Исраэль Дацковский: Комментарии Торы. 4.2 Насо

Loading

Относительно малый возрастной интервал службы левитов в армии определялся еще и тем, что если работа остальных колен на гражданских должностях во многом приостанавливалась на время относительно краткосрочных войн, то учебно-идеологическое обслуживание тыла должно было оставаться на том же уровне.

בס»ד

Комментарии Торы

4.2 Глава Насо

Исраэль Дацковский

4.2.1

Бросается в глаза неравномерность нагрузки на семейства левитов. Семейство Кеhата носит пять предметов, из них четыре — на шестах (шесть с медным умывальником, золотая Менора — не на шестах, а при помощи специальных приспособлений, хотя шест для нее в Торе упомянут), оборудование для служения и расходуемые материалы. Семейство Гершона носит четыре покрытия шатра, завесы входа во двор и в здание Мишкана и занавес забора двора.

А семейство Мрари носит доски. Попробуем оценить вес досок.

Балки Мишкана: 48 балок размерами 1,5 амы (0.75 м.) на 10 амот (5.0 м.) на 0.75 амы (0.38 м. — по Хизкуни) или 1.0 ама (0.5 м. — по РАШИ). Итого 48 х 0.75 х 5.0 х 0.38 = 68.4 куб. м.

Колонны высотой 10 амот: 9 в Мишкане и 4 у ворот двора. Итого 13 Х 0.38 х 0.38 х 5.0 = 9.4 куб. м.

Колонны высотой 5 амот: 56 вокруг двора. Итого 56 Х 0.38 х 0.38 х 2.5 = 20.2 куб. м.

Всего облицованного дерева 98.0 куб. м. х 0.8 тонны/ куб.м. = около 80 тонн.

Подставки под балки, колонны и столбы забора: 48 х 2 + 9 + 60 =165 подставок по одному кикару веса каждый, итого 165 х 60 кг. = 10.0 тонн металла.

Итого на семейство Мрари 90 тонн груза, не считая веревок и колышек и не описаннх в Торе, но возможных элементов крыши Мишкана (для организации водостока с крыши) и балок для подвески завес («парохет» и два «масаха»). Возможно, есть еще грузоподъемное оборудование и приспособления для сборки-разборки Мишкана.

Если мы примем, что семейство Мрари получило от Моше 4 телеги с восемью быками из пожертвований глав колен при освящении Мишкана, то нам придется сделать ряд не очень реальных выводов.

Во-первых, нам придется оценить грузоподъемность телеги с двумя быками в 25 тонн (большой современный грузовик).

Во-вторых, бросается в глаза «несправедливость» Моше в распределении телег между семействами Гершона и Мрари. Моше дал две телеги Гершону и четыре телеги дал Мрари. Но очевидно, что нужно было дать пять телег Мрари и только одну Гершону. Ведь вся нагрузка Гершона даже не приближалась к 20 тоннам.

Объяснение может прийти из идеи, что эти телеги и быки были не единственными в распоряжении этих семейств и Моше только дополнял новыми телегами уже имеющиеся у семейств средства перевозки тяжестей. Тогда требуемая грузоподъемность телеги может быть уменьшена до нормальной, хотя малой не окажется. Даже если телеги перевозят только по одной доске стены Мишкана на телеге, то, во-первых, вес доски превышает тонну и, во— вторых, ее пятиметровая длина скорее требует сцепа из двух телег, запряженных одной парой быков. Для перевозки деревянных конструкций Мишкана потребуется поезд телег и хорошее стадо быков.

4.2.2

Колено Леви приступало к службе только в 30 лет и служило в Мишкане всего лишь до 50 лет.

Столь позднее начало службы было связано с необходимостью долгого изучения «специальности» и весь этот период еврейское общество в качестве создания и поддержания собственной духовной базы должно было содержать молодых левитов с их семьями. Поэтому сегодняшний срок обучения йешиботников до получения раввинского звания не является из ряда вон выходящим, вопрос лишь в количестве обучающихся на раввинские степени и их соответствие такой учебе и в будущем — такой работе. Однако, несмотря на раннее прекращение службы в Мищкане — Храме, общество уже не должно было обеспечивать левитам, возраст которых превысил 50 лет, «пенсионное» содержание по типу сегодняшней спорной ранней пенсии кадровым офицерам, выслужившим положенный срок тоже в возрасте около 50 лет (еврейское общество в силу своего гуманного построения обеспечивало социальную поддержку состарившимся, больным, ослабленным, но левиты в этом аспекте не отличались от евреев из других колен). Левит переставал служить в Храме (а в пустыне и в Израиле до строительства Первого Храма — в Мишкане), но преподавательская и исследовательская работа ему не была запрещена, наоборот, обществу было жалко и неправильно терять столь огромное богатство накопленных знаний, а, значит, левит старшего возраста не только мог вполне обеспечивать себя сам, но и продолжал приносить большую пользу евреям.

Существует широко распространенное, но, с нашей точки зрения, неверное мнение, порожденное сегодняшним весьма неправильным состоянием в ультраортодоксальной общине, что единственным занятием всей жизни левитов было только постоянное, полнодневное, «профессиональное» изучение Торы, а евреи остальных колен их содержали (и, по примеру сегодняшнего дня, называли их дармоедами и паразитами). Это проблемное состояние сегодня меняется, но совсем не в лучшую сторону, хотя внешне ультраортодоксы (хареди́м) выходят на рынок труда и общество этому радуется, не очень понимая нарастающие потери в «суммарном» знании народом как Торы, так и алахи и ужасное для самого народа значение этих потерь. Если молодые левиты должны были получать содержание от общества, так как еще работать в полную силу не могли, а могли только подрабатывать (например, частными уроками), то после достижения ими 30-летнего возраста работы для них было полно как в обучении Торе детей и взрослых, в исследованиях Торы и разработке алахи, так и занимании раввинских должностей в общинах евреев. А этот труд в качестве нужного обществу и признанного обществом труда должен быть соответствующим образом вознагражден. Собственно, полнодневное «профессиональное» изучение Торы до периода гетто (начиная с середины XVI века) не было известно в еврейском народе, и большинство народа учило Тору полный день в детстве и ранней молодости, а затем — только после работы. И совершенно правильная мысль о том, что еврей обязан изучать Тору всю свою жизнь, означало лишь то, что еврей обязан работать, содержать себя и семью, участвовать в социальных проектах народа (кроме обязательных налогов и повинностей еще и своим маасером и добрыми делами) и ПАРАЛЛЕЛЬНО всю жизнь много времени отдавать изучению Торы. Понятно, что преподавание Торы, выполнение функций раввинов в общинах, исследовательская работа в Торе и развитие алахи (по типу современной академической науки) являлись производительным, признанным обществом и оплачиваемым им трудом. Ситуация, когда слой народа в мирное время объявлял себя наследниками Иссхара, которого содержал Звулун, а в военное время — наследниками левитов, которые якобы не призывались в армию (что совершенно неверно) даже не подразумевалась в еврейском народе.

Еще отметим, что столь позднее начало полноценной службы левитов указывает на еще один важнейший аспект. Как учителями, так и руководителями народа должны быть не самые молодые, а вполне созревшие, получившие огромный запас знаний люди от 30 лет и старше (это касается как назначения судей, которые в то время были законодателями, так и учителей школы, не говоря уже о должностях (иногда — на частичную ставку) раввинов общин и более старших раввинов).

Следует добавить, что отсутствие у левитов земельного надела не мешало им заниматься работами городских жителей (ремесленничество, предпринимательство, медицина, управление, в дальнейшем — экономика, юриспруденция), освобождая места в преподавании и изучении Торы представителям других колен.

4.2.3

Обсудим формулировки, связанные с армией при подсчете левитов. Когда Тора описывала в недельной главе Бемидбар кого из евреев нужно считать, она использовала выражение «… коль йоце́й цава́ …» (в дословном переводе — всех, ВЫХОДЯЩИХ из армии) — стих 1:3 недельной главы Бемидбар. Это мы обсудили в комментарии на предыдущую недельную главу Бемидбар. Далее это выражение повторялось при сообщении результата подсчета мужчин каждого колена (с очень странной заменой огласовки в слове «коль» — все. Вместо обычного камаца (кама́ц гадо́ль, дающий звук «о») Тора использовала огласовку «холя́м», дающую тот же звук, но столь не принятую к использованию именно в этом слове). Но при этом Тора явно указала в стихе 1:47 недельной главы Бемидбар, что «А левиты по отчему колену их не были исчислены среди них [среди остальных колен еврейского народа]». Это же подчеркнуто в следующих стихах (1:48,49) и в стихе 2:33, что выглядит несколько лишним. И именно такое прочтение послужило основой неверного утверждения о том, что левиты не призываются в армию.

Далее последовали два пересчета левитов (первый пересчет — от месяца и старше и второй пересчет — от 30 лет до 50), причем при втором пересчете левитов без упоминания армии Тора не обошлась. Но формулировка оказалась другая. Стих 4:3 говорит для семейства Кеата: «… коль ба лецава́ …» (в дословном переводе — каждый ПРИХОДЯЩИЙ в армию). Это выражение имеет модификацию в стихе 4:23 для семейства Гершона: «…коль hаба́ лицво́ цава́ …» (в дословном негладком переводе с использованием слов, отсутствующих в нормативном русском языке — каждый ПРИХОДЯЩИЙ (с определенным артиклем) арме́ить армию, чем-то похоже на «работать работу»). Стих 4:30 о семействе Мрари возвращается к первой формулировке (о семействе Гершона), но с определенным артиклем: «… коль hаба́ лецава́ …» (в дословном переводе — каждый ПРИХОДЯЩИЙ в армию). Эта же формулировка в той или иной модификации возвращается еще три раза в подведении итогов пересчета левитов в стихах 4:35 — 4:43.

Особо отметим еще одну особенность пересчета евреев. Этот пересчет был поручен Моше, Аарону и двенадцати поименно названным представителям колен (отдельно представителям Эфраима и Менаше, хотя оба они — из колена Иосифа) для подсчета всех колен кроме левитов. Отдельного поименно названного представителя левитов в счетной комиссии не было, но там изначально, до поименного перечисления представителей колен присутствовали левит Моше и коэн (тоже левит) Аарон. И эта же комиссия после пересчета остальных колен евреев пересчитывала и левитов.

4.2.4

Теперь обсудим военную службу левитов. Сами формулировки Торы, меняющие положение левитов в армии с «йоце́й цава́» для представителей всех колен, кроме левитов, (выходящие из армии, то есть, закончившие курс обучения армейской специальности и далее — демобилизующиеся после окончания войн. Это означает, что их нормальное состояние — выход из армии, а вход в нее и служба в ней — состояние необходимое, но не нормальное) на «ба лецава́» персонально и только для левитов (приходящий в армию, то есть, нормой для левитов и исполнением их службы является именно призыв служба в его продолжение), указывают на особое положение и значение левитов в армии.

Это особое положение левитов определяется тем, что любая армия, как многократно указано в Торе и проверено практикой не только евреев, но и многих других народов, побеждает не только и не столько силой оружия, численностью и обученностью войск, сколько духом солдат и командиров. Мир знает несчетное количество примеров, когда малочисленные, слабые, плохо вооруженные, но высокодуховные, высокоидеологизированные побеждали сильных. В еврейской истории сразу вспоминается Ханука, но такие примеры имеются в истории многих народов.

Эту мысль Тв-рец высказал Зерубавелю и попросил записать ее Своего пророка Зхарию (4:6): «… не могуществом и не силой, но только духом Моим …». Именно эта мысль о необходимейшем духовном (идеологическом) руководстве, доходящим до каждого солдата, «гонит» левитов, знатоков Торы в армию. Это не только священник Аарон, всегда сопровождающий начальника Моше. Это не только Пинхас на войне против мидьян (стих 31:6 недельной главы Матот книги Бемидбар) и «коэн, машу́ах лемельхама́» (священник, помазанный на войну (важность должности определяется помазанием) из Мишны, из трактата Сота, раздел 8, мишна 1) как прообраз того, что рядом с военачальником должен находится идеолог. Тора спускает свои указания и правила по содержанию военного стана с общим всеобъемлющим требованием святости до каждого солдата. Но для выполнения функций контроля за соблюдением гигиены, порядка и святости в военном стане, для воспитания солдат в духе «победа над врагом, даже многократно превосходящим евреев по силам, даруется за святость и службу Тв-рцу», для обеспечения ежедневного качественного изучения Торы всеми военослужащими и наставлением всех, находящихся в военном стане, для обеспечения кашрута в армии нам нужны там многочисленные левиты (сегодня — везде под названием левитов мы подразумеваем знатоков Торы). Командир — он, конечно, отец солдата, но без матери-Торы воспитание и функционирование того же солдата не достигает необходимой цельности и получается заметно перекошенным, что, без сомнения, влияет как на боевую подготовку отдельного солдата, так и на боеспособность армии в целом.

Не даром зарождающаяся Красная армия, понимая, что масса крестьян «нужной» идеологией не обладает и воинский дух солдат в силу этого не может находиться на высоте, а, значит, и победа не может быть достигнута, сразу ввела в армии многоуровневую иерархию комиссаров, которые в Великой отечественной войне стали политруками (на нижних ступенях) и членами военных советов (на более высоких ступенях управления армией).

Но есть чисто еврейские особенности еврейского армейского «комиссарства» левитов. Одна из них — ограничение начального возраста «комиссарства» даже для нижних ступеней управления армией (например, уровень взвода). Командир взвода или роты может быть двадцатилетним мальчишкой, но его левит-«комиссар» не может быть моложе 30 лет. Левит должен быть опытным и знающим, он должен быть авторитетом по жизни для солдат не в силу звания, а в силу знания. А для полноценного участия в принятии военных решений (в качестве представителя Торы) он должен на весьма хорошем уровне понимать и военную часть решений, их причины, смысл, цели и пути их достижения, то есть, иметь и военное образование. А это гораздо сложнее, чем командовать в силу командирской должности. Так как левиты лишь в 30 лет начинают двигаться по «комиссарским» должностям, а начало — оно всегда с нижних должностей, то и более высоких званий и идеологических постов в армии они достигают в гораздо более старшем возрасте, чем соответствующие командиры. И только после ухода «кадровых» левитов из армии в 50 лет, им на смену в высшем армейском руководстве приходят судьи малых санhедринов и большого Санhедрина. На это Тора указывает заменой «простых левитов», относительно рано ушедших из армии или находящихся на относительно невысоких «комиссарских» должностях, на их высший слой — «коэнов» в верхних слоях руководства армией. А так как существенная по численности армия в Израиле должна быть лишь в период войн, будучи армией резервистской, то и большинство левитов-«комиссаров» также в мирное время находится в запасе, но в силу разницы формулировок Торы «йоце́й цава́» — «ба лецава́» их служба в запасе гораздо меньше отличается от положения остальных солдат и офицеров запаса. Если «обычные» солдаты и офицеры запаса имеют четкое разграничение гражданской и военной жизни (чаще всего — принципиально разные специальности на гражданке и в армии), то для левитов эта разница незначительна — и там, и там нести воспитание, нести свет и святость Торы. Поэтому если нормальным положением «обычных» солдат и офицеров является выход из армии, нахождение вне армии, то левиты раз придя в армию, фактически в ней и остаются, хотя большинство из них не носит военную форму в мирное время. Фактически солдаты Торы всегда имеют статус «пожизненно призванных» — с этой службы невозможно ни уйти временно, ни уйти на пенсию.

Относительно малый возрастной интервал службы левитов в армии определялся еще и тем, что если работа остальных колен на гражданских должностях (в производстве, в «народном хозяйстве») во многом приостанавливалась на время относительно краткосрочных войн, то учебно-идеологическое обслуживание тыла должно было оставаться на том же уровне. Количество детей в школах не уменьшалось на период войн, а, значит, количество учителей могло сократиться не столь уж значительно. Общины в целом редели, но сохранялись, а, значит, и количество их консультантов и руководителей не могло уменьшаться значительно. Это указывает на то, что, если маленькая кадровая армия всегда переполнена офицерами для обеспечения качественного руководства резко расширившейся на время войны резервистской армией, то у левитов-«комиссаров» положение было прямо противоположное — несколько переполнен знатоками Торы в мирное время должен был быть именно «тыл» (хотя этого понятия в целом нет в мирное время), чтобы частичный призыв этих левитов в армию военного времени не разрушил постоянно необходимую для еврейского народа ткань изучения Торы в тылу.

4.2.5

Из приведенного и объясненного нами мнения Торы по поводу построения «комиссарской» части армии знатоками Торы следует, в частности, что те, кто серьезно учится и готовится к серьезной работе — не призывается на текущие общественные работы, в том числе и на военную службу не только мирного времени (изучение военной специальности), но и даже военного времени до достижения определенного возраста, что подразумевает приобретение соответствующей квалификации (армия мирного времени вообще не описана. Нужно полагать, что призываемые в армию евреи от 20 до 60 лет в мирное время проходили военную подготовку и периодическое поддержание военного уровня, но не служили в армии мирного времени).

Но здесь мы хотели задать вопрос о том, что мешает левитам в возрасте от 20 до 30 лет (даже оставим в стороне старший слой от 50 до 60 лет) участвовать в переноске элементов Мишкана при смене стоянок. Один из возможных ответов — они, эти молодые левиты, должны были обеспечивать переноску стана левитов. Если в остальных коленах сборкой — разборкой, переноской — перевозкой своих станов занимались ВСЕ мужчины (не описаны войны в период смены стоянок. Первая война с Амалеком, когда Амалек поразил ОТСТАВШИХ, то есть напал именно на евреев на марше, была до сооружения Мишкана, до выделения левитов на службу в Мишкане, и назначенный Моше главнокомандующий вооруженными силами евреев Йеошуа бин Нун набирал свое войско из всех колен), то у колена левитов было не преимущество (меньший возрастной интервал для работы), а недостаток сил для переноса своей части стана по сравнению с остальными коленами, так как много левитов занималось разборкой Мишкана, переноской разобранного Мишкана и его сборкой на новом месте. Это являлось одной из причин, почему левиты до возраста 30 лет не служили в Мишкане, хотя основной причиной, несомненно, была необходимость глубокого изучения Торы и алахи.

4.2.6

Говоря о назире, Тора перечисляет его запреты и особенно обращает внимание на запрет для назира вина и всего происходящего от виноградной лозы, включая явно не участвующие в производстве спиртосодержащих продуктов части «… от зерен до кожицы …» (стих 6:4). Естественно, назиру будет запрещено использование применяемого в высокой кулинарии, в косметике и в ароматерапии масло из виноградных косточек. И этот запрет на происходящее от виноградной лозы подробно рассмотрен комментаторами. То есть, Тора исключает для назира продукты, которые даже косвенно могли быть как-то причастны к виноградному вину и продуктам, его включающим или продуктам переработки виноградного вина.

Но параллельно виноградному вину Тора указывает на очень широкий класс веществ (стих 6:3): «…от вина и шейхара [назир] должен воздержаться, уксуса вина и уксуса шейхара не пить …». Шейхар — это спиртосодержащий напиток, не связанный с виноградом. Простейшие примеры — водка, пиво, яблочный сидр, самогон и проч. Но если мы аналогично строгости, указанной Торой по отношению ко всему, связанному с виноградной лозой, пойдем по пути исключения для назира продуктов, из которых потенциально может быть изготовлен шейхар, то мы оставим назира голодным. Ведь дрожжи (дрожжевые грибки) в результате своей жизнедеятельности производят этиловый спирт (этанол, метилкарбинол, винный спирт — бесцветная легкоподвижная жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом, имеющая формулу CH3CH2OH (упрощённо: С2Н5ОН)) из любых (любых!) продуктов, содержащих углеводороды (глюкозу, которая содержится в чистом виде или получается расщеплением более сложных углеводородов). А сюда относятся, кроме собственно сахаров, все зерновые и молочные продукты. Например, безобидный кефир — по Википедии, кисломолочный напиток, получаемый из цельного или обезжиренного коровьего молока путем кисломолочного и спиртового брожения с применением кефирных «грибков» — симбиоза нескольких видов микроорганизмов: молочнокислых стрептококков и палочек, уксуснокислых бактерий и дрожжей, то есть, он содержит некоторое количество спирта и может быть отнесен к шейхару. А вместе с кефиром при взгляде на источники шейхара, параллельные взглядам на источники виноградного вина, запрещать нужно и молоко, как продукт, потенциально преобразуемый в шейхар. То же самое — с хлебом. Поднятие теста при помощи дрожжей вызывает появление в поднявшемся тесте спирта, который хотя и полностью испаряется при выпечке, но он там был, да и вообще, любое зерно — потенциальный источник шейхара. Даже для продуктов, явно содержащих спирт (а не потенциально преобразуемых в шейхар или имевших в своем составе спирт на определенных этапах производства, как, например, хлеб), не установлены границы, при каком содержании спирта продукт уже шейхар, а при каком — еще нет. Например, если пиво с 4% алкоголя — явный шейхар, то почему кефир с 1,5% алкоголя — еще нет? Оставим мудрецам ответить на «шейхарный» вопрос.

4.2.7

Одним из требований к назиру является необходимость избегания контакта со смертью. Прямым текстом (стих 6:7) ему запрещен контакт даже с мертвыми отцом, матерью, братом и сестрой. Похожий, но обратный, разрешительный список по поводу левитов имеется в стихе 21:2 недельной главы Эмор книги Ваикра, где кроме упомянутых в нашей недельной главе (запрещенных для назира) мертвых родственников, приведенный список РАЗРЕШЕННЫХ для простых левитов контактов с мертвыми родственниками еще включает в себя сына, дочь и, по мнению РАШИ (на этот стих. РАШИ ссылается на Сифра и Йевамот 22 б) еще и жену. Этих троих людей нет в прямом тексте запрета назиру из нашей недельной главы (не заметим некоторое отличие в описании сестры в обоих списках, так как оно для нас в обсуждаемом контексте не релевантно). Заметим только, что появление этих родственников (жены и детей) в родстве назира связано с его действиями в мире, а упомянутые в списке его родственники являются для назира объективной реальностью, появление которой от него самого не зависит.

Мы не будем делать вывод о разрешении для назира контактов с умершими женой, сыном и дочерью — ему явно запрещен контакт с любой смертью и даже случайная смерть в его присутствии разрушает его статус назира и требует начать заранее объявленный срок назирута сначала. Отсюда может быть сделан вывод как о запрете для назира на контакт с мертвыми женой, сыном и дочерью в рамках общего запрета на его контакт со смертью. Но также может быть сделан вывод (скорее всего, неверный) о том, что одним из условий принятия назирута Тора имеет ввиду отсутствие у начинающего назира жены и детей, а потому и имеется принципиальная невозможность для него попасть в контакт с их мертвыми телами. Тогда скорее нужно говорить о назирах как о молодых еще не женатых людях, которые назирутом пытаются укротить свое молодое «половодье чувств» (при том, что разрешенные связи с женщинами, наличие жены и детей назиру формально не запрещены).

История Шимшона из книги Судей, назира от рождения и женившегося, явно стоит особняком и мудрецы активно обсуждают право родителей «навязывать» ребенку назирут, да еще пожизненный, от рождения. А ведь его мать не ела производные винограда еще до его рождения (с момента встречи с ангелом), поэтому назирут Шимшона фактически начался до его рождения, хотя контакт со смертью как его матери (с умершими ее окружения), так и его самого не разрушал назирута, который был пожизненным и, следовательно, ни при каких обстоятельствах не мог начаться сначала. Также и вино не требовало начинать назирут сначала, хотя и явно подразумевало грубое нарушение условий назирута и необходимость его строгого и правильного продолжения. Не задано, какими путями для пожизненного назира следует исправлять случающиеся случаи нарушения условий назирута.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.