Виктор Данюшевский: Евреи Испании

Loading

В Севилье в бывшем мавританско-еврейском квартале на фундаментах старых домов испанские гранды построили свой район Санта Крус — роскошные, по преимуществу, трехэтажные особняки-дворцы, все — с очень красивыми балконными решетками.

Евреи Испании

Виктор Данюшевский

После получения американского гражданства мы съездили в Израиль, где могли жить у родных и друзей. В Испании у нас никого не было. Обратились в еврейское туристическое агентство с просьбой организовать нам поездку по еврейским достопримечательностям Испании и снабдить нас путеводителем. Они забронировали нам номера в отелях, принадлежавших евреям.

До печально известной испанской инквизиции XV века в Испании проживало около 300.000 евреев. Это была одна из самых крупных общин евреев в мире. Сегодня там живет около 40 тыс. но это число может резко увеличиться. Недавно испанское правительство объявило план дать потомкам подлинной еврейской общины Испании, быстрое получение испанских паспортов и испанского гражданства.

Запланировали начать с Барселоны, где осмотреть старинный еврейский квартал El Call с недавно восстановленной Старой Синагогой и творения Гауди. Потом взять в рент машину и поехать на Средиземное море в Тоса де Мар — красивейший курорт на северо-востоке Испании в 90 км от Барселоны, о котором писал Марк Шагал. Потом сдать машину и ночным поехать в Гранаду. От Барселоны до Гранады 1000 км не интересного, как нам сказали, пути. Мы решили, что лучше взять купе в ночном поезде Барселона — Гранада. А в Гранаде снова арендовать машину для поездки через Севилью. Кордову и Толедо в Мадрид, вылетев из которого в Америку закончить путешествие.

Когда в Барселоне мы вошли в гостиницу, администратор встретил нас, как долгожданных гостей и обратился к нам на хибру, потом на идиш, чем привел нас в большое смущение. Мы, выросшие в русскоязычной среде Москвы и Ленинграда, к стыду своему, не знали этих языков. Потом он перешел на английский и объяснил, что получил сведения о нас из еврейского туристического агентства. Он же подсказал, как добраться к бывшему еврейскому кварталу El Call и к Старой Синагоге. Сразу же из гостиницы с помощью администратора попытались зарезервировать билеты в спальный вагон на поезд Барселона — Гранада на неделю вперед. Ответ был: “В спальном вагоне мест нет” Решили идти в железнодорожную кассу, чтобы на месте выбрать что-нибудь другое подходящее. Места в купированный вагон были, но мало любезный мужчина заявил: “На Вашей MasterСard нет кредита”. Чушь какая-то. Сначала мы даже решили, что не поняли его английского. “Не может такого быть”. “Нет кредита…” и т.д. Пришлось заплатить наличными. Вернувшись в отель, попросили администратора проверить карту. Работает! Просто, как он объяснил, в кассе машина была неисправна. Вечером гуляли по главной прогулочной улице Рамбла в шумной, живописной толпе. Женщины в Барселоне, Гранаде и Мадриде, были, как на подбор: не дорого, но стильно и со вкусом одетые и хорошо причесанные.

Следующим утром, еще немного погуляв в праздничной субботней толпе, взяли такси. Швейцар отеля погрузил наши вещи, и мы поехали в офис Europcar. Мы взяли четырёхдневный Рено, благо дешево в переводе с доллара на песеты. Одна беда была — описание только на испанском языке. Пришлось долго, методом «тыка» разбираться, где, что и как включается. А нужно было спешить в Тосса де Мар, откуда недалеко было до Жироны с её извечными еврейскими достопримечательностями.

Не самым коротким путем, но все же выбрались из города в нужном направлении. Какой-то отрезок пути был сравнительно легким и красивым — вдоль моря. Когда оставалось километров 15, заблудились. Пришлось съехать на площадь в надежде у кого-нибудь спросить. Остановились на небольшом паркинге, и жена вышла спрашивать дорогу у подъехавшей сразу за нами машине. Пока она жестами объяснялась с водителем, какой-то молодчик распахнул мою дверь и буквально полез в машину. Жестами показывал, что хочет сесть на мое место. Я бил его по рукам и кричал: “Но пасаран! Но пасаран!” Ничего больше по-испански я не знал. Но он не отставал. Тогда я стал громко звать полицию: “Полис! Полис!” Он отвязался. Жена вернулась к машине и села за руль. Мы были, в общем, на правильном пути и быстро поехали в сторону нашего курорта. Когда подъехали к отелю, жена обернулась взять рюкзачок, где были все документы и деньги, а рюкзачка-то и нет! Пока я воевал с одним, какой-то другой через левую заднюю дверь спер рюкзачок.

Мы были несколько в шоке, но в отеле нас приняли очень тепло и сочувственно, документы не понадобились. Очень любезные хозяева отеля сказали, что ждали нас. Они приютили и кормили нас, пока мы разбирались с нашим положением. Очень большая потеря — путеводитель, на основе которого был составлен весь план путешествия. Так что нам они задали хлопот и порядком подпортили настроение на первое время. Отменяли чеки и кредит карту, покупали новые билеты на поезд и т.д. Билеты на поезд тоже восстановили бы, если бы платили кредит картой, а не покупали за наличные!

Днем купались, вечерами гуляли, а по утрам познавали испанскую жизнь — в полицейском участке, в банке, транспортных агентствах и т.д. — тоже полезно. Городок Тосса де Мар и его окрестности невообразимо красивы. Немного напоминает Крым в районе Судака. Скалы и море в течение дня меняют окраску. Скалы — от светло желтой утром до пурпурно-красной перед заходом солнца. Море от нежно голубого до темно зеленого. Главный туристский объект — крепость, еще римских времен. Из крепости изумительный вид на бухту, вокруг которой город, и на соседние бухты, не менее красивые. В крепости расположен городской музей, главное достояние которого — картина Шагала, написанная там же и подаренная городу. Оказалось, Шагал провел там лето 1934-го, был в восторге от красоты и называл это место жемчужиной Средиземноморья. Оттуда съездили в Жирону, ради знаменитого, хорошо сохранившегося еврейского квартала El Call. Первые документированные свидетельства появления евреев в Жироне относятся к IX веку. Здешняя община была крупнейшей в Каталонии, пока в XV веке пока королева Изабелла не опустошила кварталы, в которых проживали евреи. С грустью расстались с Тосса де Мар. В конце расслабились, когда уладили все дела. А главное, пришла из Иберии телефонограмма, что наши авиабилеты восстановили, и мы можем их получить в Мадриде. Поехали обратно в Барселону сдавать машину и садиться в поезд.

В Гранаде портье отеля, услышав нашу русскую речь, жестом подозвал нас и зарегистрировал вне очереди. С Гранады началось знакомство с белыми городами Андалузии. При въезде в них восхищенное “А…ах!” вскоре сменялось столь же дружным кряхтением “О…ох!”, когда нужно было пробираться на машине по кривым узким улочкам, настолько узким, что пешеходам приходится прижиматься спиной к стенам домов, чтобы пропустить машину. Жизнь приличного общества Гранады кипела в пост-историческом центре. Это было незабываемое зрелище. После окончания рабочего дня публика шла по тротуарам и проезжей части стеной. На каждом лице — благородство, на каждой фигуре — стиль. Больше нигде мы такого не видели. В Гранаде два главных туристических объекта. Аламбра — огромный, роскошный мавританский дворец-крепость и старый город. Целый день нужно было потратить на прогулку по круто холмистому “белому” городу, Старый город — очень поэтичный мавританский квартал — вернее большой старый и все еще жилой район Гранады. Мы сначала безуспешно — на карте, и расспрашивая всех подряд — искали известный еврейский квартал, пока не повстречали интеллигентного вида мужчину, который объяснил нам, что мавританский и еврейский квартал — это одно и то же — старый дохристианский город с очень узкими и очень кривыми улочками, кроме того, еще и крутыми вверх и вниз. С верхней точки этого города открывался незабываемый вид на Аламбру и покрытые снегом цепи Сьерра-Невады. В Гранаде взяли на прокат такую же машину — все кнопки уже знали. Подъехали к отелю, погрузились и направились в Севилью, затем в Кордову, Толедо, Мадрид. Расстояния были не утомительные. Дороги хорошие, погода чудесная. По бокам — красные холмы с оливковыми рощами или плантациями, вдали от дорог — ослепительно белые под ярким солнцем города Андалузии. Пересекли несколько невысоких, но красивых скалистых хребтов.

В Севилье в бывшем мавританско-еврейском квартале на фундаментах старых домов испанские гранды построили свой район Санта Крус (Святой Крест) — роскошные, по преимуществу, трехэтажные особняки-дворцы, все — с очень красивыми балконными решетками. Вскоре мы научились по остаткам характерной базы колонн определять места еврейских домов. Ширина улиц сохранилась прежней. И это производит особое впечатление. А ближе к пост-историческому центру некоторые улицы перекрыты тентами на высоте крыш домов. В Севилье несколько огромных и роскошных памятников испанского средневековья. Кафедральный собор впечатляет немыслимо сложным резным орнаментом — смесью восточного и европейского средневекового стилей, а главное надгробьем Колумба. Недалеко от нашего отеля была арена для боя быков размером с московский стадион “Динамо”, но построенная в восточном стиле. Умилило такое же, как на “Динамо” обозначение секторов для публики.

Кордова совершенно очаровала нас своим старым белым городом. Он значительно меньше, чем в Гранаде, но очень уютный. Жили мы в центре еврейского квартала, на площади Judah Levi. Там есть еще памятник ребе Мозес де Маймон (Маймонидес), отель его же имени, площадь Тибериас и улица Синагога. Маленькая древняя (1315 г.) синагога настолько растрогала нас, что мы оставили на ее реставрацию существенно большую сумму, чем обычно позволяли себе в таких случаях. Пытались поговорить с сидевшим за конторкой евреем, но не поняли его английского — акцент был очень странный, безусловно, не ашкеназийский. А рядом с синагогой, в маленькой ювелирной лавке с еврейскими атрибутами, еврей-хозяин чуть не набросился на нас с кулаками, когда мы, узнав цену, стали уходить, ничего не купив. Кордова была местом, где арабы впервые в Европе стали изготовлять бумагу. Есть маленький музей с этим оборудованием. Сохранились древние рукописи на бумаге, хранящиеся в крошечной, но необыкновенно красиво декорированной восточными орнаментами библиотеке. В ней сидели молодые интеллектуалы и читали рукописи.

А впереди был Толедо. Мы ждали Толедо с особым волнением, вызванным, может быть, “Еврейкой из Толедо” Фейхтвангера, самой любимой нами его вещью. Толедо очаровал с первого взгляда, еще при подъезде к нему. Он весь хорошо виден издали, так как расположен на высокой горе, увенчанной стенами замка прямоугольной формы. Отель наш назывался Hostel de Cardinal, что в буквальном переводе с английского означает “Кардинальское общежитие”. И на самом деле, это была бывшая резиденция кардинала. Вот это был отель! В роскошном парке, начинавшемся от крепостной стены, были несколько террас с фонтанами, статуями, и лестницами вверх, по которым слуга (не случайно употребляю это слово), в белом кителе с медными пуговицами, подхватив наш багаж, бегом поднял его наверх, в лобби, а затем отнес в номер. В лобби встретили нас с настолько привычной нам доброжелательностью, что мы непроизвольно рассмеялись. Пришлось объяснять, почему. В результате, завязалась беседа. Нам подробно рассказали о еврейских достопримечательностях Толедо и объяснили, как к ним добраться. От Старго Толедо оссталось ощущение стеснения в груди. Город не белый — коричневый. Улочки узкие, извилистые и часто очень крутые, со ступеньками. Строения в центре, на горе высокие и часто производят впечатление очень мощных. Относительно широкая главная площадь Plaza de Zacodover, вся уставленная ресторанными столиками, названа так по имени евреев Заходоверов, происходящих оттуда. Они же основали знаменитую синагогу Las Transito (XII век), хорошо сохранившуюся. В ней музей еврейских древностей, а во дворе старинное кладбище с простыми плоскими надгробьями. Сохранилась еще более древняя синагога, действующая, но называемая почему-то Santa Maria la Blanka. Вокруг два-три красивых магазинчика с еврейскими сувенирами. С нескольких видовых площадок, расположенных на разной высоте, завораживающий вид на окрестности и нижний город. Черепичные крыши, узенькие улочки, крошечные дома и крошечные человечки, суетящиеся между ними. Толпа Толедо, довольно многолюдная вечером, менее впечатлила, чем в Гранаде — очень много туристов. Но зато запомнилось множество очень красочных витрин, особенно кондитерских, но главное — магазинов холодного оружия. Толедо — центр производства дамасской стали и изделий из нее.

На Мадрид мы отвели три дня, чтобы осмотреть максимум возможного. Сразу нашли одну из главных улиц — Гран Виа, на углу которой был расположен наш отель. Издали увидели огромную вывеску на левой стороне улицы, но въехать на улочку, на которую выходил вестибюль, не смогли — одностороннее движение. Поехали искать, как на нее въехать. Мы долго крутились по улочкам одностороннего движения где-то вблизи нашего отеля, вздыхая и кряхтя. Один раз мне пришлось даже выйти и передвинуть вазы с цветами, чтобы можно было проехать.

Следующий день был посвящен Прадо. В Прадо мы долго добирались до Гойи. Хоть это и была наша цель, но все же невольно останавливались во всех веках и странах. Главный Гойя — уже не молодой, но еще и не свихнувшийся — потрясает. Всего с десяток портретов, но стоят всего остального музея. Мы многое видели в музеях России, Европы, Америки, только что прошли по залам итальянцев и Рубенса, но «Маха обнаженная» до сих пор стоит перед глазами — трепещущее тело и лукавая улыбка. Только там я разглядел, что у нее лукавое выражение лица, не такое, как у “Махи одетой”, хотя до этого видел много хороших репродукций.

Вторую половину дня мы гуляли по историческому центру Мадрида. Много красивого. Особенно Plaza Major и Salamanca. Salamanca — это квартал испанского барокко, очень богато декорированный. А вот Plaza Major — затрудняюсь определить. Большой прямоугольник красивых равновысоких домов, с одной аркой для входа, и скульптурным памятником (не успели посмотреть, кому) посередине. Фасад одного из домов расписан почему-то слегка эротически обнаженными мужскими и женскими фигурами. Гуляли вокруг Королевского дворца, в который собирались пойти на следующий день. Королевская чета постоянно живет в загородном дворце, а этот, главный, открыт для посетителей. Говорят, столь же роскошный, как российские императорские дворцы.

На следующее утро поспешили сдать машину. В Эскориал не поехали, нужно было успеть оформить копии билетов, не откладывая до аэропорта. Довольно легко нашли офис Europcar и благополучно сдали машину. Вот когда вздохнули с облегчением! До центральной кассы Иберии нам пришлось минут 40 идти по проспекту Веласкеса. Это были чуть ли не самые приятные минуты нашего путешествия. Чудесная погода. Широкий, красивый проспект. Богатые современные дома, банки, дорогие магазины. И никаких забот!

Касса Иберии чем-то напомнила нам агентства Аэрофлота. Большой зал, много кассиров и много народу. Правда, не нужно стоять — взять талончик и сидеть. Подошла наша очередь. Широко улыбаясь, мы сели к мрачной тетке. Предъявили паспорта и телефонограмму из Иберии. И в ответ услышали, что билеты она оформить не может, — не хватает каких-то данных. Мы пытались добиться объяснений, но тетка равнодушно отвернулась. Я понял, что пора стучать кулаком по столу — в советском стиле. Попросил жену потерпеть, не волноваться и не вмешиваться. Очень громко и резко я потребовал начальника. Тетка вскочила и убежала. Вернувшись, предложила подождать приема у начальника в очереди. Еще сидя у этой тетки, я видел через стеклянную перегородку, где сидит начальница. Оказавшись у ее двери, я громко, чтобы она слышала, в истерическом тоне изложил наши претензии. Жена, не поняв моей игры, тащила меня за рукав, успокаивала, и говорила, что ей за меня стыдно. Но я все же решил, что билеты важнее. Полицейский проводил меня к начальнице. Та уже была готова. Тут же признала вину Иберии, но не знала, что делать — компьютер не выдаст копий без недостающих данных. Я знал, что делать. Не спрашивая разрешения, снял трубку ее телефона, набрал номер дочери в Филадельфии, и объяснил ей проблему. А дело выеденного яйца не стоило. У дочери были ксерокопии наших билетов, оставленные специально на такой случай. По служебному факсу, стоящему у нее дома, она тут же переслала копии билетов этой начальнице. Факс у них работал плохо, все цифры пришли смазанными. Дочь продиктовала их по телефону, начальница вписала и попросила прийти через 3(!) часа. Я не стал спорить. Вопрос был улажен. Мы не успевали в Королевский дворец. Пошли в музей современного искусства и остались не удовлетворенными — что-то было закрыто, “Герника” из-за этого плохо смотрелась, но были хорошие ранние работы Дали и поздние Пикассо. И был чудесный вечер. Мы взяли автобусную экскурсию по освещенному Мадриду. Естественно, ехали на крыше. Красотища была необыкновенная, затмившая неприятные впечатления от билетной истории.

Я снял 6 часов видео. Сколько не сокращал, меньше 4-х часов не получилось. Теперь смотрим с удовольствием.

Когда планировалась поездка, обсуждали три возможных варианта: ехать индивидуально, ехать с русской группой или ехать с американской группой. Индивидуально — это значит, как мы теперь знаем, самим решать множество проблем. С русской группой — проблем меньше, много показывают, но галопом. С американской группой — никаких проблем, но очень дорого, и показывают меньше. Чтобы увидеть самое интересное, нужно еще платить за дополнительные экскурсии.

Одновременно с нами почти по такому же маршруту с русской группой ездила наша знакомая. Выслушав про наши приключения, она сказала, что мы съездили лучше.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Виктор Данюшевский: Евреи Испании

  1. Мы были в Испании почти по тем же городам, правда в два захода: сначала Барселона-Мадрид-Толедо, во второй раз — в Андалузии. Предпочитаем самодеятельность. Судя по тому, что Виктор пишет о песетах, они были в Испании давно. Сейчас там нет проблем с английским или компьютерами. Воровство осталось: у меня в автобусе сперли кошелек из рюкзака. Та же проблема в южной Италии, но нас предупреждали. Самое яркие впечатления — 1) фламенко, причем не только танцы, но и музыка. Но надо искать мастеров. Танцоры — в Кордобе — высший класс! Певица — в Доме каталанской музыки в Барселоне. 2) — Гауди. Были в Сограда Фамилия дважды: до и после завершения работ в главном зале: нет слов — фантастика! Если удастся вернемся в Барселону. По обаянию этот город стоит на равных с Прагой и С-Петербургом, а может и лучше.

  2. Уважаемый Виктор!
    Спасибо за интересный рассказ!
    Одно маленькое замечание:
    В Испании уже давно не песеты, а евро.
    И вопрос:
    Неужели есть разница в цене и программе между русскоязычными и англоязычными группами.
    У нас, за маленьким исключением, отдельного организованного русскоязычно туризма нет — организуют те же фирмы по одной программе и за те же деньги.
    Разница в основном в том, что на иврите выбор больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.