Мирон Фишер: Монотеизм и нравственная природа личности

Loading

Мирон Фишер

Монотеизм и нравственная природа личности

Значительную составляющую жизнедеятельности современной личности образуют различные формы общественного сознания, создающие разнообразные модели бытия, как в области науки, так и в религии. Чтобы разобраться в истинности такого утверждения вспомним, что говорил по этому поводу известный русский философ и православный богослов, еврей по происхождению, Лев Шестов. В своем произведении “Афины и Иерусалим” он высказал мысль о том, что “ум ведет к необходимости, а вера ведет к свободе”. Действительно с первых шагов становления личности возникли понятия свободы и несвободы, добра и зла. Они, в сущности, определили требования к установлению гармонии общественного развития: семьи, рода, племени, государства. В качестве организующей первоосновы субстанцию этих форм развития общества определила вера в Бога. Так возникли различные религии, каждая из которых самостоятельно создавала свои, специфические, модели организации общества, устанавливали свои нормы и ценности в отношениях между людьми. Такие модели общественных отношений внутри каждой религии определяли необходимые условия личностной свободы человека. Эта свобода, прежде всего, определяла состояние общественной жизни людей: условия их существования, различные виды права в межличностных отношениях и характер ценностей в области проявления добра и зла.

В рабовладельческом обществе древнего мира, в основном, преобладали политеистические религии, состоящие из множества богов различного назначения. Такая их “специализация” отражала бытующие в реальном обществе отношения между членами семьи, рода, племени, а также в межплеменном плане: работорговлю, человеческие жертвоприношения, убийство гладиатора на арене цирка как форма развлечений и другие отвратительные проявления зла. Так, например, даже в таких развитых обществах античного мира, какими были Древняя Греция и Рим, сохранялись человеческие жертвоприношения.

В этом отношении заслуга евреев состоит в том, что они первыми обратились к вере в одного Вселенского Б-га. Такой исторически свершившийся факт привел к изменению всех прежних, утвердившихся в обществе норм и ценностей общественного устройства. Прежде всего, само содержание субстанции Бога приобрело абстрактный характер. В еврейском сознании Всевышний не является ни объектом, ни субъектом познания. Он осознается как мировой разум, логос, как идея, существующая вне времени и пространства, созидающая мироздание и самого человека. В более распространенном смысле – это идея Б-га, которая дала людям, уверовавшим в нее, образ жизни, совокупность этических норм и нравственных ценностей, определяющих правила поведения в обществе исходя из понимания добра и зла. В этом случае свобода личности состоит в том, что люди могут делать самостоятельный выбор между добром и злом, а результат этого выбора проявляется в реальных поступках личности. Таким образом, вселенская суть монотеизма, то есть веры в одного Б-га, состоит в том, что такая форма проявления веры позволила наилучшим образом сформулировать законы этики, разрешающие и запрещающие людям, верующим в них, совершать добро и творить зло. Свод этих Законов приведен в “Пятикнижии Моисея” или в “Торе”, как принято в иудейской религии называть первую часть Танаха. В Торе всего записано 613 предписаний, в числе которых 248 повелений и 365 запретов.

Такая законодательная природа Торы, активизировавшая самовыражение человека, тем самым, оказала влияние на развитие его представления о добре и зле, о лучшем и худшем. Это позволяет нам сделать вывод о том, что принятие веры в одного Б-га сделало человека личностью в современном ее понимании, а деятельность личности по реализации идей Торы определила смысл жизни “человека разумного”.

Немаловажную роль сыграла выдвинутая в Торе идея избранности евреев, состоящая в их союзе с Б-гом, смысл которой состоит в том, чтобы нести монотеизм в массы и поучать людей добру. Сам Всевышний был объявлен единым вселенским Богом, вере в которого должны следовать все люди. В действительности, такая близость евреев к Б-гу ничего не имеет общего с разговором об их исключительности, они не лучше и не хуже других народов; просто они первыми возложили на себя ответственность веры в одного Бога, что в ту эпоху политеизма (многобожия) требовало проявление большого гражданского мужества. Такой поступок привел к тому, что в тот далекий период четырехтысячелетней истории начала проявляться одна из форм ненависти к евреям – религиозный антисемитизм.

Таким образом, вера в одного абстрактного Б-га определила этику общественной жизни людей, создала пристанище     их среды обитания, а наполнить всем необходимым в ней (среде обитания) сумели древние греки.

В отличие от древних евреев, пришедших к своему видению бытия при помощи веры, греки начинали с мифа в сказаниях Платона, но их процесс познания мира рассматривался сквозь призму своего сознания, своего разума, поэтому они вскоре перешли от мифа к сложным философским рассуждениям Аристотеля. Такая первооснова их познавательной деятельности, их субстанции, определила специфику философского подхода к освоению реальной жизни. Это были, прежде всего, системы формальной и диалектической логики, а также классической композиции, в том числе пропорции, основанные на принципах гармонии Эвклида. Успехи в области науки привели к значительным достижениям в области техники сооружений, а также к различным видам ремесла и декоративно-прикладного искусства.

До сих пор поражает воображение зрителя архитектура древнегреческих храмов, отразивших способность древних мастеров изображать колоннады, в том числе колонны кариатид, а также капитель дорического, ионического и коринфского архитектурных стилей. Неповторимы по красоте скульптуры Фидия; две с половиной тысяч лет сохраняют тайну производства красно-лаковые и черно- лаковые изделия. Античный греческий театр заложил основы сценического искусства, а организация спортивной политики продолжается в современных олимпийских играх. Музеи мира систематически накапливают и бережно хранят многочисленные памятники древнегреческой культуры — первоэлементы необходимых вещей в условиях современной европейской жизни.

* * *

Таким образом, в исторически древний период развития общества евреи в условиях веры сумели прийти к религиозному монотеизму, определив, тем самым, правила жизни общества, а именно – этику и нравственность.

Пример истории древних евреев показывает, что только монотеизм смог проявить себя в качестве веры в добро и зло. На этой основе в будущем сформировалась правовая природа еврейской, а затем и европейской цивилизации.

Переход к монотеизму в эпоху всеобщего господства многобожия представлял подвиг еврейского народа, так как наряду с ним (подвигом) стал формироваться религиозный антисемитизм.

В тот же период древние греки определили свое отношение к необходимому устройству мира на основе логики человеческого сознания, разума. На этой основе сформировалась природа древнегреческой цивилизации.

Создание моделей теории развивающегося общества стало возможно только в условиях веры, которая также необходима человеку, как и логика разума, при моделировании необходимых идей, конструкций и вещей.

Впоследствии диалектика развития идей иудейской веры и греческого разума привела их к образованию европейской цивилизации.

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Мирон Фишер: Монотеизм и нравственная природа личности

  1. Исправляю ошибку и переношу свой пост в дискуссию к статье. Плюс еще соображения.

    В своей новой исторической концепции я объединил известной выражение «Платон тот же Моисей, только греческий» и открытие наших известных физиков, что где-то (в принципе, все равно где) мы потеряли тысячу лет

    Известна точка зрения на историю Никола́я Алекса́ндровича Моро́зова, что культурная история человечества началась в 6 веке нашей эры, а дальше пошла «путаница, которая будет продолжаться еще очень долго, потому что он неправильно за мной записывает.»

    Еще одновременная жизнь якобы разновременных персон может быть оттого, что мы думаем, что живем в трехмерном пространстве, а на самом деле — пространство многомерное. Для иллюстрации возьмите листок и поставьте две точки на некоем расстоянии, А теперь согните лист и сопоставьте две точки. Расстояние между точками магическим образом исчезает.

    А если серьезно, детальное сравнение Моисея и Платона статье не помешает. Но ето сугубо мое личное мнение.

  2. Сергей Чевычелов
    3 Февраль 2013 at 21:11 | Permalink

    Интересно! Можно расширить статью, добавив монотеизм Эхнатона, хоть и не истинный, но все же попытка. А если еще упомянуть, что Плтон и Моисей могли быть одним и тем же лицом, то статья станет еще интересней.
    ——————————————————————————————————
    Уважаемый Сергей, мне лично дуже интересно стало.

    Моисей — как минимум тринадцатый век до н.э. и Платон — конец пятого века до н. э. Понятно, что это одно и то же лицо, т. с. запросто скакнуло через тысячелетие…

  3. Интересно! Можно расширить статью, добавив монотеизм Эхнатона, хоть и не истинный, но все же попытка. А если еще упомянуть, что Плтон и Моисей могли быть одним и тем же лицом, то статья станет еще интересней.

  4. Бог и боженята и ли боги рангом пониже, единый Бог и Ангелы по рангам где разница, её нет.

Обсуждение закрыто.