуссии состояли, как правило, из одного слова — «Эф слова», как его принято называть.

Неприличность перетекает из жизни на телеэкран, и обратно. Осенью 1991 года сенат США разбирал обвинения Аниты Хилл её бывшего босса Кларенса Томаса, которого утверждали в члены Верховного суда США. Сенаторы в живом эфире целыми днями обсуждали непристойности, произнесение которых вменялось в вину Томасу. Я во время тех слушаний узнал несколько новых для себя английских слов и выражений и вспоминал виденную некогда в «Крокодиле» картинку — бабушка с длинным списком экзаменует внука: «Вовочка, повтори ещё раз: какие слова ты никогда не должен произносить?» Было непонятно: в чём обвинялся Томас, если все эти вменяемые ему непристойности сенаторы могут разносить через ТВ на весь мир (я наблюдал слушанья по CNN в Исландии)?

А в 1998 году вся Америка, радио и ТВ жили подробностями сексуального скандала Клинтона и Моника, использованием президентом сигары и пятнами на голубом платье Моники. Оральный секс стал основной темой на переменах в начальной школе.

Постепенно скабрезности заняли заметное место в телепередачах. Особенно у комиков. Пошутить хорошо нелегко, а сказал что-то неприличное — и все смеются. Порой хватает одного слова.

Стивен Колбер ведёт популярное вечернее шоу на CBS. Он, как положено представителю нынешнего культурного истеблишмента, люто ненавидит Трампа. Вот его типичная «шутка»: «Г-н Трамп, ваше президентство мне нравится. Я называю его „Позорище нации»». Смешно?

Но когда Колбер заявил о Трампе: «Ваш рот хорош только для того, чтобы быть футляром для члена Путина» — разразился скандал. Не потому, о чём вы подумали. Возмутилась самая оберегаемая часть американского общества — геи. Что-то им в этой фразе показалось обидным.

Но вот когда Билл Мар на HBO изобразил инцест Трампа с его дочерью Иванкой — особых протестов не последовало…

Бытует старое суеверие, что учителя и студенты несут в мир свет. Хотя историк Пол Джонсон в книге «Интеллектуалы» сообщал, что наибольшую поддержку Гитлеру на его дороге к власти оказывали не лавочники и мясники, как писали в советских учебниках истории, а именно учителя и студенты. Я ожидаю и надеюсь, что этим летом случится самая судьбоносная из обещанных реформ администрации Трампа. Уже началась децентрализация управления школами, передача его властям штатов и муниципалитетов. Основной элемент в программе назначенной Трампом министром образования Бетси Девос — ваучеризация школ. В случае её реализации будет сломана монополия прогрессивных доктрин образования, и родители школьников приобретут выбор: оставить ли дитя в государственной школе, в которой его будут учить прогрессивной аморальности, или, получив назад свои деньги, которые отчисляются из налогов граждан на обучение, заплатить за ребёнка в частной, чартерной или религиозной школе.

Шпенглер, анализируя для своей теории 8 цивилизаций и начав с египетской и вавилонской, опустил современницу тех — еврейскую. Эта не сгинула, и на то есть причины. Они — в понятиях их книжек о старине: хедер, йешива, меламед.

Американские евреи стоят перед выбором: отправлять ли детей на жертвенник прогресса, определяя их в систему общественного образования, где тех научат равноценности гомосексуализма нормальности, сомнению в своей половой принадлежности, грехе исламофобии, врождённой «греховности» существования Израиля, лысенковщине «катастрофы изменения климата», вине «привилегии белых». В чикагском университете уже развешивали дацзыбао о «привилегии евреев». Любая прогрессивная идея, развиваясь, почему-то всегда утыкается в антисемитизм.

Другой путь — записать ребёнка в еврейскую ортодоксальную школу. Там его научат традиционным моральным ценностям, тем, которые позволили нам пережить 8 цивилизаций из теории Шпенглера. Реформа, обещанная Бетси Девос, может нейтрализовать одну из двух проблем, связанных с обучением в таких школах — их дороговизну.

Для несоблюдающих родителей останется другая проблема. Если воспитывать детей евреями, то родителям придётся становиться евреями самим. Соблюдать кашрут и Шаббат. В Америке треть всех продуктов выпускают со знаком кашрута, хотя соблюдающих евреев — малая доля процента населения. Американцы догадываются — если евреи что-то едят, то это должно быть неплохо. Так что бытовые трудности кашрута не велики. Да и выделить день в неделю для интроспекции и отдыха — тоже ничего страшного.

По статистике более 40% детей в Америке рождаются у незамужних женщин. Только 46% живут в традиционных семьях, а 34% — с неженатыми родителями. По опросам лишь 30% миллениалов включают успешную женитьбу в число своих жизненных приоритетов. По всему видно, что в современном секулярном обществе традиционная семья отживает своё.

Поэтому решая: отдать ли ребёнка в еврейскую или в общественную школу, мы определяем не только его судьбу, но и судьбу своих внуков. Мы с большой вероятностью делаем выбор — прервётся ли на нас цепочка избранности, тянущаяся более трёх с половиной тысячелетий от договора, заключённого праотцом Авраамом со Всевышним. Ведь среди ортодоксальной молодёжи смешанных браков практически нет. А среди неортодоксальнх евреев их — 72%.

Определив ребёнка в общественную школу, вы практически лишаетесь шанса иметь еврейских внуков и готовы в своих потомках разделить судьбу умирающей цивилизации. Стоит ли возможность съесть свиную отбивную такой перспективы?

Print Friendly, PDF & Email

22 комментария для “Борис Гулько: Где капля блага?

  1. Глубокоуважаемый Борис Францевич, шалом! Мне необходимо с Вами связаться. Ответьте мне, пожалуйста, на мой адрес: breiterman@narod.ru
    Хаим Брейтерман. Израиль

  2. 1) В главном всё верно. Ситуация в Онтарио тоже описана более-менее верно 🙁
    2) Проблема в том, что «становиться евреями самим» оказалось Г-О-Р-А-З-Д-О Т-Р-У-Д-Н-Е-Е, чем просто «соблюдать кашрут, Шаббат», учить Тору и молиться в синагоге несколько раз в неделю. В галуте разница между «соблюдающим 90% Галахи» и настоящим модерн-ортодоксом очень напоминает мне разницу между «православными казаками Петербурга 2000-ых» и настоящими казаками 1800-ых. Нельзя долго соблюдать удобные 90% Галахи, смысла нет.
    3) Спасибо за статью, она даёт причины беспокоится, то есть стимул к действию.

    Владимир Янкелевич : На мой взгляд, не хватает системности. Проиллюстрирую примером. ….
    ————————
    Наличие или отсутствие Высшей силы никак не должно влияет на человеческую логику: разумно принять неизбежное без само-разрушительных волнений и разумно стремиться изменить то, что изменить можно и нужно. Надо только понять, что «волнение» это стимул к действию.
    Например: обычному человеку (атеисту или верующему) глупо слишком волноваться из-за «обстрела» земли метеоритами — и глупо НЕ волноваться (=бездействовать), когда на них идёт джихадист с ножиком.

    P.S.: Об реакциях людей на «метеориты» я знаю лично, я много лет жил в городе-герое Кирьят Шмона под ливанскими катюшами. Один из младших ребят в нашей молодёжной компании был убит ночью катюшей. Да будет благословлена память Вадима Шульмана, 1976/7~1993/4.

  3. Хорошая статья, правильные мысли изложены, так оно в принципе и есть в странах где живут евреи в итболелюте…

  4. склонен разделять мнение Михаила, что еврейство далее будет сохранено в ортодоксальной форме, но полагаю не только в Диаспоре. Если в Европе произойдут изменения, то они будут иметь следствия и вне Европы. И считаю что убеждения будут всё больше набирать значение, а те кто не дорожит своим происхождением — будет его терять.
    Но тут я вижу много НО. Во-первых, еврейство к счатью передаётся по маме при ключевой роли папы. То есть из семьи, а не по воспитательницам и даже не по учительницам и не по учебным программам, хотя это влияет.
    Но в знакомой мне среде всегда были и собственные могзи и ориентиры. А если условный Павлик Морозов — то и Боржоми не поможет. Не выйдет более сбежаться удалившимся халявщикам отдать своих детей в среду как они думают Эйнштейнов.
    Что-то не наблюдаю я в выпускниках сих школ — ни Фрейдов, ни Эйншетйнов, ни Хафец-Хаимов, ни М.М. Шнеерсонов… а вижу ляпы государственных равинов. А когда кто-то блистает как например Г. Перельман … так где Г. Перельман, а где то образование? Где они пересекались? Эйнштейн многократно отказывался от высоких административно-управленческих постов, а гордящиеся еврейством только и норовят имя Эйнштейна пополоскать возле себя. а с таких как Г. Перельман уже хихикают. Не те ли кому доверено еврейское образование?

    Но такая картина имеет место быть, справедливости ради, не везде, а там где что-то случилось с общинным принципом. Община не есть лишь название куда надо явиться, а РЕЗУЛьТАТ длительного и доверительного и часто родственного взаимодействия, которое уже есть и которое сложилось не безальтернативно-декларативно, а совместным прохождением условных Крымов и Римов.
    Например еврейские школы во Франции имеют очень неплохой рейтинг и достаточно автономны в дидактике. Обучение там производится так: до полудня Бейт-Мидраш, а после полудня — светские предметы индивидуально с репетитором соответственоо будущей учёбе. Учёба детей в школе стоит денег, но там почти все работают, а если родители потеряли работу — община выручает, я еще точно не знаю как. После окончания еврейской школы те кто идёт в профессиональное образование — там кипу и тюбитейку оставляют дома, это обязательно, закон. например религиозные евреи и мусульмане там порой пишут при отсутствии — друг за друга — конспекты.
    Живут там где-то четверть евреев общинной жизнью, предполагающей и частое хождения друг к другу в гости на шабат и виды взаимопомощи. Такие общины даже несмотря на алию имеют некоторый рост.

    Наиболее успешными профессиональными категориями в еврейском мире до сих пор мне виделись врачи, адвокаты, бухгалтера. Так естъ и до сих пор в таких общинах. Но тренд меняется, уменьшается доля евреев в этих профессиях и эти профессии теряют свою остроту. Автоматизация поджимает буххалтерию, автономые авто потеснят страховые, экономические, юридические, медицинские позиции.
    То есть значение и перспективность растёт в инженерно-рабочих- и ай-тишных профессиях. Учёбы на эти профессии требует не только еврейской смекалки, но и вообще смекалки, а упражнений и еёмкой по времени практики.
    В Германии я вижу что у учеников школ и студентов абсолютно нет времени и «затачиваются» ученики-студенты в основном на профессию или базовые качества под профессию.
    В еврейских школах это время (напр математики) будет отдаваться на традицию. В результате… просматривается отставание в ориентированных на профессию дисциплинах… потому что профессиональное образование в Германии например достаточно сильно и оно с детства растит своих Дизелей Лейницев.
    Торговля текстилем и алмазами к сожалению имеет тот же тренд — еврейская доля там не растёт. А те кто формирует еврейское образование — они еще из прежних элит, на сторону автоматизации стать не могут и не хотят. А наиболее ценным себя последнее время показывает немецкая модель образования.

    Поэтому, товарищи евреи: на еврейские школы надейтесь, а сами не плошайте. Хотите сохранить еврейство следующих поколений — придётся папам и мамам кюшать кашрут и шморить ве захорить шабат, а не только юзать своё и чужое еврейство, надеясь на профессиональный кадры и тусовку. Вероятно идёт некий нужный и долгожданный процесс. И следите кто учит ваших детей.

  5. Уважаемый Борис,
    Спасибо, вы отметили болевые точки. Собственно реакцией на проблему является избрание Трампа, что дает определенную надежду.
    Дочка моего двоюродного брата в Нью-Йорке, а она учится в еврейской школе, говорила:
    — У нас в семье только я еврей. Марик (младший брат) только учится на еврея, а папа и мама вообще не евреи…
    Будем надеяться, что евреи в Америке не исчезнут.
    P.S. Непонятна фраза «Великая загадка истории: куда она движет нас?» Мне казалось, что история нас не движет, а описывает наше движение, но может я ошибаюсь?

    1. Владимир, мне представляется, что за историей стоит Высшая сила, и куда-то её подталкивает. Невероятно, что после величайшей катастрофы со времён разрушения Второго Храма, неожиданно евреи, вместо того. чтобы затаиться или вообще раствориться, добились своего высшего успеха за тысячелетия и воссоздали государство. Америка была против, какой Сталин друг — мы знаем. Про Англию — тоже.Вокруг враги. Но истории, вернее Тому, кто ей управляет, было угодно…

      1. Борис Гулько
        — 2017-05-18 01:19:12
        ——————————————————————
        Владимир, мне представляется, что за историей стоит Высшая сила, и куда-то её подталкивает. Невероятно, что после величайшей катастрофы со времён разрушения Второго Храма, неожиданно евреи, вместо того. чтобы затаиться или вообще раствориться, добились своего высшего успеха за тысячелетия и воссоздали государство. Америка была против, какой Сталин друг — мы знаем. Про Англию — тоже.Вокруг враги. Но истории, вернее Тому, кто ей управляет, было угодно…
        =======================================
        На мой взгляд, не хватает системности.
        Проиллюстрирую примером. Во время Второй ливанской войны моя взволнованная жена разговаривала с религиозным соседом, спокойно поливающим свой садик. Он ответил жене: «Не надо нервничать, не забывайте, в чьей мы руке». Можно соглашаться или не соглашаться, но в логике ему не откажешь.
        Вернемся к статье. Если за всем стоит Высшая сила, и куда-то подталкивает ситуацию, как Вы пишете, то стоит ли волноваться? Это, как смена времен года — не в нашей власти, не забывайте, в чьей мы руке… А если деятельность людей, то тогда волноваться да, стоит. Они такого натворят, но об этом Вы и написали.

        1. Особо ценно, если учитывать, что во время 2-ой Ливанской ракеты дальше Хайфы, если не считать одной, упавшей в районе Хадеры, не летели.
          А Нетания была глубоким тылом.

          1. Сэм
            — 2017-05-18 18:00:43
            —————————————
            Особо ценно, если учитывать, что во время 2-ой Ливанской ракеты дальше Хайфы, если не считать одной, упавшей в районе Хадеры, не летели. А Нетания была глубоким тылом.
            ======================
            По моему представлению, человек умеющий думать может догадаться, что волноваться и переживать можно не только за себя лично. Но, видимо, я оптимист.

  6. Даже боюсь напомнить уважаемому автору 3-ий путь сохранения еврейских детей — алия.
    Впрочем для Израиля это не будет слишком хорошо — американские евреи, это наше главное стратегическое оружие.

    1. Сэм, то, о чём Вы пишете — не 3-и путь. Молодёжь, получившая в Америке еврейское образование, связана с Израилем и часто совершает алию. Так что алия — это для многих завершение еврейского образования.
      А если в Америке культурный процесс, о котором я пишу, продолжится, то это и путь к спасению.

      1. Борис!
        Сила Израиля в сочетании еврейского и европейского образования.
        К сожалению со вторым у нас чем дальше, тем больше проблемы.

  7. Современное еврейство в диаспоре может продолжиться только в формк ортодоксальной общины (может и в консервативной тоже, не знаю, но уж точно не в реформаторской). Тут все ясно. А как насчет Израиля? У нас, 20% религиозных евреев, 60-70% — светских, но «соблюдающих традиции», остальные или агностики (по-русски — пофигисты) или активные борцы с «религиозным диктатом». Пока над нами висит дамоклов меч т. н. «мирного процесса»наша еврейская идентичнсть преобладает. А что будет, когда еврейскому государству не будет угрожать опасность ликвидации? Не пойдет ли воинственно светский Израиль по общему пути деградации культуры? Ведь все о чем пишет Борис есть и в Израиле!

    1. Михаил, государству Израиль не будет угрожать опасность ликвидации? тогда, когда «мирный процесс» завершится миром со 2-м нашим восточным соседом.

      1. Соседи всякого гос-ва — это пограничные с ним государства. У нас — Египет, Иордания, Сирия и Ливан, которые не в состоянии угрожать существованию Израиля. Я имел в виду «самоликвидацию» Израиля, как следствие уступок «палестинцам».

        1. Михаилл, «самоликвидация» Израиля как демократического еврейского государства произойдёт именно если не будет отделения от палестинцев (без всяких кавычек). Впрочем об этом писалось и говорилось бессчётное число раз. Опубликованные протоколы заседания правительства 1967 г свидетельствуют, что это понимали и 50 лет тому назад.

  8. «Наше время — свидетель невиданного взрыва технологий. Мир в этом отношении изменился на моём веку почти столь же значительно, как от Адама до моего рождения».

    Я, прожив менее столетия, покину мир, несравненно более таинственный и загадочный, чем тот, в который пришёл. И звёзды, оказывается, не звёзды, а миллиардные их скопления, и вся моя суть, как и любого существа, в микроскопической «азбуке» генов, и сидящая в автобусе рядом со мной негритянка говорит по «мобильнику» с кем-то из Тимбукту, даже не предполагая, что творит чудо — невероятное и четверть столетия назад…
    Фантастов тысячи, но ни один не додумывался до простейшего компьютера, вывернувшего мир наизнанку… Ведь эволюция — любая! — есть, в сущности, накопление информации.
    Мои внуки проживут сотни лет; их внуки будут практически бессмертны — если всё пойдёт таким чередом.
    А вот это — сомнительно!

  9. Добавим о строе, который мы условно называем демократией (которая уже в виде афинской демократии была регрессом по отношению к тогдашней тирании).
    Сегодня при последних выборах Америка разделилась поровну на два народа, желающих противоположного пути – пути Клинтон или пути Трампа. Не важно кто выиграл – половина страны по сути не принимает результатов. Если бы выиграла Клинтон, то другая половина не приняла бы результатов.
    Этот же результат во Франции (правда, при соотношении 1/3:2/3).
    То есть власть и путь развития в демократиях стали случайными и держаться … даже не знаю на чем: на силе, на чиновничестве, еще на чем-то, но только не на воле народа.

  10. О техническом прогрессе есть печальная запись Ильи Ильфа.
    «Говорили , Радио, Радио.
    Вот радио есть, а счастья нет. »
    Понятно, почему нет. Ко всему прочему, надо иметь материалы, подходящие для радио. А не Агитпроповскую долбёжку, как в СССР. Ещё до Радио вполне лояльный Маяковский взывал к Агитпропу :»Раз международное, два международное. Но нельзя же до бесчувствия!»

  11. «записать ребёнка в еврейскую ортодоксальную школу.» После школы университет.Или?

    1. История

      История не в том, что мы носили,
      А в том, как нас пускали нагишом.
      Борис Пастернак

      История решается сама.
      Не надо думать,
      что мы, люди,
      что-то значим.
      Не важно время,
      лето иль зима,
      И все равно,
      смеемся мы иль плачем.

      История решается сама.
      Уверуй в эту истину простую.
      Живи себе,
      все хаос, кутерьма.
      Живи как я,
      когда я в ус не дую.

Добавить комментарий для Сэм Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.