Борис Гулько: Из евреев в греки

Loading

Мне на глаза всё почему-то попадаются православные клирики-евреи. Депрессивное самоощущение еврея — продолжателя дела известного священника А.Меня, зарубленного единоверцем топором, в единственном из сохранивших доктрину антисемитизма направлении христианства… Почему у этого еврея нет спасения без церкви?

Из евреев в греки

Борис Гулько

Я принадлежу к модерн ортодокс (МО) иудеям. МО стремятся соблюдать заповеди Торы, и в то же время овладеть светскими знаниями и профессией. Во время празднования Хануки уважаемый член нашей синагоги профессор психологии заметил — не поражение ли наших предшественников мы празднуем?

На протяжении своей истории евреям пришлось тесно общаться со многими народами. На лекции лингвиста А.Ю. Милитарёва я узнал, что евреи удивительно мало вынесли из своего пребывания в Египте. В еврейском языке профессор насчитал всего около 30 египетских слов, в египетском же — порядка 300 еврейских. Многие — для важнейших понятий. Куда более сущностным, чем с египтянами, оказалось для нас столкновение с греками.

В 332 году до н.э. Иудея стала частью империи Александра Македонского. В последующие века её контролировали то греческие правители Египта Птолемеи, то греческое сирийское царство Селевкидов. Восстание Хасмонеев (167-142 годы до н.э.) восстановило независимость Иудеи, но и столетия после того греческое влияние на евреев было велико. Основанная Македонским и названная в его честь Александрия многие века оставалась одним из главных культурных и экономических центров и греков, и иудеев.

История античных греков исключительна. Они создали практически все науки и искусства. И достигли в некоторых из них совершенства, не превзойдённого доныне. Вряд ли кто назовёт писателя крупнее Гомера или философа — ровню Платону и Аристотелю. А найденная в Риме в 1505 году копия скульптуры «Лаокоон», созданной в Пергаме в 200 году до н.э. была предметом зависти гениального Микельанджело.

Так что объекты национальной гордости евреев: учёные — нобелевские лауреаты, великие художники, поэты, писатели, музыканты — все они наследуют традиции, перенятой нами у эллинов. Даже Карл Маркс, гордиться которым особой охоты нет, написал свою докторскую диссертацию о философии античного грека Эпикура.

Греки, впрочем, получили от нас даже больше. Они приобрели религию.

Верования эллинов были красочны. Они обильно питали искусства. Но не выдержали 400-летнего соперничества с иудаизмом и были отвергнуты. Начало этому процессу положил перевод Торы на греческий, организованный Птолемеем II Филадельфом в 3 веке до н.э. Этот текст приобрёл название Септуагинта.

Два с половиной века, начиная с восстания Хасмонеев и до катастрофы разрушения Второго Храма в 70 году н.э., были полны внутренних религиозных войн евреев. Основными соперниками являлись секты саддукеев, к которой принадлежали первосвященники — по некоторым мнениям — все первосвященники периода Второго храма, храмовая знать, а также люди зажиточные, и фарисеев — ревностно религиозный простой народ. Семейство Хасмонеев по статусу должно бы относиться скорее к саддукеям, но по взглядам было фарисейским. Однако их потомок, правивший в следующем поколении — Гиркан I — примкнул к саддукеям. В войне его сына Александра Яная с фарисеями, по сообщению крупнейшего еврейского историка древности Иосифа Флавия, писавшего — характерно — на греческом, погибло 56 тысяч евреев. Война за престол между двумя сыновьями Александра Яная завершила независимость Иудеи — один из сыновей в 63 году до н.э. призвал на помощь Гнея Помпея с римским войском.

Ко времени восстания против римлян — к 66 году н.э., еврейское общество состояло из ненавидевших друг друга саддукеев и фарисеев, экстремистов зелотов, террористов сикариев. Их разбавляли эллинизированные евреи. Набирала популярность секта назаретян. Эти верили, что Машиах уже объявлялся. Римляне Машиаха распяли, но тот ожил, являлся своим ученикам и обещал прийти вновь. О том ходило немало сказаний, но канонизированные позже Евангелия ещё написаны не были.

Существовала также секта ессеев. Эти удалились от общества к Мёртвому морю в Кумран, в котором припрятали рукописи, которые находят доныне. Проповедуя безбрачие, ессеи потомства не оставляли.

Все названные секты между собой — мягко говоря — не ладили. Крайне враждебной была реакция на назаретян, что нашло отражение даже в добавлении к тексту ежедневной молитвы. Сравним: сегодня многие члены одной из значительных хасидских общин верят, что их покинувший наш мир реббе — Машиах. И они остаются важной частью еврейского мира.

Когда в ходе восстания 66 года римляне осадили Иерусалим, в том продолжалась гражданская война между тремя еврейскими группами. Одна из них сожгла склады с продовольствием. Среди осаждённых — по Флавию — 1 100 000 человек, умерли от голода. Остальных продали в рабство. Наши мудрецы определили, что потерей Второго Храма и страны мы были наказаны за беспричинную ненависть друг к другу.

В исторической перспективе катастрофу войн с римлянами пережили лишь фарисеи и назаретяне. Но последние в основном — среди греков, примкнувших к этой еврейской секте. Иудейский «апостол язычников» Павел, возглавивший секту после казни евреями его предшественника — брата Иисуса Якова, разрешал неевреям присоединяться к назаретянам без прохождения обрезания. Греки приняли приглашение.

Моментом, с которого христианство стало самостоятельной религией, а не иудейской сектой, явился Никейский собор 325 года. На нём христиане заменили Шаббат воскресением и признали Иисуса богом. Второе было в традиции римлян, обожествивших не только великого Юлия Цезаря, но и никчёмного Клавдия. В еврейском понимании Всевышнего для подобного расширения места нет.

Впрочем, идея троицы стала причиной и многих внутрихристианских конфликтов. Так в 13 веке против её противников катаров был организован Альбигойский крестовый поход, уничтоживший около миллиона человек.

Христианство, ставшее крупнейшей мировой религией, своему распространению обязано, похоже, симбиозу еврейской и греческой составляющих. Вклад эллинизма — весомый довесок к еврейской теологии — идущая от греков эстетика.

Музыка Генделя и Баха, мадонны Леонардо, Рафаэля и Мурильо, работы лучших скульпторов, архитектурное совершенство многих соборов явились грандиозной эмоциональной добавкой в богослужение.

В 1992 году в кафедральном соборе Леона — бывшей столицы Леоно-Кастильского королевства, я попал на выставку «Музыка и религия». В величественную базилику свезли со всей Испании скульптуры и картины, изображающие музыкальные сюжеты из Библии, откуда-то из-под купола звучала чарующая музыка. Не думаю, что можно вызвать больший эстетический восторг. Это было на грани эротики.

А двумя годами позже я показывал семье Париж. Мы шли по правому берегу Сены вдоль величайшего архитектурного шедевра мира — Нотр Дам де Пари. Открывавшиеся всё новые перспективы здания захватывали дух. Мой 13-летний сын Давид провёл предыдущий год в Израиле и стал там ревностным иудеем. «Когда придёт Машиах, этот собор превратится в синагогу» — предположил он.

Отсутствие зримых объектов при еврейском богослужении объясняется второй Синайской заповедью: «…Не делай себе изваяния и всякого изображения того, что в небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им…» Можно предположить, что имеются в виду реалистические изображения.

С возникновением модернизма появились замечательные еврейские живописцы. Камиль Писсаро, Хаим Сутин, Амадео Модильяни, Марк Шагал стали основателями новых направлений, порой состоящих только из их создателя. Музей Шагала в Ницце «Библейские образы» являет миру замечательную еврейскую живопись на темы ТАНАХа. Но в синагогах по-прежнему изображений нет.

В ХХ веке христианские направления, утилизовавшие в богослужении эстетику, увяли. Сначала случилась страшная катастрофа в России. Православный народ в гражданской войне пожёг церкви, перебил 11 миллионов единоверцев и, походя, несколько сот тысяч евреев. Полвека спустя католики в Европе без повода забросили свои соборы.

Сейчас российские власти пытаются вернуть в страну религиозность. Для возрождения духовности необходима центральная идея. Какова она?

В последнее время я состоял в переписке с двумя православными священниками. Один из них, ссылаясь на слова апостола Павла, что «если не было Воскресения Христова, то тщетна вера наша и упование», написал в своей статье: «Факт Воскресения Христова — одна из самых важных, а учитывая эти слова «Апостола языков», может быть наиважнейшая из основ нашей веры». Другой выразился проще: «Если Христос умер и воскрес — истинна наша вера». Я спросил первого:

— Если души, как мы знаем, бессмертны, то статус Иисуса отличается от других тем, что у него осталась бессмертной не только душа, но воскресло и тело. Однако тело не может попасть в духовные миры, где нет места для материальности. Где тогда пребывает Иисус со своим телом? У самого Всевышнего, как мы знаем, телесной формы нет, и версия Микеланджело из Сикстинской капеллы — лишь красивая аллегория. У евреев есть представление, что в теле остался пророк Элиягу. В трудную минуту он может выручить человека. Ему в пасхальный седер мы наливаем бокал вина и открываем дверь. Но мы полагаем, что он не умер, а находится где-то в этом мире.

Другому священнику я написал, что не понимаю важности его доказательства:

— Пророк Элиша воскресил юношу. Сам Иисус воскресил Лазаря. И что? По тем временам это были будни. Воскрешённый Элишей юноша, еврейская традиция говорит, вырос в пророка Иону. Тот провёл 3 дня в чреве рыбы и остался жив. Это куда большее чудо, чем воскрешение из мёртвых, которое, по пророку Езекиилю, нам всем предстоит.

Я недоумевал: ТАНАХ (Ветхий завет) сообщил христианам о Синайском откровении, о 10 заповедях. Им даны псалмы Давида, пророки, писания. Почему вся вера моих корреспондентов зависит, как они пишут, от случившегося 2 тысячелетия назад воскрешения одного еврея? Но потом я осознал: если не это небольшое по еврейским меркам чудо, то христианство будет неотличимо от его материнской религии, сольётся с ней и исчезнет.

Протестанты евангелики, как евреи, следуют запрету на изображения в своих молельных домах. Важным фокусом их духовной жизни являются происходящие в последний век чудесные преображения евреев — возвращение наше в Страну Израиля, сверхъестественные победы вроде одержанной в Шестидневной войне, годовщину которой мы отмечаем в эти дни. Как и евреи, евангелики ожидают после чудесного возрождения Израиля приход Машиаха. В личности его они с евреями расходятся, но этот тёмный вопрос будущее разрешит само.

Евангелики — это единственное динамичное христианское направление, оно насчитывает в США 60-70 миллионов последователей. Их активная поддержка еврейского проекта в Земле Израиля, похоже, обеспечивает им самим духовную помощь Небес.

А что же с прямым наследием греков — православием? Мне на глаза всё почему-то попадаются православные клирики-евреи. Депрессивное самоощущение еврея — продолжателя дела известного священника А.Меня, зарубленного единоверцем топором, в единственном из сохранивших доктрину антисемитизма направлении христианства, выражено в строках стиха преподавателя богословия И.А.Забежинского: «Из Церкви можно уйти, только потеряв разум… это горькое понимание того, что и со мной уже могло бы случиться или даже может еще случиться в любую минуту… Да будь у нас хоть трижды неблагоразумный патриарх. Да будь у нас хоть четырежды самодуры епископы, жадные до денег и до власти. Да будь они хоть на 90 процентов все голубые-преголубые… … Господи, упаси нас от этого безумия… Без Церкви нет спасения».

Почему у этого еврея нет спасения без церкви? Не о нём ли строки Мандельштама:

Свое родство и скучное соседство
Мы презирать заведомо вольны.

Видно, наше соперничество с греками ещё не завершилось.

Print Friendly, PDF & Email

19 комментариев для “Борис Гулько: Из евреев в греки

  1. Елене Бандас.
    ——————————-
    То, что они «воздвигли», не что иное, как заурядный ПЛАГИАТ (во многом).
    Вызывает, как минимум, удивление ваш пассаж, о «костях родительского учения».
    Не рано ли вы его «похоронили» ?
    Помоему, это «учение» ещё благополучно ПЕРЕЖИВЁТ многих …

    1. Б.Тененбаум 2 июня 2017 at 14:07
      ислам просто несовместим с наукой.
      ==
      Какая дикая глупость.
      ++++++++++++++++++++++++++++
      т.е. ислам совместим с наукой? 🙁

  2. «Насчёт религии — сущая правда, если считать евреев христианами». Сущая правда — ибо евреи дали народам, и грекам среди прочих, единобожие, монотеизм. В эпоху языческих верований. С этим основным постулатом Гилеля — «Не делай другим того, что не хочешь, чтобы делали тебе» — как выражением сути иудаизма. Авторство этот выражения сейчас приписывают даже Конфуцию. И не по воле евреев две другие проросшие из иудаизма монотеистические религии воздвигли свои храмы на костях родительского учения, в конкурентной борьбе сделав всё для его уничтожения. Как христианство, так и Ислам.

    1. «И не по воле евреев две другие проросшие из иудаизма монотеистические религии воздвигли свои храмы на костях родительского учения….»
      ————————————————————-
      Моя дорогая супруга, иногда, когда дети ее сильно донимают, говорит им: «Не забывайте, что вы построили свои жизни (имеется в виду «свои организмы», Е.Л.) из меня!», то есть из ее костей.

  3. Ефиму Левертову: население Иудеи в период перед восстанием Еврейская энциклопедия оценивает в 8 миллионов — 10% населения Римской империи. На три главных праздника все мужчины страны должны были совершить паломничество в Иерусалим. Они оказались заперты там после песаха — когда римляне осадили его. Это показывает нам, что закон о паломничестве выполнялся не строго — в городе оказалось всего 1200000 человек — по Иосифу Флавию.

    1. Античные историки склонны завышать цифры. Сегодняшняя оценка населения Иудеи того времени — 2 млн жителей, а максимальное число жертв Великого восстания не более 600 тыс. человек. Но и это много. Израильский ученый Исраэль Ронен пишет: «Невозможно определить численность населения города в дни осады. Если принять число постоянных жителей за 50 000-80 000 человек, то можно предположить, что с прибытием в Иерусалим беженцев из всех районов страны, его население удвоилось или даже утроилось». («Иерусалим под властью Рима», Тель-Авив, 1997, стр. !69). Там же сказано: «Силы повстанцев насчитывали, по его утверждению (И.Флавия, Е.Л,), менее 25 000 человек….Из данных, приводимых Иосифом Флавием следует, что римские войска насчитывали около 65 000 солдат» (стр. 168).

      1. См. также «Иудейско-римские отношения периода Хасмонейских войн и восстаний евреев против Рима (161 г. до н.э.-135г. н.э.). Краткий обзор» (http://hedir.openu.ac.il/kurs/jerus/levertov.html): «В результате разрушения Иерусалима и Храма, в результате ВСЕЙ ИУДЕЙСКОЙ ВОЙНЫ погибло около 1 миллиона человек (Кассий, Дубнов)…» (выделение мое).

  4. По мнению Умберто Кассуто (1883-1951) можно установить определенное соответствие этапов создания эпосов в древнем Израиле и в Древней Греции. Первоначальная основная задача таких эпосов было развлечение слушателей. Однако Пятикнижие не хотело опускаться до этого уровня. Его целью было дать “высокие предначертания народу, которые станут наследием этого народа и источником благословления для всего человечества”(Кассуто). Кассуто считает те повествования очень древними, недалеко по времени отстоящими от эпических песен, аналогов созданных греческими логографами. Однако в духовном смысле различия греков и рассказчиков Пятикнижия огромны, хотя и сопоставимы в части этапов развития, т.к. в обоих случаях еще нет использования методов научной истории. Однако, Пятикнижие стремилось к другой, более высокой цели воспитания народа, а не для написания истории ради истории. Последняя цель появилась у греков после логографов (Геродот), а у евреев – в период государственного и социального развития Израиля (Соломон). Результат сходен, однако греки опоздали в этом примерно на 500 лет. Мне кажется сопоставление этапов развития библейской литературы с развитием литературы в Древней Греции односторонним, работающим на заранее заданную теорию. Хочу предположить, что на развитие библейской литературы в большой степени влияли процессы в соседних регионах – Египте и Месопотамии. Имело место также внутреннее саморазвитие жанра, создаваемого народом и его историей, в частности, вследствие существования одного из влиятельных государств Ближнего Востока того времени – царства Давида – Соломона – Езекии – Иосии до его гибели от Вавилона.

  5. «Когда в ходе восстания 66 года римляне осадили Иерусалим, в том продолжалась гражданская война между тремя еврейскими группами. Одна из них сожгла склады с продовольствием. Среди осаждённых — по Флавию — 1 100 000 человек, умерли от голода. Остальных продали в рабство».
    —————————————————————
    Население Иерусалима, конечно, не превышало 100 000 человек, по некоторым данным — 80 000.

  6. (Книга “Исход” (“Шемот”) подробно рассказывает о написании слов завета, десятисловия, на каменных скрижалях, вместо разбитых, и о создании ковчега завета. “И взял Моше и положил откровение в ковчег… И сделали пластинку из чистого золота и начертали на ней письменами печатной резьбы “Святыня господня”, и на двух камнях оникса работою резчика вырезали имена сынов Исраэлевых – шесть имён на одном камне и шесть – на другом”). То есть, согласно традиции, еврейский народ принёс в Ханаан буквенное письмо.

    ”Греки почитали Моисея наравне со своими богами и героями, особенно Гермесом; его заслугой считали изобретение еврейской письменности, которая явилась предшественницей финикийского письма и, соответственно, греческого” (Пол Джонсон. Популярная история евреев. М., Вече, 2001).
    От самодеятельных патриотов уточню: евреи вошли в Ханаан с письмом печатной резьбы, каким и теперь мы пишем — не с иероглифами, не с клинописью, Наименование буквенного письма финикийским — как название цифр арабскими, по имени тех, кто транспортировал открытие другим народам. А далее — финикийское письмо звучит намного благопристойнее, чем еврейское. Как Палестина, по сравнению с Иудеей, не правда ли? Относительно тона полемики и размашистого наклеивания ярлыков — и говорить в очередной раз неохота. Сопоставлять степень самодеятельности оппонентов — занятие непродуктивное.

  7. «Евреи дали грекам не только религию, но и письменность».
    Насчёт религии — сущая правда — если считать евреев христианами.
    «Дали письменность» — почти то же, что лампочка не Эдисона, а Яблочкова, а паровоз — Ползунова, а не Стеффенсона. Между прочим, Ползунов, действительно, имел отношение к паровозу, а Яблочков к лампочке — и если процесс изобретений исчислять с удобного для инсинуаций момента, то получается убедительно. Это обычная практика многих самодеятельных патриотов.

  8. Евреи дали грекам не только религию, но и письменность. Греки начали писать где-то в 8-м веке, сформировалось их письмо к 5-му веку до н. э.. В то время как не только Тора, но и книга пророка Шмуэля (Самуила) были написаны гораздо ранее (последняя — в 11 веке до н.э.). Начали греки писать, как евреи — справа налево и без гласных, а их алфавит начинался видоизменением алеф, бет, гимел в альфа, бета, гамма. И далее — из наших каф, ламед, мем, нун — их каппа, ламбда, ми, ни… — в тех же последовательностях.
    Что касается арабских цифр — их арабы принесли в Европу из Индии, подобно тому, как секрет изготовления бумаги — из Китая. Хорошо, конечно, что заинтересовались и запомнили, а далее европейцы приписали носителям — авторство.

    1. Евреи дали грекам не только религию, но и письменность.

      ****

      Если уж на то пошлО, то и греческая, и еврейская письменность происходят от финикийского письма — первейшего из алфавитов.


      Касательно арабских цифр и т.п. Во-первых, «внедрение» иногда важнее изобретения — вспомните д-ра Герцля, во-вторых, роль арабской и мусульманской культур и без цифр и бумаги нельзя переоценить: Вы, как я понимаю, алгебру в школе учили, алкоголь, хоть как дезинфицируюшее средство употребляли, об Авиценне, Бируни, Разесе и других величайших ученых, конечно же, слыхали.

    2. «Начали греки писать, как евреи — справа налево и без гласных»
      ——————————————————————-
      Я где-то читал, что сначала евреи писали, как «пахали плугом» — спускались строкой ниже и продолжали писать с той же стороны листа, то есть справа налево, затем слева направо, затем справа налево и т.д.

  9. Кроме греков, арифметику и прочую математику развивали арабские учёные. Арабскими цифрами мы пользуемся до сих пор. Но что-то сломалось, и Центр наук переместился в Европу.
    Может, и в Европе этот Центр разместился не случайно, а только после Крестовых походов, на которые понадобилось 200 лет? Ведь Крестовые походы вымели из Центр. Европы немало бандитствующих Рыцарей вместе с тьмой наглых бездельников, не дававших Обществу поднять своей головы.

  10. Уважаемый Борис Францевич, к сказанному Вами могу добавить несколько слов о древнегреческой арифметике, которая существовала не только в Древней Греции, но и во всей расколовшейся империи, оставшейся после Александра Македонского, в том числе и на территории современного Израиля. Я написал книгу «Основы древнегреческой арифметики» и реконструировал счётное устройство (абак), использовавшееся для торговых расчётов. Не только Иосиф Флавий писал на греческом языке, но и среди кумранских рукописей есть свиток Бабаты, посвященный хозяйственным и юридическим делам и написанный на греческом языке. Если Вас заинтересуют детали, свяжитесь со мной, мой электронный адрес есть в интернете, да и Евгений Михайлович Беркович сможет помочь. Кстати, в ближайшее время, повидимому, в интернет-журнале «7 искусств» появится моя статья, связанная с этой темой.

Добавить комментарий для Ефим Левертов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.