Оскар Шейнин: Достоевский и его «Еврейский вопрос»

Loading

Но еврейское псевдо-мессианство, о котором упомянул Достоевский, совместно с его собственными высказываниями (см. ниже), вполне могло послужить исходной точкой для автора (авторов) позднейших поддельных Протоколов Сионских мудрецов.

Достоевский и его «Еврейский вопрос»

Оскар Шейнин

Мы имеем в виду его Дневник, статьи, записные книжки, т. 3 за 1877 г. М., 2005, с. 91 — 116. Так называлась вторая глава этих записных книжек. Об этой главе писали многократно, и мы постараемся повторять известное как можно меньше.

  1. И начнём с того, что Достоевский (с. 92) очень часто называет еврея жидом, но не думает, чтоб это было так обидно … Вопросы, относящиеся ко многим лицам, тем более к народу, можно решать только статистическими исследованиями. Но автор продолжает: жид и производные слова обозначают известное понятие, направление … Во всяком случае эти слова постоянно встречались в сочинениях русских классиков, см. Лежава (2009). Добавлю к Пушкину и второстепенного персонажа (ротмистра) из первой главы его Капитанской дочки.

Но оказывается (Википедия, Жид), что в 1787 г., во время проезда Екатерины II через Шклов, местные евреи ходатайствовали перед ней о запрете этого унизительного для них слова. И императрица повелела исключить его из официальных бумаг. А к концу XIX в. слово жид исчезло из словаря образованных и прогрессивных русских. И вот Шлёцер (1823/1827, с. 155), сын известного учёного А. Л. Шлёцера, многолетний профессор Московского университета:

Назначать имена народу — обычная пошлая манера.

И вспомним слово самоед, исчезнувшее оскорбительное название всех северных народов.

  1. Достоевский (с. 102) утверждает, что евреи предпочитают лишь одну профессию — торг золотом и много что обработку его. Последние слова мы понимаем как разве лишь ювелирное дело, но автор упирает на первую половину своей фразы. А цель евреев? Если и не унести золото в Иерусалим, то в силу инстинктивно-неудержимого влечения. Должен был Достоевский знать: несколько столетий христианская церковь запрещала заниматься финансовыми операциями, вот евреи и заняли эту отдушину. К тому же, с золотом легче скрываться от погромщиков.
  2. Достоевский обвиняет евреев в том, что они набросились и на освобождённых крестьян (с. 96), и на освобождённых негров в Америке (с. 97), оплели их вековечным золотым своим промыслом, а по поводу русских крестьян добавил: помещики всё же старались не разорять. Здесь же, на с. 97, Достоевский утверждает, что евреи чуть не сгубили водкой литовцев в районе Ковно (Каунаса).

Но вот тургеневский Хорь (Хорь и Калиныч), зажиточный оброчный мужик. Не раз барин предлагал ему откупиться, но он отказывался. Побаивался, — но не евреев, а чиновников. Что же сказать про мужиков попроще? И намного позже освобождения крестьян также в России была разрушена крестьянская община (Чупров 1912). Набросились ли евреи на крестьян? О них Чупров и не упоминает. А по поводу спаивания крестьян (правда, русских) Солженицын (2001 — 2002/2013, т. 1, с. 40) указывает: виноторговля была выгодна помещикам, которые сдавали её в аренду. Там же, на с. 308, Солженицын подробнее сообщает о виноторговле, притом не только в России.

Достоевский (с. 93) цитирует полученное им письмо, не называя отправителя:

Чем русский православный кулак, мироед, целовальник, кровопийца, […] лучше таковых из жидов … ?

Достоевский согласен: все они нехороши, но выступает-то он только против евреев. Попутно заметим, что выражение кулак уже тогда (а может быть и намного раньше) было в ходу.

Анонимным автором письма был Абрахам Урия Ковнер, о котором подробно написал Гросман (1924).

  1. В связи с предыдущим заметим: Достоевский подчёркивает, что евреи нарушают устоявшийся уклад жизни, нисколько не заботятся о русских национальных традициях, как бы взрывают жизнь. Да, в этом он был прав или почти прав. Солженицын (там же, гл. 6, с. 265) поясняет это явление, но нам достаточно привести цитированное им высказывание известного немецкого экономиста, социолога и статистика Зомбарта:

Евреи были передовым отрядом, создавшим мир капитала, и преимущественно в его финансовой форме.

Иными словами, ускорили неизбежный процесс. И добавим, в развитие мысли Гросмана (п. 3): русские буржуи вряд ли были лучше. Одного из них описал А. И. Куприн в повести Молох (1896).

  1. На с. 101 Достоевский недопустимым образом цитирует какого-то неназванного автора:

… Знай, что […] ты един у бога, остальных истреби, или в рабов обрати или эксплуатируй …

Неизвестный автор в интернете предположил, что это — концентрированное изложение положений Талмуда (но слова эксплуатируй в нём явно не было) в истолковании Гриневича (1876). Вот общее мнение Электронной еврейской энциклопедии о Достоевском, выраженное в статье о нём: он патологически ненавидит народа-богоносца, им руководит национально-религиозное мессианство.

Заметим, во-первых, что истребление остальных и т. д., обращённое к крохотному меньшинству населения, если оно и взято из Талмуда, звучит бессмысленно. Вот быть может более верное мнение известного публициста, М. Гершензона, 1981 г. (Солженицын, т. 2, с. 17): Еврейское царство не от мира сего.

И вот, во-вторых, мессианство Достоевского (конец гл. 2, с. 91):

Мы, Россия, действительно необходимы и неминуемы и для всего восточного христианства, и для всей судьбы будущего православия на земле, для единения его. Так всегда понимали это наш народ и государи его. […] Константинополь (Стамбул) должен быть наш …

Достоевский (с. 99), правда, сообщил, что евреи-заключённые в том же остроге, в котором ему самому пришлось провести несколько лет, чуждались во многом русских, не хотели есть с ними, смотрели чуть не свысока … Солженицын (т. 1, с. 177) добавил: до середины XIX в. за редким исключением даже образованные евреи не знали ни русского языка, ни русской литературы, но владели немецким, — чтобы не отделяться от бога (с. 178 со ссылкой на другого автора). Неуважение коренного населения и глупость несусветная, однако господства над миром этим никак не достигалось.

Но еврейское псевдо-мессианство, о котором упомянул Достоевский, совместно с его собственными высказываниями (см. ниже), вполне могло послужить исходной точкой для автора (авторов) позднейших поддельных Протоколов Сионских мудрецов.

В упомянутой Энциклопедии сообщается о других антисемитских высказываниях Достоевского. В Записках из мёртвого дома (1861 — 1862) насмешливо и недоброжелательно описан еврейский персонаж, а в Братьях Карамазовых (1879 — 1880) говорится о ритуальном употреблении крови христианского младенца. Кровавые наветы (см. в той же Энциклопедии) известны с древности, и были зарегистрированы в Польше в 1946 г. и во многих среднеазиатских республиках и на Кавказе в 1960-е годы. В России самым известным было позорное дело Бейлиса (1911 — 1913), которого всё же оправдали. Достоевский опередил этот навет лет на 30! Эти высказывания, и особенно предсмертный навет 1879 — 1880 гг., сводят на нет его предостережение (Солженицын, т. 2, с. 17 о Дневнике Достоевского, март 1877 г., гл. 3, с. 83 в издании 1929 г.): Окончательное слово об этом великом племени ещё впереди.

Великое племя убийц и людоедов!

Редакторы немецкого издания книги Гросмана (1924/1927, с. Х) цитируют письмо Достоевского 1861 г. в славянофильскую газету День. В нём сказано, что возможное отрицательное высказывание иудаизма о христианстве придётся опровергать, ссылаясь на еврейские источники. Редакторы утверждают, что это свидетельствует об отрицательном отношении Достоевского к равноправию евреев, но мы бы считали, что их вывод неубедителен.

Каким-то образом в статье о Достоевском и его еврейском вопросе американец Пирс (1979) затронул первые годы советской власти:

Кровожадные еврейские комиссары, которые составляли основную долю большевистских вождей, надзирали за кровавой бойней миллионов русских.

Другим американцам (и аналогично авторам из бывших колониальных стран) я сказал бы: Выродок! Разве ты не радуешься тому, что твои предки почти полностью истребили коренное население твоей нынешней страны? Свою статью Пирс опубликовал в органе приверженцев превосходства белой расы, а точнее, белых протестантов английского происхождения. И всё-таки вспомним Солженицына (гл. 16, с. 137): евреи-чекисты не нашли в себе самоудержания. А было ли у русских погромщиков это самое самоудержание?

Но приходится продолжить. В 1919 г. вождями кратковременного революционного правительства Венгрии были в основном евреи, развязавшие террор, которому позавидовали бы Ленин и Троцкий. Неудивительно, что после подавления революции Венгрию захлестнула волна антисемитизма, раньше же венгерские евреи его почти не замечали. См. Солженицын (гл. 16, с. 144).

И вот главное. Лозунг Маркса и Энгельса Пролетарии всех стран, соединяйтесь! означал, что ни на национальные особенности, ни на религию внимания не обращалось. В первую очередь не обращали внимания, конечно же, евреи, что и произошло в Венгрии. Именно так было и в Советском Союзе, и распался он, в частности, по той же самой причине, ввиду пренебрежения религией и национальными особенностями. Катастрофа века (Путин)! Конечно, только с точностью до наоборот. Но первое в мире государство рабочих и крестьян успело напакостить во всём мире. В 1979 г. оно послало в Афганистан ограниченный контингент своих войск, но его пришлось с позором выводить, притом возмутился воинствующий ислам, и пошло — поехало …

Наконец, антисемиты тоже исходят из лозунга Маркса и Энгельса, понимая его расширительно: кто не похож на нас, кто не с нами, тот против нас. Примерно так сказал Иисус (Матфей 12:30, Лука 11:23). Исламистов они почему-то не видят.

Но вернёмся к нашим баранам.

  1. Достоевский (с. 106) признаёт, что

Чуть не девять десятых (евреев) — буквально нищие. […] В самом труде евреев […] в самой эксплуатации их заключается нечто неправильное […] несущее само в себе свою кару.

Само в себе видимо относится к труду и эксплуатации. Но кто, как, почему эксплуатирует евреев? Неизвестно. Но известно, что попытки привлечь евреев к труду на земле оказались несостоятельными (Солженицын, т. 1, с. 74, 112 — 114, 118, 161), в основном потому, что проводились они формально. Но и вообще многие занятия раввины считали недостойными евреев. И скученность (гл.5, с. 216) или, скорее (!) единообразие допустимых занятий в черте оседлости приводило к внутри-еврейской экономической конкуренции (с. 126). В начале ХХ в. и может быть несколько раньше молодые евреи Восточной Европы и Германии, собиравшиеся выехать в Палестину, предварительно обучались рыть ямы, пилить и колоть дрова и пр.

  1. Но вот вывод Достоевского (с. 106): Верхушка евреев воцаряется над человечеством.

Много подобных высказываний содержится в Записной книжке за 1880 — 1881 гг., с. 451):

Жидовство и идея жидовская охватывает весь мир

В Европе один только жид и его банк; он скажет вето и Бисмарк отлетит как скошенная былинка

Жид с корнём вырвет христианство [социализмом] и разрушит её цивилизацию

Погибнет всё богатство Европы, останется банк жида

Антихрист придёт и станет на безначалии

Идеал [моральной] красоты человеческой — русский народ.

Строго говоря, христианской цивилизации никогда не было, была и есть цивилизация иудейско-христианская, хотя фактически евреи не желают знакомиться с Новым заветом, христиане же знают лишь его совершенно искажённый церковный вариант и вряд ли интересуются Ветхим заветом.

Своё последнее утверждение Достоевский косвенно обосновал тем, что истинное христианство осталось только в России, в Европе же царит (противоречащая ему) основная идея буржуазии (Дневник, с. 105). Не скажу, что русский народ хуже, скажем, итальянского, но где же Достоевский нашёл его красоту? В Мёртвых душах? У Салтыкова-Щедрина? Вот фольклор советского времени: Нам нужны подобрее щедрины и такие гоголи, чтобы нас не трогали. Или же автор вспомнил свою героиню, старуху-процентщицу? Имел ли он в виду русского мужика? Но как тогда понять снохачество? А ведь мог Достоевский вместо этой старухи вывести жида-процентщика, да видно не захотел: ведь тогда Раскольников вряд ли стал бы терзаться моральными сомнениями.

Социализм? Да, и даже коммунизм. Но вот незадача: Маркс-то был выкрестом! Банк жида? Достоевский с омерзением указывал, что евреи думают только о деньгах, см. § 2.

И самое важное. Пришёл к власти в Англии всесильный Дизраэли, но никакого еврейского царства в Европе не возникло (о чём Достоевский должен был бы вспомнить), а во время первой мировой войны евреи сражались против евреев. И вот наступил год 1933-й. Вопреки Достоевскому, никакой международной заботы о спасении немецких (пока что) евреев и в помине не было. Напротив, в каждой стране евреи опасались наплыва пришельцев. И прогноз Достоевского сбылся с точностью до наоборот: наступило не царство еврейское, а Катастрофа.

Так почему Раскольников мучительно сомневался: имел ли он моральное право убивать процентщицу, а вот его создатель никаких сомнений не имел о целом народе, ничего не обосновал, да видимо и не думал об этом. Ответ (годный и сегодня): о евреях можно писать почти всё, что угодно …

Библиография

М. И. Гриневич (1876), О тлетворном влиянии евреев … СПБ.

Л. П. Гросман (1924), Исповедь одного еврея. М. — Л. Немецкий перевод: Мюнхен, 1927.

Ирина Лежава (2009), Жид в произведениях Гоголя, Тургенева, Чехова … Проза РУ.

А. И. Солженицын (2001 — 2002), Двести лет вместе, тт. 1 — 2. М., 2013.

  1. A. Chuprov (1912), The break-up of the village community in Russia. Econ. J., vol. 22, pp. 173 — 197.

William Pierce (1979), Dostoevsky and the Jews. National Vanguard, No. 72.

Ch. von Schlözer (1823, франц.), Grundriß der Gegenstände welche in der Theorie der Statistik so wie in der Geschichte … enthalten sind. Göttingen, 1827.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Оскар Шейнин: Достоевский и его «Еврейский вопрос»

  1. 1)» Хорь (Хорь и Калиныч), зажиточный оброчный мужик. Не раз барин предлагал ему откупиться, но он отказывался. Побаивался, — но не евреев, а чиновников»
    — Скорее — своего барина Полутыкина. Тот назначит такую цифру выкупа, что на волю Хорь выйдет без копейки в кармане.
    2) Кто такие были «кулаки» во времена Достоевского, не так ясно. Во всяком случае, не земледельцы времён 1930-х годов, когда их «раскулачивали». Колупаевы и Разуваевы Салтыкова-Щедрина занимались больше торговым бизнесом и распоряжались кредитными деньгами, в т. ч. на уплату податей.
    3)Если речь зашла о Марксе, то не плохо обратить внимание на его статью «К еврейскому вопросу». Где без лишней щепетильности автор обращается к антисемитам, призывая их быть в первых рядах свергателей буржуазного общества.
    Статья, правда, построена так, что Маркс как бы излагает чужие взгляды. Но в общем, он не скрывает, что таковы именно его взгляды.

Добавить комментарий для Шейнин Леонид Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.