Эдуард Гетманский: Вейцман Самуил Гдальевич

Loading

Начало Великой Отечественной войны встретил на западной границе страны, в Молдавии. Вместо строительства мостов, пришлось их разрушать. Первым был взорван мост через реку Днестр, затем участвуя в отступлении, мостовщикам пришлось разрушить ещё не одно речное сооружение.

Вейцман Самуил Гдальевич

(евреи, ставшие Героями Социалистического Труда в годы Великой Отечественной войны)

Эдуард Гетманский

Эдуард Гетманский

Вейцман Самуил Гдальевич (1917-1993) — инженер-мостостроитель, командир 32-го отдельного мостового железнодорожного батальона, инженер-майор. Родился 22 октября 1917 года в Минске. Еврей. После окончания средней школы в 1935 году Самуил поступил в Ленинградский автомобильный институт, откуда в 1938 году, после окончания третьего курса, добровольно вступил в ряды Красной Армии. Зачислен слушателем факультета путей сообщения Военно-транспортной академии, где ему было присвоено воинское звание лейтенанта. Вейцман окончил Военно-транспортную академию и 5 мая 1941 года присутствовал в Кремле на приеме в честь очередного выпуска, как тогда говорили, академиков Красной Армии. На этой встрече с цветом нового пополнения командиров РККА с большим докладом выступил И.В.Сталин. Советский вождь твердо заявил, что Гитлер сосредоточил на нашей границе огромные силы и что уже в самое ближайшее время начнется война, она стала неизбежной. После доклада начались выступления, первым выступил какой-то полковник, который в духе тогдашней советской пропаганды стал что-то говорить о борьбе за мир. Сталин перебил выступающего: дескать, тот совсем не понимает, что говорит. Война неизбежна, она начнется вот-вот, может быть, уже через несколько дней, а полковник все еще долбит о каких-то мирных инициативах. Молодой лейтенант Вейцман получил направление в Киевский особый военный округ, из штаба округа он был направлен в пограничную зону.

Естественно, прибывшего из столицы командира обступили его новые сослуживцы и засыпали вопросами, как живет Москва и что там думают о предстоящих событиях. Самуил Гдальевич откровенно рассказал о встрече в Кремле и о докладе Сталина. Не прошло и получаса после начала беседы, как зазвонил телефон, и Вейцмана вызвали в штаб, где командир части накричал на него, почему он позволяет себе сеять в войсках антигерманские настроения. Вейцман повторил уже в штабе то, что услышал от Сталина. Командир не знал, как ему поступить. Оставить дело без последствий — можно самому оказаться в роли покровителя провокатора, наказать — может случиться еще худшее: ведь новую оценку обстановки дал не кто-нибудь, а сам Сталин. В конце концов, он принял соломоново решение: не наказывать Вейцмана, но и не позволять ему рассказывать об услышанном в Кремле. По окончании лейтенант Вейцман получил назначение инженером 32-го отдельного мостового железнодорожного батальона. Начало Великой Отечественной войны встретил на западной границе страны, в Молдавии. Вместо строительства мостов, пришлось их разрушать. Первым был взорван мост через реку Днестр, затем участвуя в отступлении, мостовщикам пришлось разрушить ещё не одно речное сооружение. С переходом нашей армии к наступательным действиям характер задач, стоящих перед батальоном, изменился. Действуя у самой линии фронта, мостовики теперь восстанавливали мосты, строили новые.

В январе 1943 года майор Вецйман был назначен командиром 32-го отдельного мостового железнодорожного батальона. Батальон под его командованием успешно выполнял задачи командования по обеспечению боевых действий войск Юго-Западного, Западного и 3-го Белорусского фронтов. Бойцами батальона были восстановлены мосты, имеющие стратегическое значение — в сентябре 1943 года большой мост через Днепр у Смоленска, в июле железнодорожный мост через Западную Двину. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» инженер-майору Вейцману Самуилу Гдальевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот» (№ 182). При временном восстановлении мостов в то время самой трудоёмкой работой была обстройка деревянных опор. Инженерами батальона была разработана опора новой, более рациональной конструкции, что позволило значительно ускорить восстановленные работы. С.Г.Вейцман награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды, медалями. После войны С.Г.Вайцман продолжил службу в железнодорожных войсках. Со своим 32-м отдельным мостовым железнодорожным батальоном, преобразованным в полк с тем же номером, восстанавливал объекты железнодорожного транспорта. В 1946-1950 годах он был главным инженером железнодорожного корпуса.

В 1950-1963 годах служил заместителем командира железнодорожного корпуса. С августа 1953 года, командуя 9-й железнодорожной бригадой, в установленные сроки и с высоким качеством сдавал объекты железных дорог Поволжья. Занимался строительством стальных магистралей в Украинской ССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР в качестве главного инженера и начальника штаба — заместителя командира 1-го железнодорожного корпуса. В 1963-1969 годах С.Г.Вейцман — начальник штаба железнодорожного корпуса. 8 мая 1966 года ему было присвоено воинское звание — генерал-майор технических войск. С 1969 года генерал-майор С.Г.Вейцман был назначен генерал-инспектором железнодорожных войск. С июля 1971 года С.Г.Вейцман был назначен на должность заместителя начальника штаба железнодорожных войск. В годы работы на штабных должностях часто бывал в частях, участвовал в проверках и учениях, передавал опыт молодым воинам. Он пользовался большим авторитетом в войсках. В марте 1978 года генерал-майор Вейцман был уволен в запас по болезни. Жил в Москве, работал в научно-исследовательском железнодорожном институте. Позже выехал в США, где проживала его дочь. Генерал-майор технических войск, Герой Социалистического Труда Самуил Гдальевич Вейцман скончался в Сан-Франциско (штат Калифорния) 21 июля 1993 года.

Вейцман С.Г.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Эдуард Гетманский: Вейцман Самуил Гдальевич

  1. «Советский вождь твердо заявил, что Гитлер сосредоточил на нашей границе огромные силы и что
    уже в самое ближайшее время начнется война»
    ======
    Что-то новое. Другие воспоминатели приводят тогдашние слова Сталина, что «МЫ стали сильнее», а потому будем проводить «активную внешнюю политику». Поскольку делались жесты (доклады, лекции) и демонстративные приготовления к походу на Индию, речь Сталина скорее была обращена к Гитлеру, что СССР вот-вот выступит против Англии. Если не в Индии, то примет участие в высадке германцев в Британии. См. А.Н Осокин. «Великая тайна…»
    Это отвечало тогдашним устремлениям (как я понимаю) Сталина обмануть Гитлера и побудить его к скорейшему вторжению в Британию, что развязало бы тов. Сталину руки в Европе.
    Другое дело, как поняли речь Сталина «академики» вроде Вёйцмана, особенно если они сидели в конце стола и плохо слышали (глухие) слова Сталина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.