Александр Коников: Календарь тысячелетий

Loading

Александр Коников

 Календарь тысячелетий

Солнечно-лунный еврейский календарь создан в древности в ходе пастушеской, земледельческой и религиозной практики. В нем для счета дней, месяцев и годов стихийно и неосознанно использовались три природных цикличных явления, остающихся неизменными в течение многих тысячелетий и дающих возможность измерять ход времени: обороты Земли вокруг своей оси, обороты Луны вокруг Земли и обороты Земли вокруг Солнца. Первые два явления проявляются визуально в смене дней и ночей и лунных фаз, а третье – по периодической смене сезонных явлений (климат, дождливые и засушливые периоды, разливы рек и т.п.). С открытия Коперника стало понятно, что периодические небесные и сезонные явления обусловлены особенностями движения тел Солнечной системы.

Основным мерилом времени в еврейском календаре служит (помимо суток) лунный месяц — время между двумя одинаковыми фазами Луны. Начало месяца (рош ходеш)  привязывалось к видимому появлению лунного серпа после новолуния. Математически точное начало нового лунного месяца отвечает среднему положению Луны на том отрезке ее околоземной орбиты, где она обращена к Земле своей неосвещенной Солнцем стороной. Истинное начало месяца на один — полтора дня предшествует появлению молодого лунного серпа (собственно новолунию).

Такое положение умели определять уже танаи (мудрецы первых столетий первого тысячелетия нашей эры). Длительность лунного месяца около 29,5 земных суток (более точно 29 дней 12 час. 44 мин. 3 сек.). В календаре для удобства счета длительность лунного месяца искусственно то уменьшается, то увеличивается так, чтобы лунные месяцы  сопоставлялись с целым числом земных суток (попеременно 29 или 30). Другими словами, период обращения Луны вокруг Земли измерялся бы в календаре целым числом оборотов Земли вокруг своей оси.

Траектория Луны не дает видимой астрономической основы для фиксации периодов, равных или хотя бы близких к солнечному году. Для отсчета периодов, более длинных, чем лунный месяц, пригоден календарь, опирающийся на годовые сезонные изменения, вызванные перемещением Земли по околосолнечной орбите. Каждый календарный день солнечного года соответствует определенной точке на солнечной орбите, через которую в данный день проходит Земля. Такой календарь был создан в Древнем Египте и других древних цивилизациях[1].

Чтобы хоть как-то приблизиться к отсчету природных солнечных годов и при этом сохранить как основу лунные месяцы, был  создан солнечно-лунный календарь. В его основе остается лунный месяц, но помимо лунного месяца, сформирован условный год, более или менее близкий к солнечному. Он составлен из 12 или 13 лунных месяцев. «Лунный год» из 12 лунных месяцев короче солнечного года на 11-12 дней. Сезонные явления в ходе такого лунного года неуклонно смещаются на более ранние числа, любая дата – праздничные дни и т.п. — из года в год смещается с весны на зиму, затем на лето, осень и вновь на весну[2].

«Лунный год» из 13-ти лунных месяцев (такие годы называются високосными) имеет длительность около 384 суток. Он также несоразмерен солнечному году, превышая его почти на 18 дней.

Чтобы придать календарю устойчивую способность исчислять в течение длительных периодов как солнечные годы, так и лунные месяцы, в еврейском солнечно-лунном календаре через один-два года вводится тринадцатый (дополнительный) месяц (второй адар).

Согласно расчетам древнегреческого астронома Метона, дополнительный 13-й месяц надо вводить семь раз в течение 19 лет: на 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19 годы метонова цикла. Благодаря метоновому циклу (235 лунных месяцев или 6940 суток) обычные и високосные годы лунного календаря, остающиеся всегда неравными солнечному году (то короче солнечного года, то превышающие его), сочетаются так, что в течение сотен и тысяч лет календарь в итоге правильно отсчитывает реальное число оборотов Земли вокруг Солнца. Этим обеспечивается постоянное восстановление соответствия дат положению Земли на околосолнечной орбите, климатической цикличности, сезонам года.

Из сказанного видно, что годы еврейского календаря имеют различную длительность: из года в год его даты смещаются относительно дат солнечного года то назад, то вперед. Одна и та же дата еврейского календаря в разные годы приходится на разные числа солнечного календаря. Но при этом она все же не выходит за пределы периода в один-два месяца, оставаясь веками в пределах одного климатического сезона. Так, первый день тишрея  (Рош hа-Шана) приходится преимущественно на сентябрь, реже на октябрь (например: 4.10.2005,  30.09.2008,  9.09.2010,  17.09.2012,  5.09.2013). Праздник Песах всегда приходится на 15-й день месяца нисана, т.е. на полнолуние, но при этом попадает на разные дни солнечного календаря. День праздника блуждает по солнечному календарю в пределах ограниченного отрезка (не более двух месяцев), но никогда не выходит за рамки весеннего сезона.

Годы еврейского календаря не совпадают с границами года по европейскому календарю. Со времени освобождения из Вавилонского плена (V в. до н.э.) первым месяцем в еврейском календаре считается месяц тишрей (до этого первым месяцем года был нисан). Месяц тишрей не совпадает с началом года европейского календаря, а приходится на его девятый или десятый месяц. Из-за этого еврейский год охватывает примерно последние три месяца предыдущего и около девяти первых месяцев последующего года европейского солнечного календаря. Так, 5769-й год, формально считающийся аналогом 2009-го года, фактически охватывает период с 30 сентября 2008 года по 18 сентября2009 г.

О вычислении времени Сотворения Мира 

Яркой особенностью еврейского календаря является его эра (начало отсчета годов), привязанная к акту шестидневного Творения Мира Всевышним, описанному в первых строках Торы (Бытие 1:26). За начало летосчисления мудрецы Торы приняли сотворение человека Адама в шестой день Творения. Прослеженная мудрецами и учеными цепь библейских (описанных в Танахе) и исторических событий, в той или иной мере сохранившихся в памяти  людей, позволила оценить в 3760 лет  время между предполагаемым днем Сотворения Мира (СМ) и началом нового летосчисления.

Имеется возможность проследить ход подсчета этой величины. В книге Бытие (5:1-32) приводится родословная от Адама, в которой указывается длительность жизни «отцов»  и их возраст при рождении первенца. Эти данные позволяют просчитать непрерывный ход времени от сотворения Адама вплоть до рождения Ноя в 1056 году. Следовательно, потоп был в 1656 году после сотворения мира (по другому варианту в 1658 году).  Ниже приводится перечень различных рассматриваемых периодов жизни Адама, Ноя, его потомков (начиная от Шема), Авраама, Моисея (Бытие 11: 10-31, Исход 6: 14-27).

Итак:

Рассматриваемый период

Число лет

От Адама до Ноя

1056

От Ноя до  Авраама

892

От Авраама до рождения Моше

420

От рождения Моше до Исхода

80

                                              Итого

2448

Дальнейший подсчет отражает библейские и исторические события: блуждание в пустыне, овладение Ханааном, правления судей, Саула, Давида и Соломона, эпохи правления царей Иудеи и Израиля и другие события, включая эллинистическую, хасмонейскую и римскую эпохи. По этим соображениям, исход из Египта произошел примерно за 1280 лет до начала новой эры. За начало новой эры принимается год и день рождения Иисуса по версии ученого монаха Дионисия в VI или  VII веке. Годы, подсчитанные по родословиям в Торе (2448),  и годы от Исхода до Новой эры (примерно 1280) составляют в сумме 3728 лет. По более полным расчетам исследователи получили близкую величину 3760 лет, которая и принята за период от сотворения Мира (СМ) до новой эры (НЭ). Приведенные подсчеты характеризуют не столько реальный ход мировой истории, сколько логику мудрецов, сопоставивших библейское и христианское летосчисления.

Нередко началом еврейского летосчисления указывается 3761-й год до н.э.  Действительно, 3760-й год, как и любой другой год, начинает свой отсчет в сентябре (октябре) предыдущего, в данном случае 3761-го года до н.э.

Современная наука (астрономия, геология, геохронология, археология) определяет время существования человека не менее 4-5 млн лет, появления и эволюции скелетных организмов в 540 млн лет, возраст Земли 4.5 млрд лет, возраст Вселенной («Большой взрыв») 15 млрд лет. Схема возникновения и ранней эволюции Вселенной, к которой пришла наука в XX веке, во многом предвосхищена создателями Торы в первом тысячелетии до новой эры, опиравшимися на интуицию и здравый взгляд на окружающий мир (разделение света и тьмы, образование водных оболочек, суши, появление животных, растений и — в завершение Творения —  создание человека).

Шесть тысячелетий 

Принимая за исходную величину 3760 лет, получим следующую схему тысячелетий по еврейскому летосчислению. Римскими цифрами снизу перечислены шесть тысячелетий:

Годы от СМ

1-1000

1001-2000

2001-3000

3001-4000

4001-5000

5001-6000

Годы в формате новой эры

3760 — 2761

2760 — 1761

1760  — 761

760 до н.э. —  240 н.э.

241 — 1240

1241 —  2240

Тысячелетия

I

II

III

IV

V

VI

Период с 1241 по 2240 годы, включающий наше время, приходится на шестое тысячелетие по еврейскому календарю. Как видно из расчета, 1241-й год новой эры  (который согласно правилу начинается в сентябре или октябре 1240 года) принят за первый год шестого тысячелетия еврейского летосчисления, следовательно, 1240-й год соответствует 5000-му году, последнему году пятого тысячелетия.

Последний год шестого тысячелетия еврейского календаря будет иметь место в 2240-м году новой эры, т.е. через 228 лет (если считать от времени написания настоящей статьи , 2012 года).  Осенью 2240-го года начнется отсчет седьмого тысячелетия по еврейскому календарю. Встречающиеся иногда высказывания о конце 6-го тысячелетия в ближайшие годы ошибочны.

Соотношения дат еврейского и общего календарей 

Для перехода от дат по еврейскому календарю к датам по календарю новой эры используются несложные формулы.

В них приняты обозначения:

— «Дата см»  — число лет от сотворения Мира;

— «Дата нэ»  — число лет до новой эры или новой эры.

Переход от общего календаря к еврейскому

Пересчет дат после начала новой эры производится по формуле:
Дата нэ+3760=Дата см  (к дате по общемировому календарю следует прибавить 3760).

Примеры:        

2012 нэ  + 3760  =  5772см
1900 нэ   + 3760  =  5660см
70 нэ  + 3760  =  3830см   (разрушение II Храма)
0нэ (начало первого года н.э.)+ 3760 = 3760см

Пересчет дат до начала новой эры — по формуле: 3760 — Датадо нэ = Датасм  (из 3760 вычесть номер года).

Примеры:

63-й г. до н.э.: 3760 – 63 до нэ = 3697см
1280-й г.до н.э.: 3760 – 1280 до нэ = 2480см (исход из Египта)

Переход от еврейского календаря к общему 

Формула: Дата см  –  3760 = Дата нэ  (из даты по еврейскому календарю следует вычесть 3760).

Примеры:

5770 см    – 3760 =  2010 нэ
5000 см – 3760 =   1240 нэ
3761см  – 3760 =     1 (первый год новой эры)
3000 см  – 3760 = –  760 нэ  (760 год до н.э.)
2000 см  – 3760 = –  1760 нэ  (1760 год до н.э.)

0см (момент наступления 1-го года от СМ) – 3760 = – 3760 нэ  (3760 год до н.э.)

Буквенные обозначения годов

В еврейском календаре приняты буквенные обозначения годов.

Числовые значения букв от 1 до 9:         א 1, ב 2,  ג 3, ד 4, ה 5, ו 6, ז 7, ח 8, ט 9;
от 10 до 90:       י10, כ 20, ל 30, מ 40, נ 50, ס 60, ע 70, פ 80, צ 90;
от 100 до 400:    ק 100, ר 200,  ש 300,  ת 400.

Годы обычно обозначаются в кратком формате: показывается номер года в пределах каждой тысячи лет без обозначения «тысячи». Так, например, для шестого тысячелетия: 5001-й год в календаре обозначался бы как  א׳ (первый), 5010 —  как י׳ (десятый),  5100 – как ק׳ (сотый).

Составные даты образуются сложением числовых значений букв. Так, в номере года «תשס״ח» сумма буквенных значений равна 768 (ת 400 + ש 300 + ס 60 + ח 8), что для шестого тысячелетия означает 5768-й год (5000+768), буквально: 768-й год шестого тысячелетия.

Ниже приведены примеры, показывающие механизм построения буквенных обозначений годов в пределах тысячелетия (в данном случае шестого):

Годы еврейского календаря

Номер года в пределах тысячелетия

Буквенные обозначения в календаре

Годы общего (солнечного) календаря от н.э.

5001-5010

1-10

י׳ ,ט׳  ….ו׳ ,ה׳ ,ד׳ ,ג׳ ,ב׳ ,א׳

1241-1250

5011-5019

11-19

י׳׳ ט … י׳׳ב ,י׳׳א

1251-1259

5020

20

’כ

1260

5021-5029

21-29

כ״א … כ״ט

1261-1269

5100

100

 ק׳

1340

5400

400

ת׳

1640

5401

491

ת״א

1641

5760

760

תש״ס

2000

5761

761

תשס״א

2001

5768

768

תשס״ח

2008

5800

800

ת״ת

2040

5801

801

תת״א

2041

6000

1000

תת״ר

2240

Для перехода от буквенного обозначения еврейского года к его европейскому календарному аналогу (т.е. к дате новой эры) нужно к сумме букво-чисел, обозначающих еврейский год, прибавить «1240». Пример: תשס״ח (в нашем тысячелетии так обозначается 5768-й год): 768 + 1240 = 2008 (т.е. 5768 см  год синхроничен 2008 нэ году).  Как видно из схемы, сентябрь1240 г принимается за начало 5001-го года, т.е. первого года шестого тысячелетия от СМ. Последний (6000-й) год шестого тысячелетия будет длиться с сентября2239 г по сентябрь2240 г. Можно предположить, что с сентября2240 г. наши потомки начнут отсчет нового, седьмого тысячелетия по тому же  способу, как это делается для шестого тысячелетия.

Смысл операции с прибавлением числа 1240 понятен из выражения «5000 см – 3760 = 1240 нэ», где «5000 см» – последний год пятого тысячелетия, «3760» —  число лет от сотворения мира до начала новой эры,  «1240 нэ» —  год новой эры. В этом году заканчивается пятое и начинается шестое тысячелетия еврейского календаря. В более развернутом виде соотношения дат приведены в приложении 1.

* * *

Вопросы о времени создания календаря, авторах, месте создания в настоящей статье не рассмотрены, они еще ждут своего освещения. Первоисточники к этой проблеме следует искать, по всей вероятности, в трудах мудрецов, период творчества которых можно предположительно определить довольно широким диапазоном от эпохи гаонов до первой половины эпохи ахароним. 

Приложение 1 

Некоторые годы шестого тысячелетия еврейской хронологической системы (5001-6000 г.г.) и их сопоставление с общемировым летоисчислением (1241 -2240 г.г.)

Годы общего  календаря

Буквенные обозначения и их состав

Номер года в пределах тысячелетия

Годы шестого тысячелетия от СМ

1241

א׳

1

5001

1242

ב׳

2

5002

1243

ג׳

3

5003

1250

י׳

10

5010

1251

י״א     (1+10)

11

5011

1260

כ׳

20

5020

1261

כ״א      (1+20)

21

5021

1270

ל׳

30

5030

1330

צ׳

90

5090

1340

  ק׳

100

5100

1341

״א ק

101

5101

1525

רפ״ה     (5+80+200)

285

5285

1540

ש׳

300

5300

1640

ת׳

400

5400

1641

   ת״א      (1+400)

401

5401

1740

ת״ק       (100+400)

500

5500

1743

תק״ג  (3+100+400)

503

5503

1799

תקנ״ט (9+50+100+400)

559

5559

1800

תק״ס  (60+ 100+400)

560

5560

1840

ת״ר  (200+400)

600

5600

1865

תרכ״ה (5+20+200+400)

625

5625

1896

תרנ״ו (6+50+200+400)

656

5656

1900

תר״ס  (60+200+400)

660

5660

1903

תרס״ג (3+60+200+400)

663

5663

1906

ו תרס״ (6+60+200+400)

666

5666

1909

תרס״ט (9+60+200+400)

669

5669

1910

תר״ע (70+200+400)

670

5670

1914

תרע״ד (4+70+200+400)

674

5674

1935

   תרצ״ה  (5+90+200+400)

695

5695

1940

ת״ש (300+400)

700

5700

1948

תש״ח (8+300+400)

708

5708

1956

תשי״ו (6+10+300+400)

716

5716

1958

תשי״ח (8+10+300+400)

718

5718

1974

תשל״ד (4+30+300+400)

734

5734

1975

ה תשל״ (5+30+300+400)

735

5735

1978

תשל״ח (8+30+300+400)

738

5738

1993

תשנ״ג (3+50+300+400)

753

5753

1995

תשנ״ה (5+50+300+400)

755

5755

2000

תש״ס (60+300+400)

760

5760

2002

תשס״ב (2+60+300+400)

762

5762

2004

תשס״ד (4+60+300+400)

764

5764

2006

תשס״ו (6+60+300+400)

766

5766

2007

תשס״ז (7+60+300+400)

767

5767

2008

תשס״ח (8+60+300+400)

768

5768

2009

תשס״ט (9+60+300+400)

769

5769

2010

תש״ע (70+300+400)

770

5770

2011

תשע״א (1+70+300+400)

771

5771

2100

תת״ס (60+400+400)

860

5860

2140

תת״ק (100+400+400)

            900

5900

2239

תתקצ״ט (9+90+100+400+400)

 

999

5999

2240

תת״ר (200+400+400)

1000

6000


Приложение 2 

Характерные явления библейской и послебиблейской истории                                              (в рамках тысячелетий еврейской хронологии)

Периоды (тысячелетия)

Годы

События

Первое тысячелетие

3760 –2761 г.г.  до н.э.

9 поколений от Адама до Лемеха

Второе тысячелетие

2760 -1761 г.г. до н.э.                

Ной, потоп, потомки Ноя (от Шема до Авраама), Исаака,   Иакова (13 поколений)

    Третье тысячелетие

1760 –761 г.г. до н.э.

4 поколения от Иосифа до Моисея, исход из Египта и дарование Торы, овладение                                                           Ханааном, монархия Соломона и Давида,  I Храм

Четвертое тысячелетие

760 г. до н.э. –240 г. н.э

Вавилонский плен, II Храм, составление законодательства Мишны

Пятое тысячелетие

241 — 1240 г.г. н.э. 

Составление Талмудов, рассеяние

Шестое тысячелетие

1241 –2240 г.г. н.э.

Галут, Холокост, Государство Израиль

Поисковые слова (метки): календарь, летосчисление, хронология, время, еврейский календарь, солнечно-лунный.


[1] Одним из свидетельств использования в Египте солнечного года служит находка в древней гробнице 365 фигурок служителей, каждый из которых, судя по надписям, был занят один день в году (Бадж Э.А.У. Египетская книга мертвых. СПб: «Азбука», 2012. Стр. 63).

[2]  В мусульманском мире используется лунный календарь, эрой которого является хиджра (16 июля622 г.) — время переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Счет годов в нем идет быстрее, чем в солнечных и солнечно-лунных календарях. Сезонные явления и праздники перемещаются по всему годовому циклу, опережая даты солнечного календаря. С622 г. по солнечному календарю прошло 1390 лет (на 2012 год), а по мусульманскому — 1434, на 44 года больше.

Print Friendly, PDF & Email

8 комментариев для “Александр Коников: Календарь тысячелетий

  1. Вы пишите: «Что касается соображений второго порядка, то можно найти много несовпадений и противоречий (несущественных или очень существенных) между представлениями трехтысячелетней давности и современными»

    Спасибо, Александр,. за ответ. Но я хочу задать ещё несколько, возможно, наивных вопросов. Разве в Торе речь идёт о человеческих представлениях. а не о Б-жественном слове? Гле провести тогда границу между толкованиями и неоспоримыми истинами? Не следует ли из Ваших слов, что можно интерпретировать слово Всевышнего бесконечно и по собственному усмотрению?

  2. Уважаемый Александр! Вы пишите: Приведенные подсчеты характеризуют не столько реальный ход мировой истории, сколько логику мудрецов, сопоставивших библейское и христианское летосчисления.

    Признеаюсь честно, мало что понял в таблицах и вычислениях. Но вопрос, который я уже задавал раввину и не получил вразумительно ответа. хочу повторить. Как всё-таки, соотносится реальный ход истории и логика еврейских мудрецов? Другими словами, какое сообношение реальных ( 20-30) миллитардов лет от сотворения мира и тех, которые приняты у евреев?

    1. Уважаемый г. Мадорский!
      Старая тема — проблема веры и знания. Вера и знание связаны исторически и по существу, но никогда полностью не совмещаются. Это – неизбежная данность. В Вашем вопросе — «Реальные (!) 20 млрд лет и — логика мудрецов» — крупица ответа?
      Творцы Пятикнижия тысячи лет назад не имели ни обширной сокровищницы научных знаний (наука только зарождалась), ни логики научного исследования. Тем не менее Тора произведение, давшее два великих открытия — идея Единства мира и идея Созданности мира, выраженные в монотеистической философии иудаизма. Это был переход человечества от первобытного и мифологического мышления к современному.
      В первых строках Торы приводится картина Творения Мира, которая оказалась предтечей научной теории возникновения Вселенной (теория Большого Взрыва), к которой наука пришла только в 20 веке. Там заложена даже идея эволюции, доступная проницательному уму (последовательное шестидневное Творение, постепенный ход природных процессов, завершившийся созданием человека).
      Что касается соображений второго порядка, то можно найти много несовпадений и противоречий (несущественных или очень существенных) между представлениями трехтысячелетней давности и современными. Даже в схеме Творения: создание растительности на третий день, а светил – на четвертый.
      Было бы странно, если бы противоречий не было. Мне кажется, нас больше поражают не различия, а общее.

    2. В Торе речь идет о человеческих представлениях – об истории, о событиях, о природе, о материальных объектах, в том числе и о Б-жественных словах и делах (вспомним, например, книгу Исход, начало книги Берешит). Существуют предположения мудрецов и ученых об авторах каждой из пяти книг Торы (Моше, бен-Нун).
      Думаю, что границу между толкованиями и неоспоримыми истинами (точнее: изречениями об истинах) провести трудно, для разных людей она будет различна. Но кстати о толкованиях. Как известно, Тора (Моисеево Пятикнижие) на протяжении сотен и сотен лет сопровождалась толкованиями мудрецов. Каждая фраза, а то и слово (а то и буква) обдумывались, комментировались. Написана обширная литература комментариев Торы (мидрашей). Известны выдающиеся комментаторы, трудившиеся на протяжении более двух тысяч лет. При этом толкования мудрецов далеко не всегда совпадали. Существовали даже целые школы, придерживающиеся разных представлений (к примеру школа Гиллеля и школа Шамая в начале 1-го тысячелетия). Их объединяли идеи монотеизма и роли Б-жественного в истории людей и народов.
      Простите, если приводил известные Вам сведения…

  3. В еврейском календаре как бы отсутствует основной «временной квант», сначала Избранного Народа, а потом и всего человечества – неделя.
    А между прочим это единственная единица измерения, которая консенсусно принята всеми людьми мира.
    Эйнштейн называл неделю в числе того сверх ценного, что евреи дали миру.

    Я придумал неделекратный календарь «Новой Субботы» с 28 летним циклом.
    Вот его формула: [(6+1)*52*6+(6+1)*53]*3+(6+1)*52+(6+1)*54=(6+1)*[(52*6+53)*3+52*6+54]
    Сначало идут шесть обычных неделекратных лет: 52 Субботы и недели, 364 дня; далее Седьмой год – Шабатон: 53 Субботы и недели, 371 день; и так 3 семилетки; потом шесть обычных – 52 недельных лет, и 28 год – Шабатон Шабатонов: 54 Субботы и недели, 378 дней.
    Когда я изобрел этот календарь, я не знал о 28 летнем солнечном цикле и о том, что евреи раз в 28 лет празднуют ем шлиши – день создания Г-м Солнца, Луны и звезд.
    Когда Израиль Воскрешенный станет страной – столицей Союза Высокоразвитых Государств, а потом и всего мира, люди перейдут на этот мой календарь Новой Субботы.

    Жду вашего компетентного мнения.

    1. «В еврейском календаре как бы отсутствует неделя… »
      Действительно, неделя — единственный отрезок времени, не поддающийся никаким изменениям (в отличие от годов и месяцев с их меняющейся длительностью). Неделя шествует сквозь годы и месяцы, не меняясь и не укладываясь в их рамки.
      Вы предлагаете ввести сочетание неделекратных годов в 364, 371 и 378 дней, составленных из целого числа недель. Может быть, это было бы удобно для недельного чтения разделов Торы. Но тогда начало года (Рош ходеш) будет не совпадать с первым днем месяца, годы перестанут содержать целое число лунных месяцев; число месяца перестанет строго соответствовать фазе Луны, а это — неотъемлемые свойства еврейского календаря.
      Длительность годов в днях по Вашей схеме не перестает быть изменчивой, только совсем по другой модели.
      Цикл вместо 19-летнего стал бы 28-летним (если я правильно понял Ваше построение). Это близко к периоду ткуфы, регулирующей биркат а-хама — праздник благословения Солнца (раз в 28 лет). Ткуфа не целый законченный период, это четверть солнечного года (см. И. Спекторский, 2009), она принимается равной 91 дню и 7.5 часам. Поэтому Ваш 28-летний период заменить ткуфу не может.
      Было бы интересно рассмотреть 28-летний период в форматах еврейского, европейского и предлагаемого Вами календаря в виде таблицы с сопоставлением хода годов (в днях) (если бы Вы показали такую таблицу). Попытка создать календарный год из целого числа недель, кажется, предпринималась в Кумране (Д. Амусин), но, по-видимому, он оказался несовместимым с солнечным годом.
      Не нам решать судьбу календаря. Могу только сказать о Вашем остроумном построении: если его принять, ради полной делимости года на недели, то календарь станет совсем другим, потеряет свои основные свойства. Он даже перестанет быть (солнечно)-лунным.
      О происхождении семидневной недели и о том, что семидневная неделя не является долей лунного месяца – см.: А.З. Коников. Проблема историко-культурного статуса недели в древнем календаре народов Передней Азии // Время и календарь в традиционной культуре. Всероссийск. научн. конфер. СПб: Изд-во Лань. 1999. С. 111-115.
      Спасибо за Ваш интересный и насыщенный комментарий.

  4. Дорогой Александр!
    Поздравляю Вас с хорошей и очень деловой работой! Успехов и здоровья Вам!

Обсуждение закрыто.