Ханнес Штайн: У ненависти есть будущее. Перевод Льва Мадорского

Loading

Ханнес Штайн

У ненависти есть будущее

Перевод с немецкого Льва Мадорского

Ненависть к евреям, снова становится делом  обыденным. Не исключаю, что вскоре ненавистью этой, как и в прошлые времена, будут гордиться. Действительно, в добрые старые времена кайзеров и королей антисемитизм в Германии не считался чем-то позорным. Антисемиты открыто называли себя антисемитами. В  монархии Габсбургов спокойно существовала «Антисемитская лига», возглавляемая Вильгельмом Марром. Будущие депутаты умело ловили в мутной, юдофобской водичке голоса избирателей. Еврейский вопрос также открыто обсуждался в газетах и журналах, как сегодня обсуждаются в СМИ проблемы супружеских отношений или будущее евро.

В те времена, впрочем, не только антисемиты, но и сами евреи считали, что еврейский вопрос существует. Эта открытость имела, как минимум, одно преимущество: все знали, что антисемитизм был всегда и тему эту можно обсуждать. Лучшей основой  подобного обсуждения для антисемитов была пьеса Шекспира «Венецианский купец», где еврей Шейлок был  воплощением зла и мстительности, а христианская церковь выступала от имени добра и милосердия.

После окончания второй мировой войны, когда мы стали регулярно видеть в кадрах кинохроники живые скелеты в арестантской одежде,   с этим «sit venia verbio» ( мне разрешено было говорить)  было покончено.  Сегодня с определённой долей сарказма мы можем сказать, что  нацисты оказали антисемитам медвежью услугу. Теперь антисемиты ассоциируются у нас  с массовыми захоронениями, крематориями и газовыми камерами. Антисемитизм превратился в «преступление, о котором не говорят вслух».

Примерно, то же самое происходило не так давно с гомосексуализмом. Долгое время это было «преступлением, о котором не говорят вслух» Под гомосексуализмом подразумевалось нечто ужасное. В Англии называли  отношения голубых Содомией, что, собственно, означает совокупление с животными. Этот явно преувеличенная и несправедливая оценка действий гомосексуалистов вызвала парадоксальный эффект: гомосексуалисты в Англии смогли спокойно называть себя гомосексуалистами, так к Содомии они никакого отношения не имели.

Похожий эффект мы наблюдаем сегодня и в отношении к антисемитизму. Антисемиты не любят евреев, открыто об этом говорят, но ни в чём более ужасном  не замешаны. Антисемитизм снова становится темой, на которую можно открыто говорить.

Немецкому журналисту Якобу Аугштайн теперь не нужно прятаться и скрываться. Более того, журналист уверяет всех, что он не антисемит и ничего такого особенно не сказал.   Вот несколько его «безобидных» утверждений.  Израиль навязывает всему миру «политику ультиматумов». Насилие в Ливии, Судане и Йемене используют в своих интересах американские республиканцы и правительство еврейского государства. Израиль сегодня  поставил под сомнение своё право на существование.  Ультраортодоксы в Израиле ничем не отличаются от исламских фанатиков.  Газа, это лагерь несчастных беженцев-палестинцев, который создало и  взрастило само еврейское государство.

Некоторые считают, что  нет смысла критиковать высказывания Аугштайна хотя бы потому, что это полный  вздор и бессмыслица. Возможно, они правы, но надо полностью осознать, что это не просто вздор и бессмыслица, а  антисемитский вздор и бессмыслица. Большинство  не согласных с Аугштайном,   критикуя его,  снисходительно похлопывают по плечу: «Ну, с кем не бывает». Так, например,  Генрик М.Бродер, который в открытом письме  в газете «Мир»,  возразил Аугштайну. Бродер возразил, но   так мягко и уважительно, что в целом получилось почти любовное послание.

Единственный, кто расставил всё по своим местам, был центр Симона Визенталя в Лос- Анжелосе. Здесь внесли Аугштайна в список первых 10 антисемитов 2012 года. Не слишком ли много чести?

Впрочем, всё не так однозначно. Не надо забывать, что  Якобу Аугенштайну никто, фактически, не возразил в резкой форме и по существу, так как мнение главного антисемита разделяют как большинство немцев, так и большинство европейцев.

В общем хоре мнений по поводу высказываний Аугенштайна,   запомнилось одно, которое я разделяю: «Раньше быть антисемитом считалось позорным. Сегодня многие это обвинение не воспринимают всерьёз». Не исключаю, что придёт время, когда враги евреев будут называть себя антисемитами  с гордостью.

«Преступление, о котором не говорят вслух», снова выплывает из небытия. Единственно, что может этому помешать — еврейское государство. Но если вдруг страшное случится и на месте Тель-Авива возникнет радиоактивное пепелище, то, приблизительно, ещё одно поколение европейцев снова будет проливать крокодиловы слёзы.

От переводчика: спасибо посетителю «Гостевой» Achkusa, обратившего внимание на эту статью в газете «Judische Allgemeinde» январь, 2013, Hass hat Zukunft.

Об авторе: Ханнес Штайн (Hannes Stein) — корреспондент в США немецкой газеты «Judische Allgemeinde».

Print Friendly, PDF & Email

11 комментариев для “Ханнес Штайн: У ненависти есть будущее. Перевод Льва Мадорского

  1. От того,что Гитлер и его режим были сокрушены и на смену ему пришли, с помощью победителей, другие правители, не могло способствовать снижению антисемитских настроений. немцев. Это слишком очевидно. Поверженному в войне немецкому народу и его обновленной власти требовалось смириться с новой политической ситуацией, принудившей их к покаянию перед еврейским народом.Антисемиты не исчезли,.но пропали условия,при которых они могли свободно и с гордостью об этом заявлять.
    Но время течет и все меняется. Возможен в будущем рост антисемитизма. Накопившиеся за долгие годы потенциальная энергия ненависти сможет выплеснуться наружу и воплотится в антисемитские акции.Можно лишь надеяться, что они не обретут былого чудовищного, как при нацизме, размаха.

  2. Антисемитизму сотни и тысячи лет. Он никуда не делся и не денется. Искать его причины и истоки – дело бесполезное. В последнее время антисемитизм замечен даже в Израиле.Как и все на ссвете он будет то затухать, то возгораться. Переживем!

    Действительно, уважаемый Акива! Вы правы. Хотя до конца этот феномен никто не смог понять и объяснить.

  3. Антисемитизму сотни и тысячи лет. Он никуда не делся и не денется. Искать его причины и истоки — дело бесполезное. В последнее время антисемитизм замечен даже в Израиле.Как и все на ссвете он будет то затухать, то возгораться. Переживем!

  4. Всё очень просто. Можно не подводить идеологическую базу.
    Каждый человек использует сложившуюся ситуацию, чтобы получить жизненные ресурсы за счёт других человеков.
    Простейший пример — с евреями в СССР.
    После революции, получив равные права с остальными гражданами, евреи стремились получить образование — в основном педагогическое и медицинское, и занять соответствующее место в обществе. По сравнению с возможностями, существующими для молодёжи в местечках, это был большой шаг вперёд.
    При мере развития государственного антисемитизма и введения процентных норм для евреев, становилось всё труднее для них конкурировать НА РАВНЫХ с представителями других национальностей.
    Представители всех национальностей в полную силу использовали фактор государственного антисемитизма.
    Это касается всех стран и людей всех национальностей и религий.
    БЫТИЁ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ.

    1. Представители всех национальностей в полную силу использовали фактор государственного антисемитизма

    2. Вы пишете: «Представители всех национальностей в полную силу использовали фактор государственного антисемитизма»

      Я хочу отметить любопытный феномен: всё -таки не все национальности в равной мере. В среднеазиатских и кавказских республиках уровень антисемитизма значительно ( на порядок) ниже, чем с славянских. Объяснить это как-то убедительно не берусь…

  5. «Любопытно, что его позицию поддержал и Центральный совет евреев Германии, посчитавший, что Центр Визенталя в данном случае не собрал достаточное количество информации. К тому же главная еврейская организация ФРГ однозначно дистанцировалась от обвинений Аугштайна в антисемитизме. Встали на защиту немецкого журналиста и федеральные политики, причём из абсолютно различных лагерей. Поддержку Аугштайну в его работе уже высказали заместитель председателя партии христианских демократов Юлия Клёкнер (Julia Klöckner) и глава фракции Левой партии в Бундестаге Грегор Гизи (Gregor Gysi). »
    @http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=8539&Itemid=13@
    @http://www.hadashot.kiev.ua/content/chto-obshchego-mezhdu-antisemitizmom-i-zapahom-tela@

    1. Игонт: Любопытно, что его позицию поддержал и Центральный совет евреев Германии, посчитавший, что Центр Визенталя в данном случае не собрал достаточное количество информации. К тому же главная еврейская организация ФРГ однозначно дистанцировалась от обвинений Аугштайна в антисемитизме.Уважаемый Игонт! О позиции Центрального Совета Евреев я не знал. Откуда у Вас эта информация? Немного странно, потому что газета, где помещена статья, как раз орган Совета.

      Уважаемый Игонт. Спасибо за комментарий. О позиции ЦСЕГ я не знал. Откуда у Вас информация? Немного странно, так как газета, где помещана статья, орган Совета.

      1. Извините, уважаемый Игонт. Я не заметил сначала Вашу сноску на газету «Русская Германия»

  6. «Они любить умеют только мертвых» — Ханнес Штайн прав, — особенно это правило относится к мертвым евреям. Их все любять и жалеют. Но еще больше жалеют живых палестинских девчушек. Перевод звучит прекрасно. А так как в добросовестности переводчика сомневаться не приходится — значит отличная работа, Лев.

    1. Согя Тучинская:
      “Они любить умеют только мертвых” – Ханнес Штайн прав, – особенно это правило относится к мертвым евреям.

      Спасибо, Соня за отзыв. По поводу приведённой Вами цитаты хочу добавить в её подтверждение: меня поразило в Германии, что еврейские кладбища после всего того, что произошло, не были тронуты нацистами.

Обсуждение закрыто.